Проект в доу русский костюм
Обновлено: 06.07.2024
Целевая группа : дошкольники 5 – 6 лет, родители.
Содержание проекта:
В процессе ознакомления детей с русским народным костюмом во время проводимого занятия, мной был отмечен интерес детей к данному объекту.
Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, особенностям традиций русского народного костюма.
Познакомить детей с народными традициями русского народного костюма, его характерными чертами (функциональность, комплексность, декоративность, конструктивность); народными названиями видов одежды.
Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству.
Дать детям знания об истории русского народного костюма.
Знакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежда, моделирование, женское рукоделие, способы украшения к символике русского народа.)
Развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
Актуальность:
Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.
В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Этапы реализации:
1 этап – Подготовительный.
Изучение методической литературы по теме, подбор иллюстративного, демонстрационного материала, подбор дидактических, игр, творческих заданий, предварительные беседы с родителями воспитанников; разработка перспективного планирования деятельности по теме данного проекта.
2 этап – Основной.
3 этап – Заключительный.
Планируемые и полученные результаты:
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к людям.
Знакомство с национальными играми, сказками, костюмами.
Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы
Порадовало то, что дети стали использовать полученные знания не только на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
для детей старшей группы ДОУ.
Воспитатель: Головинская Н.Ю.
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим русскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
Тип проекта: исследовательско — творческий.
По времени проведения: краткосрочный (май).
Участники: дети старшей группы , воспитатель, родители.
По числу участников: групповой.
Актуальность: Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Гипотеза: Национальная одежда - это часть отечественной истории, отражение многовековой жизни народов нашей родины, их обычаев и традиций.
Цель: Формировать патриотические чувства у детей посредством
ознакомления с русским народным костюмом.
1. Расширять представления детей о старинном русском костюме.
2. Формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма;
3. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
Предполагаемые результаты: Воспитанники получат больше информации об историческом прошлом русского народа, научатся ценить русский народный костюм как необходимый элемент национального декоративно-прикладного творчества.
Дети получат навыки украшения декоративными орнаментами предметов одежды, научатся читать семантические знаки русского народного узора.
Развитие творческой активности детей.
Родители - заинтересованные участники проекта, будут ориентированы на развитие у ребёнка потребности к расширению творческой деятельности детей через совместную проектную деятельность, получат возможность прикоснуться к истокам народной мудрости и к истории русского народного семейного воспитания детей.
Методы проекта:
- Чтение художественной литературы ;
- НОД по рисованию, лепке и аппликации;
- все виды игр (дид/и, народные, сюж/рол, );
- творческая мастерская.
Этапы проекта:
Определение цели и задач проекта. Составление плана основного этапа проектирования. Разработка перспективного плана. Изучение необходимой литературы, поиск необходимых сведений в интернет ресурсах. Подготовка материала необходимого для проведения проекта.
Создание предметно развивающей среды по теме проекта.
Деятельность детей состоит из трех вопросов:
2. Что хотим узнать?
3. Где и как это можно узнать?
2 этап - исследовательский
Рассматривание иллюстраций и фотографий, репродукций картин, просмотр презентаций. Проведение бесед по теме. Вовлечение родителей в проектную деятельность.
Представлен проект для детей и родителей "Русский народный костюм". Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа и его представления о прекрасном.
Оценить 312 0
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение -
Барабинского района Новосибирской области
Подготовила воспитатель ВКК Усольцева Любовь Васильевна
Вид проекта : познавательно-продуктивный
Участники : родители, дети, воспитатели.
Возраст детей : 5-7 лет
Актуальность:
У русской национальной одежды многовековая история. Ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа.
Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа и его представления о прекрасном.
Русская национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
Цель : сформировать представления детей о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Задачи:
1. Привлечь внимание родителей и детей к изучению и сбору материала о деталях русского народного костюма.
3. Развивать мышление, зрительное, слуховое, целостное восприятие, внимание,
4. Развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками посредством познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей, обсуждения русских народных сказок, рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам.
5. Способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за русский народ посредством восприятия русских народных сказок, рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам, ситуативных разговоров, продуктивной деятельности.
7. Обеспечить эмоциональное благополучие детей во время всех мероприятий.
Предполагаемые результаты:
- расширены представления детей о русском народном костюме;
- сформирован интерес к русской народной культуре;
- воспитание чувства гордости за русский народ.
Этапы реализации проекта:
I.Подготовительный этап.
2.Постановка, проблемы, цели и задач.
3.Разработка плана реализации основного этапа проекта.
4. Проведён опрос детей и анкетирование родителей.
5.Организация развивающей среды в создании условий для реализации проекта:
- подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор наглядно-дидактического материала;
На первом этапе работы проведён опрос детей и анкетирование родителей об участии в данной деятельности. Далее дети с помощью родителей и воспитателя стали собирать материал: вырезки из журналов и газет, сбор информации о народных костюмах, рисование элементов костюмов, составление пословиц, загадок, сбор любимых народных книг, изготовление совместно с родителями атрибутов для игр, изготовление костюмов и т.д.
Результаты анкетирования родителей
1Считаете ли вы тему проекта интересной и актуальной?
Да – 20 человек (100%)
Какие виды народного творчества вы знаете?
Фольклор – 13 человек (65%)
Народные танцы – 7 человек (35%)
Народные промыслы – 3 человека(15%)
Нет ответа, не знаю – 5 человек (25%)
2Употребляете ли вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки?
Да – 8 человек (40%)
Иногда – 9человек (45%)
Нет – 3 человека (15%)
3Какие русские народные промыслы вам знакомы?
Жостово – 2 человека (10%)
Дымка – 5 человек (25%)
Гжель – 6 человек (30%)
Хохлома – 9 человек (45%)
Резьба по дереву – 7человек (35%)
Городец - 4 человек (20%)
Плетение - 3 человека (15%)
Керамика - 4 человека (20%)
Вышивка - 7 человек (35%)
Оренбургский платок - 4 человека (20%)
Нет ответа, не знаю – 4 человек (20%)
4Поете ли вы ребенку колыбельные песни?
Да – 5 человек (25%)
Иногда – 7 человек (35%)
Нет – 8 человек (40%)
5Готовы ли вы принять участие в проекте?
Да – 11 человек (60%)
Возможно – 4 человека (13%)
Нет – 5 человек (27%).
II. Основной этап.
Реализация тематического плана.
Реализация содержания проекта в интеграции образовательных областей
1. Игровая деятельность
2. Театрализованная деятельность
1. Экскурсия в краеведческий музей
2. Экскурсия в библиотеку
3. Непрерывная непосредственно образовательная деятельность:
5. Заучивание стихотворений, загадок
1. Продуктивная деятельность
III. Заключительный этап
Анализ результатов проекта.
1. Подведение итогов с детьми и родителями (анализ), внесение необходимых корректив в ход реализации проектной деятельности.
На протяжении проекта родители вносили свои предложения.
Решено было пополнить мини – музей русскими народными костюмами.
2.Оформление результатов проектных исследований.
Совместно с детьми были составлены информационные альбомы, оформлен мини-музей, пошиты совместно с родителями народные костюмы, в которых в дальнейшем дети участвовали в творческих концертах и показах не только в ДОУ но и в концертах, проводимых в городе.
История о том, как подружились Сарафан и Рубаха.
Звучит русская народная мелодия.
Рассказчик: Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.
Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.
Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.
Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?
Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.
Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?
Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.
Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.
Дети идут по кругу со словами:
Наш платочек голубой, поиграть хотим с тобой.
Ты беги, платок, по кругу, выбирай скорее друга.
В это время водящий ходит с платком по внешней стороне круга. После слов он роняет платок. Участник, за спиной которого упал платок, поднимает его и бежит в противоположную от водящего сторону. На свободное место встает тот, кто быстрее добежит.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Возраст детей: старшая группа (5-6лет)
Актуальность проекта:
В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
У русской национальной одежды многовековая история. Ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа.
Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа и его представления о прекрасном.
Русская национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
Проблема: недостаточные знания детей о том, как одевались наши предки, о истории русского костюма; дети захотели узнать, в какой одежде ходили люди на Руси.
Цель: сформировать представления детей о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Задачи проекта:
Для детей
- Познакомить детей с народными традициями русского народного
костюма, его характерными чертами (функциональность, комплексность, декоративность, конструктивность); народными названиями видов одежды. - Знакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, женское рукоделие, способы украшение к символике русского костюма).
- Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству.
Развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности. - Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.
- Поддерживать у детей и потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
- Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
Обогащать словарный запас дошкольников.
Для педагогов: - Способствовать расширению представлений детей о русском национальном костюме.
- Привлечь внимание к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.
- Развивать познавательные способности детей в исследовательской и творческой деятельности; активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом, активизировать словарь детей.
- Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений.
Для родителей
- Познакомить родителей с историей русского национального костюма.
- Привлечь внимание родителей к изучению и сбору материала о деталях русского народного костюма
- Способствовать развитию творческого потенциала родителей с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
- Воспитывать стремление сохранения и укрепления семейных традиций.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Продукты проекта:
Основные этапы реализации проекта:
1.Работа с детьми:
1.Подготовительный:
а) Выявление первоначальных знаний детей о русском народном костюме.
б) Информация родителей о предстоящей деятельности.
в) Планирование работы
г) Формирование тем для занятий
е) Подобрать сказки, стихи, загадки об одежде .
ж) Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
з) Настольный театр, плоскостной магнитный театр.
Основной этап:
Совместная деятельность детей и воспитателя:
Познавательное развитие
Беседы:
Женский русский национальный костюм
Мужской национальный костюм
Головные уборы наших предков
В чем ходили наши предки, (Плетение лаптей.)
Чтение художественной литературы:
Художественно-эстетическое развитие
Рассматривание репродукций картин разных художников Русский костюм.
Аппликация:
Социализация
Дидактические игры и упражнения:
Пальчиковая гимнастика:
Театрализованная деятельность.
Сюжетно-ролевые игры :
Цель: Закрепление названий предметов одежды, её назначение. Воспитание культуры поведения в общественных местах.
Оповещение родителей о создании мини- музея в группе.
Родители: совместно с детьми и воспитателем организуют мини – музей в группе, собирают материал по ознакомлению детей с историей русского народного костюма.
Ожидаемые результаты по проекту:
Формировать познавательную активность, приобщая к национальной культуре, интерес к фольклору.
1.Дети познакомились с историей русского народного костюма и его элементами, предметами крестьянского быта.
2.Закрепилось представления детей о головных уборах их особенностях, внешнем виде;
3.У детей сформировались уважение и бережное отношение к народному костюму и предметам старины
- У детей будет воспитано чувство гордости за русский народ;
5.По итогам опроса родителей, дети получили много интересной и познавательной информации.
7.Овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми.
8.Стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности познавательная, поисковая, творческая, игровая
Читайте также: