Структура инновационного проекта в школе

Обновлено: 05.07.2024

Создание целостного универсального образовательного процесса, реализующего идею развития индивидуальности ребенка, его интересов, склонностей и способностей, с одной стороны, и удовлетворения запроса социума на раннюю профилизацию, с другой стороны

Цель проекта

Способствовать повышению качества образования, достижению высокого уровня подготовки учащихся через внедрение инновационных образовательных технологий

Задачи проекта

  1. Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их.
  2. Способствовать формированию ключевых компетенций для успешной социализации выпускников.
  3. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов посредством внедрения модели инновационной образовательной среды.
  4. Воспитывать высокоразвитого гражданина, способного к активной жизни, к труду, к творчеству на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
  5. Дать образование на уровне, отвечающем развитию науки и позволяющем приспосабливаться к постоянным изменениям современного мира.
  6. Формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к жизни в обществе, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.
  7. Укреплять ресурсную базу школы.

Ожидаемые результаты проекта

Исполнители основных мероприятий проекта

Администрация школы, руководители служб, лабораторий, методических объединений, педагогический коллектив, учащиеся, родители

2. Описание проекта

Цель: способствовать повышению качества образования, достижению высокого уровня подготовки учащихся через внедрение инновационных образовательных технологий.

Основные задачи:

  1. Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их.
  2. Способствовать формированию ключевых компетенций для успешной социализации выпускников.
  3. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в результате внедрения модели инновационной образовательной среды.
  4. Воспитывать высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, к труду, к творчеству.
  5. Дать образование на уровне, отвечающем развитию науки и позволяющем быстро приспосабливаться к постоянным изменениям современного мира.
  6. Формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к жизни в обществе, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.
  7. Укреплять ресурсную базу школы.

Условия реализации проекта:

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Срок реализации

Цель этапа

Ориентировочный

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния

Основной

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние

Обобщающий

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы

Показатели эффективности проекта:

  • высокий уровень учебного процесса, повышение качества образования, развитие способностей каждого ученика;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся;
  • коллектив – главная сила развития школы: имеет высокую степень мотивации инновационной деятельности;
  • развитие педагогического коллектива, улучшение материального положения, пополнение молодыми специалистами, владеющими новой инновационной системой образовательного учреждения;
  • усовершенствование системы работы с одаренными детьми, создание условий для данной работы;
  • повышение качества подготовки и переподготовки специалистов, работающих с одаренными детьми.

Продуктивность реализации проекта:

Этапы

Цель этапа

Показатели результативности

Ориентировочный

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния

  • формулировка цели программы, определение задач и создание программы развития;
  • внедрение программ предпрофильного обучения;
  • наличие дидактического обеспечения к программам, ориентированным на внедрение инновационных технологий обучения и воспитания; создание единого календарно-тематического планирования, ориентированного на новый БУП;
  • организация научно-методического спецкурса;
  • создание НОУ

Основной

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние

Обобщающий

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы

  • высокий уровень учебного процесса;
  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса;
  • устойчивое существование системы работы с одаренными детьми, увеличение количества участников данной программы;
  • повышение качества подготовки и переподготовки специалистов, работающих с одаренными детьми;
  • улучшение материальной базы ОУ;
  • наличие единой образовательной информационно-аналитической среды МОУ КСОШ

3. Научно-методическое обеспечение проекта

В процессе реализации проекта-концепции в рамках деятельности школы предполагается развитие и осуществление нескольких исследовательских, инновационных, экспериментальных направлений педагогической работы, объединенных важнейшими приоритетами:

  • личность участников образовательного процесса (учитель-ученик), ее самоценность, ориентированность на развитие творческих потенциалов;
  • гуманизм – важная составляющая образовательного процесса, определяющая место человека в современном обществе.

Предполагается рост профессионального мастерства учителя за счет овладения новыми моделями обучения и современными технологиями, внедряемыми в учебно-воспитательный процесс. Данная работа активизирует процесс совершенствования творческого потенциала личности учителя, создавая благоприятную обстановку для формирования ее зрелости.

В число инновационных и опытно-экспериментальных направлений программы входят следующие:

Представления о выпускнике определяют необходимость построения такого образовательного пространства, в котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих результатов.

Конкурентные преимущества школы:

  • значительный авторитет школы в окружающем социуме и среди образовательных учреждений района;
  • квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;
  • значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;
  • качественная подготовка учащихся, результативность;
  • преимущественно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников школы;
  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, позволяющих выстраивать субъект-субъектные отношения между учащимися и педагогами;
  • интеграция основного и дополнительного образования.

Однако анализ результатов работы образовательного учреждения выявил следующие проблемы:

  • снижение учебной мотивации;
  • слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;
  • недостаточность новых форм социализации для решения индивидуальных задач;
  • отсутствие возможности самоорганизации;
  • отсутствие единой образовательной информационно-аналитической среды.

В связи с этим, администрация школы и педагогический коллектив будущее школы определяют в реализации следующих аспектов:

  1. Существенное повышение качества образовательной подготовки школьников.
  2. Усиление мотивации учебной деятельность.
  3. Введение профильного обучения в старших классах.
  4. Повышение индивидуализации общеобразовательного процесса, рост возможностей образования по выбору.
  5. Профессиональная готовность учителя взаимодействовать с личностью ученика, формирование взаимоотношений, основанных на взаимном уважении, соучастии, сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве.
  6. Дифференциация и индивидуализация обучения путем организации нетрадиционных уроков, практикумов, творческих проектов, презентаций, развитие исследовательских способностей.
  7. Организация методической работы школы, направленной на рост социально-предметной и психолого-педагогической компетентности.
  8. Высокая информатизация образовательной среды и подготовленность участников образовательного процесса к работе в данных условиях.

В перспективе школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором:

  • формируется личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамических социально-экономических условиях;
  • развиваются способности и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию;
  • происходит обучение на уровне, достаточном для дальнейшего продления образования;
  • в сознании школьников происходит соединение разрозненных предметных знаний в единую картину мира;
  • не допускается снижение уровня физического и психологического здоровья учащихся.

Таким образом, процесс развития школы будет обеспечиваться приоритетными нововведениями, которым придается интенсивный характер и которые выведут образовательное учреждение на стратегический путь развития.

С целью повышения качества образования, его эффективности, освоения инновационных технологий преподавания и обучения в качестве приоритетных нововведений в процессе развития образовательного учреждения определить реализацию следующих проектов:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА.

Инновационный педагогический проект предполагает ограниченную во времени педагогическую деятельность, предназначенную для целенаправленных изменений в практике образования (отдельной педагогической системы или ее элементов) с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами, ресурсами и специфической организацией.

Результатом проектной деятельности является разрешение противоречия, проблемы или затруднения в практике образования, оформленное в виде продуктов деятельности.

Структура описания инновационного педагогического проекта

Пояснительная записка предназначена для более детального ознакомления с характеристиками и механизмом реализации проекта, раскрывает механизм работы педагога и детей по получению результатов проектной деятельности.

В пояснительной записке Вы показываете свой путь от замысла, через поиски идей и решений, через графы, схемы, рисунки или чертежи к окончательному проектному решению.

Завершается пояснительная записка содержанием проекта (оглавлением), списком использованной литературы.

- Обоснование актуальности проекта (актуальность, разработанность, противоречия, проблема, тема). Описываются актуальность проекта и его новизна на основе научной литературы, например: новизна проекта заключается в том, что…

Главное в данном разделе - раскрыть, в чем конкретно состоит оригинальность, новизна и особенность проектной разработки автора.

Какие в процессе реализации проекта внедряются новые идеи, методы, способы, приемы, техники, технологии?

Желательно сравнить с существующими традиционными и другими разработками коллег-педагогов по схожей проблематике. При сравнении важно выделить то, что педагог, осуществляющий инновационный проект, привносит отличающего его идею или подход от традиционного подхода, от подходов других разработчиков.

Немаловажным моментом является соотнесенность проектной деятельности с образовательной программой ДОО.

- Цель, задачи, объект, предмет проектирования, гипотеза Проекта

- Сроки и этапы реализации Проекта

- База реализации проекта – воспитанники какой группы какой ДОО реализуют Проект?

- Система управления реализацией проекта ( организационные механизмы, ресурсное обеспечение (кадровые, информационные, материально-технические, программно-методические ресурсы), бюджет проекта).

- Планируемые результаты проекта , практическая значимость педагогического проекта :

результаты-эффекты: изменения в личности воспитанников, повышение качества результатов обучения, улучшение имиджа ДОО, педагога (изменения в образовательной системе)

результаты-продукты: методические рекомендации, авторские программы, банк сценариев и разработок занятий, диагностических материалов, мультимедийные презентации и т.д. Педагогическая значимость предлагаемого проекта состоит в том, что в нем…

Критерии и способы оценки эффективности реализации проекта.

- Содержание проекта (возможно разделение на теоретическую (концептуальную) и практическую (система работы педагога, результаты реализации Проекта) части)

Концептуальные положения, взаимосвязанные инновационные идеи

Основные направления деятельности, предполагаемые изменения в образовательном процессе (в целях, содержании образования, методах и формах работы, способах диагностики достижений воспитанников).

Описание опыта деятельности педагога (или хода реализации Проекта)

Промежуточные или итоговые результаты реализации проекта (с диаграммами, таблицами и анализом результатов)

Перспективы дальнейшего развития проекта

Апробация хода и результатов реализации инновационного педагогического проекта (выступления на педсоветах, семинарах
конференциях различного уровня, проведение мастер-классов, публикации (статьи, тезисы), издания (монографии, учебно-методические и методические пособия, разработки, рекомендации)

желательно оформлять по алфавиту или по мере цитируемости;

источники указывать со всеми выходными данными, по правилам составления библиографии;

должно быть достаточное количество свежих, за последние 5 лет, издания, источников;

количество источников должно быть оптимальным;

наличие иностранных источников Интернет-ресурсов по проблеме Проекта приветствуется.

После списка литературы идут приложения к проекту (все материалы сценариев, занятий, дидактических игр, анкет для родителей и педагогов, описание другого необходимого материала).

Проект может предваряться паспортом Проекта

Методический паспорт проекта предназначен для характеристики проекта с точки зрения определения возможностей использования его результатов другими педагогами-инноваторами.

Основание для разработки Проекта

Конституции РФ, РБ;

Конвенции о правах ребёнка

Законы РФ и КК "Об образовании";

Все необходимые нормативные документы по теме проекта

Ф.И.О., должность, место работы

Ф.И.О. руководителя проекта должность, место работы

Цели и задачи Проекта

Основная цель:

Основные задачи:

Описываются цели и задачи проекта

Активными участниками могут быть педагоги, дети, родители, которые осуществляют проектную деятельность.

Например, дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, педагог-психолог, педагог по ИЗО,

специалисты ДОО, представители социума.

Пассивные участники - дети, родители

Указывается возраст воспитанников , участвующих

Типовые особенности проекта

• По характеру создаваемого продукта:

информационный, творческий, игровой, приключенческий и др.

• По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой.

• По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.

• По содержанию: ребенок и его семья; воспитанник и природа; воспитанник и рукотворный мир; воспитанник , общество

и его культурные ценности и др.

• По профилю знаний: монопроект и межпредметный проект.

• По характеру координации: с открытой

координацией, со скрытой координацией.

По уровню контактов: международный, региональный, муниципальный, сетевой, на уровне образовательного учреждения - ДОУ.

Сроки и этапы реализации Проекта

Описываются сроки и этапы проекта

Организационный этап

Этап реализации

Завершающий этап

(могут быть другие этапы)

Например, теоретический , изучались состояние проблемы в теории и практике обучения и воспитания; анализировалась психолого-педагогическая, научно-методическая литература, научные исследования; выдвинута рабочая гипотеза; определены последующие задачи.

рефлексивный , проводились самоосмысление, самоанализ проблемы, исследование способностей и потребностей воспитанников.

Экспериментальный, осуществляется внедрение и апробирование составления индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников или апробация программы или методики,

корректирующий , планируется проверка и обработка результатов, описание полученных результатов, корректировка образовательного процесса в связи с полученными результатами, определение перспектив на дальнейшее изучение предмета

Механизм реализации Проекта

- проект реализуется через работу методических объединений и систему методической работы,

- взаимодействие всех участников образовательного процесса,

- взаимодействие педагогами с детьми, родителями и другими специалистами ДОО

После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:

Описание предполагаемых результатов проекта

Объем и источники

Организация контроля за

Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет администрация ДОО.

Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет заведующая ДОО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационный педагогический проект предполагает ограниченную во вре­мени педагогическую деятельность, предназначенную для целенаправленных изменений в практике образования (отдельной педагогической системы или ее элементов) с установленными требованиями к качеству результатов, возмож­ными расходами, ресурсами и специфической организацией.

Результатом проектной деятельности является разрешение противоречия, проблемы или затруднения в практике образования, оформленное в виде про­дуктов деятельности.

В частности, в качестве цели может выступать развитие определенных по­зитивных свойств личности ребенка или группы детей.

Структура описания инновационного педагогического проекта

Методический паспорт проекта предназначен для характеристики проекта с точки зрения определения возможностей использования его результатов другими педагогами-инноваторами.

Пояснительная записка предназначена для более детального ознакомления с характеристиками и механизмом реализации проекта, раскрывает механизм работы педагога и детей по получению результатов проектной деятельности.

В пояснительной записке Вы показываете свой путь от замысла, через по­иски идей и решений, через графы, схемы, рисунки или чертежи к окончатель­ному проектному решению.

Завершается пояснительная записка содержанием проекта (оглавлением), списком использованной литературы.

Материальное воплощение проекта (изделие, опытный образец проектов детей и воспитателей, макет или другое, а также тексты, рисунки, фотографии, видеофильмы и др.), его описание.

Методический паспорт инновационного педагогического проекта

При оформлении методического паспорта проекта заполняются только пер­вый и второй столбец, третий столбец дан в помощь педагогу-проектировщику. Это вспомогательные вопросы, которые ориентированы на то, чтобы помочь раскрыть содержание методического паспорта проекта.

Название проекта, отражающее лаконичную формулировку способа разрешения проблемы (или проблемной ситуации, противоречия или затруднения) в практике образования

Как называется проект?

Чему посвящен проект?

В чем суть преобразований в практике?

Что предполагаете разработать?

Какой прогрессивный опыт будете создавать?

Выявление круга возможных потребителей данного проекта. Например, проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста

Кому предназначен проект?

Ф.И.О. руководителя проекта

Кто отвечает за организацию

деятельности соисполнителей и конечный результат?

Активными участниками могут быть педагоги, дети, родители, которые осуществляют проектную деятельность.

Например, дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, педагог-психолог, педагог по ИЗО,

специалисты учреждений дополнительного образования, представители социума.

Пассивные участники -дети, родители

А) Кто осуществляет деятельность на этапе разработки, запуска, выполнения

проекта с указанием выполняемых функций, раскрывающих организацию деятельности?

Б) На кого рассчитан проект?

Кому предназначен проект?

Возраст учащихся, участвующих

На какой возраст учеников

Типовые особенности проекта

• По характеру создаваемого продукта:

информационный, творческий, игровой, приключенческий и др.

• По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой.

• По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.

• По содержанию: ребенок и его семья; ученик и природа; учащийся и рукотворный мир; учащийся, общество

и его культурные ценности и др.

• По профилю знаний: монопроект и межпредметный проект.

•По характеру координации: с открытой

координацией, со скрытой координацией.

По уровню контактов: международный, региональный, муниципальный, сетевой, на уровне образовательного учреждения - ДОУ.

По типу объекта проектирования: морфологический, социальный, экзистенциальный

К какому типу проекта

в большей степени относит­ся разрабатываемый проект?

Мысль о будущем результате, к чему мы должны прийти с детьми в итоге работы над проектом. Например, формирование у детей эстетического отношения к при­роде, произведениям изобразительного искусства

Что должно быть изменено, чтобы устранить сущест­вующую проблему (проти­воречие или затруднение в практике образования)?

Объединяющая совокупность мероприя­тий, направленных на устранение первой причины существования проблемы

Объединяющая совокупность мероприя­тий, направленных на устранение второй причины существования проблемы.

Объединяющая совокупность мероприя­тий, направленных на устранение третьей причины существования проблемы

Какие шаги необходимо сделать, чтобы получить ожидаемый результат, дос­тичь цели, решить проблему? Как можно устранить при­чины существования про­блемы?

(Количество задач опреде­ляется количеством причин, на которые может повлиять разработчик проекта)

Аудио-, видеосистемы, компью­тер, опорные карты, атласы, технологии и т.д.

Требования к уровню подготовленности педагогов, воспитателей, родителей

Какие требуются ресурсы для воплощения проекта?

Какое материально-техническое, учебно-методическое, кадровое и иное обеспечение требуется
для успешной реализации проекта?

Продукты деятельности педагогов: методи­ческие рекомендации, статьи, сценарии занятий, дидактические разработки, автор­ские пособия и др.

Продукты деятельности учащихся: создан­ные задачники, презентации, словари, ви­деоролики, сценарии, программы, мероприя­тия, рисунки, поделки, коллекции, тексты сочиненных сказок, рабочие тетради и пр.

продукты деятельности других участников: выпуск газеты, изготовление костюмов, создание видеофильма, изготовление фотоальбома и пр.

Что будет создано педагога­ми, учениками, родителями, другими участниками про­ектной деятельности при решении задач проекта?

ПАМЯТКА ПО НАПИСАНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ИННОВАЦИОННОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ

Структура пояснительной записки к инновационному педагогическому про­екту имеет несколько пунктов, часть из которых представлена в данной памят­ке. Ответы на вопросы помогут воспитателю - автору проекта отразить содер­жание пункта пояснительной записки.

Вопросы дают автору некоторые приблизительные ориентиры для обосно­вания авторской позиции. Так как проект является сугубо индивидуальным, личностно значимым для педагога, поэтому проектировщик сам выбирает вопросы из предложенных или формулирует свои и отвечает на них, раскрывая пункты пояснительной записки.

При проработке каждого пункта пояснительной записки настоящей памят­ки на рассмотрение берутся только те вопросы, которые помогают автору-разра­ботчику раскрыть и обосновать особенность своего проекта.

Проект создается, когда педагог фиксирует для себя проблемную ситуацию, проблему, противоречие или затруднение в практике образования (в данном случае мы целенаправленно не разводим эти понятия). Найденный педагогом способ устранения проблемы и отражается в проекте.

Педагогические проекты не есть самоценность. Для того чтобы иннова­ционный проект жил, давал эффективные результаты, его должны принимать педагоги, ученики, родители, педагогическая общественность, а это значит, важ­но суметь в устном и письменном виде обосновать перед участниками образо­вательного пространства свои идеи, выделить основные аспекты опыта, пока­зать его привлекательность и результативность, представив их в тексте проекта.

Для пояснительной записки к проекту мы предлагаем несколько логических шагов.

I. Проблемная ситуация, противоречие, проблема или затруднение

Первая группа вопросов определяет актуальность педагогического проек­та. Здесь педагогу желательно ответить на вопрос, что не устраивает его в обра­зовательном пространстве в целом, в учебном или воспитательном процессе в СОШ, какие особенности в состоянии детей, учащихся его волнуют больше всего.

Педагогу важно определить, почему он решил создать свой педагогический проект, на разрешение какого конкретного противоречия, про­блемы или затруднения в практике направлен проект.

Какие и чьи потребности будут удовлетворяться этим проектом?

Кто потенциальные потребители проекта (возраст, пол, социальное положе­ние, образ жизни, уровень материального состояния, уровень культуры и др.)?

II. Идея, подход, авторская позиция педагога-проектировщика

Вторая группа вопросов с разных сторон характеризует авторскую пози­цию. В ней объединены ответы на вопросы: какая идея положена в основу педа­гогического проекта? Как будет реализовываться идея? В чем состоят автор­ская точка зрения, авторский подход или замысел? За счет чего разработчик проекта хочет добиться успеха?

Чем более конкретно педагог ответил на вопрос, что не устраивает его в пространстве образовательного учреждения, тем плодотворнее будет второй этап, связанный с поиском ведущей идеи, авторского подхода, формулирова­нием авторской точки зрения. Ключевой вопрос этого этапа: что предлагает педагог как автор проекта для решения выделенной им проблемы?

Педагог должен написать и о том, какого результата в своей деятельности он хочет достичь. При написании этого могут помочь сформулированные в пас­порте цель и задачи проекта.

Напомним, что педагогическая задача может быть представлена как зада­ние, формулируемое педагогом и направленное на развитие определенных по­зитивных свойств личности ученика или группы детей. Задачи подразделяются на собственно педагогические и функционально-педагогические.

Собственно педагогические задачи (СПЗ) связаны непосредственно с изме­нением личности ребенка, переводом ее из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученности, развитости, например, рас­ширении представлений о чем-либо, приобретении положительного опыта проект­ной деятельности, влияющей на развитие определенных компетенций лич­ности ребенка.

III. Новизна позиции педагога, осуществляющего разработку иннова­ционного проекта

Следующую третью группу составляют вопросы, характеризующие новиз­ну позиции педагога. Главное в данном случае - раскрыть, в чем конкретно состоит оригинальность, особенность проектной разработки автора.

Какие в процессе реализации проекта внедряются новые идеи, методы, способы, приемы, техники, технологии?

Желательно сравнить с существующими традиционными и другими разра­ботками коллег-педагогов по схожей проблематике. При сравнении важно вы­делить то, что педагог, осуществляющий инновационный проект, привносит отличающего его идею или подход от традиционного подхода, от подходов других разработчиков.

По сути, педагогу желательно описать свой вклад в решение определенной им на первом этапе проблемной ситуации, проблемы, противоречия или затруднения.

Немаловажным моментом является соотнесенность проектной деятельнос­ти с программой развития образовательного учреждения или образовательной программой, с рекомендуемыми педагогическими технологиями для наиболее эффективного достижения цели программы развития ОУ.

IV. Условия реализации

После того как раскрыта новизна позиции педагога-проектировщика, мож­но переходить к последней группе вопросов, т.е. выделить условия реализации проекта, определить требуемые ресурсы.

Как известно, обязательным условием при формировании учебного плана является соблюдение допустимой нагрузки. Для этого в учебном плане и пояс­нительной записке указывается количество занятий в инвариантной и вариа­тивной части, время, отведенное для перерыва между занятиями.

На данном этапе важно раскрыть границы применения проекта. Педагог-автор отвечает на типовые вопросы: какие особые условия необходимы для достижения прогнозируемого результата? Какие требуются ресурсы? Требует­ся ли дополнительная материально-техническая база и, если да, то какая имен­но? Какая помощь необходима со стороны администрации ОУ, представителей науки, родителей, чтобы эффективно работать в рамках данного проекта? Тре­бует ли работа по созданию научно-методических материалов, сопровождаю­щих проектную деятельность, и каких именно?

Требуется ли особая дополнительная подготовка родителей, педагогов для работы в рамках данного проекта?

Существуют ли риски, возможные потери при осуществлении проектной деятельности и каковы могут быть способы компенсации при их устранении? Какие могут существовать препятствия в достижении цели (те события или явления, которые не зависят от педагога, и могут помешать достижению цели)? Как можно устранить эти препятствия?

Какими ресурсами и возможностями располагает проектировщик? Какие идеи и предложения в конкретных условиях ОУ могут оказаться наиболее подходящи­ми? Какие дополнительные ресурсы нужны для проекта? Каковы требования к на­учным исследованиям и разработкам для успешной реализации проекта?

Какой уровень кооперации предполагается в ходе работы над проек­том? Какой квалификацией должны обладать работники при освоении ими про­ектных предложений?

Каковы основные расходы в связи с реализацией настоящего проекта?

Если продукт проектной деятельности будет представляться на рынке, то, как это будет осуществлять PR, рекламу и другую необходимую деятельность? Планируется ли организовать сбыт, продажу и как?

Завершается пояснительная записка содержанием проекта (оглавлением), списком использованной литературы.

Содержание проекта

Возможны различные варианты описания содержания проекта, во многом это зависит от того, куда и с какой целью представляется проект. В одном случае проект может представляться для прохождения педагогом аттестации, в другом случае - для получения экспертной оценки с целью распространения опыта, в третьем - для получения гранта. Все это влияет на полноту описания компонентов содержания проекта.

Выделим минимальную инвариантную часть описания содержания проек­та, обязательную для любого проекта. При раскрытии содержания проекта мож­но ориентироваться на пояснительную записку к проекту, раскрыв ее компо­ненты более детально, а главное, технологично. Желательно дать описание технологий, используемых для решения поставленных целей и задач проекта. Очень важным является ответ на вопрос, каков механизм выполнения проекта? Хотелось бы отразить, чтобы было представлено в виде схемы, как строится взаимодействие с детьми, педагогами, родителями, социумом и кратко описать ее. Более детально представляется описание этапов проектной деятельности с распределением функций и содержания деятельности субъектов - активных участников проекта.

Материальное воплощение проекта: изделие, опытный образец проектов учащихся и педагогов, презентация, портфолио проекта, макет или другое, а также тексты, рисунки, фотографии, видеофильмы и др., их описание.

V. Рефлексия выполнения проекта

Приобрели бы Вы сами полученное в ходе проектной деятельности и пред­лагаемое на образовательный рынок изделие? Воспользовались бы своим предложением?

Примеры успешных инноваций российских школ

Потребности образования в инновациях

Кроме требований Министерства просвещения, есть ещё ряд факторов, определяющих потребности образования в инновациях:

  • появление новых типов образовательных учреждений и повышение уровня конкуренции;
  • пересмотр содержания, корректировка перечня изучаемых предметов;
  • необходимость освоения педагогами современных технологий;
  • переход к новому пониманию роли педагога, как помощника ученику в его развитии.

Инновационным образовательным технологиям общего образования придаётся значение на государственном уровне.

Локальные практики и инициативы по внедрению инноваций рассматриваются сегодня как точка роста всего российского образования.

Такие методики становятся основой инновационных площадок по конкретным направлениям. Темы инновационных проектов в школе могут быть разными: общественная активность учащихся, паритет физической и духовной культуры, модели высокотехнологичной среды.

Что такое инновации в образовании

Сегодня инновации в школе – это не только примеры использования интерактивной доски и электронного дневника. Наиболее серьёзные изменения претерпевают технологии преподавания предметов школьной программы.

В центре внимания современного учителя индивидуализация обучения, личностно-ориентированные технологии, особенности интеллектуального развития и способы его мониторинга.

Создание внутришкольной системы оценки качества образования требует разработки новых критериев и методик, а потому – тоже относится к инновационной.

Базовая единица новаторской деятельности в образовании – урок, как основная форма организации учебного процесса.

Инновации в жизни школы, это, прежде всего, новые подходы к организации урока: распределение времени, формы работы с классом, планирование поэтапного усложнения заданий, использование эвристических методов.

Современный урок строится на основе системно-деятельностного подхода. Инновационные технологии по ФГОС внедряются через урок, на котором:

  • мышление каждого ученика активно;
  • учитель помогает ученику формировать эмоциональное отношение к деятельности;
  • стимулируется познание;
  • происходит сознательное формирование универсальных учебных действий, как способов взаимодействия ученика с информацией, с людьми, управления собственным мышлением;
  • есть место для рефлексивного самообучения и самоконтроля учеников;
  • присутствуют самостоятельность, творчество;
  • оценивается уровень полноты усвоения знаний.

Как организована инновационная деятельность

Учёные выделяют два типа новаторских процессов: спонтанные и организованные. Перед руководством стоят задачи эффективного управления и объективной оценки инновационных процессов. Единица внедрения школой организованных инноваций –проект.

Инструмент управления инновациями – карта инноваций образовательного учреждения.

При составлении карты руководство проводит анализ текущей ситуации, выявляя проблемы, поиск решения которых станет предметом работы. Как правило, в карту вносят одну главную или несколько родственных проблем.

Структура карты инноваций напоминает стандартное описание проекта:

  • проблема;
  • цель;
  • сущность инновации (механизм достижения цели);
  • результат, к которому должно привести внедрение инновации;
  • область применения (административная, дидактическая, кадровая, психолого-педагогическая, междисциплинарная);
  • способ апробации результата (выступление перед профессиональным сообществом);
  • проблемы, возникшие при внедрении инновации.

Карту инноваций руководство представляет на обсуждение коллектива. На основе карты составляется план, включающий подробное описание этапов внедрения конкретного инновационного проекта в школе.

Инновационная работа в школе

Обязательность внедрения инноваций не делает каждую школу источником обновления системы образования.

Инновационная школа – та, работа которой строится с использованием авторских подходов к организации учебного и воспитательного процессов.

Такой школе свойственно отличное собственное понимание аспектов образования: от целей до технологий.

Часто процессы внутри такой школы строятся на базе научно обоснованных философских, социально-психологических или педагогических концепций. Результат осмысления этих подходов – продуманная динамическая система взаимосвязей, инноваций в образовательной и воспитательной работе.

Инновационная школа работает, согласуясь с интересами общества, социальным заказом и имеет чёткое представление о критериях результативности образования.

Информационное обеспечение инноваций

Государственная поддержка новаторских практик в образовании помогает выявлять и тиражировать лучший опыт. С этой целью ежегодно Министерство просвещения отбирает школы, инновационная деятельность которых представляет ценность на федеральном уровне. Победители получают грант на развитие инновационных технологий по заявленному направлению за стенами своего учреждения. Ниже представлены примеры внедрения результатов инновационной деятельности победителями министерских конкурсов.

Модель управления

Реализован краснодарской СОШ №32. Проведена автоматизация библиотечных процессов, в том числе создан информационно-библиотечный центр. Разработаны программы повышения квалификации для педагогов и руководителей образовательных учреждений.

Особенности инновационных процессов в школьном образовании затрудняют анализ эффективности из-за отсроченного характера результата. Школы, выбравшие такой путь развития, организуют все процессы иначе, что выводит их на первые позиции по успеваемости, результатам ЕГЭ и ОГЭ, призовым местам учащихся на олимпиадах.

Читайте также: