Проект в доу заповедник

Обновлено: 04.07.2024

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Цель:

  • Дать детям представление о том, что такое заповедники и для чего они создаются.
  • Познакомить детей c Дарвинским биосферным заповедником, о его вкладе в сохранение флоры и фауны Вологодской области.
  • Формировать у детей осознание того, что природу нужно беречь.
  • Формировать у детей осознание того, что природу нужно беречь.
  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к природе родного края.

Задачи:

  • Обогатить, углубить и систематизировать знания детей о жизни флоры и фауны лесов Вологодской области.
  • Развивать познавательную активность, творческие способности, нравственные чувства детей на близком, доступном и значимом для них материале.
  • Развивать у детей произвольную память, речь, выразительность движений, стремление к познанию в разных видах деятельности.
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к природе родного края.
  • Ориентироваться на педагогическое сообщество нового типа, расширять образовательное пространство, круг его участников (ребенок, педагоги, родители, работники музея).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

По времени проведения: 01.02.2017-01.30.2017 год.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Организация проекта.

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Проблема исследования. На занятии по познанию окружающего мира, столкнулись с тем, что дети не знают ничего о Дарвинском биосферном заповеднике, который есть в Вологодской области, но желание узнать новое, для детей всегда интересно. Дети внимательно рассматривали картинки с изображением заповедника, животных, птиц, живущих там, задавали вопросы о том, как они называются, чем питаются, и вообще для чего нужен этот заповедник. Поэтому мы с детьми решили узнать об этом как можно больше.

Гипотеза исследования. Для того чтобы сохранить редких животных, интересные растения, просто самые красивые места на земле, люди создают заповедники. Заповедник – это такое место, где человек не может выстроить дом, вырубить лес, построить фабрику или завод. Заповедник – это дом не для человека, а для животных и растений. Здесь они – полные хозяева. Их жизни ничего не грозит – ведь в заповеднике нельзя охотиться, ловить рыбу, собирать грибы и ягоды, здесь не должно быть посторонних. За этим следят сотрудники лесной охраны заповедника – государственные инспекторы.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

1. Изучение Дарвинского биосферного заповедника.

2. Знакомство с флорой и фауной Дарвинского заповедника.

Результаты исследования:

  • Альбом фотографий, картинок с изображениями флоры и фауны заповедника, собранные родителями и детьми.
  • Рассказы, загадки, о флоре и фауне заповедника.
  • Библиотека книг по данной теме.
  • Выставка детских работ.

2 этап. Организация исследования в рамках проекта.

1. Сбор, анализ и систематизация информации о Дарвинском биосферном заповеднике.

2. Творческая познавательная деятельность детей.

3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности детей.

Организация выставки детских работ.

Результаты:

Приложение

Цель: расширять и уточнять знания детей о родном крае, познакомить с заповедником в Вологодской области. Закреплять знания о редких животных, птицах, и растениях. Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать чувство гордости, что на нашей земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Оборудование: картинки с изображением животных, птиц, насекомых и растений.

Ход занятия

Природа имеет большое значение в жизни человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего он жить не может. Назовите, что природа дает человеку? (Воздух, вода, свет, тепло, продукты питания и т.д.).

Ребята, как вы думаете, от человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.).

А всегда ли человек помогает природе? А может человек губить природу? (Загрязнять реки, вырубать леса, отлавливать животных).

Люди могут приумножать природу, а могут губить оставшееся. Бывает так, что человек не учитывает законы природы и наносит огромный вред всему окружающему. Не правильное, жестокое обращение с природой привело к тому, что стали исчезать многие виды растений и животных. Люди увидели свои ошибки и издали закон, который позволил создать в нашей стране заповедники.

Что же такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам, как она хочет и как ей нужно. В заповедниках охраняется живая природа. Человек охраняет цветы, грибы, кустарники, деревья, насекомых, рыб, птиц, животных. Почему возникла необходимость создать заповедники? Чтобы не исчезли растения, животные птицы, чтобы сохранить все то, что в природе исчезает.

В нашей Вологодской области есть чудное место, в котором уживаются разные звери и птицы, а разным растениям – просто счету нет. Это Дарвинский биосферный заповедник. Большую часть территории занимают болота и заболоченные леса. Заповедник насчитывает 590 видов растений, в нем обитают 49 видов млекопитающих. Много редких видов птиц: скопа, орлан-белохвост, беркут, лебедь-кликун.

Работники заповедника ведут наблюдения за изменением природы в зоне подтопленияберега. Имеется дендрарий. Ведутся работы по разведению глухаря. Многие растения занесены в Красную книгу России. (Дети рассматривают картинки с изображением этих растений, запоминают их названия).
В заповеднике проживает много животных. Это кабаны, косули, лисицы, бобры, зайцы, куницы, ласки, хорьки. (Дети рассматривают картинки с изображением животных, запоминают их названия).

Воспитатель предлагает детям посмотреть, как много животных на поляне, но они все бледные и некрасивые. Может они заболели? Давайте их сделаем красивыми и здоровыми с помощью красок, но сначала вы должны определить, каких животных как раскрашивать. (Под музыку дети раскрашивают животных, уточняя их названия и внешний вид).

В Дарвинском заповеднике встречаются 10 видов птиц, занесенных в Красную книгу России. Среди них - большой кроншнел, орлан, беркут и другие. (Дети рассматривают картинки с изображением этих птиц, запоминают их названия).

В заповеднике созданы очень хорошие условия для проживания многих животных. Весной можно услышать голоса разных птиц. Это голоса грача, скворца, соловья, цапли, трясогузки, зяблика, дрозда. В лесах заповедника в высоких дуплах живут белки, куницы. В болотистых местах обитает несколько видов лягушек, жаб. Над цветущими растениями кружатся пчелы, шмели, бабочки.

Охранять природу необходимо не только в заповедниках, а везде, в любом месте. Давайте вспомним правила поведения в природе.

1. Не топтать цветы, травы.

2. Ходить только по тропинкам.

3. Не ломать ветки деревьев и кустарников.

4. Не кричать, не включать громкую музыку.

5. Не разорять птичьих гнезд.

6. Не ловить насекомых.

7. Не разрушать грибницы.

8. Не ловить мальков и лягушек.

9. Не ломать паутинки.

10. Не разжигать костров.

11. Не разорять муравейники.

Давайте станем настоящими защитниками природы, и она щедро отблагодарит нас.

Тип проекта : познавательно – исследовательский.

Участники проекта : дети 12 группы, воспитатели.

Бережное отношение к природе, её сохранение, умение видеть и слы-шать природу необходимо воспитывать у детей с самого раннего возраста. Представления о взаимосвязи и взаимном влиянии живой природы и человека смогут сформироваться у детей при условии, что с ними будет проводиться систематическая работа по их экологическому воспитанию с использованием регулярных наблюдений за природными явлениями, дидактических игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой и т. п.

- познакомить детей с понятиями о разных видах заповедников;

- познакомить с основами экологической науки, правилами охраны природы;

- расширить представление детей о природе ландшафтного заказника Тёплый Стан;

- формировать бережное, уважительное отношение к родной природе.

- формировать представление о растительном и животном мире заповедников;

- способствовать развитию у детей интереса к исследовательской деятель-ности и желания к познанию нового;

- преподать детям основы исследовательской деятельности;

- активизировать деятельность родителей по экологическому воспитанию детей;

- воспитывать уважение и бережное отношение к животному и раститель-ному миру.

Виды деятельности и формы работы:

Познавательное и социально-коммуникативное развитие:

чтение художественной литературы:

Сбор листьев для осеннего гербария

Посадка семян каштан

Уборка территории игрового участка:

Рекомендации для родителей:

Посетить с детьми ландшафтный заказник Тёплый Стан.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования Мостовский район

кавказский заповедник

воспитатель

Ляшенко Ирина Викторовна;

История создания Кавказского заповедника

Растительный и животный мир Мостовского района:

4. Использованный материал

Термин “экологический туризм” был предложен в 1980 г. мексиканским экономистом Гектором Цебаллос-Ласкурейном ( Ceballos Lascurain ). По его мнению, экологический туризм означает сочетание путешествия с бережным отношением к природе и позволяет объединить радость знакомства и изучения образцов флоры и фауны с возможностью содействовать их защите. Щадящее отношение к местным объектам флоры и фауны, неживой природы - смысл экологического туризма.

Простейшей формой экологического туризма является путешествие “среди природы”. Более развитая форма экотуризма охватывает такие сферы, как мир животных, растения, разнообразие жизненных форм, стабильные виды экономики, охрана окружающей среды, культура, наследие, общество и человек. Другими словами, экологический туризм представляет собой важный инструмент устойчивого развития территорий. Уходящий XX век обострил взаимоотношение человека и природы, привел в ряде случаев к их столкновениям, поставил на повестку дня проблему выживания и устойчивого экономического развития. Важнейший инструмент сохранения природных территорий - применение специальных приемов природопользования или проведение восстановительных мероприятий, к числу которых относится и экологический туризм. Сейчас идет сокращение и деградация площадей ООПТ, означающее разрастание зон экологической нестабильности, а затем и экологического неблагополучия. Таким образом, формирование экологически значимых объектов (экологических троп, памятников природы, дендрологических и ботанических садов и др.) является необходимым условием становления социально ориентированной экономики. Мостовский район – щедро одаренный природой уголок Кубани. Мало что может сравниться с Мостовским районом по красоте и разнообразию естественных ландшафтов. Это восхитительное место величественных белоснежных гор, ледников, бурных горных рек, родников, зеркально гладких озёр, водопадов, пещер, урочищ и каньонов, уникальных реликтовых лесов, населённых редкими видами зверей, и обширных изумрудно-зелёных лугов.

Горные маршруты района способны подарить впечатления не менее яркие, чем швейцарские Альпы. Красота и удивительное очарование природы снискали этой местности заслуженную славу одного из интереснейших туристических районов.

- Дать представление о горах Кавказа, их животным миром;

- Познакомить с Кавказским природным биосферным заповедником;

- Показать значимость Кавказского заповедника, многообразие его флоры и фауны;
- Закрепить правила поведения на природе, воспитывать культуру речевого общения.

- Воспитывать любовь к окружающему миру;

- Воспитание у детей любви к своей малой родине

2.История создания Кавказского заповедника

В 1906 году в соответствии с постановлением рады Кубанского войска, арендуемый для великокняжеской охоты район был разделен между 135 станицами, а срок аренды был продлен до 1909 года. Академия наук, понимая, что после ликвидации заказника начнется массовое истребление животных, подняла вопрос о создании государственного Кавказского заповедника. Вопрос был решен положительно, и Академией наук было разработано "Положение о заповеднике" и приблизительно намечены его границы. Кубанской раде взамен надельных были предложены государственные земли. Но казачья верхушка не была довольна таким решением, и создание заповедника было заморожено.

В 1916 году была сделана третья попытка организовать заповедник. Однако и эта попытка не увенчалась успехом.

Уже после революции, в 1919 году был намечен план создания девяти государственных заповедников, в число которых входил и Кавказский природный.

Гражданская война нанесла огромный ущерб популяции диких животных Западного Кавказа, что не могло не встревожить ученых. Большой вклад в организацию Кавказского биосферного заповедника внес бывший лесничий Кубанской охоты – Христофор Георгиевич Шапошников. Понимая, что официальное решение вопроса о заповеднике будет принято не скоро, Шапошников еще в 1917 году просил лесной отдел Кубанского краевого правительства предоставить ему в аренду охотничьи угодья великокняжеской охоты. С Шапошникова запросили арендную плату в несколько раз большую, чем платили великие князья, но лесничий не сдался.

Шапошников отыскал средства и к концу 1920 года лесной отдел разработал условия договора.

В 1979 году Кавказский государственный природный заповедник получил статус биосферного и пополнил Международную сеть биосферных резерватов. В декабре 1999 года Кавказский биосферный заповедник включен в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

3.Растительный и животный мир Мостовского района

Растительность в горах образует три пояса: лесной, субальпийский и альпийский.

Дубовые леса сменяются поясом буковых. Красивые и величественные буки, имеющие мощный колонновидный ствол со светло-серой корой, живут до 300 – 400 лет. Их древесина обладает ценными качествами и используется в столярном, токарном, мебельном производстве. Из неё же получают деготь, креозот, ацетон. Орехи содержат до 35 % масла и в небольшом количестве пригодны в пищу.

На высоте 1200 метров к буковым присоединяется кавказская пихта, а также обычные спутники хвойных лесов: берёза, осина, ольха, клён. От 1300 до 1800 метров преобладают хвойные леса, состоящие из кавказской пихты, восточной ели и пихты Нордманна – вечнозелёного дерева с прямым стволом, высота которого достигает 60м. Она даёт строительный и поделочный лес, идёт на изготовление целлюлозы, бумаги. Из хвои пихты готовят масло, широко применяемое в парфюмерии и медицине. На открытых солнечных участках лесных полян встречается сосна Коха, отвар хвои которой широко применяется для ванн, а также при лечении ревматизма и подагры.

На высоте 1800 – 2200 метров над уровнем моря лежит пояс криволесья и мощного травяного покрова – субальпийские луга.

Субальпийские луга – это богатые пастбища. В летнее время здесь содержат крупный рогатый скот и отары овец. Здесь же встречается и древесная растительность, но уже не такая величественная, как в лесной зоне. В основном это кривые берёзки, низкорослый можжевельник казацкий, рододендроны. Большей частью растения субальпийского пояса являются реликтами.

Выше субальпийских лугов, начиная с высоты 2300 – 2500 и до 2800 – 3000 метров над уровнем моря, простирается пояс альпийских лугов. В субальпийской зоне всё велико и пышно, а в альпийской те же растения, но от 4 до 15 сантиметров ростом, стелющейся формы. Поражает яркость окраски, пестрота цветов на каменистых полянах, в окружении скал и снегов. Кругом произрастают красные мытники, ярко-синие горечавки, золотисто-жёлтые лютики и одуванчики, розово-красные гвоздики, голубые незабудки.

К сожалению, альпийские и субальпийские луга сейчас испытывают на себе непомерную антропогенную нагрузку. Разнообразная хозяйственная деятельность человека ( в том числе выпас скота) и развитие туризма существенно изменили естественный облик лугов. Появляются в большом количестве сорные растения, такие как чемерица Лобеля, щавель альпийский, чертополохи, будяки. Учёные отмечают, что даже спустя десятилетия после прекращения использования лугов под пастбища естественная растительность не способна восстановиться.

Постепенно с увеличением высоты растительности становится всё меньше: только мхи и лишайники зеленеют, сереют, белеют на обнажённых скалах, пригретые солнечными лучами. На высоте более 3000 метров расположены вечные снега и ледники да неприступные скалы, почти лишенные всякой растительности.

Леса являются главным сырьевым богатством и имеют природоохранное значение. Общая площадь лесов составляет 158,4 тысяч гектаров. Значительные запасы древесины (70%) находятся в труднодоступных местах. Леса района, относящиеся по лесорастительному районированию к зоне буковых, буково-пихтовых и дубовых лесов, являются основными источниками ценной древесины в крае. Лесной фонд, в котором произрастает древесина, идущая ежегодно в рубку по главному пользованию в объеме 152 тыс. м 3 располагается на площади 166 тыс. га. Леса являются главным сырьевым богатством и имеют природоохранное значение.
Лесистость района составляет 49,9 %. Для лесной растительности характерна вертикальная поясность, определенная горным рельефом и климатическими особенностями района.

На землях лесфонда имеются в больших количествах экологически чистые недревесные богатства: дикорастущие ягоды, фрукты, грибы, лечебные травы, крупные водотоки и водоемы, разнообразный животный мир.

В горных и предгорных районах обилие лесных плодов и сочных луговых трав. Это создаёт благоприятные условия для обитания животных и птиц. В дубовых и буковых лесах пасутся небольшими стадами дикие свиньи.

В широколиственных лесах ходят небольшие, ростом с домашнюю козу, косули. По своему внешнему виду напоминают оленя. Рога имеют только самцы. Промышляют медведь, волк, шакал, енотовидная собака, барсук, лисица, куница. На берегах рек – норка и выдра

Из пресмыкающихся – уж обыкновенный и водяной, гадюки – степная и гадюка Кознакова, безногая ящерица и желтопузик.

На территории района расположен восточный отдел Кавказского государственного природного биосферного заповедника. Он занимает 30 % площади района.

Кавказский государственный заповедник был основан в 1924 году. Решением ЮНЕСКО в феврале 1979 года Кавказскому заповеднику присвоен статус биосферного. Он имеет международное эталонное значение, как участок нетронутой природы, сохранивший первозданные ландшафты с уникальной флорой и фауной. Основа его рельефа - Главный Кавказский хребет.
Общая площадь заповедных территорий составляет 280–335 га. Заповедные земли расположены на территориях Мостовского, Майкопского районов Республики Адыгея; Лазаревского, Хостинского, Адлерского районов Краснодарского края и Урупского района Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии со статусом биосферных заповедников в настоящее время в Кавказском заповеднике территория строгой охраны составляет ядро, которое имеет еще и буферную зону. Охранная зона заповедника включает пять охотничьих заказников, три охотхозяйства, ландшафтный заказник.
К южным границам Кавказского заповедника примыкают земли Сочинского национального парка и Рицинского заповедника (Грузия).

Флора Кавказского заповедника насчитывает около 3 тыс. видов растений, есть редкие. Среди них – можжевельник высокий, сосна крымская, инжир колхидский и другие. Обитает 18 видов рыб, 9 – земноводных, 16 – пресмыкающихся, более 200 видов птиц (в том числе 109 – гнездящихся), более 60 видов млекопитающих. 23 вида позвоночных животных, встречающихся в заповеднике, занесены в Красную книгу Российской Федерации (2001).

Разноцветный мир

Электронный методический центр "Разноцветный мир" приглашает к сотрудничеству всех творческих людей. На сайте под вашим именем могут быть размещены авторские сценарии, песни, минусовки, образовательные проекты, фильмы, мультфильмы, стихи по темам - всё это бесплатный ресурс для обмена организаторам, педагогам, клубным работникам, а также площадка для самовыражения. Обращайтесь к админу сайта жмите сюда

Образовательные:
• Расширить знания детей о животном мире Приморского края
• Формировать умение приобретать информацию из различных источников
• Расширять и обобщать словарный запас

Развивающие:
• Развивать познавательный интерес к миру природы; к профессиям, связанными с охраной животного мира
• Развивать внимание, мышление, связную речь

Этапы работы над проектом:
1 этап. Подготовительный. Продолжительность 1 неделя

2 этап. Основной. Продолжительность 1 неделя.

3 этап. Заключительный. Продолжительность 3 дня

Образовательные:
-познакомить детей с многообразием животного мира родного края (заяц маньчжурский, лиса ,белка(серая ,чёрная),медведь гималайский и бурый ёж, кабарга, косуля ,пятнистый олень ,изюбрь, лось ,горал)
-расширять знания о жизни животных и приспособлении их к условиям обитания.
-расширять и обогащать словарный запас.

Развивающие:
-развивать познавательный интерес к природе родного края.
-развивать речевую активность.

Воспитывать: бережное отношение к животным, гордость за свой родной край.
Воспитатель читает стихотворение

Зима:
Дорогая зима к нам стучит со двора
И тихонько звонит в колокольчик она…
И в печи очень тихо трещат дрова…
Ах, какая красивая эта зима!

Какая тишь стоит во дворе,
Поют снегири на туманной заре.
И серебристою льдинкою кажется пруд-
Все красивою зиму зовут!

-Ребята, а вы любите зиму?
-Почему?
-А кто из вас бывал зимой в лесу?
-Наверное ,холодно и скучно зимой в лесу? Нет? Почему?

Верно. Можно на лыжах, санках кататься, играть в снежки, слепить из снега замечательного снеговика или самую настоящую крепость.
А еще в лесу зимой много можно увидеть и узнать. Лес в любое время года полон тайн.

Давайте мы с вами прямо сейчас отправимся за город. Оденемся потеплее, ведь на улице морозно. Занимаем места в автобусе и …вот мы в лесу!
Небо удивительно голубое, воздух прозрачный. И белым - бело. Мы не будем с вами шуметь. Мы и сани-то специально не взяли, чтобы не отвлекаться. Давайте с вами затаимся, послушаем тишину и внимательно посмотрим себе под ноги.
-Интересно, чьи это следы на снегу?

Выясняем с ребятами особенности заячьего следа: почему впереди два продолговатых отпечатка, а позади два круглых. Ребята имитируют прыжок зайца. ( Если у них сразу это не получается , им даётся
Задание на дом - научиться прыгать как зайчики ). А лисий след похож на собачий. Подчеркнуть в чём их отличие ( подушечки двух средних пальцев у лисы выдвинуты вперёд).
-Ребята, а как заяц запутал свой след и ушёл от лисицы? Верно, заяц вьёт петли.
-Что заяц ест зимой в лесу?
-Где он спит?
-Легко ли ему зимой?
Конечно очень здорово, зайцу зимой помогает беленькая шубка. Только не всем зайцам достаётся к зиме такой наряд. Живёт на юге Приморского края заяц МАНЬЧЖУРСКИЙ.
Зимой и летом шубка его сероватого цвета . Поэтому и держится он зимой на пригорках, где снег сдувает ветер, и у подножия скалистых сопок, где он менее заметен. Да и быстроногостью этот зайчишка не отличается, и петель на снегу не вьёт. Поэтому от погони уйти не старается, а спешит поскорее юркнуть в какое-нибудь убежище.
-Ребята ,а кто ещё ,кроме зайца, может в зимнем лесу стать добычей лисицы?
Верно. Сквозь толщу снега лисица слышит звуки, которые издают мыши. Она то не спеша трусит по снегу, опустив голову то быстро роет снег передними лапами. То прыгает, изогнувшись так - так, что передние лапы почти касаются задних, и рыжая плутовка падает в снег всеми четырьмя лапами в одно место . Затем следует стремительный бросок –хищница хватает полевку. Это лиса мышкует.
А вы заметили, ребята, что когда мы говорим о зайце, тут же вспоминается морковка и капуста. Говорим о лисе - вспоминаем зайчишку, о кошке - мышку, вспомним про чайку – видим море, где плавает рыба. Может, по тому, кто что ест ,можно узнать кто он такой?
Давайте попробуем угадать, что за зверь в этой коробочке спрятался?

Оказывается, зайцы едят не только морковку, чайки ловят не только рыбу, кошки охотятся не только на мышек, а белки грызут не только орешки.
-Ребята, а почему белка не боится погибнуть от голода и холода зимой?
Верно. У белки есть зимняя кладовка. Да не одна, а несколько (2-4).
Побегает белка немного, покормится и спрячется в дупле дерева. А иногда в лесу можно найти беличьи столовые. Ловко обрабатывает белочка шишку своими острыми зубками, один стерженёк остаётся.
(Показать ребятам такую шишку. Обратить внимание детей: если стерженёк без веточки, шишка сбита ветром. А если на стерженьке остался маленький кусочек веточки, значит белка нашла его на месте, где кормились клесты).
А теперь отгадайте загадку:
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.

Цель: формирование представлений о многообразии животного мира Приморского края

Образовательные:
- продолжать знакомить детей с многообразием животного мира Приморского края (кабарга, пятнистый олень, горал, дикие козлы, изюбрь).
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к природе родного края;
-речевую активность.

Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к животным;
- воспитывать гордость за свой родной край.
Сегодня мы опять отправляемся с вами в зимний лес.
-А вы научились прыгать как зайчики?

Вносится фрагмент ствола ели с обглоданной корой и молодыми веточками.
-Кто так мог разделаться с молодой елочкой?
-Верно, заяц. А кто еще вынужден зимой пробегать десятки километров по склонам сопок в поисках сохранившейся под снегом травки, молодых деревьев и кустиков с мягкими веточками? (олени, дикие козы).

Вот и мы с вами видим следы работы острых передних зубов косули. А на том месте, где я нашла эти остатки ствола ели, весь снег был истоптан ее небольшими копытцами.

Обращается внимание детей на то, как тонко снята кора с осматриваемого образца, обглоданы самые нежные веточки. Кора с горчинкой, пахнет смолой. Это не просто пища для оленей, коз и зайцев, это для них еще и лекарство.

Дикий пятнистый олень в нашей тайге – явление довольно редкое, поэтому он занесен к Красную Книгу. Столь же редок и небольшой серенький козлик-ГОРАЛ, который живет на скалистых труднодоступных участках побережья Японского моря. Бегает горал плохо, зато в высоту одним прыжком может подняться на 2 метра. Высота и труднодоступность скал могут спасти его от хищного зверя.
-А от человека?
-Ребята, посмотрите, у нас еще один подарок из леса. ( Вниманию детей предлагается кусочек ветви дерева со следами работы птичьего клюва. Делается акцент на глубину проделанных в коре отверстий).
-Что искал дятел под корой дерева?

Насекомые с наступлением холода забираются в трещины под кору деревьев, под опавшие листья, мох, в любые щели в почве и засыпают.
-Какова же главная причина зимней спячки лесных обитателей?
(Необходимо подчеркнуть, что спячка помогает животным пережить трудное время – зиму, холод и голод. На протяжении многих десятков тысяч лет приспосабливались они к жизни в холодных странах. И у животных, впадающих в зимнюю спячку, эта привычка очень прочна. Тот же еж и в теплой комнате спит зимой помногу дней подряд. Правда, его сон не так глубок. Кстати, спячка бывает не только зимней, но и летней. В пустынях летом впадают в спячку черепахи, в тропических странах засыпают и прячутся на время засухи многие змеи, ящерицы, лягушки. На этот раз холоднокровные животные засыпают не от холода: их спать гонит голод – в пересохшей пустыне, высохшем до дна болоте еды не остается).

Программное содержание: - дать представление о заповедниках Приморского края
- познакомить с уникальными растениями и животными,
которые охраняются в заповедной зоне.
Объяснить, для чего нужны заповедники.
- воспитывать чувство гордости, что в нашем крае охраняют
заповедные уголки природы.

Воспитатель: - В письме лесовичок указывает, что мы должны сделать шесть остановок,
встретиться с представителями животного мира, выполнить задания в конце
каждого из них вы получите фрагменты из которых вы составите главное
правило заповедника. Ну что, в путь?

Воспитатель: - Вот мы и приблизились к заповедным местам Приморского края. Природа
имеет важное значение в жизни человека: ведь кроме красоты и прекрасного
настроения, она даёт человеку то, без чего жить не возможно.
А что именно подскажут загадки – это первое задание от лесовичка:

Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт ( солнце)

- Может ли человек жить без солнечного света и тепла?

Дети: - Нет, им будет темно, холодно. ( ответы детей)

Воспитатель: - Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он – невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. ( воздух)

- А без воздуха мы можем прожить?

Дети: - Нет, человек не сможет дышать ( ответы детей)

Воспитатель: - Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я. Кто такая? ( вода)

Воспитатель: - Солнце, воздух и вода – это природа. Человек живёт в природе, от природы
зависит жизнь человека. А может человек губить природу?

Дети: - Да, но этого делать нельзя, потому что в природе всё взаимосвязано
( ответы детей)
- Смотрите ребята, а вот и первый фрагмент нашего правила
( лист с буквами БЕ )

Воспитатель: - Люди могут приумножать природу, а могут погубить оставшееся. В истории
человечества встречается много примеров, когда человек учитывал законы
развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру.
С лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно
то, что человек исправил свои ошибки. Ведь более ста лет назад был закон,
который позволил создать в нашей стране заповедники. Прежде, чем войти в
заповедные места надо узнать, что же такое заповедник и как там себя вести?

- Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам.
Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, деревья,
кустарники, птицы, насекомые. В заповеднике людям запрещается рвать цветы
и травы, ловить рыбу, рубить деревья. В заповедник приходят только на
экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

В заповеднике обитают уссурийские тигры, дикие кошки, маньчжурский олень,
дальневосточный леопард.

Воспитатель: - Кто нас встречает ?

Тигр: - Ребята я буду вас сопровождать в вашем путешествии. И у меня второе
задание от лесовичка. Все животные в заповеднике стали невидимыми, кроме
меня. Вы можете только слышать их голоса. Если правильно отгадаете голос
животного, оно появится.

Дети опознают голоса животных, записанные на кассету.

Тигр: - Молодцы, справились с заданием. За это вам вручаю второй фрагмент правил
( лист с буквами РЕ )

Тигр: - А вот вам и третье задание. Помогите животным, определите, чьи это части
тела, и тогда третий фрагмент будет ваш.

( Цель: учить детей узнавать и называть животных по их частям тела)
( у животного голова лошади, туловище слона, а хвост тигра и т. д.)

Тигр: - Вот молодцы, держите свой фрагмент
( лист с буквами ГИ )

( Цель: учить определять животное по его окраске)
( Как и на всех часах, на них двенадцать делений.
Каждое деление это домик. Как только стрелка остановится на
каком-то кружочке, один из вас, у которого животное с таким же рисунком на
шкуре, должен его показать и сказать чей это домик
( это домик леопарда и т. д.)

Воспитатель: - Молодцы! С нашей помощью каждое животное нашло свой домик.
За это я вам вручаю четвёртый фрагмент
( лист с буквами ПРИ )

Воспитатель: - А теперь весёлая зарядка.

Воспитатель: - Существует удивительное дерево, которое называется берёзой Шмидта
или железной берёзой, оно в несколько раз крепче, чем чугун. От его
ствола отлетает пуля, выпущенная из пистолета. Древесина этого дерева
может заменять металл. При этом оно имеет преимущество по сравнению с
металлом: не подвергается коррозии и не гниёт, если бы из такого дерева
можно было бы построить дом, то он стоял бы вечно, потому что древесине
берёзы Шмидта не страшны даже кислоты. Но, увы, берёза Шмидта очень
редка, растёт в заповеднике Кедровая Падь и охраняется законом.

Тигр: - А вот вам и ещё одно задание: Подул сильный ветер и сорвал ветки со всех
деревьев. Помогите вернуть всё на своё место

Тигр: - Спасибо! Возьмите пятый фрагмент главного правила
( лист с буквами РО )

Воспитатель: - Среди многочисленных крупных цветов особое внимание привлекают –
орхидеи- венерин башмачок. Этот необычной формы и яркости цветок занесён
в Красную книгу России.

На лесных опушках встречается множество разнообразных растений, такие как
рододендрон, вороний глаз.

Тигр: - Ребята, увидев вас, все несмышленые детёныши убежали от мам.
Набегавшись, наигравшись, решили вернуться к своим мама, да вот беда, не
могут найти их. Помогите!

Воспитатель: - Это дело нам по плечу. Давайте вернём детёнышей мамам.

(Цель: закрепить умение в названии животных и их детёнышей)
Волчонок бегает за волком
Лисёнок бегает за лисой……

Тигр: - Вот вам, ребята, и последний фрагмент
( лист с буквами ДУ)

Дети: - ( дети собирают и читают - БЕРЕГИ ПРИРОДУ )

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, только ли в заповеднике надо беречь природу?

Дети: - Нет, природу надо беречь везде: в лесу, во дворе, у реки, на море…
( ответы детей)

Воспитатель: - Правильно охранять природу надо в любом месте.
Давайте, повторим правила поведения в лесу:

Дети:
1. Не ломать ветви деревьев.
2. Не разоряй птичьи гнёзда.
3. Не лови насекомых.
4. Не разоряй муравейники.
5. Не разжигай костры.

Воспитатель: - После сегодняшнего путешествия мы должны запомнить, что Заповедники –
это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас
может гордится.

Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет!
Беречь будем птиц, насекомых а также зверей.

Читайте также: