Будет ли выгодно перевести автомобили на сжиженный газ обж 8 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

В России много лет действуют различные программы, стимулирующие перевод автотранспорта на компримированный природный газ (КПГ). Федеральные, региональные, а также личные инициативы нефтегазовых компаний — в первую очередь Газпрома. Вложены миллиарды рублей.

Что в результате? На конец прошлого года насчитывалось 530 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), из них 353 — газпромовские. Для сравнения: в Италии, где не было никаких госпрограмм, свыше 1500 метановых заправок, в Иране — 2500.

Перевод частной машины на газ

Рядовых автомобилистов слабо интересует газификация автобусов и грузовиков. Интересует перевод своего транспорта, поскольку газ дешевле бензина. Баллон съедает изрядную часть багажника, зато дает выигрыш на разнице в ценах на топливо.

Всё бы ничего, вопросы решаемые, но и газ вдруг начал стремительно дорожать — по странному совпадению, одновременно с принятием очередной федеральной программы.

Цены на газовое топливо

Пресловутый КПГ с конца 2018 года подорожал в центре России с 14 до 19,5–23 рублей за кубометр. И на родине в ЯНАО тоже, хотя и не так сильно — до 18 рублей.

Пропан-бутан пережил скачок цен уже в этом году — сразу на 25–30%. Розничный литр пропан-бутана к концу весны стоил 25–31 рубль в зависимости от региона (в среднем 28 рублей), а год назад было 16–17 рублей. Впечатляет!

Народ непроизвольно начал пересчитывать экономику ГБО: при таких ценах пропан не так уж и выгоден. Цена СУГ по отношению к АИ‑92 превысила 60%, а по-настоящему привлекательным считается соотношение примерно 50%.

Кураторы газовых программ по-прежнему считают, что расходы таксиста уменьшатся вдвое за счет установки ГБО — при больших пробегах экономия достигает 100–200 тысяч рублей в год. А аналитики рынка предрекают конец эпохи пропана, да и по метану есть сомнения.

Что с заправками?

Ожидаемых 350 тысяч метановых машин к концу 2020 года не состоялось. Поэтому Минэнерго многомудро пересмотрело собственные расчеты: к 2024 году — 300 тысяч автомобилей, использующих КПГ. Сейчас, по примерным оценкам, их немногим более 160 тысяч. Подавляющее большинство — автобусы и грузовики. Владельцы легковушек, видимо, ждут более выгодных условий и развития сети АГНКС. К тому же машину с ГБО труднее продать на вторичке — меньше спрос и ниже цены.

Своя газовая станция

В интернете попадается много советов, предлагающих обратить внимание на домашние газовые компрессоры, позволяющие заправлять автомобили от бытовой сети.

Загвоздок несколько. Первая — высокая стоимость компрессоров. Самые простые — 250–300 тысяч рублей, сложные — до миллиона и далее. Всё равно есть экономический смысл, если, допустим, рассчитывать на коллектив в 10–15 автовладельцев. Для транспортных предприятий — отличный вариант.

Второе препятствие — для установки компрессора требуется разрешение газовой службы, инженерный проект и регистрация. Все остальные варианты вне закона. За несанкционированное подключение для физических лиц предусмотрен штраф 10–15 тысяч рублей (КоАП РФ Статья 7.19) с принудительным отключением.


Автомобильный сжиженный газ LPG (Liquified Petroleum Gas) является жизнеспособным альтернативным топливом. Он обладает рядом преимуществ, среди которых более чистые выбросы и более низкие затраты.

Поскольку цены на бензин и дизельное топливо постоянно растут в последние месяцы, многие потребители рассматривают способы снижения своих расходов на топливо. Одни стараются сократить использование автомобилей, другие рассматривают возможность перехода на альтернативные виды топлива. Если вы относитесь к числу тех, кто ищет более дешевые альтернативы бензину и дизельному топливу, LPG - это очень жизнеспособное и легкодоступное решение для вашего авто.


Сжиженный газ

Когда сжиженный газ используется в двигателях внутреннего сгорания, его называют автомобильным СУГ. Это смесь пропана и бутана. Сжиженный газ может быть получен из сырой нефти либо из природного газа. Автомобильный сжиженный газ или автогаз, как его называют в некоторых странах, является третьим по распространенности автомобильным топливом в мире и питает до 27 миллионов транспортных единиц.

Часто автомобилистам, которые прежде не сталкивались с газобаллонным оборудованием, не видна разница между сжиженным газом LPG и природным CNG. Что же такое газ LPG? В чем его отличие от CNG?


Виды газа

LPG является сжиженным нефтяным газом (пропан-бутан). Он считается наиболее распространенным видом топлива для легковых автомобилей. Выступает в качестве побочного продукта при переработке нефти. Поскольку он жидкий, его объем измеряют в литрах. Жидкообразная форма достигается под воздействием крайне низких температур (до минус 160°C). В дальнейшем осуществляется конденсация из-за отвода теплоты парообразования. Баллон заправляют, как правило, на 80% от максимального объема (не более). Возможно расширение сжиженного газа lpg при тепловом воздействии. В результате оставшееся пространство баллона заполнится.


CNG является сжатым природным газом (метан). Чаще всего применяется в автомобилях коммерческого назначения или производителями заводского ГБО. Находится под высоким давлением, которое составляет около 200 атм (против 16 у LPG). Это означает, что условия к содержанию газовых баллонов для метана более требовательные.


Преимущества

Автомобильный сжиженный газ LPG является экологически чистым и имеет ряд преимуществ по сравнению с бензином и дизельным топливом. Автомобиль может быть легко оснащен комплектом для использования сжиженного газа, который позволяет ему работать как на бензине, так и на сжиженном газе.

Вот почему LPG является хорошим альтернативным выбором для вашего автомобиля.


Хорошо для окружающей среды

Мы все знаем, что использование сжиженного газа в качестве топлива для приготовления пищи имело меньшие экологические последствия. Однако знаете ли вы, что сжиженный газ, используемый в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания, также имеет огромные экологические преимущества?

Международная группа экспертов ООН по изменению климата (МГЭИК) присвоила сжиженному газу нулевой коэффициент потенциала глобального потепления (ПГП), подразумевая, что он не является парниковым газом. Если смотреть в перспективе, то коэффициент ПГП СО2 равен 1, а метана - 25. Сжиженный газ генерирует меньшее количество углекислого газа на единицу произведенного тепла.


В то же время выбросы вредных оксидов азота (NOx) и вредных твердых частиц PM также незначительны для автомобильного сжиженного газа. Примечательно, что именно высокая концентрация вредного ТЧ считается самым токсичным элементом в воздухе. Эти качества делают LPG не только более чистым транспортным топливом, чем бензин и дизельное топливо, но и чем CNG.

Если ваше желание перейти на альтернативное топливо продиктовано мыслями об экологии, вы должны обязательно подумать о переходе на это чистое топливо.

Снижает расходы

Стремительный рост цен на бензин и дизельное топливо является основной причиной, по которой многие потребители сегодня ищут более дешевые альтернативные виды топлива. Автомобильный сжиженный газ оказался значительно дешевле бензина. Когда бензин и дизельное топливо постоянно дорожают, автомобильный сжиженный газ по-прежнему стоит почти вдвое дешевле обычного автомобильного топлива.


С точки зрения эксплуатационных расходов он неизменно был на 40 % дешевле бензина. Это дает потребителям, которые ездят на автомобильном сжиженном газе, значительное ценовое преимущество. При такой огромной дельте потребители, решившие переоборудовать свои автомобили, чтобы можно было использовать LPG, окупают инвестиции в установку конверсионного комплекта в течение нескольких месяцев.

Продлевает срок службы двигателя

Автомобильный сжиженный газ также хорош и для двигателя автомобиля. Будучи более чистым топливом, которое производит мало остатков, сжиженный газ не повреждает двигатель. Он позволяет механизмам прослужить дольше. Будучи высокооктановым топливом, он также воспламеняется быстрее, не требуя предварительного прогрева. Двигатель автомобиля на сжиженном газе будет нагреваться быстрее, даже если он полностью холодный. Это очень полезно для двигателя, так как лучшее и быстрое сгорание означает отсутствие повреждений при ударе. Это также приводит к низкому уровню шума при езде. Подсчитано, что срок службы автомобильных двигателей, работающих на сжиженном газе, может быть в два раза больше, чем у двигателей, работающих на бензине.


Снижает затраты на техническое обслуживание

Это естественное следствие вышеприведенного преимущества. Поскольку автомобильный сжиженный газ вызывает очень мало повреждений двигателя и его компонентов, расходы на техническое обслуживание остаются низкими. Автомобильный сжиженный газ не оставляет углекислых или кислотных отложений на двигателе, а коррозия или повреждение деталей минимальны. В результате свечи зажигания, клапаны и поршни становятся чище и работают плавно в течение более длительного периода времени.

Низкие затраты на конвертацию

Установка конверсионного комплекта обойдется примерно в 30 000-40 000 рублей. Учитывая разнообразные выгоды, которые будут получены от перехода на это топливо, это относительно низкие инвестиции. Потребители, решившие перевести свои автомобили на сжиженный газ, могут очень быстро окупить свои инвестиции в установку конверсионного комплекта в зависимости от цены на автомобильный сжиженный газ в своем городе.


Недостатки

Есть ли у сжиженного газа минусы? Есть, но они не слишком существенны, если сравнивать их с получаемыми выгодами. Недостатки такие:

Многие автовладельцы предпочитают это альтернативное топливо бензину или даже дизелю по единственной причине, что это финансы. Вам не нужно покупать автомобиль, работающий на сжиженном газе, вы можете перевести его на это топливо, даже если первоначальные инвестиции не самые низкие. Однако вскоре после того, как вы позволите вашему автомобилю или двигателю перейти на сжиженный н газ, вы получите большое финансовое облегчение при заправке на АЗС.

Именно низкая цена на топливо делает конвертацию автомобиля настолько популярной. Но давайте поговорим несколько слов о сжиженном газе как о топливе, а также о преимуществах и недостатках автомобилей на сжиженном газе.

Характеристики LPG :

Аббревиатура LPG относится к сжиженному газу, который получается при добыче природного газа и нефти или в качестве побочного продукта при переработке нефти на нефтеперерабатывающих заводах, точнее при ее переработке или охлаждении, или при сжатии до сжиженного состояния. Этот газ состоит из следующих углеводородов:

- изобутанол

- изобутилен

В нашей стране, однако, термин LPG обычно скрывает смесь пропана и бутана, которая называется пропан-бутан, которая используется в качестве топлива:

- при приготовлении

- при нагревании

- в освещении

- для двигателей внутреннего сгорания

Этот газ заполняется в баллонах под давлением разных размеров, которые используются в качестве резервуаров. Поскольку сжиженный газ разрушает резину, уплотнения должны быть изготовлены из синтетических материалов для предотвращения утечки.

LPG находится в своем первоначальном состоянии без цвета, вкуса и запаха, поэтому в смесь добавляется вещество с характерным запахом. Сжиженный газ не токсичен, но не дышит и обладает слегка токсичным действием. В газообразном состоянии он тяжелее воздуха, а в жидком состоянии легче воды. Октановое число сжиженного нефтяного газа составляет от 103 до 111 октанов, в зависимости от состава смеси. Это означает, что октановое число отличается от количества пропана и количества бутана, которые вместе образуют смесь под названием LPG.

В наших условиях летняя смесь сжиженного газа состоит из 40% пропана и 60% бутана, а зимняя смесь поочередно 60% пропана и 40% бутана. Однако качество смеси, а также высота октанового числа могут варьироваться в зависимости от производителя и станции LPG. Качество сжиженного газа неодинаково на всех заправках.

Переоборудование автомобиля :

Переоборудование автомобиля на LPG не так дорого. Тем не менее, вам нужно будет подготовить около 30 тыс.рублей или более, в зависимости от типа двигателя, количества цилиндров, а также качества оборудования и размера бака. Однако любой двигатель может быть преобразован в LPG , будь то бензин или дизель .

Перевод бензинового двигателя на LPG :

В случае дополнительной конверсии в LPG на цену конверсии в основном влияют тип двигателя, соответственно его количество цилиндров, рабочий объем, а также размер требуемого бака для сжиженного газа. Кроме того, на цену конверсии влияет выбор компании, которая будет осуществлять конверсию, а также технология и выбор оборудования для LPG . Они могут быть на разных ценовых уровнях, а разница между ними может достигать нескольких сотен рублей. Затраты на ввод для обычных бензиновых двигателей с многоточечным впрыском топлива варьируются от 40 до 60 тыс.рублей. Тем не менее, в случае бензиновых двигателей с непосредственным впрыском, стоимость преобразования может возрасти вдвое по сравнению с обычной стоимостью преобразования многоточечного двигателя с впрыском топлива.

Преобразование дизельного двигателя на LPG :

Каждый двигатель внутреннего сгорания может быть преобразован в LPG . Однако для дизельных двигателей переоборудование двигателя для очистки сжиженного газа будет стоить дорого, и поэтому используется в редко.

Тем не менее, альтернативой является преобразование дизельного автомобиля в двухтактный дизельный газ , что отличается от преобразования бензинового двигателя в LPG . При таком типе обработки сжиженный газ ( LPG ) не полностью заменяет дизельное топливо в качестве топлива, а только его часть. Проще говоря, и дизель, и LPG попадают в камеру сгорания при работающем двигателе. Эта комбинация дизельного топлива и сжиженного газа называется дизельным газом, который может заменить до 70% дизельного топлива сжиженным газом, что может сэкономить до 30% на деньгах по сравнению с тем, чтобы автомобиль работал исключительно на дизеле.

Однако каковы преимущества двойного привода Dieselgas LPG?

В газификаторе сжиженный газ меняет свое состояние с жидкого на газообразное и затем добавляется воздух, проходящий через впускной коллектор двигателя. Благодаря газообразному состоянию сжиженный газ лучше смешивается с воздухом, создавая более взрывоопасную смесь, которая воспламеняется при впрыске дизельного топлива. Такая комбинация топлива имеет гораздо лучшие свойства, чем одно дизельное топливо, потому что топливо воспламеняется быстрее и сгорает лучше. В результате содержание твердых веществ в выхлопных газах ниже, чем в чистом дизельном топливе.

В зависимости от количества сжиженного газа, заменяющего дизельное топливо, параметры двигателя также меняются. Высокое октановое число сжиженного газа (от 103 до 111 октанов) увеличит крутящий момент и производительность автомобиля, что будет особенно заметно при низких оборотах. Тем не менее, двигатель будет иметь более плавную, более тихую и более утонченную производительность, чем с дизельным двигателем.

Однако принцип экономии топлива в системе LPG Dieselgas заключается в том, что при добавлении другого более взрывоопасного и более дешевого топлива, LPG, двигателю потребуется меньше дизельного топлива, чтобы иметь такую ​​же мощность. Дизель просто заменяется на более дешевый LPG.

Комбинация дизельного топлива и сжиженного газа может в основном применяться для любого дизельного двигателя. В целом, это изменение более целесообразно для грузовых автомобилей или тяжелых транспортных средств, которые постоянно работают, потому что стоимость преобразования немного выше, чем преобразование бензина в LPG , а также экономия денег не так высока, как в первом случае.

Впрыск сжиженного газа в двигатель может быть выполнен с помощью двух систем впрыска, а точнее - впрыска газообразного сжиженного газа и впрыска жидкого сжиженного газа. Однако в чем разница между двумя системами впрыска?

Впрыск сжиженного газа:

После дозаправки в баке растет давление, в результате чего LPG проходит через клапан и топливопровод к двигателю, а затем к газификатору. Здесь сжиженный газ изменяет свое жидкое состояние на газообразное, и поскольку газ очень быстро охлаждается во время испарения, газогенератор должен нагреваться до температуры, по меньшей мере, от 30 до 40 градусов, чтобы предотвратить его замерзание и функционирование. Этот нагрев обеспечивается подключением газификатора к контуру охлаждения двигателя. Горячий хладагент, таким образом, передает свое тепло газификатору и поддерживает его при рабочей температуре. После газификатора LPG в газовой фазе направляется в инжекторы, через которые он впрыскивается во впускной коллектор, откуда он достигает цилиндров двигателя.

Впрыск жидкого LPG :

Впрыск жидкого LPG очень похож на многоточечный впрыск бензина. В этом случае в баке для сжиженного газа находится насос, который выталкивает газ вперед через топливопровод и специальный клапан. Оттуда жидкий LPG направляется в специальные инжекторы. Как и в предыдущем случае, в этом случае газ впрыскивается во впускной коллектор, откуда он поступает в цилиндры двигателя, но не в газообразной, а в жидкой форме.

Сравнение сжиженного газа и впрыска газа:

При закачке газа ,двигатель запускает бензин и до тех пор, пока охлаждающая жидкость не нагреется, а газификатор до требуемых 30-40 градусов двигатель продолжает сжигать бензин. Однако, как только газогенератор нагревается до желаемой температуры, блок управления сжиженным газом автоматически переключает двигатель на сжигание газа.

В случае впрыска жидкости двигатель также запускается на бензине. Разница, однако, заключается в том, что в этом случае блок управления сжиженным газом имеет только около 30 секунд для переключения на газ.

В случае впрыска газа мощность двигателя частично падает, но при впрыске жидкости мощность двигателя остается неизменной и в некоторых случаях может даже увеличиться.


Опасения перерастают в реальность: уже весной этого года цены на пропан-бутан достигли точки невозврата, когда ездить на газе стало примерно так же дорого, как на бензине. Но лето продолжает подкидывать события, а что будет в конце года – и вовсе вопрос открытый. Давайте посмотрим, почему переводить машину на газ прямо сейчас – абсурдная затея и почему до этого дошло.

Что происходит с ценами на пропан-бутан?


Почему так вышло?

При этом динамика цены на пропан-бутан может быть абсолютно любой, оставаясь лишь в рамках рыночных условий. Государство по закону не участвует в регулировании цен и не ограничивает, например, предельную отпускную стоимость литра на заправке. Более того, в отличие от бензина, цена которого более чем на 70% состоит из акцизов и пошлин и за счет этого более стабильна, газ сильнее подвержен влиянию рынка, поскольку именно корреляция спроса и предложения формирует конечную розничную стоимость. Этим же объясняется и большой разброс розничных цен: если крупные игроки вроде Газпрома могут позволить себе продавать газ по 32 рубля за литр, то мелкие сети, изначально закупающие СУГ с наценкой, вынуждены устанавливать более высокие цены, вплоть до упомянутых 40-42 рублей за литр.

Что это означает для автомобилистов?

Потребительская математика довольно проста: пропан-бутан остается выгодным топливом до тех пор, пока стоит примерно вдвое дешевле бензина. Ведь более низкая стоимость топлива отчасти нивелируется более высоким расходом: в зависимости от современности газового оборудования, режимов эксплуатации, конкретной машины и других факторов потребление газа может быть на 15-30% выше, чем бензина. Исходя из этого, минимальный порог выгоды – около 70% от стоимости бензина, и сейчас он фактически пройден. Ведь даже если отбросить экстремумы в виде 40-42 рублей за литр газа и взять средний показатель в 32 рубля за литр, то при стоимости 92-го бензина в 45,5 рублей за литр цена газа составляет от него 71%.

Еще нагляднее картина становится, если посчитать стоимость километра пробега на разных типах топлива. Например, для автомобиля со средним расходом бензина в 10 литров на сто километров эти самые сто километров будут стоить 450 рублей, а цена одного километра пробега – 4,5 рубля. Если принять расход пропан-бутана в 13 литров, то при цене в 32 рубля за литр это дает 4,2 рубля за километр пробега. Если же расход составит 14 литров на сотню, то экономия исчезает полностью: стоимость километра пробега становится равна 4,5 рублям и на бензине, и на газе. Ну а повышение стоимости газа хотя бы на рубль приводит и вовсе к абсурдной ситуации, когда ездить на газе становится дороже, чем на бензине.

Если же принять во внимание не только затраты на топливо, но и прочие накладные расходы, то выгодность газа становится сомнительной уже сейчас. Например, баллоны имеют срок службы и со временем требуют замены, система нуждается в обслуживании редуктора, форсунок и других элементов, а также регулярной замене газового фильтра. Само собой, в перспективе заплатить пару тысяч за ремонт форсунок и пару сотен за фильтр – не проблема, но если добавить все эти затраты, включая очень редкие, но дорогие, в стоимость пробега за год или несколько лет, то результаты могут быть неожиданными.

Но сильнее всего подорожание СУГ сказалось на тех, кто установил ГБО совсем недавно или только планирует его установить. Стоимость комплекта газобаллонного оборудования с установкой колеблется около 50 тысяч рублей для обычного четырехцилиндрового мотора, а кроме того, еще несколько тысяч рублей нужно отдать за его регистрацию в ГИБДД с внесением пометок в документы. Таким образом, при прошлогодней цене газа в 18 рублей за литр против 45 у бензина и расходе в 14 литров на сотню можно было бы окупить установку ГБО за 30 тысяч километров, или за 2-3 года обычной эксплуатации. Повышение цены газа до 23 рублей в начале этого года растянуло окупаемость до 47 тысяч километров, или 3-5 лет. Ну а при розничной стоимости в 32 рубля за литр вложение 60 тысяч рублей в установку ГБО и вовсе превращается в бессмысленную затею, ведь экономя 300 рублей с тысячи километров пробега, окупить его попросту невозможно.

А что с метаном?

На фоне кратных повышений стоимости сжиженного газа компримированный метан пока тоже кажется гораздо более стабильным. Правда, стоит помнить, что эта стабильность тоже обусловлена рыночными рамками. Кто-то может помнить, что в 1993 году в рамках программы по замещению моторных топлив природным газом было решено ограничить предельную отпускную цену на сжатый природный газ на отметке в половину цены реализуемого в данном регионе бензина А-76, но в 2015 году это постановление было отменено. Так что если цена природного газа для бытовых нужд населения контролируется ФАС, то к работе АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций) это не относится.


Однако пока цены на метан более стабильны, чем на пропан-бутан. Если в 2018 году кубометр стоил около 14 рублей, то в 2020 – 17 рублей, а сейчас достиг отметки в 20 рублей. На фоне СУГ, которые подорожали в рознице более чем на 30% с начала года, подорожание на четверть за три года – очень неплохой результат.

Вдобавок перевод автомобилей на метан дополнительно стимулируют государство и Газпром. В 2020 году предлагались программы по субсидированию установки метанового ГБО: 60% должно было субсидировать государство, а еще 30% брал на себя Газпром. По той же схеме несколько лет назад продавались заводские битопливные модификации Lada Vesta и Largus, которые с учетом субсидий были всего на 30-50 тысяч рублей дороже обычных бензиновых. Впрочем, программы субсидирования переоборудования автомобилей во многих регионах работают и сейчас, а с их условиями можно ознакомиться на сайте Минэнерго.


Математика затрат для автомобиля на метане чуть проще, чем для пропан-бутана. Расход топлива здесь практически один к одному, то есть, один литр бензина равен одному кубическому метру газа. Правда, расчет заправки для компримированного газа отличается от сжиженного: в стандартный баллон объемом 90 литров входит около 22 кубометров метана – то есть, на одной заправке автомобиль с расходом в 10 литров на сотню проедет всего 220 километров. К тому же в последнее время динамика прироста машин с метановым ГБО превышает скорость появления новых заправок, что вкупе с более долгой, чем для бензина, процедурой заправки провоцирует очереди на АГНКС. Однако пока все это с лихвой компенсируется выгодой: даже после подорожания до 20 рублей за кубометр метан остается в 2,5 раза дешевле бензина.


Выгодно ли ездить на газу?

Двухкратного выигрыша по деньгам в любом случае не будет. Да, пропан-бутановая смесь дешевле бензина. Но, с другой стороны. при прочих равных условиях ее расход всегда будет выше на 10-15%. В отдельных случаях разница может оказаться меньше, но это касается в основном старых карбюраторных машин с изношенной или разрегулированной топливной системой. Если же автомобиль исправен и потребляет бензина, например, в среднем 10 л/100 км, то при переводе на газ он будет поглощать 11-12л. Это — по самым оптимистичным прогнозам. Таким образом, при сегодняшних ценах на топливо (18 руб за литр газа и 41 руб. за литр 95-го бензина) средняя экономия составит около 210 руб. на каждые 100 км. Если расход топпива изначально выше – скажем, 20 л/ 100 км у внедорожника, — то после каждой сотни оставленных позади километров в кошельке владельца будет оставаться уже по 420 руб.

Тенденция налицо — чем технически сложнее и современное автомобиль, тем дороже обойдется и его перевод на газовое топливо. Для новых иномарок, стоимость ГБА может превышать $1000.

При таких первоначальных затратах рентабельность всего мероприятия уже оказывает ся под вопросом — слишком долго будет окупаться аппаратура. Вернемся к нашим умозрительным примерам:

На седанах класса D наподобие Kia Optima после установки баллона в багажнике остается немало места под поклажу.

Таким образом, чем серьезнее мотор по объему, чем выше изначальный расход топлива, тем быстрее оправдает себя использование ГБА. Оптимальный вариант — большой американский джип, поглощающий 25-30 л/100 км. Ко всему прочему такие автомобили отличаются огромным багажником и, даже если установить в него газовый баллон, места под поклажу все равно останется предостаточно.

Седан Toyota Camry 3.5 V6 расходует в городе около 16 л/100 км. Газобаллонная аппаратура окупит себя примерно через 12.000 км

Риск можно свести к минимуму

Расплата за экономию

Во избежание неприятностей, связанных с утечкой газа, установщики рекомендуют производить плановое техническое обслуживание ГБА каждые 10.000 км. В противном случае оборудование снимается с гарантии. Правда, стоимость визита на специализированный сервис довольно умеренная — в среднем 700-1000 рублей. За эти деньги специалисты проверят систему на герметичность и выполнят все необходимые регулировки.

Через 8.000-10.000 км после монтажа газового оборудования Jeep Grand Cherokee 5.7 начнет экономить деньги владельца.

Срок службы самой ГБА довольно большой. Баллон рассчитан на 10-15 лет эксплуатации. Трубопроводы, редуктор, клапаны и т.д. — на 5-10 лет. Но это не относится к резиновым мембранам и уплотнителям, которые в газовой среде выхаживают свой ресурс за 1-2 года. Для их замены выпускаются специальные ремкомплекты, которые есть в любом авторизованном сервисе, занимающемся ГБА.

Плюсы и минусы

Так как мотор может работать как на газе, так и на бензине повышается надежность авто (система питания имеет двукратное резервирование), увеличивается запас хода.

Противопоказаний к установке газового оборудования практически нет. Аппаратура прекрасно работает как на карбюраторных, так и на инжекторных автомобилях. Турбонаддув — тоже не препятствие. Исключение составляют только модели с прямым (непосредственным) впрыском топлива, который сейчас все шире используется производителями. При переводе на газ такие машины лишаются возможности работать на бензине.

При прохождении государственного техосмотра инспектор вправе потребовать сертификат на оборудование и справку о том, что газовый баллон прошел переосвидетельствование в органах Госгортехнадзора (проводится один раз в два года). Если же емкость резервуара превышает 100 литров, то по закону он должен иметь собственный паспорт — не забудьте потребовать его у продавцов при покупке.

Работа на газе неизбежно приводит к некоторому снижению мощности (как правило, 5-10%). В штатных ситуациях ее потеря не заметна, но при буксировке тяжелого прицепа или на крутом подъеме это может доставлять неудобства, особенно на малолитражных моделях. Меньше всего сокращение мощности ощущается на автомобилях с большими многоцилиндровыми двигателями – крупнообъемными V6, V8 и так далее.

Риск разгерметизации и утечки газа, как уже было сказано, сведен к минимуму, но все равно остается.

Читайте также: