Формы досуговой деятельности в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Проблема свободного времени школьников волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знания.

Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса.

ВложениеРазмер
osobennosti_organizatsii_dosuga_mladshih_shkolnikov.docx 26.14 КБ
blok_shema.docx 19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации досуга младших школьников

Актуальность статьи. Проблема свободного времени школьников волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знания.

Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса.

Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека.

Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение.

Поставлена приоритетная задача организации любых форм досуга детей – здоровьесбережение подрастающего поколения.

Досуг является благоприятной почвой для удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга школьнику гораздо проще формировать уважительное отношение к себе.

Досуг школьника, как уже было замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, они часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования досуга, тем не менее ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда, с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга.

Важно понимать, что это не пустое времяпрепровождение, не простое бездельничанье по принципу: “ что хочу, то и делаю”. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

В будний день доля свободного времени обучающегося в школе школьника – относительно небольшая величина. Это время человек может увеличивать или сокращать, затрачивать его на занятия, не связанные с досугом.

В зависимости от типа социально-досуговых учреждений, занимающихся организацией досуга, выделяют:

  • семейный досуг;
  • досуг в условиях дошкольного образовательного учреждения, школьный досуг, досуг, осуществляющийся в условиях других учебных заведений (ПТУ, колледжи, техникумы, вузы и т.д.);
  • досуг в школах - интернатах, детских домах;
  • досуг в летнем лагере;
  • досуг, который проводится в библиотеках, культурно-досуговых центрах, физкультурно-спортивных комплексах, музыкальных, хореографических, художественных школах и т. п.

Все вышеперечисленные социально – досуговые учреждения и институты являются основными.

К вспомогательным досуговым учреждениям относятся: средства массовой информации, театры, кинотеатры, творческие союзы, технические и спортивные общества, массовые добровольные организации.

Виды досуговой деятельности человека можно условно разделить на три группы:

а) просто отдых: игры, развлечения и т.д.

б) просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей;

в) творчество: техническое, научное, художественное.

Таким образом, существуют различные виды досуга в зависимости от времени и места его проведения; типа социально - досугового учреждения, занимающегося его организацией, формы организации, вида досуговой деятельности.

В современных социально – экономических условиях досуг (в том числе и детский досуг) недопустимо коммерциализируется, и включенность в сферу деятельности досуговых учреждений становится уделом избранных в силу отсутствия у многих людей материальных средств, поэтому говорить о масштабности сферы влияния данных учреждений не приходится.

В результате в обществе создается вакуум в сфере социализации подрастающего поколения. Поэтому главным источником социальной информации для детей становится улица. В конечном итоге улица все больше и больше превращается в одно из самых действенных средств социализации подрастающего поколения.

В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в семье, в школе, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть посещение кино, театра, выставки, выбора литературы для чтения и музыки для прослушивания.

Семья, являясь источником первоначального развития природных свойств человека, местом, где формируются его специфические социальные роли.

Важную роль в социализации школьников играет школа. Более активно целенаправленная социализация школьников осуществляется через систему внеклассных мероприятий. Так, лекции и беседы на нравственно – этические, экологические, искусствоведческие и другие темы проводятся во всех общеобразовательных школах.

Внутришкольные вечера, диспуты по различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся.

Однако внеурочная деятельнность не носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватывает всех учащихся.

Важным и эффективным фактором социализации школьников является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать различные социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность.

Досуговое учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения.

Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки), профилактика девиантного поведения.

Формы досуга, как игровые программы, массовые праздники и другие – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, так как самосознание социально по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа.

Отличительной особенностью детей младшего школьного возраста является их восприимчивость к театрализации. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют младшего школьника переживать, страдать и радоваться, что способствует формированию у детей возвышенных идеалов и выработке системы ценностных предпочтений.

Досуговое время младших школьников оказывает огромное влияние на их познавательную деятельность. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи. В досуговой деятельности происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, дети учатся полноценно проводить своё свободное время, овладевают различными досуговыми видами деятельности.

Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей младшего школьного возраста должны вызывать широкий резонанс в их душах, чтобы в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, дети обсуждали услышанное, увиденное, совершенное.

В посдеднее десятилетие среди наиболее распространённых и эффективных форм организации детского досуга выделилась педагогическая анимация , которая, по существу, объединяет различные формы досуговых занятий (игру, театрализацию, психологические, познавательные тренинги, массовые праздники и т. д.).

Данная форма организации досуга детей пришла к нам из за рубежа.

В нашей стране школьная анимация также начинает приобретать популярность как одна из эффективных форм организации детского досуга.

Таким образом, можно констатировать, что сущностью досуга детей младшего школьного возраста является их творческое поведение в свободной для выбора рода занятий и степени активности среде, детерминированное потребностями и интересами, направляемое (но не навязываемое) педагогами - специалистами в области организации детского досуга совместно с другими взрослыми.

Компьютерным играм посвящают свое свободное время 22,2% школьников. Компьютер как одно из проявлений индустрии развлечений не так давно вошел в жизнь подростков и детей. Появившиеся компьютерные игры с отличной графикой привлекают детей и подростков в любом возрасте. Фактор наличия компьютера дома не всегда является решающим, в большинстве случаев подростки посещают компьютерные салоны или друзей, имеющих чудо – технику дома.

Досуг может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть.

Культурно-досуговая деятельность младших школьников

Актуальность темы заключается в том, что организация досуговой деятельности играет особую роль в развитии младших школьников. Наряду с процессом обучения, задача современного образовательного учреждения – правильно организованная внеурочная деятельность школьника.

Досуг – свободное от обязательных дел (работы, домашних обязанностей, уроков и т.д.) время. В нашем случае, время, которое ребенок должен провести с пользой для себя.

Одной из таких задач ставит перед собой внеурочная деятельность, составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащегося. Особенно важно организовать досуг младшего школьника, когда ребенок сам не может определиться в том, что ему нужно и будет полезным для него, и смело доверяется предложениям взрослого в выборе досуга.

Досуг ребёнка – это мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Суть досуга – поддержать ребёнка как человека и деятеля. Досуг для детей – всегда самореализация и самореабилитация.

Внеурочная деятельность младшего школьника включается в себя несколько направлений:

-Пропаганда здорового образа жизни;

Функции досуговой деятельности младшего школьника следующие:

Досуг ребенка может быть:

-пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностный);

-организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования ребенком свободного времени);

-контролируемым и неконтролируемым;

-коллективным и индивидуальным;

-подражательным и творческим;

-опережающим и нормативным.

Виды досуговой деятельности

Познавательная деятельность осуществляется в ходе при­влечения учеников к чтению, проведения познаватель­ных игр, турниров, игр-путешествий, бесед, внеклассных мероприятий.

Трудовая деятельность. Целью трудовой деятельности является фор­мирование положительного отношения к труду, желания трудить­ся, убеждения в том, что трудиться необходимо.

Социально-ориентационная деятельность богата и разнообразна по своему содержанию. У детей формируется отношение к обществу, Родине, своему народу, к себе как гражданину.

Ценностно-ориентировочная деятельность. Ее назначение — создавать определенные связи с явлениями окружающего мира, формировать внутреннюю по­зицию личности по отношению к высшим ценностям.

Художественно-эстетическая деятельность направлена на воспи­тание у школьников отношения к прекрас­ному.

Физкультурно-спортивная (оздоровительная) деятельность формирует отношение к своему организму, здоровью, здоровому образу жизни.

По времени проведения все формы можно разделить на:

- кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

- продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

По количеству участников формы могут быть:

- индивидуальные (воспитатель — воспитанник);

- групповые (воспитатель — группа детей);

- массовые (воспитатель — несколько групп, классов);

Технология проведения досуга :

1. Подготовительный этап, призванный вызвать у участников желание играть.

2. Психологический настрой- оформление помещения, атрибутика, внешний вид участников.

3. Содержание (т.е. сам досуг)

4. Финал – эмоциональное, четкое завершение мероприятия( благодарности, общая песня, призы, сюрприз…)

5. Педагогические последствия- анализ ( проводится за границами мероприятия).

Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей. Дети младшего школьного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные и другие. Игра в шашки, шахматы воспитывает ценные качества характера, развивает память, внимание, логическое мышление. Таким образом, ребята рано обретают независимость мышления, способность отстаивать свою точку зрения. Они учатся принимать и осуществлять собственные решения и нести за них ответственность.

В начальной школе целесообразно использовать следующие формы досуговой деятельности:

- встречи с интересными людьми

Эффективные формы организации досуга в начальной школе:

Агитбригада – одна из наиболее действенных коллективных форм политического, нравственного, экологического, оздоровительного воспитания, которая чаще всего носит просветительский характер. Учитывая большую подготовительную работу, публичный характер выступления агитбригады, данная форма деятельности лучше всего подходит для учащихся 3-4 классов.

Аукцион – это публичная продажа, в процессе которой вещи приобретаются теми, кто предложит большую плату. В процессе работы с учащимися начальной школы аукцион может проводиться как элемент какого-нибудь праздника, конкурса, Часа здоровья и т.д. или как самостоятельное мероприятие.

Брейн-ринг – командная игра, участие в которой могут принимать и взрослые и дети. В процессе подготовки к игре класс делится на две или три команды, каждая из которых придумывает себе название и выбирает капитана. Команды рассаживаются за своими столами в максимальном удалении друг от друга, у каждой команды должен быть чистый лист бумаги и ручка, у капитана – флажок, который он поднимает в том случае, когда команда знает правильный ответ.

Викторина – занимательная игра, в процессе которой перед учащимися ставятся вопросы, на которые они должны дать ответ в устной или письменной форме. По своему содержанию викторины могут быть литературными, музыкальными, смешанными, юмористическими, мини-викторины и т.д.

Встречи с интересными людьми могут быть проведены как серия мероприятий, в ходе которых происходит знакомство с людьми различных профессий, ветеранами войны и труда, дедушками и бабушками, родителями и др. Подобные встречи рекомендуется проводить в начальной школе несколько раз в течение учебного года.

Выставки и ярмарки семейного творчества проводятся в рамках любого совместного мероприятия или как самостоятельный праздник.

Игры-конкурсы, игры-состязания – это игры, обязательным условием которых являются элементы состязательности. Таким состязанием может стать вся игра или отдельные ее этапы, фрагменты. При подготовке заданий для подобных соревнований педагогу следует обратить внимание на то, что задания командам должны быть примерно одинаковыми по содержанию и степени сложности. Команды для таких соревнований могут формироваться только из детей или детей и их родителей.

Конкурс или конкурсная программа – один из видов состязаний, задача которых поддерживать и развивать у детей желание творить, сочинять, соревноваться в силе, ловкости, умении рисовать, инсценировать песни, сказки, стихи.

Спортландия – коллективное спортивное мероприятие, которое может быть организовано как внутри класса, так и между классами одной параллели. В сценарии спортландии можно предусмотреть семейные конкурсы, конкурсы для пап и мальчиков, мам и девочек, смешанные семейные эстафеты и др.

Творческая мастерская или мастерская добрых дел – коллективное творческое дело. Она может быть посвящена подготовке любого праздника, благотворительной акции в помощь пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны, воспитанникам детского сада и или школы-интерната; трудовой акции по наведению порядка или благоустройству школьного двора, сквера, сада, классного помещения; разнообразной природоохранной деятельности.

Трудовой десант, или День добрых дел – операция, которая может быть проведена как совместная трудовая деятельность детей, педагогов, родителей в течение учебного года. Например, уборка помещения, кормление птиц зимой, сбор макулатуры. Совместная трудовая деятельность детей и взрослых хорошо объединяет коллектив класса и родителей, развивает у детей самостоятельность, умение распределять свои силы, учит приносить пользу, трудиться на благо других.

Путешествие – это познавательное обозрение, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предположениями о той или иной стороне окружающей жизни. При проведении путешествия используется прием ролевой игры, который позволяет организовать обмен опытом, развивает любознательность, ум, находчивость, творческое воображение детей.

Турнир – одна из форм познавательной деятельности учащихся. При подготовке к турниру каждая команда в зависимости от его темы придумывает название, эмблему, приветствие соперникам, при необходимости выполняет домашнее задание. Для проведения турнира необходимо определить состав жюри, подготовить бланки для их работы, продумать призы для команд и т.д.

Театр-экспромт – это спектакль, который разыгрывается на глазах у зрителей, при этом никто из участников не знает какие роли ему придется исполнять. При подготовке к празднику, частью которого будет театр-экспромт, необходимо заранее оставить сюжет будущего спектакля, определить его действующих лиц. На карточках, которые также готовятся заранее, следует написать имя действующего лица и его реплики. Во время мероприятия карточки раздаются участникам спектакля, с которыми проводится разъяснительная беседа, касающаяся характера разыгрываемого персонажа.

Наговицына Марина Петровна


Вятский колледж культуры

В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Она расковывает, дает простор и выход лучшим свойствам ребенка. Демократизирует его систему средств, способна любую самую трудную работу сделать легкой и увлекательной. Игра увлекает, снимая усталость.

По мнению ученых Л. Н. Ворожбит, Г. А. Неволиной, Г. И. Репринцевой, Н. М. Симоновой, В. П. Шашиной, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Характерные психологические особенности детей младшего школьного возраста – эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию определяют основной метод воспитания в культурно-досуговых учреждениях. Поэтому наиболее популярными формами являются детские утренники, праздники и массовые игры. Метод игры в работе с младшими школьниками занимает ведущее место [2, с. 5-6].

При выборе игр необходимо учитывать возраст детей, их физические возможности, количественный состав, а также время и место проведения игрового действия. Через игру младшие школьники познают окружающий мир, формируются навыки и привычки поведения. В подвижных играх появляется соревновательный дух, способствующий развитию ответственности, честности, дисциплинированности; дидактические (настольные) игры способствуют интеллектуальному развитию школьников. Важное место занимает сюжетно-ролевые игры, театрализованные представления, карнавалы, познавательные игры – они расширяют объем знаний, способствуют развитию интеллектуальных способностей, снижают психические и физические нагрузки, а также помогают в подготовке младших школьников к восприятию нового.

Формы игровой деятельности в досуговых программах чрезвычайно многообразны. Это сюжетно-ролевые игры, игровое имитационное моделирование, демонстрационные, театрализованные игры, музыкальные игры, игры-конкурсы. В досуговых программах используются основные виды современных игр, в том числе:

  • физические и психологические игры и тренинги;
  • интеллектуально-творческие игры;
  • социальные игры;
  • комплексные игры.

Полезными в данной ситуации могут стать игровые формы работы в организации досуга детей, например,

  • ярмарки;
  • посиделки;
  • гуляния;
  • скоморошины.
  • спектакль – игра;
  • фестиваль – игра;
  • концерт – игра;
  • игра – экспедиция;
  • игра – экскурсия;
  • игра – акция;
  • игра – аукцион.

Чем может быть наполнена форма программы:

  • конферанс;
  • конкурсы;
  • игровые моменты;
  • концертные номера [1, с. 26-27].

Виды и формы организации досуговой деятельности классифицируются следующим образом:

- отдых – снимает усталость и восстанавливает физические духовные силы;

- развлечения – просмотр фильмов, посещение (театров, концертов, музеев, экскурсий, путешествия);

- праздники – сочетаемость отдыха и развлечения, позволяющие человеку ощутить эмоциональный подъем;

- самообразование – это чтение, лекции, приобщающие людей к ценностям культуры и сочетающие в себе приобретение знаний наряду с развлечениями;

- творчество – обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.

В процессе развлечений у детей, закрепляются навыки и умения, полученные на занятии, и углубляется потребность, в познании нового, расширение кругозора, совместных действиях и переживаниях. Особую роль развлечения играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей. К развлечениям относятся:

- Аттракционы – это организованные веселые ситуации, дающие возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке.

- Сюрпризы - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают положительные эмоции. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность.

- Фокусы – вызывают у детей живой интерес: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение. Фокусы делятся на две группы: основанные на иллюзиях и на манипуляциях.

- Шутки – их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях, в любую подходящую для этого минуту.

- Шарады – это отгадывание слов по частям. Прежде чем загадать шарады, надо познакомить детей с техникой их отгадывания.

- Загадки – расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь [8].

Таким образом, формы досуговой деятельности младших школьников в проведении массовой и кружковой работе посредством игровых технологий предполагают:

  • разные виды игр;
  • праздники;
  • детские утренники;
  • познавательно/спортивно-развлекательные программы.

В технологии организации игровых программ для младших школьников каждый этап подготовки и проведение имеет свои конкретные задачи и алгоритм действий. Нарушение логики и последовательности необходимых этапов снижает качество не только проводимых операций и действий, но и профессионального мастерства специалистов культурно-досуговой деятельности. При подготовке игровой или конкурсной программы существует определенная последовательность действий организаторов.


В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: свободное время, досуг, младшие школьники, игра, игровая деятельность

Постановка проблемы. Досуг современных школьников — важный фактор их образования, воспитания и развития. Именно он обеспечивает индивидуальную траекторию развития личности в образовании.Вусловиях досуга происходит активный контакт школьников с окружающим миром, трансляция культурных ценностей, передача традиций, стимулирование творчества. Учащиеся имеют возможность заниматься на досуге разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности.

Следует отметить, что досуг является фактором самовыражения, самореализации, самосовершенствования, способом превращения свободного времени в средство активного отдыха и дальнейшего физического, нравственного развития личности. Досуг представляет собой особый пласт культуры, создаваемой, познаваемой и воспринимаемой человеком, исходя из собственного выбора, в то время, которое он для этого самостоятельно отводит. При этом досуг представляет особую ценность, поскольку индивид выбирает образ жизни, способы и виды занятий, круг общения. Умение распоряжаться своим досугом не формируется само. Привить младшим школьникам вкус к интересному заполнению своего свободного времени, использовать его для расширения своего кругозора и развития своих способностей — задача начальной школы.

Наряду с этим, досуг выполняет воспитательную, развивающую, образовательную, стабилизирующую и компенсирующую функции. Он представляет ребенку младшего школьного возраста возможность разносторонне испытать себя в различных формах и видах досуговой деятельности, свободно выбрать интересные занятия, способствует развитию и обогащению жизненного опыта.

Одной из форм досуга младших школьников является игра. В игре наиболее полно проявляются индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, их интеллектуальные возможности, склонности и способности. Игра способствует воспитанию личностных качеств ребенка (воли, настойчивости, стремлению к преодолению трудностей, упорства в достижении цели); развитию нравственных, общечеловеческих ценностей (правдивости, духовности, честности, сочувствия, толерантности, любви), особенно в условиях совместной игровой деятельности.

Игровая деятельность и ее активизация у детей младшего школьного возраста является основой формирования социального опыта, навыков игровых действий, ролевых воплощений.

Анализ изученности проблемы. Кпроблеме воспитания личности в сфере досуга обращались отечественные ученые: Л. Акимова, А. Жарков, Т. Киселева, Ю. Красильников, Ю. Стрельцов, В. Чижиков и др. Вопросы педагогической организации досуга, формирование культуры личности в досуговой деятельности разрабатывали Р. Азарова, А. Вишняк, И. Зязюн, Н. Каган, Н. Крылова, В. Кудин, С. Пишун, И. Шевчук.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности изучали Л. Выготский, П. Блонский, С. Рубинштейн, К. Ушинский, Ф. Фребель, Д. Эльконин и др.

Цель статьи. Проанализировать игру как форму досуга младших школьников.

Изложение основного материала. Особое местоввоспитании детей младшего школьного возраста принадлежит игре, как эффективному средству формирования личности школьника. Практика общеобразовательной школы в последние годы обогатилась новыми игровыми формами и методами, которые позволяют активизировать воспитательный процесс.

Игра — это своеобразный, свойственный учащимся способ усвоения общественного опыта, это их путь к познанию мира, в котором они живут. В игре формируются все стороны личности ребенка, творческие способности.

Обоснование игры как социокультурного феномена дал Й. Хейзинга. Он обращал внимание на то, что игра является добровольным действием или занятием, совершаемым внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью, заключенной в ней самой, сопровождаемым чувством напряжения и радости [5, с. 41].

В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано педагогом К. Ушинским. Он особо подчеркивал такое важное качество игры, как ее самостоятельность. К. Ушинский считал, что игра — это мир практической деятельности ребенка, в ней удовлетворяются и физические, и духовные потребности, в ней одновременно развиваются ум, сердце и воля [3, с. 439].

Исследователь игровой деятельности школьников С. Шмаков справедливо утверждает, что игра — это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей: это сфера сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых [4].

Обратимся непосредственно к игре как одной из форм досуговой деятельности, определим в чем же заключается педагогический эффект игры. Педагогический эффект игры заключается в том, что игра воспроизводит различные события жизни, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи, создает, хоть и временную, общность. Потребность в игре возникает как потребность в развлечении и удовольствии. Развлечение связано с созданием определенного комфорта для играющего, благоприятной атмосферы, душевной радости. Игра без получения удовольствия невозможна. Она всегда доставляет радость играющим.

Важным условием поддержания интереса к игре является развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смена обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Младшие школьники активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом и заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Наблюдения за игровой деятельностью показывают, что выбор игры зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Младшие школьники действуют в играх из желания победить, получить удовольствие. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель — удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня — функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры — разгадывать, угадать, распутать, добиться результатов и т. д.

В игровой деятельности с младшими школьниками педагогу необходимо быть инициатором, организатором, руководителем, исполнителем, помощником, но при этом помнить о стремлении детей к самостоятельности, самоорганизации, проявлении активности.

Педагог обеспечивает условия игровой деятельности, свободного выбора игры, соответствующего интересам учащегося, способствует развитию инициативы; поощряет стремление своими руками смастерить нужные для игры предметы. Основное внимание уделяется формированию умения придумывать новые сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнерами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.

Учитель также ориентирует младших школьников на сотрудничество и состязание в игровой деятельности, совершенствует их умение согласовывать свое поведение с игровым замыслом и правилами; развивает умения самостоятельно организовать совместную игру, справедливо решать возникающие конфликты.

Ценность игровой деятельности детей младшего школьного возраста заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.

Выводы. Таким образом, игровая деятельность как форма воспитания младших школьников завоевала огромную популярность в системе образования. Большой интерес для детей младшего школьного возраста представляют игры на досуге. Эти игры способствуют усвоению социальных норм и правил, формируют культуру игры.

Младшие школьники играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели. Учащиеся в игре учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных ситуациях, они плодотворно общаются со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания, которые оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Л. С. Выготский // Психология. — 1995. — Вып. 1. — С. 55–76.
  2. Макаренко А. С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. — М.: Просвещение, 1969. — 359 с.
  3. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский // Собр. соч.: в 6 т. — К.: Рад. шк., 1952. — Т.4. — 345 с.
  4. Шмаков С. А. Игры учащихся феномен культуры / С. А. Шмаков. — М.: Новая Москва, 1994. — 240 с.
  5. Хейзинга Й. Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга. — М.: Прогресс-Традиция, 1997. — 384 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровая деятельность, младший школьный возраст, досуг, ребенок, школьник, свободное время, воспитание личности, игровая деятельность детей, педагогический эффект игры.

Читайте также: