Проект юный метеоролог в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму!

Актуальность.

В дошкольном возрасте у детей закладывается фундамент представлений и знаний о природе и явлениях погоды. В рамках современных требований ФГОС ДО организации обучения детей основам экологии и природопользования, педагогам ДОУ необходимы новые формы работы, которые создадут благоприятные условия для решения проблемы экологического воспитания.

Педагоги постоянно пытаются найти формы и средства, которые помогли бы в обучении детей. Одной из таких форм стала проектная деятельность, она помогает в изучении многих тем, в том числе в изучении погодных и природных явлений.

Ребенок не всегда способен самостоятельно отметить перемену погоды.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и за тем, как они воздействуют на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из: определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.

Этот проект родился в нашей группе не случайно. В 2017-2018 году наш детский сад работал над темой ранней профориентации дошкольников, а на нашем участке появилась метеостанция. Именно это подтолкнуло нас сделать из наших воспитанников юных метеорологов.

Тип проекта: исследовательский , долгосрочный.

Срок реализации проекта: сентябрь 2017- май 2018

Возраст: дети 6-7 года жизни (подготовительная группа детского сада)

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители

Проблема: у детей дошкольного возраста недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Обоснование проблемы:

Недостаточное внимание родителей и детей к наблюдениям за погодой.

Не сформированы умения детей пользоваться измерительными приборами.

Поверхностные знания детей о измерительных приборах.

Не способность детей в достаточной мере оценить влияние погодных явлений на окружающий мир.

Недостаточная осведомленность детей о профессии метеоролог.

Цель: организация познавательной и исследовательской деятельности дошкольников и знакомство с профессией метеоролог.

Организовать опытно – исследовательскую деятельность детей на метеостанции для систематических наблюдений за погодой средствами игры.

Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.

Ознакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером барометром, снегомером.

Обучить детей пользоваться приборами метеостанции.

Познакомить детей с профессией метеоролог.

Необходимые условия реализации проекта:

Интерес детей и родителей.

Новизна материалов для воспитанников

Нестандартный подход к организации познавательной деятельности.

Активизация детей яркими увлекательными материалами.

Ожидаемые результаты:

Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

Получение детьми знаний о разновидностях погодных явлений и о разновидностях измерительных приборах.

Получение детьми знаний о профессии метеоролог.

Пополнение и активизация словаря детей.

Предполагаемый результат:

Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога.

Приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой.

Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра.

Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.

1 Этап. Выбор темы

Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он пытается определить, какая погода, как нужно одеться, обуться, нужно ли взять с собой зонтик. Однако, прекрасное солнечное утро, голубое небо могут измениться и превратиться в дождь с грозой.

Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.

В нашем детском саду возникла идея грамотного приобщения ребенка к экологической культуре.

Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого и неживого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания.

В связи с этим у нас возникла идея создания метеостанции на участке нашей группы, чтобы дети имели возможность на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды (народные приметы).

Метод трех вопросов

Что нам нужно сделать, чтобы узнать?

Вика У.: там где погоду узнают, а потом нам говорят

Никита Б.: там можно узнать когда будет дождь

Кристина К.: Она показывает куда дует ветер… и откуда

Юля Щ.: там ученые работают

Андрей Ф.: Это очень сложный прибор, чтоб на нем работать, нужно много знать

Вика П.: Какие там приборы? А они сложные?

Даша Е.: Где она находится?

Дима Ж.: Как она определяет погоду?

Стас Б.: Там много приборов? Их можно трогать?

Соня П.: Ну воспитатели то, точно знают

Юна Ц.: Родители наверное знают, но я не уверена

Кристина Т.: Придется самим узнавать

Ваня Л.: В интернете все написано

Метод трех вопросов

Что нам нужно сделать, чтобы узнать?

Аня А.: Эти ученые, умные и очень много знают

Алина Ч.: Я не знаю

Рома Ш.: про погоду рассказывают в новостях

Аня Х.: Чем они занимаются?

Никита Т.: долго учатся?

Лиза П.: хотела бы с ними познакомиться

Юна Ц.: как они научились работать с приборами?

Данила К.: У родителей спрошу

Егор К.: спросим у воспитателей

Полина Ф.: нужно прочитать о м. в книжке

Даша Е.: ОК гугл

На основе опроса детей, с помощью метода трех вопросов, были сформулированы основные направления в работе проекта.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Наиболее активно такое отношение к миру проявляется в старшем дошкольном возрасте. Дети проявляют интерес к познанию окружающего мира, демонстрируют самостоятельность и инициативность.

Широкие возможности для развития исследовательской активности ребенка-дошкольника открывает экспериментирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий.

Сначала мы с деть обсудили план предстоящих действий. О чем хотим узнать? Как будем действовать? Результаты обсуждения мы записали в таблицу (модель трех вопросов)

Что мы знаем о погоде? Что хотим узнать о погоде? Как узнать?

Погода бывает разной. (Данил П.)

Погода – это ветер, дождь, снег, тепло или холодно (Алла С.)

Про погоду говорят по телевизору. (Даша С.)

В группе на окне есть термометр, он измеряет температуру на улице. (Абузар К.)

Летом теплее, чем зимой. (Егор С.)

Ветер дует. (Алина Ф.)

Ветер бывает холодный и теплый. (Алена Д.)

Ветер гонит облака. (Даша Е.)

Бывает сильный и слабый ветер. (Саша Р.)

Черные предметы нагреваются лучше, чем белые. (Витя Ж.)

Что такое погода? (Стас Х.)

Что такое прогноз погоды? (Катя К.)

Кто составляет прогноз погоды (Влад К.)

Как действует термометр? (Лев Ж.)

Есть ли у ветра имена? (Ваня П.)

Почему дует ветер? (Саша Н.)

Какие бывают ветра (Саша Д.)

Ветер может что-нибудь сломать (Данил П.)

Откуда берутся облака? (Ваня Т.)

Почему бывает тепло или холодно? (Лера Д.) Спросить у воспитателя

Можно найти приборы и попробовать самим определить погоду.

Спросить у родителей

Прочитать в книге

Прогноз погоды включает:

- показание температуры воздуха;

- сила и направление ветра;

- состояние неба и солнца;

Следующим закономерным вопросом было то, как же определить все эти показания?

Мы рассказали детям о том, что прогноз погоды делают метеорологи на метеостанциях.

Метеоролог – это специалист, который работает на метеорологической станции, осуществляет сбор сведений о процессах в атмосфере, анализирует полученную информацию и составляет прогноз погоды. Прогнозы метеорологов в самых различных целях: для сельского хозяйства (чтобы знать, когда благоприятно сажать, собирать урожай и т. д., для авиации (чтобы знать, когда безопасно летать самолетам, в судоходстве (чтобы уберечь корабли и пароходы от штормов и ураганов, и даже в градостроительстве (чтобы строители знали, когда безопасно строить высокие дома). А еще прогнозы помогают и всем нам, простым жителям, ведь мы должны знать, как одеться, будет ли дождь, не ожидается ли ураганный ветер и т. д.

Работа метеоролога не проста, осуществляется она на свежем воздухе, часто в неблагоприятных погодных условиях. Измерения в строго заданные временные интервалы специалисты проводят независимо от состояния погоды (дождь, град, шторм, гроза и т. д.). работать на отдаленных метеостанциях специалисты часто вынуждены в условиях изоляции, одиночества. Поэтому метеоролог должен уметь переносить неблагоприятные погодные условия и одиночество.

На участке мы выделили специальное место для метеостанции и разместить наше оборудование.

На высоких шестах мы прикрепили флюгер и ветряной рукав (приборы для определения и направления силы ветра).

Флюгер – это обычный флажок на твердой основе, который может вращаться вокруг опорной оси (шеста или столбика) и позволяет наглядно показывать направление ветра.

Вертушки – также выполняли свои роли – во-первых, они начали крутиться, когда дул ветер, а если правильно развернуть вертушку в направление ветра, можно определить и его направление.

Солнечные часы- прибор для определения времени по изменении длины тени от гномана ее движению по циферблату.

Песочные часы – простейший прибор для отсчета промежутков времени, состоящих из двух сосудов, соедененных узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком. Время, за которое песок через горловину пересыпается в другой сосуд, может составить от нескольких секунд, до нескольких часов.

А еще дети были очень удивлены, что предсказывать погоду можно с помощью цветов. Например, фиалка. Если фиалки весело смотрят на мир своими фиолетовыми глазками значит погода будет солнечной. А перед пасмурной и дождливой погодой закрывает свой цветок, как бы говоря-ждите ненастья. То же происходит и с маргариткой. Перед ненастной погодой ее цветок наклоняется так низко, что почти касается земли. Помогают прогнозировать погоду и одуванчики, которых всегда много на нашем участке. Если на небе солнце, а бутон одуванчика закрыться, значит, нужно ждать дождя. А бывает наоборот, на небе тучи, становится пасмурно, а одуванчик и не собирается закрывать свой цветок-это значит, что туча пройдет мимо дождя не будет. Помогает определить погоду и сухой одуванчик: когда солнечно, его белые пушинки весело разлетаются по всему участку, когда близится ненастье (ветер или дождь)- бутон закрывается, защищая свои пушинки.

Созданные объекты метеостанции позволили вовлечь детей в увлекательную познавательную деятельность, а разная погода стимулировала детей к исследованиям, так как интересно наблюдать разные показания приборов и делать соответствующие выводы.

А наш главный вывод в том, что исследовательская деятельность может осуществляться детьми самостоятельно, нужно только создать условия, стимулирующие такую деятельность. В совместно с детьми создание тех самых условий – это тоже часть увлекательной познавательной деятельности. Таким образом, мы изменили стереотип наблюдений за природой на прогулке и погрузили детей в мир познания и исследования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание предметно- развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значений в жизни человека.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

по экологическому воспитанию

Тема проекта:

Подготовила

Воспитатель: Бабак Марина Петровна

Автор проекта:

Воспитатель высшей категории Бабак М.П.

Участники проекта:

дети группы, воспитатель, родители .

МБДОУ детский сад № 71

Срок реализации:

Длительный (октябрь – май)

Формы и методы реализации проекта:

занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно- самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.

игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.

Характеристика информационно-исследовательского проекта.

Пояснительная записка.

Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он оценивает погодные условия. К сожалению, эти условия могут резко изменяться. Например, прекрасное солнечное утро может обернуться обеденным ливнем или вечерней грозой.

С самых давних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой.

Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака.

Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Такие станции на земле располагают вдалеке от дорог и зданий. Полученные из разнообразных источников данные систематизируются, и каждому природному явлению присваивается определенный код. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты. Работа метеоролога заключается в наблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных. Метеорологи проводят свою всеобъемлющую работу на метеостанциях, которые могут находиться в пределах города или на очень большом удалении от него. Дальнейшей обработкой уже полученных от метеоролога данных, а также составлением прогнозов занимается синоптик.

Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек может пользоваться официальными прогнозами погоды. А может и сам делать свои прогнозы, пусть и всего на несколько часов вперед.

Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

Актуальность проекта: почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.

Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

познакомить с профессией метеоролога;

формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду;

формировать представления о четырех частях света;

познакомить детей с назначением метеорологической станции и ее содержимым;

воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле,любви к природе;

воспитание навыков применения знаний на практике;

привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.


Продолжительность проекта: июнь, июль, август 2013 года.

- воспитатели: Костромина Наталия Владимировна,

- дети старшей группы.

Продукт проектной деятельности:

- создание метеостанции на участке детского сада.

Проблема что такое погода и от чего она зависит?

Цель проекта: формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека

- организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;

- дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;

- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

- формировать представления о четырех частях света;

- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером барометром, снегомером;

- познакомить с профессией метеоролога.

- знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую площадку;

- занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;

- у детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать).

- дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;

- дети должны приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;

- иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра;

- знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания.

НДОУ “Детский сад № 134” ОАО “РЖД” ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Педагоги нашего НДОУ стараются найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.

Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.

  • вводный этап;
  • практический;
  • аналитический .
    собрание методического, научно-популярного материала по изучаемой теме;
  • изучить основные требования к организации метеостанции в детском саду;
  • составить перспективный план работы над проектом.
  • изготовление приборов-помощников;
  • сбор информации для оформления альбомов;
  • организовать мини-музей “Хочу все знать и измерять”.

Аналитический этап проекта.

Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно интересными для детей оказались практические работы на метеостанции.



Тип проекта по доминирующему методу : информационно-исследовательский.

По характеру содержания: включает ребенка и природу.

По характеру контактов : осуществляется внутри ДОУ в контакте с другими организациями (метеостанция) и семьей.

По продолжительности: долгосрочный.

Что такое погода и от чего она зависит?

Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека

Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;

Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;

Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

Формировать представления о четырех частях света;

Познакомить детей с приборами – помощниками: компасом, термометром, анемометром, барометром, снегомером.

Познакомить с профессией гидрометеоролога.

что знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую площадку;

что занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;

что у детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать);

что практические задания на метеоплощадке будут способствовать развитию эмоциональной сферы детей и их коммуникативных навыков.

Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;

Дети должны приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;

Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра;

Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;

Дети подготовительных к школе групп (возраст 6-7 лет),

Руководители проекта – педагог-организатор экологического воспитания дошкольников, педагог-организатор по интеллектуальному развитию,

старший воспитатель ЦРР-д/с№75,

Работа над проектом строилась на следующих принципах:

принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;

принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;

принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;

принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания.

ЦРР-детский сад №75 ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги нашего МДОУ стараются найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.

Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. Педагогам необходимо обратить его внимание на закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость состояния живых организмов от сезонно меняющихся факторов внешней среды. Большие возможности для этого дает недельная методика ознакомления дошкольников с сезонами. Основу методики составляют ежемесячно повторяющиеся в течение недели циклы наблюдений. Одну неделю каждого месяца во всех группах детского сада планируется:

вести ежедневные наблюдения за погодой;

изучать растительность (деревья, кустарники) и покров земли в середине недели;

наблюдать за животными на участках и в округе детского сада (в конце недели);

ежедневно работать с календарем погоды.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.

Периодичность, регулярная повторяемость недельной методики ознакомления дошкольников с погодой и сезонными явлениями природы развивает интерес к наблюдениям, создает у детей яркие картины очевидных и закономерных изменений в природе.

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.

Работа над проектом велась по следующим этапам:

Вводный (организационный) этап

Создание условий для работы детей по изучению погоды. Составление перспективного плана работы по данной проблеме

1.Вводный (организационный) этап

На этом этапе был собран методический, научно-популярный материал по изучаемой теме.

Педагоги выяснили основные требования к организации метеоплощадки в детском саду.

Был составлен перспективный план работы над проектом.

К оборудованию метеоплощадки были привлечены воспитатели и родители воспитанников.

Основные требования к организации метеоплощадки

Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.

Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

Для устройства метеоплощадки необходима площадь размером 30 м². желательно, чтобы рядом не было строений, высоких деревьев. Метеоплощадку ориентируют так, чтобы вход находился с северной стороны.

Для метеоплощадки делают ограду. Для проведения наблюдений прокладывают дорожки шириной 40-50 см. Метеоплощадку засевают травой, которую регулярно скашивают до высоты 20 см.

Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно в 8 часов утра. На метеоплощадке наблюдают за температурой воздуха. Количество выпавших осадков замеряют с помощью осадкомера. Осенью и зимой определяют степень покрытия и характер залегания снежного покрова. Весной и осенью ежедневно определяют температуру на поверхности почвы. В дневниках наблюдений заносят наблюдаемые за сутки атмосферные явления: дождь, снег, град, ветер, метель, иней, роса


Перспективный план работы над проектом

Что такое погода?

Знакомить с погодными явлениями

Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду

Загадки планеты Земля

Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца

Что такое компас?

Формировать представление о частях света, познакомить с компасом

Экскурсия в лес

Откуда дует ветер?

Обучать детей работе с компасом

Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром

Занятие в экологической лаборатории

Чем измерить скорость ветра?

Познакомить с анемометром, со способом определения скорости ветра

Для чего нужен барометр?

Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним

Занятие на метеоплощадке

Мы – юные метеорологи

Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке

Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений

Кто дает прогноз погоды костромичам?

Познакомить детей с настоящей метеостанцией, формировать представление о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений

Экскурсия на городскую метеорологическую станцию в Коряково

Работа на метеоплощадке

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов

Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений

2 Практический этап

Сбор информации для оформления альбомов.

Проведение целевых прогулок.

Проведение с детьми занятий, экскурсий, бесед, опытов и экспериментов согласно перспективному плану .

Анкетирование родителей с целью выявления уровня заинтересованности данной формой работы с детьми;




Ежедневно дети подготовительных к школе групп проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:

Определяют температуру воздуха.

Измеряют температуру воды в водоеме на территории детского сада.

Измеряют уровень (высоту) воды в искусственном мини-водоеме.

Измеряют количество осадков с помощью осадкомера.

Снимают показания барометра.

С помощью анемометра и вертушек дают относительную оценку скорости ветра (выше или ниже, чем вчера), записывают показания в журнал.

Выставляют показания на стенде-календаре.

Делают прогноз погоды на текущий день.

Сообщают этот прогноз погоды педагогам и детям других групп.

Дневник наблюдений за погодой

Аналитический этап проекта

Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно интересными для детей оказались экскурсии, эксперименты и практические работы на метеоплощадке.

1 балл – низкий уровень

ребенок проявляет интерес к темам раздела;

при активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого материала;

затрудняется в точном ответе на вопросы взрослого.

2 балла – средний уровень

ребенок проявляет устойчивый интерес к темам раздела;

общается со сверстниками по поводу воспринятого материала;

имеет системные знания по некоторым темам раздела.

3 балла – высокий уровень

ребенок обнаруживает постоянный интерес к темам раздела;

использует в собственной деятельности полученные знания, умения, навыки;

проявляет самостоятельность, инициативу и творчество;

имеет системные знания по всем темам раздела.

Основные показатели знаний, умений и навыков

Имя, фами-лия ребенка

Знание о профессии гидрометео



В начале учебного года 30% детей не знали метеоприборов, кроме термометра, и не умели ими пользоваться. В конце года учебного года ни один ребенок не показал суммарного низкого уровня знаний, умений и навыков. Педагоги считают, что это произошло потому, что тема проекта оказалась интересна дошкольникам, особенно эксперименты и практические работы.

Значительно улучшились навыки работы с календарями наблюдений. Результаты стали заноситься в журнал и календарь с большим интересом, чем до проекта.

Дети с увлечением выполняли задания педагога по интеллектуальному развитию и педагога по экологическому воспитанию, отгадывали загадки, играли, учились пользоваться незнакомыми до тех пор метеорологическими приборами

Кроме этого, у некоторых детей во время реализации мероприятий проекта повысился уровень самооценки, они стали более уверены в своих действиях.

Во время экскурсий, наблюдений, экспериментов даже замкнутые дети проявляли большую активность и старались работать вместе с группой детей.

Работой метеоплощадки заинтересовались не только дети, но и их родители. Они остались довольны, что их дети занимаются интересным делом.

Таким образом, по результатам проведенной работы можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась.

Значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности.

Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать.

В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствовало, на наш взгляд, воспитанию гражданской позиции детей.

Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.

Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду/О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко. – Волгоград: Учитель 2009. -232с.:ил.

Похожие документы:

. и т.. д). Наблюдение № 3 Наблюдение за солнцем на небе. Предложить детям измерять длину тени от дерева в одно и то же время . целостного представления о природных зонах России. Задачи: 1) обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для .

Основная образовательная программа основного общего образования оглавление

. погоды за период наблюдения. Решение практических задач на . Зависимость уровня грунтовых вод от климата . игры, театрализованные представления для младших школьников . организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ .

Читайте также: