Можно ли сказать что на описанной т мором утопии господствует всеобщая несвобода кратко

Обновлено: 04.07.2024

Культура Возрождения зародилась во Флоренции, а затем широко распространилась по всей Италии. Краткий период конца XV – первой трети XVI в. вошёл в историю как время её блестящего и всестороннего расцвета – Высокое Возрождение.

Конечно, даже в эпоху своего расцвета Ренессанс охватывал далеко не всё многообразие итальянской культуры, во многом ещё сохранявшей средневековые черты. Тем не менее новая культура всё более высоко ценилась в итальянском обществе. К ней приобщались, хотя бы поверхностно, не только придворно-аристократические круги и часть духовенства, но и все горожане. Светские и духовные владыки часто покровительствовали художникам, архитекторам, скульпторам. Щедрыми меценатами были правители Флоренции из рода Ме?дичи, герцоги Милана, Ферра?ры; не отставали от них и папы. Однако меценатство, позволяя деятелям новой культуры осуществлять их начинания, ограничивало свободу творчества: художники, архитекторы, скульпторы вынуждены были учитывать вкусы заказчиков.

В истории Италии конец XV – первая треть XVI в. – тяжёлое время. Республиканские ценности переживали кризис, утверждались монархические порядки. В ходе итальянских войн находившаяся в состоянии раздробленности страна оказалась лёгкой добычей иноземных армий. И в это трагическое время творили гении мировой культуры. Потомки сравнили их с мифологическими титанами, дерзнувшими бросить вызов самим богам.

Величайшим гением Возрождения был Леонардо да Винчи (1452–1519). В молодости он учился живописи, но гуманистического образования не получил и своими энциклопедическими знаниями был обязан только самому себе, своей жажде познания и огромному трудолюбию. Главным источником знаний о мире и человеке Леонардо считал опыт, понимая его очень широко: это и наблюдения за природными явлениями, и физический эксперимент, и инженерная конструкция. Он наблюдал за течением воды и полётом птиц, изучал строение человеческого глаза, интересовался физикой и анатомией, ботаникой и механикой.


Проект парашюта. Рисунок Леонардо да Винчи


Дама с горностаем. Картина Леонардо да Винчи


Можно ли считать Леонардо да Винчи гуманистом, если известно, что он не получил гуманистического образования?

Главный из осуществлённых Микеланджело замыслов в области скульптуры – ансамбль капе?ллы Ме?дичи во Флоренции. Статуи, олицетворяющие поступь времени, – День, Ночь, Вечер и Утро – при всей их физической мощи отмечены печатью душевной усталости персонажей.


Пьета (Оплакивание Христа). Скульптор Микеланджело

Не менее масштабным было творчество Микеланджело-архитектора. Именно ему принадлежала ведущая роль в сооружении главного здания католического мира – собора Св. Петра в Риме. В частности, по его проекту созданы западный фасад собора, барабан и самый большой в мире купол.

Рафаэ?ль Са?нти из Урби?но (1483–1520), хотя и прожил недолго, успел осуществить многие свои начинания. Он быстро нашёл собственный путь в искусстве и достиг вершин славы. Как истинный сын Возрождения, Рафаэль был многогранным мастером. Несколько лет он руководил строительством собора Св. Петра, расписал стены во многих залах Ватикана, создал великолепные портреты современников. Но более всего известны его совершенные по красоте образы Мадонны. В творчестве Рафаэля воплотилась гуманистическая мечта о прекрасном душою и телом человеке, пребывающем в полной гармонии с миром. Его образы светлы, радостны и лиричны, но он умел придать своим творениям и драматическую напряжённость.


Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем. Художник Рафаэль


Увенчание терновым венцом. Художник Тициан

Лучшие творения итальянских мастеров Высокого Возрождения навсегда остались в сокровищнице мирового искусства.

Так называют культуру Ренессанса в странах, расположенных к северу от Италии: в Германии, Нидерландах, Франции, Англии. Конец XV – первая треть XVI в. – это эпоха расцвета культуры Северного Возрождения. Севернее Альп новая культура распространилась не столь широко, как в Италии, однако и здесь появились свои титаны, создавшие бессмертные шедевры.


Эразм Роттердамский. Художник Г. Гольбейн Младший

Эразм был богословом, но совершенно непохожим на ограниченных и нетерпимых католических теологов того времени. Христианским он считал всё истинное. Это позволяло ему искать образцы мудрости и добродетели не только у христиан, но и у язычников. Тем самым Античность рассматривалась не как нечто враждебное христианству, а как основа развития культуры, совершенствования человека и общества.


Какие черты творчества Эразма Роттердамского свидетельствуют о том, что это человек эпохи Возрождения?

В искусстве Северного Возрождения ведущая роль принадлежала живописи. Уже в XV в. небывалого расцвета достигает искусство Нидерландов, а в конце XV – первой половине XVI в. свой золотой век переживает и немецкая живопись. Среди лучших её мастеров – Лу?кас Кра?нах Старший, тесно связавший своё творчество с идеями Реформации (ему принадлежат известные портреты Лютера), и Ганс Гольбе?йн Младший, ставший придворным живописцем английского короля и достигший удивительного совершенства в искусстве портрета.


Автопортрет. Художник А. Дюрер

Познание законов государства и общества


Никколо Макиавелли. Художник Санти ди Тито

Конец XV – первая треть XVI в. – эпоха Высокого Возрождения в Италии, время расцвета новой культуры. Тогда же идеалы Возрождения распространяются во многих странах Европы. Эта эпоха породила удивительные по глубине и многогранности талантов личности, оставившие нам богатое философское и литературное наследие, достижения технической мысли и бессмертные шедевры искусства.


Аскетизм – ограничение или подавление естественных желаний, отказ от роскоши, от радостей жизни.

Капелла – здесь: часовня, придел церкви; часто служила местом погребения знати.

1. Как меценатство влияло на развитие культуры эпохи Возрождения?

2. Что позволяет назвать Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля титанами Высокого Возрождения?

3. Что такое Северное Возрождение? Когда и в каких странах оно проявилось наиболее ярко?

4. Как вы думаете, почему мыслители эпохи Возрождения обратились к проблемам государственного устройства?

5*. Можно ли сказать, что на описанной Мором Утопии господствует всеобщая несвобода? Обоснуйте свой ответ.

1. Пользуясь дополнительной литературой (энциклопедии, книги по истории искусств и т. д.), подготовьте рассказ об одном из западноевропейских художников XVI в.

2. В публицистике на сочинение Т. Мора и вообще на первые утопии иногда возлагают ответственность за развитие коммунистических идей и попытки уже в XX в. осуществить их на практике. Выскажите своё мнение по этому поводу.

«Прибегая в отдельных случаях к жестокостям, государи поступают милосерднее, чем тогда, когда от избытка снисходительности допускают развитие беспорядков, ведущих к грабежу и насилию, потому что беспорядки составляют бедствие целого общества, а казни поражают только отдельных лиц… Тем не менее государь должен строго обдумывать свои слова и действия, не быть подозрительным без причины и следовать всем правилам благоразумия, не забывая о гуманности…

Люди, вообще говоря, неблагодарны, непостоянны, лживы, боязливы и алчны; если государи осыпают их благодеяниями, они выказывают приверженность к ним… но едва наступает опасность – бывают недалеки от измены…

Государь… должен соединять в себе качества льва и лисицы. Обладая качествами только льва, он не сумеет быть осторожным и избежать западни, которую ему поставят; будучи же только лисицей, он не сумеет защищаться от врагов…

Охарактеризуйте взгляды Макиавелли на природу человека. Перечислите принципы, которым, по мнению Макиавелли, должен следовать государь в своей политике. Как вы думаете, какие из этих принципов актуальны и в наши дни?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 14. Культура эпохи Возрождения

9 ЕВРОПА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ТУРКИ

9 ЕВРОПА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ТУРКИ

Картография эпохи Возрождения

Картография эпохи Возрождения Практические нужды развития сельскохозяйственного производства и торговли порождали необходимость описаний земельных угодий, сухопутных торговых путей, маршрутов морских каботажных и дальних плаваний, мест, удобных для якорных стоянок

Математика эпохи Возрождения

Математика эпохи Возрождения В XVI веке европейские математики сумели наконец сравниться в мудрости с византийцами и превзойти их там, где успехи византийцев были невелики: в решении

ГЛАВА ХVII. Белорусская народность и ее культура до эпохи национального возрождения

ГЛАВА ХVII. Белорусская народность и ее культура до эпохи национального возрождения § 1. Положение белорусской культуры в первой половине 19 в Все сказанное раньше о значении польской культуры в Белоруссии указывает на то, что эта культура весьма слабое имела действие на

СЕРЕБРО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И XVII ВЕКА В ЕВРОПЕ

Императоры эпохи Возрождения

Венецианские дожи эпохи Возрождения

Короли Неаполитанские эпохи Возрождения

Короли Неаполитанские эпохи Возрождения Роберт Анжуйский 1309-1343Иоанна I Анжуйская 1343-1381Карл III Дураццо 1381-1386Людовик II Анжуйский 1386-1400Владислав Дураццо 1400-1414Иоанна 11 Анжуйская-Дураццо 1414-1435Людовик II Анжуйский 1424-1434Рене Анжуйский 1435-1442Альфонс I Арагонский 1442-1458Фердинанд I

9.4. Содержание эпохи Возрождения

9.4. Содержание эпохи Возрождения Возрождение часто характеризуют как эпоху открытий, определивших ее новизну. Безусловно, среди этих открытий в первую очередь следует назвать открытие античности (и шире — открытие истории, обращенность к своей исторической традиции).

9.7. Искусство эпохи Возрождения

9.7. Искусство эпохи Возрождения Эпоха Возрождения — это время расцвета всех искусств, в том числе и театра, и литературы, и музыки, но, несомненно, главным среди них, наиболее полно выразившим дух своего времени, было изобразительное искусство. Неслучайно существует

ЛЕКЦИЯ № 23. Культура эпохи Возрождения

Двоевластие это: 1) ситуация в России после падения самодержавия, когда наряду с Временным правительством по некоторым вопросам общественной жизни общегосударственные решения выносил и осуществлял Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов,

Ответьте На Вопросы Письменно: 1. Когда Начался И Когда Закончился Поход Александра Македонского На Восток? Почему Александр Расправился С Жителями Тира? Почему Египет Сдался Без Боя? После Какой Битвы Персидское Царство Перестало Существовать?

Вопрос по истории:

Можно ли сказать, что на описанной Т.Мором Утопии господствует всеобщая несвобода? Обоснуйте свой ответ.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 03.12.2015 00:15
  • История
  • remove_red_eye 4578
  • thumb_up 32
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе История.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

История — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.


Английская революция XVII в., результаты которой были закреплены Славной революцией, имела важное значение для судеб не только Англии, но и всей Европы, а в дальнейшем – всего мира. Хотя во многих сферах жизни её результатами оказались не слишком значительные перемены, она нанесла смертельный удар стремлению Стюартов к неограниченной власти (абсолютизму). В стране утвердилась парламентская монархия, были созданы более благоприятные условия для развития экономики, и в частности для укрепления капиталистического уклада. Англия вышла из полосы социальных бурь не ослабленной, а окрепшей, утвердившись на передовых позициях в мире. В то же время Английская революция сопровождалась жестокой и кровопролитной гражданской войной, и её опыт заставлял англичан учиться искать и находить компромиссы в политической, социальной и религиозной сферах. И впредь для решения возникавших перед страной проблем англичане обходились без революций.

Глава 4
Культура стран Европы в XVI–XVII веках


Афинская школа. Фреска. Художник Рафаэль

§ 14. Культура эпохи Возрождения
На пути к Высокому Возрождению

Культура Возрождения зародилась во Флоренции, а затем широко распространилась по всей Италии. Краткий период конца XV – первой трети XVI в. вошёл в историю как время её блестящего и всестороннего расцвета – Высокое Возрождение.

Конечно, даже в эпоху своего расцвета Ренессанс охватывал далеко не всё многообразие итальянской культуры, во многом ещё сохранявшей средневековые черты. Тем не менее новая культура всё более высоко ценилась в итальянском обществе. К ней приобщались, хотя бы поверхностно, не только придворно-аристократические круги и часть духовенства, но и все горожане. Светские и духовные владыки часто покровительствовали художникам, архитекторам, скульпторам. Щедрыми меценатами были правители Флоренции из рода Ме́дичи, герцоги Милана, Ферра́ры; не отставали от них и папы. Однако меценатство, позволяя деятелям новой культуры осуществлять их начинания, ограничивало свободу творчества: художники, архитекторы, скульпторы вынуждены были учитывать вкусы заказчиков.

В истории Италии конец XV – первая треть XVI в. – тяжёлое время. Республиканские ценности переживали кризис, утверждались монархические порядки. В ходе итальянских войн находившаяся в состоянии раздробленности страна оказалась лёгкой добычей иноземных армий. И в это трагическое время творили гении мировой культуры. Потомки сравнили их с мифологическими титанами, дерзнувшими бросить вызов самим богам.

Эпоха титанов

Величайшим гением Возрождения был Леонардо да Винчи (1452–1519). В молодости он учился живописи, но гуманистического образования не получил и своими энциклопедическими знаниями был обязан только самому себе, своей жажде познания и огромному трудолюбию. Главным источником знаний о мире и человеке Леонардо считал опыт, понимая его очень широко: это и наблюдения за природными явлениями, и физический эксперимент, и инженерная конструкция. Он наблюдал за течением воды и полётом птиц, изучал строение человеческого глаза, интересовался физикой и анатомией, ботаникой и механикой.


Проект парашюта. Рисунок Леонардо да Винчи


Дама с горностаем. Картина Леонардо да Винчи


Можно ли считать Леонардо да Винчи гуманистом, если известно, что он не получил гуманистического образования?

Главный из осуществлённых Микеланджело замыслов в области скульптуры – ансамбль капе́ллы Ме́дичи во Флоренции. Статуи, олицетворяющие поступь времени, – День, Ночь, Вечер и Утро – при всей их физической мощи отмечены печатью душевной усталости персонажей.


Пьета (Оплакивание Христа). Скульптор Микеланджело

Не менее масштабным было творчество Микеланджело-архитектора. Именно ему принадлежала ведущая роль в сооружении главного здания католического мира – собора Св. Петра в Риме. В частности, по его проекту созданы западный фасад собора, барабан и самый большой в мире купол.

Рафаэ́ль Са́нти из Урби́но (1483–1520), хотя и прожил недолго, успел осуществить многие свои начинания. Он быстро нашёл собственный путь в искусстве и достиг вершин славы. Как истинный сын Возрождения, Рафаэль был многогранным мастером. Несколько лет он руководил строительством собора Св. Петра, расписал стены во многих залах Ватикана, создал великолепные портреты современников. Но более всего известны его совершенные по красоте образы Мадонны. В творчестве Рафаэля воплотилась гуманистическая мечта о прекрасном душою и телом человеке, пребывающем в полной гармонии с миром. Его образы светлы, радостны и лиричны, но он умел придать своим творениям и драматическую напряжённость.


Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем. Художник Рафаэль


Увенчание терновым венцом. Художник Тициан

Лучшие творения итальянских мастеров Высокого Возрождения навсегда остались в сокровищнице мирового искусства.

Северное Возрождение

Так называют культуру Ренессанса в странах, расположенных к северу от Италии: в Германии, Нидерландах, Франции, Англии. Конец XV – первая треть XVI в. – это эпоха расцвета культуры Северного Возрождения. Севернее Альп новая культура распространилась не столь широко, как в Италии, однако и здесь появились свои титаны, создавшие бессмертные шедевры.


Эразм Роттердамский. Художник Г. Гольбейн Младший

Эразм был богословом, но совершенно непохожим на ограниченных и нетерпимых католических теологов того времени. Христианским он считал всё истинное. Это позволяло ему искать образцы мудрости и добродетели не только у христиан, но и у язычников. Тем самым Античность рассматривалась не как нечто враждебное христианству, а как основа развития культуры, совершенствования человека и общества.


Какие черты творчества Эразма Роттердамского свидетельствуют о том, что это человек эпохи Возрождения?

В искусстве Северного Возрождения ведущая роль принадлежала живописи. Уже в XV в. небывалого расцвета достигает искусство Нидерландов, а в конце XV – первой половине XVI в. свой золотой век переживает и немецкая живопись. Среди лучших её мастеров – Лу́кас Кра́нах Старший, тесно связавший своё творчество с идеями Реформации (ему принадлежат известные портреты Лютера), и Ганс Гольбе́йн Младший, ставший придворным живописцем английского короля и достигший удивительного совершенства в искусстве портрета.


Автопортрет. Художник А. Дюрер

Познание законов государства и общества


Никколо Макиавелли. Художник Санти ди Тито

Подведём итоги

Конец XV – первая треть XVI в. – эпоха Высокого Возрождения в Италии, время расцвета новой культуры. Тогда же идеалы Возрождения распространяются во многих странах Европы. Эта эпоха породила удивительные по глубине и многогранности талантов личности, оставившие нам богатое философское и литературное наследие, достижения технической мысли и бессмертные шедевры искусства.


Аскетизм – ограничение или подавление естественных желаний, отказ от роскоши, от радостей жизни.

Капелла – здесь: часовня, придел церкви; часто служила местом погребения знати.

Вопросы

1. Как меценатство влияло на развитие культуры эпохи Возрождения?

2. Что позволяет назвать Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля титанами Высокого Возрождения?

3. Что такое Северное Возрождение? Когда и в каких странах оно проявилось наиболее ярко?

4. Как вы думаете, почему мыслители эпохи Возрождения обратились к проблемам государственного устройства?

5*. Можно ли сказать, что на описанной Мором Утопии господствует всеобщая несвобода? Обоснуйте свой ответ.

Задания

1. Пользуясь дополнительной литературой (энциклопедии, книги по истории искусств и т. д.), подготовьте рассказ об одном из западноевропейских художников XVI в.

2. В публицистике на сочинение Т. Мора и вообще на первые утопии иногда возлагают ответственность за развитие коммунистических идей и попытки уже в XX в. осуществить их на практике. Выскажите своё мнение по этому поводу.

Охарактеризуйте взгляды Макиавелли на природу человека. Перечислите принципы, которым, по мнению Макиавелли, должен следовать государь в своей политике. Как вы думаете, какие из этих принципов актуальны и в наши дни?

§ 15. Литература и искусство XVII века
Трагический гуманизм Сервантеса и Шекспира

К концу XVI в. стал очевидным разлад между гуманистическими идеалами Возрождения и суровой действительностью. Писатели, художники и мыслители приходили к пониманию того, что человек не властен над собой и над своей судьбой, что он сам находится под властью времени и обстоятельств, что он постоянно пребывает в движении, изменяется. Многие из них сохраняли верность прежним идеалам красоты, добра и справедливости, однако теперь они всё более ощущали бессилие человека в мире.


Мигель де Сервантес

Герой Сервантеса, бедный идальго, начитавшись рыцарских романов, решил стать странствующим рыцарем. Он уговорил крестьянина Санчо Пансу быть его оруженосцем. Вместе они путешествовали по Испании, где жизнь была совершенно не похожа на мир рыцарей из романов. Всюду Дон Кихот пытается восстанавливать справедливость – и постоянно попадает в нелепые ситуации. Однако автор не столько иронизирует над своим героем, сколько сочувствует ему. Ведь Дон Кихот, сознавая пропасть между желаемым и действительностью, не изменяет идеалам гуманизма и готов биться за них. В свою очередь, Санчо Панса в разговорах с Дон Кихотом тоже постепенно проникается гуманистическими идеалами добра и справедливости.

Герои Сервантеса, воплотившие лучшие черты испанского народа, любимы во всём мире.


Как вы думаете, зачем Сервантесу рядом с Дон Кихотом был нужен Санчо Панса?


Шекспира воодушевляла вера в человека – хозяина своей судьбы, который благодаря разуму и душевному благородству может противостоять страстям – гневу, ревности, зависти. Трагедию своих героев он видел не в превратностях судьбы или кознях злодеев, а в ошибках и слабостях, позволивших страстям увлечь их на ложный путь.

Лучшие образы, созданные Шекспиром, оказались настолько яркими и психологически точными, что до сих пор символом ревности остаётся Отелло, мучительных сомнений – Гамлет, всепобеждающей любви – Ромео и Джульетта.

Барокко


Экстаз св. Терезы. Скульптор Л. Бернини

Зрелищное искусство барокко папы использовали для целей Контрреформации. Пышность убранства, изобретательность в оформлении храмов, художественные эффекты составляли разительный контраст со скудостью интерьеров протестантских церквей и призваны были подчеркнуть блеск и могущество Католической церкви и папства. Например, знаменитый скульптор и зодчий XVII в. Лоре́нцо Берни́ни (1598–1680) спроектировал парадную лестницу в Ватикане таким образом, что снизу она казалась гораздо длиннее, чем была на самом деле. Когда во время парадной церемонии на верхней площадке появлялся Папа Римский, его фигура, благодаря ложной перспективе, представала снизу неожиданно большой и потому величественной.

В XVII–XVIII вв. стиль барокко распространился далеко за пределами Италии, особенно в католических землях (в Испании, Австрии, Южной Германии, Южных Нидерландах).


Автопортрет с Изабеллой Брандт Художник П. Рубенс

Вечные ценности Рембрандта и Веласкеса

Оставаясь верным своему пути в искусстве, художник почти перестал получать заказы, его имущество было продано за долги. Переживший смерть горячо любимой жены и единственного сына, не понятый современниками, Рембрандт до конца своей жизни продолжал поиски истины в искусстве. Он жил в нужде и был похоронен на общественные деньги.

Рембрандт любил писать портреты пожилых людей. В лицах стариков, часто некрасивых, художник открывал возвышенную духовность и человечность. Собственное лицо тоже стало для него целым миром, дарящим всё новые открытия. Из всех художников того времени именно Рембрандт создал самую большую серию автопортретов (более 60), на которых он предстаёт то беспечным кутилой, то солидным бюргером, то простаком, то мудрым и проницательным наблюдателем жизни. Изображая себя и близких людей, Рембрандт показывает бесконечное разнообразие выражений человеческого лица.


Ночной дозор. Художник Рембрандт


Как вы думаете, почему Рембрандт оставил столько автопортретов, сколько никогда не писали художники Возрождения?


Портрет инфанты Маргариты. Художник Д. Веласкес

По-другому Веласкес изображал карликов и шутов, развлекавших королевский двор. За их жалкой внешностью он различал тайные муки и глубоко спрятанное чувство собственного достоинства. А в портретах юных принцев и принцесс за чинной неподвижностью поз скрыта печаль детей, с младенчества скованных правилами придворного этикета.

Литература и искусство классицизма

В середине XVII в. во Франции утверждается новый стиль – классицизм. Именно в это время во Франции достигла расцвета абсолютная монархия, стремившаяся поставить науку, литературу и искусство на службу себе и направлять их развитие. Классицизм и стал официальным стилем французского абсолютизма. Классицизм (от лат. classicus – образцовый) ориентировался на образцы искусства Античности и Высокого Возрождения. Художники изображали древних богов и героев, драматурги писали пьесы на сюжеты из античной истории и мифологии. В своём творчестве они стремились следовать определённым правилам. Теоретики классицизма считали, что произведение искусства должно быть построено по законам разума, быть величественным, ясным и строгим, свободным от изображения всего неправдоподобного.


Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: