Сопоставьте философию гегеля и канта что общего и что отличного в их учениях кратко

Обновлено: 02.07.2024

В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В до критический период (до 1770 г.) Кант выступал прежде всего как натурфилософ. Ему принадлежит приоритет в обосновании зависимости приливов и отливов от положения Луны, а также обоснование гипотезы о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности.

Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем. В средневековой философии и философии эпохи Возрождения центральной частью философских систем является учение о бытии. Философы Нового времени, рационалисты и эмпирики, перенесли акцент на проблемы гносеологии. Однако в центральной проблеме взаимодействия субъекта и объекта докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания. Кант же делает предметом философии специфику познающего субъекта.

* Как возможна математика?
* Как возможна физика (естествознание)?
* Как возможна метафизика (философия)?

Кант уверен в научном характере математики и естествознания и его критическое исследование сводится у него к попытке выяснить, чем объясняется и от чего зависит их научность. Но к метафизике (философии) Кант подходит критически и полагал, что метафизика — это не наука.

Кант считал, что достоверное, или научное, это значит объективное знание, и для того, чтобы знание несло достоверный характер, оно должно обладать чертами всеобщности и необходимости. Объективность знания обусловливается наличием у познающего субъекта всеобщих врожденных форм восприятия: пространства, времени, форм рассудка. Пространство и время, по Канту, это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а, напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества. Пространство есть форма внешней организации чувственных впечатлений, посредством пространства мы представляем себе мир единым, а время есть форма организации внутренних впечатлений, посредством времени мы воспринимаем свое душевное единство.

Математика как наука и возможна на основе функционирования пространства (геометрия) и времени (арифметика). Доопытные формы чувственности, или пространство и время, создают предпосылки достоверности математического знания. Реализация же этих предпосылок в действительность осуществляется на основе деятельности познавательной способности, или рассудка. Рассудок есть мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рассудок, по Канту, выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм созерцания, под единство понятий и категорий. Не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка конструируют предмет. Поэтому предметы и согласуются с нашими знаниями о них. Мы можем познать только то, что сами создали.

Но фундаментальное единство субъекта определяются тем, что Кант назвал трансцендентальной апперцепцией. Это акт самосознания субъекта: я есмь я.

Канта нельзя упрекнуть в полном идеализме. Он утверждал совершенно определенно: что существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают многообразные ощущения. Эти ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности, или пространством и временем, т. е. располагаются в традиционном измерении и фиксируются как длительность.

И наконец, после разрушения многих догм и устанавливаний прежней метафизики и религии, Кант считает, что человеку все равно нужны определенные руководящие, прагматистские идеи. Некоторые регулятивные принципы для своей деятельности он должен принять в качестве необходимо-полезных для самоорганизации своего опыта, своей жизни.

Это три постулата практического разума.

— Постулат свободной воли, означающий человеческую уверенность в том, что он имеет самоопределяющуюся волю и реальные возможность и право выбора.

— Постулат бессмертия души, означающий человеческую уверенность в том, что он может ставить себе цели, нравственные заповеди, которые он сумеет реализовать, ибо времени для души не существует и она может бесконечно самосовершенствоваться.

— Постулат Бога, означающий человеческую уверенность в наличии объективно-высшего начала, которое сакрализует содержание человеческой нравственности и гарантирует разумность мироздания.

Рассмотрим особенности гегелевской философии. Источниками его грандиозной по охвату философской системы были многие идеи. Поскольку Гегель стал автором диалектического метода познания, то многие историки философии указывают на важность для философского становления гегелевских идей учений таких мыслителей-диалектиков, как Гераклит, Платон, Аристотель, Декарт. Очень важен для Гегеля Спиноза, у которого он взял идею субстанции, поняв ее как идеальную первооснову мира. Важным источником гегелевского учения была монадология Лейбница. Из нее Гегель заимствовал отождествление познания с саморазвитием бытия и духа, единство субстанции и деятельности. Однако непосредственными источниками системы Гегеля являются концепции Фихте и Шеллинга. Первый из них провозгласил, что субстанция есть не только объект и не только субъект, но и то, и другое вместе. Второй более убедительно попытался реализовать эту мысль. Гегель близко примыкает к Шеллингу, но подчеркивает, что ему удалось более диалектическим образом обосновать тождество бытия и мышления через их саморазличение и самоотрицание.

В основании системы Гегеля, которую можно квалифицировать как диалектический объективный идеализм лежит принцип тождества бытия и мышления. Он был сформулирован еще Фихте и Шеллингом, но свое последовательное и логическое раскрытие получил у Гегеля. Если ранее философы стремились решать проблемы исходя из противопоставления духа и материи, мышления и бытия, субъекта и объекта, то Гегель заявил, что между ними нет противоположности. Это, скорее, стороны одного абсолюта, разные его проявления в разные моменты его саморазвития.

Если Канта интересовали в теории познания вопросы влияния человеческой субъективности на познание объективных свойств вещей, то для Гегеля подобной проблемы нет. Для него теория познания должна выявлять связь законов познания объекта с его же собственными свойствами. Гегель приходит к выводу, что законы бытия являются законами познания бытия. А поскольку Гегель идеалист, то этот тезис получил у него обратный смысл: выведение законов бытия из законов его познания, так что онтология совпала с гносеологией. А сама гносеология была отождествлена с логикой как наукой о категориях мышления. Эти категории мышления (качество, количество, сущность, явление, действительность, причинность и т. п.) и составляют, по Гегелю, идеальный каркас бытия, его законы и одновременно средства его достижения. Отсюда — знаменитый тезис Гегеля о совпадении вплоть до тождества логики, гносеологии и онтологии.

Взаимосвязанность категорий выражается в диалектических закономерностях.

> Закономерность взаимопревращения количественных и качественных изменений, или, как говорят марксисты, переход количества в качество и наоборот.

> Закономерность «отрицание отрицания”. Данная закономерность выражает явления преемственности, воспроизведения некоторых ранних черт развития в более поздних вариантах развития объекта.

По Гегелю, диалектика являлась одновременно и методом познания, и содержанием объективного саморазвития мира, поскольку являлась не чем иным как способом бытия абсолюта.

В этот день:

Дни рождения 1795 Родился Иоганн Георг Рамзауэр — чиновник из шахты Гальштата. Известен тем, что обнаружил в 1846 году и вёл там первые раскопки захоронений гальштатской культуры железного века. Дни смерти 1914 Умер Антонио Салинас — итальянский нумизмат, искусствовед и археолог. Профессор и ректор университета Палермо. 1920 Умер Александр Васильевич Адрианов — сибирский просветитель, этнограф, путешественник, археолог.

Философия Канта во многих отношениях считается образцовой, но и она не является окончательной истиной. На этом особенно резко настаивал Георг Гегель, еще один выдающийся немецкий философ. Согласно Канту, субъект и объект настолько резко отличаются друг от друга, что о их какой-либо одинаковости не может быть и речи. Против этого как раз и выступает Гегель.

Гегель считает, что благодаря своему мышлению человек обнаруживает одинаковость (философы говорят тождественность) субъекта и объекта. Эту одинаковость, тождественность, общность Гегель называет старым словом идея (возрождается Платон!). Итак, согласно Канту, идеи существуют в сознании, а согласно Гегелю,- в мире.

Кант в своих учениях о боге сближается с деизмом, а Гегель с пантеизмом.

Кант как и Гегель отрицает метафизику, но Кант при этот пытается создать свою альтернативную систему метафизики, хотя сами по себе его априорные суждения являются метафизическими. В диалектике Гегеля также присутствуют отблески метафизики.

Copyright © 2008 - 2021 All Rights Reserved. Копирование материалов сайта разрешено с указанием обратной ссылки на сайт.

Немецкая классическая философия (конец XVIII - начало XIX в.) - одно из самых мощных интеллектуальных течений в истории западной культуры. Ее можно рассматривать как последнюю фазу развития классического европейского философствования

Родоначальником классической немецкой философии был Иммануил Кант(1724 - 1804). Философия Канта называется трансцендентальным идеализмом. Понятие трансцендентального в философии Канта выражает все то, что относится к априорным (до всякого познания и независимо от него) условиям нашего опыта, к формальным (идеальным и чистым) предпосылкам познания. Трансцендентальное делает возможным, организует и направляет сам познавательный процесс.

Основные работы Канта: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения".

Основой всех Критик является учение Канта о "явлениях" и "вещах в себе", т. е. о вещах, как они существуют сами по себе. Вещь в себе непознаваема, хотя она и вызывает ощущения, воздействуя на наши органы чувств. Без вещи в себе познание было бы невозможно. Мы тем не менее познаем не вещи в себе, а как они нам являются, значит, только как явления. Мы можем даже расширить и углубить наше познание мира, но все это - в рамках или пределах явлений.

По Канту, знание всегда выражается в форме суждения. Существует два вида суждений: аналитические и синтетические. Аналитические - когда предикат не добавляет ничего нового к субъекту, он по существу выводится из него. Синтетические суждения - это когда предикат не выводится из субъекта, а соединяется с субъектом, неся с собой новое знание. Такое соединение предиката с субъектом Кант называет синтезом.

В свою очередь синтетические суждения делятся Кантом на апостериорные и априорные. Апостериорные - тот случай, когда связь предиката с субъектом мыслится потому, что она обнаруживается в опыте, видна из опыта. В априорных синтетических суждениях связь между предикатом и субъектом не основывается на опыте. В опыте мы никогда не имеем дело со всем, а только с частью (частями) всего. Априорное знание, надо полагать, является продуктом и формой интеллектуальной самодеятельности человека, результатом работы некоего "логического эго".

Вопрос об условиях и границах познания формулируется Кантом как вопрос о возможностях априорных синтетических суждений, т. е. всеобщего и необходимого знания, в математике, естествознании и метафизике (теоретической философии). Без этих качеств - всеобщности и необходимости - невозможна наука как таковая. Решение данного вопроса Кант связывает с тремя основными познавательными способностями: чувственностью, рассудком и разумом.

Неподтверждаемость чистых понятий разума, или идей, чувствами, опытом говорит о том, что метафизика не может стать наукой. Предметы метафизического познания находятся за пределами опыта, а потому достоверно знать о них мы не в состоянии. Метафизика - не наука, но неизбежная, хотя и чистая потребность разума. Не находя обоснования регулятивным идеям в своих собственных пределах, чистый теоретический разум обращается за помощью к разуму практическому. И получает поддержку в виде трех моральных постулатов: бессмертия души, свободы человека и существования Бога. Постулаты эти не обогащают сферу теоретического разума, но позволяют идеям разума обрести объективное значение в виде морально-практического основания. Постулаты практического разума - постулаты не науки, не знания, но веры. Веры необходимой, даже неизбежной - как ресурса убеждения в существовании нравственного порядка в мире. Без такого убеждения жизнь теряет всякий смысл, она просто не может быть нормальной.

Обобщенным выражением условий возможности моральных действий выступает для Канта категорический императив. Это моральный закон, закон-долг, удовлетворяющий признакам всеобщности и необходимости. Формулируется он так: "Действуй или поступай по такому принципу, о котором ты мог бы желать, чтобы он сделался всеобщим законом". Или так: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству".




В заключении к "Критике практического разума" Кант писал: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне".

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770-1831) - вершина немецкого классического идеализма. В ней ярко проступают основные черты, достоинства и недостатки идеалистически-рационалистического типа философствования.

Теоретические изыскания Гегеля во многом отталкивались от критики предшествовавших ему философских идей и построений. Гегель выступил против субъективизма и дуализма Канта, показав, что явления столь же объективны, как и сущность ("вещь в себе"), что сущность является, явление существенно.

Основной принцип гегелевской философии - принцип тождества мышления и бытия. В данном принципе самом по себе, безусловно, есть рациональное зерно, конкретно представленное тем, что законы предметного мира и законы познающего мышления не противоречат друг другу, а диалектически, в тенденции совпадают в своем объективном содержании. Но у Гегеля речь идет об идеалистическом тождестве мышления и бытия, т. е. о тождестве на основе и за счет мышления. Одним из выражений этого тождества является знаменитое гегелевское "все действительное разумно, все разумное действительно". Только под действительностью философ понимал отнюдь не все существующее, а только то, что существенно и необходимо, что соответствует внутренней логике развития.

Мышление и бытие у Гегеля являются двумя сторонами "абсолютной идеи" - онтологизированного, объективно существующего мышления, оторванного от своих конкретных, или эмпирических, носителей и обретшего функции субъекта. Гегелевская абсолютная идея выступает в качестве разумной основы всего существующего.

Логика - важнейшая составная часть философской системы Гегеля. Философия природы и философия духа, по сути, прикладные логики. Отсюда панлогизм как характерная черта гегелевского типа философствования. В силу тождества мышления и бытия логика, по Гегелю, имеет своим предметом формы и законы мышления как формы и законы бытия, объективного мира. "Наука логики" Гегеля начинается с анализа бытия в его самой абстрактной определенности, а завершается абсолютной идеей. Но идея как бытие, поясняет философ, есть природа. Перед нами не что иное, как логический парафраз христианского догмата о сотворении мира.

Гегель изображает собственную философию как абсолютное знание, как завершение процесса познания мира. Вообще же философию он определяет как "эпоху, схваченную в мысли".

Гегель - крупнейший в истории философии диалектик. Он создатель систематической диалектики на основе объективного (абсолютного) идеализма. Центральное место в его системе диалектики занимает категория противоречия как единства противоположностей. Противоречие - корень всякой жизненности, движущая сила развития. С помощью созданного им диалектического метода Гегель критически переосмысливает все сферы современной ему культуры. На этом пути он всюду открывает напряженную внутреннюю динамику. В то же время диалектика Гегеля имеет и свои ограничения, она не до конца последовательна, не во всем, скажем так, диалектична. Так, Гегель завершает философию истории идеализированным изображением прусской конституционной монархии, философию права - однозначно положительной характеристикой буржуазного правосознания, философию религии - апологией лютеранства.

Историю Гегель рассматривает как "прогресс духа в сознании свободы", который развертывается через дух отдельных народов. "Партикулярный дух отдельного народа может исчезнуть: он составляет звено в цепочке, образованной движением мирового духа, а этот дух исчезнуть не может". Согласно Гегелю, мировая история проходит диалектические этапы разумности и свободы, от восточного общества к греко-римскому и от него - к германо-христианскому. В Восточном мире был свободен только один - деспот, в Греко-Римском - некоторые, и лишь в Германии - все. Только германские народы, в понимании Гегеля, дошли до понимания того, что свобода составляет основное свойство их природы. Индивиды, особенно индивиды всемирно-исторического масштаба, герои являются, по Гегелю, орудием мирового духа. Их действия не продиктованы изнутри, через них дух реализует свои замыслы. "Хитрость мирового разума" в истории как раз и состоит в том, что он пользуется индивидуальными интересами и страстями для достижения своих целей.

"Работать для философии, которая приближается к форме науки (абсолютной), в целях достижения ступени, когда ей можно дать имя любви к знанию, чтобы быть истинным знанием" - такую цель, сформулированную самим Гегелем, нельзя не признать благородной. Ее разделяли и разделяют многие мыслители

Немецкая классическая философия (конец XVIII - начало XIX в.) - одно из самых мощных интеллектуальных течений в истории западной культуры. Ее можно рассматривать как последнюю фазу развития классического европейского философствования

Родоначальником классической немецкой философии был Иммануил Кант(1724 - 1804). Философия Канта называется трансцендентальным идеализмом. Понятие трансцендентального в философии Канта выражает все то, что относится к априорным (до всякого познания и независимо от него) условиям нашего опыта, к формальным (идеальным и чистым) предпосылкам познания. Трансцендентальное делает возможным, организует и направляет сам познавательный процесс.

Основные работы Канта: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения".

Основой всех Критик является учение Канта о "явлениях" и "вещах в себе", т. е. о вещах, как они существуют сами по себе. Вещь в себе непознаваема, хотя она и вызывает ощущения, воздействуя на наши органы чувств. Без вещи в себе познание было бы невозможно. Мы тем не менее познаем не вещи в себе, а как они нам являются, значит, только как явления. Мы можем даже расширить и углубить наше познание мира, но все это - в рамках или пределах явлений.

По Канту, знание всегда выражается в форме суждения. Существует два вида суждений: аналитические и синтетические. Аналитические - когда предикат не добавляет ничего нового к субъекту, он по существу выводится из него. Синтетические суждения - это когда предикат не выводится из субъекта, а соединяется с субъектом, неся с собой новое знание. Такое соединение предиката с субъектом Кант называет синтезом.

В свою очередь синтетические суждения делятся Кантом на апостериорные и априорные. Апостериорные - тот случай, когда связь предиката с субъектом мыслится потому, что она обнаруживается в опыте, видна из опыта. В априорных синтетических суждениях связь между предикатом и субъектом не основывается на опыте. В опыте мы никогда не имеем дело со всем, а только с частью (частями) всего. Априорное знание, надо полагать, является продуктом и формой интеллектуальной самодеятельности человека, результатом работы некоего "логического эго".

Вопрос об условиях и границах познания формулируется Кантом как вопрос о возможностях априорных синтетических суждений, т. е. всеобщего и необходимого знания, в математике, естествознании и метафизике (теоретической философии). Без этих качеств - всеобщности и необходимости - невозможна наука как таковая. Решение данного вопроса Кант связывает с тремя основными познавательными способностями: чувственностью, рассудком и разумом.

Неподтверждаемость чистых понятий разума, или идей, чувствами, опытом говорит о том, что метафизика не может стать наукой. Предметы метафизического познания находятся за пределами опыта, а потому достоверно знать о них мы не в состоянии. Метафизика - не наука, но неизбежная, хотя и чистая потребность разума. Не находя обоснования регулятивным идеям в своих собственных пределах, чистый теоретический разум обращается за помощью к разуму практическому. И получает поддержку в виде трех моральных постулатов: бессмертия души, свободы человека и существования Бога. Постулаты эти не обогащают сферу теоретического разума, но позволяют идеям разума обрести объективное значение в виде морально-практического основания. Постулаты практического разума - постулаты не науки, не знания, но веры. Веры необходимой, даже неизбежной - как ресурса убеждения в существовании нравственного порядка в мире. Без такого убеждения жизнь теряет всякий смысл, она просто не может быть нормальной.

Обобщенным выражением условий возможности моральных действий выступает для Канта категорический императив. Это моральный закон, закон-долг, удовлетворяющий признакам всеобщности и необходимости. Формулируется он так: "Действуй или поступай по такому принципу, о котором ты мог бы желать, чтобы он сделался всеобщим законом". Или так: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству".

В заключении к "Критике практического разума" Кант писал: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне".

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770-1831) - вершина немецкого классического идеализма. В ней ярко проступают основные черты, достоинства и недостатки идеалистически-рационалистического типа философствования.

Теоретические изыскания Гегеля во многом отталкивались от критики предшествовавших ему философских идей и построений. Гегель выступил против субъективизма и дуализма Канта, показав, что явления столь же объективны, как и сущность ("вещь в себе"), что сущность является, явление существенно.

Основной принцип гегелевской философии - принцип тождества мышления и бытия. В данном принципе самом по себе, безусловно, есть рациональное зерно, конкретно представленное тем, что законы предметного мира и законы познающего мышления не противоречат друг другу, а диалектически, в тенденции совпадают в своем объективном содержании. Но у Гегеля речь идет об идеалистическом тождестве мышления и бытия, т. е. о тождестве на основе и за счет мышления. Одним из выражений этого тождества является знаменитое гегелевское "все действительное разумно, все разумное действительно". Только под действительностью философ понимал отнюдь не все существующее, а только то, что существенно и необходимо, что соответствует внутренней логике развития.

Мышление и бытие у Гегеля являются двумя сторонами "абсолютной идеи" - онтологизированного, объективно существующего мышления, оторванного от своих конкретных, или эмпирических, носителей и обретшего функции субъекта. Гегелевская абсолютная идея выступает в качестве разумной основы всего существующего.

Логика - важнейшая составная часть философской системы Гегеля. Философия природы и философия духа, по сути, прикладные логики. Отсюда панлогизм как характерная черта гегелевского типа философствования. В силу тождества мышления и бытия логика, по Гегелю, имеет своим предметом формы и законы мышления как формы и законы бытия, объективного мира. "Наука логики" Гегеля начинается с анализа бытия в его самой абстрактной определенности, а завершается абсолютной идеей. Но идея как бытие, поясняет философ, есть природа. Перед нами не что иное, как логический парафраз христианского догмата о сотворении мира.

Гегель изображает собственную философию как абсолютное знание, как завершение процесса познания мира. Вообще же философию он определяет как "эпоху, схваченную в мысли".

Гегель - крупнейший в истории философии диалектик. Он создатель систематической диалектики на основе объективного (абсолютного) идеализма. Центральное место в его системе диалектики занимает категория противоречия как единства противоположностей. Противоречие - корень всякой жизненности, движущая сила развития. С помощью созданного им диалектического метода Гегель критически переосмысливает все сферы современной ему культуры. На этом пути он всюду открывает напряженную внутреннюю динамику. В то же время диалектика Гегеля имеет и свои ограничения, она не до конца последовательна, не во всем, скажем так, диалектична. Так, Гегель завершает философию истории идеализированным изображением прусской конституционной монархии, философию права - однозначно положительной характеристикой буржуазного правосознания, философию религии - апологией лютеранства.

Историю Гегель рассматривает как "прогресс духа в сознании свободы", который развертывается через дух отдельных народов. "Партикулярный дух отдельного народа может исчезнуть: он составляет звено в цепочке, образованной движением мирового духа, а этот дух исчезнуть не может". Согласно Гегелю, мировая история проходит диалектические этапы разумности и свободы, от восточного общества к греко-римскому и от него - к германо-христианскому. В Восточном мире был свободен только один - деспот, в Греко-Римском - некоторые, и лишь в Германии - все. Только германские народы, в понимании Гегеля, дошли до понимания того, что свобода составляет основное свойство их природы. Индивиды, особенно индивиды всемирно-исторического масштаба, герои являются, по Гегелю, орудием мирового духа. Их действия не продиктованы изнутри, через них дух реализует свои замыслы. "Хитрость мирового разума" в истории как раз и состоит в том, что он пользуется индивидуальными интересами и страстями для достижения своих целей.

"Работать для философии, которая приближается к форме науки (абсолютной), в целях достижения ступени, когда ей можно дать имя любви к знанию, чтобы быть истинным знанием" - такую цель, сформулированную самим Гегелем, нельзя не признать благородной. Ее разделяли и разделяют многие мыслители

Философия постоянно развивается как наука. Появляются новые мыслители, новые учения, направления. Особенно, мне кажется, выделяется философия конца 18 начала 19 века – философия немецкого классического идеализма. Основными представителями этого направления были такие философы, как Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг и Фейербах. Немецкая классическая философия разрабатывала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности.

Файлы: 1 файл

1и2.doc

Из всех представителей немецкого классического идеализма меня больше привлекают Иммануил Кант и Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Конечно, оба философа не придерживались какого-либо одного догмата, но их учения тесно пересекались.

Философия Иммануила Канта

Иммануил Кант (1724-1804) является основоположником немецкого классического идеализма – немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсбергского университета.

Само творчество Канта можно разделить на два больших периода:

1) Докритический период

Важнейшие проблемы для Канта – проблемы бытия, природы, естествознания. Кант утверждал: солнечная система возникла из большого первоначального облака разряженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака; природа имеет свою историю во времени; движении и покой относительны; все живое на земле (в том числе человек) результат естественной биологической эволюции; механические же законы не заложены изначально в материю, а первоначалом является Бог.

2) Критический период

Фундаментом исследований Канта была проблема познания. Философ утверждал, что причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее его разум. Познавательные возможности разума человека ограничены, поэтому, как только разум пытается выйти за рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Это: ограниченность пространства, отношение простого и сложного, свободы и причинности, наличие Бога. Т.е.идет противоречие между утверждением высказывания и отрицанием. Например, отношение простого и сложного – это 2 позиции (противоречия разума): существуют только простые элементы и то, что состоит из простых, и в мире нет ничего простого.

Историческое значение философии Канта в том, что им было:

- дано основанное на науке объяснение возникновения Солнечной системы;

- выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека;

- выведено 12 категорий – предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;

- сформулирован категорический императив – моральный закон;

- выдвинута идея демократии и правового порядка, как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;

Гегель и Кант оказали большое влияние на немецкую философию, особенно с политической точки зрения. Но, по-моему, не все в их учениях так идеально.

В философии Канта меня больше привлекает идея всеобщей целесообразности. Т.е. во всем должен быть заложен какой-либо смысл. Так у Иммануила Канта выделялись три основные идеи:

- целесообразность в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);

- целесообразность в природе (все в природе имеет свой смысл – в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);

- целесообразность духа (наличие Бога).

В заключении хочется отметить, что представители немецкой классики впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. И только глядя на него как на продукт культуры, можно разгадать целый ряд философских загадок. Также немецкая классика идет дальше рационализма Нового времени. В немецкой классике речь идет о разумно организованной действительности, где сущность мира открывается нам непосредственно. И чем дальше продвигается мысль немецких философов, тем яснее то, что речь идет не о первозданной природе, а о мире культуры, организованном в соответствии с законами Истины, Добра и Красоты (метафизика, этика и эстетика - три части философии Канта, которые посвящены открытию этих законов). Немецкие философы выводят этот мир культуры из деятельности человеческого духа, и мыслящий субъект, таким образом, оказывается основой мироздания. Деятельность людей толкуется ими только как духовная деятельность, а потому на самые фундаментальные вопросы представители классической немецкой философии отвечают с позиции сначала субъективного (Кант), и лишь затем объективного идеализма (Гегель).

Читайте также: