Какое место жанр романса занимал в творчестве глинки краткий ответ кратко

Обновлено: 02.07.2024

К жанру романса и Глинка, и Даргомыжский обращались на протяжении всего творческого пути. Романсы концентрируют в себе основные темы и образы, характерные для этих композиторов; в них укрепились старые и сложились новые виды жанра романса.

С творчеством Глинки и Даргомыжского связаны самые значительные этапы развития романса. В творчестве Глинки заложены основы романсовой лирики, проявилось разнообразие разновидностей жанра. Даргомыжский обогатил романс новыми красками, тесно объединив слово и музыку, и продолжил идеи Глинки. Каждый композитор по-своему запечатлел в своих произведениях дух времени, эпохи. Эти традиции были продолжены другими русскими классиками: Балакиревым, Римским-Корсаковым, Чайковским (путь от Глинки), Мусоргским (путь от Даргомыжского).

Романсы в творчестве М.И. Глинки

Романсы Глинки продолжают развитие жанра и обогащают его новыми чертами и жанровыми разновидностями. Творчество Глинки началось именно с романсов, в них постепенно раскрылся его композиторский облик.

Романсы в творчестве А.С. Даргомыжского

Даргомыжский стал последователем Глинки, но его творческий путь был иным. Это зависело от временных рамок его творчества: в то время, как Глинка творил в эпоху Пушкина, Даргомыжский создавал свои произведения примерно на десять лет позже, будучи современником Лермонтова и Гоголя.

Истоки его романсов восходят к бытовой городской и народной музыке того времени; жанр романса у Даргомыжского имеет другую направленность.

Круг поэтов у Даргомыжского достаточно широк, но особое место в нем занимает поэзия Пушкина и Лермонтова. Трактовка пушкинских текстов дается Даргомыжским в ином аспекте, нежели у Глинки. Определяющими в его музыке становится характеристичность, показ деталей текста (в отличие от Глинки) и создание разнохарактерных образов, даже целых галерей музыкальных портретов.

Даргомыжский обращается к поэзии Дельвига, Кольцова, Курочкина (переводы из Беранже) (большинство романсов-сценок), Жадовской, к народным текстам (для правдивости изображения). Среди видов романса у Даргомыжского и русские песни, и баллады, фантазии, монологи-портреты разного характера, новый жанр восточного романса.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Зачетный Опарыш

Лучший ответ:


Пармезан Черница




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Какое место жанр романса занимал в творчестве Глинки?

Романсы и песни Глинки - гордость российской классики. Композитор писал их на протяжении всей жизни. Лирические романсы Глинки - это собственного рода исповедь его души. В неких из их запечатлены картины русской природы и быта. В романсах Глинка обобщил всё лучшее, что было сотворено его предшественниками и современниками - авторами бытового романса. Сам он был примечательным мастером вокального выполнения и хорошо знал способности людского гласа. Неудивительно, что форму романса он смог довести до высокого совершенства.
Всё пленяет в романсах Глинки: искренность и простота, застенчивость и сдержанность в выражении чувств и настроений, традиционная стройность и строгость формы, красота мелодии, всегда песенной, выразительной, правдиво передающей содержание текста, и светлая красочная гармония.
Среди романсов и песен Глинки можно повстречать самые разнородные жанры: от российской песни , чувствительного бытового романса (Бедный певец ) до драматической баллады, песенного повествования (Ночной смотр) , от неунывающих застольных и дорожных песен до лирических песен на воде - баркаролы. Неподражаемо необыкновенны его песни-танцы в темпе вальса, мазурки, полонеза, испанского болеро, в конце концов, марша (Прости, корабль взмахнул крылом) . Отличительную особенность романсов Глинки составляет также гармоническое сочетание вокальной и фортепианной партии.
Глинка является основателем российской школы вокального пения, его романсы - неиссякаемый источник красы и совершенства, из которого черпали все следующие российские композиторы. Глинка сочинял романсы на стихи современных ему стихотворцев - Жуковского, Дельвига, Пушкина. Многие из его романсов написаны на слова недалёких приятелей, к примеру Н. Кукольника. На стихи этого стихотворца в 1840 году композитор сочинил певческий цикл Прощание с Петербургом . Посреди романсов цикла - Жаворонок и Попутная песня .
Жаворонок - задушевная и задумчивая песня с просто льющейся и плавной мелодией, природной и обычной, окрашенной светлой печалью.
Попутная песня - эталон ясной, неунывающей лирики. В ней всё - движение и порыв, бешеное и горячее ожидание встречи, нетерпение, встревоженное биение сердца. И в песне всё подчинено этому настроению.
Фортепианная партия с упругим и чётким ритмом как бы передаёт прыткое движение поезда, стук колёс и мелькание за окном меняющихся картин пейзажа. Отличителен энергичный и полнозвучный аккорд в начале каждой строфы - от него отталкивается и неудержимо несётся вперёд мелодия. А далее быстрая, быстро несущаяся мелодия заменяется широким и плавным напевом, выразительно передающим тоску ожидания.
Я помню чудное мгновенье . В певческой лирике Глинки главное место занимают романсы на слова Пушкина. Посреди их Я помню дивное мгновенье - жемчужина российской вокальной лирики, в которой воедино соединились гений поэта и композитора. Трехчастная форма романса подходит содержанию стихотворения, в котором отражены три главных момента душевной жизни героя: 1-ая встреча, горечь разлуки с возлюбленной и удовлетворенность вновь наступившего свидания. Мелодия романса глубоко впечатляет собственной плавностью и нежной грацией.
Ясным контрастом звучит тревожная средняя часть. Тут музыка становится речитативно-декламационной и суровой. В третьей доли возвращается бывшая светлая мелодия, но она становится радостно-возбужденной, а сопровождение - подвижным и трепетным.
Романс относится к зрелому периоду творчества Глинки, потому мастерство композитора в нём так совершенно. Никогда ещё и никем до Пушкина и Глинки не была поднята на такую высоту красота людского чувства.

Урок №9. Романсы Глинки

Цель: Познакомить учащихся с вокальным творчеством Михаила Ивановича Глинки.

Задачи: Воспитать интерес учащихся к жанру романса в творчестве Глинки. Организовать учебный процесс свой труд качественно и с наименьшими затратами достичь поставленную цель.

Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3 год обучения.

Методы и приемы обучения: закрепить новый материал, дать домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1. Опрос домашнего задания:

1. Перечислите известные симфонические произведения Глинки.

2. Что является важнейшей особенностью симфонических произведений Глинки?

3. Почему оркестровые сочинения Глинки не имеют сюжетных программ?

К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал не только свои многообразные чувства, но и очень широкий круг жизненных явлений. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далеких времен и стран.

В своих романсах Глинка использовал тексты двадцати поэтов. Хотя все романсовое творчество композитора отличается единством стиля, Глинка сумел отразить в музыке особенности поэтического языка разных авторов. Среди них надо отметить великих русских поэтов Пушкина, Дельвига, Жуковского, Баратынского и других.

Лучшие романсы этого периода отличают теплота чувств, выразительность, национальная окраска.

Романсы зрелого периода отличают большая глубина и более светлый характер образов.

Среди романсов Глинки надо выделить несколько шедевров, которые должен знать каждый культурный человек.

История создания этого романса такова: Глинка жил в Милане, восхищался поэтичными картинами лунных ночей.

В этом романсе ярко проявилась общность творческих натур и устремлений двух великих современников – Пушкина и Глинки: целостность, гармоничность восприятия мира, светлый взгляд на жизнь, вера в ее непреходящую ценность.

Глинка стал основоположником не только оперной и симфонической, но и вокальной русской классической музыки. Он наполнил романс огромным жизненным содержанием, усилил характер его образов. Традиции, заложенные романсовым творчеством Михаила Ивановича, были продолжены многими русскими композиторами.

1. Какое место жанр романса занимал в творчестве Глинки?

2. Что нового внес Глинка в жанр романса?

3. Перечислите жанры романсового творчества Глинки.

4. На чьи тексты писал свои романсы композитор?

5. Назовите известные романсы зрелого периода творчества Глинки.

6. Какой вокальный цикл был написан Глинкой на стихи Н. Кукольника? Какие романсы входят в него?

Читайте также: