Органы системы органов организм единое целое 9 класс план урока

Обновлено: 30.06.2024

Учитель: Сегодня мы поговорим о растительных организмах, которые, обладая всеми признаками живых организмов, могут существовать на разных уровнях организации – от клеточного до организменного. Усложняясь в ходе эволюции, растения видоизменялись, совершенствовались, приспосабливались к разным условиям жизни. Но на всех уровнях они являются биологическими системами, состоящими из взаимосвязанных, соподчиненных частей, взаимодействующих между собой и образующих единое целое. (Слайд №1)

Сегодня на уроке мы будем работать с инструктивными индивидуальными картами. (см. Приложение 1)

Запишите число и свою фамилию в верхнем правом углу карты.

(Запись числа, фамилий учащихся в инструктивные индивидуальные карты урока.)

2. Уровни организации живого. Их усложнение в ходе эволюции.

Проблемный вопрос.

- Как вы понимаете выражение биологическая система?

Биологическая система – целое, составленное из частей соединение, множество закономерно связанных друг с другом функциональных элементов, представляющих собой целостное образование, единство. (Слайд №2)

- Можно ли клетку назвать биологической системой?

- Вспомните, из каких частей состоит клетка? (Слайд №3)

Я покажу их на слайде, а вы правильно назовите составные части клетки. (Ядро, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, ЭПС, рибосомы, митохондрии и т.д.)

Перед вами лежит инструктивная карта, найдите на ней задание №1.

Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, а ответ в и. п. молча впишите в прямоугольник, соответствующий номеру вопроса.

  1. Наименьшая часть любого живого организма – это . . . (клетка).
  2. Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует . . . (ткань).
  3. Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это . . . (орган).
  4. Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют . . . (систему органов).
  5. Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться . . . (организмом). (Слайд №4)

Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, а из тканей состоят органы. Органы образуют живой организм. (Слайд №5)

3. Организм – единая, целостная, открытая биологическая система.

Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое.

(Дети продолжают запись в индивидуальную карту.)

А теперь перейдём к рассмотрению растений на более сложном эволюционном уровне.

- Давайте вспомним, как устроен растительный организм? (Растительный организм состоит из следующих органов: корневая система, стебель, листья, цветок, плод с семенами.) (Слайд №7)

- Я вам буду показывать составные части растительного организма на слайде, а вы будете подписывать их на рисунке задания №2 в левой части листа чётко и аккуратно.

Таким образом, растительный организм – это система взаимосвязанных органов. (Слайд №8) Закончили работу?

Тогда я открою вам один секрет.

Однажды, а это было ранним июньским утром, мне удалось услышать очень интересную историю. Сейчас я предлагаю вам её послушать.

Инсценирование.

(У доски органы растения: стебель, лист, корень, цветок, плод. Все ученики в костюмах. Слова автора говорит учитель.)

Разыгрывается задача следующего содержания:

Большое спасибо, ребята, садитесь.

Ребята, вы очень внимательно послушали эту историю, а теперь я предлагаю вам решить задачу №3 (карточка №1).

Задача. Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке. Соедините их линиями простым карандашом. (Слайд №9)

А – один из органов растения, занимающий боковое положение и выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и испарения.

Б – осевая часть побега, которая несёт на себе листья, почки и цветки.

В – осевой вегетативный орган растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепляющий растение в почве.

Г – орган размножения цветкового растения, из которого образуется плод с семенами.

Проверьте правильность выполнения задания. (Слайд №10)

Вика, мне кажется, ты что-то хотела спросить у ребят.

- А как вы, ребята, думаете: кто из органов для растения самый главный? Ответ свой обязательно обоснуйте. (Итак, для растения все органы одинаково важны. Они взаимосвязаны между собой. Именно благодаря этому организм живёт как единое целое.)

Вы хорошо поработали, а теперь сделаем небольшую паузу.

Физкультурная минутка.

  1. Ветер дует мне в лицо,
    закачалось деревцо.
    Ветер тише, тише, тише;
    деревцо всё ниже, ниже. (Слайд №11)
  2. Мы становимся все выше,
    достаем руками крыши.
    На два счета поднялись,
    три – четыре руки вниз. (Слайд №12)

Предлагаю вам решение новых биологических задач:

И.А.Крылов написал замечательные строки:

- О каких органах растения он написал? (Лист и корень.)

Узелки на память. (Слайд №14)

  • Учёными доказано, что чем больше листьев, тем продуктивнее дерево.
  • Для созревания одного яблока необходимо питание от деятельности 70 листье.

- Докажите, что мы, зелёные листья, необходимы растениям для жизни. (Образование органических веществ, т.е. фотосинтез, в листе происходят сложные процессы - дыхание, испарение воды, видоизменённые листья, напр. Колючки у кактуса - защитную функцию, а усики гороха - опорную функцию.) (Слайд №15)

- От какого процесса, происходящего в листьях, зависит поглощение воды корнями. (Испарение.)

Узелки на память. (Слайд №16)

А теперь задача посложнее, но я уверена, что вы с ней обязательно справитесь.

Задача №4 в инструктивной карте.

- Найдите начало головоломки. Это слово где, и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое кол-во слогов, вы сможете прочитать пословицу. (Где нет листьев, там нет и фруктов.) (Слайд №17)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных в-в. А может ли растение жить без корней? (Не может. Растение крепится в почве с помощью корня. Корневая система поглощает из почвы воду и растворённые питательные вещества.)

- Какое значение стебель имеет для жизни всего растения? (Стебель выносит листья к свету, на нём располагаются почки, цветки и плоды. Он служит растению опорой, связывает между собой все части растения, по нему передвигаются вода, минеральные и органические вещества; выполняет стебель и запасающие функции.)

Итак, ребята, вы сами помогли мне сделать выводы

Растение – это целостный организм, а это значит (Слайд №18):

  1. Строение и функции листа, стебля, корня взаимосвязаны, а развитие растений шло по пути приспособления органов к выполнению определённых функций.
  2. Все органы связаны между собой. Жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, т. е. организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой – либо части организма может привести растение к гибели.
  3. А нормальное функционирование всех органов растения позволяет осуществлению обмена в-в и энергии, необходимых для процессов жизнедеятельности, способствующих нормальному росту и развитию растения.

Предлагаю их прочитать ещё раз и запомнить.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились на уроке. Большое спасибо Вике, Ксюше, Саше, Вике, Лене, Толе, а также всем ребятам, которые проявили на уроке наибольшую активность. Соберите инструктивные карты. За работу в них вы все получите оценки.

Домашнее задание. (Слайд №19)

Нормальное функционирование всех органов растения способствует его нормальному росту и развитию.

Рассказ об этом приготовила Наташа.

Бамбук – древовидная трава. (Слайд №20)

4. Подведение итогов.

Таким образом, в ходе эволюции растительных организмов шло усложнение их организации как систем: от клетки – открытой, саморегулирующейся системы, до организма, также являющегося биологической системой, осуществляющего с окружающей средой обмен веществ и функционирующего как единое целое.


Цель урока: закрепление знаний учащихся о взаимосвязи строения и функции клеток и тканей живых организмов, их многообразии; формирование представления об организме как о целостной системе.

1) Образовательные:

- сформировать представление учащихся об организме как о целостной системе;

- рассмотреть примеры негативного влияния работы органов на весь организм.

2) Воспитательные:

- формирование экологического мышления;

- продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой.

3) Развивающие:

- продолжить развитие умений работать с учебником и тестовыми материалами;

- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

1.Организационный момент.

-Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

- Я желаю, чтобы урок был интересен и полезен для вас.

2. Актуализация знаний.

На нашей планете мир живых существ очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.

- Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми?

- Вспомните и назовите свойства живого.

Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.

Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут существовать на разных уровнях организации.

- Назовите уровни организации живого. Для этого выполните следующее задание:

Задание - Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня

- Наименьшая часть любого живого организма – это .

- Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует .

- Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это .

- Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют .

- Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться .

(Показываю название уровней на слайде №1)

Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях организации, от клеточного до организменного

На всех уровнях организации жизни организмы – это биологические системы. Сегодня на уроке мы попробуем доказать, что живой организм – единое целое

3. Изучение нового материала

Понятие о системе

Проблемный вопрос.

- Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или животном как об открытой целостной системе?

Система – (от греч.) – это целое, составленное из частей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единство (Н.Ф.Реймерс. Краткий словарь биологических терминов)

2. Клетка – открытая система

- Вспомните, из каких частей состоит клетка?

Покажите их на таблице

-Взаимосвязаны ли они между собой?

-Взаимодействуют ли они друг с другом?

Таким образом, клетку можно назвать биологической системой.

-Обменивается ли клетка с окружающей средой веществом и энергией?

Клетки, объединяясь, образуют ткани

Вопросы: 1).Что называется тканью?

2). Почему при изучении тканей нужен микроскоп?

3). Какие виды тканей растений и животных вам известны?

Сыграем в игру “Угадай-ка”, в ходе которой узнаем, существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями?

Самостоятельная работа (по карточкам)

По особенностям строения и функциям узнайте, о какой ткани растительного организма идёт речь?

Задание 1. - Где в растении находятся фотосинтезирующая и запасающая ткани?

Задание 2.- После полива завядшие листья принимают нормальный вид. Объясните, за счет, какой ткани это происходит

Вывод: между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями существует взаимосвязь.

- Можно ли ткань назвать системой? Объясните, почему?

Давайте вернёмся к нашей схеме и вспомним, какой уровень организации следует за тканевым?

Вопросы: - Что такое орган?

Вывод: Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, из тканей состоят органы, а группы органов, связанные общей работой, образуют систему органов.

-Проведем физкультминутку.Сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваши системы органов - нервная и мышечная. Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.

2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа)

3. Присели. (Я касаюсь уха)

4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)

5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.

6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)

7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)

8. Опустили руки.

9. Сели на места.Молодцы!

4. Организм – открытая единая целостная система

-Единицей этого уровня является организм. Что такое организм?

- Из каких частей состоит живой организм?(Работа у доски).

- Назовите и покажите на таблице органы пищеварительной системы человека. Назовите функции пищеварительной системы

- Назовите функции системы органов дыхания.Назовите и покажите их на таблице.

Проблемный вопрос. Представьте себе, что вы уменьшились настолько, что можете путешествовать внутри организма животного.

- Сможете ли вы попасть из ротовой полости в сердце, лёгкие, почки? Опишите маршрут своего движения. Объясните, почему это возможно. Можно ли организм назвать биологической открытой системой? Попробуйте доказать это самостоятельно, используя при ответе конкретные примеры, например, комнатные растения, иллюстрации на доске, в учебнике.

5. Нарушение целостности живого организма

-Целостность живого организма может нарушаться. К каким последствиям может привести данное явление?Рассмотрите рисунки в учебнике. Что вы можете сказать? (Беседа).

- Посмотрите записи в тетради и попробуйте самостоятельно сформулировать вывод по уроку.

4. Отработка изученного (рефлексия)

Послушайте стихотворение и определите, о каком органе растения идёт речь:Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых,

А потом цветов нам стало жалко.

Снова в землю закопали их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без чего расти они не станут?

- Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных веществ. А может ли растение жить без корней?

Приведите другие примеры из учебника или личного наблюдения

Закончите устно предложения:

1. А вы знаете, что сегодня на уроке я______________________

2. Самым сложным для меня сегодня было_________________

3. Сегодня я задумался__________________________________

4. Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)

5. Подведение итогов и домашнее задание. Выставление отметок

- Вот и кончился урок,

И подводим мы итог!

Домашнее задание.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: выработать у учащихся представление об организме как едином целом.

Тип урока: раскрывающий содержание темы

Вид урока: урок самостоятельной работы с элементами ТРИЗ

Задачи:

- продолжить формировать понятия: орган, система органов, функции разных систем органов;

- охарактеризовать сущность регуляции жизнедеятельности;

- продолжить формировать умения распознавать на плакате органы и системы органов человека и описывать их.

Цель урока: выработать у учащихся представление об организме как едином целом.

Тип урока: раскрывающий содержание темы

Вид урока: урок самостоятельной работы с элементами ТРИЗ

- продолжить формировать понятия: орган, система органов, функции разных систем органов;

- охарактеризовать сущность регуляции жизнедеятельности;

- продолжить формировать умения распознавать на плакате органы и системы органов человека и описывать их.

- развивать умения работать с учебником;

- продолжить развитие трудолюбия через заполнение таблицы.

- воспитывать бережное отношение к своему организму и здоровью, интерес к строению своего организма.

Словесные (беседа, фронтальный опрос);

Наглядные (демонстрация рисунков в учебнике);

Практические (работа с учебником, таблицей).

Литература: Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 287 с.

Этапы урока:

Изложение нового материала

Закрепление изученного материала

Организационный момент

Изложение нового материала

Учитель: Ребята, кто может сказать, что такое орган?

Орган - часть тела, имеющая определенную форму, строение, мес­то и выполняющая одну или несколько функций.

Учитель: Правильно. А какие вы знаете органы?

Ребята отвечают на вопрос.

Учитель: Какие вы молодцы! Например, глаз, рука, легкие, сердце, аппендикс, гланды - это органы. Органы отли­чаются друг от друга формой, размерами и расположением. Органы, которые расположены в полостях тела, называются внутренними. Органы, выполняющие общие функции, составляют системы органов. Ребята, перед вами даны функции различных органов. Напишите органы, выполняющие те или иные функции.

(У детей таблицы без названия органов).

Главный орган дыхания, в котором происходит газообмен.

Благодаря этому органу кровь движется по сосудам. Кровь доставляет к клеткам и тканям кислород и необходимые вещества.

В этом органе начинается переваривание белков пищи.

С помощью этих органов выводятся из организма продукты обмена.

Парный орган, состоит из глазного яблока и вспомогателього аппарата.

Полый мышечный орган, при сокращении стенки происходит мочеиспускание.

Учитель: Ребята, а что называют системой органов?

Системой органов называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.

Учитель: Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов.Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, т.е. все органы объединены в системы органов. Сейчас вам необходимо выполнить самостоятельную работу по функциям систем органов.

Учащиеся заполняют таблицу самостоятельно, опираясь на текст учебника на стр. 41-43.

Поддерживают тело, служат местом крепления мышц, выполняют защитную функцию.

Сокращаясь, приводят в движение кости скелета, отвечают за перемещение в пространстве.

Выделение из организма конечных про­дуктов обмена веществ (соли, моча и др.)

Доставляет питательные вещества всем органам нашего тела и удаляет из них продукты обмена веществ.

Обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды.

Обеспечивает пищеварение и всасыва­ние питательных веществ в кровь.

Мужские половые органы - семенники

Обеспечивают продолжение рода.

Женские половые органы - яичники

Координирует работу всех органов нашего тела.

Учитель: В теле выделяют также и аппараты органов, разных по происхождению и строению, но объединенных общей функцией. Например: К ОДА (опорно-двигательный аппарат) относят скелетную и мышечную системы. Эндокринный аппарат объединяет различные железы внутренней секреции, вырабатывающие активные соединения, влияющие на обмен веществ в организме. Таким образом, организм состоит многих систем органов. Все системы органов образует целый организм.

Закрепление изученного материала

Беседа с учащимся. Действительно организм является системой, которая состоит из систем органов, а они из органов в свою очередь органы образованы из тканей, а ткани образуют клетки. Клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов, в том числе и человека.

Задание на дом

Прочитать стр. 39-43, ответить на вопросы в конце параграфа.

Цель урока: изучить возможные заболевания органов дыхания, причины их возникновения, меры профилактики этих заболеваний.

Тип урока: заключительный, или обобщающий

Вид урока: урок-проект

- учащиеся расширяют знания о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновывают пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему.

- учащиеся должны научиться делать подборку литературных источников, помогающих всесторонне исследовать вопрос влияния различных факторов на дыхательную систему;

- учащиеся должны научиться работать в группах, отстаивать свою точку зрения, совместно формулировать проблему и определять пути её решения, обобщать и анализировать информацию;

- учащиеся должны научиться грамотно задавать вопросы (исходя из темы исследования), обрабатывать полученные данные;

- продолжить развивать навыки публично выступать;

- вырабатывать умения работать с людьми;

- полученные знания на уроке о вреде курения превратить в систему личных убеждений.

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающему нас миру.

План-конспект урока биологии

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

План-конспект урока биологии "Организм как единое целое"

План-конспект урока биологии

План-конспект урока биологии "Организм как единое целое"

План-конспект урока биологии

План-конспект урока биологии "Организм как единое целое"

План-конспект урока биологии

План-конспект урока биологии "Организм как единое целое"

План-конспект урока биологии

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Читайте также: