Местное самоуправление и предпринимательская деятельность кратко

Обновлено: 02.07.2024

Один из ключевых вопросов конституционно-правового регулирования местного самоуправления - определение его компетенций и полномочий. Под компетенцией местного самоуправления понимается круг его предметов ведения, выделенных и удостоверенных федеральными законами, правовыми актами субъектов РФ и местного самоуправления, а также права и обязанности органов местного самоуправления. Под предметом ведения следует понимать те сферы (области) жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция. Причем в данном случае речь идет именно о различных областях местной жизни, вопросах местного значения.

Полномочия местного самоуправления - это строго очерченный и закрепленный нормами муниципального права (Конституцией РФ, федеральным законодательством, правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для реализации задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Объем компетенций местного самоуправления порождает совокупность полномочий (прав и обязанностей), закрепленных за населением, выборными и иными органами местного самоуправления и необходимых для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований. Полномочия местного самоуправления реализуются, во-первых, непосредственно населением муниципальных образований, во-вторых, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Полномочия местного самоуправления в различных областях и сферах регулируются как правило уставом муниципального образования. Так, например полномочия муниципального образования в сфере предпринимательства могут быть следующие:

o формирует благоприятные финансово-экономические условия для осуществления предпринимательской деятельности;

o стимулирует инновационную и инвестиционную активность предприятий региона;

o обеспечивает условия для повышения эффективности ведения бизнеса;

o создают и стимулирует развитие инвестиционной и инновационной инфраструктуры муниципального образования и др.

Полномочия, предоставляемые органам местного самоуправления, должны быть целостными и всеобъемлющими. Пределы полномочий органов местного самоуправления могут быть расширены по их инициативе и с их согласия. В случае передачи или ограничения полномочий органов местного самоуправления для выполнения государственных функций местные сообщества должны пользоваться, насколько это возможно, правом контроля и свободой адаптировать их осуществление к местным условиям.




Один из ключевых вопросов конституционно-правового регулирования местного самоуправления - определение его компетенций и полномочий. Под компетенцией местного самоуправления понимается круг его предметов ведения, выделенных и удостоверенных федеральными законами, правовыми актами субъектов РФ и местного самоуправления, а также права и обязанности органов местного самоуправления. Под предметом ведения следует понимать те сферы (области) жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция. Причем в данном случае речь идет именно о различных областях местной жизни, вопросах местного значения.

Полномочия местного самоуправления - это строго очерченный и закрепленный нормами муниципального права (Конституцией РФ, федеральным законодательством, правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для реализации задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Объем компетенций местного самоуправления порождает совокупность полномочий (прав и обязанностей), закрепленных за населением, выборными и иными органами местного самоуправления и необходимых для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований. Полномочия местного самоуправления реализуются, во-первых, непосредственно населением муниципальных образований, во-вторых, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Полномочия местного самоуправления в различных областях и сферах регулируются как правило уставом муниципального образования. Так, например полномочия муниципального образования в сфере предпринимательства могут быть следующие:

o формирует благоприятные финансово-экономические условия для осуществления предпринимательской деятельности;

o стимулирует инновационную и инвестиционную активность предприятий региона;

o обеспечивает условия для повышения эффективности ведения бизнеса;

o создают и стимулирует развитие инвестиционной и инновационной инфраструктуры муниципального образования и др.

Полномочия, предоставляемые органам местного самоуправления, должны быть целостными и всеобъемлющими. Пределы полномочий органов местного самоуправления могут быть расширены по их инициативе и с их согласия. В случае передачи или ограничения полномочий органов местного самоуправления для выполнения государственных функций местные сообщества должны пользоваться, насколько это возможно, правом контроля и свободой адаптировать их осуществление к местным условиям.

Социально-экономическое развитие муниципального образования зависит не только от профессионализма органов местного самоуправления, но и от эффективности функционирования на его территории хозяйствующих субъектов. Успешная деятельность таких субъектов положительно влияет на занятость населения, налоговый потенциал территории и собираемость налогов в местный бюджет, формирование доходов населения. Действия органов местной власти могут как сдерживать деловую активность в муниципальном образовании, так и стимулировать ее. Поэтому важно выстраивать отношения с бизнес-партнерами и эффективно с ними взаимодействовать. В статье мы дадим рекомендации, которые помогут в этой работе, расскажем о механизмах и формах взаимодействия муниципального и частного партнеров.

Проведите социологическое исследование

На заметку: Помочь в проведении опроса могут также советы предпринимателей при администрации региона или муниципального образования

Оценить исходную результативность взаимодействия бизнеса с органами местной власти на территории муниципального образования можно с помощью социологического исследования. Организуйте и проведите его самостоятельно или обратитесь за помощью к структурам, которые поддерживают предпринимателей, например к уполномоченным по защите их прав. Узнайте, проводились ли уже такие социологические исследования в вашем регионе. Если да, используйте их результаты для построения дальнейшей тактики общения с бизнесом.

ПРИМЕР 1. В интересах Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тверской области в 2017 году было проведено исследование, направленное на оценку условий ведения предпринимательской деятельности в регионе. Предпринимателям было предложено ответить на ряд вопросов.

Чтобы провести исследование, можно использовать опросник (см. ниже). Разместите его на официальном сайте органа местного самоуправления и в социальных сетях.

Оцените результаты исследования

По результатам исследования можно судить о восприятии бизнесом органов власти, доверии к ним. Анализ результатов опроса также позволит выбрать дальнейшую тактику для сближения с бизнесом и построения эффективного взаимодействия с ним.

ПРИМЕР 2. Предпринимателям Тверской области в ходе социологического исследования, проведенного в интересах Уполномоченного по защите прав предпринимателей в 2017 году, было предложено ответить на следующие вопросы.

49,8 процента опрошенных считают, что записаться и попасть на прием к главе администрации района (города), в котором функционируют их компании, достаточно легко. В то же время 16,5 процента респондентов испытывают сложности при обращении к главе муниципального образования, в том числе 12,7 процента считают, что записаться нетрудно, но трудно попасть (прием переносят, отменяют и т. п.), а для 3,8 процента респондентов очень трудно и записаться на прием.

25,1 процента от общего числа опрошенных затруднились оценить, насколько легко записаться и попасть на прием к главе администрации. Из них 38,9 процента, отвечая на вопрос об оценке влияния администрации района (города) на деятельность компании, сказали, что администрация на их работу никак не влияет. 42,1 процента затруднились оценить влияние администрации.

Выстроить активное взаимодействие с бизнес-структурами органам местной власти затруднительно, если более трети респондентов — представителей малого, среднего и крупного бизнеса считают, что администрация их района или города на деятельность их компаний никак не влияет. Такие субъекты предпринимательства не видят точек совместного интереса. Выстраивание диалога в этом случае возможно только после информационного продвижения органа местного самоуправления к бизнес-структурам.

Учтите различия в ожиданиях и предложите партнеру желаемое

Партнерство подразумевает взаимовыгоду. Поэтому учтите ожидания частного партнера от взаимодействия. Они будут отличаться от ожиданий органа местного самоуправления (см. таблицу). Подумайте, что муниципалитет может дать частному партнеру взамен.

Таблица. Ожидания от взаимодействия

Ожидания бизнес-партнера, функционирующего на территории муниципального образования

Ожидания органа местного самоуправления

  • снижение административных барьеров и административной нагрузки на бизнес;
  • уменьшение числа необоснованных контрольно-надзорных мероприятий;
  • получение требуемой поддержки (финансовой, инфраструктурной, образовательной);
  • формирование положительного имиджа компании с продвижением на ресурсах муниципалитета и т. п.
  • повышение деловой активности (рост числа действующих юридических и физических лиц без образования юридического лица);
  • рост числа рабочих мест;
  • рост доходов населения муниципального образования;
  • рост налоговых доходов в бюджет муниципального образования, собираемости налогов и снижения недоимок и т. п.

Выберите способы коммуникации с предпринимателями

Информационное продвижение органа власти должно опираться не только на размещение на официальном сайте муниципального образования информации о видах государственной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства. Для информирования, убеждения о необходимости партнерства используйте следующие формы коммуникации с бизнесом:

  • проводите форумы, круглые столы по тематике, актуальной для бизнеса и органов местной власти;
  • приглашайте представителей бизнес-сообщества на заседания Общественного совета или Общественной палаты при администрации муниципального образования. Это поможет найти альтернативные варианты решения проблем;
  • опрашивайте предпринимателей на официальном сайте органа местного самоуправления;
  • сформируйте экспертную группу, в состав которой будут входить представители малого и среднего предпринимательства. Получайте заключения группы по итогам ее работы;
  • проводите совещания органов местного самоуправления с участием и привлечением к участию в них субъектов предпринимательства;
  • приглашайте предпринимателей на общегородские и районные мероприятия (выставки, дни города, отчеты главы муниципального образования).

Рекомендация: Формируйте такое представление в обществе о предпринимательстве, чтобы его считали общественно полезным и достойным занятием. Этому будет способствовать, например, создание при администрации муниципального образования школы молодого предпринимателя

Чем больше таких мероприятий, тем лучше. В отношениях с бизнесом соблюдайте три важных правила:

1. Будьте всегда открыты и доступны для общения.

Открытость органов власти для взаимодействия с бизнесом предполагает возможность обратиться в орган местного самоуправления не только в письменной, но и в устной форме при личной встрече. Поэтому обеспечьте предпринимателям такую возможность.

Учтите, что для компаний, работающих в сельской местности, сложности записаться и попасть на прием могут быть дополнительно связаны с недоступностью интернета и большими временными затратами на дорогу до административного центра. В этом случае отмена или перенос приема могут иметь критическое значение для формирования бизнесом негативной оценки взаимодействия с органами власти.

2. Сохраняйте прозрачность отношений.

Прозрачные отношения комфортны для бизнеса. Предлагайте предпринимателям участвовать в разработке нормативных актов, в подготовке проектов изменений в нормативно-правовую базу, которая относится к малому предпринимательству, в разработке стратегических документов муниципального образования. Вовлекайте малый бизнес в развитие новых технологий, в совершенствование инфраструктуры.

3. Сделайте партнерство с бизнесом постоянным.

Чтобы взаимодействие власти и малого бизнеса было эффективным, осуществляйте его на регулярной основе.

Выберите форму взаимодействия

Есть множество направлений для взаимодействия органа власти и бизнеса. Какую из них выбрать, решать вам. Перечислим основные.

1. Участие бизнеса в обеспечении результатов реализации государственных/муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Например, региональным и муниципальным органам власти необходимо достичь заявленных в государственных и муниципальных программах показателей. В рамках поддержки малого и среднего бизнеса эти показатели связаны с количеством субъектов МСП, получивших поддержку. Если в мероприятия программы заложено проведение образовательной поддержки МСП, то результатом задается количество участников семинара/тренинга. Обеспечить достижение результата можно только при готовности компаний принять участие в мероприятии.

Важно запомнить!

При отсутствии финансовых ресурсов у муниципального образования проекты МЧП затруднительно реализовать. Бизнес не всегда готов участвовать в реализации проектов МЧП, если не видит выгоды для себя

К выбору формы взаимодействия приступайте после информационного продвижения органа власти к бизнесу

2. Участие бизнеса в проектах, реализуемых в рамках программы поддержки местных инициатив. Такие проекты позволяют выявлять приоритеты для населения и оперативно реагировать на них путем вовлечения населения в решение вопросов местного значения (через инициативное бюджетирование) и привлечения для их решения ресурсов местных сообществ, в том числе бизнес-структур. Увеличение доли софинансирования проекта за счет привлекаемых средств населения и бизнеса дает дополнительные баллы при проведении конкурса на выявление муниципальных проектов, которые получают финансовую поддержку из бюджета субъекта РФ. Когда общее количество проектов, участвующих в конкурсе, увеличивается, повышение доли участия населения и бизнеса становится необходимым условием для победы в конкурсе. Бизнес может участвовать в реализации проектов не только финансово, но и, например, предоставлять технику и оборудование, собственные кадры и т. п.

3. Муниципально-частное партнерство. При муниципально-частном партнерстве заключается контрактное соглашение между органом местного самоуправления и субъектами предпринимательства, которое предусматривает активное использование технических, финансовых и управленческих ресурсов частного сектора для достижения задач, поставленных муниципалитетами.

Документ: Методика проведения публичных (общественных) консультаций (обсуждений), утверждена приказом Минэкономразвития от 07.07.2015 № 454

Через механизмы муниципально-частного партнерства возможно реализовать проекты в дорожной сфере, сфере благоустройства городской территории, жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на условиях долевого софинансирования из средств местного бюджета.

4. Вовлечение бизнес-структур в проведение оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов и экспертизы действующих нормативно-правовых актов (ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Реализация процедур ОРВ предполагает проведение публичных консультаций представителей бизнеса.

На заметку: Как правильно провести оценку регулирующего воздействия нормативно-правового акта

1. Конкретизируйте группу лиц, интересы которых затрагиваются проектом нормативно-правового акта, сформируйте базу заинтересованных лиц для рассылки извещений о проведении публичных консультаций в отношении идеи (концепции) предлагаемого регуляторного решения.

3. Разместите информацию о проведении публичных консультаций в отношении идеи (концепции) регуляторного решения на официальном сайте муниципального образования, используйте другие способы оповещения: рассылка писем по почте или электронной почте, телефонные звонки.

4. Используйте весь спектр форм публичных консультаций: открытые заседания общественно-консультативных органов, опросы на официальном сайте муниципального образования и в соцсетях, заседания экспертных групп, совещания с заинтересованными лицами.

5. Проанализируйте поступившие от участников публичных консультаций предложения. Анализ должен быть детальным, обоснованным. Доведите результаты оценки регулирующего воздействия до сведения участников процедуры.

ГАЛИНА ЛАПУШИНСКАЯ, зав. кафедрой государственного управления, профессор Тверского государственного университета, д. э. н.

Структура имеет иерархический принцип построения. Это значит, что более низкие звенья системы подчиняются более высоким (по принципу детской пирамидки).

Местное самоуправление

Власть в РФ подразделяется на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Сегодня мы рассмотрим, что такое местное самоуправление (МСУ), проанализируем его место в структуре власти и выясним, какие функции возлагаются на органы местного самоуправления.

Местное самоуправление — это …

Следовательно, местное самоуправление – это деятельность граждан по управлению определенной территорией и имуществом, на ней расположенном, в интересах жителей этой территории.

Территория, на которой осуществляется МСУ (т.е. административно-территориальная единица), называется муниципальным образованием (муниципалитетом). А имущество, расположенное на этой административно-территориальной единице, называется муниципальным имуществом.

Человечки

В чем заключается суть местного самоуправления:

  1. решение вопросов местного значения;
  2. управление муниципальным имуществом.

При этом главное в МСУ – соблюдение интересов граждан, проживающих на территории муниципалитета.

Воля граждан конкретного муниципального образования выражается через выборные органы МСУ, посредством референдума (это как?) или другими способами (о них – в статье далее). Структуру выборных органов определяет население этого муниципалитета.

А теперь все сказанное выше – на примере. Допустим, живете вы в селе или городе. Территория этого населенного пункта и прилегающие к нему земли называются муниципальным образованием (МО).

Управляет муниципалитетом (что это?) и, соответственно, муниципальной собственностью, специально созданный орган управления – городской или сельский совет. Он и является главным органом местного самоуправления, который выбирается населением соответствующего МО.

Местное самоуправление как субъект структуры власти

Проанализируем схему структуры власти в РФ (на рисунке ниже). Власть в государстве разделяется на 2 ветви – государственную власть и местное самоуправление.

Власть


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

На этой схеме выделены только 2 основных вида муниципального образования. На самом деле принято различать 8 видов МО. Наглядно они изображены на следующем рисунке:

Типы

Прочитать подробно о каждом из указанных МО можно по этой ссылке.

Законодательное обоснование — Федеральный Закон (ФЗ) 131

Самоуправление на местах осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ. В ст. 12 Конституции РФ сказано:

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 130 Конституции закрепляет за МСУ право на решение местных вопросов и управление муниципальной собственностью. Ст. 132 говорит о возможности передачи органам МСУ некоторых государственных полномочий и, соответственно, материальных (в т.ч. финансовых) средств на их исполнение.

Для того, чтобы права и обязанности МСУ были четко регламентированы (это как?), законодателем создан и утвержден Федеральный Закон (ФЗ) № 131 — ФЗ о местном самоуправлении.

Органы

Формы местного самоуправления

Далее выясним формы осуществления местного самоуправления и кратко остановимся на каждой из них.

    Местный референдум. Если кратко, то это голосование всех граждан данного МО, имеющих избирательное право, по поводу какого-либо вопроса, требующего решения. Проводится тайное голосование, решение принимается большинством голосов.

Референдум имеют право инициировать жители данного МО (посредством сбора подписей) или же представительный орган МСУ + глава местной администрации (посредством специального правового акта).

Референдум назначается не позже 30 дней с момента поступления документов в представительный орган МСУ. Решение референдума подлежит обязательному выполнению.

Выборы

Сход правомочен решать какие-либо вопросы, если половина людей на сходе имеет избирательное право. Инициатором схода может выступать глава МО или его жители (не меньше 10 человек).

Решение схода считается принятым, если за него проголосовало больше 50 % человек, присутствующих на сходе. Принятое решение схода обязательно к исполнению.

Поясню на примере: допустим, гр.Иванов, проживающий в вашем подъезде, решил, что пора навести образцовый порядок на лестничных клетках. Он приглашает всех жителей вашего подъезда на собрание, посвященное этому вопросу.

Соседи обсуждают проблему, принимают решение и утверждают меры для наведения порядка, а потом, может быть, даже его наводят. Этот процесс и называется общественным самоуправлением.

Праздник

Краткое резюме

Местное самоуправление – это эффективный способ управления муниципальными образованиями. От того, насколько активно участвуют жители в жизни своего города, села (и т.д.), зависит эффективность развития муниципальных образований и, следовательно – благополучие граждан, в них проживающих.

Читайте наш блог, получайте новую информацию!

Автор статьи: Елена Копейкина

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Органы местного самоуправления имеют какой-то смысл только в условиях децентрализации власти. В противном случае этот правовой институт имеет скорей номинальное значение и символический характер.

Помогите меня Карпову Наталью Викторовну и моего сына выселяют из единственного жилья г.Бийск ул.Иркутская 90

1. К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ в пункт 1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Статья 11 дополнена частью 2 с 2 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ

2. В федеральной территории "Сириус" полномочия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, осуществляются органами публичной власти федеральной территории "Сириус" применительно к их деятельности по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в федеральной территории "Сириус" с учетом целей создания федеральной территории "Сириус" и особенностей осуществления в ее границах экономической и иной деятельности. При осуществлении указанных полномочий органами публичной власти федеральной территории "Сириус" применяются соответствующие положения настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов, если настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами не установлено иное.

Читайте также: