Летняя школа для подростков как организовать

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЛЕТНИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ШКОЛЫ

ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Е.Н. Моисеенко

Психолог, преподаватель психологии

В последнее десятилетие в образовательных учреждениях страны достаточно много внимания уделяется поддержке одаренных учащихся, их развитию, сопровождению. В основном акцент делается на выявлении таковых подростков (зачастую по критериям, которые сложно назвать однозначными), определении сферы их интересов, уровня мотивации к развитию наличных способностей в той или иной учебной сфере. В целом, можно сказать, что работа педагогов и практических психологов системы образования в направлении сопровождения одаренных детей и подростков сводится к диагностике и организации учебно-проблемного коридора для одаренных в направлениях, в которых они уже проявляют сравнительно неплохие результаты.

Вопрос заключается в том, что недостаточно внимания уделяется всесторонности развития таковых детей и подростков (ведь мы понимаем, что таланты, способности, которые были проявлены и замечены в определенных сферах знаний и умений, не могут быть единственно замеченными и развиваемыми). Кроме того, во многих случаях нивелируется учет значимости и индивидуальности одаренных. А ведь, как известно, у таких подростков достаточно часто возникают сложности в построении системы коммуникативных процессов, развитие которых, в свою очередь, будет влиять на процесс дальнейшей социализации в целом. Также, взрослым следует учитывать фактор возможности временной, перманентной географической концентрированности одаренных, с учетом того, что в контексте таковой социальной среды, подростки могут обнаружить новые перспективы в личностном развитии, а также новые горизонты в зоне ближайшего развития. Также значимой для нас в данном проекте является возможность реализации конструктивной занятости подростков в летний период (каникулярное время).

Таким образом, целью и основной идеей данного проекта является организация развивающего жизненного пространства на период летних каникул для одаренных подростков, что повлечет за собой в целом активное участие взрослых в воспитании и сопровождении одаренных подростков. При этом основная цель будет основывать, прежде всего, на развитии не отдельных способностей, талантов, а на помощи в формировании гармонично развитой и социально адаптированной личности.

Идеи по функционированию летней школы для одаренных подростков:

Функции: выявление контингента, претендующего на прохождение подобного летнего курса; проведение диагностических мероприятий; целенаправленная работа с родителями; составление и организация общекемпинговых и индивидуальных (по запросу) программ личностного развития; организация культурных, оздоровительных проектов; планирование и организация специализированных тренинговых программ для подростков, направленных на личностный рост.

Формы реализации программы:

Материально-техническое обеспечение предусматривает наличие:

- оплату работы специалистов, тренеров, координаторов и др.;

- оплату на организацию и проведение выездных мероприятий;

Кроме затрат, которые может взять на себя организатор проекта, некоторая часть расходов может быть покрыта за счет орг. взносов родителей участников программы, а также спонсорских средств.

Ожидаемые результаты работы:

- организация системной работы с одаренными подростками;

- возможность формирования более тесного взаимодействия одаренной молодежи, внутри своеобразного развивающего контекста;

- более тесное сотрудничество организаций, предприятий, направленное на сопровождение одаренных подростков, молодежи;

- решение вопросов летней занятости учащихся;

- более тесное взаимодействие родителей с педагогами, психологами в направлении организации конструктивной среды для развития подростков;

- привлечение внимания общественности к вопросам, касающимся формирования социальной прослойки одаренной молодежи в Украине, а также к проблематике ее развития и функционирования.

Глобальная цель образовательной стажировки — построить внутреннюю самовоспроизводяющуюся систему привлечения и обучения сотрудников.

Чтобы компания росла и была устойчивой на рынке, нужно построить пирамиду, в которой есть старшие, средние и младшие специалисты — они же senior, middle и junior позиции.

Если привлечение специалистов senior уровня — это почти всегда работа с рынком, точечный индивидуальный поиск и хантинг, то младших и средних специалистов лучше учить самому. Здесь и приходит на помощь внутренняя программа стажировок.

Организация подобной обучающей программы — отличная возможность привлекать инициативных middle-специалистов к координации проекта, давать им больше ответственности и развивать те самые soft skills.

Это поможет им почувствовать необходимость передавать экспертизу, будет мотивацией дольше оставаться в штате. В креативной индустрии мотивация может быть не материальная, а в возможности распространить свое влияние и опыт, потренироваться в менторстве.

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Ксюша Жаворонок, арт-директор Setters

Желание middle-специалистов делиться опытом идёт от ценностей компании. Чем выше осознанность, тем логичнее кажется потребность обучать других. Материальное вознаграждение тоже важно: делая прибавку к зарплате сотруднику за каждого стажёра, можно усилить его мотивацию.

Ещё одна схема мотивации, которую мы используем: если ты провёл хорошую лекцию для стажёров, ты можешь стать нашим спикером, а это дополнительный заработок и плюс к личному бренду.

У эффективной команды кроме решения операционных задач есть время на развитие. И стажировка — возможность распределить усилия, чтобы это время появилось.

Математика костов и рентабельности: разбираем на примерах и собственном опыте

В нашем случае привлечение junior-специалиста с рынка обходится в сумму от 5000 до 15000 рублей за закрытие вакансии. Заработная плата junior-графического дизайнера в среднем составляет от 25 000 до 50 000 рублей. Таким образом, при найме с рынка на закрытие одной junior-позиции у нас уходит от 30 000 до 65 000 рублей в случае, если сотрудник успешно прошел испытательный срок.

На привлечение участников на программу летней школы мы потратили 45 000 рублей. Задействовали таргетинг, Telegram-каналы, соцсети компании и партнеров, связывались с карьерными центрами вузов. Мы планировали получить не более 50 заявок на каждое из четырех образовательных направлений, но уже через две недели рекламной кампании результаты превысили наши ожидания.

Всего мы получили 1000 заявок и закрыли отбор. Из них 272 человека успешно прошли вступительное тестирование, а 10 человек получили офферы после прохождения программы. Таким образом, 1 заявка стоила нам 45 рублей, ученик — 165 рублей, закрытие вакансии — 4500 рублей.

При этом очень важно, что месяц летней школы выполнял роль онбординга, и после программы мы фактически получили десять специалистов, готовых сразу погрузиться в рабочие задачи и знакомых с коллективом. Можно с уверенностью сказать, что все усилия на проведение подобной программы оправданы в компании, где есть система грейдов сотрудников и не хватает специалистов junior-уровня.

На организацию самого проекта мы потратили около 900 часов рабочего времени двадцати специалистов — то есть в среднем 45 часов на сотрудника. Среди них дизайнеры, методисты, проектные менеджеры и тренеры коммуникаций, которые отвечали непосредственно за контент, а также сотрудники бэк-офиса: SMM-менеджер, маркетолог, верстальщик и руководитель проекта.

Для нас эта трата времени оправдана, так как одна из главных задач школы — минимально нагружать руководителей отделов и партнеров компании и дать возможность передать свой опыт senior и middle-специалистам.

Поэтому за ними мы изначально закрепили роли кураторов направлений. Для большинства ребят это был первый опыт обучения младших специалистов: многие методички, памятки и домашние задания составлялись с нуля, каждому ученику нужно было давать обратную связь. После того, как вся методическая база собрана, на запуск последующих стажировок будет уходить в 4-5 раз меньше времени.

Как нужно строить внутреннюю школу? Выбираем концепцию, оптимальную продолжительность и форматы взаимодействия

Строить школу нужно в первую очередь по методологии и на основе бизнес-целей. Нам в этом помогал методист — его консультации стоили еще 30 000 рублей. На эту базу мы наложили свои задачи, скиллсет специалистов, существующие материалы и кейсы, а также опыт проведения образовательных программ.

Мы выбрали продолжительность в четыре недели. Она была для нас оптимальной — команде этого достаточно, чтобы провести качественный онбординг, поделиться опытом и применить знания на конкретном рабочем проекте, но не перегореть.

Если выбирать более длительную программу, она выйдет дороже, да и времени у студентов из-за сессий может не хватить. В течение месяца легко удерживать кураторов в приподнятом настроении, поддерживать ритм работы, а еще месяц — это понятная отсечка.

Онлайн-формат помог нам собрать более широкую воронку откликов от студентов и начинающих специалистов из разных вузов и городов России. Было много людей из Томска, Самары, Санкт-Петербурга и даже Череповца. Если бы мы ограничили программу оффлайном, они не смогли бы присоединиться.

С другой стороны, большое число людей на входе (270+ человек) в разных часовых поясах задавало ограничения. Мы постарались автоматизировать взаимодействие со студентами с помощью автоматических входных тестов, цепочек писем, канала летней школы в Telegram с отложенными публикациями, записанными скринкастами и другими форматами асинхронного обучения.

Присутствовать на Zoom-встречах онлайн было необязательно, но дедлайны для отправки домашних заданий были строгими и едиными для всех.

Программа была практико-ориентированной и состояла из двух частей: общий трек и специальный трек.

Общий трек предполагал погружение в сферу визуальных коммуникаций, навыки работы с текстами и дизайном, а также публичные выступления. После общего трека студенту нужно было выбрать одно из четырех профильных направлений: мы обучали графических дизайнеров, проектных менеджеров, методологов образовательных программ и тренеров коммуникаций.

Главное задание общего трека — создание презентации для инвестора и её питчинг на 3-5 минут. Каждый придумал свой проект, а мы дали необходимые навыки от подготовки презентации до выступления. Таким образом, мы проверили и hard skills, и soft skills, научили студентов защищать свою работу на камеру: важный навык, который стоит развивать с самого начала карьеры.

На специальных треках задания были более узкоспециализированными: например, дизайнеры и проектные менеджеры делали полноценную клиентскую презентацию, методисты — программу асинхронного курса, а тренеры готовили демо-тренинг для экспертов Presium Education. Каждую неделю мы проводили 3 лекции длительностью от 1,5 до 2,5 часов.

Копаем глубоко: чему нужно обучать в рамках стажировки, а что оставить для более глубокого корпоративного обучения ядра команды?

Каждая позиция в нашей команде разбита на грейды с учетом трех типов навыков:

  • Hard Skills, или профессиональные навыки: в случае дизайнеров это, например, работа с композицией и версткой;
  • Инструментарий, или владение программами — пакет Adobe, Figma, PowerPoint;
  • Soft Skills, то есть общие и коммуникативные навыки — стрессоустойчивость, публичные выступления, умение решать конфликты и пр.

Junior-позиции связаны, в основном, с hard skills. Основная задача такого специалиста — стать универсальным бойцом. Идеальный джун может сделать базовую работу по разным направлениям самостоятельно и с минимальным привлечением старших коллег.

Ксюша Жаворонок, арт-директор Setters

В рамках обучения стажеров мы делаем большой акцент на hard skills: это владение программами, изучение инструментов для увеличения скорости работы (различные плагины, футажи и прочее), даем источники, где можно самостоятельно найти ответы на нужные вопросы.

Отдельный блок — это тайм-менеджмент и работа с кейсами и портфолио. Без soft skills невозможна ни одна карта развития: здесь мы обучаем нетоксичной коммуникации с коллегами, умению аргументировать работу, справляться со стрессом и усталостью, а также учиться видеть вертикаль или горизонталь своего развития.

Отдельно мы уделяли много времени обратной связи и учили студентов рефлексировать.

Около трети всех студентов стабильно заполняли эти формы: это давало нам много информации. Таким образом, мы смогли измерить эффективность донесения материала, заинтересованность и вовлеченность.

А ещё это была площадка для предложений, поэтому в ходе проведения программы мы читали ответы студентов и на лету меняли форматы. Например, на треке графических дизайнеров мы отказались от практики в реальном времени и сделали мини-скринкасты. За эту идею нужно сказать спасибо ученикам.

Привлекаем и мотивируем: как донести ценности компании до потенциальных сотрудников?

Несмотря на то, что летняя школа выполняет конкретную задачу привлечения сотрудников, мы понимали, что многие студенты придут просто за навыками, а не за оффером. Нас это не смущало: кто-то из участников может порекомендовать нас знакомым, купит наш курс, а кто-то останется подписчиком в соцсетях. Поэтому мы старались сделать в первую очередь образовательный продукт, а не рекламный.

Во время обучения ребята решали реальные рабочие задачи, получали фидбек от кураторов, видеоуроки по работе в PowerPoint. Мы поддерживали учеников в канале в Telegram: он остался как база знаний, где можно в любое время найти алгоритмы, горячие клавиши, записи лекций, памятки, шаблоны, чеклисты и другие материалы.

Ольга Сартакова, дизайн-директор RedMadRobot

Обучение было построено на наших кейсах и методологии. Мы рассказали про сквозной процесс работы в студии, показали, какие есть отделы, кто за что отвечает. Мы привлекли к обучению стажеров самых лояльных сотрудников: они смогли показать ценность работы и зарядить студентов своей мотивацией.

Оценка результатов: как понять, что сотрудник разделяет ценности компании и ему стоит сделать оффер?

Для оценки результатов мы собирали обратную связь: в начале, в середине и в конце обучения. Мы проводили сессии, на которых обсуждали, что хотят студенты, какие у них сложности, хотят ли они работать у нас. После анализа финальных анкет с лучшими студентами мы проводили собеседование.

Ольга Сартакова, дизайн-директор RedMadRobot

По итогам стажировки с каждым участником проводится ассессмент, в котором участвует сам стажер, его ментор и руководитель отдела. Перед ассессментом полезно собрать обратную связь о стажере от всех сотрудников, которые успели с ним поработать, чтобы представлять себе его сильные стороны и точки роста.

На ассессменте стажер рассказывает, что успел сделать, чего достиг, что понравилось, с чем возникли сложности, дает обратную связь о компании. Ментор рассказывает о своем опыте взаимодействия.

В конце руководитель озвучивает обратную связь от сотрудников и от себя лично. Если стажер подходит компании и хочет остаться, руководитель озвучивает ему предложение. Если не подходит, важно аргументированно объяснить, почему, и предложить план развития.

Подводим итоги: как собрать команду мечты

Чем раньше компания задумается о создании самовоспроизводящейся системы привлечения сотрудников, тем большие выгоды сможет извлечь: middle-специалисты смогут расти и не уйдут из-за перегруженности рутинными задачами, а senior-специалисты смогут высвободить ресурсы для развития бизнеса, запуска новых продуктов.

Не бойтесь пробовать работать со стажерами как можно раньше, это запустит пирамиду, о которой мы говорили ранее.

Если вы запускаете корпоративное обучение, собирайте обратную связь: это поможет видеть потребности учеников, не заблуждаться относительно их намерений остаться в компании, а значит, грамотно планировать ресурсы.

Хотите собрать команду мечты? Сделайте MVP: можно начать хотя бы с проведения вузовской практики и проверить гипотезу. Обратитесь в престижный профильный вуз и предложите студентам пройти практику. Работайте над HR-брендом, и ценные кадры из числа бывших стажеров получат мотивацию оставаться в компании.

Содержание статьи:

Лучшие летние школы для подростков

    Футбольная школа Manchester United Soccer Schools находится в Англии неподалеку от Манчестера. Данное заведение является идеальным местом для отдыха подростков, которые серьезно занимаются спортом, а слова порядок и режим не являются для них пустым звуком. На протяжении двух недель дети будут жить и тренироваться, как настоящие игроки известной команды. Кроме занятий спортом, у ребят будет прекрасная практика английского языка. В программу школы входят ежедневные тренировки, занятия английским языком, а также интересные экскурсии в аквапарк, на стадион и парк развлечений. Путевка в данную школу стоит около 150 тыс.руб. Кроме этого родители дополнительно должны оплатить авиаперелет Москва-Лондон-Москва, консульский сбор, бронирование и оформление поездки. Международный центр Ceran – прекрасный вариант летнего отдыха для детей, которые неплохо владеют английским языком. В данной летней школе ребенок сможет погрузиться в европейскую атмосферу и выучить второй иностранный язык: немецкий, французский, голландский. Основное преимущество данного заведения: маленькие группы и европейский состав участников. Международный центр находится в одном из живописных уголков Бельгии в городе Спа, и предлагает учебные программы для детей от 9 до 18 лет. Помимо интенсивного обучения иностранным языкам, детей ожидают интересные экскурсионные программы и увлекательные спортивные игры, такие как гольф и верховая езда. Стоимость путевки в международный центр Ceran на 2 недели варьируется от 151 до 200 тыс. рублей. Цена зависит от программы обучения. Кроме этого родители должны дополнительно оплатить авиаперелет, консульский сбор и оформление поездки. Летняя школа ELS в Санкт-Петербурге, штат Флорида, США – это мечта любого подростка. Английский язык на пляже под тропическим солнцем без сомнения намного лучше усваивается. В этой школе не приветствуется штудирование учебников, основной упор делается на непосредственное общение. Кроме интенсивного изучение английского, ребят ожидают увлекательные экскурсии, вечерние мероприятия и разнообразные спортивные занятия. Программа школы рассчитана на детей в возрасте от 10 до 16 лет.Трехнедельный курс занятий стоит около 162 тыс. рублей. Дополнительно необходимо будет оплатить авиаперелет, оформление поездки и консульский сбор. Летняя школа International Junior – Teen Camp – это лучший вариант для родителей, у которых есть двое детей разного возраста, ведь программа рассчитана на ребят от 7 до 16 лет. Здесь их ожидают занятия по английскому, французскому, испанскому и немецкому языкам, интересные экскурсии, активные занятия спортом. Данная школа находится в г. Лаакс, Швейцария, в окружении живописной природы. Путевка на две недели стоит от 310 до 350 тыс. рублей, в зависимости от даты заезда. Дополнительно можно заказать трехдневную поездку в Цермат для катания на лыжах и сноуборде. Кроме стоимости путевку родителям будет необходимо оплатить консульский сбор, авиаперелет и оформление поездки. Эстонская летняя языковая школа приглашает на берег Балтийского моря всех желающих в возрасте от 10 до 17 лет. Данное заведение находится неподалеку от Таллина, в Клоогаранде. Школа тесно сотрудничает с Абердинским университетом (Англия). Здесь ваш ребенок сможет получить очень хорошую практику английского языка, как на классных занятиях, так и на других общественных мероприятиях школы. Программа обучения рассчитана на 2 недели и стоит сравнительно недорого, всего 530 евро. В эту цену входит: проживание с полным пансионом, 40 учебных занятий и развлекательные мероприятия. Участники летней школы самостоятельно оплачиваеют стоимость визы, и другие транспортные расходы. В этом году данная языковая школа ждет всех желающих 7 по 20 июля.

Как попасть в зарубежную летнюю школу для подростков?

  • Обратится в образовательные туристические центры, которые организовывают поездки и обучения в иностранных школах.
  • Организовать поездку самостоятельно. Для этого вам необходимо будет связаться с администрацией выбранной школы (с помощью Интернета или телефона). Там вам расскажут обо всех условиях, а также предложат оформить заявление на обучения. Также вам будет нужно самостоятельно оформлять все документы, необходимые для данной поездки.

Второй способ конечно, более дешевый, однако он потребует от вас большого количества времени. Первый немного дороже, но оформлением всех документов занимается образовательный центр, от вас же только потребуются материальные вложения.

На что нужно обратить внимание при выборе учебного заведения зарубежом

Просматривая брошюры различных частных школ, на первый взгляд кажется, что они абсолютно одинаковые. Но на самом деле это не так. Поэтому при выборе учебного заведения для своего ребенка необходимо обратить свое внимание на такие особенности:

Нередко школьники пытаются найти подработку, а их родители не против, чтобы ребёнок примерил на себя взрослую жизнь, понял цену деньгам и с пользой провёл время. Во всяком случае, на каникулы это точно можно запланировать. Рассказываем, на какую работу могут рассчитывать несовершеннолетние, как официально на неё устроиться, какие документы для этого нужны.

С какого возраста можно работать официально?

Билл Гейтс написал свою первую компьютерную программу в 13 лет, а основатель WhatsApp Ян Кум в школьные годы мыл полы в продуктовом магазине. Чем не пример для подростка, мечтающего о самостоятельном заработке?

По российскому законодательству официально можно заключать трудовой договор с 16 лет. Но есть и некоторые отступления. Так, если ученик окончил девять классов и дальше продолжает обучение в вечерней школе, он имеет право трудоустроиться с 15 лет.

Четырнадцатилетние подростки также могут получить работу по закону, но только с согласия родителей и муниципального органа опеки. По его требованиям, работа не должна вредить здоровью и мешать учиться. С этого же возраста и на тех же условиях подросток имеет право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Ещё одно исключение касается работы в сфере киноиндустрии, театра, К примеру, для съёмок в сериале, рекламе могут взять ребёнка моложе 14 лет, но здесь требования закона ещё строже. Необходимо письменное нотариально заверенное согласие родителей (опекунов) и разрешение органа опеки и попечительства, а трудовой договор подписывает не ребёнок, а один из родителей.

Что делать, если ребёнок не артист, но хочет работать в свои 12–13 лет? Официально детей такого возраста никто на работу не возьмёт. Но обеспечить чаду первый трудовой опыт можно — пусть, к примеру, за небольшую оплату помогает соседке по подъезду выгуливать собачку или поливать цветы. Такая работа не станет слишком большой нагрузкой, зато научит подростка ответственности.

Какие нужны документы для трудоустройства несовершеннолетнего?

Прежде всего, необходим паспорт. В отдельных случаях могут взять на работу и по свидетельству о рождении, но это, скорее, исключение, чем правило. В необходимый пакет документов также входят:

  • письменное разрешение одного из родителей;
  • справка из школы (для трудоустройства в учебное время);
  • письменное согласие муниципального органа опеки и попечительства;
  • медицинская справка установленного образца (медосмотр оплачивает работодатель);
  • СНИЛС;
  • трудовая книжка (если есть).

Как и взрослый соискатель, несовершеннолетний пишет заявление о приеме на работу, трудоустройство оформляют приказом, заводят трудовую книжку, разъясняют права и обязанности, согласуют график выходов.

Сколько длится рабочий день подростка?

По действующему на 2021 год трудовому законодательству установлены следующие нормы рабочего времени для школьников.

Сколько длится рабочий день подростка?

Принимая на работу несовершеннолетнего, работодатель обязан организовать для него удобный график: во время каникул — с утра, в учебное время — после уроков.

Где искать работу?

Существует несколько вариантов поиска подработки для школьников.

1. Городские и региональные программы временной занятости несовершеннолетних

Они созданы, чтобы поддержать нашу молодежь, и есть не только в Москве, но и в каждом регионе. Информацию о них легко найти на официальных сайтах муниципалитетов. Чаще всего работа, которую предлагают подросткам в 2021 году, связана с участием в благоустройстве улиц и парков, помощью пожилым людям и другими подобными занятиями.

Занятость по таким программам хороша тем, что подросток не только получает первый трудовой опыт, но и находится в безопасности — школьника официально оформляют, работу подыскивают рядом с домом, не нарушают его права.

2. Центры занятости

3. Самостоятельное трудоустройство

Многие компании охотно берут подростков без опыта работы на простые низкооплачиваемые вакансии. Для них это способ сэкономить, а школьников устраивает гибкий график и возможность работать 2–3 часа в день. И даже если месячная зарплата всего 3–4 тысячи рублей, она может стать неплохим подспорьем для бюджета подростка.

Самостоятельно можно устроиться официантом, посудомойщиком в кафе, подсобным рабочим на рынке, в магазине, уборщиком офиса, территории, разнорабочим на стройке. После карантина 2020 года многим предприятиям всё ещё требуются дополнительные курьеры. Самая популярная работа для четырнадцатилетних — раздача листовок и расклеивание объявлений.

4. Устроиться на работу к родственникам

Ещё один способ заработать — предложить за небольшую оплату помощь вашим родственникам, у которых есть свой бизнес. Это могут быть самые простые обязанности — курьерская доставка, помощник продавца, подсобный рабочий, раздача продукции во время дегустации.

Многие 15–16-летние тинейджеры набираются опыта в семейных компаниях, выполняя обязанности секретаря, помощника, а иногда и просто разнорабочего.

5. Мелкие услуги соседям и знакомым

В качестве разовой подработки можно предложить присмотреть за домашними питомцами, посидеть с детьми, купить продукты. Вашими клиентами могут быть соседи, родственники, знакомые. Можно развесить объявления с предложением своих услуг по району.

Работа, на которую не возьмут даже в 16 лет

Подростка возьмут не везде. Согласно ТК РФ, несовершеннолетних запрещено:

  • ставить в ночные смены;
  • принимать на работу, связанную с подъёмом тяжестей, вредными условиями;
  • трудоустраивать в заведения, угрожающие нравственному развитию ребёнка (ночные клубы, казино, точки продажи алкоголя и сигарет, работу с доступом к токсическим и наркотическим препаратам).

Сколько можно заработать?

Трудясь два часа в день по муниципальной программе временной занятости, можно получать ежемесячно 4,5–5 тысяч рублей. Та же работа, но в течение полной рабочей недели может приносить 10 тыс. рублей + 1,5 тысячи рублей материальной поддержки от Центра занятости.

Зарплата может быть и больше. Так, в Москве промоутером (раздача рекламных листовок) зарабатывают до 2,5 тысяч рублей в день. Труд курьера оценивается в 20–25 тысяч рублей ежемесячно. Вожатые за лагерную смену получают по 18–20 тыс. рублей.

Мне не посчастливилось побывать в обыкновенном летнем лагере (кстати, я считаю, что это не так уж и плохо, все-таки очень уж мало осталось действительно хороших лагерей). Зато я побывала в нескольких летних школах, которые отличались друг от друга по многим параметрам, но цель моего пребывания там была всегда одна — за лето не забыть пройденное в гимназии, уйти вперёд по программе, расширить свой кругозор и подготовиться к предметным олимпиадам.

Недавно увидела у подруги ностальгический пост о том, как было круто и познавательно каждое лето ездить по различным летним школам, а под постом фотки у костра вперемешку с селфи с заформалиненными змеями и ящерицами (биологический профиль, как-никак!), тут и созрела идея рассказать о том, кому, зачем и почему полезно учиться летом.

Что такое летняя школа?

Если объяснять просто, то это лагерь, в котором учат тому, что выходит за рамки школьной программы. Например, в общеобразовательных школах точно нет времени показать детям, как препарировать лягушку, или как отличить аминокислоту от углевода на практике, или как перевести текст с древнерусского языка. Судя по рассказам моих учеников, им в школах некогда даже собрать простейшую электрическую цепь, и уроки проходят как лекции. А в летних школах есть и время, и условия, и преподаватели, которые могут обучить знаниям за пределами школьной программы, ведь не отвлекают ни звонки, ни педсоветы, ни заполнение журналов.

Где и как проходят летние школы?

Попыталась сосчитать, в скольких школах была я сама. Получилось, что в семи (почти от всех была в восторге!), сюда входят не только летние, но и осенние, и зимние образовательные лагеря. Но сейчас речь о летних школах. Почти все они проходят за городом, потому что там отличные условия как для отдыха, так и для обучения. Всем детям за год надоедает сидеть в душном кабинете за партой, поэтому в летних школах крайне редко можно увидеть традиционные классы, чаще дети учатся в загородных домиках, на верандах, а иногда просто на улице, рассевшись вокруг преподавателя.

Кстати, лично мне очень близок такой подход к обучению, когда занятия проходят в форме беседы, а не упираются в работу учителя у доски. Например, в одной из летних школ, мы проходили эволюцию, сидя на пледах в траве, а зоологию и ботанику, гуляя по лесу, и это было необычно и эффективно.

Что касается практических навыков, то они особенно необходимы в предметах естественно-научного профиля, обычно в летних школах есть небольшие лаборатории, в которых ученики занимаются экспериментальной частью. Лабораторные работы значительно отличаются от средне-школьного уровня, например, в одной из летних школ я проходила биохимию и практические работы у нас были довольно серьезные и непростые.

А кто будет учить?

Преподавать в летние школы едут чаще всего студенты старших курсов ВУЗов, увлечённые своим предметом. Например, когда я была школьницей, летом меня обучали студенты-преподаватели из МГУ. Но у меня также были учителя двадцатилетнем стажем работы, многие из них составляли задания для школьных олимпиад различного уровня, начиная от городских, заканчивая Всероссийскими и Международными.

Когда и как осуществляется набор в летние школы?

Организаторы летних школ размещают информацию о вступительных испытаниях (тест, развёрнутые задания, олимпиадный уровень и прочее) в начале весны. Во многих летних школах существует конкурс, на основе которого отбираются ученики, но это в основном касается подготовки к олимпиадам.

Некоторые общеобразовательные школы в летний период создают предметные лагеря, где можно неплохо подтянуть знания по школьной программе, в них конкурс, как правило, отсутствует. Такие пришкольные предметные лагеря могут быть отличным вариантом в старших классах, когда летом важно не забыть программу, чтобы не было так тяжело в течение года готовиться к экзаменам.

Три месяца лета — это отличная возможность получить разностороннее развитие, успешно сочетая образование и отдых. И, на мой взгляд, самый лучший способ сделать учебу летом не занудным занятием, а увлекательным и интересным делом — это выбрать летнюю школу. Обычно одна учебная смена не длится дольше трёх недель, не так долго, чтобы за это время надоела учеба, но за эти недели реально стать ещё лучше в предмете, который итак хорошо дается в школе, либо начать продуктивную подготовку к олимпиадам.

А ещё, конечно же, летняя школа — это замечательная возможность познакомиться с заинтересованными, мотивированными и целеустремленными людьми, с которыми можно обмениваться знаниями, поддерживать друг-друга, а, возможно, что даже дружить много лет после того, как догорит прощальный костер и все разъедуться по домам.

Читайте также: