Какие территориальные изменения произошли и почему на северном кавказе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня представители малых народов часто любят критиковать советскую власть, а зря. Ведь именно советская власть и сделала Россию федеративным государством, предоставив малым народам свои национально-территориальные автономии. Ярким примером может послужить Северный Кавказ.

В годы Российской империи административно-территориальная карта Северного Кавказа выглядела совсем иначе, чем в наши дни. Ведь в те годы не было ни Чечни, ни Ингушетии, ни Кабардино-Балкарии с Карачаево-Черкесией, вместо них была Терское казачье войско в состав которого входили практически все нынешние северокавказские республики. Вместо Краснодарского края и республики Адыгея была казачья Кубанская область и Черноморский военный округ. Лишь Ставрополье и Дагестанская область имелись на карте Царской России, однако и их территория выглядела иначе.

В 1930-е годы характеризовались тем, что территорию Северного Кавказа несколько раз меняли. Сначала все регионы (за исключением Дагестана) были объединены в один Северо-Кавказский край, куда помимо республик входили Ставрополье, Кубань и Ростовская область. Затем в 1934 году Северный Кавказ разделили на пополам: Азово-Черноморский (Ростовская область, Кубань и Адыгея) и Северо-Кавказский край (Ставрополье и северокавказские республики). В 1936 году из состава Северо-Кавказского края вышли Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская и Чечено-Ингушская автономные области. В 1937 году Северо-Кавказский край был переименован в Орджоникидзевский край, которого в 1943 вновь переименовали в Ставропольский.

Карта Северного Кавказа на 1931 год (карта взята из открытых источников и оцифрована автором этой статьи)

Карта Северного Кавказа на 1931 год (карта взята из открытых источников и оцифрована автором этой статьи)

К началу 1940 года регионы Северного Кавказа примерно получили свой современный вид, куда входили Ставропольский и Краснодарский края, Карачаевская и Черкесская АО, Северо-Осетинская, Чечено-Ингушская и Дагестанская АССР. Однако в годы Великой Отечественной войны, советское руководство обвинило некоторых народов Северного Кавказа в сотрудничестве с немецким Вермахтом. В итоге в Казахстан и в Среднюю Азию были депортированы: чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы и калмыки. Так началось новое перекраивание границ регионов Северного Кавказа. Были ликвидированы Чечено-Ингушетия, Карачаевская и Черкесская АО, а их территории вошли в состав Ставропольского края (Чечено-Ингушская АССР была преобразована в Грозненскую область ).

Такой вид субъекты Северного Кавказа будут иметь вплоть до 1956 года. В период правления Никиты Хрущева депортированные народы в 1956 году были реабилитированы и возвращены на родину. Так была вновь преобразована Чечено-Ингушская АССР, Карачаевская и Черкесская АО была преобразована в Карачаево-Черкессию, которая вошла в состав Ставропольского края. Такой вид регионы Северного Кавказа сохраняли вплоть до 1991 года.

После распада СССР Карачаево-Черкессия и Адыгейская АО вышли из состава Ставропольского и Краснодарского краев и стали самостоятельными субъектами. А с приходом к власти Джохара Дудаева Чечено-Ингушетия разделилась на два самостоятельных субъекта Чечню и Ингушетию. Впрочем, это уже совсем другая история.

На данный момент Северный Кавказ является наиболее многонациональной территорией Российской Федерации. Из-за этого в данном регионе довольно часто возникают религиозные, межнациональные, этнические конфликты. Именно этот фактор довольно сильно влияет на внутреннюю политику России на Северном Кавказе, также находит свое отражение и во внешней.

внутренняя политика россии на северном кавказе

Национальный состав Северного Кавказа

Северный Кавказ считается лидером по количеству жителей среди субъектов государства. Если сверять демографические данные, то можно заметить, что жители региона увеличиваются с каждым днем. В 2002 году на этой территории проживало около 6 млн человек. К 2010 данный показатель вырос до 14 млн.

Из-за того, что в состав Северного Кавказа входит семь различных регионов, национальный "ассортимент" данной территории довольно разнообразен. Лидерами по количеству жителей среди областей считаются Дагестан и Чечня. В первом проживает более 3 млн человек, а во втором – около миллиона. На данной территории можно найти 150 представителей наций, этнических групп, а все остальные – коренные жители. Довольно часто между ними возникают довольно серьезные конфликты, которые приводят к тяжелым проблемам.

После того, как произошел распад СССР, появилась вражда между мусульманами и православными. Из-за этого на территории Кавказа уменьшилось количество жителей. Именно поэтому внутренняя политика России на Северном Кавказе должна была быть направлена на молниеносное решение возникшей ситуации. Следует заметить, что подобное противостояние продолжается по сей день.

политика россии на северном кавказе

Причины нарастания конфронтации на территории Северного Кавказа

После того, как произошел распад Советского Союза, на Северном Кавказе появилось множество неразрешаемых вопросов. Начались демократические процессы, которые повлияли практически на всю территорию России. Более того, они повлекли за собой проблемы и в итоге затормозили развитие всего региона. Следует сказать, окончив небольшое введение, – внутренняя политика России на Северном Кавказе в то время была не совсем продуманной, поэтому в связи с этим появлялись и другие трудности.

Власть и государство не доверяли чиновникам, которые представляли Северный Кавказ, поэтому, даже с тем, что все жители региона имели такие же права, как и другое население России, вопросы различного характера было довольно сложно урегулировать. На тот момент государство нашло единственное, по их мнению, хорошее решение, – управление республикой из Москвы. Нужно заметить, что подобный выбор также повлиял на экономическое развитие Кавказа.

Промышленный комплекс развивался по остаточному принципу. Природные ресурсы этой территории были разграблены, а население получило множество проблем, в том числе ужасную экология. Социальная инфраструктура явно пострадала. В некоторых селах и поселках нет ни школ, ни больниц. Подобное стало результатом плохой внутренней экономики. Политика Северного Кавказа была направлена на уничтожение тех людей, которые были репрессированы во времена Великой Отечественной войны.

характер внутренней политики россии на северном кавказе

Проблемы региона

Проводимая политика в данном регионе сильно отразилась на благополучии жителей. Заработные платы не выплачивались, безработица стала процветать, появились проблемы с массовым употреблением алкоголя, увеличилось количество правонарушений, процветала наркомания и так далее. Территориальные проблемы также стали довольно актуальными. К сожалению, многие республики пытались отвоевать регионы, которые считали своими. Довольно часто возникали конфликты между осетинами, гайцами и так далее. При этом внутренняя политика России на Северном Кавказе эти проблемы не решала.

Из-за роста безработицы начал расцветать терроризм. Причем нужно заметить, что эта проблема распространилась не только в Северном Кавказе, но и во всей России. Начали появляться группировки, которые оказывали влияние на чиновников при помощи лоббирования. Все это обращает внимание на то, что России следует изменить внутреннюю политику в Северном Кавказе. Причины проблем на данном списке не заканчиваются, их, наоборот, с каждым годом становится все больше.

, введение внутренняя политика россии на северном кавказе

Черная страница в истории Чечни

Прежде чем рассматривать внутреннюю политику Российской Федерации в Чечне, необходимо вспомнить события, которые происходили в девяностых годах. Во время геноцида населения, в частности, еврейского, русского и армянского, начали ухудшаться отношения в данном регионе. Подобная политика не являлась официальной и напрямую политическими деятелями не поддерживалась. Так как считалась грубейшим нарушением международных прав. Нужно заметить, что даже с тем, что политики не поддерживали напрямую геноцид, так или иначе поддержка жертвам не оказывалась. Больший процент насилия оказался в столице – в городе Грозном. Многие семьи подвергались нападениям и другим правонарушениям. Убийства стали практически обыденным делом.

Внутренняя политика России на Северном Кавказе тогда была в застое. В связи с этим из данного региона стал наблюдаться отток образованного населения, что повлияло на экономическое и культурное развитие субъекта. Черной страницей в истории Чечни можно назвать правителя Дудаева. Любые сводки происшествий это подтвердят.

Современная Чечня

Нужно заметить, что есть и плохая сторона у данных действий. Например, финансирование этих проектов проводилась не по совсем прозрачной схеме. Не все рабочие получали заработную плату, а также часто звучали заявления о мошенничестве и коррупции от местных жителей. Вот такой характер внутренней политики России на Северном Кавказе.

внутренняя политика россии на северном кавказе вывод

Выплаты

Во внутренней политике на Северном Кавказе имеются серьезные проблемы, связанные с имуществом и жильем. Если дома людей в ходе войны были уничтожены, то жителям обещали выплатить около 300 тыс. руб. Однако все не так хорошо, как может показаться сначала. Например, для того чтобы получить данную выплату, необходимо было дать взятку в размере 50 % от полной суммы. Если же жилье не было разрушено полностью, то на компенсацию данные люди претендовать не имели права. Подобные выплаты неофициально были остановлены в 2005 году.

Перспективы

За счет приложенных усилиям, которые позволяют создавать чистую систему управления, а также избавляться от многих серьезных проблем, населению удалось реабилитировать регион на международном уровне. В результате правильной внутренней политики России на Северном Кавказе, контроль за государственными средствами, которые выделяются для того, чтобы восстановить данную республику, позволяет стать региону более спокойным и стабильным, чем он был ранее. Также Северный Кавказ постепенно начинает взаимодействовать с другими частями России.

Центральный и Северо-Западный Кавказ

На северо-западном и центральном Кавказе также необходимо провести правильную внутреннюю политику. К данным частям Кавказа относятся осетинские земли, также многие другие. Останавливаясь на них подробно, нужно отметить, что в 90-х годах часть от данных земель была потеряна для осетин. Если говорить о значимости этой территории для России, то нужно заметить, что она является связующим звеном между осетинами и русскими. Дополнительно следует отметить, что оба региона православные. За счет этого население сближается между собой. Политика РФ на Северном Кавказе скорее против такого.

внутренняя политика россии на северном кавказе кратко

Осетинские земли входят в территорию Грузии по направлению к Армении, поэтому иногда в Грузии могут происходить столкновения, которые уже считаются обыденными и никого не удивляют. За счет того, что сейчас уже не актуально обострять внимание на межнациональных отношениях и подобных конфликтах, то и правительство Российской Федерации не вмешивается в данные вопросы. Государство не лезет в распределение должностей по национальному признаку, а также во многие другие проблемы, однако это не значит, что страна придерживается единого мнения. Следует сделать вывод: внутренняя политика России на Северном Кавказе проводится. Все идет своим чередом.

Объединение регионов

Острым вопросом является культурное развитие Северного Кавказа, которое сильно отличается от самой России. Из-за этого, объединения данного региона с остальным государством немного затрудняется. На данный момент даже представить, что многие народы этой территории причисляют себя к народу Федерации, будучи с ней единой, практически невозможно. Если кратко, внутренняя политика России на Северном Кавказе, в принципе, полностью исключает сближение регионов.

Подводя итог, нужно заметить, что из-за того, что государство не пытается уладить конфликт на федеральном уровне, а также не собирается урегулировать важные вопросы, привело к тому, что данный регион все также остается бедным и постоянно находится в состоянии неофициальной войны.

политика россии на северном кавказе кратко

Необходимые изменения

Для того чтобы стабилизировать обстановку, необходимо изменить внутреннюю политику Северного Кавказа. Нужно установить жесткую подотчетность местных депутатов, других уполномоченных лиц, а также контролировать все финансовые обороты в данном регионе, пресекая эксплуатацию церковной и национальной тематики в своих политических целях. Помимо этого, необходимо, чтобы государство контролировало все контакты местных глав регионов, дабы избавить себя от влияния со стороны исламского мира и Израиля. Для внутренней политики России на Северном Кавказе, в первую очередь, должно быть самой важной задачей восстановление инфраструктуры района, промышленности, тем самым поднимая уровень жизни населения и увеличивая его количество.

Тонкости внешней политики

В первое время после распада СССР, вся ситуация на Кавказе полностью регулировалась Америкой. Дело в том, что на тот момент Вашингтон рассматривал Россию как страну, которая имеет ограниченный суверенитет. За счет этого Азербайджан, Армения и Грузия смогли провести интеграцию с евроатлантическим сообществом. Подобное решение стало шагом к попытке изолировать Иран. И в этом вопросе, если кратко, политика России на Северном Кавказе практически отсутствовала. Нужно заметить, что вступление в Евросоюз данных государств не рассматривалась даже чисто теоретически, так как внешняя политика этого региона была направлена на работу с военным блоком НАТО.

Недостатки внешней политики

В целом, вопрос, описанный выше, мог вполне воплотиться в жизнь, если бы не некоторые нюансы. Например, камнем преткновения была Армения, правители которой, в первую очередь, принимали решения, которые были выгодны конкретно им и их нации. Внешняя политика России на Северном Кавказе больше направлена на то, чтобы настроить отношения с другими странами. Подобный курс был продиктован тем, что после того, как развалился Советский Союз, данная территория стала эпицентром развития противоречий.

Россия и Армения находятся в довольно тесном союзе, так как для РФ это государство является одним из самых важных. Оно помогает сохранять стране свои позиции и правила на Кавказе.

Итоги

Выше раскрыты все ключевые моменты в политике России по отношению к Северному Кавказу. Внешняя и внутренняя экономика государства довольно скудная и практически не решает проблемы, которые присущи данному региону. Северный Кавказ живет бедно, в постоянных войнах и конфликтах. Людям не выплачиваются пособия, помощь и так далее. Те, кому положены выплаты из-за разрушенных домов, не получают их.

Вопрос о политике Российской Федерации интересный и актуальный. Сложно понять, чего добивается государство, выбирая ту или иную тактику. Но нужно понимать, что люди страдают, и есть множество жертв такого предвзятого отношения.

1.Выделите и запишите принципы федеративного устройства РФ.
2.Какие административно - территориальные изменения произошли и почему?
3. Как вы думаете, какое влияние территориальные изменения оказали на развитие Северного Кавказа?

Основными принципами федеративного устройства России являются:

1. Верховенство Конституции и федеральных законов.
2. Равноправие субъектов федерации.
3 Государственная целостность.
4, Единство системы государственной власти.
5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ
6 Равноправие и самоопределение народов.

Аннотация. Северо-Кавказский регион охарактеризован как стратегически важный объект мировой геополитики и геополитической конкуренции. Северный Кавказ показан в контексте российской государственности и национальной политики. Особое внимание уделяется современным геополитическим вызовам для России на Северном Кавказе. Подчеркивается взаимосвязь геополитического фактора с внутриполитическими факторами.

Северный Кавказ в геополитике России: проблемы и перспективы

Аннотация. СевероКавказский регион охарактеризован как стратегически важный объект мировой геополитики и геополитической конкуренции. Северный Кавказ показан в контексте российской государственности и национальной политики. Особое внимание уделяется современным геополитическим вызовам для России на Северном Кавказе. Подчеркивается взаимосвязь геополитического фактора с внутриполитическими факторами.

Ключевые слова:геополитика, акторы,Северный Кавказ в составе России, геополитика России на Северном Кавказе,геополитическая конкуренция на Северном Кавказе.

Современный исторический процесс характеризуется нарастающей тенденцией к интеграции человечества, которая проявляется практически на всех уровнях социальной организации (групповом, региональном и глобальном), а также во всех сферах общественной жизни (экономической, политической, культурной и т.д.). При этом процесс глобализации приобретает характер навязывания странам мира западной политической, экономической, культурной, ценностной модели. В военнополитическом контексте, после распада СССР и, соответственно, биполярной системы, глобализация носит монополярный характер и означает доминирование США и их союзников по НАТО над всем пространством планеты. В противовес таким системам, модель многополярного мира рассматривает процесс глобализации как стабильное развитие конструктивного и взаимовыгодного диалога различных субъектов международных отношений, диалога культур и цивилизаций. Такой подход не допускает гегемонию одной силы, напротив, предполагает многообразие социальноэкономических и политических систем, решение проблем мирными средствами. Приходится констатировать, что сегодня нет единого видения перспектив установления новой системы международных отношений, что с неизбежностью ведет к конфликтам не только в региональном, но и мировом масштабе. Кавказский регион, до недавнего времени входивший в единое политическое пространство СССР, сегодня стал ареной столкновения различных геополитических и экономических интересов. Стратегическое положение Кавказа обусловлено тем, что он является главным перекрестком между Азией и Европой, связывающим два континента и контролирующим транзитные пути из Китая в Европу.Кавказ является источником стратегически важных природных и энергетических ресурсов ‬нефти и газа. Кавказ это также зона пересечения двух типов цивилизаций ‬западной (христианской) и восточной (мусульманской), с различными системами духовных ценностей.В тоже время расположенный на стыке Европы и Азии Северный Кавказ представляет собой удобный плацдарм для продвижения вглубь Среднего и Ближнего Востока, а также в бассейны Каспийского, Черного и Средиземного морей. Северный Кавказ в своей истории пережил множество войн и нашествий, конфликтов между различными воинственными кланами, ордами, племенами, религиозными конфессиями, государствами и империями [1].Его значение еще более возрастает в эпоху глобализации, растущего общепланетарного взаимодействия.

Процесс интеграции Кавказа в государственное пространство России был длительным и неоднозначным. Многие исследователи начало продвижения России на Кавказ относят к концу 10 века, когда князь Святослав Игоревич разгромил Хазарский каганат, победил народы, жившие по предгорьям Кавказа к востоку от Азовского моря (ясы и косоги), и перенесрусскую границу на Кубань, где появляется Тмутараканское княжество. В период феодальной раздробленности наступает затишье. А уже в начале 16 в. появляются казачьи поселения вПредкавказье, на территории Чеченской равнины, на склонахТерского хребтаи вдольреки Терек. После завоевания Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств, Московское царство начинает активнее вступать в политические и экономические контакты с горцами Кавказа. Так к концу 16 века Московское царство имело на Северном Кавказе в качестве передовых форпостов два казачьих войска (терское и гребенское), а также крепость Терки, где располагались стрелецкие полки.

В 17771780 годы созданаАзовоМоздокская укрепленная линия, правый фланг которой уже в 1778 году передвинут на Кубань. Присоединение Крыма к России, а затем и подписание в 1783 г. Георгиевского трактата, по которому Восточная Грузия переходила под протекторат России, укрепляло ключевые позиции России на Кавказе. Отдельные горские феодалы начали выражать желание перейти в подданство России.

Распад СССР вызвал всплеск национального самосознания, который, к сожалению, будучи пущен на самотек, был использован в своих интересахнационалистическими, сепаратистскими движениями и вылился в ряд вооружённых конфликтов. Политический, экономический и социокультурный кризис, межэтнические конфликты, активизация религиознополитического экстремизма, рост сепаратизма, стали оказывать деструктивное и дестабилизирующее влияние на ситуацию в регионе. Этому способствовали и такие факторы, как неэффективная система государственного и муниципального управления; чрезвычайно высокий уровень коррупции; межэтнические противоречия и территориальные претензии между северокавказскими народами; интенсивность миграционных потоков и резкое изменение этнической карты; отток русского населения из национальных республик; рост терроризма и незаконных вооруженных формирований и т.д.Первостепенной задачей урегулирования геополитической ситуации на Северном Кавказе на современном этапе стал курс на укрепление и защиту территориальной целостности России в регионе, решительное пресечение сепаратизма и религиознополитического экстремизма. Распад СССР иутрата Россией доминирующего положения на Кавказе, создает предпосылки для активизации акторов мировой геополитики в этом регионе.

Стратегическое значение Северного Кавказа как связующего звена между Европой и ЦентральнойАзией определеновыгодным геополитическим положениеми его ролью в обеспечении военнополитической стабильности и безопасности Российского государства, который выполняет функции естественного военнооборонительного рубежа: с военной точки зрения это крайне выгодный плацдарм для развёртывания группировок сухопутных войск, авиации ифлота, радиолокационных систем.

Северный Кавказ стал объектом острой геополитической конкуренции не столько изза богатых природных ресурсов (в первую очередь, нефти и газа), сколько за маршруты транспортировки каспийской нефти. Заменить транспортные коммуникации, проходящие из России через северокавказские республики в государства Закавказья и в страны Азии, фактически не представляется возможным.Этимипродиктованаглавнаязадачагеополитических конкурентов России ‬сделать неконкурентоспособными, затратными российские магистральные газои нефтетранспортные маршруты, проложить вариативные, в обход России, транзитные и коммуникационные проекты, доставляющие дешевое сырье из Азии в Европу и Америку.

Масштабная информационная война сегодня стала главным инструментом против России в геополитическом противостоянии.Поэтому главной целью организационноуправленческих и аналитических структур по противодействию информационной агрессии определено создание информационного пространства, которое делает международную реальность отвечающей российским интересам.

Существует опасность, что после стабилизации ситуации на Ближнем Востоке (в Ираке, Сирии) именно СевероКавказский регион может стать следующим направлением активности западной коалиции, возобновятся попытки превратить его в центр международного терроризма, что, разумеется, не отвечает интересам России. Несмотря на взаимные претензии, противоречивая и сложная общая история подтверждает прочность неразрывных и глубоких уз, связывающих кавказскую и российскую цивилизацию. История неразрывно связала Россию и Северный Кавказ, они небходимы друг другу. Без Северного Кавказа Россия перестает быть великой мировой державой и, в свою очередь, народы Северного Кавказа идентифицируют себя как граждан России и не мыслят свою судьбу вне единого политикоправового, экономического и социальнокультурного пространства. Геополитическое преимущество России состоит и в том, что она является поликонфессиональнойстраной, имеет большие исторические традиции взаимодействия как с Западом, так и с Востоком. Единство российского государства основано на этнокультурном многообразии. Роль русского языка как посредника следует считать стратегической, настолько важен русский язык, его сохранение, изучение и распространение не только в масштабах России, но и за ее пределами.Проводимая в последнее время федеральным центром государственная политика имеет направленность по осуществлению практических мер по поддержанию устойчивого развития и стабильности региона.Реализуется комплекс мероприятий, направленных на упрочение территориальной целостности государства, борьбу с экстремизмом и терроризмом. Большим препятствием эффективного использования геостратегического положения региона являются кризисные проявления в политической и социальноэкономической сферах: коррумпированность, этноклановость власти, экономическая отсталость,безработица, социальное расслоение, деградация инфраструктуры.

Больше внимания необходимо уделять развитию и модернизации транспортнокоммуникационной инфраструктуры, уникального природноклиматического фактора этого региона.Представляется необходимым осуществлять более активную работу по освоению шельфа Каспийского моря.

Геополитика России на Северном Кавказе должна носить взвешенный и последовательный характер. Нужно выработать действенные механизмы политической и социальноэкономической стабилизации ситуации на Северном Кавказе, предотвращения вооруженных конфликтов, эффективной стратегии обеспечения национальной безопасности, активного включения республик и краев Северного Кавказа в общенациональные процессы модернизации, трансформации российского общества. Необходимо сохранять политическое, социальноэкономическое и культурное единство Северного Кавказа через грамотную государственную политику, направленную на гармонизацию межнациональных отношений, сохранение и развитие культурного многообразия; улучшение социальноэкономической ситуации в регионе, развитие институтовдемократического правового государства и единого российского гражданского общества.

Читайте также: