Авторы личностно ориентированной педагогической технологии школа жизни

Обновлено: 07.07.2024

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, в которой ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.

Цель личностно-ориентированной технологии – заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа.

Задачи личностно-ориентированной технологии:

- гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;

- обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация природных потенциалов ребенка;

- приоритет личностных отношений;

- создание условий для развития личности воспитанников;

- индивидуальный подход к воспитанникам.

Задачей педагога является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении всесторонне развитой личности. Использование различных форм организации детской деятельности дает положительные результаты для этого.

Личностно-ориентированная технология базируется на следующих принципах:

- принцип самоактуальности (любой ребёнок принимается таким, каков он есть);

- принцип индивидуальности (развитие индивидуальности в соответствии со способностями ребёнка, его психофизическим развитием, типом темперамента, особенностями характера, половой принадлежности. );

- принцип субъектности (использовать субъектный опыт ребёнка, создавать условия для того, чтобы ребёнок был субъектом своей деятельности);

- принцип выбора (предоставлять свободу выбора предметов и видов деятельности каждому ребёнку, способствовать развитию инициативности);

- принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обусловливает успех обучения и воспитания ребенка.

Формы организации деятельности с применением личностно-ориентированной технологии разнообразны:

- игры, занятия, спортивные мероприятия;

- экспериментальная и проектная деятельность;

- упражнения, гимнастика, массаж;

- тренинги, этюды, образно-ролевые игры;

- конкурсы и выставки детского творчества.

Приемы личностно-ориентированного взаимодействия:

Для того чтобы в полной мере реализовать личностно – ориентированную технологию необходима соответствующая развивающая среда группы, которая позволит ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы. Развивающая среда должна быть вариативна, динамична и трансформируема, постоянно обновляться в соответствии с планированием. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску. Развивающая среда группы создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся склонностей и интересов, и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Для этого в каждой группе создаются тематические центры. Тематический центр - это специально организованное место, оснащенное игровым, дидактическим оборудованием, художественной и научной литературой, материалами для экспериментов и исследований. Материалы в центрах подобраны разнообразные, используя их, дети могут проявлять нестандартный и творческий подход, материалы должны подталкивать детей к самостоятельному исследованию. Предметы расположены на полках так, что ими легко и удобно пользоваться. Дети свободно перемещаются между центрами. Количество, названия и наполнение центров не являются раз и навсегда закрепленными. Педагоги периодически модифицируют центры, заменяя материалы, которые уже стали привычными и неинтересными на новые. Материалы в центре изменяются и в соответствии с темами проектов. При работе над проектом могут возникать временные мини-центры для решения определенных задач.

Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием. Совместная деятельность детей и взрослых в течение дня может реализовываться как во всех центрах, так и в части из них.

Сравнение традиционной и личностно-ориентированной образовательной деятельности (ОД).

Целеполагание. ОД преследует цель - вооружить детей твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти.

Целеполагание. Цель – развитие детей, создание таких условий, чтобы на каждой ОД формировалась деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в обучении, собственной деятельности.

Деятельность педагога: показывает, объясняет, раскрывает, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает.

Центральная фигура – педагог.

Развитие ребенка – абстрактное, попутное!

Деятельность педагога: организатор образовательной деятельности, в которой ребенок, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Педагог объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – ребенок!

Педагог же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ребенка.

Деятельность ребенка: ребенок – объект обучения, на которого направлено воздействие педагога . Работает один воспитатель – дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима педагога. Такие знания быстро улетучиваются.

Деятельность ребенка: ребенок является субъектом деятельности педагога. Деятельность идет не от педагога, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.

Рекомендации к проведению личностно-ориентированного занятия.

Следует использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы. Необходимо создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе всех и стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

Важно поощрять стремление детей предлагать свои собственные способы работы (выполнения задания), анализировать в ходе занятии способы, предлагаемые другими детьми, и стремление поддерживать оптимальные и рациональные из них.

Следует предлагать такие задания, которые позволяют ребенку самому выбрать тип, вид, форму материала (словесную, графическую, условно символическую).

Педагог должен создавать такие ситуации общения, которые позволяют каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

В личностно-ориентированной технологии ребенок не бездумно принимает готовый образец или инструкцию педагога, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, определяет причины ошибок и т.д.

Особую актуальность личностно-ориентированная технология приобретает в коррекционно-педагогической работе. Это связано с тем, что дети с ОВЗ, зачастую имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации. Правильно организованная коррекционная работа в сочетании с личностно-ориентированным подходом позволяет скорректировать имеющиеся нарушения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

Современная педагогика подразумевает применение многих технологий. Но, личностно-ориентированная технология должна быть в приоритете, так как ее применение способствует формированию всесторонне развитой личности, умеющей адаптироваться в современном обществе.


Динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

В связи с этим наиболее актуальным стратегическим направлением развития системы образования в России на сегодняшний день является личностно-ориентированное образование.

Я полностью разделяю общепризнанную оценку личностно-ориентированного обучения как ведущей тенденции в современном образовании. Сегодня важной является не только сумма усвоения информации, но и способность человека действовать самостоятельно в различных проблемных ситуациях. А преподаваемые мной предметы как никакие другие призваны обеспечить новые подходы в образовании в связи с его модернизацией. Именно они в наибольшем объеме способны отразить социально-педагогическую суть изменений в российском образовании — обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации.

Специфические особенности гуманитарных дисциплин, которые необходимо учитывать в своей работе: во-первых, гуманитарный предмет, в отличие от естественно -научного, не может быть усвоен на уровне значений; здесь недостаточно просто знания. Существенным критерием усвоения является смысл, отношение, которые вырабатываются через диалог, внутреннюю полемику с другим субъектом; во-вторых, гуманитарному предмету свойственны задачи на выявление дополнительного смысла слова в художественном произведении, способов выражения авторской позиции, на выражение собственной точки зрения на факт, проблему, ситуацию.

Эти особенности обуславливают специфику учебной деятельности в процессе их усвоения.

Если при изучении естественно-научного предмета необходимо понять смысл, постигнуть его как сущность, то в данном случае этот смысл должен быть выработан, сотворен; знание, обращенное к внутреннему миру человека, способно воздействовать на него, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию в человеке всех его человеческих качеств.

Вышеизложенное требует от каждого преподавателя общественных дисциплин четкого осознания того, что именно его предметы призваны помочь каждому учащемуся осмыслить самого себя, обрести “человеческое измерение” природных и социальных процессов. Они должны способствовать формированию способа мышления и действия человека, знающего общество и понимающего других людей, умеющего жить в современном мире с его многообразием культур и образов жизни, преодолевающего собственный эгоизм и осознающего последствия своей деятельности.

Реализовать эти задачи лучше всего способен личностно-ориентированный подход как особого рода педагогический процесс со специфическими целями, содержанием, технологиями, который ориентирован на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида.

Личностно-ориентированный подход предусматривает пристальное внимание к таким составляющим учебного процесса как содержание обучения, педагогическую задачу или модель личностно-ориентированной учебной ситуации, специальные технологии.

Понятно, что личностно-ориентированный подход не может менять структуру базового учебного плана и образовательных стандартов. Новизна проявляется в интерпретации и композиции содержания образования. Важно обеспечить в учебной деятельности приоритет внутриличностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных технологий, а также приоритет продуктивного компонента содержания образования над репродуктивным. Руководством в практической деятельности по данному вопросу является ст.14 Закона РФ “Об образовании”, где говорится: “…содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений”

Центральным понятием личностно-ориентированного подхода как педагогического процесса является личностно-ориентированная учебная ситуация. Она создается целенаправленно и ставит ученика в новые условия, изменяющие привычный ход его жизнедеятельности, требующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление созданной ситуации. В основу создаваемых личностно утверждающих ситуаций входят: нравственный выбор, самостоятельная постановка цели, препятствия, требующие волевых проявлений, переживание радости собственного открытия, значимость для других людей, самоанализ и самооценка учащимся своих достижений, отказ от своих прежних воззрений и принятие новых ценностей.

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность обучаемого, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризация обучаемым заданных педагогических воздействий, а “встреча” задаваемого и субъектного опыта, своеобразное “окультуривание” последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет “вектор” индивидуального развития.

Система личностно-ориентированного обучения на несколько порядков опережает знаниевую модель образования. Перед каждым педагогом стоит задача — организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом.

Признаки традиционных технологий обучения:

- трансляция готового учебного содержания.

- изложение нового материала — монолог учителя.

- диалог между учащимися нормативно исключен; низкий уровень общения у учащихся.

- основные функции педагога — информирующая, контролирующая и оценивающая.

- единообразие в содержании и формах ученической деятельности.

- ориентация на формирование личности с заданными свойствами.

- надзор вместо управления.

Особенности личностно-ориентированных технологий

ЦЕЛЬ — создание условий для проявления познавательной активности обучаемых.

СРЕДСТВА достижения педагогом этой цели:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучаемых;

- создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе коллектива;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

- использование дидактического материала, позволяющего учащемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- оценка деятельности учащегося не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

- поощрение учащегося за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы других обучаемых в ходе урока, выбор и оценку наиболее рациональных;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания;

- предоставление возможности для естественного самовыражения учащегося.

Основные подходы личностно-ориентированного образования

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного учащемуся. Различия основного количества учащихся по уровню обучаемости сводится, прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Уровневая дифференциация осуществляется путем деления учащихся (учебной группы, коллектива) для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном).

Дифференцированный подход — выделение групп обучаемых на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход — распределение учащихся по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход — отношение к каждому учащемуся как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода

Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Бондарской Е. В., составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития обучаемого; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Учитывая эти требования, можно определить перечень педагогических технологий, построенных на личностно-ориентированном подходе:

- технология саморазвивающего обучения (Селевко Г. К.);

- адаптивная система обучения;

- гуманно-личностная технология Амонашвили Ш. А.;

- технология полного усвоения знаний;

- технологии развивающего обучения;

- технологии разноуровневого обучения;

- технология исследовательского обучения;

- технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

- коллективный способ обучения;

- технологии модульного обучения.

Наиболее часто применяются такие технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе как:

- технология полного усвоения знаний;

- адаптивная система обучения;

- технология исследовательского обучения;

- технология игрового обучения;

- технология модульного обучения;

- технология разноуровневого обучения;

- дифференциация и индивидуализация обучения.

Целевые ориентиры технологий, основанных на педагогике сотрудничества, заключаются в переходе от педагогики требований к педагогике отношений, в гуманно-личностном подходе к ребенку, а также в единстве обучения и воспитания.

Для технологии полного усвоения знаний характерно то, что уровень знаний единый, а время, методы, формы и условия труда для каждого учащегося различны.

Адаптивная система обучения — обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания (работа в парах сменного состава).

Технология исследовательского обучения — поиск новых познавательных ориентиров (занятия по естественно-научному циклу дисциплин) в лабораторных исследованиях.

Технология игрового обучения — готовые игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом: “выборы в России”…

Технология модульного обучения — самостоятельное достижение цели учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль — это функциональный узел, программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности.

Технология разноуровневого обучения — для учащегося отводится определенное время, которое соответствует его личным возможностям для усвоения учебной программы.

Более подробно следует остановиться на дифференциации и индивидуализации обучения, т. к. именно эти подходы составляют методическую основу многих личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания.

Как считают Л. Н. Буйлова и Н. В. Кленова, дифференциация может осуществляться по разным основаниям, но наиболее часто применяются две основные формы:

1. Внутренняя дифференциация, основанная на различии индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и другие); она может осуществляться в традиционной форме учета индивидуальных особенностей или в форме системы уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.

2. Внешняя дифференциация, то есть создание на основе определенных качеств (интересов, склонностей и т. д.) относительно стабильных групп учащихся.

Индивидуализация означает максимальное раскрытие возможностей каждого обучаемого и создание условий для его персонифицированного развития. Таким образом, можно говорить о том, что реализация личностно-ориентированных технологий заключается в создании особой воспитательно-образовательной среды, ориентированной не только на получение обучаемым определенных знаний и умений, но и осуществляющей педагогическую поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное — саморазвиваться и самореализовываться.

1. Буйлова Л. Н., Клёнова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2005.

2. Гизбург Ф. Заповеди педагогического общения//Воспитание школьников, 2003 — № 4.

3. Дейч Б. А. Личностно ориентированные технологии в дополнительном образовании детей: Материалы сайта Института молодёжной политики и социальной работы НГПУ, 2011.

4. Иванченко И. Д. Занятия в системе дополнительного образования детей. — Ростов-на-Дону, 2007.

5. Капустин Н. К. Педагогические технологии адаптивной школы. — М., Академия, 2001.

7. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.

8. Эффективный учитель/авт.-сост. О. М. Ольшевская. — Минск: Красико-Принт, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): личностно-ориентированный подход, личностно-ориентированное обучение, учащийся, адаптивная система обучения, исследовательское обучение, модульное обучение, полное усвоение знаний, разноуровневое обучение, субъектный опыт, учебная деятельность.

Похожие статьи

Личностно-ориентированное обучение на основе современных.

личностно-ориентированное обучение, технология обучения, личностно-ориентированный подход, современный урок, разноуровневое обучение, полное усвоение знаний, модульное обучение, коллективная.

Личностно ориентированное обучение русскому языку.

личностно-ориентированный подход, учащийся, личностно-ориентированное обучение, адаптивная система обучения, субъектный опыт, разноуровневое обучение, полное усвоение знаний, модульное обучение.

Технология личностно-ориентированного обучения

При личностно-ориентированном обучении учащийся перестает быть объектом обучения, напротив-создаются возможности для его саморазвития, самостоятельного получения знаний, проявления своих способностей, самопознания, наблюдений.

Метод личностно-ориентированного обучения в классе.

личностно-ориентированное обучение, технология обучения, личностно-ориентированный подход, современный урок, разноуровневое обучение, полное усвоение знаний, модульное обучение.

Личностно-ориентированная технология на уроках математики.

Таким образом, личностно ориентированное обучение позволит

личностно ориентированное обучение. Позиции учеников.

Например, на доске записаны разноуровневые задания на самостоятельную работу, каждый ученик самостоятельно.

Особенности личностно ориентированного образования в вузе.

Автор представляет обзорную статью в виде реферата, затрагивающую вопросы личностно-ориентированного подхода в обучении студентов высших учебных заведений. Ключевые слова: образование, личностно-ориентированный подход, специалист.

Необходимость применения личностно-ориентированного.

личностно-ориентированное обучение, разноуровневое обучение, ученик, дифференцированный подход, учебная деятельность, способность, пройденный материал, метод обучения, знание.

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания.

личностно-ориентированное обучение, технология обучения, личностно-ориентированный подход, современный урок, разноуровневое обучение, полное усвоение знаний, модульное обучение.

Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды.

Ключевые лова: личностно-ориентированное обучение, формы организации обучения, младшие школьники, проблемы обучения в современной образовательной школе.

Технология личностно-ориентированного образования (Н.И. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).

Педагогическая система современной школы основывается на гуманно-личностном подходе, который определяет центральной задачей педагогов создание условий для развития в процессе обучения и воспитания целостной совокупности личностных качеств учащегося.

В связи с этим особо актуальными вопросами педагогической науки и практики являются личностно-ориентированный подход к педагогической деятельности, разработка и реализация личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания.

Личностно-ориентированный подход рассматривается как:

  • методологическая ориентация в педагогической деятельности, выработанная на основе гуманистического мировоззрения, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей гуманистической педагогики, гуманных способов педагогических действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности;
  • последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия;
  • индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.

По мнению А.В. Хуторского, личностно-ориентированный подход предполагает усиление роли ученика в обучении, его деятельностную направленность.

Цели, содержание, формы и методы обучения, контроль результатов и другие дидактические элементы раскрываются с точки зрения интересов и склонностей ученика, предоставляя ему возможности выбора индивидуальной образовательной траектории в каждом из изучаемых курсов.

Личностная ориентация в данном случае направлена не на ученика, а исходит от него самого.

Выделяют три основные характеристики личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов.

При использовании данного подхода педагоги обязаны прилагать усилия для всемерного развития индивидуальности ребенка, его задатков, наклонностей, способностей, дарований.

Применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе – равноправными субъектами педагогического процесса являются и учитель, и ученик, в педагогическом процессе формируются субъект-субъектные, а не субъект-объектные отношения между воспитанниками и педагогами.

Рассмотрим основные понятия личностно-ориентированного подхода.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека (группы людей), уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих качеств, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей.

Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Самоактуализированная личность – человек, сознательно и активно реализующий стремление наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.

Самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей

Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности, активно и сознательно действующие.

Субъектность – качество человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом, характеризуется мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности.

Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, о своем месте в окружающем мире, на основе которой он строит свою жизнь, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим; я-концепция может быть положительной и отрицательной, последняя блокирует всестороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализацию.

Выбор – свободное осуществление человеком или группой избирательной деятельности, возможность избрать из некоторой совокупности предпочтительный вариант для своей активности.

Педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным самоопределением.

На основе данных категорий разработаны принципы личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, которые являются фундаментом профессиональной позиции учителя-гуманиста:

  1. Принцип самоактуализации учащегося в педагогическом процессе. Важно пробудить и поддержать в ребенке стремление к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей, задатков, способностей.
  2. Принцип учета и развития индивидуальности школьника (диагностика индивидуальных особенностей учеников, создание условий для их развития; формирование индивидуального стиля работы учителя).
  3. Принцип субъектности. В соответствии с ним следует оказывать помощь учащемуся в формировании субъектной жизненной позиции; в педагогическом процессе должен доминировать межсубъектный характер взаимоотношений между педагогами и воспитанниками.
  4. Принцип выбора (без предоставления ученику права выбора невозможно развитие его индивидуальности, субъектности, положительной я-концепции, самоактуализации возможностей и способностей). Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе, в школе.
  5. Принцип творчества и успеха (достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию положительной Я-концепции ученика, обусловливающей успешность его самореализации в дальнейшей жизни).
  6. Принцип доверия ребенку и педагогической поддержки. Этот принцип означает отказ учителя от авторитарности в педагогическом процессе, так как она присуща педагогике формирования, а не развития. Вера в физические и духовные силы ребенка, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену заорганизованности детей, авторитаризму педагогов, педагогически неоправданной требовательности, иногда граничащей с жестокостью).

Будущему педагогу важно понять и принять основной постулат личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию – не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация детерминирует успех ребенка, ученика, воспитанника в обучении, личностном развитии, социализации.

Личностно-ориентированные образовательно-воспитательные технологии формируются на основе идей развивающего обучения

В практике современного образования применяются прогрессивные педагогические системы и технологии зарубежной школы, основанные на личностно-ориентированном подходе: Вальдорфская школа, школа Селестена Френе, школа Марии Монтессори.

Р. Штейнер – создатель вальдорфской педагогики как совокупности методов и приемов воспитания и обучения, основанных на антропософской интерпретации развития человека в целостности и взаимодействии его телесных, душевных и духовных сил; как искусства пробуждать в человеке его скрытые задатки.

Назначение школы – помочь каждому ребенку раскрыть свои внутренние творческие силы, все способности, дарованные природой, в полной мере реализовать себя. Принципы школы: свобода, гуманизм, демократизм, не элитарность.

Основные идеи Марии Монтессори – создание окружающей среды, наиболее благоприятной для развития; обеспечение свободы естественных, спонтанных проявлений ребенка, содействие нормальному развитию жизни в ребенке.

Воспитание носителей прогрессивных идей и культуры, способных преобразовать среду их обитания – главная цель новой школы С. Френе.

  • самоценность детства;
  • выявление, сохранение и развитие индивидуальной самобытности;
  • свобода самоопределения и самовыражения;
  • свобода выбора;
  • право на инакомыслие и свое мнение;
  • самоуправление:
  • сотрудничество детей и взрослых; мотивированный труд;
  • безотметочное обучение;
  • индивидуальный темп учебной деятельности;
  • взаимопомощь на уроке и во внеучебной деятельности.

Новые средства воспитания индивидуальной самобытности детей:

  • предоставление возможности утвердить себя в учебе (использование “метода проб и ошибок”, групповой работы, проблемного обучения, обучение с помощью “обучающих лент” (перфолент), картотеки, работа в библиотеке, обучение планированию своей деятельности на один день, неделю, месяц и анализу и оценке ее результатов) или в каком-либо виде творчества (рисунок, письмо, устная и письменная речь, музыка, движения, театр, снятие фильма, выпуск печатной газеты, работа на печатном станке, печатание на машинке, переписка, технические занятия в школе, работа в саду и огороде, на скотном дворе, в столярной или слесарной мастерской);
  • организация ситуаций успеха;
  • создание атмосферы доброжелательности, внимания, ненавязчивой и разумной помощи;
  • формирование опыта ответственности, личного достоинства, рефлексии.

Таким образом, можно отметить, что гуманно-личностные технологии обучения и воспитания возникли во второй половине XX века не на пустом месте. Они являются воплощением в педагогической практике идей гуманистической философии и психологии (К. Роджерс, Р. Бернс, А. Маслоу и др.), гуманистической педагогики (М. Монтень, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Д. Дьюи, М. Монтессори, С. Френе, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ю.П. Азаров и мн. др.).

Большое значение для разработки теории и технологий гуманно-личностного обучения имеют системы обучения и воспитания, предложенные в 80-е годы XX века группой педагогов-новаторов, среди которых наиболее заметны и реализованы в практике современной школы гуманно-личностные технологии обучения и воспитания младших школьников Шалвы Александровича Амонашвили и Софьи Николаевны Лысенковой.

С содержанием технологий более подробно мы познакомимся на практических занятиях, в ходе обсуждения подготовленных вами рефератов.

В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного обучения (Т. И. Кулыпина, Е. В. Бондаревская, В. П. Сериков, И. С. Якиманская).

По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия:

- разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

- дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

- индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

В чём отличие личностно - ориентированного урока от традиционного?

1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося., создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог - учитель - ученик.

2. Деятельность учителя. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура - ученик! Учитель же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.

3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно - поискового и проектного обучения, развивающего характера.

Образовательная модель строится на следующих принципах:

1. Целью обучения должно быть развитие личности.

2. Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения.

4. Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка.

5. Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания.

6. Познавательные стратегии учащихся должны быть зеркально отражены в образовательных технологиях.

7. В процессе обучения ученики должны обучаться тому, как эффективно учиться.

8. В процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы (семантику), которыми пользуется конкретный ученик для собственного осмысления, понимания и применения знаний.

9. В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания.

10. Презентация любой информации должна затрагивать как можно больше способов её переработки учеником. Особенно это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую) и операций логического мышления (индукции, дедукции и традукции).

11. Логика построения учебного предмета должна сначала исходить из закономерностей и особенностей восприятия ребенка, а лишь затем согласовываться с логикой построения конкретной области знания (например, русского языка как школьного предмета).

12. Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка должны быть согласованы в процессе обучения.

13. Образовательные микротехнологии урока необходимо строить на основе изучения внутренних механизмов познавательных процессов с учетом особенностей познавательных микростратегий.

14. Система оценивания должна строиться на основе рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания.

15. В творческой деятельности ребенок прежде всего является автором своей работы, и лишь затем приобщается к образцам мировой культуры.

16. Художественный вкус развивается на основе имеющегося личностного опыта.

Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Учителю при подготовке и проведении личностно ориентированного урока надо знать характеристики субъектного опыта учащихся, это поможет ему выбрать рациональные приёмы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам.

Критерии эффективности работы в режиме данной технологии сформулированы ее авторами в соответствии с качествами личности в когнитивной области, по классификации Б. Блума (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). При этом разработчики подчеркивают, что в рамках одного кратковременного отрезка (урок, блок уроков) невозможно реализовать цели, затрагивающие формирование всех аспектов репродуктивной и продуктивной деятельности школьников.

Таким образом, для каждой из целей существуют разные стратегии и технологические шаги, которые могут быть гибко скорректированы в зависимости от промежуточных результатов обучения. Так, например, в рамках технологии развития критического мышления существует несколько стратегий вдумчивого чтения текста с последующим вынесением собственных суждений о прочитанном. В зависимости от характера и жанра текста (информационный, художественный, проблемный) могут быть использованы такие стратегии, как чтение с разметкой, чтение с заполнением “бортового журнала”, чтение с остановками и коллективным обсуждением прочитанных отрывков путем ответа на вопросы учителя по типологии Б. Блума и т.д.

Широкую международную известность получила система целей обучения, разработанная американским педагогом Бенджамином Блумом. Она дает учителю множество инструментальных возможностей. Охарактеризуем области деятельности и соответственно цели, которые она охватывает.

1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. По данным экспертных оценок, а также опросов учителей и анализа литературы, проведенных Б. Блумом и его сотрудниками, к познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.

2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса, готовности реагировать до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели, как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознания и проявления в деятельности.

Основные категории наиболее разработанных и общеупотребительных когнитивных и аффективных целей приведены ниже.

Категории учебных целей в когнитивной области:

Основные категории учебных целей

Примеры обобщенных типов учебных целей (ученик)

1.Знание: запоминание и воспроизведение изученного материала. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений.

Знает употребляемые термины, факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

Для каждой категории учебных целей существует определенная совокупность вопросов, также разработанная Б. Блумом:

- вопросы формального уровня – это такие вопросы, которые задаются с целью получения фактологической информации (Что? Где? Когда?)

Понимает факты, правила и принципы, интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы; преобразует словесный материал в математические выражения, описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

- вопросы на перевод требуют от учащегося при ответе трансформации информации в другую форму. Вопрос на перевод задается учащимся, например, для того, чтобы они представили себе ситуацию, сцену или событие, которые они изучают, и описали то, что увидели. Вопросы на перевод поощряют учащихся к перестройке или трансформации информации в другие образы. Учащиеся при ответе на вопросы обсуждают образ, который они себе представляют, или звуки, которые они слышат в процессе чтения.

- вопросы на интерпретацию задаются учащимся для раскрытия связей между идеями, фактами, определениями или ценностями (“Почему вы думаете, что …?”, “Какова, по вашему мнению, была причина того, что …?”).

3. Применение: умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, принципов, понятий, законов, теорий.

Использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории, демонстрирует применение метода или процедуры.

- вопросы на применение дают учащимся возможность решать проблемы или более глубоко исследовать проблемы логики или рациональной деятельности.

4. Анализ: умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Это вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты при этом имеют более высокий уровень, поскольку требуют осознание содержания учебного материала и его внутреннюю структуру.

Выделяет скрытые предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, приводит различия между фактами и следствием, оценивает значимость данных.

Пишет небольшое творческое сочинение, предлагает план проведения эксперимента, используя знания из разных областей.

- вопросы на синтез связаны с творческим решением проблем на основе оригинального мышления. В то время как вопросы на применение сводятся к решению проблем, основанных на имеющейся информации, вопросы на синтез дают учащимся возможность использовать свои знания и опыт для творческого решения проблемы. Вопросы на синтез предлагают учащимся создать альтернативные сценарии (“Что, по-вашему, могли бы сделать эти два персонажа, чтобы…?”, “Как иначе можно рассмотреть…?”).

6. Оценка: умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретных целей. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут определяться самим учеником или даваться учителем.

Оценивает логику построения материала, соответствие выводов имеющимся данным, оценивает значимость продукта деятельности, исходя из внутренних или внешних критериев.

Вопросы на оценку задаются учащимся для того, чтобы вынести суждения о хорошем и плохом или о справедливом и несправедливом в соответствии с теми принципами, которым учащийся должен дать определение. Вопросы на оценку требуют, чтобы учащийся понял, с чем он встретился, и интегрировал этот вопрос в личную систему взглядов, на основании которой можно было бы вынести суждения.

Выходя за рамки вопросов формального уровня, преподаватели тем самым демонстрируют, что они ценят мысли учащихся. Учащиеся начинают сознавать, что изучение фактической информации – это лишь один из видов учения, а для того чтобы знания стали ценными, их надо интегрировать, анализировать и соответствующим образом использовать.

Категории учебных целей в аффективной области:

Основные категории учебных целей

Примеры обобщенных типов учебных целей (ученик)

Проявляет осознание важности учения, внимательно слушает высказывания окружающих, проявляет восприимчивость к проблемам других людей, проблемам общественной жизни.

2. Реагирование (отклик): активные проявления. исходящие от самого ученика. Он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности.

Выполняет домашнюю работу, подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения, участвует в обсуждении вопросов в классе. Проявляет интерес к учебному предмету.

3. Усвоение ценностной ориентации : различные уровни усвоения ценностной ориентаций (отношение к тем или иным объектам, явлениям, видам деятельности)

Изучает различные точки зрения, чтобы вынести собственное суждение, проявляет убежденность, отстаивает тот или иной идеал.

4. Организация ценностных ориентаций: осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними, формирование системы наиболее значимых и устойчивых ценностей.

Определяет основные черты любимого произведения, принимает на себя ответственность за свое поведение, понимает свои возможности и ограничения, строит жизненные планы в соответствии со своими способностями, интересами, убеждениями.

5. Распространение ценностных ориентаций на деятельность: уровень усвоения ценностей, на котором они определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, жизненный стиль.

Проявляет самостоятельность в учебной деятельности. стремление к сотрудничеству в групповой деятельности, готовность к пересмотру своих суждений, изменению образа действий, формирует устойчивое и последовательное жизненное кредо.

Для организации личностно-ориентированного обучения необходимо сменить позицию учителя с авторитарной на демократическую (“сотрудничество”). Позиция учителя в личностно-ориентированном обучении - это позиция консультанта, а иногда и психотерапевта, осуществляющего “развивающую помощь”.

Личностный подход предполагает отказ учителя от установок традиционной монологической дидактики с её установками “передать, внушить, привить”, которые обеспечивают “передачу” информации, знаний, но неудовлетворительно работают на уровне ценностей, потребностей, нравственных норм. Обеспечивать формирование последних могут учителя, создающие ситуацию самоутверждения воспитанника и помогающие ему реализовать, проявить, раскрыть себя. Последнее возможно в момент соутверждения, взаимоподдержки, совместного добывания истины.

Литература и интернетресурсы :

1. История. 5-11 классы: технологии современного урока/ авт.-сост. В.В. Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.: ил.

Читайте также: