Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в школе 8 вида

Обновлено: 05.07.2024

Программа имеет педагогическую направленность, предназначена для психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и недостатками интеллекта.

Общество изменяется, изменяется и система образования. Данные изменения нашли свое отражение в следующих нормативно-правовых документах: Конституции Российско Федерации, Конвенции о правах ребенка, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

В настоящее время в России более 1,5 млн. (4,5% от общего числа детей) детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 359 тыс. обучается в дошкольных учреждениях компенсирующего вида; 277 тыс. в специальных образовательных учреждениях; 216 тыс. — в общеобразовательных учреждениях; 34 тыс. обучается на дому; и лишь 2% интегрированы в общеобразовательную среду.

Часть детей после коррекции всеми специалистами СКОШ №10 переходит из специального образовательного пространства в общеобразовательное.

На фоне перемещения детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи, например, дети с нарушением интеллекта.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).

Целью медико-психолого-педагогического сопровождения специальной (коррекционной) школы является создание системы медицинских, социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).

Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников образовательного процесса и помощь ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех узких специалистов ОУ.

Медико-социально-психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе — динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:

  • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;
  • создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
  • создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента),
  • создание специальных медицинских условий для сопровождения и развития детей с ОВЗ.

К основным направлениям деятельности специалистов СКОШ относятся:

  • диагностическая деятельность;
  • консультативная деятельность;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • экспертная работа;
  • организационно-методическая деятельность;
  • просветительская работа;
  • психопрофилактика.

При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу специалисты подробно изучают данные его анамнеза и особенностей раннего развития.

В течение первых двух, а иногда и трех месяцев обучения сопровождают процесс адаптации вновь прибывших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать). У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.

Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно. Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.

Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.

С диагностическими данными обучающихся 1–4 классов знакомятся все участники образовательного процесса для координации совместных усилий.

Как показала практика обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

Практическое медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты МСПП сопровождения специальной (коррекционной) школы находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.

Одной из важнейших задач психолого-педагогической диагностики является отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний. Одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости - это неподготовленность детей к школьному обучению, несформированность предпосылок к нему и навыков деятельности. Дети не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе.

Необходимо установить причины неуспеваемости (неумение учиться, пробелы в знаниях, негативное отношение к учению, конфликтные ситуации в школе, в семье и т.д.) и устранить их, развивая потенциальные возможности ребенка.

Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые тоже оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения. В настоящее время эта категория детей глубоко и всесторонне изучена как с клинической, так и с психолого-педагогической стороны.

C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей с особыми потребностями здоровья направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их жизни, на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод, возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в общество.

Основными целями программы являются:

формирование эффективной системы поддержки детей с ОВЗ, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности, позволяющей реализовывать творческий потенциал ребенка.

повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию когнитивной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала.

Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач :

Коррекция, развитие и компенсация нарушений в когнитивной сфере (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

Развитие эмоционально-волевой сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.

Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.

Программа опирается на следующие принципы:

  • системность;
  • комплексность;
  • деятельностный подход;
  • общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Направления психологической работы с учащимися с ОВЗ:

- диагностика (индивидуальная и групповая);

- консультирование (индивидуальное и групповое);

-коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая);

- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся.

Работа с родителями:

Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей . Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

Основная цель – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания и обучения детей с ОВЗ в семье.

Консультации по индивидуальным запросам.

Режим занятий, о сновные формы и методы реализации программы.

Занятия проходят 2 раза в неделю. Возможно как проведение индивидуальных форм работы по программе, так и занятия в малых группах, сформированных по особенностям развития.

Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,

Основная часть , которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (внимание, мышление, память, восприятие) и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушками, работа с наглядными материалами, работа по карточкам, упражнения и др.).

Заключительная часть - подведение итогов, обратная связь.

Продолжительность занятия 20 минут.

Программа реализуется в течение учебного года. Общее количество часов в год - 54.

Ожидаемые результаты реализации программы:

положительная динамика изменений личности, поведения и деятельности ребенка в образовательном процессе;

формирование положительной самооценки у детей;


Описание разделов программы

Диагностика развития психических процессов.

Развитие внимания.

Данный раздел включает в себя игры, упражнения и задания, направленные на развитие концентрации, объема и устойчивости внимания.

Развитие мышления и речи.

Упражнения и задания данного раздела, направлены на развитие у ребенка таких мыслительных операций, как анализ, синтез, умение классифицировать, выстраивать аналогии, развитие логики, а также на активизацию и обогащение словаря ребенка.

Развитие восприятия.

Данный раздел программы направлен на развитие процесса отражения окружающей ребенка действительности, во всех ее взаимосвязях.

Развитие памяти.

Задания и упражнения данного раздела направлены на тренировку слуховой, зрительной и логической памяти.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Реализация данного раздела программы направлена на обогащение эмоциональной сферы ребенка, помощь в разделении положительных и отрицательных эмоций человека, на обучение распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

Учебно-тематический план

№ п / п

Наименование разделов

Кол-во часов

Содержание разделов и наименование форм работы

Диагностика развития психических процессов (начало учебного года):

Диагностика уровня развития когнитивной сферы.

В соответствии с программой диагностики

Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Память.

В соответствии с программой диагностики

Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Внимание.

В соответствии с программой диагностики

Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Речь. Восприятие.

В соответствии с программой диагностики

Диагностика уровня сформированности эмоционально-волевой сферы.

В соответствии с программой диагностики

Диагностика развития личностной сферы.

В соответствии с программой диагностики

Развитие внимания

Развитие концентрации внимания

Развитие концентрации и устойчивости внимания

Развитие умения распределять внимание

Развитие внимания и мышления

Развитие слухового внимания

Увеличение уровня распределения внимания.

Коллективное чтение с дополнительной сенсорной нагрузкой (постукивание).

Развитие мышления

Развитие мышления и речи

Сочиняем рассказ по картинкам

Сочиняем рассказ из несвязанных между собой понятий

Развитие способности к синтезу

Упражнения на поиск составных частей предметов и явлений

Развитие умения анализировать

Упражнения на определение существенных признаков явлений и предметов.

Упражнения на поиск общих признаков предметов и объединения их в группы.

Упражнения на классификацию предметов и явлений

Развитие умения действовать по образцу

Развитие умения выстраивать аналогии

Упражнения на визуальные и

Развитие ассоциативного мышления

Упражнения на выстраивание ассоциаций.

Развитие восприятия

Развитие памяти.

Развитие зрительной памяти.

Упр. и задания на работу по образцу

Работа по карточкам

Упражнения с использованием раздаточного материала

Развитие ассоциативной и логической памяти.

Упражнения на группировку предметов и явлений по смыслу.

Развитие слуховой памяти

Воспроизведение историй на слух

Развитие эмоциональной сферы

Беседа об эмоциях человека.

Аналитическая беседа о внутренних состояниях человека.

Диагностика развития психических процессов (конец года):

Соответствует диагностическим методикам, использованным в начале учебного года.

Всего часов:

Работа с родителями

В соответствии с годовым планом

работы педагога - психолога

Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования;

Выступление на родительских собраниях

Консультации по индивидуальным запросам.


Список используемой литературы.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.

Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.

Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.

Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.

Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.

Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.

Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.

Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. – М.: Просвещение, 2011.

Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.

Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.

Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.

Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.

Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ.ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.

1 Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида

2 Миссия коррекционной школы VIII вида – обучение и воспитание детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально- психологической реабилитации для последующей интеграции в общество

4 НАШИ ДЕТИ Дети инвалиды – 42% Обучающихся по первому варианту УП – 69% Обучающихся по второму варианту УП – 24% Обучающихся по третьему варианту УП – 6% Детей из неблагополучных семей – 24% Детей из малообеспеченных семей – 80% Дети и подростки стоящие на ВШУ – 11%

5 ЗАДАЧИ психолого-педагогического сопровождения Отслеживание психологического развития конкретных детей и социально- психологического развития классных коллективов; изучение личности школьника в целях накопления всесторонней информации о различных сторонах его жизни и учёбы; Содействие личностному и индивидуальному развитию обучающихся, воспитанников имеющих проблемы в развитии, обучении, поведении; Профилактика школьной дезадаптации (1, 5 классы); Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье. Снятие чрезмерного напряжения, тревожности, враждебности, агрессивности; формирование позитивной Я - концепции, положительной самооценки; Повышение эффективности деятельности психологической службы; Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса; Участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды школы.

15 Тренинговые занятия с педагогами

16 Работа с молодыми специалистами

17 Вместе с родителями

18 С прошедшими Вас праздниками. Творческих успехов, новых идей, ярких событий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей-инвалидов. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Обучение, воспитание и образование являются основными путями развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Целью психолого-педагогического сопровождения является оказание комплексной психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку-инвалиду и его родителям (законным представителям); для создания успешной адаптации, реабилитации и личностному росту учащегося.

Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка-инвалида;

2) помощь (содействие) ребенку-инвалиду в решении актуальных задач развития, социализации (учебные трудности, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка-инвалида в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

4) проведение комплексной диагностики уровня развития ребенка;

5) определение направлений коррекционно-развивающей работы в рамках комплексного сопровождения;

6) снижение эмоционального и мышечного напряжения;

7) формирование здорового образа жизни.

Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении ребенка-инвалида являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.

Структура программы:

Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида включает в себя взаимосвязанные модули (направления).

Направления сопровождения: диагностика; профилактика; консультирование; коррекционно-развивающая работа; просвещение: развитие психолого-педагогической компетентности учащегося, педагогов, родителей.

Данные модули отражают её основное содержание:

Диагностический модуль. Диагностическая работа обеспечивает проведение комплексное обследование ребенка-инвалида и подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; наблюдение за ребенком в естественной ситуации (в разных видах деятельности).

Коррекционно-развивающий модуль. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии ребенка-инвалида в условиях общеобразовательного учреждения;

Социально-консультативный модуль. Социально-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка-инвалида и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, коррекции, развития и социализации учащегося;

Основные методы, средства и формы сопровождения: сбор информации; беседа; лекция; анкетирование учащегося и родителей; тренинговые занятия; развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы; просмотр видеороликов; сюжетно-ролевые игры; наблюдение и обсуждение различных ситуаций и поступков, поведения разных людей; консультирование; педсовет; родительские собрания.

Подготовка материала. Различные игровые пособия, наглядный и раздаточный печатный материал (набор практических материалов для диагностики и коррекции нарушений развития); средства для рисования, набор игрушек и настольных игр (мячи, пирамиды, кубики, лото и т.д.);

Ожидаемые результаты:

- восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;

- успешная адаптация к школьному обучению;

- развитие познавательной и учебной мотивации;

- развитие самостоятельности и самоорганизации;

- улучшения физического и психического здоровья учащегося.

Предположительная частота проведения – 1 раз в неделю по 1 занятию. Продолжительность занятий 40 - 45 минут, зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Примерная
адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Примерная
адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Ольга Романова

👍

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ,

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 3-7 лет
(поделилась Качмазова Карина)

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПРИГОДИТСЯ
Индивидуальная образовательная программа (коррекционно-развивающей направленности) ребенка-инвалида

Составлена педагогом-психологом совместно с двумя педагогами группы.
Программа направлена на оказание помощи ребёнку с ОВЗ, в том числе и инвалидов в освоении примерной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ. Полезна педагогам и узким специалистам ДОУ.

Читайте также: