План рассказа косцы краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Рассказчик повествует о том, как он идет по дороге, наслаждается красотой природы и слушает песни косарей. Косцы работают в поле и ожидают, когда закончится очередной рабочий день. Погода стоит прекрасная. Тем временем автор начинает рассказывать о том, как ему удалось пообщаться с косцами.

Простые мужики познакомили рассказчика со своими обычаями, рассказали о том, как они проводят свое время. Сенокосцы пели песни, которые были такие же красивые, как и природа. Автор рассуждает о содержании песен. Именно их смысл пробудил в рассказчике чувства к Родине, он понимает, что наполнен этой любовью.

Главные герои и их характеристика:

  • Косцы – рязанские сенокосцы, жизнерадостные, сильные и трудолюбивые мужчины.
  • Рассказчик – мужчина, которому удалось ближе познакомиться с сенокосцами, узнать больше об их жизни, благодаря чему он понимает, насколько любит Родину и ценит ее красоту.

История эта случилась давно. Рассказчик шел по дороге, прислушался и понял, что вдалеке поют сенокосцы, которые работали в березовой роще. Это была самая настоящая обычная российская глушь. Время в этой забытой или благословенной — богом стране будто остановилось или вовсе не имело значения. Был теплый июньский день, работа косцов подходила к завершению. Верхушки деревьев освящало мягкое теплое солнце.

Бунин

Автор: Иван Алексеевич Бунин

Косцы из Рязани, работающие в поле, прибыли в орловские места, чтобы заработать в период сенокоса. Рязанские мужики были дружелюбными, жизнерадостными, они были нарядно и опрятно одеты. Их внешний вид радовал глаз, они шли и пели среди вечной полевой тишины.

Затем рассказчик увлекся пением рязанских косцов. Было в нем что-то дивное и необъяснимое, что трогало за душу, в этом и было очарование песни. В них отражалась их жизнь, быт, природа, песни дарили ощущение единения и понимания того, что для всех общий дом – была Россия.

Косцы шли вперед по лесу, медленно продвигаясь, выкашивали траву. Во время пения они то прощались с родными местами, то радовались встрече с любимой. И даже кажущаяся на первый взгляд окружающая безнадежность меркла, и появлялись радостные чувства от этих песен.

Кратко об истории создания произведения

С самого начала произведение знакомит нас с подробным описанием природы. Автор описывает поля, на фоне прекрасного захода солнца, которое аккуратно падает в красивые легкие облака. Кажется, что время остановилось в этой забытой богом стране. Герой рассказа сталкивается с косцами. В рассказе нет главного героя и даже просто героя, в нем ведется речь о воспоминаниях и о встрече с косцами.

Создавая образ косцов, Бунин их описывал беззаботными и дружелюбными. Они любили поработать. Выглядели всегда опрятно, их одежда со своими мягкими бахилами, рубахами с красными воротами выглядела чисто и красиво. Они проходили по плодородным землям, помогая сенокосам.

Питались косцы скромно. В обед пили родниковую воду из деревянных сосудов, затем крестились и бодро приступали к работе. Играючи пускали в ход свои блестяще косы. На ужин косцы из большого чугуна ели куски розового мухомора. После ужина из их уст разливалась песнь, продвигаясь по березовому лесу.

Прелесть этой песни была в отзывавшемся эхо и отзвуках березового леса. Она связывала все, чувства, что видели и ощущали косцы. Связывала людей с природой. Прелесть этой песни, что все люди были детьми своей родины. Ведь они были все вместе, благодаря этому всегда было им хорошо. Что родина - это общий дом для всех. Прелесть песни в том, что кажется, что это не пение, а лишь вздохи здоровой и певучей груди косцов. Исполнялась песня с той искренней непосредственностью и естественностью, которая была под силу только русскому. Искренними были и те вздохи, и те полуслова, которые перекликались с глубинами леса. Косцы вздыхали по-разному, то жалуясь, то тоскуя.

Герой был в этой песне, он прочувствовал ее до глубины души, то бесконечное счастье, что осталось позади и стало невозвратным. Всему свой срок.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Косцы

Популярные сегодня темы

Пожалуй, читателю крайне легко и понятно была донесена та мысль, что доброта и понимание являются самыми большими движущими силами в этом мире. Также, хочется отметить и то

Друг. Как редко мы задумываемся над значением данного слова! Часто мы считаем друзьями тех, кто проводит с нами большое количество времени, с кем мы смеемся и беззаботно разговариваем.

С давних времен человек окружен другими людьми. Сначала ими были его соплеменники, затем родственники, друзья и коллеги. Такое взаимодействие помогает индивиду бороться с природной стихией, достигать поставленных целей

Название произведения имеет символическое значение, при помощи которого писатель раскрывает основной смысл комедии, состоящий в проблемах образования, воспитания и просвещения молодого поколения того периода времени.

Неделю назад рассказчик видел, как косцы пили родниковую воду и ужинали. К ужасу своему, рассказчик понял, что едят они мухоморы. Косцы с улыбкой сказали ему, что в этом нет ничего страшного, и грибы похожи по вкусу на курицу.

А сейчас они работали и пели, их песня была красивой. И смотреть на косцов было приятно. А прелесть песни была в том, что окружало рассказчика с косцами, в том, что они чувствовали. Для рассказчика эти минуты были важны, и он понял, что запомнит их навсегда. Березовый лес как будто откликался на все мотивы той песни. Песня казалась прекрасной не из-за слов или мотива, а от того, что рассказчик и косцы были в их общем доме: в России, и казалось, будто её душа поет вместе с ними.

Вместе работая, косцы понемногу продвигались вперед. Их песня была легкой и естественной, и в ней пелось о прощании с родимой стороной. Хотя слова песни были грустные, пели косцы их с радостью, не соответствующей словам. Это можно было объяснить тем, что на самом деле они не прощаются с Родиной. И рассказчик, и рязанские мужики были бесконечно счастливы в то время, сейчас те дни кажутся рассказчику давным-давно прошедшими, но он помнит, как счастлив был тогда.

Бунин пишет свой рассказ, основанный на воспоминаниях, в Париже. Он хочет передать читателю, как сильно он скучает по России. Рассказ учит тому, что нужно ценить моменты и видеть счастье в мелочах.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Приблизился вечер, и автору опять хочется встречи с косарями. Он видит их за трапезой. Они наслаждаются блюдом из мухоморов, которое им кажется сладковатым и напоминает курятину. Труженики отдохнули и решили спеть. Казалось, что их звонкие голоса заполняли лесной воздух особым очарованием, дивной прелестью.

Песня казалась грустной, но исполняли они ее с особой удалью. В этот момент автор понял, что в жизни нет безнадежности. Огромная Русь может всякому помочь и любого выручить. До самой ночи радовали косцы своими песнями. Писатель наслаждался этим моментом и вдыхал свежие ароматы медвяных лесных трав, удивлялся гармоничному сплетению человека и природы.

Конец рассказа немного грустный, автор ностальгически вспоминает косцов и их пение. Он чувствовал себя рядом с этими тружениками счастливым, а их песни подарили ему истинную радость. Бунину искренне жаль, что не вернуть больше тех сказочных мгновений.

Косцы

Особенности сюжета

В рассказе глубоко и проникновенно переданы чувства, которые одолевали писателя во время их пения. Уже тогда рассказчик понимал, что никогда не забудет тот предвечерний час. Автор удивлен, насколько глубока русская душа, что даже ему непонятны все тонкости песни сельских тружеников.

Горечь утраты

Композиционное и жанровое своеобразие

В своих размышлениях писатель сравнивает этих тружеников с чем-то чарующим, слитым в единую артель, видит, что их пение очень гармонично вплетается в жизнь природы, но они даже не задумываются об этом. Во время пения автор ощущает себя частичкой этого народа. Их песня, окружающая природа неотделимы от родины, России.

К какому жанру можно отнести данное произведение? Пожалуй, это своеобразное стихотворение в прозе, где писатель размышляет о русском человеке. Ведь Бунину так необходимо было за границей духовное единение с Россией. А еще его можно назвать поэтической зарисовкой, лирическим очерком. Рассказ насыщен эпитетами, метафорами, сравнениями.

Жанр, направление

Описанием русской природы в произведении Иван Алексеевич показал, насколько он тонко ее чувствовал. Березовый лес у него как бы откликается на песню косцов. Автор описывает старую дорогу, которая заросла кудрявой муравой, рассуждает о том, что по этой дороге столько раз ходили его деды и прадеды. Днем по небосводу плыли красивые легкие облака, а вечером небо стало золотиться.

Краткое содержание Бунин Косцы:

Повествование ведется от лица рассказчика, который держит путь по одной из больших российских дорог. Передвигаясь между березовых лесов и широкий степей, он с удовольствием слушает доносящиеся издалека песни людей с косами, которые размеренно вышагивая по полю, ждут окончания рабочего дня.

Июньский день подходит к концу. Природа будто раскрыла напоследок все свои прелести. Закат солнца ослепительно красив. Он слился с золотистыми облаками. На фоне благоухающих полей умиротворенно отдыхает пастух и стадо овец.

Громким раскатистым эхом разносятся слова из песен мужчин, которые из далекого рязанского края добрели до орловских мест. В поисках плодородных участков земли они дружно, наслаждаясь своей работой, идут к цели, по пути протягивая руку помощи местным сенокосам.

Вспоминая недавнюю встречу с ними, рассказчик повествует о каждом их занятии, связанном с приемом пищи на лугу в виде мухоморов, косьбой, подчеркивая их приветливость и гостеприимство, своеобразие обрядов и одежды.

Теперь, вновь услышав их звучные голоса, герой чувствует слияние их песен со всем тем, что окружает вокруг. Ощущение счастья переполняет его от осознания себя частью родного края, наделенного такой волшебной красотой просторов. Вдыхая свежий воздух, он думает об особенностях традиций, исполнении и содержании русских песен.

Именно в процессе косьбы мужики, напоминающие богатырей, проявляли настоящие чувства. Продолжая раскрывать загадку русской песни, рассказчик, прежде всего, обращается к удивительной душе певцов, которые, прощаясь с этой землей, уходят в другой край. Они помнят, что где бы ни находился человек, везде одно небо, а Россия — единственный дом, где каждый кустик укроет от непогоды.

Лаская слух, песня постепенно раскрыла свое содержание. Речь шла о мире, наполненном добрыми людьми, о богатстве нашей страны неповторимым русским творчеством. Но все когда-то уходит, подобные дни остаются навсегда лишь в памяти.

Труженики в рассказе

Косцы не просто трудились, но и пели. Казалось, что в работе они даже не делали особых усилий. Труженики размахивали вокруг себя косами, а те обнажали целые поляны. Писатель изображает не местных, а рязанских косцов, которые пришли из другой области России, но отличаются сплоченностью. В их движениях замечалась особая охота к работе.

И радостно было автору наблюдать за их слаженным трудом. Косы они пускали широко, как бы играясь. Шли ровно друг за другом, окашивая пни и кусты. Даже во вздохах этих тружеников писатель видел русскую красоту. В этом прозаическом стихотворении Бунин воспевает труд косцов.

Значение народной песни

Литература. 5 класс (2 часть) Косцы

Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели.

Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернётся уже вовеки.

Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как

Литература. 5 класс (2 часть) Косцы

пишут их на церковных картинах. Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут… Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — Богом стране. И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.

Неделю тому назад они косили в ближнем от нас лесу, и я видел, проезжая верхом, как они заходили на работу, пополудновавши: они пили из деревянных жбанов родниковую воду, — так долго, так сладко, как пьют только звери да хорошие, здоровые русские батраки, — потом крестились и бодро сбегались к месту с белыми, блестящими, наведёнными, как бритва, косами на плечах, на бегу вступали в ряд, косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли, пошли вольной, ровной чередой. А на возвратном пути я видел их ужин. Они сидели на засвежевшей поляне возле потухшего костра, ложками таскали из чугуна куски чего-то розового.

Они приветливо ответили:

— Доброго здоровья, милости просим!

Поляна спускалась к оврагу, открывая ещё светлый за зелёными деревьями запад. И вдруг, приглядевшись, я с ужасом увидел, что то, что ели они, были страшные своим дурманом грибы-мухоморы. А они только засмеялись:

— Ничего, они сладкие, чистая курятина!

Прелесть её была в откликах, в звучности берёзового леса. Прелесть её была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, её простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И ещё в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох берёзовом лесу.

Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъёмы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной лёгкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Чувствовалось — человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно пре- красное. И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

Ты прости, прощай, любезный друг, И родимая ах да прощай, сторонушка! —

говорили, вздыхали они каждый по-разному, с той или иной мерой грусти и любви, но с одинаковой беззаботно-безнадежной укоризной.

Ты прости, прощай, любезная, неверная моя, По тебе ли сердце черней грязи сделалось! —

говорили они, по-разному жалуясь и тоскуя, по-разному ударяя на слова, и вдруг все разом сливались уже в совершенно согласном чувстве почти восторга перед своей гибелью, молодой дерзости перед судьбою и какого-то необыкновенного, всепрощающего великодушия, — точно встряхивали головами и кидали на весь лес:

Коль не любишь, не мил — Бог с тобою, Коли лучше найдёшь — позабудешь! —

и по всему лесу откликалось на дружную силу, свободу и грудную звучность их голосов, замирало и опять, звучно гремя, подхватывало:

Ах, коли лучше найдёшь — позабудешь, Коли хуже найдёшь — пожалеешь!

Ещё одно, говорю я, было в этой песне — это то, что хорошо знали и мы, и они, эти рязанские мужики, в глубине души, что бесконечно счастливы были мы в те дни, теперь уже бесконечно далекие — и невозвратимые. Ибо всему свой срок, — миновала и для нас сказка: отказались от нас наши древние заступники, разбежались рыскучие звери, разлетелись вещие птицы, свернулись самобраные скатерти, поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля, иссякли животворные ключи — и настал конец, предел Божьему прощению.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОИХ РАССКАЗОВ

Из заметок И. А. Бунина

Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот берёзовый лес.

Размышляем о прочитанном

2. Что роднит стихотворения раздела о Родине и родной природе из первой части учебника с этим небольшим рассказом Бунина?

Литература и изобразительное искусство

Совершенствуем свою речь

Подготовьте выразительное чтение и пересказ этого произведения, используя характерные для него слова и выражения.

1. Каким общим настроением окрашено всё произведение Ивана Алексеевича Бунина?

3. Как меняется интонация актёра, когда он читает описание внешности рязанских мужиков; когда он передает воспоминание автора о прелести их песни; когда звучат мысли И. А. Бунина о неизбывной, неиссякаемой любви к Родине?

4. В чём же была прелесть песни косцов? Попробуйте пересказать размышления автора об этом близко к тексту, используя те речевые обороты, повторы, риторические вопросы, которые использует автор.

5. Как вы думаете, почему в мыслях писателя о Родине воедино сливаются песни, сказки, предания, животворные ключи, дремучие леса, высокие травы?

6. Напишите небольшое сочинение о том, что для вас значит мир сказки с его необыкновенными приключениями, храбрыми и мудрыми героями, коварными колдунами, чудесными помощниками, дремучими лесами, высокими горами, синими морями, травами-муравами.

Обогащаем свою речь

Продолжите этот ряд, придумайте собственные предложения со словами этого ряда.

Примечания

[1] Бахилы — крестьянская обувь в виде кожаных или плетёных из бересты полусапожек, спереди стягивающиеся ремешками.

[2] Онучи — куски полотна, предназначавшиеся для обёртывания ног; обычно носились с лаптями.

Образ Родины в произведении

Именно на русском материале построены произведения эмигрантского периода Ивана Алексеевича. На чужбине писатель постоянно вспоминал о родной земле, о ее полях, деревнях, крестьянах и дворянах, природе. Ивану Бунину был прекрасно знаком и русский мужик, и русский дворянин. Запад писателю чужд, он не мог писать о нем. Произведения Бунина были наполнены классическими традициями русской литературы. Также мастер слова не обходил стороной любовь, жизнь, будущее всего мира.

Светлые стороны творчества эмигрантского периода

Мыслью о непростой, трагической судьбе нашей страны пронизано все творчество Бунина эмигрантского периода.

Печальная концовка

Чувство обреченности, сгущение времени

Он, как и прежде, сдвигает смерть и жизнь, ужас и радость, отчаяние и надежду. Но ранее никогда в его произведениях с такой обостренностью не выступало ощущение обреченности и бренности всего сущего: могущества, славы, счастья, красоты — как в творениях эмигрантского периода. Россия была неотторжима от писателя, как бы далеко он ни находился. Но это была отодвинутая страна, не та, что начиналась раньше за выходящим в сад окном; она была и одновременно как будто не существовала. В ответ на сомнение и боль в образе нашей страны все яснее начало проступать то русское, что должно было из прошлого идти дальше, что исчезнуть не могло. Иногда во власти особо тяжелого чувства отдаленности от своей Родины Бунина посещали различные озаряющие мысли, но горизонт так и оставался беспросветен.

Проблемы

Бунин затрагивает проблемы времени и вечности, смысла жизни, места человека в обществе, его роли в истории. Тема природы особенно ярко подчеркивает и раскрывает их.


Главные герои

  • Рассказчик — мужчина, любящий родину, ценящий красоту её природы, культуру.
  • Косцы — рязанские крестьяне, молодые и сильные мужчины, чистоплотные, трудолюбивые, весёлые.

Краткое содержание

Теперь же рассказчик наслаждался песней косцов, в которой была дивная, необъяснимая прелесть, трогавшая душу за живое. Было понятно, что эта песня неразделимо связана со всем тем, что окружало рассказчика и косцов — полями, лесом, предвечерним небом. Она дарила ощущение единства, острого понимания того, что Россия есть общий дом для всех.

Заключение

Автор с большой любовью и нежностью описывает родные места. Он учит чувствовать красоту окружающего мира, никогда не унывать, не сдаваться и черпать силы в любви к своей родине.

Читайте также: