Проект сторителлинг в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МБДОУ- Тюлячинский детский сад №3

Тюлячинского муниципального района РТ

« Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми


Автор проекта: Ибрагимова А.Р.

Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Педагоги в своей работе используют самые разнообразные методы , формы и технологии для развития связной речи , формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения . Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории . У детей недостаточно развито воображение , поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов.

Актуальность проекта :

Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека. По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга. Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Сторителлинг помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, свои силы.

Педагогический сторителлинг как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.

1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;

4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг - это замечательный метод преподавания.

Гипотеза проекта:

Технология сторителлинга позволяет;

Разнообразить образовательную деятельность с детьми;

Заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

Научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

Обогатить устную речь дошкольников;

Облегчить процесс запоминания сюжета.

Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.

Познавательно-речевое, творческое и социально-коммуникативное развитие дошкольников, посредством внедрения инновационной технологии сторителлинг в образовательный процесс.

Задачи проекта.

Образовательные : Внедрение инновационной педагогической технологии сторителлинг в образовательный процесс ДОУ.

Развивающие: Развитие всех сторон устной речи, познавательного интереса детей, творческого и логического мышления, социальных навыков посредством применения технологии сторителлинг;

Воспитательные: Воспитывать внимание, целеустремленность, устойчивый интерес к занятию.

Оздоровительные: Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающие технологий, благотворно влиять с помощью сторителлинга на эмоциональные состояние и психическое развитие детей.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников на основе совместной деятельности дети – родители – педагоги с применением технологии сторителлинг;

Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов проекта:

Формы работы: беседа, совместная деятельность родителей и детей.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Тип проекта: познавательно-речевой и творческий;

Продолжительность проекта: сентябрь 2020г. – май 2023 г

Варианты решения проблемы

Внедрение технологии Сторителлинг в образовательный процесс – поможет активизировать познавательно-речевую деятельность дошкольников, эффективно донести информацию, лучше ее усвоить, развить их коммуникативные умения, способствовать развитию воображения, творческой деятельности.

Сторителлинг поможет объединить детей и родителей, а так же выявить проблемы во взаимоотношении и воспитании.

Сторителлинг даст возможность выявить талантливых детей.

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

Основные социально-значимые результаты:

Эффективное внедрение технологии сторителлинг в образовательный процесс ДОУ;

Повышение уровня познавательно-речевого, творческого, социально-коммуникативного развития дошкольников;

Выявление и поддержка талантливых детей;

Организация взаимодействия с родителями воспитанников, повышение педагогической компетентности.

Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Стратегия реализации проектной идеи:

1 этап. Организационно- подготовительный этап . (сентябрь)

2 этап. Основной. Реализация проекта.(октябрь- апрель)

3 этап. Обобщающий. (май)

Организационно- подготовительный этап (сентябрь)

Изучение , анализ и обобщение методической литературы по теме

2.Определение содержания деятельности всех участников проекта;

3.Создание психолого-педагогических условий формирования диалоговой речи у воспитанников на основе игровой совместной деятельности;

4.Создание образовательной ситуации и игровой среды;

Основной. Реализация проекта (октябрь- апрель)

Совместная деятельность детей и педагога:

1.Проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала

2. Совместная практическая деятельность детей и педагога;

4.Проведение тематических бесед с использованием наглядного материала;

Обобщающий (май)

Мониторинг речевого развития дошкольников,

- анализ и оценка результатов проекта.

- публикация отчетов по работе на сайте ДОУ

- Определение новых перспектив.

План реализации проекта

Рассматривание сюжетных картин.

Осенняя сказка. Выполнение сказочных историй по образцу с помощью мнемотаблиц, театральных атрибутов, музыкального озвучивания инструментами.

Работа с родителями: оказание помощи в подборе дидактического и наглядного материала по темам проекта.

Сторителлинг на основе сценария.

Работа в парах по созданию живых картинок – режиссерская игра.

Сторителлинг на основе повествования по теме (придумываем концовку истории с постановкой проблемы) с использованием макета.

Чтение художественной литературы:

Сторителлинг на основе проблемных ситуаций (способ решения проблемы с наилучшим выходом из ситуации)

Работа с родителями: оказание помощи в создании мультфильма на основе технологии сторителлинг.

Заучивание стихотворений о родине.

Чтение художественной литературы: вепские сказки.

Рассматривание фотографий родного города, страны.

Сторителлинг на основе проблемных ситуаций (способ решения проблемы с наилучшим выходом из ситуации).

Работа с родителями: совместное создание сборника историй.

Создание мультфильма с использованием техники сторителлинг.

Работа с педагогами

Продукт проекта:

Система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам.

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей при рассказывании по картинам


Ожидаемый результат:

Апробирована система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам.

Повышение уровня развития связной речи у детей при составлении рассказов по картинам.

Критерии оценки проекта: в проекте участвовало 100% детей и родителей старшей группы.

Сравнительная характеристика показателей диагностики связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинкам на подготовительном и итоговом этапах показала, что:

на подготовительном этапе 40% детей показали высокий уровень умения рассказывать по сюжетным картинам, 50% - средний уровень, 10% - низкий уровень.

На итоговом этапе 60% детей показали высокий уровень умения рассказывать по сюжетным картинам, 40% - средний уровень.


Таким образом, из результатов диагностики виден рост умений детей рассказывать по сюжетным картинам, что является показателем того, что при осуществлении данного проекта можно сформировать связную речь детей при рассказывании по сюжетным картинкам.

Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что данный

проект дал толчок к формированию связной речи дошкольников, помог

умственному восприятию и переработке внешней информации, обогатил

устную речь, помог в запоминании материала, способствовал развитию

грамотности, фантазии, логики. В период пандемии оказалось, что

технология сторителлинга очень удобна в удаленной работе.

Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

Использование цифрового сторителлинга и ИКТ технологии помогает визуализировать придуманные истории, эмоционально обогатить материал.

Сторителлинг может успешно использоваться в проектной деятельности детей.

Сторителлинг объединяет родителей и детей. Присутствие родителей на занятиях и активное включение их в воспитательно-образовательный процесс помогает им решать вопросы взаимопонимания и воспитания детей.

Список литературы:

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998. - 355 с. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008. - №8. - С. 23-35.

Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.

Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.

Внедрение инновационной педагогической технологии сторителлинг в образовательный процесс ДОУ.

ВложениеРазмер
proekt_storitelling_ibragimovoy_a.r.docx 195.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ- Тюлячинский детский сад №3

Тюлячинского муниципального района РТ

«Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми

C:\Users\5\Desktop\3c508e0b34672d0b5628a673cd70f286.jpg.jpg

Автор проекта: Ибрагимова А.Р.

Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Педагоги в своей работе используют самые разнообразные методы, формы и технологии для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. У детей недостаточно развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов.

Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека. По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга. Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Сторителлинг помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, свои силы.

Педагогический сторителлинг как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.

1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;

4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг - это замечательный метод преподавания.

Технология сторитейллинга позволяет;

Разнообразить образовательную деятельность с детьми;

Заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

Научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

Обогатить устную речь дошкольников;

Облегчить процесс запоминания сюжета.

Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.

Познавательно-речевое, творческое и социально-коммуникативное развитие дошкольников, посредством внедрения инновационной технологии сторителлинг в образовательный процесс.

Образовательные : Внедрение инновационной педагогической технологии сторителлинг в образовательный процесс ДОУ.

Развивающие: Развитие всех сторон устной речи, познавательного интереса детей, творческого и логического мышления, социальных навыков посредством применения технологии сторителлинг;

Воспитательные: Воспитывать внимание, целеустремленность, устойчивый интерес к занятию.

Оздоровительные: Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающие технологий, благотворно влиять с помощью сторителлинга на эмоциональные состояние и психическое развитие детей.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников на основе совместной деятельности дети – родители – педагоги с применением технологии сторителлинг;

Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов проекта:

Формы работы: беседа, совместная деятельность родителей и детей.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Тип проекта: познавательно-речевой и творческий;

Продолжительность проекта: сентябрь 2019г. – май 2020 г

Варианты решения проблемы

Внедрение технологии Сторителлинг в образовательный процесс – поможет активизировать познавательно-речевую деятельность дошкольников, эффективно донести информацию, лучше ее усвоить, развить их коммуникативные умения, способствовать развитию воображения, творческой деятельности.

Сторителлинг поможет объединить детей и родителей, а так же выявить проблемы во взаимоотношении и воспитании.

Сторителлинг даст возможность выявить талантливых детей.

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

Основные социально-значимые результаты:

Эффективное внедрение технологии сторителлинг в образовательный процесс ДОУ;

Повышение уровня познавательно-речевого, творческого, социально-коммуникативного развития дошкольников;

Выявление и поддержка талантливых детей;

Организация взаимодействия с родителями воспитанников, повышение педагогической компетентности.

Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Стратегия реализации проектной идеи:

1 этап. Организационно- подготовительный этап . (сентябрь)

2 этап. Основной. Реализация проекта.(октябрь- апрель)

3 этап. Обобщающий. (май)

Организационно- подготовительный этап (сентябрь)

Изучение , анализ и обобщение методической литературы по теме

2.Определение содержания деятельности всех участников проекта;

3.Создание психолого-педагогических условий формирования диалоговой речи у воспитанников на основе игровой совместной деятельности;

4.Создание образовательной ситуации и игровой среды;

Основной. Реализация проекта (октябрь- апрель)

Совместная деятельность детей и педагога:

1.Проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала

2. Совместная практическая деятельность детей и педагога;

4.Проведение тематических бесед с использованием наглядного материала;

Мониторинг речевого развития дошкольников,

- анализ и оценка результатов проекта.

- публикация отчетов по работе на сайте ДОУ

- Определение новых перспектив.

План реализации проекта

Рассматривание сюжетных картин.

Осенняя сказка. Выполнение сказочных историй по образцу с помощью мнемотаблиц, театральных атрибутов, музыкального озвучивания инструментами.

Работа с родителями: оказание помощи в подборе дидактического и наглядного материала по темам проекта.

Сторителлинг на основе сценария.

Работа в парах по созданию живых картинок – режиссерская игра.

Сторителлинг на основе повествования по теме (придумываем концовку истории с постановкой проблемы) с использованием макета.

Чтение художественной литературы:

Сторителлинг на основе проблемных ситуаций (способ решения проблемы с наилучшим выходом из ситуации)

Работа с родителями: оказание помощи в создании мультфильма на основе технологии сторителлинг.

Заучивание стихотворений о родине.

Чтение художественной литературы: вепские сказки.

Рассматривание фотографий родного города, страны.

Сторителлинг на основе проблемных ситуаций (способ решения проблемы с наилучшим выходом из ситуации).

Работа с родителями: совместное создание сборника историй.

Создание мультфильма с использованием техники сторителлинг.

Работа с педагогами

Система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам.

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей при рассказывании по картинам

Апробирована система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам.

Повышение уровня развития связной речи у детей при составлении рассказов по картинам.

Критерии оценки проекта: в проекте участвовало 100% детей и родителей старшей группы.

Сравнительная характеристика показателей диагностики связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинкам на подготовительном и итоговом этапах показала, что:

на подготовительном этапе 40% детей показали высокий уровень умения рассказывать по сюжетным картинам, 50% - средний уровень, 10% - низкий уровень.

На итоговом этапе 60% детей показали высокий уровень умения рассказывать по сюжетным картинам, 40% - средний уровень.

Таким образом, из результатов диагностики виден рост умений детей рассказывать по сюжетным картинам, что является показателем того, что при осуществлении данного проекта можно сформировать связную речь детей при рассказывании по сюжетным картинкам.

Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что данный

проект дал толчок к формированию связной речи дошкольников, помог

умственному восприятию и переработке внешней информации, обогатил

устную речь, помог в запоминании материала, способствовал развитию

грамотности, фантазии, логики. В период пандемии оказалось, что

технология сторителлинга очень удобна в удаленной работе.

Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

Использование цифрового сторителлинга и ИКТ технологии помогает визуализировать придуманные истории, эмоционально обогатить материал.

Сторителлинг может успешно использоваться в проектной деятельности детей.

Сторителлинг объединяет родителей и детей. Присутствие родителей на занятиях и активное включение их в воспитательно-образовательный процесс помогает им решать вопросы взаимопонимания и воспитания детей.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998. - 355 с. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008. - №8. - С. 23-35.

Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.

Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.

Задачи:

Актуальность:

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно, в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Содержание:


Цель сторителлинга– обогащение устной речи, развитие у старших дошкольников умения составлять рассказы.

1. Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников.

2. Уточнять использование грамматических форм речи.

3. Развивать коммуникативные навыки дошкольников.

На начальном этапе обучения детская история может быть совсем короткой – 1-2 предложения. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому, составлять истории можно по очереди, первый кубик бросает ребёнок, а следующий –педагог. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Дети довольно быстро обучаются. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.


В данном варианте игрымогут участвовать от 1 до 9 детей.Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игрокивыбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.

При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.

  • Однажды, много лет назад…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • Когда-то давным-давно…
  • Жили-были…
  • Случилось это в одном городке…

2.Основная часть истории.

Описывается основная сюжетная линия.

  • Что произошло с героем?
  • Кого он встретил или что нашел?
  • Что он планирует с этим делать?
  • Появляется решение поставленной проблемы.
  • Короткий вывод (итог рассказа).

При составлении рассказа используется мнемосхема, составленная на основе Н.Э. Теремковой, которая поделена на три части (начало, середина, конец), каждая часть рассказа обозначена своим цветом (начало-синим, середина-жёлтым, конец- зеленым).



В таком виде игры у детей развивается ещё один компонент речи- фонематический слух. Определив позицию звуков в словах (начало, середина, конец), и расставив кубики в соответствующей последовательности, исходя из позиции звука, составляется рассказ.

Если увеличить количествокубиков в наборе до 14, то можно использовать его для коррекции нарушений слоговой структуры слова. В комплекте карточек представлены все 14 типов слов по А.К. Марковой. Каждый кубик это 6 слов каждого из 14 слоговых типов.

  • Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания;
  • Расширение запаса знаний об окружающем мире;
  • Развитие всех речевых компонентов;
  • Развитие высших психических функций;
  • Развитие коммуникативных навыков детей.

Результативность:

  • Мотивация осознанной деятельности всех участников, принимающих участие в работе мастер-класса;
  • Повышение уровня теоретической и методической подготовки участников;
  • Готовность педагогов к развитию собственной преобразующей деятельности на занятиях;
  • Рефлексия деятельности педагогов в процессе собственной практики.

Список используемой литературы:

2.Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

3.Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Светлана Гращенкова

Светлана Гращенкова

Светлана Гращенкова запись закреплена
Я - воспитатель

Сторителлинг в детском саду

— педагогическая техника, построенная на использовании историй с определенной структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации.

📌

Продолжаем цикл публикаций о пед. технологиях

Читайте также: