Что включает в себя теоретическое знание кратко

Обновлено: 04.07.2024

знание, направленное на объяснение объективной реальности, описание, систематизацию и объяснение множества данных эмпирического уровня, идеальных объектов, знание о сущности, т.е. отношении, которое составляет основание отдельных отношений. В итоге теория описывает свойства идеальных объектов, их взаимоотношения, а также свойства конструкций, образованных из первичных идеальных объектов; способна описать все то многообразие данных, с которым ученый сталкивается на эмпирическом уровне. Теоретическое знание расчленяется на фундаментальные теории и теории, которые описывают конкретную достаточно большую область реальности, базирующуюся на фундаментальных теориях. В фундаментальных теориях мы имеем дело с наиболее абстрактными педагогическими объектами, а в теориях второго поколения-с определенными производными от этих идеальных объектов, на основе которых конструируется модель конкретных явлений действительности. В теории идеальные объекты контролируются, объект может быть детально описан, и получены следствия из теоретического представления. См. ИДЕАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ, ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий,теорий, законов и других форм мышления и "мыслительных операций". Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций "высшего порядка" - таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.

На основе эмпирических данных здесь происходит мысленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, "внутреннего движения", законов их существования, составляющих основное содержание теорий - "квинтэссенции" знания на данном уровне. Важнейшая задача теоретического знания - достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация - процесс создания чисто мысленных предметов ("точка", "идеальный газ" и т.п.), синтез - объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция - движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Присутствие в познании идеализаций служит показателем развитости теоретического знания как набора определенных идеальных моделей.

Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т.д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

На теоретической стадии науки преобладающим (по сравнению с живым созерцанием) является рациональное познание, которое наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление - осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы т.п.).

Следует иметь в виду, что рациональное (мышление) взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими - внерационалъными - формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств. В истории философии на важную роль интуиции (хотя и по-разному понимаемой) в процессе познания указывали многие мыслители. Так, Декарт считал, что для реализации правил своего рационалистического метода необходима интуиция, с помощью которой усматриваются первые начала (принципы), и дедукция, позволяющая получить следствия из этих начал.

Рассматривая теоретическое познание как высшую и наиболее развитую его форму, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К числу основных из них относятся проблема, гипотеза, теория и закон, выступающие вместе с тем как формы, "узловые моменты" построения и развития знания на теоретическом его уровне.

Проблема - форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) - ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему - необходимая предпосылка ее успешного решения.

Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (выступающей в виде противоположных позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеют, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими, существуют и практические проблемы.

Гипотеза - форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез: а) одни из них становятся истинной теорией, б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, в) третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными

Выдающиеся ученые хорошо понимали важную роль гипотезы для научного познания. Гипотеза является необходимым элементом естественнонаучного познания, которое обязательно включает в себя: а) собирание, описание, систематизацию и изучение фактов; б) составление гипотезы или предположения о причинной связи явлений; в) опытную проверку логических следствий из гипотез; г) превращение гипотез в достоверные теории или отбрасывание ранее принятой гипотезы и выдвижение новой. Гипотеза как метод развития научно-теоретического знания в своем применении проходит следующие основные этапы:

1. Попытка объяснить изучаемое явление на основе известных фактов и уже имеющихся в науке законов и теорий. Если такая попытка не удается, то делается дальнейший шаг.

2. Выдвигается догадка, предположение о причинах и закономерностях данного явления, его свойств, связей и отношений, о его возникновении и развитии и т.п. На этом этапе познания выдвинутое положение представляет собой вероятное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным. Чаще всего выдвигается несколько предположений для объяснения одного и того же явления.

3. Оценка основательности, эффективности выдвинутых предположений и отбор и их множества наиболее вероятного на основе указанных выше условий обоснованности гипотезы.

4. Развертывание выдвинутого предположения в целостную систему знания и дедуктивное выведение из него следствий с целью их последующей эмпирической проверки.

5. Опытная, экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий. В результате этой проверки гипотеза либо "переходит в ранг" научной теории, или опровергается, "сходит в научной сцены". Однако следует иметь в виду, что эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует в полной мере ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом. Таким образом, решающей проверкой истинности гипотезы является в конечном счете практика во всех своих формах, но определенную (вспомогательную) роль в доказательстве или опровержении гипотетического знания играет и логический (теоретический) критерий истины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией. Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

научное знание

Современное научное знание представляет собой огромную по информационной емкости и своим размерам сверхсложную структуру. Она состоит из различных научных дисциплин, областей знания, уровней, видов и форм научного знания. Несмотря на такое разнообразие, она, едина.

Для начала дадим определение и рассмотрим само понятие. Научное знание – это объектный вид знания, удовлетворяющий следующим критериям: доказанность, определенность, проверяемость, системность, рефлексивность, полезность, открытость к критике, методологичность, способность к изменению и улучшению. Научным знанием также является система знаний о законах природы, общества и мышления.

Области научного знания: математика, логика, естествознание, технические науки, социальные науки, гуманитарные науки.

Структура системы научного знания

Структура научного знания состоит из уровней (видов), методов и форм. Рассмотрим каждый элемент отдельно.

Уровни научного знания

Научное знание рассматривается на двух уровнях – теоретическом и эмпирическом. Оба из них находятся в тесной взаимосвязи, но при этом каждый имеет свою методологию исследования и значимость для науки в целом.

Теоретическое знание

Несмотря на то, что теоретическое знание само по себе редко может полностью объяснить явление, его значение в науке огромно. Существует большое количество теорий (например, теория относительности), которые сделали огромный вклад в развитие этой дисциплины и продвинули ее вперед.

Теоретический уровень знания необходим, потому что на нем эмпирические данные вписываются в определенную систему. Также без определенных теоретических принципов невозможно начать ни один эмпирический эксперимент или исследование.

Суть теоретического знания состоит в том, чтобы описать, объяснить и систематизировать процессы и закономерности, которые выявлены эмпирическим путем, а также попытаться охватить действительность целостно.

Существует три основных метода теоретического знания:

  • Аксиоматизация: теоретическое построение на основе аксиом, то есть утверждений, истинность которых доказывать не нужно.
  • Формализация: построение абстрактных моделей, которые должны объяснить суть исследуемых явлений.
  • Гипотетико-дедуктивный метод: построение дедуктивно связанных между собой гипотез, объясняющих эмпирические факты.

Эмпирическое знание

Эмпирическое знание формируется в результате экспериментов, наблюдений и непосредственного контакта с реальностью. Когда наука опирается на установленные факты, говорят, что эти знания получены эмпирическим (опытным) путем.

При помощи эмпирического знания формулируются эмпирические законы, закономерности и правила, что статистически выводятся из наблюдаемых явлений.

Существует пять основных методов эмпирического знания:

  • Наблюдение: целенаправленное, организованное восприятие явлений объективной действительности без внесения изменений в реальность, с целью их изучения.
  • Эксперимент: наблюдение за объектами и явлениями в контролируемых или искусственно созданных условиях с целью выявления их существенных характеристик. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию.
  • Описание: фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах и явлениях. Например, человек при описании описывается как объект.
  • Сравнение: одновременное выявление соотношения и оценка общих для двух или более объектов свойств или признаков.
  • Измерение: выявление количественных характеристик изучаемой реальности. Совокупность операций для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине.

Все эти методы могут использоваться одновременно или последовательно при проверке гипотезы или теории. Информация, полученная при их помощи, подвергается статистической обработке, после которой ученые делают обобщения.

К общелогическим методам относят

  • анализ (объект или явление разделяются на части, каждая изучается отдельно);
  • синтез (объединение данных об объекте или явлении в единое целое с целью его комплексного изучения);
  • абстрагирование заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений. Без этого приема немыслимы ни научное, ни обыденное познание.
  • аналогия (на основе сходства объектов в одних признаках выносится заключение об их сходстве и в других признаках) . Имеет большое значение в качестве иллюстрации, доказательства или объяснения тех или иных явлений.
  • дедукция: способ рассуждения, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера.
  • индукция: способ рассуждения и метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Дедукция и индукция широко используются во всех областях научного познания (математика, логика) и играют важную роль при переходе от эмпирического знания к теоретическому.

  • моделирование (создание модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним). Главная функция моделирования состоит в материализации, опредмечивании идеального. Оно применяется по финансовым причинам или из-за недоступности реального объекта.

Выделяют следующие формы (компоненты) эмпирического и теоретического знания:

  • Научная теория: систематизированные знания, в совокупности объясняющие множество фактов и описывающие посредством системы законов определенный фрагмент реальности.
  • Научные принципы: наиболее общие и важные фундаментальные положения теории.
  • Законы науки: отражают в форме теоретических утверждений существенные связи явлений.
  • Категории науки: наиболее общие понятия, науки.
  • Гипотеза: предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана. Гипотеза выдвигается при соблюдении ряда требований: ее доступность экспериментальной проверке, отсутствие противоречий, максимальная простота, соответствие гипотезы надежным теориям.
  • Проблемы научного знания: осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно.
  • Факт: синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному.

Проблема развития научного знания

Проблема развития научного знания имеет три главных аспекта:

  1. Что составляет сущность динамики науки? Это развитие со своими скачками, качественными отличиями во взглядах на один и тот же предмет, революциями или же это эволюционное изменение в виде расширения содержания и объема научных истин? В связи с этим появляются еще вопросы: динамика науки является кумулятивным (накопительным) или антикумулятивным (отказ от прежних знаний как несоизмеримых и неприемлемых с новыми) процессом?
  2. Можно ли изменить динамику научного знания только на основе действия внутринаучных факторов, его самоизменением или также существенным влиянием на научное знание ненаучных факторов?
  3. Каковы общие закономерности развития научного знания и специфические закономерности различных областей науки?

Считается, что ответы на данные вопросы получить нельзя, если исходить лишь из философского анализа структуры научного сознания. Важным условием является привлечение материала реальной истории науки. Однако, очевидно, что история науки не может говорить сама за себя и что она (впрочем, как и всякий внешний опыт) может быть интерпретирована по-разному.

Для понимания взаимосвязи методов и форм научного познания необходимо выделить эмпирический и теоретический уровни. Более того, есть нужда в определении приёмов научного исследования и возможных способов организации полученного знания.

Эмпирический уровень научного познания

Эмпирический уровень научного познания – это научная практическая деятельность.

Эмпирический уровень научного познания связан с конкретными видами предметно-орудийной деятельности, именно это позволяет им обеспечивать накопление, фиксацию, группировку и обобщение исходного материала для выстраивания опосредованного, теоретического знания, иными словами наблюдения или эксперимента – в разных его формах, в том числе и моделирования, систематизированного описания полученных результатов, а также анализа и обобщения. Важно понимать, что анализ и обобщение позволяют исследователю наиболее близко подойти к теоретическому уровню научного познания.

Теоретический уровень научного познания

Теоретический уровень научного познания – это вид знания, который представлен различными видами и методами познавательной деятельности, способами организации знания, характеризующиеся определённой степенью опосредованности и обеспечению создания, построения и разработке научной теории, которая представлена логикой организованного знания об объективных законах и иных существенных – общих и необходимых – связях и отношениях в объективном мире.

Теоретический уровень научного познания включает в себя теоретические концепции, научные абстракции, идеализации и умственные модели. Более того, в него входят научные законы и их различные формулировки, научные идеи и гипотезы, различные методы оперирования с научными абстракциями и построением теорий, логических средств.

Отметим, что различие данных уровней носит весьма относительный характер: ни один вид эмпирической деятельности не представляется возможным без его теоретического осмысления и без сопутствующих понятий, гипотез и теорий. И наоборот, всякая теория, даже самого абстрактного вида, в любом случает опирается на практическое знание, эмпирические данные и основана на объективной реальности, опосредованная той же практикой, таким образом, обращена к эмпирическим данным.

Следует сказать, что всякое утверждение или положение может быть эмпирическим и теоретическим, это напрямую зависит от того, каким путём оно получено.

Допустим, на основании опытов Майкельсона-Морли, существует положение, что скорость света равна во всех движущихся относительно друг друга системах, более того, она не находится в прямой зависимости от их относительного движения. Таким образом, можно утверждать, что это знание приобретает очертания обобщения эмпирических данных и одновременно с указанными данными и способами их получения включается в эмпирический уровень.

Важно отметить, что такое же утверждение может играть роль одного из правил частной теории относительности. В таком случае оно представляет собой теоретическое знание, которое является следствием, из которого оно же и вытекает.

Противопоставление эмпирического и теоретического уровней познания носит относительный характер. Посредством её выражается глубокая внутренняя связь, которая существует в объективном мире между единичным и общим, явлением и сущностью. При этом важно понимать, что различение жизненно необходимо, поскольку любой исследователь принимает во внимание свой путь, по которому он движется в научном познании и какая у него конечная цель. Это помогает правильно выстроить последовательность всех действий и шагов на пути к получению знания. Именно глубина этого понимания становится ключевой в определении культуры исследовательского труда.

Различия понятий эмпирического и теоретического уровней познания

Зачастую наблюдается путаница в применении понятий эмпирического и теоретического уровней познания, а также чувственного и рационального. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо чётко понимать границы каждого из терминов.

Процесс познания имеет множество граней и важно понимать, как соотносятся эмпирический и теоретических уровни с чувственным. По своей сути уровни соотносятся по нескольким критериям:

  • Область проявления.
  • Уровень осуществления процесса.
  • Характер протекания процессов.
  • Границы, рамки реализации.

По области проявления эмпирический и теоретический уровни принадлежат познавательной деятельности в сфере науки, а чувственное и рациональное мышление работает в любой форме отражения внешнего мира в сознании человека.

Говоря об уровне осуществления процесса, можно утверждать, что теоретический и эмпирический приобретают очертания научного познания, которое проявляется в общественной деятельности, которая подразумевает обмен идеями и результатами. А Рациональное и чувственное мышление происходит как индивидуальный познавательный процесс.

Характер протекания процессов на теоретическом и эмпирическом уровнях выглядит как отбор приёмов, способов и методов. Здесь имеются в виду эмпирические или теоретические, которые осуществляются учёными осознанно. Касательно рационального и чувственного познания можно утверждать, опираясь на данные физиологии высшей нервной деятельности и психологии, что они действуют как психофизиологический процесс в нервной системе и коре головного мозга.

Говоря о границах и рамках реализации, то важно отметить, что эмпирический уровень базируется на органах чувств, при этом не сводится к ним, а только состоит из наблюдения и орудийно-предметной деятельности. Подразумеваются инструменты и приборы, описание полученных данных, иными словами это мыслительная деятельность.

В теоретическом уровне, который невозможен без развитого логического мышления, имеет место применение специализированных методологических средств, которые служат его основой.

Чувственное познание определено как нечто, что базируется исключительно на органах чувств. А рациональное на логике и мышлении. Важно отметить, что не любая рациональная, умственная или иная подобная деятельность может носить теоретический характер.

Размышления шахматиста над решением шахматной задачи не стоит характеризовать как теоретический уровень.

Таким образом, становится понятно, как соотносятся уровни научного и чувственного познания.

Читайте также: