Значение школы как институционального механизма социальной памяти и в социализации культуры личности

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Савельева Анна Георгиевна

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ, ПРОЦЕСС ЕЕ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

ГБОУ школа № 573,

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация. В статье затрагивается тема, какую роль образование играет в процессе инкультурации и социализации личности, а также с помощью каких механизмов это происходит. В заключении делается вывод о том, что на сегодняшний день в образовательных учреждениях следует говорить о создании полноценного процесса инкультурации, направленного на формирование культурных людей, а не только о совершенствовании процесса социализации.

Savelyeva Anna

EDUCATION AS A METHOD OF SOCIALIZATION OF A PERSONALITY, THE PROCESS OF ITS SELF-APPROVAL

General education school 573,

Saint-Petersburg, Russian Federation

Abstract. The article touches upon the topic of what role education plays in the process of inculturation and socialization of the individual, as well as with the help of what mechanisms this happens. In conclusion, it is concluded that today in educational institutions we should talk about the creation of a full-fledged process of inculturation, aimed at the formation of cultural people, and not just about improving the process of socialization.

В психологической, а также в педагогической литературе, которые посвящены образованию, а именно – анализу образования, как института социализации, можно найти огромное количество упоминаний образовательных задач и целей: начиная от навыков и умений и заканчивая гармонически и всесторонне развитой личности ([2], с. 86-87). Само понятие социализация может реализовываться с помощью различных широкоуниверсальных механизмов. Традиционный механизм представляет собой неосознанное восприятие и усвоение индивидом взглядов и норм, которые характерны для друзей, семей и какого-то близкого окружения, которые, в свою очередь, могут быть или не соответствовать общественному одобрению. Институциональный механизм социализации работает в процессе взаимодействия индивида с институтами государства и общества, что помогает накоплению человеком знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта его подражания. Стилизованный механизм подражания (имитации) социализации будет работать в рамках субкультуры. Межличностный механизм социализации осуществляется в процессе общения человека с персонально значимыми для него лицами, например, учителя, родители, друзья. Действие всех механизмов социализации в меньшей или большей степени предопределены рефлексией, т.е. внутренним диалогом, в котором индивид будет принимать, рассматривать или отвергать ценности, присуще семье, обществу. Это указывает на то, что человек изменяется и формируется в результате переживания и осознания им той реальности, в которой он находится, живет, а также осознания своего места в этой реальности и самого себя.

Человек формируется как личность, которая культурно и социально приемлема обществу только тогда, когда получает в повседневной жизни информацию о самых разных сторонах общественной жизни. Социализация – это процесс усвоения человеком социальных ролей и культурных норм, вследствие которого происходит становление человека в социального индивида. Из этого следует, что под социализацией понимается равномерное вхождение человека в социальную среду, усвоение им принятой нормативно-ценностной системы общества, которая, в свою очередь, способствует человеку благополучно самореализовываться и функционировать в качестве члена общества. Социализированность – это результат социализации. В обобщенном виде, социализированность можно понимать как комплексность черт, которые задаются статусом и требуются в данном обществе. Но существует также и другая точка зрения, которая говорит нам о том, что социализированность можно рассматривать и как усвоение социальных и личностных качеств, которые характеризуются на следующей стадии развития. Существуют характеристики личности, которые будут обеспечивать успешную социализацию:

- Умение находить баланс между ценностями и требованиями общества и своими собственными;

- способность к изменению своих ценностей, ценностных ориентаций;

- понимание общезначимых моральных человеческих ценностей, а не ориентация на конкретные требования.

В связи с этим, в различных образовательных учреждениях необходимо говорить о создании полноценного процесса инкультурации, который будет направлен на формирование культурных людей, а не только о совершенствовании процесса социализации, который способен формировать образованных людей.

Именно система образования способна продолжить начатое в семье воспитание личности будущего специалиста и гражданина, затрагивая в процессе преподавания всех наук тончайшие струны человеческой души, разъясняя опасность для судеб человечества всего того, что разъединяет людей — национальная вражда, социально-классовые конфликты, конфессиональная отчужденность, противостояние поколений, убеждая в преимуществах диалогического способа разрешения противоречий в социальных отношениях и культуре [6]. Только лишь ценностные ориентации людей, установки будут определять их интересы, веру, вкус, а не сформированные навыки и умения. Конечно, достижение такой цели – это непростая задача. Данная задача потребует скрупулёзной методической проработки и соответствующей подготовки учителей, преподавателей всех уровней.

Если мы возьмем в качестве критерия для обособления первичного и вторичного этапа принятие отношения к трудовой деятельности, то институт, техникум, старшие классы средней школы не смогут быть отнесены к вторичной социализации. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению с начальной и неполной средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа обучения совместно с трудом, и поэтому этот период в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в начальной и неполной средней школе. Тем или иным образом, в различной литературе данный вопрос получает различное, даже двоякое освещение. Однако, при любом решении данная проблема будет являться важной как в практическом, так и в теоретическом плане, так как студенчество и старшеклассники – это одна из наиболее важных социальных групп общества. В аспекте социальной адаптации к информационной среде современного общества – проблемы социализации этих групп крайне актуальны.

Инкультурация и социализация объединены с развитием нормативно-ценностной системы у молодого поколения с овладением социального опыта через знакомство с различными сферами культуры (искусство, наука, право, мораль, религия), через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и достаточным объемом культурных знаний. Ее формирование — многогранный, диалектически развивающийся процесс, состоящий из трех взаимосвязанных этапов: на первом, закладываются основы ценностных ориентаций молодого человека; на втором — приобретаются психологически отчетливо выраженные черты идеалов, убеждений, социально значимых качеств; на третьем этапе формируется их системная целостность ([4], с. 217). Первый этап будет происходить в рамках первичной социализации, то второй и третий — в рамках вторичной социализации.

1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986.

2. Белинская, Е. П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М., 2001.

3. Каган, М. С. Философия культуры / М.С. Каган. — СПб., 1996.

4. Кузнецова, И. Ю. Социализация молодежи на рубеже веков: региональный аспект: дис. канд. культурологии / И.Ю. Кузнецова; Краснодарский гос. ун-т культуры и искусств. — Краснодар, 2001.

5. Мартинович, Н. В. Образование как процесс социализации и инкультурации личности / Московский государственный университет культуры и искусств – М.: Вестник МГУКИ 2012.

6. Мудрик, А. В. Учитель: мастерство и вдохновение / А.В. Мудрик. — М.: Просвещение, 1987.

Ключевые слова: инкультурация, самореализация, социализация, социализированность, личность.

Key words : inculturation, self-realization, socialization, the person.

Теория. Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе. Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях.

Этапы социализации личности.Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.

Основные этапы социализации личности:

Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

Формы и механизмы социализации личности. Личность не может сразу, с момента рождения, усвоить весь социальный опыт.

Социализация детей отличается от социализации взрослых и тем более — пожилых людей. При этом она носит индивидуальный характер и связана с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности.

Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные механизмы (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный), а с другой - отношением индивида ко всему этому.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д.

При этом следует иметь в виду, что социализация - не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации.

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. Именно в школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Так, П. Бурдье показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и т.д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер: с одной стороны, регулируемый и целенаправленный, а с другой — неуправляемый, стихийный. Было бы большим упрощением считать, что в официальных социальных институтах (например, в школе) социализация всегда имеет целенаправленный характер. Возможность одновременного осуществления социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса можно пояснить на следующем примере. На уроке в школе ученик приобретает важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что учитель или воспитатель может посчитать сопутствующим, случайным. Происходит не только закрепление определенных правил и норм, но и присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть и позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным.

ОТВЕТ НА КЕЙС 1. Определите роль сверстников, взрослых и социальных сетей в процессе социализации детей подросткового возраста.

Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути.

Эти знания и навыки индивид получает в процессе общения с другими, что делает коммуникацию важным механизмом трансляции культуры. Этот процесс получил название социализации.

Важную роль в процессе социализации, особенно у подростков играют сверстники.

Общение со сверстниками оказывается важным “каналом информации; по нему подростки и юноши узнают, которых им по тем или иным причинам не сообщают взрослые”. В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. По мнению Кона, “включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. Общение со сверстниками это еще и “специфический вид эмоционального контакта.” Оно обеспечивает подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости, а также облегчает “автономизацию от взрослых”.

В общении с родителями подростки выражают свою независимость и самостоятельность, уже стараются не принимать мнение и советы взрослых. Какую бы сторону развития подростка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие подростка. Во-2-х, семья влияет на формирование психологического пола подростка. В 3-х, семья играет ведущую роль в умственном развитии подростка, а также влияет на отношении подростков к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии подростка. В-4-х, семья имеет важное значение в овладении подростка социальными нормами. В-5-х, семья играет большую роль в процессе социального развития подростка в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях подростка, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни.

2. Предложите формы организации учебной деятельности наиболее эффективные, на Ваш взгляд, для развития коммуникативной компетентности подростков. Аргументируйте свой ответ.

Ответ: Формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации подростков, содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому. Для достижения целей формирования коммуникативной компетенции у подростков незаменимым ресурсом становится учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как форма организации обучения. Сензитивным периодом для формирования коммуникативной компетентции, по мнению большинства исследователей, выступает подростковый возраст, когда общение подростков превращается в особый вид деятельности, который обеспечивает усвоение жизненных целей и ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения, повышает их уровень коммуникативной компетентности. Для учебного диалога характерны следующие особенности: наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы; наличие двух и более собеседников, связанных взаимопониманием; возможность свободного изложения материала; наличие обратной связи. Наиболее часто нарушения в межличностных отношениях вызваны отсутствием у них коммуникативных навыков.

Для развития коммуникативной компетентности подростков в учебной деятельности можно применить работу в группах. Такая форма обеспечивает взаимодействие членов группы, они общаются и взаимообучаются, т. к каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Так же на уроке стоит применять при ответах на задание рассказ, по содержанию которого ученику будут одноклассниками и учителем задаваться вопросы.

3. Какие методы психологического исследования целесообразно использовать учителю для изучения особенностей коммуникативной компетентности у подростков?

Ответ: учителю можно использовать Дискуссионные методы социально-психологического тренинга: игровые методы (операционные, ролевые), сенситивный метод (метод тренировки межличностной чувствительности).

Большой интерес для развития коммуникативной компетентности подростков представляют ролевые игры. В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, подобными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки.Благодаря таким играм учитель может увидеть на каком уровне у подростков развита коммуникативная компетентность.

Данная статья посвящена личностному развитию ребенка. Гессен считал, что на ступени школьного образования осуществляется освоение индивидом законов и требований социальной жизни.

ВложениеРазмер
gessen.docx 24.4 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Данная статья посвящена личностному развитию ребенка. Гессен считал, что на ступени школьного образования осуществляется освоение индивидом законов и требований социальной жизни.

Ключевые слова: личность, социализация, образование, трудовая школа, учитель, общество.

THE ROLE OF SCHOOL EDUCATION IN THE PROCESS

This article is dedicated to the personal development of the child. The scientist believed that the individual learns laws and requirements of social life at the stage of school education.

Keywords : personality, socialization, education, employment, school, teacher, society.

В настоящее время школа и процесс обучения занимает огромное количество времени в жизни каждого человека, а, следовательно, не может не влиять на процесс социализации личности ребенка.

Социализация - это процесс усвоения человеком опыта той общественной жизни и тех общественных отношений, в которые он попал при рождении и в которых растет и мужает.

Социальное становление личности - это процесс, в течение которого человек осознает себя как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания. Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении, учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах.

Для Гессена образовательный процесс - это:

1) приобщение человека к культурным ценностям общества;

3) взаимодействие учителя и учащихся в решении жизненно важных и личностно значимых для них проблем;

5) приобщение к творческой деятельности.

С. И. Гессен полагал, что школа должна базироваться на принципах равенства образовательных возможностей и демократической всеобщности, единства и целостности, многоуровневой дифференциации образования и широко понимаемом трудовом начале. Она должна быть доступной для всех, ее содержание должно быть ориентировано на самостоятельный творческий труд, обеспечивающий самоактуализацию личности ребенка.

Идеал школы Гессен видел в трехступенной единой трудовой школе, построенной на принципах дифференциации, обеспечивающей целостность и единство многообразия [1, с. 27]. Развивая эти идеи, педагог предложил природоведческую, родиноведческую дифференциацию на первой ступени, психологическую - на второй и профессиональную - на третьей.

В начальной школе , писал ученый, пропедевтический (подготовительный) курс должен строиться на основе родиноведческой (краеведческой) дифференциации, требующей освоения природы, истории и культуры родного края, языка и народных традиций. В качестве задач первой ступени школы (7—10 лет) он видел:

1) приучение детей к труду;

Отстаивая идею трудовой школы, Гессен полагал, что трудовая школа - это школа, о которой образование и труд противопоставляются друг другу; это школа, где в центре стоят интересы личности, реализуемые через практическую деятельность. Своему пониманию трудовой школы как школы интеллектуальной и физической активности педагог противопоставляет школу пассивную, с одной стороны, и школу утилитарную, ремесленную - с другой. Труд для Гессена выступает как источник гармонического развития личности.

Таким образом, в период школьного образования осуществляется сложный процесс социального становления и индивидуализации личности. Процесс социализации и процесс школьного обучения неразделимы. Школа, педагоги, одноклассники и остальное окружение напрямую влияют на сознание ребенка, и помогают ему найти своё место в мире, сформировать характер, воспитать отдельные личностные качества, а также научиться взаимодействовать с другими людьми.

Социальное воспитание в современной школе - главный элемент социализации человека . Направлено оно на формирование активной, зрелой личности.

Школа играет немалую роль в развитии ребенка. Дети не только учатся. В современном, перегруженном информацией мире они практически живут в учебном заведении. Иногда посещение школы становится способом сбежать от насущных проблем ( семейное насилие, неблагополучие).

Современная школа - единая система, целостный механизм, основание которого образует взаимодействие компонентов воспитания, обладающая собственным образом жизни, психологическим климатом. Это небольшое общество со своими законами и правилами, которые не противоречат установкам реального общественного строя.

Школа - действенный институт при становлении личности человека . Оптимальный набор факторов социализации, действующих на учеников, позволяет использовать их эффективно при патриотическом воспитании гражданина страны.

Особенности школьной социализации

Есть некоторые особенности социального воспитания в школе:

  • Результаты можно увидеть спустя длительное время;
  • Школа обязательна для всех. Она имеет элементы принуждения. Заказ на деятельность формируется обществом;
  • Учреждение образования - открытая система, связанная с другими институтами (спортивные, досуговые, культурные, социальные структуры);
  • Школа обладает автономией;
  • Для нее характерно наличие неустойчивых состояний (конфликты, неожиданности);
  • Сочетание традиций и инноваций;
  • Статус ученика временный;
  • Основные компоненты воспитания- его содержание, оценивание, групповое, статусное распределение.

Школа - транслятор факторов социализации. Влияние их может смягчаться или усиливаться. Факторы действуют на воспитанников в упрощенной, оптимальной форме, что способствует общей социализации с ранних лет.

На ребенка воздействуют три ценностные системы:

  • Группа сверстников, система взглядов, ценностей которой наиболее понятны ребенку. В ней часто срабатывают механизмы подражания, групповой коммуникации, характерные для детского коллектива;
  • Коллектив взрослых - педагогический коллектив, носитель основных принципов воспитания;
  • Школьное сообщество - ученики и педагоги, как носитель общешкольной культуры, принимающие условия учебного заведения, соблюдающие его правила, традиции.

Результаты и механизмы воспитания

Социальное воспитание формирует ценности, образцы поведения в различных ситуациях (поведение, общение со взрослыми, сверстниками, разрешение конфликтов, противостояние негативному влиянию). Ученики получают организационно-управленческую информацию (о подчиненности, особенностях статуса, системе управления заведением). Каждый ученик, используя подражание и идентификацию , усваивая нормы, правила школы, выясняет для себя положение во властной структуре заведения. Дети узнают об основных ценностях отношений (доверие, открытость), навыках духовно-практического характера (нормы, ценности общения, поведения и досуга).

Воспитание обеспечивается несколькими подходами:

  • Индивидуальный. Учет особенностей каждого учащегося;
  • Личностный. Раскрытие личностных возможностей школьников;
  • Возрастной. Зависит от возраста;
  • Гендерный. Учет различий по полу;
  • Дифференцированный. Принцип разделения проблем в различных сферах .

В коррекционной школе работа направлена на устранение конкретных отклонений в социализации ребенка.

Деятельность школы использует все механизмы социализации:

  • психологические: подражание, импринтинг, рефлексия;
  • социально-педагогические: институциональный, стилизованный, межличностный механизмы.

Современная школа может сама влиять на среду, в которой находится ребенок, она внедряет положительный опыт в семью, окружение, “педагогизируя” их.

Формы и методы

Применение форм и методов зависит от индивидуальных особенностей разных детей. Каждый детский возраст - оптимальный период формирования различных качеств ребенка:

  • Начальной школе соответствует благоприятный период для формирования основных социальных качеств. Ребенок учится переживать ситуации успеха, отношению к групповым нормам и правилам поведения;
  • 5-6 класс - лучший период для самоутверждения в общественной, спортивной, эстетической сферах деятельности;
  • 7-8 класс благоприятен для самоутверждения в коллективе, усвоения навыков здорового, ответственного образа жизни;
  • 9-11 классы формируют способности к самоопределению, культуру поведения, труда.

Методы социального воспитания делятся на группы:

  • Методы формирования сознания,
  • Методы организации деятельности,
  • Методы стимулирования, мотивации.

Формы воспитания бывают индивидуальными, групповыми, массовыми.

Индивидуальные формы работы создают комфортные условия для ребенка. К таким формам относят оказание индивидуальной помощи, разнообразные поручения, которые выполняет ученик и несет за них ответственность.

Групповые формы помогают межличностному общению, взаимодействию. Группа - небольшое общество, с характерными признаками всего общественного строя. Формы: дискуссия, диспут, форум-театр, КВН, литературные вечера, праздники, мероприятия по трудовому воспитанию.

Воспитанию содействует организация кружковой работы, самоуправления, просвещение родителей, привлечение государственных структур, создание центров психологической помощи.

Было полезно? Ставьте "Палец вверх" и подписывайтесь на наш канал. Спасибо Вам!

Читайте также: