К какому пониманию жизненной цели приходит герой романа дворянское гнездо кратко

Обновлено: 08.07.2024

Роман И. С. Тургенева “Дворянское гнездо” стал для автора утверждением ею системы нравственных ценностей. Ему близка позиция его героя, Федора Ивановича Лаврецкого, человека скромного и честного, доброго, искреннего. Испытав глубокое разочарование в семейной жизни и вернувшись в Россию, чтобы больше не встречаться с женой, Федор Иванович считает, что его дом “пахать землю и стараться как можно лучше ее пахать”.

Он верит в будущее России, в убеждения и силы молодого поколения. Он надеется на счастье в любви, но его чувство к Лизе

Калитиной трагично. Получив известие о смерти жены, он надеется, что это правда ведь тогда он будет свободен, но и боится этому верить, ему неловко, что он ждет смерти Варвары Павловны. Его объяснение с Лизой дает ему надежду на счастье, ведь настоящая любовь кажется ему единственной возможностью этого.

Но возвращение Варвары Павловны наносит страшный удар мечтам и планам героев. Лиза считает, что это возмездие за ее “преступные” надежды и надо смириться. Она просит Федора Ивановича примириться с женой: это его долг, ведь “счастье зависит не от нас, а от Бога”.

Исполняя свой долг, она уходит в монастырь.

Таким образом счастье, невозможное для героев, подменяется чувством долга в обстоятельствах, выпавших на долю героев.

Есть и другие герои в романе Паншин, Варвара Павловна, для кого счастье это ложные, по мнению автора, ценности. Эти люди дорожат материальным благополучием, светским успехом, карьерой, шумными модными вечерами. Но они чужды и Лаврецкому, и Лизе не случайно она отказала Паншину, вызвав неудовольствие своей матери.

Время подтвердило, что Лаврецкий в своем понимании счастья, оказался прав. Несмотря на его личную драму, жизнь продолжается, и до Калитиных снова полон веселой молодежи. Лаврецкий рад видеть счастливых молодых людей и, по мнению автора, “имел право быть довольным: он сделался действительно хорошим хозяином, действительно выучился пахать землю и трудился не для одного себя; он, насколько мог, обеспечил и упрочил быт своих крестьян”. Честное исполнение своего долга дает герою душевное спокойствие и надежду на счастье для будущих поколений, ему есть о чем сожалеть, но стыдиться нечего.

Поэтому с тихой и мудрой грустью приветствует он молодые силы, желая им счастья.

Лаврецкий, как и автор, пережил тяжелый кризис,
укрепился в несчастье и научился без страха глядеть
в глаза надвигающемуся времени.
Ему помогает изгнать из души "скорбь о прошлом"
"чувство родины".
В прощальном монологе героя слышен голос Тургенева:
". он, одинокий, бездомный странник, под долетавшие до
него веселые клики уже заменившего его молодого поколения,
оглянулся на свою жизнь.
Грустно стало ему на сердце, но не тяжело и не прискорбно:
сожалеть ему было о чем, стыдиться - нечего:
"Играйте, веселитесь, растите, молодые силы, - думал он,
и не было горечи в его думах, - жизнь у вас впереди,
и вам легче будет жить: вам не придется, как нам,
отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать
среди мрака; мы хлопотали о том, как бы уцелеть -
и сколько из нас не уцелело! - а вам надобно дело делать,
работать, и благословение нашего брата, старика,
будет с вами.
А мне остается отдать вам последний поклон;
и хотя с печалью, но без зависти, без всяких темных
чувств сказать, в виду конца, в виду ожидающего Бога:
"Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!"
Самоограничение Лаврецкого выразилось и в осмыслении
собственной жизненной цели: "пахать землю",
то есть не спеша, но основательно, без громких фраз
и чрезмерных претензий преобразовывать действительность.
Только так, по убеждению писателя, можно добиться
изменения жизни в России.
Поэтому основные свои надежды он связывал прежде
всего с незаметными "пахарями", такими как Лежнев
("Рудин"), в более поздних романах - Литвинов ("Дым"),
Соломин ("Новь").
Самой значительной фигурой в этом ряду стал Лаврецкий,
сковавший себя "железными цепями долга".

Что бухало - это зло.
отчетливо это понимаешь только утром в понедельник.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Для раскрытия темы я рассмотрю три главных образа романа: Лизу Калитину, Федора Лаврецкого и его жену, Варвару Павловну.

Но счастлива ли она? Нет. Счастье для Лизы – любить и быть любимой. Но сложившиеся обстоятельства не дают ей быть счастливой в ее понимании. Лиза настолько чиста душой, что даже мысли не допускает о возможном разводе Лаврецкого с женой. Нельзя построить свое счастье на несчастье других. А развод – грех, который влечет за собой кару Божью. Счастье для человека заключается в полной реализации своих надежд и мечтаний, и если это происходит частично, он все равно ощущает его неполноценность.

Также не стоит забывать, что Лаврецкая – практически единственный человек в романе, который сумел достичь личного благополучия: она живет в гармонии с собой. Может быть, тогда, в поисках счастья, стоит пойти по пути Варвары Павловны?

Это, конечно, очень сложный вопрос. Тургенев в своем произведении показывает, что личное счастье неотделимо от счастья окружающих нас людей. Нужно жить в гармонии и с самим собой, и с обществом, и с Богом.


Место и время действия

Главные герои

  • Лаврецкий Федор Иванович – богатый помещик, честный и порядочный человек.
  • Варвара Павловна – супруга Лаврецкого, двуличная и расчетливая особа.
  • Лиза Калитина – старшая дочь Марьи Дмитриевны, чистая и глубоко порядочная девушка.

Другие персонажи

  • Марья Дмитриевна Калитина – вдова, чувствительная женщина.
  • Марфа Тимофеевна Пестова – родная тетка Марии Дмитриевны, честная и независимая женщина.
  • Лена Калитина – младшая дочь Марьи Дмитриевны.
  • Сергей Петрович Гедеоновский – статский советник, друг семьи Калитиных
  • Владимир Николаевич Паншин – красивый молодой человек, чиновник.
  • Христофор Федорович Лемм – старый учитель музыки сестер Калитиных, немец.
  • Ада – дочь Варвары Павловны и Федора Ивановича.

Краткое содержание

Главы I-III

Главы IV-VII

Паншин исполняет присутствующим свой новый романс, который те находят восхитительным. Тем временем к Калитиным приходит старый учитель музыки, мосье Лемм. Весь его вид показывает, что музыка Паншина не произвела на него никакого впечатления.

Лиза провожает до крыльца Лемма, окончившего урок, где встречает высокого статного незнакомца. Им оказывается Федор Лаврецкий, которого Лиза после восьмилетней разлуки не узнала. Марья Дмитриевна радостно встречает гостя и представляет его всем присутствующим.

Покидая дом Калитиных, Паншин объясняется в любви Лизе.

Главы VIII-XI

Родители Ивана смягчили свой гнев, помирились с сыном и приняли в дом безродную невестку с годовалым сыном. После смерти стариков барин почти не занимался хозяйством, и домом управляла его старшая сестра Глафира – надменная и властная старая дева.

Отрочество Федора прошло под постоянным гнетом деспотичного отца. Лишь в 23 года, после смерти родителя, молодой человек смог вздохнуть полной грудью.

Главы XII-XVI

В университете замкнутый и нелюдимый Лаврецкий завел дружбу со студентом Михалевичем, который познакомил его с дочерью отставного генерала – Варварой Коробьиной.

После смерти их первенца супружеская чета по совету врачей отправилась на воды, затем в Париж, где Лаврецкий случайно узнал об измене жены. Предательство любимого человека сильно подкосило его, но он нашел в себе силы вырвать из сердца образ Варвары. Не смягчило его и известие о рождении дочери. Назначив изменнице приличное годовое содержание, он разорвал с ней любые отношения.

XVII-XXI

Лаврецкий заходит к Калитиным попрощаться перед отъездом. Узнав, что Лиза направляется в церковь, просит помолиться о нем. От Марфы Тимофеевны он узнает, что за Лизой ухаживает Паншин и мать девушки не против этого союза.

Приехав в Васильевское, Федор Иванович отмечает, что в доме и во дворе царит сильное запустение, и после смерти тетки Глафиры здесь ничего не переменилось.

Главы XXII-XXVIII

По дороге в Васильевское Федор предлагает Лемму сочинить оперу, на что старик отвечает, что слишком стар для этого.

Федор предлагает пригласить Калитиных в Васильевское, на что Лемм отвечает согласием, но только без господина Паншина.

Лемм собирается домой. Федор едет с ним и заезжает к Калитиным, где тайком передает журнал с некрологом Лизе. Он шепчет девушке, что завтра нанесет визит.

Главы XXIX-XXXII

На следующий день Марья Дмитриевна с плохо скрываемым раздражением встречает Лаврецкого: он ей не нравится, да и Паншин отзывается о нем совсем не лестно.

Во время прогулки по аллее Лиза интересуется, как Федор отреагировал на смерть жены, на что тот честно отвечает, что практически не расстроился. Он намекает девушке, что знакомство с ней затронуло в нем глубоко дремавшие струны.

Вечером Федор вновь идет к Калитиным, чтобы узнать о решении Лизы. Девушка сообщает ему, что не дала Паншину однозначного ответа.

Главы XXXIII-XXXVII

Между Лаврецким и Лизой происходит объяснение в любви. Федор не верит своему счастью. Он идет на звуки необыкновенно прекрасной музыки, и узнает, что это Лемм играет свое произведение.

Федор возвращается домой и с трудом выдерживает разговор с женой, после чего уезжает в Васильевское. Варвара Павловна, узнав, что Лаврецкий каждый день бывал у Калитиных, направляется к ним с визитом.

Главы XXXVIII-XL

В день возвращения Варвары Павловны у Лизы происходит тягостное для нее объяснение с Паншиным. Она отказывает завидному жениху, чем чрезвычайно огорчает свою мать.

Марфа Тимофеевна заходит в комнату к Лизе и заявляет, что ей все известно о ночной прогулке с неким молодым человеком. Лиза признается, что любит Лаврецкого и никто не стоит на пути к их счастью, поскольку его супруга мертва.

На приеме у Калитиных Варваре Павловне удается очаровать Марью Дмитриевну рассказами о Париже и задобрить флаконом модных духов.

Марфе Тимофеевне удается быстро раскусить лживую и порочную натуру Варвары Павловны. Она уводит Лизу в ее комнату и долго плачет, целуя ее руки.

Варвара Павловна не брезгует испробовать свои чары даже на старичке Гедеоновском, чтобы окончательно завоевать место первой красавицы в уездном городке.

Главы XLI-XLV

Калитина со слезами на глазах умоляет Федора Ивановича простить супругу и выводит из-за ширмы Варвару Петровну. Однако Лаврецкий неумолим. Он ставит супруге условие: она должна безвыездно жить в Лавриках, а он будет соблюдать все внешние приличия. Если же Варвара Петровна покинет имение, договор этот можно считать расторгнутым.

В надежде увидеть Лизу, Федор Иванович отправляется в церковь. Девушка не хочет с ним ни о чем говорить и просит оставить ее. Лаврецкие отправляются в имение, и Варвара Павловна клянется мужу спокойно жить в глуши ради счастливого будущего дочери.

Эпилог

Лаврецкий все же находит отдаленный монастырь, в котором скрылась ото всех Лиза. Она проходит мимо него, не поднимая глаз. Лишь по движению ресниц и стиснутым пальцам рук можно понять, что она узнала Федора Ивановича.

Заключение

В центре романа И. С. Тургенева – история трагической любви Федора и Лизы. Невозможность личного счастья, крушение их светлых надежд перекликается с социальным крахом русского дворянства.

Читайте также: