Нод или оод в доу по фгос как правильно 2021

Обновлено: 02.07.2024

Представлены рекомендации по разработке и оформлению конспекта ООД (занятия) для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Содержимое публикации

Как разработать и оформить конспект организованной (непрерывной)

образовательной деятельности в ДОУ

Конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.

Структура конспекта.

1. Заголовок:

- это может быть титульный лист, и тогда в нем желательно указать:

- полное наименование учреждения,

-направление деятельности (например, Конспект занятия по организации познавательно-исследовательской деятельности),

-возраст (или группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста, или для детей 5-6 лет, или для детей старшей группы).

- фамилию, имя и отчество (или инициалы) (обычно справа, чуть ниже темы),

- можно указать квалификационную категорию, стаж,

-дату проведения ООД;

- можно указать место проведения ООД (группа, музыкальный зал, спортивная площадка и т.д.).

- Заголовок можно оформить без титульного листа, гдедопустимо обозначить все вышеперечисленное.

2. После заголовка:

- указатьприоритетную образовательную область в процессе ООД ,

- можно указать интеграцию с другими образовательными областями (или интеграцию детских видов деятельности). Указание интеграции образовательных областей можно опустить, так как с введением ФГОС ДО их осталось всего 5 и, за редким исключением, они так или иначе во время ООД переплетаются.

3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).

- на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие),

Развивающие задачи указывают на то, что будет закрепляться, уточняться на занятии, развитие каких психических функций детей будет задействовано.

5. Далее указывают:

- методы и приемы;

- словарную работу;

- материал и оборудование;

-можно указать: предварительную работу;

- можно указать: планируемые (или ожидаемые) результаты.

6. Ход организованной образовательной деятельности.

Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной (или игровой) ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания (формируются новые представления), закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

При необходимости прописывается (и, соответственно, проводится) физминутка.

В конспекте занятия не надо писать четкие ответы детей, ответы не предсказуемы, это не сценарий.Предполагаемые ответы можно указать в скобках.

Смирнова Юлия Валерьевна

Шуткова Татьяна Михайловна

Конспект ООД. Указываете образовательные области, задачи: образовательные, развивающие, воспитательные; задействованные материалы и оборудование, ресурсы, список использованной литературы (желательно); необходимую предварительную работу; ход занятия (не возбраняется использовать это наименование).С различными конспектами ООД можете ознакомиться на моём сайте.

Сметанкина Тамара Васильевна

АГАПОВА ТАМАРА ВЛАДИМИРОВНА

Полностью с вами согласна Тамара Васильевна! У нас в саду также!

Шуткова Татьяна Михайловна

Уважаемая Тамара Васильевна! Вы работаете музыкальным руководителем, верно? И пример привели чужого конспекта, я заходила на указанный Вами сайт. Так вот, может у меня уже и устарел подход к написанию конспекта, но в приведённом Вами примере формулировка задач сложна для восприятия, задач слишком много (успеет воспитатель их решить за отведённое по САНПИНу время?). Пока к моим конспектам претензий ни у кого не было (ни к публикациям, ни при аттестации на высшую категорию). Конечно, я теперь буду иметь в виду, что оформлять конспекты, возможно, нужно с учётом современных требований, так что спасибо за замечание.

Сметанкина Тамара Васильевна

Добрый день, Татьяна Михайловна. Я и не говорила, что это мой конспект. Я писала, что так требуют у нас. Поэтому и пригласила посмотреть всех, кто хочет, на опыт работы других педагогов. Успел или нет выполнить все задачи педагог можно судить исходя из конспекта и отзывов на него. Многие коллеги, работающие в режиме инновационных площадок, прекрасно разбираются в написании конспектов (а главное, во ФГОСовском подходе к организации ОД). Мы пока учимся, не всё получается, но пришло понимание (в общих чертах) к чему надо стремиться. Я тоже аттестовалась 1,5 года назад на высшую категорию, и тоже ФГОСами сильно не напрягали. Всё меняется, нам приходится тоже меняться. Если опять "наверху" не придумают чего-то нового, то скоро и мы научимся и детей "научим". Вот, как-то так.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Рекомендации педагогическим работникам по написанию конспекта НОД( непрерывной образовательной деятельности) или ООД ( организованной образовательной деятельности)

для проведения открытого просмотра ООД или на аттестацию

(написание конспекта НОД (ООД) для повседневной организованной образовательной деятельности ведется с написания темы, цели, задач, оборудования и материалов, хода НОД (ООД). В календарном плане пишется только название темы НОД(или ООД).Конспект прилагается в развернутом виде на электронном носителе или в бумажной распечатке (на листах А-4, в книжном или журнальном варианте.

Бавшина Людмила Ивановна

Структура написания конспекта

Название учреждения (полностью, по уставу)

Конспект непосредственной образовательной деятельности (организованной образовательной деятельности)

Составил(а): ФИО, должность

Дата проведения: число, месяц, год

2 – ая страница конспекта

Уровень общего образования: дошкольное образование

Тема НОД (ООД):_________________________________

Дата проведения: ____________________

Время проведения: ______________________

Возраст обучающихся: _______________

Образовательная область: (главное направление развития )

социально-коммуникативное развитие (как часть ООД)

Интеграция образовательных областей: _________________________________________

перечислить: социально-коммуникативное, познавательное , речевое, художественно-эстетическое, физическое)

Классификация (Тип) ООД: __________________(записать или нужное подчеркнуть)

- по дидактической задаче:

усвоения новых знаний и умений

закрепления ранее приобретённых знаний

творческого применения знаний и умений

комбинированная ( совмещение дидактических задач на обучение, повторение и закрепление знаний).

-по содержанию знаний

однотемная (классическая по разделам обучения)

комплексная (одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.). В комплексной НОД решаются задачи двух и более видов деятельности.

Интегрированная (по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития). Интеграция может быть по тематическому принципу.

-по форме организации

традиционная ООД или НОД;

Формы НОД или ООД: совместная деятельность взрослого и детей

Форма организации НОД или ООД: (нужное подчеркнуть) :

Индивидуальная ( с одним ребенком).

Организованная образовательная деятельность в соответствии с базовым видом деятельности (познавательное развитие, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, музыка, физическая культура) – нужное подчеркнуть

Цель: конечный результат, то, к чему мы стремимся (имя существительное- развитие, создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.).

Задачи: 1. Образовательные.

2.Развивающие.

3. Воспитательные. (Смотреть образец написания задач…)

Задачи прописывать глаголом в неопределенной форме: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять и т.п .

Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и итогового характера:

Развивающие задачи направлены, как правило, на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания.

Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.

Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

П редварительная работа: (если проводилась) с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (Беседы с детьми, наблюдение, чтение художественной литературы, куда ходили на экскурсию, что выучили и т.д.)

Словарь новых слов : (если есть) – для логопедической , дефектологической, тифлопедагогической ООД обязательно

Образовательные технологии:______________ (написать или подчеркнуть)

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

технология портфолио дошкольника и воспитателя

технологии предметно – развивающей среды

технологии проблемного обучения

Методы обучения: ___________________________ (написать или подчеркнуть)

Как организовать ООД в ДОУ

Что нам предлагают ФГОС? Из образовательного процесса исключается учебный блок, но исключается не процесс обучения, а меняется форма занятий. В совместной деятельности детей и взрослых появляется новая форма – непосредственно образовательная деятельность, наполненная новым содержанием. Если раньше была позиция - учебная деятельность и игра, то сегодня - игра и другие виды детской деятельности. Решать поставленные цели и задачи теперь нам предлагается в совместной деятельности взрослого и детей (ООД и режимные моменты) и самостоятельной деятельности детей. Нам предлагают отказаться от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. А это требует обращения педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли им, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались.

Для этого нам рекомендуют использовать: игровые приёмы, частую смену видов деятельности, разнообразные игровые задания, которые позволяют создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу непринужденности, добиваться поставленных целей. И именно для этого делают акцент на интеграцию образовательных областей.

Если раньше на занятии главной целью было освоение знаний, умений, навыков (ЗУН), то теперь основная цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. Основная деятельность реализуется через детские виды деятельности.

Они по ФГОС немного изменились и вам их нужно выучить заново: (8)

- восприятие художественной литературы и фольклора,

- конструирование из разных материалов,

- самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Выбор видов деятельности осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Примеры форм образовательной деятельности и виды занятий в Приложении 1.Следующая отличительная особенность – меняется стиль поведения взрослого (педагога): от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному, партнёрскому. Необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения), а чтобы этого достичь, нужно максимально заинтересовать детей (мотивация);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответстви и организации рабочего пространства);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Вводная часть.

1. Создание игровой ситуации (проблемной ситуации, целевой установки, любой мотивации), стимулирующей активность детей к поиску ее решения. Здесь также может быть любое упражнение на организацию детей.

2. Проектирование решений проблемной ситуации. Выполнение действий. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами добывают знания, путём исследований, поиска, открытий…

3. Анализ результатов деятельности, рефлексия. Подведение итогов.Итак, разберём каждую из трёх частей…Вводная часть ООД, особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах.

Младший возраст: вы сообщаете детям, что у каких-то игровых персонажей что-то случилось, обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие, исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации…

Средняя группа: можно привести персонаж т.к. в этом возрасте детьми уже освоены роли, или дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать), а затем учебная (научимся это делать).

Старшая группа: главное не персонажи, а сюжеты, сюжетосложения (самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.

В подготовительной группе потребность в создании игровой мотивации сохраняется, но здесь уже можно добавить проблемные ситуации. Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное педагогом средство, направленное на пробуждение интереса у детей к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок: сам формулирует проблему (задачу), сам находит ее решение, решает и самоконтролирует правильность этого решения.

Также в качестве мотивации можно использовать игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.

При отсутствии мотивации, нет развития логики.

Правила построения мотивации:

• учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);

• мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес;

• завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности.

Основная часть ООД.

Заключительная часть ООД.

Итоги и рефлексия.

И ещё некоторые нюансы в организации ООД.

1. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности, элементы сказки, сюрприза, множество игровых моментов.

2. Дети не должны сидеть за столами, только при работе в тетрадях или с раздаточным материалом. Они должны перемещаться в групповом пространстве (педагог использует для этого динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, логоритмику, игротреннинги, физминутки, игры-хороводы, связанные общей темой).

3. И, конечно же, интеграция ООД, которая предполагает смену видов детской деятельности (драматизация сказки с конструированием из строительного материала, изготовление атрибутов к какой–либо игре с театрализацией; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием и т.д.).

Вы же знаете, как часто у детей меняются настроение и интересы… от в этом и заключается преимущества ООД, смена, взаимопроникновение в различные области. Преимущества интегрированных ООД заключается также в повышении мотивации обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес.

Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, интегрированная ООД в детском саду учит детей получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать и обобщать ее, делать выводы. Вы прекрасно знаете, что переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность ООД, снимает утомляемость и перенапряжение. Дети занимаются с большим интересом.И вот теперь, выявив кардинальные различия между занятием по старинке и занятием-ООД, вы можете сделать вывод, что занятие-ООД – это занимательное дело, которое основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких – интеграции), осуществляемых совместно со взрослым, и направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).

- Подвижные игры с правилами

- Подвижные дидактические игры

- Игровые упражнения, игровые ситуации

- Ритмика, аэробика, детский фитнес

- Спортивные игры и упражнения.

- Гимнастика (утренняя и пробуждения)

Игровая детская деятельность

- Сюжетные игры, игры с правилами

- Создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей)

- Игры с речевым сопровождением

Продуктивная детская деятельность

- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

- Выставки, мини музеи

Чтение детской художественной литературы

- Самостоятельная художественная речевая деятельность

- Вопросы и ответы

- Выставки в книжном уголке

- Литературные праздники, досуги.

Познавательно – исследовательская деятельность

- Решение проблемных ситуаций

- Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады)

Коммуникативная детская деятельность

- Беседа, ситуативный разговор

- Составление и отгадывание загадок

- Игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные)

- Этюды и постановки

Трудовая детская деятельность

- Дежурство, поручения, задания

- Совместные действия Приложение 2.

Полный разбор ООД.

ООД строится с учетом деятельностного подхода, а единой технологией построения занятий является проблемный диалог.

1. Введение в игровую ситуацию (или организационный момент).

Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). Главной задачей на этом этапе является формирование интереса у воспитанников к содержанию ООД, направление внимания детей, раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниям взрослого.

3. Постановка проблемы.

Затруднение в игровой ситуации. Этот этап позволяет педагогу познакомить детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, либо созданию проблемной ситуации, требующей разрешения.

Поиск выхода из затруднительной ситуации.

4. Актуализация знаний

Задачи этого этапа: актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешению проблемной ситуации, либо усвоению нового.

На этом этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи.

5. Самостоятельное применение нового на практике. Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы).

Задача данного этапа: овладение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата.

Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.

6. Итог занятия. Систематизация знаний.

7. Рефлексия. Формирование элементарных навыков самоконтроля,.самооценки (для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).

Протокол проведения консультации для педагогов

Дата проведения консультации : ___.___.20______

Читайте также: