Теория и практика внедрения смешанного обучения в деятельность школы любомирская

Обновлено: 04.07.2024

Современное образование требует выстраивание субъект-субъектных отношений между учителем и учеником. Учитель должен стать помощником в учении. Необходимым условием при этом является активная роль учащегося в учебном процессе. Смешанное обучение в наибольшей степени способствует установлению таких отношений, поскольку вынуждает учителя переложить долю контроля учебного процесса, а значит и ответственности за его протекание и результат, на учащегося.

Кроме реализации субъектной позиции, педагог, работающий в смешанном обучении, должен уметь:

1. формировать учебную самостоятельность и умение учиться:

1.1. формулировать учебные цели (предметные, а также метапредметные и коммуникативные результаты) с учетом особенностей учащихся до начала преподавания;

1.2. проектировать критерии оценивания и систему итогового оценивания (включая разработку итоговых заданий) до начала преподавания;

1.3. проектировать систему заданий с разбиением на малые шаги с учетом особенностей учащихся, т. е. планировать дифференциацию или персонализацию

1.4. реализовывать разные виды оценивания (критериальное, формирующее, итоговое и др.) и рефлексивные практики с учащимися, а также регулярную позитивную обратную связь для каждого ученика;

2. выбирать онлайн-инструменты, соответствующие педагогическим задачам

3. обладать базовыми педагогическими навыками:

3.1. уметь объяснять свои планы и действия, опираясь на результаты современных исследований и данные;

3.2. анализировать проблемы/потребности учащихся, а также прогнозировать возможные проблемы;

3.3. проектировать продуктивное взаимодействие учащихся для достижения предметных, метапредметных и коммуникативных целей через групповое взаимодействие и проектную деятельность;


Роль онлайн ресурсов в современных условиях смешанного обучения в школе

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Смешанное обучение – технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий традиционной классно-урочной системы и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и другими современными средствами обучения [1].

Смешанное обучение в настоящее время призвано помочь преодолеть минусы технологий, используемых сегодня в практике обучения. При очном, классно-урочном, обучении не всегда можно реализовать требование включенности каждого ученика в образовательный процесс. Кроме того, временные рамки урока не позволяют многим достичь желаемой глубины понимания обсуждаемых вопросов, что не дает возможность реализовать требование гибкости образовательного процесса, предусматривающее удовлетворение различных персональных познавательных стилей ученика.

Смешанное обучение – один из трендов современного образования, она позволяет более эффективно использовать преимущества как очного, так и электронного обучения, и взаимно компенсировать недостатки каждого из них.

С реформой системы российского образования и переходом на ФГОС, введением единой государственной аттестации стало возможным говорить о внедрении элементов смешанного типа обучения в традиционное обучение школьным предметам. С появлением обучающих материалов онлайн, постоянной оцифровке литературы и ее массовой доступности росли и возможности реализации смешанного типа обучения росли в геометрической прогрессии.

В качестве организационного новшества введения смешанного обучения современные методисты рассматривают поэтапный отказ от фронтальной формы взаимодействия педагога и обучающихся. С точки зрения учебных стратегий, ключевая роль отводится ученическому индивидуализму [2].

Обеспечить это призвана онлайн-система. Среди требований к системе следует отметить обеспечение автономности обучающихся – осуществление образовательной деятельности без дополнительных вопросов педагогу. Система должна отличаться гибкостью – в соответствии с различными образовательными потребностями обучающихся в системе должна присутствовать функция прокладывания различных маршрутов. Отдельные ожидания связаны с автоматическим формированием различных типовых заданий для обучающихся, чтобы предупредить проблему недобросовестного решения учебных задач, стимулировать развитие культуры самостоятельной учебной деятельности. Еще одной особенностью онлайн-среды является наличие удобной моментальной обратной связи, поскольку решения образовательных задач уже заложены в систему, обучающийся может получить результат сразу же после выполнения задания [3].

Поскольку смешанное совмещает элементы аудиторной работы и информационных технологий для организации онлайн-обучения как на уроке, так и вне его, рекомендуется выбрать систему дистанционного обучения (СДО). Мы проанализировали существующие СДО и выделили следующие платформы, как наиболее подходящие для реализации смешанного обучения в общеобразовательной школе: Moodle, Capterra, Edmodo, SkyPrep, Bridgem, Litmos LMS, Blackboard, Diskurs, Canvas, Claroline LMS, ATutor.

Для того, что обучающимся было легче принять новый тип обучения, необходимо чтобы процесс обучения отличался динамичностью и большей интерактивностью, нежели привычный. В последний годы появилось программное обеспечение для образовательных целей стремительно развивается. На сегодняшний день даже подготовка материалов урока и проверка выполненных заданий может происходить автоматически, учителю нужно лишь выполнить контроль качества работы машинной проверки, в случае необходимости провести редакционную работу [3].

Далее мы предлагаем рассмотреть перечень инструментов информационной образовательной среды.

Поскольку любой урок должен иметь четкую структуру, начнем с мотивации к учебной деятельности. Чтобы обучающиеся включались в работу, начать урок рекомендуется с показа определенного видеофрагмента, мотивирующего к изучению темы. Для этого можно использовать разнообразные платформы, самой популярной в настоящее время является Youtube .

Для актуализации знаний, закреплению пройденного материала рекомендуется использовать Kahoot ! На этой платформе можно выбрать множество миниигр, которые разрабатывают и предоставляют в общий доступ как отдельные учителя, так и профессиональные методисты ведущих издательств, например, существуют разделы с квизами от Macmillan . Учитель выбирает определенный квиз и открывает на него ссылку обучающимся. Для прохождения им нужно только перейти по ссылке и ввести свое имя, для того, чтобы видеть рекорды своих одноклассников и сравнивать, насколько успешно работают остальные одноклассники.

Kahoot ! Предоставляет для нас интерес тем, что на этой платформе в настоящее время существует впечатляющее количество готового материала, который можно использовать на уроке английского языка прямо сейчас.

Также для этой цели можно использовать Google Forms , платформа отличается своей простотой и минимализмом – учитель сам задает проблемные вопросы/ составляет тесты и делится ими с обучающимися. В отличии от Kahoot !, в Google Forms отсутствует анимация, обучающиеся могут быстро потерять интерес к работе с ней. По завершению теста обучающимся также можно разрешить доступ к просмотру собственных/ чужих результатов, для того, чтобы сохранялся соревновательный интерес.

Для открытия новых знаний учитель может использовать материал, размещенный на YouTube , на сайте аутентичных толковых словарей, например, Lexico , MerriamWebster . Совместное изучение небольших статей положительно скажется на развитии эрудиции обучающихся, поспособствует развитию интереса к изучаемому языку.

Для первичного закрепления изученного материала, его применения и воспроизведения можно вновь использовать Kahoot !, learningapps . org . Еще одним прекрасным инстументом для интенсификации изучения иностранного языка в школе является интерактивная рабочая тетрадь Skysmart . Сайт предоставляет доступ к материалам рабочих тетрадей всех учебников английского языка, рекомендованных министерством образования. В режиме реального времени учитель может выбрать задания по изученной в учебнике теме и предложить к выполнению задания рабочей тетради. Проверка выполненных заданий осуществляется автоматически, учитель лишь осуществляет контроль качества и в случае необходимости корректирует отметку обучающегося. На сайте представлено множество материала для подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам, что позволяет давать задания тем обучающимся, кто собирается заниматься языком дополнительно.

Одним из ключевых элементов современного обучения является рефлексия. Для проведения успешной рефлексии своих учебных действий, изученного материала, отношению к изучаемому материалу можно использовать опросники в Google Forms , но поскольку слишком частое обращение к данному инструменту может утомить обучающихся, рекомендуется использовать несколько другой способ выражения собственного отношения. Например, можно создать группу/ чат в одном из популярных мессенджеров и по необходимости показывать свою реакцию на определенные виды учебной деятельности, свою оценку усвоения пройденного материала. Так обучающиеся смогут увидеть преобладающее в группе настроение, лучше узнать своих одноклассников, предложить помощь тем из них, у кого наблюдается потеря интереса, либо трудности в освоении учебного материла [1].

В настоящее время существует огромное множество разнообразных инструментов, делающих процесс обучения красочнее, интереснее, привлекательнее и доступнее для обучающихся.

Использованная литература:

Психология человека в современном мире. Том 3. / Под ред. А. Л. Журавлёва, В. В. Знакова, Е. А. Сергиенко и И.О. Александрова. М.: Институт психологии РАН, 2009.

Шаг школы в смешанное обучение / Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. — Москва: Буки Веди, 2016

Blended learning / D. Clark // CEO Epic Group plc, 52 Old Steine, Brighton BN1 1NH. − 2003.

Что такое смешанное обучение

Смешанное обучение (англ. “Blended Learning”) – это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.п.

Учебный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени. Пример такого чередования приведен на рисунке [2]:

Смешанное обучение: рекомендуемая последовательность

Этапы в системе смешанного обучения фирмы RWD Technologies

Принципы смешанного обучения

Появление и развитие смешанного обучения

Существует несколько причин для перехода от классической формы обучения к смешанной. В высших учебных заведениях это объясняется прежде всего широко распространившейся в конце XX века тенденцией к оптимизации бизнес-процессов.

В университетском учебном процессе под оптимизацию первыми попали самые неэффективные и одновременно самые нелюбимые преподавателями виды работ:

  • очные консультации: студенты часто приходят с вопросами, которые не пытались решить самостоятельно. Методы отслеживания самостоятельной работы студента в современных системах смешанного обучения позволяют преподавателям принимать вопросы только у тех, кто добросовестно работал самостоятельно;
  • проверка контрольных заданий (в смешанном обучении проверка может быть автоматически выполнена системами тестирования).

Достижения информационных технологий сами по себе способствовали развитию смешанного обучения, прежде всего благодаря возможности делиться информацией через интернет. Вопросы к экзаменам, образцы выполнения проектных заданий, учебные материалы можно просто выложить в университетский интранет или разослать студентам по e-mail.

son1
Помещения для кратковременного сна

В 2014 были получены прямые доказательства этой гипотезы. Профессор Нью-Йоркского университета Вэньбяо Гань наблюдал изменения в мозге крысы, происходящие во сне: как выяснилось, именно во время сна образуются новые соединения нейронов, которые отвечают за запоминание информации, полученной перед сном.

По заказу федерального департамента по образованию США специалисты Стэнфордского университета провели анализ более тысячи эмпирических исследований, в которых сравнивалось традиционное, онлайн и смешанное обучение [3]. Результаты анализа позволили авторам утверждать, что в период с 1996 по 2008 год онлайн-обучение не имело значительного преимущества перед традиционными формами обучения. Однако смешанное обучение оказалось значительно эффективнее, чем обучение, полностью происходящее в режиме онлайн. Это исследование существенно укрепило позиции смешанного обучения и придало еще большую динамику его развитию.

Перечисленные выше факторы привели к появлению в сфере электронного обучения отдельного сектора со своим кругом задач и специалистами по созданию и использованию систем смешанного обучения:

Специалисты в системе смешанного обучения

Специализация деятельности в системе BL ITyStudio

Главная задача СДО для смешанного обучения

Очевидно, что эффективность смешанного обучения в первую очередь зависит от правильной постановки целей электронного обучения и от возможностей достичь этих целей с помощью конкретной СДО. Четко установить цели можно опираясь на теорию обучения. Однако число таких теорий настолько велико, что это может значительно усложнить процесс.

Разумеется, по мере накопления знаний о работе мозга число альтернативных теорий будет сокращаться. А пока наиболее популярной у преподавателей и разработчиков СДО является бихевиористская (поведенческая) теория обучения, в которой от обучаемого ожидается четко определенная реакция на ту или иную ситуацию, а в том случае, если она отклоняется от “нормы”, учащемуся ставятся дополнительные условия (подкрепление), которые должны привести к ожидаемому результату. Несмотря на почти столетнюю историю успешного развития данной технологии, у нее появилось много критиков (достаточно вспомнить, сколько копий сломали в дискуссиях о ЕГЭ), которые указывали на сложность создания тестов, проверяющих не столько наличие в памяти обучаемого фактов, определений и правил , сколько умение выстраивать на их основе план решения предложенной задачи.

Важно начинать именно с разработки тестов, а затем переходить к созданию самих учебных материалов. При таком подходе уже в самом начале разработки фазы электронного обучения будет четко определено, что должен знать обучаемый после ее прохождения. Это позволит наиболее эффективным образом выстроить сам учебный материал.

Таким образом, создание модулей Ситуация→Реакция→Подкрепление является главной задачей СДО в рамках смешанного обучения.

Как главная задача СДО решается в iSpring

Для создания электронного учебного курса с помощью iSpring вовсе не требуется команда, изображенная на рисунке; достаточно усилий одного преподавателя. Если у него уже есть готовые презентации, аудио и видео, их можно одним кликом загрузить в инструмент для создания курсов iSpring Suite. Из отдельных материалов легко можно собрать готовый электронный курс и разместить его в СДО.

Для создания тестов существует инструмент iSpring QuizMaker, который позволяет создавать аудио- и видеовопросы, добавлять ссылки, изображения и формулы как в вопросы, так и в варианты ответа. Таким образом, с iSpring QuizMaker можно создавать полноценные модули Ситуация→Реакция→Подкрепление.

Процессом тестирования можно управлять с помощью настраиваемых сценариев, задающих:

  • ветвление по вопросу;
  • ветвление по группе вопросов;
  • ветвление по слайдам;
  • ветвление по ответу.

Готовый тест можно опубликовать в формате Flash для прохождения на компьютере, причем без установки флэш-проигрывателя, или в формат HTML5 для размещения на сайте или просмотра на мобильных устройствах.

Основой инструктивных и подкрепительных материалов для теста может служить презентация, созданная в PowerPoint. При конвертировании этих материалов в формат Flash, iSpring обеспечивает отличную поддержку всех эффектов PowerPoint: анимаций, эффектов перехода, SmartArt-фигур и даже триггер-анимаций и гиперссылок. Полная поддержка триггер-анимаций является уникальной особенностью продуктов iSpring. Кроме того, СДО iSpring Online сохраняет подробную статистику по прохождению каждым студентом учебных модулей.

Смотрите подборку видео о смешанном обучении.

Использование методик смешанного и перевернутого обучения в одной из московских школ:

Профессор Наталия Любомирская анализирует опыт внедрения смешанного обучения в России и за рубежом:

Список источников:

  1. И.Б. Государев К вопросу о терминологии электронного обучения ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (42) 2015, стр.180-183.
  2. Larry Bielawski David Metcalf Blended eLearning: Integrating Knowledge, Performance, Support, and Online Learning, 2003 by HRD Press, Inc.
  3. Means, B., Toyama, Y., Murphy, R., Bakia, M., & Jones, K. (2010, September). Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning: A Meta-Analysis and Review of Online Learning Studies.

Организуйте полный цикл дистанционного обучения быстро и без лишних затрат. Загружайте курсы, формируйте группы учащихся и получайте подробную статистику обучения.


Подробнее о iSpring Online → 14-дневная пробная версия

Система дистанционного обучения для бизнеса

Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.

Система дистанционного обучения для бизнеса

Редактор iSpring. Рассказываю об инструментах для онлайн-обучения, пишу пошаговые инструкции для разработчиков курсов и перевожу полезные материалы по eLearning.

Незаменимый гид для школьных учителей по плавному и приятному внедрению дистанционных моделей обучения. Можно начинать прямо сегодня.

Технологии влияют на то, как мы преподаем, и на то, как учимся.

Технологии не заменят учителей. Но учителя, которые используют технологии, возможно, заменят тех, кто не использует.

Одна из многообещающих и наиболее новых образовательных моделей — смешанное обучение. Эта технология организации учебного процесса, сочетая в себе преимущества традиционного классного и дистанционного обучения, при условии соответствия определенным параметрам, позволяет выстроить индивидуальные траектории освоения учащимися учебного материала, развивать метапредметные и личностные универсальные учебные действия, обеспечивает постоянную активность обучающихся. В основе его лежат признанные в мировом педагогическом сообществе теории конструктивизма, социального конструктивизма и проблемного обучения.


Классно-урочная система в привычном для нас виде существует с XVII века, но и дистанционное обучение не ново. Калеб Филипс ещё в 1728 году, а Айзек Питман в 1840 году обучали желающих стенографии, используя почтовую связь.

Смешанное обучение — это не новая упаковка для старой методической системы, это принципиально новый подход с точки зрения изменения позиции в нём субъектов образовательного процесса и роли информационно-коммуникационных технологий.

Приступить к созданию курса в контексте смешанного обучения проще, если представлять, как могут выглядеть первые шаги при переходе на такую образовательную модель.

Шаг 1. Определите, для чего вам нужно смешанное обучение

Логика проста: если всё и так отлично, то зачем?

Безусловно, можно дать замечательный современный урок, имея только доску и мел. Но если вы считаете, что слишком много времени вынуждены уделять объяснению нового материала, а ваши ученики слишком пассивны, то наверняка задумывались, как изменить ситуацию.

Что в смешанном обучении и вправду новое?

Технологии дают ученику возможность выбирать время и место обучения. Темп, с одной стороны, регулируется учителем за счёт классных занятий, с другой стороны, дома учащиеся осваивают материал с удобной для них скоростью. Если нужно, школьник возвращается к изучаемому материалу, осознанно пытаясь его освоить. Каждый учащийся получает также возможность продемонстрировать понимание темы разными способами, в том числе, создав свой учебный объект в онлайн-среде.

И самое интересное: благодаря дистанционной части процесса обучения учитель получает возможность эффективнее использовать время урока. Будут ли ребята с преподавателем разбирать задания повышенной сложности, выполнять творческие работы, решать обучающие тесты, защищать проекты, вести дискуссии — решать учителю. В любом случае есть возможность сосредоточиться на практических навыках и наиболее важных моментах.

Смешанное обучение позволяет также частично снять трудности организации занятий с теми, кто вынужден пропускать школу по состоянию здоровья или по другим причинам, а также с теми, кто готовится к олимпиадам по предмету.


  • На FutureLearn можно пройти курс Университета Лидса Blended Learning Essentials: Getting Started (на английском языке). Курс отлично описывает базовые принципы смешанного обучения, рассказывает об успехах данного подхода в сфере профессионального образования, содержит практические рекомендации и знакомит с наиболее яркими бесплатными сайтами и приложениями.
  • Полезно изучить материалы семинаров, вебинаров, лекций, уроков по выбранной теме.

Пожалуй, лучший способ понять, как интеграция традиционных методов и новых технологий помогает сделать обучение продуктивнее, за счёт чего осуществляется индивидуализация, как обучающийся сам осуществляет контроль процесса, — это самим пройти курсы в формате смешанного обучения. Они, кстати, становятся обычной практикой в институтах повышения квалификации учителей.

Шаг 2. Приступая к конструированию программы, отталкивайтесь от планируемых результатов

Планировать результаты, определять универсальные учебные действия, формируемые у учащихся, и способы их оценивания должна группа учителей. Это соответствует посылу ФГОС — сообща проще определить межпредметные связи и запланировать шаги по реализации целей. Поэтому, прежде чем приступать к созданию рабочей программы, постарайтесь собрать группу единомышленников. Можно быть ярым сторонником какой-либо образовательной системы, но жизнь учит быть гибким и не бояться экспериментировать.

Вместе выберите класс/параллель. Начните с одного-двух предметов, с серии уроков.

Стоит приступать к созданию программы, ответив на следующие вопросы:

  • Каких результатов (предметных, метапредметных, личностных) должны к окончанию курса достичь учащиеся? Что ребенок сможет узнать и сделать на выходе? Специалисты рекомендуют начинать планирование с конца, отталкиваясь от результатов.
  • Какие задачи будет решать дистанционный блок? Углублять знания? Способствовать устранению пробелов? Какой материал может работать эффективнее в цифровом формате? Какие темы вызывают наибольшую трудность при освоении?

Выберите разделы или темы, которые могут, по вашему мнению, успешно изучаются дистанционно. Учебная единица обычно представляет собой информационный блок (лекционный материал в текстовом, аудио- или видеоформате, диалоговую симуляцию, презентацию), за которым следует интерактивное задание.

Важно сделать максимально интересным материал для самостоятельного овладения. Проблемное построение, использование загадки, истории — такие традиционные приемы работают и в электронной среде. Принципы геймификации тут тоже будут к месту. Можно, например, разработать систему званий для активно и качественно комментирующих работы одноклассников, награждать виртуальными значками за хорошие вопросы.

  • У всех ли обучающихся есть дома необходимые технические устройства? Сможете ли вы регулярно выходить на связь со своими учениками?

Определив, что будет изучаться в классе, а что в цифровой среде, решите, какая модель смешанного обучения будет наилучшим образом работать в вашем случае.

Выбор конкретной модели определяется соотношением очной и заочной форм в планируемом образовательном процессе, размером группы, целями и имеющимися в распоряжении учащихся и учителя ресурсами.

Очевидные преимущества онлайн-тестов разных форматов — экономия времени учителя (отметки выставляются автоматически) и возможность учеников мгновенно получать результаты и обратную связь.

Можно регулярно отслеживать успеваемость, корректировать при необходимости образовательную траекторию учащегося, получать данные о востребованности материала.

Сформированность практических навыков может оцениваться как в классе, так и виртуально, благодаря заданиям, максимально приближенным к реальной жизненной ситуации, требующим от ученика применять знание не только в типичных, но и незнакомых ситуациях, решаемых в онлайн-среде. Пример подобного задания: изучите материал игры Ad Decoder и составьте своё рекламное объявление; предложите одноклассникам его раскодировать.


Очень важный момент: в смешанном обучении классная деятельность должна не дублироваться или дополняться онлайн-активностями, а заменяться ими. Иначе учебная нагрузка может оказаться непосильной. Это настоящий вызов учителю: как структурировать материал таким образом, чтобы обучение стало эффективнее?

Шаг 3. Создавайте как можно больше возможностей для общения

Рамочный характер ФГОС и гибкость системы смешанного обучения дают учителю достаточно свободы для экспериментов. т

Почему смешанное обучение заставляет педагогов завороженно следить за своим развитием и отмечать малейшие успехи? Потому что сложно представить, что ещё могло бы позволить столько внимания уделить каждому ребенку.

Сколько времени отводится на общение учителя с учеником в рамках традиционного урока, который длится 40-45 минут? Вычтем объяснение нового материала, выполнение упражнений — сколько останется? Немного, верно?

Как ни парадоксально, но использование технологий может увеличить количество времени на непосредственное взаимодействие участников образовательного процесса.

Смешанное обучение в любом виде даёт очень ценную для учителя возможность лучше узнать ученика и построить работу с учётом его особенностей. Педагог заинтересован в том, чтобы дать как можно более подробную обратную связь, чтобы обучающийся понимал, над чем ему работать, задавал продуманные вопросы. Учитель становится консультантом, партнером, координатором. Он учит учиться, ориентироваться в мультимедиа-пространстве, отбирать информацию, занимается педагогическим дизайном.

Групповая работа может быть теперь организована и во внеаудиторном пространстве. В курсах на платформе FutureLearn, к примеру, сейчас активно разрабатывают методику организации эффективного взаимодействия в виртуальных группах. Все частные модели смешанного образования предполагают активную работу в группах, причём учитель может делить класс, имея чёткие представления об уровне освоения обучающимися материала.


    способствуют развитию умений сотрудничать и кооперироваться. Учащиеся могут учиться писать коллективные тексты в Google Docs, создавать совместные проекты в Padlet. Задание к уроку английского, например, может выглядеть так: составьте меню для нового ресторана, используя изученную лексику, и выскажите в комментариях мнения по поводу работы другой группы.
  • Организуйте форумы для обсуждения учебных тем. Поощряйте активность в общении.
  • Многие площадки позволяют проводить опросы и собирать данные для анализа. Можно выяснить интересы учащихся, определить, какие знания по теме ребята уже имеют, получить отзывы по содержанию и организации обучения.

Шаг 4. Решите, какие ресурсы вам подходят

Образовательный контент сейчас интенсивно переводится в цифровой формат, создаются новые приложения, электронные учебники — готовый материал легко включить в работу. Создавая свой, очевидно, следует обратить внимание на интуитивно понятное программное обеспечение.

Банк ресурсов, создаваемый учителями разных школ, педагогическими ассоциациями, может значительно облегчить работу в будущем. Вступите в сообщество, где есть возможность делиться с заинтересованными учителями опытом проведения исследований в цифровой среде и создания своих образовательных материалов нового формата.

Нет универсального рецепта организации дистанционной части смешанного обучения для всех школ. Стоит выяснить, какие ресурсы имеет школа. Если отсутствует СДО, удобно использовать сайт или бесплатные облачные сервисы.


  • Конечно, принцип избыточности материала позволяет системе подстраиваться под нужды конкретного ребёнка. Но облегчить для ребёнка навигацию по учебному контенту — задача учителя. Добавляйте гиперссылки, скринкасты с краткими инструкциями.
  • Будущее за микроформатами, поэтому лекции не должны быть длинными;
  • Для учащихся может быть очень полезной первая, обзорная лекция по теме, дающая направление учебному поиску и ориентирующая на достижение конкретных результатов;
  • Тест может быть и обучающим. Попрактикуйтесь в создании подобного учебного материала.
  • Очевидным решением для начинающих практиковать смешанное обучение и только еще приступивших к созданию контента будут презентации в PowerPoint, а также программы, которые помогают превратить их в настоящий электронный курс.

Шаг 5. Познакомьте участников образовательного процесса с принципами смешанного обучения

Заручитесь поддержкой администрации. Могут потребоваться некоторые изменения в расписании для доступа в класс, оборудованный компьютерами в достаточном количестве.

Объясните обучающимся, что и как вы будете делать. Создание благоприятных условий для смешанного обучения может оказаться ключевым для его успеха.

Следует дать представление о критериях, по которым будет оцениваться успешность выполнения заданий, указания о том, как действовать в случае пропуска занятий, отставания, ознакомить с расписанием некоторых активностей. Доступ к материалам должен быть простым, а инструкции ясными.

С планом действий необходимо ознакомить не только учащихся, но и родителей. Опасения обычно вызывает возможность формирования зависимости от интернета, ухудшения здоровья.

Время, проведённое в соцсетях, часто воспринимается как потеря времени. Другая точка зрения ещё только начинает формироваться. Между тем Мими Ито, эксперт в области использования молодежью цифровых средств, полагает, что социальные сети даже в том виде, в каком они существуют, могут считаться полезными. Здесь подростки проходят социализацию, учатся информационной безопасности, проходят неформальное обучение.

Задача родителей и педагогов — научить использовать технологии конструктивно, развивать информационную культуру.

Расскажите о плюсах внедряемой образовательной модели. Смешанное обучение повышает эффективность освоения материала за счёт вариативности средств представления информации, решает проблемы разноуровневости учащихся, то есть подходит как для одаренных учащихся, так и для испытывающих затруднения в обучении.


  • Нужным, как отмечают практики, может оказаться предварительный курс, обучающий справляться с трудностями технического характера. Возможно, понадобится и методичка с чёткими инструкциями и программой деятельности.
  • Неплохо было бы организовать онлайн встречи с родителями, посвященные обсуждению интересующих родителей вопросов. Выслушайте их: человек по-настоящему слушает других, когда выслушали его.

В России смешанное обучение пока переживает этап становления и развития (Фандей В. А.). Всё больше людей видит в нём образование будущего, позволяющее преодолеть типичные затруднения, с которыми педагоги сталкиваются в ходе аудиторных занятий.

Для учеников смешанное обучение может стать первым шагом к осознанному обучению на протяжении всей жизни. Да ещё и с удовольствием.

Можно ностальгировать по миру без компьютеров, а можно учиться искать плюсы и точки роста. Может, в будущем школьнику не придётся просыпаться в 6 и проводить в школе 7-10 часов, а учебные задания он будет выполнять с радостью, поскольку всё зависит от него самого?

31 августа 2016, 15:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также: