Проект я расту здоровым в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Серьёзной проблемой, в последние годы становится малоподвижность детей. Они много сидят не только дома у телевизора и компьютера, но и на занятиях в детском саду. Это плохо сказывается на физическом здоровье детей. А нам хочется видеть детей здоровыми, бодрыми, ловкими, сильными и развитыми. В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровый ребенок. Специально организованная досуговая деятельность является эффективным средством формирования здоровья и выработки правильных привычек дошкольников.

Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости и других качеств сильной личности. Беседы, игры по теме помогают сформировать предпосылки к здоровому образу жизни. Продуктивная деятельность помогает детям отобразить свои впечатления.

Цель проекта.

Создание благоприятных условий для укрепления гармоничного физического развития ребенка. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи проекта.

Оздоровительные:

1. Формирование положительного отношения к занятиям физкультурой.

2. Формирование элементарных знаний в области гигиены, медицины, физкультуры.

3. Формирование у детей необходимых двигательных навыков и умений, способствующих укреплению здоровья.

Воспитательные:

1. С помощью физических упражнений способствовать проявлению смелости, выносливости, терпения и уверенности в себе.

2. Создать условия для проявления положительных эмоций.

Образовательные:

1. Формировать и совершенствовать новые двигательные умения и навыки.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Продолжительность проекта: 1 неделя с 24.10. – 28.10.

Вид проекта: познавательно - практический, групповой, кратковременный.

Предполагаемый результат.

1. Расширение знаний детей о своем здоровье.

2. Желание заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.

3. Знакомство с ролью витаминов в жизни человека.

4. Знакомство с произведениями худ. литературы по теме.

5. Знакомство со строением тела человека.

Этапы реализации проекта.

Организационный.

Беседы с детьми о здоровье

. Информирование родителей о проекте: обсуждение темы проекта, выявление вариантов представления

- Подбор художественной литературы

- Приготовление материалов для художественного творчества

Создание развивающей среды по проекту.

Планирование деятельности.

Самостоятельная и совместная творческая деятельность.

Работа над проектом по плану

Проведение совместной деятельности по плану.

Заключительный.

Творческие работы с детьми

загадки и пословицы о здоровье;

загадки и пословицы о здоровье;

Ходьба по дорожке здоровья

Привлечение родителей к изготовлению чесночных бус для своего ребенка.

Цель: дать понять детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении для здоровья человека.

Загадки об овощах и фруктах.

Цель: формировать представление детей о значении утренней гимнастики для здоровья человека.

Дыхательные упражнения с осенними листьями

Цель: раскрыть детям необходимость чистоты тела для здоровья.

Цель: дать понять, что закаливание – это тоже важная составляющая здоровья человека.

Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой

В результате реализации проекта:

• Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

• Дети знают и называют:

• что такое здоровье и как его сберечь;

• что такое витамины, их роли в жизни человека;

• пословицы о спорте и здоровье и мн. др.

• Дети стали более активны, физически развиты.

• Родители получили информацию по укреплению здорового образа жизни в семье. Появился интерес к образовательно – воспитательному процессу, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, речевую, музыкально – игровую). Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагог – родители.

Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.

Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта

Прикреплённые файлы:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПРОЕКТ

hello_html_m30db1024.jpg

Разработала воспитатель: Насырова С.Ш

Вид проекта : познавательно-исследовательский. Групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения; воспитывать интерес к здоровому образу жизни. Воспитание желания участвовать в спортивных играх на свежем воздухе. Повышение уровня двигательной активности детей.

Задачи проекта:

- создание условий для благотворного физического развития детей;

-способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;

- повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

- удовлетворение природной потребности детей в движении;

- формирование разумного отношения к своему здоровью;

- активизация познавательных интересов;

- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;

- Привить желание детям и родителям правильно питаться.

Сроки реализации проекта:

Октябрь 2017 – Май 2018.

Участники проекта:

Дети 4-5 лет (средняя группа, их родители, воспитатели.)

Образовательная область:

Физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, коммуникация, познание.

Актуальность темы:

- потребность общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности вследствие резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения;

- необходимость теоретического обоснования и практических методических разработок по формированию у детей здорового образа жизни;

- потребность в технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и умений здорового образа жизни в воспитательном процессе ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта:

По завершению проекта у воспитанников значительно повысится интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.

Расшириться представление о закаливающих мероприятиях.

Повысится знания о значимости здорового образа жизни.

1 этап – теоретический

Цель: ознакомление и изучение теоретических материалов инновационных методик и педагогических технологий по зож;

- подбор пособий и инвентаря по физическому развитию;

- подбор художественной литературы и иллюстративного материала по данной теме;

- подбор музыки для релаксации и отдыха;

- провести сравнительный анализ заболеваемости детей в группе за последний год;

- разработка серии конспектов, комплекса мероприятий по оздоровлению детей, методических рекомендаций для родителей по формированию здорового образа жизни детей;

2 этап – практический

Цель: формирование убеждений привычек здорового образа жизни, развитие познавательных и творческих способностей детей средней группы.

- сформировать у детей и родителей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, об умении беречь своё здоровье и заботиться о нём;

- формировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни; - привить потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям, занятиям спортом, обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью;

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни.

В работе с детьми:

Ежедневная профилактическая работа:

- Воздушное контрастное закаливание.

- Облегченная одежда в группе.

- Прогулки каждый день с подвижными играми.

- Хождение босиком до и после сна.

- Закаливание и хождение по коврику из пуговиц, с песочным наполнителем и природным камнем после сна.

- Фитонциды – лук, чеснок.

- Подвижные и спортивные игры со всей группой.

- Самостоятельная двигательная деятельность.

- "Беседа о здоровье, о чистоте".

- Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки).

- Беседа с использованием личного опыта детей.

Экспериментальная деятельность:

- Значение воздуха для организма.

- Где прячутся микробы?

-"Если сладко спится, сон хороший снится".

Сюжетно ролевые игры :

Организация на воздухе новой подвижной игры:

Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье.

Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.

Чтение художественной литературы:

Досуги и развлечения:

Просмотр мультфильмов о спорте.

В работе с родителями:

- Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т.д.

- Выставка спортивного оборудования.

- Ознакомление родителей с оздоровительными играми и упражнениями,

с рекомендациями врачей.

- День открытых дверей для родителей - участие родителей в утренней гимнастике, на ФИЗО занятии, на прогулке, в гимнастике после сна.

3 этап – Заключительный.

План проекта.

Упражнение на дыхание.

Легкий бег на свежем воздухе (ежедневно)

Пальчиковая игра. (пальчиковые игры)

Игры на свежем воздухе .

Цели: учить детей быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга; уточнить знания цвета.

Ход игры: Воспитатель раздает детям разноцветные флажки. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по цвету флажка и берутся за руки. В игре должно принимать участие нечетное количество детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.

Цель: опытным путем показать свойства солнечных лучей.

Ход опыта: В солнечный день на прогулке намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они будут высыхать.

Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.

Ходьба по дорожкам здоровья.

Упражнение на правильное дыхание.

Артикуляционная гимнастика (Лепбук здоровья)

Цель: Повысить интерес детей экспериментировать.

(Морская соль, теплая вода, игрушки морские обитатели, галька, ракушки, таз)

Ходьба по дорожкам здоровья.

Утренняя гимнастика с гантелями.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Массаж ушек (Приложение 7)

Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК.

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

Цель: Повысить интерес детей экспериментировать.

(Морская соль, теплая вода, игрушки морские обитатели, галька, ракушки, таз)

Ходьба по камушкам.

Игра "Ехал Грека".

По считалочке (например: Стакан, лимон, Выйди вон) выбираем водящего он вместе со всеми становиться вокруг стула или небольшого стола и начинает говорить скороговорку:" Ехал Грека через реку видит Грека в реке рак сунул Грека руку в реку рак за руку Греку цап". В ритме скороговорки все бьют одной рукой по столу в конце водящий должен ударить кого-нибудь по руке. В эту игру можно играть и в двоем. В процессе игры дети развивают двигательную активность, ловкость, внимание и речь.

Ходьба по дорожкам здоровья.

Упражнение 8. ПЧЁЛКА.

Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Закаливание(Ходьба по камушкам и травке).

hello_html_m2a41ec35.jpg

hello_html_m3760792e.jpg

Приложение 3 (Пластилин)

hello_html_m78a5de6f.jpg

hello_html_m5f754bf6.jpg

Закаливающий массаж подошв.

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 мин, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

а) Удобно сесть и расслабиться.

б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).

а) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

г) Похлопать подошву ладонью.

д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:

Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.IMG_3132

Сядем все мы, отдохнем

И массаж подошв начнем.

На каждую ножку

Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

Проведем по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья, нужна.

Это помни ты всегда!

Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно.

И не отвлекайся.

По подошве, как граблями,

Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно

Это всем давно понятно.

Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они,IMG_3133

Потом попробуй, догони!

Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы никуда.

Раз – сгибай, два – выпрямляй.

Ну, активнее давай!

Вот работа, так работа,

Палочку катать охота.

Веселее ты катай

Да за нею поспевай.

В центре зону мы найдем,

Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

Будем их беречь мы

И всегда любить.

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

Проводится после сна.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

Раз – обмоем кисть руки,

Два – с другою повтори.

Три – до локтя намочили,

Четыре – с другою повторили.

Пять – по шее провели,

Шесть – смелее по груди.

Семь – лицо свое обмоем,

Восемь – с рук усталость смоем.

Девять – воду отжимай,

Десять – сухо вытирай.

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2.Основная часть Упражнения с ушками.

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 с.

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

А потом, а потом

Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра,

Над лесной опушкой.

Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6 раз

Так же легко провести 6 раз по щекам

Указательными пальцами массировать крылья носа

А не начать ли нам массаж сначала?

(для снятия физического и эмоционального напряжения)

И.П. – стоя. Лёгкие поглаживания ото лба к вискам и вокруг глаз до переносицы. (5-20 раз)

И.П. – тоже. Лёгкие поглаживания от переносицы к ушам (как при умывании) 5-20 раз.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Серьёзной проблемой, в последние годы становится малоподвижность детей. Они много сидят не только дома у телевизора и компьютера, но и на занятиях в детском саду. Это плохо сказывается на физическом здоровье детей. А нам хочется видеть детей здоровыми, бодрыми, ловкими, сильными и развитыми. В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровый ребенок. Специально организованная досуговая деятельность является эффективным средством формирования здоровья и выработки правильных привычек дошкольников.

Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости и других качеств сильной личности. Беседы, игры по теме помогают сформировать предпосылки к здоровому образу жизни. Продуктивная деятельность помогает детям отобразить свои впечатления.

Цель проекта.

Создание благоприятных условий для укрепления гармоничного физического развития ребенка. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи проекта.

  1. Формирование положительного отношения к занятиям физкультурой.
  2. Формирование элементарных знаний в области гигиены, медицины, физкультуры.
  3. Формирование у детей необходимых двигательных навыков и умений, способствующих укреплению здоровья.
  1. С помощью физических упражнений способствовать проявлению смелости, выносливости, терпения и уверенности в себе.
  2. Создать условия для проявления положительных эмоций.
  1. Формировать и совершенствовать новые двигательные умения и навыки.
  2. Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Продолжительность проекта: 1 неделя с 01.02. – 05.02.

Вид проекта: творческий, групповой, кратковременный.

Предполагаемый результат.

  1. Расширение знаний детей о своем здоровье.
  2. Желание заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.
  3. Знакомство с ролью витаминов в жизни человека.
  4. Знакомство с причинами болезней.
  5. Знакомство с произведениями худ. литературы по теме.
  6. Знакомство со строением тела человека.

Этапы реализации проекта.

Этапы

Содержание деятельности

Форма реализации

Период

Примечание

сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом

Выбор способа решения.

Провести мероприятия согласно плану

НОД. Совместная и самостоятельная деятельность.

Сотрудничество с родителями.

Оценить результативность проделанной работы.

Этапы

Деятельность

родители

педагоги

Организационный

Беседы с детьми о здоровье

Информирование родителей о проекте: обсуждение темы проекта, выявление вариантов представления проекта.

- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения о маме)

- Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).

Создание развивающей среды по проекту

Планирование деятельности

Самостоятельная и совместная творческая деятельность.

Работа над проектом по плану

Проведение совместной деятельности по плану.

Заключительный

Творческие работы с детьми

Фотовыставка в группе по данной теме

План реализации проекта

Самостоятельна/ Свободная творческая деятельность

Совместная работа родителей с детьми

Образовательная деятельность в режимные моменты

Непосредственно – образовательная деятельность

загадки и пословицы о спорте;

Привлечение родителей к изготовлению чесночных бус для своего

Загадки об овощах и фруктах.

рассматривание портретов людей разной внешности.

Загадывание загадок про части тела.

В результате реализации проекта:

  • Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
  • Дети знают и называют:

• что такое здоровье и как его сберечь;

• что такое витамины, их роли в жизни человека;

• пословицы о спорте и здоровье и мн. др.

  • Дети стали более активны, физически развиты.
  • Родители получили информацию по укреплению здорового образа жизни в семье. Появился интерес к образовательно – воспитательному процессу, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, речевую, музыкально – игровую). Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагог – родители.

Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Проблема: Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.

Незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей.

Обеспечение целостного подхода к формированию здоровья детей и развитию двигательных способностей, исходя из определения, что здоровье – это не только физическое, но и социально-психическое благополучие.

Повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

Задачи проекта:

- удовлетворение природной потребности детей в движении;

- формирование разумного отношения к своему здоровью;

- активизация познавательных интересов.

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Предполагаемые результаты:

Формирование разносторонних знаний о своем здоровье;

Предварительная работа:

Ознакомительная консультация с родителями о проекте.

Выставки книг: спорт, здоровый образ жизни

Теоретическая часть проекта:

Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

Сотрудничество с родителями воспитанников.

Практическая часть проекта:

Вид деятельности

Мероприятия

Ежедневная профилактическая работа

Утренняя гимнастика, профилактическая гимнастика (дыхательная, артикуляционная, улучшения осанки, плоскостопия). Гимнастика пробуждения, дорожка здоровья.

"Беседа о здоровье, о чистоте" Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций

Значение воздуха для организма

Решение проблемных ситуаций

Где прячутся микробы?

Непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла

Подведение итогов:

Список литературы:

1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: Практическое пособие / И. Е. Аверина. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс; Айрис-дидактика, 2006.

2. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: Методическое пособие / Т. Л. Богина. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

3. Доскин В. А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2004.

4. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду: Примерные планы и конспекты занятий / Ред. Т. С. Яковлева. - М.: Школьная Пресса, 2006.

Читайте также: