Верный руслан анализ произведения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Эта статья написана не Андреем Синявскимне в академическом ключе. Она построена на утрированной стилистике, с употреблением гротеска, иронии, болезненных субъективных эмоций и гиперболических допущений, которыми так богата и сталинская эпоха, и горестная повесть о верном Руслане. В статье я иногда опираюсь и на собственный лагерный опыт послесталинской уже поры. Отсюда, в частности, следует упоминание о лагерном поэте Валентине з/к, которого уже нет в живых, иодругих лицах из числа моих тамошних друзей и знакомых, которые я проецирую на образы и мотивы Владимова. Отсюда жесмешанный жанр этой вещи. Это, если хотите, и критика, и публицистика, и в некотором роде лирика, автобиография писателя, и, если угодно, проза в духе фантастического реализма. Поэтому она и подписана давно уже избранным мною литературным псевдонимом

– Он не зверюга. Он просто травмирован службой.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

Руслан – караульная собака, честный чекист, русский богатырь.

Главный хозяин – начальник лагеря.

Потертый – бывший зек, вечный спутник Руслана.

Ингус – интеллигент, в некотором роде автор повести Г. Владимова.

Инструктор – собачий бог, alter ego Ингуса.

Джульбарс – собака, alter ego начальника лагеря (к нему обращен эпиграф настоящей статьи).

…Тем временем лагеря, запрятанные в землю, исчезнувшие, продолжающие, тихим маневром, затягивать и затягивать сети, – рожают и рожают. Давным-давно закопанные, истлевшие или спаленные кости становятся, странным образом, теперь чуть ли не единственной плодоносной почвой, говорящей – зябкими побегами – о самом важном, о главном. О том, чем жить нам сейчас, сегодня, и во имя чего исчезать. Не говорю о немцах, не знаю, но русские лагеря еще породят и уже породили словесность удивительную в мире, от которой не скроетесь, не убежите, доколе и вы живете, и все мы с вами живем в XX веке – за проволокой. Попытки забыть, отвязаться, списать на Сталина, хватит, надоело, устали, ну, были ошибки и вышли, не наша вина, партия признала, – это тягостное молчание, длящееся над убиенными душами, заведомо неповинными, аукнется, и еще как аукнется…

Он слишком добр по природе и вместе с тем умен, рассудителен, самолюбив в лучшем смысле этого слова, чтобы лезть в лидеры, в вожди, и эту злобную роль вожака в лагерной стае берет себе, без зазрения совести, Джульбарс. Зато недочеты Руслана в агрессивности с лихвой искупаются преданностью делу, честным и бескорыстным служением, на которое не тянет и Джульбарс, с падением лагеря переходящий в приспособленцы. Итак, Руслан – богатырь лагерной России (не зря его назвали – Русланом), золотая середина, честный коммунист, каких уже мало осталось, рядовой патриот, пламенный середняк, добросовестный охранник – каменная опора Советской власти. Он – народен, этот Руслан, но он и партиен, идеен, и потому, что все же он – собака, то есть создание Божие, существо нелицемерное, органическое, мы, читая повесть Владимова, любим и понимаем Руслана. Вы посмотрите: разве сам он, лично, кого-либо убивает, над кем-то измывается, разве он садист, кровопивец? – да нет совсем, он даже кусать особенно не хочет, у него одна производственная забота, ради которой он, собственно, и живет: это чтобы соблюдался порядок, элементарный порядок, и шествующие привычными колоннами арестанты сохраняли бы предустановленный строй…

– Так вы что – антикоммунист? Фашист? Противник разрядки? Поджигатель войны.

– Что вы, помилуйте! Я всей душой – с вами! Я почти что коммунист. Только, пожалуйста, не произносите эти слова.

Не идеология – дрессировка. Чем чаще повторять (с использованием болевых приемов) – тем сильнее. И не важно, что в результате бесконечных повторений не останется любви (энтузиазма! коммунизма!). Зато собака обернется человеком, а человек – собакой. Зато не идеология, не мировоззрение, но – радостные сигналы будут впрыснуты в жилы, в инстинкты жизни, в рефлексы:

Можем ли мы после этого осуждать Руслана?

Руслан — это сторожевой пёс. Всю ночь он провёл настороже: снаружи что-то выло, скрипело, угрожающе раскачивались фонари. Погода затихла только к утру. Тогда наконец-то пришёл хозяин и взял его на службу. Из открытой двери полился яркий белый свет, слепивший глаза. Это снег выл ночью. Но кроме него было что-то ещё, то, из-за чего Руслан насторожился. Необычайна, звенящая тишина висела в воздухе. Ворота лагеря были распахнуты настежь. Ночная метель разорила вышку — один прожектор ветер повалил вниз и его занесло ветром, другой ещё держался на проводе. Так же исчезли белый тулуп, ушанка, чёрный ребристый ствол, которые всегда стояли там. Но в бараках никого не было — это Руслан сразу почувствовал. Он был ошеломлён открывающейся взгляду картиной разрушения. Сбежали! Руслана охватила ярость, и он натянул поводок — немедленно догнать их! Сначала хозяин строго прикрикнул на него, но потом спустил с поводка и махнул рукой: мол, ищи. Но Руслан не чувствовал никакого следа — везде сиял свежевыпавший снег. Он растерялся. Хозяин зло посмотрел, потом скривил рот и начал снимать автомат с плеча. Руслан всё понял. Но за что? Пусть с ним. Хозяин лучше знает, за что.

На следующий день утром на станции можно было наблюдать картину, которая могла поразить случайного прохожего, который не знал всей истории. Около двадцати псов важно прохаживались по платформе, лежали, сидели и облаивали проезжавшие мимо поезда. Все были красивы, ухожены, но на платформу никто не заходил — обратно спуститься было бы проблематично. Все эти собаки ждали заключенных, которые не появились ни в этот день, ни на следующей неделе, ни через одну неделю. И количество ждущих псов начало уменьшаться. Руслан тоже каждое утро навещал платформу, но, не найдя там хозяина, бежал обратно в лагерь — он чувствовал, хозяин где-то здесь. В лагерь он бегал в одиночестве. Постепенно другие собаки начали спускаться в посёлок, обживались, находили новых хозяев, гоняли кошек и кур. Несмотря на голод, Руслан еду из чужих рук не брал, и питался полевыми мышами и снегом. Постоянный голод и боль превратили его в слабоумного шелудивого бродягу, но от службы не отходил — каждый день систематически он проверял платформу и лагерь.

Отныне он ему больше не друг, а враг. И на следующий же день, когда Линялый окликнул его, он пошёл за ним. Оба остались довольны. Линялый тем, что нашёл нового друга, а Руслан — тем, что вновь конвоирует лагерника. Однако Руслан всё так же не брал у нового хозяина еду, и продолжал охотиться. Но в лагерь бегать перестал, и вскоре от него остались одни лишь воспоминания — счастливые и неприятные. Руслану вспомнился их собачий бунт. Однажды, когда на улице стояли крещенские морозы, в лагере никто не работал. К начальнику вбежал лагерный стукач и что-то нашептал начальнику. После этого визита всё начальство помчалось к одному из бараков и приказали лагерникам выходить на работу. Никто не пошевелился. Тогда по приказу Главного охрана подтащила к бараку длинный провод насоса и включили воду. Из провода хлынула вода, смела заключённых с нар, повыбивала стёкла. Люди падали, замерзали на ходу, покрываясь льдом. Руслан разъярился при виде этой вздымающейся кишки. Он хотел уже было наброситься на неё, но Ингус уже вцепился в неё намертво и игнорировал охранников. Начальник расстрелял Ингуса на месте. Но все остальные лагерные псы уже рвали шланг на части, и никто не был в состоянии их остановить…

Однажды, когда Руслан пришёл в лагерь, встал в изумлении: всё изменилось. Вместо бараков на территории лагеря стояли застеклённые корпуса, исчезли вышки и колючая проволока. Везде пахло свежезалитым цементом и кострами. Служба у Руслана наконец-то началась. Из пришедшего поезда выходили люди с рюкзаками на плечах, по-прежнему строились в колонны, а начальники говорили речь. В их монологах слышались незнакомые Руслану до этого слова: комбинат, стройка. После того, как начальники закончили ораторствовать, Руслан последовал за колоннами, бдительно следя за ними. Странно, что не было конвойных с автоматами и люди в колонне были необычно веселы. Руслан не придал этому большого значения: ну пошумят-пошумят и утихнут. Они и правда начали утихать, когда отовсюду начали сбегаться лагерные псы. Они становились вдоль колоны и следовали за людьми. Угрюмые лица следили за процессией из окон. И тут произошло то, что должно было случиться уже давно: кто-то попробовал выйти из колонны, и собака кинулась на него. Крик, строй рассыпался, началась драка. Руслан наблюдал за всем со стороны и увидел, что лагерные псы начали трусливо сбегать в соседние улицы, выбегая из колонны.

Верный Руслан. Характеристика образа. Анализ персонажа.

ВЕРНЫЙ РУСЛАН

Л.И.Володарская (Энциклопедия литературных героев)

Георгий Владимов — Верный Руслан

Руслан попрощался с ним, взмахнув головою — страшной для Трезорки головою, с залитым кровью глазом, — и тот понял, что спрашивать не к чему, нет ответа и самому Руслану. И понял, что надо уйти немедля, — то, что будет сейчас происходить с Русланом, всего страшнее и важнее всего, о чём хотелось бы знать, и этого не должен видеть никто. Он ушёл пятясь, взъерошенный от страха, а завернув за ящик, побежал с воем, которого сдержать не мог.

Иногда видишь, как бежит в надвигающейся темноте по середине улицы собачонка, подвывая судорожно и глухо, будто сквозь сомкнутые челюсти, и будто от кого-то спасаясь, хотя никто за ней не гонится. И покажется, что спасается она от себя самой — за край такой бездны она заглянула неосторожно или по любопытству, куда не надо заглядывать живому, и такой тайны коснулась, от которой зазнобит её в самом тёплом логове. Трезорка унёс с собой лишь начало тайны и уже был приговорён — не согреться, не притронуться к еде, не откликнуться на зов хозяйки, а забиться в самую тёмную и глухую щель, носом уткнувшись в угол и зажмурясь. Но и там не порвётся нить, связавшая его с Русланом, и там не схоронится он и будет коченеть от страха, слыша своё разросшееся, громко стучащее сердце и не зная, что его удары совпадают с ударами другого сердца, — и так будет, покуда то, другое, не остановится; тогда лишь порвётся связь и даст ему, обессилевшему, измученному, забыться сном.

Трезоркин затихающий вопль был не последним звуком, обеспокоившим Руслана. Ещё долго он слышал приближавшиеся шаги и голоса, грохала над самым ухом крышка ящика, шуршало и брякало опоражниваемое ведро, — всякий раз он замирал, затаивал дыхание, но, милостью судьбы, его не замечали. Да и заметив, приняли бы за серую груду тряпья или мусора.

Он ждал ночи, а с нею тишины и безлюдья, — что-то ему необходимо было вспомнить, поймать ускользающее. Обречённый не знать, что с ним произойдёт ещё до утра, он, однако, к чему-то готовился, куда-то ему предстояло вернуться — не туда ли, в чёрное небытие, из которого он явился однажды? И время Руслана потихоньку тронулось вспять.

Замелькали его дни — почти одинаковые, как опорные колья проволоки, как барачные ряды, — его караулы, его колонны, погони и схватки; они так и помнились ему — окрашенные злобной желтизной, и всюду был он узник — на поводке ли, без поводка, — всегда не свободен, не волен. А ему хотелось сейчас вернуться к первой отраде зверя — к воле, которую никогда он не забывает и с потерею никогда не смирится; он спешил дальше, дальше и наконец достиг, пробился к ней, увидел себя в просторной вольере питомника, увидел розовые с коричневыми крапинами сосцы матери, заслуженной суки-медалистки, и пятерых своих братьев и сестёр, борющихся, валяющих друг друга на мягкой подстилке. Сквозь сетку, занимавшую целиком стену, видны были яркая зелень, жёлтый песок и пронзительная синева, — а саму сетку они не замечали, не задумывались, зачем она. Но вот к ней подошли с той стороны, отворили сетчатую же дверь, и вошёл он — хозяин. Он вошёл с другим человеком, уже знакомым, который до этого часто приходил с кормушкой для матери и подметал в вольере своей нестрашной метлой. Это впервые Руслан увидел хозяина — молодого, сильного, статного, в красивой одежде хозяев и с прекрасным, божественным его лицом, с грозно пылающими глазами, налитыми, как плошки, мутной голубой водой, — и впервые почувствовал безотчётный страх, от которого не спасала и близость матери.

— Выбирай, — сказал человек с метлой.

Хозяин, присев на корточки, долго смотрел, а потом протянул руку. И вдруг пятеро братьев и сестёр Руслана поползли к этой простёртой руке, покорные, жалобно скулящие, дрожа от страха и нетерпения. Мать, повеселевшая, гордая за них, подталкивала их носом. И только он, Руслан, взъерошился и зарычал, отползая в тёмный угол вольеры. Это он впервые в жизни зарычал — убоявшись руки хозяина, её коротких пальцев, поросших редкими рыжими волосками. А рука миновала всех, потянулась к нему одному и, взяв за загривок, вынесла к свету. Грозное лицо приблизилось — то лицо, которое будет он обожать, а потом возненавидит, — оно ухмылялось, а он рычал и выворачивался, вздёргивая всеми лапками и хвостиком, полный злобы и страха.

— Как ты его записал? — спросил хозяин.

Человек с метлой подошёл поближе, вгляделся.

— Чо это — Руслан? Так охотничьих кличут. Я б его Джериком назвал. Хотя есть уже один Джерри. Хрен с ним, пущай Руслан. Слыхал — хто ты есть? Чо крутисси — не доверяешь дяде?

Двумя пальцами раздвинул он щенку пасть и посмотрел нёбо.

— Трусоват вроде, — заметил человек с метлой.

— Много ты понимаешь! — сказал хозяин. — Недоверчивый, падло. Вот кто будет служить. У, злой какой! Аж обоссалси. — И, засмеявшись, щёлкнув больно по голому ещё пузику, положил Руслана в тот же угол, отдельно от всех. — Вот этого пусть покормит ещё маленько. А этих — топи. Лизуны, говно.

И мать, уже не глядя на них, подгребла к себе одного Руслана. Пятерых, отвергнутых ею, положили в ведро и унесли, принесли чужих — оголтело жадных, которые должны были её измучить уже прорезавшимися зубами, — всех она приняла и облизала, преданно глядя в лицо хозяину.

Отчего не кинулась, не загрызла? Увидев себя прежним, беспомощным, он опять не мог понять её ясности, ненаморщенного её чела. Опять, объятый ужасом, рвался спасти своих добрых братьев и сестёр — и падал, придавленный её тяжёлой лапой. Какой же сговор был между нею и хозяином, какую же зловещую тайну она знала, что так покорно отдавала смерти своих детей? — ведь для звериной матери все отнятые у неё детёныши уходят в смерть, и никуда больше!

Г.Н. Владимов: биография и творческий путь. Краткое содержание самого известного произведения писателя - "Верный Руслан", история его создания. Анализ повести и характеристика литературного героя (собака, приученная нести караульную службу в лагере).

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.07.2011
Размер файла 27,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Владимов Г.Н.: биография и творческий путь

2.1 Краткое содержание

Список используемой литературы

Владимов, Георгий Николаевич (1937-2003) - русский писатель, публицист, правозащитник. Забытое и вновь возрожденное имя, известное далеко не каждому. Из 72-х прожитых им лет более полувека были отданы литературе. Владимов обладал даром найти самые болезненные, драматические точки нашего времени.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность данной темы.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Г.Н. Владимов: биография и творческий путь

Владимов Георгий Николаевич (настоящая его фамилия - Волосевич) родился 19 февраля 1931года в Харькове. Родители его были педагогами. Отец пропал без вести в первые дни войны. Георгий учился в Ленинградском Суворовском училище войск МВД, которому покровительствовал сам Берия, но военное образование не продолжил, поступив на юридический факультет Ленинградского университета, который окончил в 1953.

С конца 1980-х активно выступал как публицист и в отечественных изданиях. С 1988 Владимов живет в Нидерхаузене (Германия).

Наибольшую известность получили его произведения:

2.1 Краткое содержание

Утром следующего дня путейцы на станции наблюдали картину, которая, вероятно, поразила бы их, не знай они её настоящего смысла. Десятка два собак собрались на платформе возле тупика, расхаживали по ней или сидели, дружно облаивая проходившие поезда. Звери были красивы, достойны, чтобы любоваться ими издали, взойти на платформу никто не решался, здешние люди знали -- сойти с нее будет много сложнее. Собаки ждали заключенных, но их не привезли ни в этот день, ни на следующий, ни через неделю, ни через две. И количество их, приходящих на платформу, начало уменьшаться. Руслан тоже каждое утро прибегал сюда, но не оставался, а, проверив караул, бежал в лагерь, -- здесь, он чувствовал это, еще оставался его хозяин. В лагерь бегал он один. Другие собаки постепенно начали обживаться в поселке, насилуя свою природу, соглашались служить у новых хозяев или воровали кур, гонялись за кошками. Руслан терпел голод, но еду из чужих рук не брал. Единственным кормом его были полевые мыши и снег. От постоянного голода и болей в животе слабела память, он начинал превращаться в шелудивого бродячего пса, но службу не оставлял -- каждый день являлся на платформу, а потом бежал в лагерь.

Однажды Руслан решил навестить лагерь, но то, что он увидел там, ошеломило его: от бараков и следа не осталось -- огромные, наполовину уже застекленные корпуса стояли там. И никакой колючей проволоки, никаких вышек. И все так заляпано цементом, кострами, что и запахов лагеря не осталось…

Книга необычайно интересна прежде всего тем, что в ней рассказывается о существе, находящемся по ту сторону колючей проволоки, но с более искаженной судьбой. Владимов показал истинную трагедию преданности. И если представить, что под собачьими кличками и образами скрыты люди, то станет еще больнее за судьбу тех, кто служил неправедной идее. Служил по-своему честно, но оказался не нужен.

Виноват ли Руслан в том, что честно несет свою службу? Виноват ли в своей преданности? Владимов снимает ответственность со своего героя и возлагает ее на тех, кто его учил. И я полностью разделяю эту точку зрения.

И эта несвобода приходит в столкновение со смутной памятью собаки о жизни на воле. Руслан не хочет добиваться сахарной косточки или любви хозяина, он хочет каждый день быть нужным, каждый день нести службу. Трагедия Руслана заключается в том, что радость самой жизни ему заменили без его ведома радостью службы, определив тем самым его одиночество. Обучив его только навыкам несения сторожевой службы, его лишили естественной свободы, умения выживать. Изменившиеся внешние условия оказались для Руслана непреодолимыми. Теперь он только сторожевая собака. Его не принимают/не понимают его прежние друзья, он не пытается наладить контакт с дворовыми собаками. Верность, сама по себе - великолепное качество, становится источником гибели Руслана, а он сам - символом обманутого доверия.

Верный полученным навыкам, Руслан может существовать только до тех пор, пока они не становятся вразрез с понятиями других - людей. И в этом случае происходит убийство. И для Владимова бесспорно, что погибает не тот, кто не прав, а тот, кто в определенной ситуации оказался сильнее. Руслан погибает вовсе не потому, что закончилась эпоха тюрем и лагерей, а потому, что рядом не оказалось хозяев. Здесь любой исход будет трагическим.

Читая эту книгу, задумываешься над проблемами, которым заставляют нас задуматься над многими своими поступками.

Список используемой литературы

1. Владимов Г. Возвращение к реализму / Г.Владимов // Вопросы литературы. - 2001. - №9-10. - С. 222-248.

2. Все шедевры мировой литературы вкратком изложении. Сюжеты ихарактеры. Русская литература XXвека/ Ред. исост. В.И.Новиков.- М.: ACT, 2007.- 896с.

4. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. - М.: Рипол Классик, 2002. - 576 с.

Подобные документы

Биография и творческий путь выдающегося русского писателя Николая Гоголя. Детские годы Гоголя, отношения с родителями и сестрами. Первые литературные пробы писателя. Определение на государственную службу. Богатство творчества, основные произведения.

презентация [5,3 M], добавлен 03.04.2014

Биография и творческий путь Клайва Стейплза Льюиса. Изучение произведения "Хроники Нарнии": замысел, общая концепция, хронологические рамки. Краткое содержание, особенности системы образов и христианские символы в работе "Лев, Колдунья и Платяной шкаф".

реферат [55,3 K], добавлен 10.06.2010

История создания повести. Болдинская осень, как необычайно плодотворный период творчества А.С. Пушкина. Краткое содержание и особенности повести "Выстрел", написанной поэтом в 1830 г. Описание главных и второстепенных героев и символики произведения.

презентация [524,6 K], добавлен 12.11.2010

Жизненный, творческий путь известного монгольского писателя С. Товуудоржа. Идейный мир, художественное своеобразие повести "Говийн чононы ангуучин (Охотник на гобийского волка)". Анализ употребления в тексте эпитетов, сравнений, перифраз, метафор.

контрольная работа [24,8 K], добавлен 22.05.2014

Творческий путь известного английского писателя Д. Свифта, его легендарные произведения, их политическая тематика. Общественная деятельность Свифта, отражение в его рассказах разочарования результатами буржуазной революции. Анализ произведений автора.

реферат [25,4 K], добавлен 23.07.2009

Куприн как певец возвышенной любви. Тема повести "Гранатовый браслет". Жизненный и творческий путь писателя. Содержание повести, тема "маленького человека" в работе Куприна. Прощание Веры с умершим Желтковым как психологическая кульминация повести.

презентация [20,5 M], добавлен 30.11.2013

Краткие сведения о жизни и творчестве писателя Валентина Распутина. История создания, идейный замысел и проблемы произведения "Пожар". Краткое содержание и характеристики главных героев. Художественные особенности произведения и оценка его критикой.

Повесть о трагической судьбе Руслана, караульной овчарки, долгое время существовала в анонимном самиздатовском варианте и приписывалась Солженицыну. Публикация "Верного Руслана" в журнале "Посев" (1975) повлекла за собой исключение автора из Союза писателей СССР.

1. Основные понятия . PAGEREF _Toc45845564 \h 4

1.1. Персонаж, характер персонажа . PAGEREF _Toc45845565 \h 4

1.2 Система персонажей . PAGEREF _Toc45845566 \h 6

1.3. Художественный образ и система образов . PAGEREF _Toc45845567 \h 7

2. Анализ системы персонажей в повести . PAGEREF _Toc45845568 \h 9

2.1. Определение жанра повести и место системы образов в жанре . PAGEREF _Toc45845569 \h 9

2.2. Характеристика жанра в отношении системы персонажей, составляющие образа повести . PAGEREF _Toc45845570 \h 14

2.3. Анализ системы образов в произведении . PAGEREF _Toc45845571 \h 20

Заключение . PAGEREF _Toc45845572 \h 26

Одним из самых важных элементов любого произведения является система персонажей. Именно она определяет жанр и композицию литературных текстов. Также она определяет взаимоотношения персонажей, их место в сюжетной линии. Между персонажами могут возникать симпатии, противоречия, конфликты и др. В системе персонажей раскрывается художественный замысел автора, его понимание социальных отношений.

· исследовать критику по произведению;

· рассмотреть персонажную структуру;

· определить важнейшие факторы, оказавшие влияние на систему персонажей повести, проанализировать эти факторы;

· выстроить классификацию персонажей;

· рассмотреть основные типы персонажей произведения;

· исследовать роль художественных образов в раскрытии авторской позиции.

Теоретической основой курсовой работы стали труды таких ученых, как Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман, М.М. Гиршман, М.Н. Дарвин, Е.Г. Едина, А.Б. Есин, А.А. Илюшин, О.А. Клинг, И.А. Книгин, Е.Р. Коточигова, А.В. Ламзина, С.А. Мартьянова, Н.Г. Мельников, И.В. Нестеров, В.В. Прозоров, Г.И. Романова, Е.Н. Себина, В.А. Скиба, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, И.В. Фоменко, Л.Н. Целкова, М.И. Шапир, А.Я. Эсалнек, Л.А. Юркина [ 17 ].

Целями и задачами определяется использование таких методов исследования, как методы:

Исследовательская работа состоит из введения, основной теоретической и практической частей, заключения и списка литературы.

1.1. Персонаж, характер персонажа

В роли литературного персонажа, как правило, выступает человек. Он может быть представлен в разной степени конкретности, в зависимости от:

- места в системе персонажей,

- жанра произведения и пр.

Принципы изображения, а также само направление детализации определены замыслом произведения, уникальным творческим методом, который выбрал писатель. К примеру, во второстепенном персонаже реалистической повести в биографическом или социальном плане может сообщаться больше, чем о главном герое модернистского романа.

Кроме людей, персонажами произведения могут являться (и не только действовать, но и разговаривать) животные, вещи, растения, фантастические существа, природные стихии, роботы и т.д. Существуют литературные жанры, где такие персонажи обязательны или очень вероятны: сказка, басня, баллада, анималистская литература, научная фантастика и пр. Также стоит отметить, что персонажную сферу составляют не только обособленные индивидуальности, но и часто – собирательные герои.

Характерами называют общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении героев.

Создавая литературного героя, писатель наделяет его характером: односторонним или многосторонним, цельным или противоречивым, статичным или развивающимся, вызывающим уважение или презрение и т. д.

Интересно, что в одном и том же персонаже критики могут рассмотреть принципиально различающиеся характеры. Так, персонаж предстает и как характер, и как художественный образ, воплощающий данный характер с той или иной степенью эстетического совершенства.

Как писал Г.Э. Лессинг, «Характер человека может обнаружиться и в самых ничтожных поступках; с точки зрения поэтической оценки самые великие дела те, которые проливают наиболее света на характер личности [10].

1.2 Система персонажей

Персонаж играет важную роль в процессе анализа литературных произведений, ведь персонажи образуют определенную систему, и система событий (сюжет) является основой предметного мира.

Отметим, что в сравнении с драмой и эпосом, в лирике резко ослабевает иллюзия собственной жизни персонажей – больше уделяется внимания чувствам, эмоциям и переживаниям.

В основе предметного мира эпических произведений лежат система персонажей и сюжет. Персонажная сфера в большинстве произведений не исчерпывается лишь одним героем. Как и любая система, персонажная сфера характеризуется через составляющие ее элементы (персонажей) и структуру – относительно устойчивый способ связи этих элементов.

Автором в процессе сочинения литературного произведения, выстраивается цепочка событий. В этом процессе писатель руководствуется собственной иерархией характеров, которая может зависеть от выбранной темы. Для понимания главного проблемного героя (или нескольких героев) могут играть большую роль второстепенные персонажи, оттеняющие свойства его характера; в результате возникает целая система параллелей и противопоставлений.

1.3. Художественный образ и система образов

Понятийное и образное мышление не нужно противопоставлять, их следует напротив – сопоставлять, поскольку они, будучи разными способами освоения действительности, взаимно дополняют друг друга. Художественный образ, с одной стороны, является ответом автора на интересующие его аспекты, а с другой – это и новые вопросы, порождаемые недосказанностью образа, субъективностью его природы.

Право на вымысел, на отход от первичной реальности дорого для каждого творца: оно предоставляет свободу самовыражения, мысленного пересоздания действительности через призму авторского видения. Роль вымысла в творчестве трудно переоценить. И все же не вымысел как таковой – основной критерий художественности, а именно художественный образ, а точнее – слаженная система образов.

Важнейшими видами идейно-эмоциональной оценки являются эстетические категории, в свете которых писатель (как и любой человек) воспринимает жизнь: он может ее героизировать или, напротив, обнажить забавные противоречия; подчеркнуть ее романтику или трагизм, и т. д.

Чтобы охарактеризовать систему образов, поставим следующие задачи:

• Выявить все образы, присутствующие в произведении, и определить их вид (образы персонажей, предметов, природы, автора/повествователя, времени, пространства и т.п.);

• Соотнести образы с проблематикой произведения и объяснить их иерархию (главные, второстепенные);

• Дать характеристику отдельных групп образов;

• Выявить и охарактеризовать принципы, организующие систему образов (принцип контраста, принцип подобия, принцип дополнительности, принцип удвоения);

• Охарактеризовать средства создания образов.

Также укажем, подытожив вышесказанное, что система персонажей – важнейший аспект композиции; соотнесенность персонажей друг с другом в составе произведения.

2.1. Определение жанра повести и место системы образов в жанре

Однако в исследуемом случае, автор произведения предпочел определить жанр для своей работы, который соответствует всем жестким каноническим правилам. Сам автор определяет жанр произведения как повесть. Это классический вариант художественной прозы. Действительно, текст можно вполне отнести к эпическому жанру – повесть. То есть события разворачиваются в их естественной последовательности, материал излагается хроникально, нет острого сюжета и голубого анализа чувств героев. В произведении не ставятся задачи глобального исторического характера, здесь больше внимания уделяется демонстрации Добра и Зла, очеловечиванию животного. Этот текст действительно можно назвать повестью, поскольку в нем не затрагиваются судьбы поколений, но имеется несколько сюжетных линий, развивающихся на фоне одного исторического события.

По содержанию эта повесть – драматическая. Она описывает лагерную драму, основанную на реальном историческом факте, действие происходит в определенном месте в определенное историческое время. В основе сюжета повести лежит реальный случай из лагерной жизни. Дело в том, что после амнистии на месте одного из исправительных лагерей построили пионерский лагерь. И в тот момент, когда первая партия детей шла в сопровождении взрослых лесной тропой к лагерю, из кустов выскочили одичавшие караульные собаки и молча выстроились по обе стороны колонны, охраняя ее. Сработал условный рефлекс, привычка, выдрессированная годами, с рождения. Этот жуткий эпизод, очевидно, настолько поразил писателя, что он решил взять его за основу авторского замысла, из которого и проросла история конкретной караульной собаки.

2.2. Характеристика жанра в отношении системы персонажей, составляющие образа повести

Интересно, что представленная система, которая составлена из непонятных, незнакомых человеку образов и героев, представляемых глазами животного, определяет обоснованность и базовые точки мировоззрения пса. Стоит обратить внимание, что даже в имени главного героя Руслана можно увидеть человеческое имя, а может даже просто слегка видоизмененное названии нации. Друг человека в произведении призван вовсе не охранять человека – он должен следить и контролировать жизнь одних двуногих под надзором охранников.

Когда автор определяет характеры сторожевых псов, которые выступают в роли основных персонажей его повести, он будто наделяет их человеческими качествами. Такой художественный прием позволяет отождествить животное с человеком, чем автор связывает воедино всю системУ персонажей.

Итак, Руслан в Потертом, после упразднения лагеря и предательства Хозяина, нашел антихозяина, которому он верен исключительно как символу отошедшей эпохи. Потертый же, по выходу из лагеря, обосновался в близлежащем поселке, у тамошней бабы, тети Стюры. Он оказался также не в силах далеко уйти от лагеря, несмотря на то, что дома его ждала семья .

2.3. Анализ системы образов в произведении

Система образов в данном произведении помогает передать мотивы, которые определяют особенности писательского стиля. С помощью темы, образа, системы персонажей, определяется форма бытования мотивации.

Через образ персонажа Руслана – караульной сторожевой собаки, реализована основная мысль произведения. При этом соотнесение собаки и человека осуществляется лишь благодаря тому, что в образе животного актуализируется проблема свободы. С категорией свободы как формы существования, единственно возможного состояния человеческой личности связана оценка поступков Руслана, Ингуса, Потертого и других.

Сделав центральным персонажем повести собаку, Г.Н. Владимов показал читателям мир в весьма непривычном ракурсе: нормальное и анормальное поменялись местами. И люди, и собаки, возвращаясь к нормальной жизни, словно бы лишаются прежней целостности.
Автор стремится затронуть ряд проблем философской и социальной направленности. Ярко проявляется проблема зла и добра.

Напряжение авторской мысли обусловлено противопоставлениями уже наступающих в жизни перемен, а также тревогой, вызванной ощущениями того, как крепко держится в этой жизни прошлое, исказившее представление о добром и злом намерении.

Свобода была не характерна верному Руслану. Это отличало его от понимания и стремлений, например, пса Ингуса. Казалось бы, две лагерные собаки, которых обучали одному и тому же – службе. Но нет, Ингус смог сохранить в себе эти природные инстинкты, несмотря на постоянное нахождение в лагере. Он знал, что там за проволокой есть нечто такое, что превосходит всю эту службу и дрессировки. Стремление к свободе и воле выражается его близостью с природой.

Это отвечает общему образному строю повести, где люди представлены псами, а псы людьми. Безумный Инструктор, встав на четвереньки и гавкая по-собачьи, свидетельствует своим непредсказуемым поступком не о падении человека, а, напротив, о его, человека, духовном прозрении.

Но если Г.Н. Владимов снимает ответственность за злодеяния со своего героя Руслана и возлагает ее на тех, кто его учил, то с людей – нет:

Верный друг человека, собака, в присутствии которой сам человек как будто делается мягче и яснее, более похожим на себя — со стороны преданного и немного иронического собачьего взгляда, на страницах книги становится незаметным и неотступным проводником, тенью, помогающей разобраться, понять, кто же мы такие — двуногие твари, то кажущиеся богами по отношению к четвероногому брату, то каким-то нелепым, чудовищным отклонением от общей животной нормы. Так, собака не только в быту, но и в литературном отражении снова помогает человеку познать самого себя.

Для исследования системы персонажей и их места в повести, а также для более глубокого и разностороннего понимания характеров героев, была исследована актуальная критическая литература. Мнения критиков касательно системы персонажей, в основном, не расходятся. Так, для А. Терца четко прослеживается в повести аналогия между человеком и зверем, а П. Вайль даже находит отражения реальных личностей в героях повести.

В качестве художественного приема, он использовал особую систему персонажей, центром которой является очеловеченная собака. Нельзя предполагать, что авторские воззрения на человека или описываемый исторический момент как-то трансформировались в его творчество. Однако в конце книги можно отчетливо увидеть, что автор выявляет негативное отношение в слепой верности и преданности Руслана – тем качествам, которые принято считать положительными.

В повести выделяется способ классификации персонажей на основе выполняемых функций (главные, второстепенные). В разграничении персонажей автор ориентируется на два нравственных критерия – стремление служить и стремление к свободе. Наиболее полно выявить авторскую позицию позволяет анализ главных персонажей.

2. Вайль П., Генис А. Очерки русской прозы с картинками. Владимов. Советское барокко // Диалог, 1991, дек.

3. Владимов Г.Н. Верный Руслан. История караульной собаки // Грани (Франкфурт-на-Майне). - 1975. № 96 .

4. Владимов Г.Н. Не обращайте вниманья, маэстро // Верный Руслан. История караульной собаки. – М., Книжная палата, 1999, сс. 49 - 176 .

6. Золотусский И.П. На пути ко "всей правде": [К выходу в свет четырехтомника Г.Владимова]/ И.П.Золотусский// ЗВЕЗДА.-1999.-№ 2.-С.192-203.-(Эссеистика и критика).

7. Карпов А.С. В мире попранной человечности: о повести Г.Н.Владимова "Верный Руслан"/ А.С.Карпов, А.В.Чистяков// РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ.-1995.-№ 6.-С.32-36.-(Современная литература).

8. Лазаренко О.В. Русская литературная антиутопия 1900 х – первой половины 1930 х годов. (Проблемы жанра). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / О.В. Лазаренко. – Воронеж, 1997. – С. 292.

9. Латынина А. Глазами Руслана / А. Латынина // Литературная газета. – 1989. – № 9.

10. Лессинг Г. Э . Гамбургская драматургия / Сборник статей. — М.-Л.: Academia, 1936. — 518 с.

11. Немзер А. В поисках утраченной человечности / А. Немзер // Октябрь. – 1989. – № 8. – С. 184-194.

12. Николаев А. И. Основы литературоведения : учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011.

14. Тюпа В.И.. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ) / В.И. Тюпа. – М., 2001. – С. 316

15. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. [3-е изд.. испр. и доп.]. – М.: Высш. шк., 2002. – 437 с.

16. Хоробова Е.А. Повесть Г.Владимова "Верный Руслан". XI класс: [К 70-летию со дня рождения Г.Н.Владимова]/ Е.А.Хоробова// ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ.-2001.-№ 7.-С.35-37.

17. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л.В. Чернец. - М.: Высшая школа: Академия, 1997. - 337 с.

Читайте также: