Как работает тревожная кнопка в школьном автобусе

Обновлено: 07.07.2024

у п р а в л е н и я н а а в т о м о б и л ь н о м т р а н с п о р т е : У ч е б н и к д л я с р е д . п р о ф .

о б р а з о в а н и я / А . Б . Н и к о л а е в ; С . В . А л е к с а х и н ; И . А . К у з н е ц о в ;

В . Ю . С т р о г а н о в ; П о д р е д . А . Б . Н и к о л а е в а . – М . : И з д а т е л ь с к и й ц е н т р

т р а н с п о р т а / / А . В . П о с т о л и т , д . т . н . п р о ф е с с о р , н а ч . у п р а в л е н и я

и н ф о р м а т и з а ц и и А . А . Г р и ш и н , з а м . г е н е р а л ь н о г о д и р е к т о р а Г У П М О

и н ф о р м а ц и о н н о й с и с т е м ы К е м е р о в с к о й о б л а с т и ( 1 0 . 1 0 . 2 0 1 3 г . )

н а в и г а ц и о н н о - и н ф о р м а ц и о н н ы й ц е н т р К е м е р о в с к о й о б л а с т и U R L :

h t t p : / / r n i c - k u z b a s s . r u / p a g e s / p a g e s . p h p / r i g h t s / ( д а т а о б р а щ е н и я :

// h t t p :// v e s t n i k - g l o n a s s . ru : U R L В е с т н и к Г Л О Н А С С : h t t p : / / v e s t n i k -


Системы GPS слежения

Система оперативной реакции на ДТП включает в себя множество элементов. Тем не менее единственный заметный – тревожная кнопка в салоне автомобиля.

ЭРА-ГЛОНАСС


ЭРА-ГЛОНАСС

Спутниковая группировка включает в себя 24 космических аппарата и задумывалась как ответ системе GPS. Основная цель ГЛОНАСС – навигация, причем как в гражданской сфере, так и в военной. Существует три основных элемента установки:

  1. Спутники.
  2. Наземные станции.
  3. Приемники.

Система работает следующим образом:

Что это за система

Наиболее инновационное использование спутниковой группировки – система ЭРА. Устройство практически незаметно в автомобиле – небольшая коробочка с тревожной кнопкой, моргающей красным и зеленым цветом. Устройство призвано спасти жизни людей в ДТП.

На заметку. Необязательно нажимать на тревожную кнопку ГЛОНАСС в случае аварии – во время столкновения или переворота устройство само отправит сигнал тревоги.

Разработка и внедрение

Впервые идея о создании системы экстренной реакции на ДТП возникла в 2009 году. Согласно исследованиям, высокая смертность на дорогах была следствием, прежде всего, позднего прибытия службы скорой помощи. Оперативная передача сигнала экстренным службам – первоочередная задача установки.

Систему впервые запустили в 2013 году в качестве эксперимента. В первую очередь устройствами оснащался общественный транспорт – маршрутные такси и автобусы.

В начале опыта ЭРА была введена в 15 регионах России, однако, на основании положительных отзывов через 4 месяца установку уже использовали 63 субъекта РФ. С начала 2015 года система была введена в промышленную эксплуатацию.


ЭРА ГЛОНАСС

Обязательная установка ЭРА во все автомобили, используемые в России, началась с 2018 года. Тем не менее ввоз транспортных средств без системы был ограничен еще в 2017 году. На почве этого решения Правительства начались бунты перегонщиков машин на Дальнем Востоке – таможня не пропускала авто без ЭРА-ГЛОНАСС.

Несмотря на обязательную установку ЭРА во все ввозимые в Россию машины, водители неоднократно жаловались на нерабочую кнопку ГЛОНАСС и проблемы с аудио. В экстренной ситуации система не связывает пострадавшее авто с оператором, равно как и не определяет положение машины. Проблема связана, в первую очередь, с ложными кнопками – муляжами, которые устанавливают недобросовестные компании для возможности ввоза авто в Россию.

В настоящее время наиболее перспективным направлением развития системы является ее синхронизация с КОСПАС-САРСАТ.

Технические требования

Законом установлены следующие нормы системы:

  • бесперебойный прием и передача сигналов;
  • хранение картографической информации и данных, переданных в экстренные службы;
  • оперативное взаимодействие со службами спасения;
  • непрерывная работа установки;
  • доступ пользователей к информации, находящейся в системе ЭРА;
  • защита личных данных пользователей.

Купить систему можно у специализированных компаний. Цена оборудования на 2019 год составляет от 3 000 до 5 000 рублей. За дополнительную плату можно установить систему контроля транспорта с топливными датчиками и постоянным отслеживанием маршрута. При наличии такого оборудования ведется постоянная запись данных об автомобиле. Систему можно отключить за ненадобностью. Сама же передача сигналов полностью бесплатна.


ГЛОНАСС для контроля транспорта

Что входит в комплект

Комплект системы ЭРА включает в себя следующие элементы:

  1. Терминал с микрофоном и динамиком. По нему оператор колл-центра связывается с водителем, чтобы подтвердить аварию.
  2. Сим-карта. Передача сигнала происходит по мобильной связи.
  3. Трекер. Приемник сигнала, который позволяет определить местоположение автомобиля.
  4. Тревожная кнопка. Представляет собой систему ручного пуска. Водитель сам сообщает об аварии в колл-центр.
  5. Электронные датчики удара. Включены в устройство на случай, если водитель и пассажиры находятся без сознания или не могут нажать на кнопку. При превышении пороговых значений удара сигнал автоматически отправляется в колл-центр.
  6. Резервный аккумулятор. Если основное питание машины выключено, то устройство ЭРА будет активно еще несколько часов.

Тревожная кнопка в автомобиле

Ниже расскажем о том, что такое кнопка ГЛОНАСС в автомобиле (информацию можно получить также из инструкции к системе, у продавцов-консультантов в салонах автодилеров).

Описание и назначение

Место расположения

Обычно кнопка монтируется в скрытном, но доступном водителю и пассажирам месте. Как правило, это небольшая ниша над водительским сиденьем, закрытая крышкой. Внешне выглядит как маленький бардачок.


Где в машине находится ГЛОНАСС

Принцип работы

Чтобы разобраться с тем, как работает кнопка ГЛОНАСС в автомобиле, нужно узнать, как действует вся система. Процесс разделен на два этапа:

Когда нужно нажимать

Кнопка ГЛОНАСС предназначена для использования в любых экстренных ситуациях. Первоочередное назначение установки – ДТП, но, по словам операторов колл-центра, водители связываются с ними в самых необычных обстоятельствах. Несколько нестандартных случаев применения кнопки:

Законодательные требования и изменения

Работа системы ЭРА-ГЛОНАСС регламентирована следующими нормативными актами:

Выводы

Тяжело подсчитать, сколько жизней спасла ЭРА-ГЛОНАСС со времени ее ввода в эксплуатацию. Система рассчитана на два режима запуска: ручной и автоматический. Для работы первого нужна тревожная кнопка в салоне машины. Так как прием сигналов и их передача бесплатны, то в стоимость монтажа входит только работа мастеров и сама аппаратура.


Дооснащение автобусов под требования к перевозкам детей

Данные устройства должны срабатывать автоматически при открытии служебных дверей и продолжать работать до полного их закрытия.

В автобусах должны быть предусмотрены места для установки не менее двух огнетушителей класса ОП-8, при этом один из огнетушителей емкостью 8 литров должен находиться вблизи сиденья водителя, второй емкостью 8л. — в салоне автобуса.

Также перевозчикам следует учитывать, что в соответствии с Правилами организованной перевозки групп детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства № 1177 от 17.12.2013, при движении автобуса, перевозящего группу детей, на его крыше или над ней должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета. Данные требования к конструкции автобусов вступают в силу с 1 июля 2018 года и обязательны к исполнению (изменения по Постановлению Правительства РФ от 23 декабря 2017 г. № 1621 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”).

Компания “АльфаВладТелематика” предлагает комплекс мероприятий, направленных на приведение автотранспорта в соответствии с нормами действующего законодательства, а именно:

Дооснащение школьных автобусов

Дооснащение дополнительной световой сигнализацией в задней части автобуса ПАЗ

1. Оборудование только дополнительной световой сигнализацией в передней и задней части автобуса ПАЗ (согласно ГОСТ 33552-2015), с учетом светового оборудования и расходных материалов – 13 000 рублей.

2. Оборудование только дополнительной световой сигнализацией в передней и задней части автобуса ГАЗ 3221 (согласно ГОСТ 33552-2015), с учетом светового оборудования и расходных материалов – 10 000 рублей.

3. Стоимость оснащения полным комплектом световой сигнализации и средствами пожаротушения школьного автобуса типа ПАЗ составит 19 800 рублей.
В данный комплект входит:
– проблесковый маячок с его монтажом на ТС (Постановление Правительства №1621 от 23.12.2017 г.);
– оборудование дополнительной световой сигнализацией в передней и задней части автобуса (согласно ГОСТ 33552-2015);
– оборудование салона огнетушителями в количестве 2 (двух) штук (согласно ГОСТ 33552-2015);

Дооснащение школьных автобусов

Дооснащение проблесковым маячком и дополнительной световой сигнализацией в передней части автобуса ПАЗ

Дооснащение школьных автобусов

Огнетушитель около водителя (со стороны салона) в автобусе ПАЗ

Мониторинг школьного транспорта

Система ГЛОНАСС/ GPS контроля машин перевозящих учащихся школ и других учебных и дошкольных заведений предназначена для использования профильными подразделениями органов исполнительной власти и в учреждениях образования.

Данная система может внедряться как на уровне отдельного предприятия/города/региона, так и в составе Интеллектуальной Транспортной Системы.

Программное обеспечение – диспетчерское программное обеспечение для контроля и оперативного управления в режиме реального времени транспортными средствами различного назначения.

Абонентские терминалы – многофункциональные регистраторы информации.

Кондиционер питания – предназначен для бесперебойного обеспечения стабилизированным напряжением абонентских терминалов, устанавливаемых на транспортные средств

Тревожная кнопка – для подачи водителем тревожного сигнала в диспетчерский центр.

Тумблер статуса – предназначен для передачи в диспетчерский центр информации о статусе транспортного средства (с детьми/без детей).

Датчик уровня топлива – предназначен для измерения уровня топлива в топливном баке автомобиля. Требует установки непосредственно в топливный бак. Обладает высокой точностью измерения.


Безопасность и защита детей - безусловно, важная задача современного общества. Многие дети сегодня добираются до школы на школьных автобусах. Для кого-то этот путь очень длинный, для кого-то не очень. И, разумеется, этот путь должен быть максимально безопасным [4] .

Основная цель внедрения технологий ГЛОНАСС на школьных автобусах – повышение безопасности перевозок школьников за счет постоянного контроля перемещения транспортных средств и сокращения времени реагирования в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Установленное на автобусы ГЛОНАСС-оборудование позволяет в режиме реального времени контролировать движение автобусов по маршруту и соблюдение водителями скоростного режима.

На примере школьного автобуса хотелось бы показать как будет проходить сбор и анализ данных получаемых диспетчером.

Данная система мониторинга позволяет определять местоположение и текущее состояние транспортного средства в режиме реального времени. Мы имеем возможность планировать маршрут школьного автобуса от начального пункта отправления, с указанием времени и места остановок и стоянок, а также заправок автотранспорта топливом на разрешенных заправочных пунктах.

Система автоматически оповещает пользователя в случае отклонения установленных нормативов маршрута, таких как: превышение скоростного режима, опережение либо опоздание временного графика, отклонение от заданного маршрута, незапланированных простоев.

Существует перечень ситуаций (происшествий), при которых водитель транспортного средства обязан использовать сигнал экстренного реагирования на возникшую чрезвычайную ситуацию вызовом диспетчерской службы путем нажатия тревожной кнопки.

1. В случаях запрещения или ограничения движения при:

- проведении ремонтных работ;

- обстоятельствах, влекущих существенное (на тридцать и более минут) несоблюдение расписания движения и (или) пути следования транспортного средства;

2. В случаях противоправных проявлений и их угрозы:

- захват транспортного средства;

- обнаружение в салоне (багажном отделении) подозрительных, бесхозных предметов;

- нарушение лицами, находящимися в салоне, общественного порядка во время движения транспортного средства, его остановки или стоянки;

- явное проявление противоправного поведения пассажиров и иных лиц, имеющего место во время нахождения транспортного средства в рейсе.

3. Необходимость оказания экстренной медицинской помощи.

4. Противоправные действия третьей стороны, направленные на захват транспортного средства (в том числе угроза совершения террористического акта).

5. Возгорание транспортного средства.

6. Дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими.

7. Дорожно-транспортное происшествие без пострадавших.

8. Остановка транспортного средства в связи с плохими дорожными и метеоусловиями, а также по причине технической неисправности транспортного средства.

Все это позволяет оператору вести сбор статистических данных выявленных нарушений перевозчиков наиболее часто нарушающих правила для применения к ним мер административного воздействия [3].

Таким образом, дети, находясь в пути, всегда будут под контролем, и в критической ситуации им можно будет оперативно оказать помощь, что избавит родителей от лишних переживаний.

Читайте также: