Проект в доу традиции и обычаи народов дагестана

Обновлено: 05.07.2024

Содержимое публикации

В. А. Сухомлинский.

Одной из важных задач воспитания детей мы определяем приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого народа актуально для многонационального Дагестана , потому что в современном обществе именно народ способен обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.

Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций дагестанского народа , но и как приобщение детей к системе культурных ценностей народа и своей семьи . Наверное, самый благородный путь - возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры своего народа .

На протяжении многих лет в нашем саду ведется работа по приобщению детей к национальным традициям Дагестана !

Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным , если

-дидактическая модель приобщения к традициям дагестанского народа будет реализовываться через субъектно-субъективное взаимодействие педагогов и детей , свободную самостоятельную деятельность;

-усвоение знаний о крае и традициях народов , населяющих наш многонациональный Дагестан , у старших дошкольников рассматривается, как приобщение представлений о традициях , развития интереса к ним и реализации имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к истории своего родного края, народа в процессе ознакомления с праздниками , традициями , обычаями народов Дагестан

• Развивать у детей эмоциональное отношение и интерес к культуре своего края;

• вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством через заучивание потешек, стихов, считалок.

• развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно - прикладного искусства дагестанской культуры ;

• воспитывать у детей чувство причастности к культуре народов Дагестана , обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием своего народа ;

• воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям разных народов нашей Республики .

Вид проекта : творческо-информационный

Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к этой теме уже в дошкольном возрасте Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к корням своих предков.

Во время чтения детям дагестанских сказок , заучивания стихов и прибауток заметила, как начинают блестеть глаза детей , в душе загорается интерес к народному творчеству дагестанского народа . Тогда-то и появилось желание познакомить детей с дагестанской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество , музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники , традиции и обряды . Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства . Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов сельской жизни. В обряде все это соединяется.

• дагестанские праздники , традиции , обычаи , обряды,костюмы,посуда,игры,танцы,музыка,фольклор и т. д.

1. Изучение дагестанской литературы .

2. Проведение бесед с детьми.

3. Привлечение родителей к работе по проекту .

4. Разработка сценариев развлечений.

1. Работа с детьми по всем видам образовательной деятельности

2. Организованные формы обучения на занятиях.

3. Просветительская работа с детьми и родителями.

4. Совместная работа с педагогами ДОУ.

5. Самостоятельная деятельность детей .

1 .Дети старшего возраста.

2. Музыкальный руководитель.

3. Воспитатели групп.

• Устойчивый интерес у дошкольников к культуре народов Дагестана .

• Знание детьми устного народного творчества , песен, декоративно - прикладного искусства разных народностей Дагестана .

• Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Срок проекта : долгосрочный

Что удалось достичь, на стадии развития проекта .

В ходе реализации совместного проекта достигнуты определённые результаты :

• сформированы устойчивые знания и интерес к истории дагестанских народных праздников , обычаев , традиций .

• создан устойчивый интерес к устном - народному , декоративно- прикладному искусству;

• установились взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации проведения совместных фольклорных - праздников, развлечений, обрядов.

• вовлечение каждого ребенка в творческую - поисковую деятельность;

• собран наглядный материал : иллюстрации, картины, фотографии костюмов народов Дагестана ;

• подобранна фонотека, СД, аудио записи дагестанской народной музыки .

1. Разработки сценариев, занятий, развлечений

2. Конспекты бесед.

3 .Подборка музыкального материала (игры,загадки,стихи,потешки)

4. Изготовление атрибутов, костюмов с привлечением детей и родителей .

5. Подборка консультационного материала работы с родителями.

6. Изготовление поделок.

7. Роспись дагестанской глиняной посуды .

8. Детские работы по ИЗО отображающие свой родной край.

Итогом образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении

должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Благодаря обращению к особенностям культуры и быта дагестанского народа , дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Итогом нашей совместной работы с детьми и родителями станет самостоятельная возможность продолжать овладевать и узнавать культуру и быт своего народа , толерантно относиться к людям разных национальностей.

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями дагестанского народа

1. Познакомить детей с историей Дагестана .

2. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности.

- Рассматривание иллюстраций, заучивание стихов великих дагестанских поэтов .

- Чтение произведений Р. Гамзатова, Ф. Алиевой и других поэтов РД

1. Познакомить родителей с содержанием работы по проекту в старшей .

2. Экскурсия в музей.

3. Подборка иллюстраций, фотографий о Дагестане .

4. Чтение литературы.

5. Совместные рисунки, выставки родителей и детей .

1. Закрепить знания детей о том , что в Дагестане живут люди разных национальностей : аварцы, кумыки, даргинцы, лакцы. и т. д.

2. Познакомить детей с историей аварского народа .

3. Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей к истории аварского народа .

-Рисование «Как прекрасен этот мир-народные промыслы Дагестана."

-Лепка : "Самые прекрасные кувшины!"

-.Беседа "Великий поэт Дагестана "

-Музыка : Развлечение на тему : Поговорим о творчестве Расула Гамазатова!

1. Ознакомить и привлечь родителей к работе по проекту .

2. Экскурсия в музей Р. Гамазатова

3. Подборка материала

4. Чтение литературы

5. Организация выставка по творчеству Р. Гамзатова

" Самое красивое горное село"

1. Формировать знания детей о своем народе , познакомить с особенностям

2. Закрепить знания об особенностях сельского быта

3. Чем занимаются люди села.

4. Развивать эстетические чувства.

-Развитие речи. Пересказ сказки.

2. Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.

3. Чтение литературы.

4. Самостоятельная деятельность родителей и детей , составление альбома о жизни своего села

1. Познакомить детей с особенностями национальной табасаранской одежды.

2. Просмотр иллюстраций.

3. Развивать умение подбирать цвета и составлять узоры национального содержания и колорита.

4. Закреплять знания о табасаранских узорах.

5. Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям табасаранского народа .

6. Экскурсия в музей народно-прикладного искусства . -

-Развитие речи. Описательный рассказ

-Музыка : Слушание музыки Р Фаталиева, разучивание танца

1. Совместное изготовление украшений с детьми и родителями для оформления костюмов к танцам,к сказке.

2. Обшить куклу в национальный табасаранский костюм.

1. Закрепить знания детей о традициях гостеприимства дагестанской семьи .

2. Расширять знания об особенностях национальной дагестанской кухни .

3. Воспитывать внимание, интерес детей к традициям дагестанского народа : предложить гостю самое почётное место в жилище, угостить вкусными блюдами.

-Аппликация : "Коврик для гостей"

-Лепка : "Любимое угощение!"

-Музыка : "В гости к бабушке Патимат!"

-Музыкальная сказка : "Цингил, цингил-воробушек!"

1. Подборка открыток и рецептов национальной кухни. Создание семейных альбомов.

2. Помощь родителей в подготовке к занятию (приготовление семейных национальных блюд)

3. Участие родителей в развлечении : "В гости к бабушке Патимат!"

4. Участие родителей и детей в подготовке атрибутов, костюмов по сказке.

5. Подбор музыки.

Знакомство детей с традициями обычаями народов Дагестана!

В. А. Сухомлинский.

Ребёнок - будущий полноправный член социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение своего народа. В условиях возрождения культуры Дагестана возникает потребность в теоретической основе и методических разработках проблем национального воспитания в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения. Проблема освоения ребёнком национальной культуры до настоящего времени рассматривалась ограниченным кругом педагогов. Можно сказать, что только в недавнее время проблема приобщения детей к национальной культуре народов Дагестана стала привлекать более пристальное внимание педагогов дошкольного образования.

Таким образом, обращенность образования к культуре Дагестана - это поиск путей выхода из духовного кризиса.

Культура - как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.

Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций дагестанского народа, но и как приобщение детей к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь - возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры своего народа.

На протяжении многих лет в нашем саду ведется работа по приобщению детей к национальным традициям Дагестана!

Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если

-дидактическая модель приобщения к традициям дагестанского народа будет реализовываться через субъектно-субъективное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность;

-усвоение знаний о крае и традициях народов, населяющих наш многонациональный Дагестан, у старших дошкольников рассматривается, как приобщение представлений о традициях, развития интереса к ним и реализации имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.

Цель проекта :

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к истории своего родного края, народа в процессе ознакомления с праздниками, традициями, обычаями народов Дагестан

Задачи проекта :

• Развивать у детей эмоциональное отношение и интерес к культуре своего края;

• вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством через заучивание потешек, стихов, считалок.

• развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно - прикладного искусства дагестанской культуры;

• воспитывать у детей чувство причастности к культуре народов Дагестана, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием своего народа;

• воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям разных народов нашей Республики.

Вид проекта : творческо-информационный

Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к малой Родине. Можно ли воспитать любовь к своей малой Родине простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории,традиций и культуры своего народа. Как и чем богата культура дагестанского народа, что составляет нашу гордость? Это я как педагог должна суметь донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей малой Родине, своему народу через музыкальное воспитание дошкольников.

Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к этой теме уже в дошкольном возрасте Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к корням своих предков.

Во время чтения детям дагестанских сказок, заучивания стихов и прибауток заметила как начинают блестеть глаза детей, в душе загорается интерес к народному творчеству дагестанского народа. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с дагестанской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники, традиции и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов сельской жизни. В обряде все это соединяется.

• дагестанские праздники, традиции, обычаи, обряды,костюмы,посуда,игры,танцы,музыка,фольклор и т. д.

1. Изучение дагестанской литературы.

2. Проведение бесед с детьми.

3. Посещение музеев, выставок, театров.

4. Приглашение работников культуры с их выступлением перед

5. Привлечение родителей к работе по проекту.

7. Разработка перспективного планирования по всем видам

8. Разработка сценариев развлечений.

Этапы проекта

1. Работа с детьми по всем видам образовательной деятельности

2. Организованные формы обучения на занятиях.

3. Просветительская работа с детьми и родителями.

4. Совместная работа с педагогами ДОУ.

5. Самостоятельная деятельность детей.

Участники проекта :

1 .Дети дошкольного возраста.

2. Музыкальный руководитель.

3. Воспитатели групп.

4. Методист детского сада.

• Устойчивый интерес у дошкольников к культуре народов Дагестана.

• Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно - прикладного искусства разных народностей Дагестана.

• Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Срок проекта : долгосрочный

Что удалось достичь, на стадии развития проекта.

В ходе реализации совместного проекта достигнуты определё нные результаты:

• сформированы устойчивые знания и интерес к истории дагестанских народных праздников, обычаев, традиций.

• создан устойчивый интерес к устном- народному, декоративно- прикладному искусству;

• установились взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации проведения совместных фольклорных- праздников, развлечений, обрядов.

• вовлечение каждого ребенка в творческую - поисковую деятельность;

собран наглядный материал: иллюстрации, картины, фотографии костюмов народов Дагестана;

• подобранна фонотека, СД, аудио записи дагестанской народной музыки.

1. Разработки сценариев,занятий, развлечений

2. Конспекты бесед.

3 .Подборка музыкального материала (игры,загадки,стихи,потешки)

4. Изготовление атрибутов, костюмов с привлечением детей и родителей.

5. Подборка консультационного материала работы с родителями.

6. Изготовление поделок.

7. Роспись дагестанской глиняной посуды.

8. Детские работы по ИЗО отображающие свой родной край.

Итогом образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении

должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Благодаря обращению к особенностям культуры и быта дагестанского народа, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Итогом нашей совместной работы с детьми и родителями станет самостоятельная возможность продолжать овладевать и узнавать культуру и быт своего народа, толерантно относиться к людям разных национальностей.

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями дагестанского народа

1. Познакомить детей с историей Дагестана.

2. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности.

- Рассматривание иллюстраций, заучивание стихов великих дагестанских поэтов.

- Чтение произведений Р. Гамзатова, Ф. Алиевой и других поэтов РД

1. Познакомить родителей с содержанием работы по проекту в старшей и подготовительной к школе группе.

2. Экскурсия в музей.

3. Подборка иллюстраций, фотографий о Дагестане.

4. Чтение литературы.

5. Совместные рисунки, выставки родителей и детей.

1. Закрепить знания детей о том, что в Дагестане живут люди разных национальностей: аварцы, кумыки, даргинцы, лакцы. и т. д.

2. Познакомить детей с историей аварского народа.

3. Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей к истории аварского народа.

-Рисование «Балхарские узоры"

-Лепка: "Самые прекрасные кувшины!"

-.Беседа "Великий поэт Дагестана"

-Музыка: Развлечение на тему: Поговорим о творчестве Расула Гамазатова!

1. Ознакомить и привлечь родителей к работе по проекту.

2. Экскурсия в музей Р. Гамазатова

3. Подборка материала

4. Чтение литературы

5. Организация выставка по творчеству Р. Гамзатова

" Самое красивое горное село"

1. Формировать знания детей о своем народе, познакомить с особенностям

2. Закрепить знания об особенностях сельского быта

3. Чем занимаются люди села.

4. Развивать эстетические чувства.

-Развитие речи. Пересказ сказки.

2. Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.

3. Чтение литературы.

4. Самостоятельная деятельность родителей и детей, составление альбома о жизни своего села

1. Познакомить детей с особенностями национальной табасаранской одежды.

2. Просмотр иллюстраций.

3. Развивать умение подбирать цвета и составлять узоры национального содержания и колорита.

4. Закреплять знания о табасаранских узорах.

5. Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям табасаранского народа.

6. Экскурсия в музей народно-прикладного искусства.

-Развитие речи. Описательный рассказ

-Музыка: Слушание музыки Р Фаталиева, разучивание танца

1. Совместное изготовление украшений с детьми и родителями для оформления костюмов к танцам,к сказке.

2. Обшить куклу в национальный табасаранский костюм.

Дагестанская кухня

1. Закрепить знания детей о традициях гостеприимства дагестанской семьи.

2. Расширять знания об особенностях национальной дагестанской кухни.

3. Воспитывать внимание, интерес детей к традициям дагестанского народа : предложить гостю самое почётное место в жилище, угостить вкусными блюдами.

-Аппликация: "Коврик для гостей"

-Лепка: "Любимое угощение!"

-Музыка: "В гости к Бабушке Аминат!"

-Музыкальная сказка: "Цингил, цингил-воробушек!"

1. Подборка открыток и рецептов национальной кухни. Создание семейных альбомов.

2. Помощь родителей в подготовке к занятию (приготовление семейных национальных блюд)

3. Участие родителей в развлечении: "В гости к бабушке Аминат!"

4. Участие родителей и детей в подготовке атрибутов, костюмов по сказке.

5. Подбор музыки.

Не дай Бог Дагестану оставаться без музыки, песни, радостей и талантливых композиторов!

Подвижные игры народов Дагестана Неоценимым национальным богатством являются народные игры: дагестанские, русские, зарубежные. Они вызывают интерес не только как жанр устного.

Музыкально-дидактические игры народов Дагестана ПАЛОЧКА – СТУКАЛОЧКА. Музыкальная подвижная игра. Играющие образуют круг из 10-15 чел. В руках у каждого маленькие палочки длиной 10 см.

Ознакомление детей с традициями народов Севера Ознакомление детей с традициями народов Севера. Эколого-этнографический проект. Цель проекта: Дать детям начальные знания о культуре,.

Ознакомление детей с традициями народов Севера У северных народов одежду шьют из оленьих шкур. Шитьём занимается женщина, она шьют одежду и обувь для всей семьи, чаще всего в зимнее время.

Ознакомление детей с традициями народов Севера Ознакомление детей с традициями народов Севера. Женская одежда и обувь. Нательная женская одежда представляет собой платье с длинными.

Развлечение по мотивам сказок народов Дагестана для детей старшей группы детского сада ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО МОТИВАМ СКАЗОК НАРОДОВ ДАГЕСТАНА. Развлечение для Старшей группы Зал оформлен.

Цель: Сформировать и расширить знания о своем крае, народных промыслах и умельцах Дагестана.

Задачи: Развивать речь и творческие способности.

Развивать познавательный интерес через знакомство детей с изделиями народных промыслов. Развивать чувство патриотизма.

Учить различать особенности характерные для каждого вида промысла.

Формировать желание узнавать о традициях народов Дагестана.

Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой народ.

Интеграция образовательных областей:

Социально- коммуникативное развитие,

ВложениеРазмер
mkdou_obshcherazvivayushchego_vida_ood.docx 91.42 КБ

Предварительный просмотр:

Кизилюртовский р-он с. Султанянгиюрт

Конспект театрализованного ООД для детей 4-5 лет

Воспитатель Гасанова М.Ш.

https://rcdn1-4.olnl.net/r580x-/1/1/8ee9ac97/6003d9b5/0df5d7cd/1fa9ef8a.jpg

Цель: Сформировать и расширить знания о своем крае, народных промыслах и умельцах Дагестана.

Задачи: Развивать речь и творческие способности. Развивать познавательный интерес через знакомство детей с изделиями народных промыслов. Развивать чувство патриотизма.

Учить различать особенности характерные для каждого вида промысла.

Формировать желание узнавать о традициях народов Дагестана.

Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой народ.

Интеграция образовательных областей:

Социально- коммуникативное развитие,

Материал и оборудование:

Интерактивная доска, видеоматериал , аудио записи, изделия народного промысла (глиняная посуда, серебряные украшения и посуда, ковер, бурка) декорации к сказке, альбом с именами.

Дети под национальную мелодию, в национальных костюмах входят в зал.

Восп. Ребята , давайте поприветствуем наших гостей и друг друга

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым доверчивым

Пусть доброе утро продлится до вечера!

(садятся на свои места)

Просмотр видео презентации о Дагестане

Восп : Ребята, как называется наша страна, наша большая Родина? ()

А как называется столица нашей страны? ()

А как называется наша малая Родина?() Столица?()

А мы все зовемся ?……

Правильно ребята, мы все одна большая и дружная семья.

Реб. Дагестан мой гордый край!

Ты богат мастерами умельцами.

Дагестан ты мой горный край!

Твои песни и сказки чудесные.

Восп: И на самом деле, в Дагестане много разных достопримечательностей, но славен наш край еще, и своим гостеприимством , соблюдением традиций, народными промыслами и мастерами. Хотите познакомиться с некоторыми из них? () но знакомиться мы будем немного не обычным образом, через дагестанскую сказку. И так вы готовы?().

Восп: В одном высокогорном ауле, жил был мальчик по имени Мурад, со своим дедушкой. Как то утром мальчик увидел книгу в которой золотыми буквами были вписаны имена всех жителей аула, но не найдя своего имени он очень удивился и спросил у дедушки.

Реб: - Дедушка, здесь записаны все кто родился в нашем ауле?

Реб: -А почему я не вижу своего имени?

Р.д: Да потому, что ты еще не родился.

Реб: (смеясь )- как это ни родился? Вот он я, стою перед тобой, разговариваю, у меня есть глаза, уши, рот.

Р.д: Глаза и уши есть и у животных тоже . Знай Мурад, день рождения человека это ни тот день, когда он беспомощным появляется на свет, а тот день когда заслужит свое рождение.

Реб: А как мне его заслужить?

Р.д: А вот как. (демонстрация видео)

1.В соседнем ауле Балхар, из глины делают такую красивую и нужную посуду, а называют этих мастеров, гончары. День их рождения считается тот день, когда они слепили первый свой кувшин.

Реб: Балхарские девушки лепят кувшины, Украсив узором затейливым их. И жёлтая глина, и белая глина. Мелькает в проворных руках золотых.

Р.д: 2.В ауле Кубачи, делают из серебра красивые украшения, и посуду и для них день рождения наступает тогда, когда сделают первое украшение своими руками.

Реб: Тайну кубачинского искусства. Не ищите в нитках серебра. Носят тайну этого искусства. В сердце кубачинцы-мастера

Р.д: 3. В Табасаране ткут красивые ковры.

Реб: Рябит в глазах от красок ярких. На сельской площади с утра. И лучше не сыскать подарка. Табасаранского ковра…

Р.д: 4.А в ауле Анди, из шерсти делают замечательные бурки, чтоб джигиты не замерзали зимой в горах.

Реб: Лучшую бурку надену, на широкие плечи свои. У нее красота, не та ли? Погляди на нее, погляди. Руки женщины горской сваляли. Эту бурку в ауле Анди!

Р,д: А ты родишься тогда, когда станешь смелым джигитом, потому ,что мы из аула джигитов.

Реб: - Я согласен, но, что я должен сделать?

Р.д: Злой Аждаха закрыл одного нашего чабана в пещере и закрыл вход большим валуном. Надо ему помочь выбраться из этой пещеры.

Реб: Я согласен. (и побежал собираться в дорогу)

Воспитатель: И пошел мальчик по горам в поисках пещеры, чтобы спасти чабана. Долго шел мальчика, на конец увидал пещеру заваленную большим камнем. Долго бился Мурад пытаясь сдвинуть камень с места, но у него ни чего не получалось, уж слишком он был мал, а камень очень огромным. Подлетела к мальчику птичка.

Птичка: Ты, Мурад зря стараешься, не под силу тебе эта работа. Только Аждаха сможет отодвинуть этот камень, только он очень страшный и злой, с ним не возможно договориться.

Реб: Как же мне быть? Я обязательно должен помочь чабану.

Птичка: Есть у Аждахи волшебный перстень, в этом перстне сила его. Вот если ты сможешь раздобыть этот перстень, точно сможешь освободить чабана.

Реб: Я обязательно справлюсь и получу волшебный перстень .

Восп: И пошел Мурад еще дальше в горы .

В одной из глухих пещер мальчику удалось найти жилище ,злого Аждахи.

Реб: Ассаламу алекум Аждаха

Аждаха (сидя на подушках сердито) Ваалейкум ассалам

Кто ты такой и как ты посмел придти сюда?

Реб: Надо спасти чабана, пожалуйста отпусти его, он может погибнуть.

Аждаха: (смеется)Ты спасай себя, потому что ты можешь погибнуть раньше, потому что я тебя сейчас съем.

Реб: Нет Аждаха, съесть меня ты не сможешь.

Аждаха: (удивленно) Это еще почему?

Реб: Потому, что у нас в Дагестане никто не может обидеть гостя. А ты разве не дагестанское чудовище, а я ни твой гость?

Аждаха: А ты я вижу очень умный мальчик. Так, что же ты хочешь мой дорогой гость?( Ни чего, как только ты выйдешь из пещеры я тебя съем ) Чем же мне тебя угостить?

Реб: Я очень устал и хочу пить. Дай мне воды.

Аждаха: Вот стоит кувшин, а за пещерой течет ручей, набери воды.

Реб: Почему же я должен идти? Я же твой гость. И мне расхотелось пить

Аждаха: А ты разве забыл мальчик, что в Дагестане так же как и закон гостеприимства , есть еще закон старшинства, и его никто не отменял. Я старше тебя и ты должен мне угодить

(мальчик вздыхая берет кувшин)

Восп. Взял Мурад кувшин и только хотел выйти из пещеры, как подлетела птичка и сказала мальчику.

Птичка: как только ты выйдешь из пещеры Аждаха съест тебя.

Реб: А, что же мне делать?

Птичка: Подожди, Аждаха любит слушать, как я пою, а ты смотри, как только Аждаха уснет, сразу снимай с пальца перстень.

Восп: И запела птичка свою песенку. Аждаха под песенку птички задремал.

Восп: Сняв с пальца перстень. Мурад быстро , что было сил побежал к пещере, где томился чабан. Побежав к пещере ,мальчик ударил перстень о камень, камень отодвинулся и из пещеры вышел чабан.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном мероприятии у детей формируются представления о родном крае.

в подготовительной группе

Подготовила воспитатель:

Ярметова Гюрселем Абдулазизовна

Под музыку мальчики, в национальной одежде танцуя, входят в зал и стоят полукругом, затем танцуя, входят девочки и стоят между мальчиками.

Воспитатель:

Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне.

Дагестан мой край родной

Я тебе стихи слагаю

Твое имя гордо называя

Твоим величием горжусь.

Когда я, объездившись множество стран,

Усталый с дороги домой воротился

Склоняясь надо мною, спросил Дагестан

Не край ли далекий тебе полюбился?

На гору взошел я и с той высоты

Всей грудью, вздохнув, Дагестану ответил

Немало краев повидал я, но ты!

По- прежнему самый любимый на свете.

(Дети садятся за столики), (Аварский стол, Лезгинский стол, Даргинский стол, Кумыкский стол)

Воспитатель: Ребята, хотите послушать интересную старинную легенду

Дети: Да (хором)

Воспитатель: Всадник, раздавая народам земли разные языки, когда всадник появился на Кавказе, он случайно разорвал мешок с языками об одну неприступных скал Дагестана. Тогда языки рассыпались по горам и все перемешалось. Одному народу попался кумыкский язык, другому народу попался аварский, лезгинский язык, даргинский и.т.д. В Дагестане языков очень много. Так родилась большая и дружная республика Дагестан.

У каждой народности Дагестана имеют свои танцы, песни, стихи. Теперь мы послушаем стихотворения на разных языках Дагестана.

Акъ чачлы азиз анам,

Аявлю къумукъ юртда

Яшынг булан къуваланып

Яшайсан гьар уумутда

Гуро гьит1инаб гьеч1о ,

Ваха гьедин абулев:

Ахал т1огьода руго,

Гуми лъедолел руго.

хайи ч1ал гуълуъшак

Адан мана дерин я

Заз дуьньяда виридалай

Дидедин ч1ал ширик я.

Анк1или диц1иб лугиню

Воспитатель: Теперь маленькие Даргинки покажут нам свой танец.

Воспитатель: Молодцы девочки! У Дагестанского народа не только разные танцы, песни и стихи, у них еще разные традиции, обычаи и ремесла. Сейчас дети расскажут о ремеслах некоторых народов Дагестана.

Девочка: (Аварцы) Кузнецы изготовляли все необходимое для хозяйства (ножи, щипцы для очага) и орудия труда (топоры, серпы, мотыги), кинжалы и сабли, ювелирные украшения. Замечательной отделкой отличались аварские упряжь, сабли, кинжалы. А какие создавали изящные кольца, браслеты, серьги, пояса, подвески.

Мальчик: У Даргинцев всемирную известность имеют оружейные клинки из селения Кубачи. В Кубачах каждый владеет ювелирным мастерством, оно передается из поколения в поколение.

Мальчик: Кумыки славились своим мастерством в изготовлении оружия. С древнейших времен представители этого народа были искусны в изготовлении медной посуды (изделия из меди даже поставляли в соседние земли), выделке кожи и, конечно, прядении и ковроткачестве.

Девочка: Лезгины занимались резьбой по дереву и по камню, украшали шкатулки, трубки, трости, черпаки, ложки и кувшины поражают прочностью, совершенством отделки.

Замечательной отделкой отличались лезгинские упряжь, сабли, ножи. А какие создавали изящные кольца, браслеты, серьги, пояса, подвески!

Джигиты будут скакать на конях, а горянка будет танцевать с платочком. Когда музыка становиться горянка уронит платок. Самый ловкий джигит должен первым поднять платок.

Воспитатель: Дагестан веками славится своим гостеприимством. Сегодня нас в гости позвали Дедушка Али и Бабушка Патимат. Они живут в селе Гоор. Поедем ребята в гости в селении Гоор?

Дети: Да! (хором)

Воспитатель: Тогда отправимся в путь.

(Под музыку дети идут, делают круг, в это время занавес открывается, бабушка и дедушка сидят перед очагом и заняты своими делами)

Воспитатель: Ассалам алейкум ! Бабушка Патимат и дедушка Али!

Дедушка и бабушка: Ваалейкум ассалам! Заходите, присаживайтесь!

Как хорошо, что вы к нам пришли.

Воспитатель: Мы тоже очень обрадовались вашему приглашению.

Бабушка: Это наш дом. В горных селах нет таких удобств как у вас. Печку топим дровами, воду носим с родника. Но все равно нам нравиться жить в селе.

Воспитатель: Дедушка Али расскажите, пожалуйста, нашим детям о Дагестанских традициях и обычаях.

(Бабушка подает еду детям)

Дедушка: Бабушка для вас постаралась.

Бабушка: Приветствие – это народная традиция выражение личной симпатии к человеку. Слова приветствия Ассалам алейкум , хъош гельди, Ралх1унрив.

Воспитатель: Наши дети тоже знают правила приветствия .

Мужчина должен приветствовать женщину.

Проходящий приветствовал сидящих

Хозяин приветствует гостья

Здоровый приветствует больного

Проходящие приветствуют сидящих.

Бабушка: Молодец! Кто соблюдает эти правила, считаются человеком с хорошими качествами, а кто не соблюдает, считается невоспитанным

Дедушка: Главной считается традиция, уважение родителей . Есть традиция взаимопомощи.

Воспитатель: Какие правила взаимопомощи мы учили?

На помощь приходить вовремя.

Работу начинают и заканчивают по закону старшего.

Закончив работу нельзя заниматься самохвальством.

Нельзя напоминать об оказанной помощи

Дедушка: Дагестанский народ очень любит отмечать радостные события; свадьбы ребенка, окончания сбора урожая, приезд с армии солдата.

Одним из Дагестанских обрядов является свадебная лезгинка.

Воспитатель: Дедушка Али, наши ребята тоже умеют танцевать лезгинку.

Воспитатель: Бабушка Патимат, и дедушка Али, спасибо вам огромное. Вы оказали нам хорошее гостеприимство, рассказали много интересного. Думаю, наши дети будут придерживаться традиций и обычаев нашего народа. Теперь нам пора домой.

Бабушка: Ребята, бабушка Патимат постаралась и приготовила несколько национальных блюд. Возьмите их и угостите тех, кто остался в садике. До свиданья!

Под музыку дети возвращаются в садик

Читайте также: