Дайте основные характеристики проектов и процесса проектирования кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сущность и основные характеристики

проектной деятельности

Проектная деятельность играет существенную роль в учебном процессе, так как в процессе работы над проектом у учащихся происходит формирование не только специальных, но и универсальных учебных действий.

По мнению В.Н. Фунтова, проект – это целенаправленная, ограниченная во времени деятельность, осуществляемая для удовлетворения конкретных потребностей при наличии внешних и внутренних ограничений и использовании ограниченных ресурсов.

Проанализировав различные определения, можно прийти к выводу, что под проектной деятельностью необходимо понимать процесс создания проекта, имеющий общую цель, согласованные методы, направленные на достижение результата – создание проекта. Под самим проектом понимаем целенаправленную деятельность, ограниченную во времени, которая осуществляется для получения образа результата.

Таким образом, заметим, что любой проект включает в себя не только образ желаемого результата, но и саму деятельность по его получению, а также все стадии его производства от зарождения идеи до ее воплощения в действительности.

Основными отличительными признаками проектной деятельности школьников являются: направленность на достижение конкретных, поставленных целей; ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом; в определенной степени неповторимость и уникальность.

Немаловажную роль в том, насколько успешно будет организована работа над проектом, играет профессионализм учителя. Учитель должен определить, какие ребята смогут работать в одной группе, а какие нет, какие разделы проекта будут интересны и посильны для одних и сложны для других, когда имеет смысл оказать помощь, а когда необходимо настоять на том, чтобы работа выполнялась самостоятельно и т.п.

Кроме того, проектная деятельность обладает рядом свойственных ей характеристик:

1. ограниченность во времени – любой проект имеет четкие временные рамки;

2. уникальный продукт – проект должен порождать уникальные результаты, достижения;

3. последовательность разработки – любой проект развивается во времени, проходя через определенные этапы.

Исследователи выделяют следующие основные требования к проектной деятельности школьников:

1. наличие проблемы значимой в исследовательском плане;

2. значимость предполагаемых результатов (теоретическая, познавательная, практическая);

3. самостоятельная деятельность участников проекта (индивидуальная, парная, групповая);

4. структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

5. использование исследовательских методов.

Осваивая способы проектной деятельности, учащиеся смогут развивать умения, которые будут полезными в жизни. К таким умениям В.С.Лазарев относит следующие:

- умение анализировать проблемные ситуации;

- умение проектировать цель;

- умение разрабатывать гипотезу;

- умение проверять (верифицировать) гипотезы;

- умение планировать достижение целей;

- умение оценивать способы решения и делать обоснованный выбор;

- умение ставить и решать познавательные задачи;

- умение эффективно работать в группе;

Каждый проект предполагает деятельность людей, в результате которой происходят существенные изменения. Содержание проекта зависит от того, на изменения в каких областях он ориентирован. К примеру, проекты могут быть технические, социальные, экологические, исследовательские, деловые, гуманитарные и др.

Технические проекты ориентированы на изменения в социальной сфере путем создания и производства новых видов техники.

Социальные проекты нацелены на изменения в социальной сфере путем создания новых политических партий, новых общественных движений, модернизации деятельности существующих организаций и т.п.

Экологические проекты ориентированы на изменения в природной среде (сохранение каких-либо видов животных, растений, очистку территории и т.д.).

Исследовательские, познавательные проекты ориентированы на получение новых знаний (изучение генома человека, изучение доказательств теорем и т.д.).

Деловые проекты, в результате которых могут происходить изменения в социальной сфере, и в технической, и в сфере экологии, но сами по себе эти изменения не являются целями деловых проектов. Их цель – получение прибыли от вложения средств.

Гуманитарные проекты разрабатываются отдельными людьми или группой людей с целью саморазвития, устранения собственных слабостей, ограничений.

Существуют и другие подходы к классификации проектной деятельности (рис. 1).

Рис 1. Классификация проектной деятельности

На рисунке 1 представлена обобщенная схема классификации проектной деятельности. Рассмотрим элементы данной схемы более детально.

По характеру доминирующей деятельности проектная деятельность может быть исследовательской, информационной, творческой, ролевой и практико-ориентированной (рис.1):

Исследовательский проект включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. В результате исследовательских проектов,в основном создаются научные статьи, брошюры, модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.

Информационный или ознакомительно-ориентировочный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении, с возможностью анализировать, обобщать и представлять информацию для широкой аудитории. Такие проекты требуют идеально продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Итоом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet, а также конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы в газете, стенде или размещены в Интернете.

Творческий проект предполагает абсолютно свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, творческие мероприятия видеофильмы и др.

Ролевой (игровой) проект – это проект, при котором участники приобретают для себя определенные роли, например, литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как слушатели привлекается к решению проблемы проекта.

Практико-ориентированный (прикладной) проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты отличает конкретно обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, города и т.д. Форма конечного продукта при этом разнообразна – от учебного пособия для кабинета математики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Уникальность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Далее рассмотрим основные виды проектной деятельности по предметно-содержательной области.

Монопроект выполняется в рамках одной области знаний, при этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Монопроект предусматривает применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.

Межпредметный проект выполняется на стыке различных областей знаний и, как правило, во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2–3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную сложную проблему, значимую для всех участников проекта;

По характеру координации проекты могут быть с открытой (явной) координацией и со скрытой (неявной) координацией.

В проектах с открытой (явной) координацией (непосредственный) учитель выполняет свою собственную функцию, направляет работу учащихся, организует отдельные этапы их деятельности;

Проект со скрытой координацией (неявный) характерен для телекоммуникационных проектов, организованных на основе компьютерной телекоммуникации, учитель в данном виде проекта выступает как полноправный участник проектной деятельности, это более сложный вид проекта.

По характеру контактов проекты могут быть внутришкольными, региональными, межрегиональными и международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), являются телекоммуникационными, поскольку требуют использования информационных технологий.

По количеству участников проект может быть индивидуальный, парный или групповой.

По продолжительности проект может быть краткосрочным, среднесрочным или долгосрочным.

Краткосрочный проект выполняется в течение 1 – 2 уроков .

Среднесрочный ( недельный) проект выполняется в группах в ходе проектной недели (4 – 6 уроков). Его реализация целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.) .

Долгосрочный (годичный) проект может выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время .

Кроме того, проект может быть реализован в рамках учебных программ, в рамках программы элективного курса, факультатива, кружка и т.д., т.е. в свободное время.

Проектная деятельность состоит из компонентов, связи между которыми определяют качество самого проекта. К основным компонентам проекта относят:

- план действий по достижению цели;

- механизм управления реализацией плана;

- ресурсное обеспечение проекта;

- действия, обеспечивающие реализацию проекта;

- результаты реализации проекта;

- субъект проекта (один человек или команда).

Проектная деятельность подразумевает при осу­ ществлении проекта соблюдение определенного алгоритма :

1. организационно-подготовительный этап;

2. поисковый этап;

3. итоговый этап.

Рассмотрим, что включают в себя данные этапы.

Организационно-подготовительный этап. Данный этап предполагает определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, а также формирование микро-групп. Кроме того, данный этап включает в себя формирование мотивации учащихся, создание инициативной группы, консультирование участников проектной группы по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, а также определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

Поисковый этап. Данный этап предполагает сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль. Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов и мониторинг совместной деятельности.

Итоговый этап. Данный этап включает оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защиту содержания проекта. Кроме того, итоговый этап предполагает обязательную рефлексию проектной деятельности.

1. П роблема

2. П роектирование (планирование)

3. П оиск информации

4. П родукт

5. П резентация

Продукт проектной деятельности должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое решение проблемы. Кроме того, проектная деятельность всегда предполагает создание (усовершенствование) какого-либо продукта проектной деятельности, т.е. разработанного участниками проектной группы реального средства разрешения поставленной проблемы.

От выбора формы продукта проектной деятельности в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Ориентируясь на принятую в наше время систематику совершенствования проектного замысла, процесс проектирования расчленяется на пять следующих этапов: ориентировку, поиск, разработку, исполнение в материале (строительство), проверку. Это поэтапное разделение условно обозначает основные последовательные стадии творческой работы над проектом. Их можно в общих чертах охарактеризовать таким образом:

1 этап — ориентировка. Проводятся подготовительные мероприятия, предшествующие проектированию. Определяются требования к будущему объекту, его месту в окружающей природной или городской среде.

2 этап — поиск. Ведется напряженная работа, в процессе которой последовательно дополняются, расширяются, конкретизируются представления автора о будущем объекте. Появляются первые эскизы объекта.

3 этап — разработка проекта. Необходимо уточнить, что под проектированием понимаются все стадии работы над объектом. Разработка проекта — условное обозначение комплекса действий, в процессе которых происходит углубленная разработка проектируемого объекта. В чертежах и объемных моделях формируется окончательный образ объекта, конкретизируются детали его композиционной, функциональной, конструктивной структуры.

4 этап — исполнение объекта в материале (строительство). Используя информацию, полученную в чертежах и объемных моделях, объект исполняют в материале. В разные периоды развития архитектуры к началу этого времени готовились мероприятия, касающиеся формирования коллектива строительных, транспортных, отделочных рабочих, комплекса мер по финансированию и организации строительства и т.д.

5 этап — проверка. Происходит комплексная проверка эксплуатационных качеств архитектурного сооружения. Этот процесс начинается с всесторонней оценки функциональных и эстетических качеств завершенной постройки. Такая оценка продолжается на всем протяжении "жизни" объекта. Его качество подвергается проверке временем, результатом которой является или сохранение здания в неизменном виде, как неотъемлемой части культурной и материально-пространственной среды, или его перестройка и реконструкция или, в худшем случае, его полное уничтожение.

Разделение проектного процесса на этапы весьма условно и правомерно лишь для анализа проектного процесса в условиях реальной практики или обучения. Опытный архитектор в зависимости от конкретных условий произвольно расчленяет процесс проектирования, уделяя большее внимание одним из его составляющих и разрушая границы между другими. Для учебного проектирования чрезвычайно важно акцентированное внимание к целям и приемам каждого этапа проектного поиска, так как в этом случае осознается назначение и роль каждого этапа.

Ориентируясь на принятую в наше время систематику совершенствования проектного замысла, процесс проектирования расчленяется на пять следующих этапов: ориентировку, поиск, разработку, исполнение в материале (строительство), проверку. Это поэтапное разделение условно обозначает основные последовательные стадии творческой работы над проектом. Их можно в общих чертах охарактеризовать таким образом:

1 этап — ориентировка. Проводятся подготовительные мероприятия, предшествующие проектированию. Определяются требования к будущему объекту, его месту в окружающей природной или городской среде.

2 этап — поиск. Ведется напряженная работа, в процессе которой последовательно дополняются, расширяются, конкретизируются представления автора о будущем объекте. Появляются первые эскизы объекта.

3 этап — разработка проекта. Необходимо уточнить, что под проектированием понимаются все стадии работы над объектом. Разработка проекта — условное обозначение комплекса действий, в процессе которых происходит углубленная разработка проектируемого объекта. В чертежах и объемных моделях формируется окончательный образ объекта, конкретизируются детали его композиционной, функциональной, конструктивной структуры.

4 этап — исполнение объекта в материале (строительство). Используя информацию, полученную в чертежах и объемных моделях, объект исполняют в материале. В разные периоды развития архитектуры к началу этого времени готовились мероприятия, касающиеся формирования коллектива строительных, транспортных, отделочных рабочих, комплекса мер по финансированию и организации строительства и т.д.




5 этап — проверка. Происходит комплексная проверка эксплуатационных качеств архитектурного сооружения. Этот процесс начинается с всесторонней оценки функциональных и эстетических качеств завершенной постройки. Такая оценка продолжается на всем протяжении "жизни" объекта. Его качество подвергается проверке временем, результатом которой является или сохранение здания в неизменном виде, как неотъемлемой части культурной и материально-пространственной среды, или его перестройка и реконструкция или, в худшем случае, его полное уничтожение.

Разделение проектного процесса на этапы весьма условно и правомерно лишь для анализа проектного процесса в условиях реальной практики или обучения. Опытный архитектор в зависимости от конкретных условий произвольно расчленяет процесс проектирования, уделяя большее внимание одним из его составляющих и разрушая границы между другими. Для учебного проектирования чрезвычайно важно акцентированное внимание к целям и приемам каждого этапа проектного поиска, так как в этом случае осознается назначение и роль каждого этапа.

Основные этапы проектного процесса. Понятия комплексности и последовательности в проектировании. Структура проектирования

Основной целью архитектурно-строительного проектирования является разработка проектной и рабочей документации на объекты строительства (гражданские, общественные, промышленные здания). Строительное производство и нормы проектирования постоянно изменяются, следовательно, любой проект должен изначально соответствовать требованиям и тенденциям в строительстве. Соответственно, специалисты, работающие в отрасли проектирования, обязаны проходить курсы повышения квалификации для подтверждения актуальных профессиональных знаний.

Особенности проектного процесса

Комплексность. Проектирование базируется на интеграции знаний из смежных областей архитектурно-строительных дисциплин (конструкции, архитектура, инженерное обеспечение, пожарная безопасность). Учитываются социальные и градостроительные факторы в создании проекта.

Последовательность. Выполнение проекта ведется по определенным этапам в зависимости от назначения объекта (предпроектный и проектный).

Знание нормативно-правовой базы в широком диапазоне. Например, кодексы (градостроительный, земельный), технические регламенты (о безопасности зданий и сооружений), своды правил (на проектирование зданий, эвакуационные пути и выходы), государственные стандарты.

Использование цифровых технологий в подаче графического материала. 2D-проектирование (альбомы чертежей – планы, разрезы, фасады), создание 3D-моделей (визуализация объекта в среде), BIM (информационное моделирование с использованием специального программного обеспечения).

В процессе проектирования также выделяют его структурность, которая устанавливает следующие стадии в работе над объектом:

сбор исходно-разрешительных документов (на права собственности, техническое задание и условия);

инженерные изыскания на участке строительства (например, геодезические и геологические);

эскизное проектирование (разрабатываются принципиальные объемно-планировочные решения объекта, чертежи общего вида и пояснительная записка);

разработка проектной и рабочей документации;

экспертиза (проверка на соответствие действующим нормативно-правовым документам).

В итоге формируется комплект документов на строительство в текстовой и графической форме, содержащий необходимые данные об объекте.

На нашем сайте представлена информация об образовательных программах в области проектирования и сертификации .

Виды проектирования (в зависимости от объекта):

  • Проектирование технических систем,
    • Техническое проектирование,
    • Электротехническое проектирование,
    • Проектирование инженерных систем.
    • Архитектурно-строительное проектирование,
    • Градостроительное проектирование,
    • Технологическое проектирование.
    • Дизайн интерьера,
    • Промышленный дизайн,
    • Ландшафтный дизайн.

    Что такое проект?

    • Проект - комплект документации, предназначенный для создания определённого объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации (например проект здания, сооружения или изделия);
    • Проект - предварительный либо незавершенный текст какого-либо документа (например, проект договора);
    • Проект - программа, план действий, комплекс работ, подлежащих воплощению.

    Существует принятое на международном уровне определение проекта прописанное в стандарте по управлению проектами - ISO 21500. Этот стандарт был принят единогласным голосованием 37 стран Евросоюза, при отсутствии замечаний от 12 стран-наблюдателей.

    Проект — это уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определённым заранее требованиям.

    Подведем небольшой итог. Проект:

    • Уникальный набор протекающих и ограниченных во времени действий, этапов проекта.
    • Для осуществления проекта необходима проектная команда и координатор проекта, который даёт задания, следит за прогрессом и сроками выполнения процессов
    • Проект, как и процессы внутри его, ограничен во времени – он имеет начало и конец.
    • У проекта обязательно должна быть цель и предполагаемый результат, с помощью которых решается личная, общественная или государственная проблема.

    Виды проектов (в зависимости от объекта)

    Вид проекта

    На что направлен

    на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

    на доказательство или опровержение какой – либо гипотезы.

    На сбор информации с целью её анализа и представления для широкой аудитории.

    Привлечение интереса публики к проблеме проекта

    Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта.

    Продукт

    Заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

    Результат исследования (доказательство или опровержение гипотезы)

    Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому – либо вопросу, публикация в СМИ, в том числе в Интернете.

    Этот проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

    Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и пр.)

    Тип деятельности

    Практическая деятельность в определенной области

    Деятельность, вязанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями.

    Деятельность, связанная со сбором, проверкой, обработкой информации из различных источников; общение с людьми как источник информации

    Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от целевой публики

    Деятельность, связанная с групповой коммуникацией.

    Этапы проектной деятельности

    Шаг 1. Определение потребности

    Потребность определяется при помощи жизненного опыта, социологических исследований либо извлекается из общеизвестной проблемы.

    Шаг 2. Обозначение требований к объекту, к конечному результату

    Иными словами – ожидаемые результаты, чего мы хотим достичь кроме решения проблемы и удовлетворения потребности. Или как будет выглядеть это решение.

    Шаг 3. Выработка первоначальных идей

    Шаг 4. Анализ идей

    Шаг 5. Выбор одной идеи

    В трех предыдущих шагах действуют правила эвристических методов, и прочих методов генерации и отбора идей.

    Шаг 6. Планирование

    Каждый шаг, который подлежит реализации должен быть зафиксирован с обозначением сроков и ответственных за реализацию.

    Шаг 7. Реализация проекта

    Во время реализации допустима корректировка плана.

    Шаг 8. Оценка, анализ и рефлексия

    Обязательные составляющие проекта

    Для полной картины стоит рассмотреть обязательные составляющие проекта:

    • Титульный лист
    • Пояснение актуальности проблемы
    • Цели и задачи проекта
    • Механизмы реализации
    • Календарный план
    • Бюджет проекта
    • Ожидаемые результаты
    • Критерии оценки эффективности

    Титульный лист. Оформляется на отдельном листе. Может включать в себя: название проекта, сроки начала и конца проекта, список рабочей группы (ФИО + контактная информация), полная общая стоимость проекта, география проекта.

    Пояснение актуальности проблемы. Любой проект должен быть направлен на решение какой-либо проблемы. Необходимо учитывать реальные личные возможности и возможности организации при определении проблемы, а также ее актуальность для молодежи и общества в целом. Пред разработкой проекта всегда полезно провести небольшой опрос, действительно ли эта проблема является острой для других людей (т. е. нужно ли это будет кому – то кроме вас).

    Цели и задачи. Цель проекта – это то, чего вы хотите достичь. Цель проекта – полное или частичное решение поставленной проблемы. Задачи проекта – это шаги к достижению Цели. Задачи должны быть четко сформулированы и выстроены в логической и временной последовательности их решения. Проект может иметь несколько Целей, в таком случае необходимо будет разработать отдельный спектр задач для каждой из поставленных целей.

    Механизмы реализации. В этом пункте необходимо четкое описание конкретных действий в рамках КАЖДОГО шага проекта. Механизмы реализации могут зависеть от масштаба проекта, возможностей организации, бюджета и других ресурсов.

    Календарный план реализации проекта. Неспособность уложиться в сроки становится серьезной проблемой перед многими на пути реализации проекта. Но в большинстве случаев это связано с халатным отношением к срокам у самих людей. Ключом к успешному проекту является грамотное планирование. Зачастую планирование проектов игнорируется, и работа начинается как можно быстрее. А между тем грамотно спланированная работа экономит время, деньги и позволяет избежать многих проблем.

    Бюджет проекта - план затрат, необходимых для его исполнения, в стоимостном выражении. Главная функция бюджета — отражать в ходе проекта его расходы и избежать перерасхода. Некоторые неточности в бюджете неизбежны, но они не должны быть следствием недостаточной работы над планом. Представляет собой самый важный документ. Он должен быть тщательно проработан.

    После составления бюджета, необходимо обосновать статьи расходов . Это нужно как для вас, так и для ваших спонсоров.

    По завершению проекта вам необходимо будет представить отчет о проделанной работе. Форма отчета может быть практически любой: это может быть официальный документ, а может быть и один из вариантов выходов проекта: web-сайт, бизнес-план, видеофильм, выставка, журнал, законопроект, система школьного самоуправления, и многое другое.

    Когда проект закончен, отчет прочитан и проблема решена, то следующим очень важным этапом является анализ.

    Критерии оценки эффективности:

    Анализ – очень важный этап проекта, но не заключительный. Остается еще один: по завершению анализа в силу вступит уже известное вам последействие, т.е. внедрение в работу предложений по улучшению ведения, организации, планирования, реализации проекта. И вот этот этап может длиться вплоть до конца следующего проекта.

    Понятие и виды

    Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

    Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

    а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

    б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

    в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

    В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждении дополнительного образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.

    Виды социальных проектов:

    • Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
    • Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
    • Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
    • Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
    • Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

    Структура социального проектирования

    Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

    Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

    Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

    Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

    Социальное проектирование — цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.

    Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

    Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

    Из чего состоит социальный проект?

    Исследование -> Проблема -> Цель -> Задачи -> Методы -> Шаги -> Бюджет -> Оценка

    Каждый этап – это логический шаг в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована объективными данными, выявленными путем исследования. Цель (конечный результат) должна плавно вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия и иметь конкретные количественные и качественные результаты. Каждый метод – это инструмент, с помощью которого решается задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того, чтобы оценить результат нужна шкала оценки.

    Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Покажите причины этого негативного явления и его последствия.

    Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). В хорошо простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т.е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.

    Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами.

    Именно в этом разделе нужно описать категорию благополучателей – целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.

    Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.

    Цель и задачи проекта.

    Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.

    Фактически цель – это уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин.

    Задачи, которые предполагается решить для достижения поставленных целей.

    Задачи – конкретное описание того, что будет выполненно и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являтьсянеобходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

    Признаки хороших задач:

    • Являются логическим следствием проблемы;
    • Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь);
    • Сформулированны четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;
    • Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта.

    Методы реализации проекта.

    Метод – это инструмент с помощью которого достигается цель проекта.

    Один из самых объемных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект.

    В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта. Организация должна ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их реализацию, какие ресурсы будут использованы. Самое главное – чтобы у эксперта не возникло никаких вопросов.

    При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:

    • Соответствие стратегий и механизмов цели и задачам проекта;
    • Соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности;
    • Соответствие деятельности заявленным результатам;
    • Реалистичность мероприятий, учитывая временные рамки и бюджет;
    • Инновационность / возможный риск;
    • Определены ли различные функции и как они распределяются среди сотрудников и исполнителей проекта;
    • Являются ли взаимосвязанными виды деятельности по проекту.

    Календарный план – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:

    Читайте также: