Казахские гидронимы 9 класс план урока

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Перегуда Елена Николаевна, ГУ "Валихановская средняя школа", с.Валиханово Жаркаинский район Акмолинская область

Вопрос-Ответ

Как получить сертификат?

  1. Выберите необходимый формат сертификата или благодарности;
  2. Выберите язык на котором хотите его получить (казахский или русский);
  3. Заполните все необходимые поля. Для некоторых видов сертификатов необходимо прикрепить файл в формате Word;
  4. Произведите оплату;
  5. На почту в течении 5 минут после оплаты, Вы получите документ в печатном качестве, который Вы можете распечатать и приложить к портфолио.

Как оплатить?

После выбора необходимого документа, Вы можете оплатить его банковской картой любого банка Казахстана.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Пәні: Қазақ тілі.

Сабақтың тақырыбы: Білім беру жүйесі

Сабақтың мақсаты: Қазақстанның білім беру жүйесі, мектептегі білім берудің сатылары туралы мәлімет беру.Оқушылардың сөйлеу, ойлау, есте сақтау қабілеттерін қалыптастыру.Оқушылардың білімге, еңбекке сүйіспеншіліктерін арттыру.

Сабақтың түрі: жаңа

Сабақтың әдісі: сөйлесу,түсіндіру

І. Ұйымдастыру кезеңі.

ІІ. Өткенді қайталау.

ІІІ. Сөздік жұмысы:

Білім беру жүйесі – Система образования

Қазақстанда білім беру жүйесі үш сатыдан тұрады:

Орта білім ---- Арнайы орта білім ------ Жоғары білім

Білім беру туралы заң.

Білім беру туралы Заң бiлiм беру саласындағы қоғамдық қатынастарды реттейдi, осы саладағы мемлекеттiк саясаттың негiзгi принциптерiн айқындайды және Қазақстан Республикасы азаматтарының, сондай-ақ Қазақстан Республикасында тұрақты тұратын шетелдiктердiң және азаматтығы жоқ адамдардың бiлiм алуға конституциялық құқығын қамтамасыз етуге бағытталған.

Қазақстан Республикасындағы білім беру жүйесі

Республиканың білім беру жүйесі өзара тығыз байланысты бірнеше баспалдақтан тұрады: балабақша, жалпы білім беретін мектеп, кәсіби-техникалық училище, арнаулы орта және жоғары оқу орындары, мектептен тыс мекемелер, дипломнан кейінгі білім (магистратура, докторантура), әр түрлі мамандықтар бойынша жетілдіру курстары.

Мәтін бойынша сұрақ құраңдар.

1. Қазақстандағы білім беру жүйесі бірнеше баспалдақтан тұрады.

2. 1999 жылы 7-ші маусымда .

3. Орта білім алудың қазіргі кезде жаңа түрлері .

4. Қазіргі білім беру міндеттері: .

3. Мәтіннен бірнеше зат есімді теріп септік жалғауларын анықта.

4. Мәтіннен күрделі сөздерді теріп жазып, түрін анықта

5. Сын есімдерді теріп жазып, түрін анықта. (қатыстық, сапалық)

6. Мектеп, білім туралы мақалдарды толықтыр.

1.Жеті жұрттың. біл 2.Мектеп. білім .

Жеті түрлі . біл. 3.Ұстаздан . озар

4. Жердің сәні . 5. Тіліңмен жүгірме

Ердің сәні . . жүгір

7. Мына сөйлемдерге синтаксистік талдау жаса:

Білім беру туралы Заң бiлiм беру саласындағы қоғамдық қатынастарды реттейдi, осы саладағы мемлекеттiк саясаттың негiзгi принциптерін айқындайды.

Білім беру жүйесі неше сатыдан тұрады?

9 сыныпты бітірген түлек қандай біліп алып шығады?

9 сыныптан кейін оқуды қайда жалғастырасың?

Қандай білі алғың келеді?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагать транслитерацию казахских оронимов на трех языках.

Критерии оценивания

1.Объясняет значение казахских оронимов;

2.Классифицирует казахские оронимы по происхождению;

3.Предлагает транслитерацию казахских орономов на казахском, русском, английском языках.

Языковые цели

Учащиеся могут:

Устно объяснить значения казахских оронимов.

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Топоним, топонимика, ороним, транслитерация, рельеф, гора, равнина, низменность, возвышенность, пик, горный хребет, горная система, плато, этимология.

Полезные выражения для диалога/письма:

Значение названия . означает .

Название . связано с .

Привитие ценностей

Данный урок направлен на развитие ценностей академической честности, сплоченности и умения работать в команде.

Привитие ценностей осуществляется через организацию групповой и самостоятельной работы.

Межпредметные связи

Межпредметная связь с казахским языком устанавливается в процессе объяснения происхождения названия оронимов.

Предварительные знания

Учащиеся знают формы рельефа и их классификацию. Активизация, уже имеющихся знаний, осуществляется через групповую форму работу, в процессе которой учащиеся определяют формы рельефа.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

1. Повторение материала с целью актуализации знаний. Учащиеся определяют по иллюстрациям формы рельефа и предлагают транслитерацию оронимов на трех языках.

Дескрипторы

-Определяет формы рельефа по иллюстрациям;

-Предлагает транслитерацию оронимов на казахском языке;

-Предлагает транслитерацию оронимов на английском языке.

Учитель дополняет ответы учащихся и предоставляет обратную связь на выполненное задание.

Учитель задает учащимся вопрос:

- Какое значение имеет название Тянь Шаня?

- Какое значение имеет название Алтай?

3. Целеполагание. Совместно с учащимися определяются цели урока:

Объяснять значение казахских оронимов и классифицировать их;

Предлагать транслитерацию казахских оронимов на трех языках.

После видеоматериала учитель задает учащимся вопросы:

- Какие впечатления получили от видеоматериала?

-Что вы знаете о природе родной страны?

- Какие природные объекты были представлены в видеоматериале?

6. Работа с картой и таблицей

Учащиеся используя атлас, заполняют таблицу. Учащиеся в таблице группируют оронимы по происхождению.

Оронимиы, связанные с формой рельефа

Оронимы, связанные с цветом рельефа

Оронимы, связанные с полезными ископаемыми

Оронимы, связанные с тенгрианством

Оронимы, связанные с животными и растениями

Дескрипторы

-Записывает в таблицу оронимы, связанные с формой рельефа. Не менее 2-х объектов;

-Записывает в таблицу оронимы, связанные с цветом рельефа. Не менее 2-х объектов;

-Записывает в таблицу оронимы, связанные с месторождениями полезных ископаемых. Не менее 2-х объектов;

-Записывает в таблицу оронимы, связанные с тенгрианством. Не менее 2-х объектов;

-Записывает в таблицу оронимы, связанные с названиями животных и растений. Не менее 2-х объектов;

Учащиеся проводят взаимооценивание. Учитель дополняет ответы учащихся и предоставляет обратную связь на выполненное задание.

7. Работа с таблицей

Учащиеся объясняют значения казахских оронимов и предлагают транслитерацию на трех языках.


Реки и люди… Реки и жизнь… Не приходится доказывать их извечную нераздельность. Уже для первобытного человека река была не только источником чистой проточной воды. Она играла главную роль в его жизни. У рек возникали первые человеческие стоянки-селища. В приречных зарослях и лесах древний человек учился охотиться, в самих реках – ловить рыбу. Близ рек он приручал и содержал животных. В речных долинах становился земледельцем. Возле рек естественно искать и следы далекого прошлого – могильники, курганы, городища…

К числу источников наших знаний о далеком историческом прошлом относятся и названия рек. Речные имена – не случайные слова. Каждое в своем возникновении связано с определенным языком и носителем этого языка – народом, проживающим или некогда проживавшим в данной местности. Каждое название, как правило, отражает ту или иную, прошлую или настоящую особенность реки. А поэтому в своей совокупности географические названия в целом, в том числе и речные, и оказываются одним из заслуживающих внимания источников наших знаний о родном крае. Презентация может быть использована на уроках географии, факультативных занятиях по краеведению, в 5-7 классах. В презентации ппредставлены основные водные объекты Костанайской области, классификация гидронимов. Много илюстированных снимков.

Презентация по географии Виды гидронимов, их классификация. Водоемы Костанайской области

Основной водной артерией Костанайской области являются реки Тобол и Торгай.

Реки Костанайской области относятся к речной системе Оби. Главной рекой является Тобол, который берет начало в отрогах Южного Урала впадает в Иртыш.

Тобол является типичной равнинной рекой с медленным течением и непостоянным водным режимом: весной широко разливается, а летом сильно мелеет.

Читайте также: