Компетенции в проектной деятельности в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время возросла роль таких качеств личности, как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название "ключевых компетенций"

В "Федеральной концепции модернизации российского образования" впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система "универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Таким образом, компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Идея компетентностного подхода в системе образования своевременна, так как мы в своей практике часто сталкиваемся с тем, что учащиеся хорошо усваивают теоретические знания, но затрудняются применять их на практике для решения проблем. Современный человек в условиях гигантского количества информации должен уметь применять полученные в образовательном учреждении знания практически, то есть освоить в школе ряд компетенций.

Ключевыми компетенциями являются следующие:

когнитивные (познавательные) компетенции - умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать новое понимание или непонимание вопроса и др.;

оргдеятельностные компетенции - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение понять цель и организовать ее достижение; умение делать выбор (готовность принимать решения и нести ответственность); способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.;

коммуникативные компетенции - умение взаимодействовать с другими людьми, аргументировано излагать точку зрения, отстаивать свои позиции, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе;

информационные компетенции - умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др.;

мировоззренческие компетенции - эмоционально - ценностные установки ученика, самостоятельность, способность к самопознанию и самодвижению, инициативность (активная жизненная позиция); умения определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие стремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п.

Новые подходы в обучении, развитие компетенций - требуют такие методы обучения, которые будут соответствовать высоким требованиям, предъявляемым обществом современному образовательному и воспитательному процессу.

Одним из таких направлений является метод учебного проекта.

Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени в рамках имеющихся возможностей.

  • они направлены на достижение конкретных целей;
  • они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  • они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
  • все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

По временной протяженности проекты могут быть различными: от краткосрочных мини- проектов (в рамках одного урока), до долгосрочных, длительных.

Поэтому целью моей работы является развитие ключевых компетенций учащихся начальной школы через проектную деятельность.

Стадии разработки учебного проекта:

Разработка проектного задания.

Разработка самого проекта.

"Почему листья деревьев бывают разными?";

Музыкальная сказка "В поисках добра";

Волшебник и великий музыкант" по произведению К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками";

"Фотография на память";

"Я и мое здоровье";

В ходе работы охват учащихся был равен 100%.

Для того, чтобы проследить логику работы над проектом, хотелось бы подробнее остановиться на описании этапов работы в некоторых из них.

Проект "Мой Пушкин".

1. Разработка проектного задания.

Наш проект продолжался 1 неделю. В первый организационный день мы выявили с детьми проблему "Что мы знаем об А. С. Пушкине?" Как оказалось, мы вспомнили только 1 стихотворение и сказку о золотой рыбке, которые изучали в 1 классе. Сделали вывод, что знаем мы немного и поставили перед собой цель - изучить некоторые этапы жизни и творчества великого поэта.

  • детские годы поэта;
  • роль бабушки и няни в творчестве А. С. Пушкина;
  • лицейские годы.

На этой основе создали три группы. Все группы идентичны: в каждую входит докладчик, декламатор, художники - дизайнеры. Функции каждого объясняются. Причём роли выбираются по желанию, так как дети делают хорошо то, что им нравится. Далее, ставятся задачи для каждой группы и каждого ученика, даются задания и опорные вопросы, предлагается придумать название, обсуждается конечный продукт.

Задача первой группы:

Подготовить выступление о детстве А. С. Пушкина;

Задача второй группы:

Подготовить выступление о самых близких для него людях (о няне и бабушке) их влиянии на его творчество;

Задача третьей группы:

Подготовить выступление о лицейском периоде

2. Разработка проекта.

Детям дается 2 дня для подбора информации, в течении этих дней мы также вспоминаем сказки Пушкина ( читаем и смотрим мультфильмы).

Следующий этап - это работа по группам - 4 день.

Собираемся по группам, выбираем название, прослушиваем подобранный материал, даем рекомендации, советы определяемся с оформлением странички группы, тематикой рисунков.

Далее - 2 дня на оформление работ, создание рисунков, подготовке наизусть стихотворений, в последний день так же оформляем совместно с художниками стенд "Любимые сказки", странички для выступления групп, причем дети увлеклись и в течение проекта рисунки делали не только художники, но и все остальные участники групп.

Презентация проходила в форме устного журнала ( это был вводный урок теме).

4. Рефлексия.

Рефлексия проходила в два этапа?

Первый этап на уроке.

Детям задавались следующие вопросы: - Скажите, пожалуйста, что для каждого из вас было интересным на уроке? Что было сложным в подготовке проекта? За что можете похвалить друзей?

В заключении дети оценили свое самоощущение при помощи строк из стихотворения "Зимнее утро".

Второй этап через неделю, после изучения темы.

Когда информация отложилась в голове, оформилось целостное впечатление о творчестве Александра Сергеевича - дети писали по выбору сочинение "Мой Пушкин" или стихотворение в форме синквейна. Анализ работ показал, что детям запомнились не только свои выступления, выступления своих групп, но и остальных ребят. Учащиеся в работах легко апеллировали и данными из жизни Пушкина и содержанием произведений.

По итогам проделанной работы нами была выпущена публикация. Данный проект является краткосрочным.

Проект "Почему листья деревьев бывают разными?"

Примером долгосрочного проекта может служить исследовательская работа "Почему листья деревьев бывают разными?", которая велась в течение 5 месяцев. В проекте были задействованы 2 учащихся.

Цель: собрать, изучить и сравнить листья некоторых деревьев, растущих в городе Алдане, Адлере (Причерноморье) Пальма (Испания). В результате работы мы хотели выяснить приживутся ли у нас деревья из Южных уголков земли. Арсений летом собирал гербарий в нашем городе, Максим в сентябре в Причерноморье и Испании. Далее, мы с ребятами совместно изучали материал о строении листьев, их роли в природе, особенности собранных растений. Затем сравнили собранный ими гербарий по размеру листьев, особенностям покрытия пластин, времени, когда и сколько деревья стоят зелёными. В дальнейшем, мы работали с картами природных зон, энциклопедической литературой, консультировались с учителем географии. Выяснили, что столь разительное различие листьев Якутии и Южных регионов зависит от количества тепла, влаги, света и продолжительности лета. Поэтому широколиственным деревьям будет сложно выжить в Алдане, хотя некоторые представители юга растут и у нас (тополь, акация).

Проект "Почему листья деревьев бывают разными?" занял первое место на районной научно-практической конференции "Шаг в будущее".

Проект "Я и мое здоровье"

Данный проект можно назвать мини -проектом, так как рассчитан на 1 урок и был реализован в 1 классе на уроке "Ознакомление с окружающим миром".

Проблема проекта "Что могу делать я сам, для того, чтобы быть здоровым?"

Обобщить правила здорового образа жизни и разработать памятки рекомендации по проблеме.

Соблюдай чистоту и правильно питайся.

Занимайся физкультурой и спортом.

Имей прекрасное настроение.

Что вокруг может быть опасным?

В конце урока нами совместно будет создана книжка "Неболейка" с рекомендациями по сохранению здоровья.

Выполняя валеологические проекты, ребенок делает маленькие шаги к культуре здоровья, приобретает навыки здоровьетворческой деятельности.

Данный проект стал лучшим в районном конкуросе "Учитель Золотого Алдана ".

Проект "Я среди людей"

Данный проект является интегрированным - окружающий мир - английский язык, так как мы говорим сегодня об универсальных учебных действиях, широком применении знаний.

Проблема общения детей с окружающим миром - насущна. Жить в мире и согласии с другими не просто. Никакая другая форма работы не позволяет лучше развивать коммуникативную компетенцию: умение сотрудничать, слушать и слышать другого, как групповая.

Проблема проекта: "Как научиться общаться?"

Цель проекта: "Разработать памятки на русском и английском языках по теме "Общение"".

  • создать словарик вежливых русско - английских слов;
  • показать сценку на английском языке используя, эти слова.
  • создать страничку правил поведения в школе;
  • дать советы друзьям о том, как нужно общаться друг с другом.
  • создать страничку о том, как помогать своим близким;
  • продумать защиту своей работы.
  • создать страничку правил разговора по телефону;
  • показать сценки "Пустой разговор", "Домашнее задание".

Мы собрали первые странички "Азбуки вежливости", которую постепенно будем дополнять.

Большое внимание в своей работе уделяю так же развитию у учащихся умения работать с дополнительной литературой, не бояться спрашивать, если что-то не знаешь у взрослого. Поэтому часто используем при поиске нужного материала "Листы юного исследователя".

Для оценки уровня сформированности ключевых компетенций процессе проектной деятельности использую опыт Самарских ученых Г.Б. Голуб, О.В. Чураковой. Они определяют три основные, которые должны быть сформированы у учащихся: коммуникативная, информационная, умение решать проблемы.

Проанализировав работу, хочу отметить, что мои ученики активны, инициативны в любой деятельности, ответственны. Дети занимаются научно- исследовательской деятельностью, участвуют в дистанционных и очных проектах, марафонах, олимпиадах.

Таким образом, метод проектов может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, компетенции и поэтому он незаменим.

Проектно- исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях развития российского общества.
Реализация такого подхода в педагогической практике учителя начальных классов - необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС второго поколения. Считаю, что мой опыт в полной мере обеспечивает получение учащимися на уроках и во внеурочной деятельности опыта продуктивной деятельности, что является основным условием формирования ключевых компетенций.

ВложениеРазмер
moy_doklad.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

На сегодняшний день проблема состоит в том, что школу приходят дети с разной познавательной активностью и учебной мотивацией. Зачастую родители не в состоянии помочь ребенку в формировании таких компетенций, как компетенция решения проблемы, информационная и коммуникативная. Целью работы учителя становится воспитание творчески мыслящей личности с активной гражданской позицией, способной к социальному, культурному, профессиональному самоопределению. Проектная и исследовательская деятельность как раз и предполагает такие этапы деятельности, как поиск, переработка, систематизация информации, постановка и решение проблемы. Сущность моей работы состоит в формировании и развитии ключевых компетенций младших школьников путем включения их в активную проектную и исследовательскую деятельность на уровне личного опыта ребенка, его интересов, умственных и физических возможностей.

Вовлечение учащихся в исследовательскую работу предполагает освоение ими компетенций, позволяющих действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. В условиях реализации ФГОС, данная система имеет огромную образовательную ценность, так как учит ребенка занимать и отслеживать позицию деятеля на всех этапах своей практической деятельности: от момента постановки проблемы и цели до этапа оценки результата

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно - внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной - двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие. Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности, свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным. Существует определённый алгоритм исследовательской деятельности.

1. Выбор темы исследования.

Темы детских проектов и исследований в 1, 2 классе я предлагаю ребятам, исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

2. Постановка проблемы

На этом этапе дети формулируют (с моей помощью) цели и задачи. При обсуждении проблемы дети предлагают свои пути решения: например, выяснить, полезен или вреден хлеб, какой хлеб предпочтительней, белый или чёрный, провести опрос среди учащихся и учителей школы, составить диаграммы.

3. Планирование работы

Определяются пути поиска необходимой информации.

4.. Выполнение проекта (исследования).

5. Защита проекта (исследования)

Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности.

Активное применение проектно-исследовательских технологий и на уроках и во внеурочной деятельности, позволяет мне сделать вывод об устойчивом формировании и поэтапном совершенствовании у учащихся всех видов ключевых компетенций, что, в свою очередь, говорит о положительном системном эффекте в образовательно-воспитательной деятельности.

Высокий уровень познавательного интереса моих учащихся выражается в: – способности к самостоятельному поиску информации (на уровне младших школьников): выбор информационного источника, отбор и классификация полученного материала; – способности к сотрудничеству в группах, в коллективе; – адекватной самооценки учащихся, взаимооценивании; – стремлении к поиску, творчеству, самореализации.

Сформировались основные ключевые компетенции: информационная, коммуникативная, кооперативная. 100%моих учащихся, участвующих в разработке и реализации исследовательских проектов, имеют навыки использования современных средств информации. 100% учащихся могут представлять результаты своей работы на школьном уровне, 50% − на муниципальном. Получены системные эффекты. Из сравнительного анализа уровня качества и обученности учащихся видно, что качество знаний повысилось на 50% и составляет 100%.

Проектно- исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях развития российского общества.
Реализация такого подхода в педагогической практике учителя начальных классов - необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС второго поколения. Считаю, что мой опыт в полной мере обеспечивает получение учащимися на уроках и во внеурочной деятельности опыта продуктивной деятельности, что является основным условием формирования ключевых компетенций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по- иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Главная идея проектной деятельности состоит в том, что лишь та деятельность выполняется учеником с большим увлечением, которая выбрана им самостоятельно. Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях.

Принципиальное отличие проекта от других форм организации совместной учебной деятельности – детская инициатива: ребенок начинает действовать по собственному внутреннему побуждению и вносить в совместную деятельность изменения, которые становятся критерием субъектного действия ученика. Но главный результат – это то, что в процессе проектно-исследовательской деятельности школьник учится вести наблюдения, ясно и коротко излагать свои мысли, выделять главное, отстаивать свою точку зрения, делать выводы; работать со справочной литературой, словарями; предоставлять результаты в виде публичного выступления.
Реализация такого подхода в педагогической практике учителя начальных классов - необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС второго поколения. Считаю, что мой опыт в полной мере обеспечивает получение учащимися на уроках и во внеурочной деятельности опыта продуктивной деятельности, что является основным условием формирования ключевых компетенций.

Доклад на тему : «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ

Выполнила : учитель начальных классов

МОУ «Начальная школа – детский сад

Штукина Елена Теодозьевна

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. Наша новая школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по- иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций.

Формирование конкурентоспособной личности начинается уже в начальной школе, а может быть еще и раньше. Специфика воспитания такой личности в младшем школьном возрасте в условиях реализации современного образования заключается в следующем: нам нужны деятельностные формы и методы обучения, т.е. групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные. Именно с их помощью можно решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная действительность:

- развить у учащихся самостоятельность и ответственность;

- сформировать умение отстаивать свои права;

- развить способность к созидательной деятельности;

- воспитать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Поэтому нашей целью является создание условий на первой ступени обучения для реализации компетентностного подхода через использование метода проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Главная идея проектной деятельности состоит в том, что лишь та деятельность выполняется учеником с большим увлечением, которая выбрана им самостоятельно. Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях.

Проектное обучение позволяет реализовать следующие цели обучения:

Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника процесса, его самореализации и рефлексии.

Развивать осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, развитие коммуникабельности.

Развивать исследовательские умения.

Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:

- каждый ученик может проявить себя как творческая личность;

-добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения;

-у учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах;

- школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации;

- работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность;

- фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.

В результате использования метода проектного обучения у учащихся развиваются такие компетенции, как:

- информационная, так как учащиеся учатся самостоятельно находить, анализировать и отбирать различные виды информации;

- социальная (в ходе использования групповой формы учащиеся учатся работать в команде, приобретают навыки работы в группе);

- продуктивная – способность создать свой собственный продукт, что является обязательной целью проектного обучения, принимать решения и нести за них ответственность.

Формирование ключевых компетенций младших школьников, а в рамках

ФГОС НОО – формирование универсальных учебных действий.

1) Формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве. Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров.

Способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать.

Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстоять свою точку зрения. В рамках стандартов – это блок коммуникативных УУД).

2) Формирование умения работать с информацией (информационные компетенции) Сбор, систематизация, хранение, использование информации – в стандартах 2 поколения - блок познавательных УУД.

3) Формирование учебно-познавательных компетенций, способности к организации деятельности и управлению ею: формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени; - в контексте ФГОС 2 поколения - это блок регулятивных УУД. Остановимся на формах работы, которые помогают формировать компетенции.

Компетенции

Виды деятельности

Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

1. Проведение экспериментов.

3. Работа с учебником.

4. Фотографирование объектов.

5. Работа над рефератом.

6. Участие в экскурсии.

7. Изготовление приборов.

Информационные компетенции (ИКТ).

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

1. Поиск информации в библиотеке.

2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.

3. Поиск информации в школьной медиатеке.

4. Использование информации из Интернета.

5. Создание презентации.

6. Создание буклета.

Коммуникативные компетенции.

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.

2. Выступление на конференции.

5. Участие в дискуссии.

6. Участие в анкетировании.

Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Принципиальное отличие проекта от других форм организации совместной учебной деятельности – детская инициатива: ребенок начинает действовать по собственному внутреннему побуждению и вносить в совместную деятельность изменения, которые становятся критерием субъектного действия ученика. Но главный результат – это то, что в процессе проектно-исследовательской деятельности школьник учится вести наблюдения, ясно и коротко излагать свои мысли, выделять главное, отстаивать свою точку зрения, делать выводы; работать со справочной литературой, словарями; предоставлять результаты в виде публичного выступления.
Очень важно, что метод проектов может быть реализован при соблюдении таких условий , как:

1) наличие темы, проблемы важной и интересной для ученика;

2) совместная распределенная деятельность младших школьников друг с другом, с родителями, учителем;

3)обязательное представление, презентация достигнутых результатов.
Педагогическая значимость метода проектов состоит в том, что:
1) метод проектов выводит педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

2) метод проектов дает возможность изменить характер учебной деятельности детей: из репродуктивной она превращается в поисковую и творческую; прежний подход, когда учитель объясняет, а ученик слушает, запоминает, воспроизводит, заменяется подходом, когда ученик сам познает, открывает, осмысливает и применяет полученные знания;

3) метод проектов позволяет детям экспериментировать, осуществлять пробное самостоятельное действие, предъявлять результаты – продукт; ребята получают возможность самореализации в конкретном деле, они не только слушают и смотрят, но и действуют: мастерят, рисуют, конструируют, составляют задачи, кроссворды, пишут доклады, стихи, сценарии, участвуют в инсценировках;

4) метод проектов – педагогическая технология, актуализирующая субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; метод, идущий от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей;

5) метод проектов позволяет ребенку проявить учебную инициативу и самостоятельность, использовать в нестандартной, новой ситуации знания и умения из разных образовательных областей;

6) метод проектов позволяет учителю выявить уровень личностного отношения школьников к учебному труду; их умение работать в коллективе и способность активно действовать и брать на себя ответственность за качество выполненной работы.

7) метод проектов – это, с одной стороны, форма организации образовательного пространства, а с другой – метод развития творческого познавательного мышления.
Таким образом , активное применение проектно-исследовательских технологий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет сделать вывод об устойчивом формировании и поэтапном совершенствовании у учащихся всех видов ключевых компетенций, что, в свою очередь, говорит о положительном системном эффекте в образовательно-воспитательной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях развития российского общества.
Реализация такого подхода в педагогической практике учителя начальных классов - необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС второго поколения. Считаю, что мой опыт в полной мере обеспечивает получение учащимися на уроках и во внеурочной деятельности опыта продуктивной деятельности, что является основным условием формирования ключевых компетенций.


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ.

1 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет" Старооскольский филиал

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной педагогической практике наблюдается стремление учителей к проведению уроков, на которых обеспечиваются условия для самореализации, самостоятельности каждого ученика, для раскрытия и максимального использования личного опыта ребенка, для стимулирования потребности учащихся в использовании разнообразных способов выполнения заданий. Учителя понимают, что сформированность ключевых компетентностей позволяет ученику пережить опыт успешной учебной деятельности и быть успешным в дальнейшей жизни.

Исследованию проблемы компетентностного подхода в образовании и его характеристике посвящены труды таких известных ученых как: Л.Н. Боголюбов, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, С.Е. Мишина, Л.А. Петровская, В.В. Сафонова, А.В. Хуторской, Н. Хомский, В. Хутмахер и других.

В настоящее время в педагогической науке пока еще недостаточно разработан вопрос комплексного подхода к формированию социальной компетенции учащихся средствами общеобразовательных предметов на всех ступенях школьного обучения, несмотря на его теоретическую и практическую значимость. Ведутся поиски эффективных форм, средств методов и технологий работы с младшими школьниками в этом направлении.

Таким образом, актуальность исследования определяется: социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке эффективных подходов развития компетенций и одним из таких инструментов выступает проектная деятельность младших школьников. Отметим, что данная деятельность не нова, однако, в настоящее время актуальность необходимости обогащения существующей в начальной школе практики организации проектной деятельности в учебном процессе возрастает.

Анализ имеющихся исследований показывает, что в педагогике проблема организации проектной деятельности младших школьников является слабо разработанной. Таким образом, становится очевидными противоречия:

— между наличием материала для организации проектной деятельности уже в программах начальной школы и отсутствием необходимых новообразований у младших школьников для проведения самостоятельного исследования (предлагается разрешение через формы работы, взаимодействия, включение элементов исследования);

— между необходимостью и отсутствием разработанных систем исследовательских заданий (проектов) для организации целенаправленной деятельности школьников по формированию исследовательских умений;

Выявленное противоречие дало основание сформулировать проблему исследования: какова проектная деятельность младших школьников в аспектах формирования компетенций.

Цель исследования:изучить проектную деятельность младших школьников в аспектах формирования компетенций.

Объект исследования— процесс формирования ключевых компетенций.

Предмет исследования — проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций.

Обратим внимание, что Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования ориентируют учителя на развитие личности ученика, необходимость доминанты на процесс формирования тех учебных компетенций, которые необходимы школьникам для дальнейшего успешного обучения.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции работ отечественных психологов (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.В. Рубцова, Д.Б. Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7–10 лет.

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Среди последних наиболее успешными с точки зрения решения названной задачи в начальной школе признаны проблемное изложение, частично поисковый метод, квазиисследование, широко применяемые в системах развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и др.

Между тем почти полностью исключенным из практики современной отечественной школы, особенно начального ее звена, оказался проектный метод, многоаспектная эффективность которого доказана опытом зарубежных и российских педагогов и отражена в ряде работ Е.Н. Землянской, П.А. Маслова, Н.В. Матяш, Е.С. Полат и др.

По мнению М.К. Хуснетдиновой, метод проектов подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по решению той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и потому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми. Форма продукта может быть различна: от конкретного теоретического решения проблемы до результата, готового к внедрению. Примерами готового проекта могут служить поставленный спектакль, исследование на заданную тему, поделка, действующая модель, а также многое другое.

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов: выбор темы и цели проекта; выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей идеи; планирование проектной деятельности, непосредственная реализация проекта; презентация проекта; оценка проекта и своей деятельности в нем (самооценка).

Участие в проектной деятельности предполагает наличие у школьников определенного набора качеств, таких, как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к целеполаганию. Включение обучащихся в процессе выполнения проекта подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:

- исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;

- социального взаимодействия: сотрудничать, оказывать и принимать помощь;

- оценочными: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;

- информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостает;

- презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности;

- рефлексивными: адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

- менеджерскими:проектировать процесс, планировать деятельность — время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.

Все вышеперечисленные компетенции чрезвычайно важны для младшего школьника и открывают возможность дальнейшего совершенствования личностных качеств обучающихся. С этих позиций учителю необходимо хорошо ориентироваться в технологических подходах к к организации процесса проектирования. Начинающему учителю важно понимать с одной стороны свою руководящую роль, с другой – необходимость организации обучающихся на самостоятельный поиск решений в достижении спланированного результата. Особое внимание на наш взгляд необходимо уделить позициям, предложенным в разработанных методических рекомендациях для педагогов — руководителей проектов:

Во-первых, старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.

Во-вторых, ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

В-третьих, стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности. В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.

В-четвертых, старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

В-пятых, не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также. Оценивая, помните о необходимости справедливой оценки и мотивации на достижение желаемого результата.

В-шестых, не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

В-седьмых, помните о главном педагогическом результате – не делайте за обучаемого то, что он может сделать самостоятельно.

Немаловажную роль в успехе проекта играют прямые инструкции, которых желательно избегать.

В процессе проектирования необходимо научить детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки,выявлять связи между предметами, событиями и явлениями, действовать независимо. Важно приучать их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

Большое внимание следует уделить формированию навыков самостоятельного решения проблем исследования, используя при этом трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

При этом обучать детей следует преимущественно не мыслям, а мышлению, развивая способность добывать информацию, а не использовать ее в готовом виде.

Необходимой составляющей успешного проектирования школьников являются умения анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию. Именно этому и следует обучать в процессе проектной деятельности. Следовательно, задача учителя в современном образовательном процессе обеспечить такое руководство, которое бы обеспечило детям обучение управлению процессом собственного исследования.

Таким образом, главная идея метода проектов — направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических компетенций. Наше мини исследование показывает, что проектная деятельность может успешно применяться в работе с младшими школьниками и выступать инструментом формирования компетенций.

Список использованной литературы:

Землянская, Е.Н. Учебные проекты в экономической подготовке школьников [Текст] / Е.Н. Землянская // Народное образование, 2006. — № 1.

Развитие исследовательских умений младших школьников / [Н.Б. Шумаков, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с. (Работаем по новым стандартам)

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.

Хуснетдинова, М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников [Текст] / М.К. Хуснетдинова // Начальная школа, 2009. - № 1. – С. 69.


Проектный метод сегодня, в рамках компетентностно-ориентированного подхода в образовании, позволяет школьникам самостоятельно и результативно работать с информацией, тем самым, способствуя повышению познавательного интереса к обучению.

Описание разработки

Введение

Актуальность исследования. Окружающий мир, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества к системе начального образования выдвигает задачу развития личности учащихся, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала применительно индивидуальности каждого ученика. Задача, стоящая перед школой заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является метод проектов.

Проектный метод сегодня, в рамках компетентностно-ориентированного подхода в образовании, позволяет школьникам самостоятельно и результативно работать с информацией, тем самым, способствуя повышению познавательного интереса к обучению.

Проектирование является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании. Проектная методика рассматривается как совокупность поисковых, проблемных методов, представляющих собой средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта, что является актуальным для современной педагогической практики.

В связи с выходом современного общества на более высокий технологический уровень возрастает значимость информационных ресурсов, они становятся основным средством условия труда. Если ранее результатом качественного образования считался высокий уровень теоретических знаний, то сейчас это высокий уровень способностей, готовности к их применению. Поэтому на сегодняшний день задачей педагога является создание ситуаций через проектирование, в которых формируются ключевые компетенции. Однако, существует проблема формирования проектных компетенций в процессе работы над проектом связанная с теоретизацией метода и недостаточным методологическим аппаратом внедрения в практику в школе, обоснования алгоритма действий школьников, не всегда ясны механизмы внедрения этого метода. Зачастую участниками становятся родители детей, а учащимся отводится роль наблюдателей, что не способствует формированию у них ключевых компетенций.

Объект исследования: процесс развития проектных компетенций у младших школьников.

Предмет исследования: процесс развития проектных компетенций у младших школьников во внеурочной деятельности.

Задачи:

1) изучить литературу по проблеме исследования;

2) выявить специфику проектирования, её перспективы для формирования ключевых компетенций;

3) анализ современных проектных технологий в образовательных учреждениях;

4) разработка и апробация проекта;

5) вывод и анализ результатов.

Развитие проектных компетенций у младших школьников (материал)

Гипотеза: мы предполагаем, что внедрение и использование метода проекта позволит формировать у младших школьников проектные компетенции при условии:

- четкого планирования этапов работы над проектом;

- сплоченности в коллективе;

- положительной мотивации к деятельности.

Методологической основой исследования являются: исследования о человеке как субъекте отношений, его творческой активности; учение об особенностях становления и развития личности; комплексный подход к анализу рассматриваемых фактов, положений и процессов; методологический принцип объективности, принцип альтернативности научного поиска и положения о целостности воспитательно-педагогического процесса.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития проектных компетенций у младших школьников……….……………………………

Метод проекта как средство развития компетенций у младших школьников………………………………………………………..

Анализ использования проекта в начальной школе во внеурочное время……………………………………………….

Методика исследования развития проектных компетенций у младших школьников………………………………………..……

Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования………………………………………….

Актуальность исследования. Окружающий мир, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества к системе начального образования выдвигает задачу развития личности учащихся, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала применительно индивидуальности каждого ученика. Задача, стоящая перед школой заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является метод проектов.

Проектный метод сегодня, в рамках компетентностно-ориентированного подхода в образовании, позволяет школьникам самостоятельно и результативно работать с информацией, тем самым, способствуя повышению познавательного интереса к обучению.

Проектирование является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании. Проектная методика рассматривается как совокупность поисковых, проблемных методов, представляющих собой средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта, что является актуальным для современной педагогической практики.

В связи с выходом современного общества на более высокий технологический уровень возрастает значимость информационных ресурсов, они становятся основным средством условия труда. Если ранее результатом качественного образования считался высокий уровень теоретических знаний, то сейчас это высокий уровень способностей, готовности к их применению. Поэтому на сегодняшний день задачей педагога является создание ситуаций через проектирование, в которых формируются ключевые компетенции. Однако, существует проблема формирования проектных компетенций в процессе работы над проектом связанная с теоретизацией метода и недостаточным методологическим аппаратом внедрения в практику в школе, обоснования алгоритма действий школьников, не всегда ясны механизмы внедрения этого метода. Зачастую участниками становятся родители детей, а учащимся отводится роль наблюдателей, что не способствует формированию у них ключевых компетенций.

Объект исследования: процесс развития проектных компетенций у младших школьников.

Предмет исследования: процесс развития проектных компетенций у младших школьников во внеурочной деятельности.

1) изучить литературу по проблеме исследования;

2) выявить специфику проектирования, её перспективы для формирования ключевых компетенций;

3) анализ современных проектных технологий в образовательных учреждениях;

4) разработка и апробация проекта;

5) вывод и анализ результатов.

Гипотеза: мы предполагаем, что внедрение и использование метода проекта позволит формировать у младших школьников проектные компетенции при условии:

- четкого планирования этапов работы над проектом;

- сплоченности в коллективе;

- положительной мотивации к деятельности.

Методологической основой исследования являются: исследования о человеке как субъекте отношений, его творческой активности; учение об особенностях становления и развития личности; комплексный подход к анализу рассматриваемых фактов, положений и процессов; методологический принцип объективности, принцип альтернативности научного поиска и положения о целостности воспитательно-педагогического процесса.

Теоретической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы: теория педагогических технологий (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, Г.К. Селевко, М.Шепель и др.); теории личностно-ориентированного образования и организации творческой деятельности учащихся (В.И.Андреев, А.Н.Леонтьев, Т.А.Михайловская, С.Л.Рубинштейн, В.И.Щеголь, И.С.Якиманская); концепции моделирования и конструирования педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, М.Л.Поташник, П.И.Третьяков и др.).

В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методологической литературы, нормативно программной и учебно-планирующей документации, методических и учебных пособий; моделирование, проектирование, системный анализ, синтез; экспериментальное и практическое внедрение организационно-методического обеспечения (наблюдение за ходом работы над проектом, беседы с учениками и учителями школ города Тольятти, метод экспертных оценок); наблюдение и постановка педагогического эксперимента; статистическая обработка полученных результатов.

Исследование проводилось в четыре этапа. Основные этапы исследования:

На первом этапе (сентябрь-ноябрь 2009г.) – теоретическом – осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме проектирования, выбор основного подхода к разработке элементов содержания и технологии исследования метода проекта в образовательном учреждении, были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследования.

На втором этапе (декабрь-2009-г.) – теоретико-проектировочном – проводился поисковый эксперимент: рассматривалось состояние проблемы в теории и практике общеобразовательных школ г. Тольятти, изучался опыт использования метода проекта в системе школы, разрабатывались основные положения экспериментальной методики, разрабатывался проект.

На третьем этапе (март-апрель 2010г.) – опытно-формирующем – проведен формирующий эксперимент с целью проверки разработанного алгоритма в использовании эффективного плана работы над проектом, направленного на формирование ключевых компетенций у школьников. Проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и эффективности разработанного проекта во внеурочной деятельности.

На четвертом этапе (апрель-май 2010г.) – уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось литературное оформление выпускной квалификационной работы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный план работы над проектом позволяет формировать у школьников ключевые компетенции, а также способствует формированию у учащихся таких компетенций как организаторские, работа в команде, сотрудничество, ответственность.

Достоверность и обоснованность результатов исследования, теоретических выводов и рекомендаций обеспечиваются согласованностью методологических оснований, базирующихся на психолого-педагогических концепциях современного образования; адекватностью педагогических и психологических предпосылок; ведением педагогического исследования в единстве с практической деятельностью и ориентацией на нее; позитивными результатами исследования; вариативностью и возможной повторяемостью опытно-экспериментальной работы в новых условиях; результатами исследования, подтвердившими правильность выдвинутой гипотезы.

Структура исследования: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.

Читайте также: