С какими понятиями морфемики и словообразования знакомятся учащиеся начальной школы

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Калинина Татьяна Николаевна

Организация: КСОШ №4

Населенный пункт: г. Кондрово

Словообразование в школьном курсе русского языка изучается совместно с морфемикой, поскольку секрет особых обучающих возможностей словообразования заключается в том, что оно имеет дело с первой, самой маленькой (а потому и не всегда заметной) значимой единицей языка – морфемой. Именно морфема участвует в процессе образования новых слов [Львова 1991: 11].

Морфемика изучает систему морфем языка и морфемную структуру слов. Словообразование же направлено на освоение способов образования новых слов. [Литневская 2006: 237].

Знакомство учащихся со значимыми частями слова начинается с начальной школой. Так, школьники к началу изучения систематического курса русского языка уже владеют понятиями корня, приставки, суффикса, окончания, умеют производить морфемный разбор, подбирать родственные слова, образовывать новые с помощью словообразовательных приставок и суффиксов, указывать, от какого слова они образованы [Сабаткоев 2005: 126].

При изучении словообразования выделяются следующие цели:

  1. Дать представление об основных способах словообразования.
  2. Дать представление об основных способах образования отдельных частей речи.

При обучении словообразованию используются следующие принципы:

  1. Системный принцип (выявление системных словообразовательных связей слов в таких, например, понятиях, как способ словообразования)
  2. Синхронический (последовательное разграничение исторического и синхронического состава слова, этимологии слова).

Раздел словообразования сложен и вызывает наибольшие затруднения у школьников:

Во-первых, словообразование изучается в средней школе сравнительно в небольшом объеме (в сравнении с морфологией).

Во-вторых, словообразование изучается только в 5 и 6 классах, то есть достаточно рано для полного понимания и осмысления.

В-третьих, даже в пределах одного учебно-методического комплекса имеются значительные разночтения и неточности в формулировании основных понятий словообразования [Литневская 2006: 237].

Словообразование в школьном курсе русского языка изучается в следующих комплексах:

1 комплекс – учебники 5-9 классов по русскому языку Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.

В комплексе 1 изучаются следующие темы: основные способы образования слов в русском языке, этимология слов, словообразовательный разбор слова [Баранов, Ладыженская 2011: 57].

2 комплекс – учебники 5-9 классов по русскому языку Разумовской М.М., Леканта П.А.

Раздел ограничивается всего одной темой: как образуются слова в русском языке [Разумовская, Лекант 2012: 100]

3 комплекс – учебники 5-9 классов по русскому языку Львова С.И.

В 3 комплексе изучаются следующие темы: основные способы образования слов в русском языке, словообразование имен существительных, словообразование имен прилагательных, словообразование глаголов, образование слова и его морфемное строение [Львов 2012: 4].

Словообразование современного русского языка изучает синхроническую производность слов русского языка. Теоретический материал по словообразованию представлен во всех трех комплексах, но в разном объеме.

Рассмотрим представление тем в разных комплексах.

В комплексе 1 и в комплексе 2 не дается информация по способам образования слов разных частей речи. В учебнике 6 класса Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.[Баранов, Ладыженская 2011: 57] и в учебнике 5 класса Разумовской М.М., Леканта П.А. [Разумовская, Лекант 2012: 100]дается общее представление о способах образования слов в школьном курсе русского языка.

В комплексе 3ставится вопрос об образовании имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

Таким образом, в 1 и во 2 учебном комплексе вопрос полностью не раскрывается. 3 комплекс раскрывает данную тему, но недостаточно полно. Словообразование – одна из интереснейших тем в русском языке. Задача учителя познакомить детей и сообщить им всю необходимую информацию по данной теме, используя разные методы работы, в том числе и наглядные средства обучения. Необходимо научить детей извлекать нужную лингвистическую информацию о слове из наличия одной из его морфем.

Умения и навыки по словообразованию, методы их формирования.

Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений:

- определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;

- составьте цепочку однокоренных слов;

- определите способ образования слова;

- подберите однокоренные слова к данному слову.

Словообразовательные упражнения применяются для более прочного усвоения словообразовательных понятий и совершенствования умений школьников использовать теоретические сведения на практике [Сабаткоев 2005: 130]. Эти упражнения имеют громадное значение для формирования орфографических навыков.

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ имеет своей целью установить, как образовано слово в современном русском языке [Сабаткоев 2005: 128].

Словообразовательный разбор призван обобщить знания учащихся об образовании слов современного русского языка.

Комплекс 1 предлагает следующую схему словообразовательного разбора:

  1. дать толкование лексического значения слова (например: слуша­тель — это тот, кто слушает кого-нибудь, что-нибудь),
  2. сравнить состав данного слова с однокоренным(слушательслушать); выявить ту часть (части) слова, с помощью которой оно об­разовано (-тель),
  3. определить, от чего образована основа (от слуша- из слова слушать).

Образец письменного разбора: слушатель —> слушать[ Баранов, Ладыженская 2011: 78 ].

Таким образом, словообразовательный разбор в комплексе 1 отлича­ется от морфемного, базируется на критерии мотивированности значе­ния производной основы значением производящей основы и содержит только один шаг — подбор к исследуемому слову его производящего.

Комплекс 2 предлагает следующую последовательность словообразовательного анализа:

  1. записать слово в начальной форме
  2. установить лексическое значение слова и определить как оно образовано: записать слово, от которого оно образовано, обозначить в нем исходную основу и указать словообразующую морфему.
  3. Определить способ образования слова [Разумовская, Лекант 2012: 106].

Таким образом, 2 комплекс взаимосвязан с морфемным анализом слова.

Комплекс 3 словообразовательного анализа не содержит.

Таким образом, словообразование – это один из важных разделов в русском языке, поскольку он взаимосвязан с лексикой, орфографией. Изучая словообразование, соприкасаешься с историей, и начинаешь понимать и ценить русский язык. Этот раздел помогает делать нашу речь правильной, уместной и выразительной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы как части слова. Словообразование изучает образование слов от др. слов с помощью определенных операций.

Задача учителя — создать оптимальные условия для осознания детьми взаимосвязи, существующей в языке лексическим значением слова и его морфемным составом, целенаправленно руководить на этой основе уточнением словаря уч-ся. Ознакомление с основами словообразования способствует обогащению знаний школьников об окружающей их действительности. Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков.

Все морфемы в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы раскрывается только в составе слова. Исходя из этого, изучение школьниками корня, приставки, суффикса и окончания проводится во взаимодействии: вначале уч-ся знакомятся с сущностью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема с семантико-словообр-ной и орфографической сторон.

1-ый этап — пропедевтические (предварительные подготовительные) словообразовательные наблюдения.

Наблюдения в I классе органически включаются в содержание изучаемого материала и потребность проведения этих наблюдений определяется часто необходимостью раскрыть смысл слова, объяснить его написание.

2-ой этап — ознакомление с однокоренными словами и морфемами. Основные учеб. задачи данного этапа:

- познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса и окончания как значащих частей слов,

- провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Для того чтобы развить у мл. шк. умение распознавать однокор-ые слова по двум их существенным признакам, проводится противопоставление однокоренных слов и синонимов (например: смелый — смелость, но смелость — храбрость), а также противопоставление однокор-ных слов и слов, имеющих корни-омонимы (например: гора — горный — горняк, но гора — гореть).

Изучение однокор-ных слов включает наблюдения над единообразным написанием в них корня. Эти наблюдения создают основу для сознательного написания проверяемых безударных гласн., парных зв-х и глух. согл. в корнях слов.

Знания о единообразном написании корня в однокор-ных словах важны для формирования навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласн. в корне. Поэтому при ознакомлении уч-ся с написанием слов, кот-ые пишутся в соответствии с традиционным пр-пом, важно научить правильно писать не только то слово, кот-рое дано в словарике, но и всю группу родственных слов: мороз, заморозки, морозить и др.

3-ий этап — изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корней и приставок (II класс). На 3-ем этапе системы изучения морфемного состава слов решаются следующие учебные задачи:

- развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом,

- формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов, а также навыка слитного и графически верного написания приставок,

- развитие умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами.

В данном УМК можно выделить следующие виды упражнений, которые помогают достичь предметных результатов:

1) формирование представления о значении корня – поиск однокоренных слов в тексте, разделение однокоренных слов по группам, подбор однокоренных слов к заданному слову;

2) формирование представлений о значении приставки – выделение приставки слове, образование новых слов при помощи заданных приставок, нахождение слов с приставками в тексте, распределение слов с приставками по группам;

3) формирование представления о значении суффикса – выделение суффикса в слове, образование новых слов при помощи заданных суффиксов, образование однокоренных слов при помощи суффиксов;

4) формирование представления о значении основы слова – выделить основу слова в словах;

5) формирование представления о значении окончания – выделение в ряде слов изменяемой части слова; поиск формы слова, выделение окончания в слове, преобразование пары слов в словосочетание;

6) умение разбирать слово по составу – соотнесение схемы слова со словами,нарисовать схему состава слова, подобрать слово к данной схеме.

Примеры упражнений из УМК:

1) Упр. 131. Прочитайте.

1. В тишине глубокой лес густой стоит. (И. Никитин) 2. Мы вышли в светлый березовый лесок. (Г. Скребицкий) 3. Лесные владенья лесник бережет – листка не сорвет и зверька не спугнет. (Л. Яхнин) 4. Долину окружали лесистые горы.

2) Упр. 157. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Предпраз…ничный день, перекрасить пол в комн…те, перер…совать к…ртинку, отплыть от бер…га, поуж…натьвмест…, обм…розить щеки, доехать до ст…лицы, запустить р…кету, вырастить пш…ницу и …вес, перекопать ог…род, подпрыгнуть выс…ко, прокатить на тракт…ре, переч…тать расска…

· Найдите слова с приставками. Выделите приставки. / В каком слове и какая приставка имеет значение: а) повторить действие заново;б) направление действия снизу вверх?

3) Упр. 170. Прочитайте.

М…дведица, з…йчата, л…сенок, скв…рчиха, т…гренок, гр…чата, м…дв…жонок, л…сица, з…йчонок, т…грята, скв…рченок, гр…чиха, л…сята, з…йчиха, м…дв…жата, т…грица, гр…чонок, скв…рчата.

· Найдите однокоренные слова. От какого слова образовались слова каждой группы? / Запишите однокоренные слова группами, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят, -иц-, -их-. /Какие суффиксы образуют слова-названия детенышей животных и выражают ласковое отношение к ним?

4) Упр. 179. Прочитайте.

Ящерица лежала на камне. Рядом грелись на солнышке ящерята. Я любуюсь ящерицей. Головка у нее маленькая, а хвост длинный. Если ящерицу поймать за хвост, то она его отбросит. Так ящерка спасается от врагов.

· Найдите с тексте слова с корнем -ящер-. Запишите эти слова группами: в одну – однокоренные слова, в другую – формы одного и того же слова. / Выделите в словах все значимые части слова.


Министерство образования, науки и молодежной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

Морфемика как раздел языкознания изучает типы морфем, принци­пы и процедуру исследования морфемного состава слова. Словообразо­ вание исследует синхроническую производность слов русского языка.

Эти разделы традиционно изучаются в школе совместно или сопря­женно и имеют следующие цели:

1) дать учащимся представление о морфеме как минимальной зна­чимой части слова;

2) научить отождествлять в одну морфему различающиеся фонетиче­
ски комплексы звуков на основе знаний о нефонетических чере­
дованиях гласных и согласных;

3) дать представление о типах морфем в русском языке:

а) корневые, словообразующие, формообразующие морфемы как
единицы с разным характером значения;

б) приставки и суффиксы как словообразующие морфемы, разде­
ляемые по их месту по отношению к корню;

в) суффиксы и окончания как формообразующие морфемы, раз­
деляемые по характеру выражаемого ими грамматического
значения;

4) научить выделять однокоренные слова и слова с одинаковой мор­
фемной структурой;

5) дать представление об основе слова как о носителе его лексиче­
ского значения;

6) дать представление о принципах морфемного членения;

7) показать значение умения членить слово на морфемы для исполь­
зования орфографических правил русского языка;

8) научить разграничивать непроизводные и производные основы;

9) дать представление о производящей основе как о формально-се­
мантической базе для образования производного слова;

10) дать представление об основных способах словообразования;

11) дать представление об основных способах образования отдель­
ных частей речи.

Раздел морфемики и словообразования имеет большое теоретиче­ское и практическое значение. Теоретическое значение этого раздела состоит в том, что он наглядно демонстрирует системные отношения в языке и требует осмысленного сознательного подхода к анализируемо­му языковому материалу: если процедура фонетического анализа доста­точно механистична и требует лишь определенного навыка, если мор­фологический разбор стандартен для больших групп слов, то морфем­ный и словообразовательный анализ каждого слова глубоко индивидуа­лен и требует хорошего понимания устройства морфемного уровня языка и формально-семантических связей слов. Кроме того, морфемика и словообразование позволяют обратить внимание учащихся на разли­чие синхронического и диахронического подхода к языку (различие словообразовательного и этимологического анализа ряда слов, измене­ние морфемного состава слова), представляя язык как развивающееся явление. Правильное понимание морфемной структуры слова имеет также большое практическое значение, так как большинство орфограмм определено со ссылкой на конкретные типы морфем (ср.: руч-онк-апечен-к-а).

Раздел словообразования сложен и вызывает, пожалуй, наибольшие затруднения и у школьников, и у абитуриентов, и у студентов (особенно это касается разборов). Причин для этого, как представляется, несколько:

Во-первых, морфемика и словообразование изучаются в средней шко­ле в сравнительно небольшом объеме (по сравнению, например, с мор­фологией или синтаксисом), причем такие сложные понятия, как основ­ные типы морфем русского языка, изучаются в начальной школе и не подвергаются существенному углублению в средней школе.

Во-вторых, морфемика и словообразование, несмотря на их очевид­ную сложность, изучаются только в 5 классе (или в 5 и 6 классах), то есть достаточно рано для полного понимания и усвоения.

В-третьих, даже в пределах одного учебно-методического комплекса имеются значительные разночтения и неточности в формулировании основных понятий морфемики и словообразования.

В-четвертых, примеры и упражнения подобраны таким образом, что не выявляют, а скрывают сложности и проблемные зоны морфемного и словообразовательного анализа.

В-пятых, нет, пожалуй, ни одного вопроса в морфемике и словооб­разовании, который не имел бы различных толкований в лингвистике, поэтому чтение дополнительной литературы, особенно научной неадап­тированной, не в состоянии прояснить для учащегося многих проблем этих разделов.

При обучении морфемике и словообразованию используются сле­дующие принципы: экстралингвистический (соотнесение слова с реалией), функциональный (обращение к функции морфем разных типов), структурно-семантический (изучение морфемы как значимой единицы, определение производности слова с использованием его тол­кования, мотивированности), системный принцип (соотнесение значе­ния морфемы со значением слова, в котором она представлена; выявле­ние системных словообразовательных связей слов в таких, например, понятиях, как способ словообразования), синхронический принцип (последовательное разграничение исторического и синхронического состава слова, этимологии слова и его производности в совренменном языке).

Некоторые из этих принципов имеют особенности реализации в учебных комплексах. Так, в комплексе 2, заявляющем о своей практи­ческой орфографико-пунктуационной направленности, морфемный разбор проводится согласно формально-структурному, а не формаль­но-семантическому принципу, причем вопрос об актуальности раз­граничения синхронии и диахронии решается иначе, чем в комплексах 1 и 3 (см. об этом далее).

В методике морфемики и словообразования используются такой частнометодический (специфический) принцип, как связь морфемной структуры слова с его словообразовательной производностью, то есть формальная и семантическая мотивированность производного слова его производящим.

§ 52. Содержание разделов

Морфемика и словообразование изучаются в трех учебных комплек­сах следующим образом.

Изучение морфемики и словообразования опирается на изученное в на­чальной школе. После начальной школы учащиеся должны знать следующее:

1) слова состоят из следующих частей: приставка, корень, суффикс,
окончание (введено стандартное графическое обозначение этих видов
морфем),

2) корень — это общая часть родственных слов,

3) слова с одинаковыми корнями называются одно коренными,

4) приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и слу­
жит для образования новых слов,

5) суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит
для образования новых слов,

6) окончание — изменяемая часть слова, которая служит для связи
слов в предложении,

7) новые слова образуются при помощи приставки или суффикса.

Учащиеся в начальной школе делают морфемный разбор не­сложных слов без выделения в них основы, а также указывают, от чего и с помощью чего образовано слово (в пределах только приставочного или суффиксального способов).

Содержание раздела морфемики и словообразования для среднего звена различно в трех комплексах и наиболее наглядно демонстрирует принципиальные различия между ними.

Учебно-методический комплекс 1 содержит в достаточно пропор­циональном объеме материал как по морфемике, так и по словообразо­ванию. Отбор теоретического материала мотивирован целями, которые ставят перед собой авторы учебного комплекса применительно к дан­ному разделу. Познавательные цели раздела авторы видят такими: усвоение состава слова, способов образования слов, осознание уча­щимися структурно-семантических связей производных слов с исход­ными, усвоение словообразовательного значения изучаемых морфем. Практические цели изучения раздела таковы: овладение словообразо­вательным разбором, создание предпосылок для обогащения словарно­го запаса учащихся, усвоение правил выбора правильных буквенных написаний в приставках, корнях и суффиксах.

В комплексе 1 изучаются следующие темы:

5 класс: однокоренные слова и формы одного слова; основа и окон­
чание в самостоятельных словах; роль окончания в слове; нулевое окон­
чание; корень, суффикс, приставка как значимые части слова, их назна­
чение; чередование гласных и согласных в корне; беглые гласные.

6 класс: основные способы образования слов: приставочный, суф­
фиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение
основ, сложение слов, сложение с сокращением, переход из одной части
речи в другую.

для практических целей важно уметь быстро выделять в слове морфе­мы, не стремясь к четкому разграничению синхронического и диахро­нического морфемного анализа.

В учебнике представлены следующие темы: морфема как значимая часть слова; основа слова; окончание, передаваемые им грамматические значения; отсутствие окончания в слове; нулевое окончание; корень; однокоренные слова; приставка; суффикс; словообразовательные и фор­мообразовательные суффиксы; важнейшие способы словообразования: суффиксальный, приставочный, сложение, образование слов из слово­сочетаний, сложение слогов и начальных букв слов; непродуктивные суффиксы; чередование гласных и согласных в корне.

В указанных разделах представлены следующие темы: морфема как значимая часть слова; приставка, корень, суффикс, окончание как виды морфем; основа слова; нулевое окончание; способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение с соединительной гласной и без нее; чередования гласных и согласных в корне; чередование глас­ных с нулем звука.

Содержимое публикации

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Выполнил студент группы:19-ПНК 2-9

Трохан Анжелика Сергеевна

Руководитель: Цимбалистова Д.Р.

Глава 1 Система изучения морфемики начальной школе…………………..…3

Глава 2 Формирование представлений о морфеме, как значимой части слова………………………………………………………………………………12

5 Заключение …………………………………………………………….………15 Список использованной литературы ………… …………………………….. 16

Начальная школа отвечает за освоение основных понятий морфемики (корень, приставка, суффикс и окончание; основа слова) и формирование умения разбирать слова по составу. В средней школе эти знания повторяются, закрепляются, расширяются, а умение развивается и совершенствуется на более сложном материале.

Оперируя морфемами, школьники часто и не подозревают о смысловом их наполнении и не учитывают это свойство значимых частей при написании слова, разборе по составу, выяснении грамматических признаков. Формальный подход к определению структуры слов порождает привычку заниматься морфемным разбором, не вникая в значение слова, не осознавая семантики морфем и без опоры на словообразовательный анализ.

1) развивать и совершенствовать в процессе обучения языковую интуицию ребёнка, его языковое чутьё, которым он овладел в ранние детские годы;

2) целенаправленно и поэтапно формировать у школьников представление о слове как системе языковых значений, носителями которых являются разные типы морфем, и на этой основе формировать навыки осознанного членения слова на значимые части;

3) отработать умение опираться на морфемную структуру слова при решении разных языковых задач; например, при определении правильного написания слова, при выяснении его лексического значения, сферы употребления, грамматических признаков.

Особое внимание необходимо обратить на третью задачу обучения морфемики и словообразованию в школьном курсе родного языка. Структурный анализ слова является базой, основой формирования разнообразных умений и навыков в области орфографии, грамматики, лексики, стилистики.

ГЛАВА 1 Система изучения морфемики начальной школе.

Словообразование - источник необыкновенной выразительности и словарного богатства русского языка. Русский язык имеет свои специфические особенности в распределении программного материала во времени. В настоящее время, согласно утвержденным программам для четырехлетней начальной школы, морфемный состав слова изучает во II и III классах.

Прежде чем раскрыть конкретное содержание системы, необходимо уточнить, что такое система изучения языкового материала. Под системой изучения языкового материала понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенной, научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на этой основе практических умений (общеречевых, грамматических, словообразовательных, орфографических).

Применительно к рассматриваемым языковым явлениям система определяет:

а) место изучения морфемного состава слова в общей системе изучения программного материала по русскому языку;

в) взаимодействие между изучением морфемного состава слова и образования слов, а также морфемного состава слова и его лексического значения;

г) связь работы над формированием навыков правописания морфем с усвоением основ знаний из области словообразования и грамматики.

При построении системы в качестве ведущих выступают следующие положения: все морфемы в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы раскрывается только в составе слова. Исходя из этого, изучение школьниками корня, приставки, суффикса и окончания проводится не изолированно друг от друга, а во взаимодействии: вначале учащиеся знакомятся с сущностью .всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема с семантико-словообразовательной и орфографической сторон.

Выделяются четыре этапа этой системы:

2. Знакомство с особенностями однокоренных слов и корня слова; наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах (II класс).

3. Изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов, окончания; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корня и приставки (II - III класс).

4. Углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением имени существительного, имени прилагательного и глагола; формирование навыков правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глагола (IV класс).

На всех этапах предусматривается систематическая работа над лексическим значением слов, точностью их употребления в речи и написанием. Указанная система изучения морфемного состава слова учитывает не только лингвистические особенности изучаемого материала, возрастные возможности младших школьников, но и такие дидактические принципы, как сознательность, преемственность и перспективность обучения. От ознакомления с особенностями однокоренных слов, корня и других значимых частей слова учащиеся переходят к изучению каждой морфемы в отдельности, и, наконец, в процессе изучения частей речи несколько углубляются знания о составе слова, поскольку они (знания) вступают в новые, сложные связи и отношения.

Рассмотрим содержание и методику работы на каждом из этапов системы.

Пропедевтика изучения словообразования (II класс). Задача пропедевтической работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами.

В русском языке многие слова представляют собой мотивированные названия предметов. Поэтому от выяснения с учащимися, почему предмет так назван, можно постепенно перейти к выяснению соотносимости в языке одного слова с другим. Например, почему приспособление, в которое насыпают корм, назвали кормушкой (корм — кормушка)? Почему одну шишку еловой, а другую — сосновой? И т. д.

При выяснении мотива названия предмета или признака предмета учащиеся подводятся (как это нетрудно заметить) к установлению общности слов по смыслу и по составу. Все это подготавливает школьников к пониманию сущности образования однокоренных слов: одно слово образуется от другого на основе семантической связи между ними, которая, в свою очередь, базируется на связи между понятиями, наименованиями которых являются данные слова. Постепенно представления учащихся о словообразовании углубляются. Это происходит главным образом за счет того, что школьники познают части слова, с помощью которых образуются новые слова. Важное значение имеет также и усвоение совокупности признаков однокоренных слов.

Второй этап системы – ознакомление с однокоренными словами. Основные учебные задачи данного этапа:

- познакомить с особенностями корня;

- провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах;

- обогатить речь учащихся однокоренными словами.

Практически это означает развитие у школьников умения соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее. Например, учащиеся сравнивают слова: малина, малинник, малиновое (варенье) — и устанавливают, что их можно объединить в одну группу родственных слов, так как все три слова сходны по смыслу и имеют одинаковую, общую часть.

Для того, чтобы развить у младших школьников умение распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам, проводится сопоставление однокоренных слов и синонимов.

Например: нужно доказать, какое из трех слов однокоренным не является (смелый, смелость, храбрость), а также противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы (например: гора - горный — горняк, но гора — горсть).

Противопоставление однокоренных слов и синонимов предупреждает ошибочную ориентировку учащихся только на семантическую близость слов. Противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы, позволяет предупредить ошибку, связанную с ориентировкой только на структурную общность.

Как известно, в нашем языке в качестве однокоренных слов выступают слова разных частей речи. Каждой части речи свойственны специфические черты словообразования. На начальном этапе изучения однокоренных слов внимание школьников направляется лишь на сам факт наличия в языке однокоренных слов, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета.

К концу 2 класса дети должны уметь подбирать ряды однокоренных слов, в простейших случаях выделять корень слова.

Третий этап – изучение специфики и роли в языке корня, приставки, суффикса и окончания. (II- III класс ).

На третьем этапе системы изучения морфемного состава слова решаются следующие учебные задачи:

развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом;

формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных корня, а также навыка слитного и графически верного написания приставок;

развитие умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами.

Третий этап является центральным в системе изучения основ словообразования. На него приходится наибольшее количество уроков. Решение каждой из указанных задач находится в определенной взаимозависимости.

Так, осознание учащимися связи между лексическим значением слова и его морфемным составом происходит на основе усвоения роли каждой морфемы в слове. Навык правописания проверяемых безударных гласных корня формируется только при условии владения школьниками некоторыми словообразовательными умениями, в частности умением анализировать морфемный состав слова, подбирать однокоренные слова.

На данном этапе дети должны уметь:

отличать родственные слова от слов-синонимов;

подбирать однокоренные слова с заданным корнем;

знать правописание гласных в приставках;

знать правописание суффиксов -еньк-,-оньк-,-очк-,ечк-,-оват-, -еват

отличать приставку от предлога;

проводить разбор слов по составу (выделять корень, приставку, суффикс, окончание, основу),

подбирать слова определённой модели.

Четвёртый этап – работа над составом слова в процессе изучения частей речи ( IV класс ).

Цель четвертого этапа — углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формообразующей роли окончаний; а также подготовке учащихся к пониманию особенностей образования имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Углубление и расширение знаний по морфемике происходит при изучении частей речи.

Морфологический анализ состава слова тесно связан с упражнениями в словообразовании, что позволяет рассматривать не только структуру существующих в языке слов, но и различные способы образования новых слов и моделей, по которым они создаются.

В русском языке каждой части речи свойственны определенные словообразовательные особенности, т. е. существует взаимосвязь между морфемным составом слова и его принадлежностью к той или иной части речи. При этом морфемная структура слова, специфика его образования выступают в единстве с лексическим значением слова и комплексом грамматических признаков.

В процессе изучения частей речи учитель подводит учащихся к пониманию основ словообразования: в языке существует вполне определенная связь .

Содержание упражнений и характер заданий направляют детей па установление, во-первых, от какого слова образовалось данное и, во-вторых, при помощи каких морфем. Естественно, что младшим школьникам, еще не знакомым с закономерностями словообразования, трудно определить производящее слово. Поэтому производящее слово называет учитель или оно дано в упражнении. Учитель может указать и значение производного слова, а ученик должен выбрать необходимую морфему, которая позволит образовать слово с заданным значением.

При введении словарных слов необходимо не только знакомить с новым словом, но и вводить всю группу родственных слов с мотивированным образованием. При этом желательно объяснять значение каждого последующего слова через родственное.

ГЛАВА 2. Формирование представлений о морфеме, как значимой части слова.

Семантическая направленность обучения морфемике и словообразованию в начальных классах предполагает усиленное внимание к смысловой характеристике морфем, а следовательно, и к семантическому анализу слова в целом.

Учителю необходимо предусмотреть в процессе обучения работу над значениями трёх типов морфем, имея в виду, что корень является выразителем вещественного значения, окончание передаёт грамматическую информацию о словоформе, приставка и суффикс добавляют словообразовательное значение.

В связи с этим в работе над семантикой морфем разных типов выделяются три основных направления:

1) структурно – семантический анализ однокоренных слов;

2) знакомство с механизмами образования форм слова и особенностями грамматического значения окончания;

3) осознание словообразовательного значения приставок и суффиксов и механизмов образования слов в русском языке.

Коротко охарактеризуем каждое из названных направлений в работе. Структурно – семантический анализ однокоренных слов.

Корень – особая морфема для учеников начальных классов: именно с неё начинается осознание морфемной структуры слова. Можно выделить несколько наиболее эффективных приёмов, которые обостряют внимание к значению корня, однокоренных слов и помогают ученикам осознать их структурную и смысловую общность.

1. Опознание однокоренных слов в предложении и тексте на основе семантико – структурного анализа. Детям предлагается проанализировать предложение или текст, в котором представлено скопление однокоренных слов. Ученики должны не только обнаружить эти слова, но и обязательно объяснить, почему они являются однокоренными.

2. Дифференциация понятий – однокоренное слово и синоним. Практика показывает, что далеко не сразу ученики начальных классов понимают сущностную разницу однокоренных слов, с одной стороны, и синонимов, слов одного лексико-семантического поля, - с другой. Происходит это потому, что в определениях синонимов и однокоренных слов общим признаком является смысловая близость слов.

3. Накопление гнёзд родственных слов. Этот приём в обучении является одним из наиболее эффективных. Не случайно на это направление в работе указывают современные программы для начальных классов. Накопление гнёзд родственных слов – это особая организация работы с корнем в начальной школе, и прежде всего – составление словарика корней русского языка.

Составление на уроках русского языка словарика корней позволяет зафиксировать в сознании ребёнка определённую морфему и показать её присутствие в однокоренных словах.

4. Сопоставительный анализ слов с корнями-омонимами. Эффективным приёмом, формирующим представление о корне как значимой части слова, является сопоставление слов с корнями –омонимами, то есть с морфемами, которые одинаково пишутся, произносятся, но имеют разное значение.

5. Использование приёма словообразовательного толкования слова Особое внимание в работе с однокоренными словами нужно уделить словообразовательному толкованию слова. Этот термин обозначает способ определения лексического значения слова через подбор ближнеродственного однокоренного.

Знакомство с механизмом образования форм слова и особенностями грамматического значения окончания.

Окончание – это вторая морфема, с которой знакомятся ученики начальных классов. Замена окончаний меняет грамматический статус слова.

Осознание словообразовательного значения приставок и суффиксов, а также механизмов образования слов в русском языке.

Ученики начальных классов должны постепенно подойти к осознанию единства трёх сторон, органично сочетающихся в каждой приставке и суффиксе: форма + значение + функция ( осознание словообразующей роли приставки и суффикса). На этой основе трёхмерного восприятия морфемы и формируется правильный способ анализа морфемного состава слова.

Чем больше сведений получают учащиеся о составе слова и словообразовании, тем яснее становится для них богатство и величие русского языка, тем сильнее пробуждается их желание изучать родной язык.

В связи с тем, что перед современной школой в настоящее время стоит задача не столько вооружить ученика определённым багажом знаний,сколько научить самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, проблема развития мышления на уроках русского языка является актуальной.

Родной язык как учебный предмет содержит особые развивающие возможности, поскольку именно средствами родного языка формируются не только основы растущей личности, но и "характер познавательной деятельности человеческого мышления" (В. Гумбольдт).

Благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся является словообразование, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей.

Вопросом об изучении словообразования в начальной школе уже давно занимались такие крупнейшие методисты как Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров. В частности, Ф.И. Буслаев обращал внимание на необходимость словообразовательной работы на уроках русского языка с целью более полного понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словообразовательной работы на начальной ступени обучения русскому языку, её развивающий характер отмечал и К.Д. Ушинский.

Учёные-методисты связывали обучение словообразованию с развитием мыслительных способностей учащихся, отмечали, что работа со словообразовательными моделями должна, прежде всего, опираться на наблюдения явлений словопроизводства (Мережко 1996).

В настоящее время в методике появляются новые подходы, связанные с разработкой такой системы обучения, которая наиболее эффективно решила бы задачи речевого развития школьников. Усиление внимания к содержательной стороне изучаемых явлений способствует преодолению формализма в обучении.

Наблюдение за процессом преподавания русского языка в начальных классах показали, что особенно отчётливо формализм проявляется при изучении словообразования, при анализе структуры слова. В работе с производным словом преобладает интерес к его форме, структуре, что, естественно, тормозит активизацию творческих возможностей учащихся.

Наблюдения учёных доказывают, что уже в начальной школе начинается теоретическое осмысление языка. Учащиеся постепенно овладевают такими достаточно абстрактными понятиями, как корень, окончание, приставка, суффикс. Младшие школьники учатся вычленять данные морфемы в словах. Подобный анализ слова часто производится учащимися формально, не всегда ими осознаётся значение морфем. В качестве обоснования разбора того или иного слова по составу большая часть школьников подбирают одноморфемные слова, допуская при этом ошибки (например, подбирая слова с омонимичными морфемами и др.). Выбор такого способа доказательства проведённого морфемного анализа вполне объясним: подобная схема разбора предлагается большинством учебников по русскому языку. Даже те учащиеся, которые обращаются к словообразовательному анализу, не всегда используют его результаты в процессе разбора слова по составу. Так, например, большинство учеников в качестве производящего к слову дождевик назвали слово дождь , выделив при этом два суффикса: -ев-, -ик-. В данном случае мы наблюдаем формальное отношение к структуре производного слова и неумение младших школьников соотносить морфемный анализ со словообразовательным (Мережко 2004)

Усиление семантического аспекта в изучении морфемного состава и элементов словообразования в начальной школе позволит преодолеть указанные выше и другие трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники при усвоении данного раздела. Этот аспект учитывался при определении следующих направлений работы с производным словом:

выделение производного (вторичного) слова из контекста;

словообразовательное толкование производного слова;

наблюдение за смысловой и структурной соотносимостью родственных (однокоренных) слов;

нахождение первичного (производящего) слова по отношению к данному вторичному (производному), выделение аффикса, с помощью которого образовано вторичное слово;

выявление общности в значении и пути образования производных слов, подбор производных слов одной словообразовательной модели;

наблюдение за условиями выбора определённой словообразовательной модели для образования производных слов;

образование производных слов по конкретному заданию учителя;

распределение однокоренных слов по мере их образования (составление словообразовательных цепочек);

определение семантико-словообразовательных связей между словами словообразовательного гнезда, составление словообразовательных гнёзд;

исправление и объяснение словообразовательных ошибок;

наблюдение за употреблением производных слов в соответствии с их значением и стилистической окраской.

Так, анализ определённого количества производных слов позволяет учащимся определять словообразовательные модели, характерные для слов того или иного словообразовательного типа, выявлять закономерности образования слов определённого типа, устанавливать правила, согласно которым вторичные наименования объединяются в ту или иную словообразовательную модель. При этом учитываются смысловые и структурные характеристики, условия выбора того или иного форманта, наличие или отсутствие вариантов форманта.

Работа с производными словами по выделенным направлениям будет способствовать формированию словообразовательных умений младших школьников, даст первоначальное представление о словообразовательных процессах языке, подготовит учащихся к следующему этапу изучения данного раздела в школе (Мережко 1997).

Основная задача обучения родному языку в начальных классах – научить школьников использовать полученные знания в процессе речевого общения, научить учащихся мыслить. В настоящее время происходит снижение интереса у младших школьников к уроку русского языка. Это вызвано, прежде всего, тем, что при обучении родному языку используются в основном репродуктивный тип деятельности и работа по заданному алгоритму, что не даёт простора для творчества, не способствует развитию мышления, абстрагированию, не готовит учащихся к языковому существованию в жизни (Вороничев 2008).

Словообразование является благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся. Недооценка обучения словообразованию приводит к тому, что орфографический навык, не подкреплённый знанием приставок и суффиксов, существующих в языке, умением оперировать ими в речи для создания новых слов, закрепляется слабо. Так, что правильно писать корень слова, надо видеть его в слове, уметь подбирать родственное слово, а это возможно лишь при знании приставок и суффиксов, которые сопровождают корень (Милославский 1993).

Владение словообразовательными моделями позволяет расширить словарный запас учащихся, вооружить их активным способом понимания значения новых слов, а для учителя – это эффективное средство объяснения значения производных слов, встречающихся в тексте на уроках чтения (Дёмичева 1994).

Поэтому необходимо предлагать учащимся систему словообразовательных упражнений, которые способствуют развитию логического мышления детей. Данные упражнения приучают школьников соотносить общее и частное в языке, ориентироваться в словообразовательной структуре слов, лучше осознавать особенности происхождения слов, законы словообразования в русском языке. Словообразовательные упражнения имеют большое значение в развитии лингвистических способностей и в общем развитии младших школьников, способствуют возникновению интереса к языку, потребности в приобретении новых языковых знаний, стремления ясно и точно выражать свои мысли в слове.

Можно выделить следующие словообразовательные упражнения для начальной школы:

Упражнения, направленные на овладение морфемной структурой слова:

- разбор слова по составу,

- подбор однокоренных слов к данному слову,

- выделение однокоренных слов из ряда предложенных,

- сопоставление однокоренных слов и форм одного слова и т.п.

Данные упражнения помогают школьникам усвоить и закрепить словообразовательные понятия, формируют умение выделять морфемы в словах, руководствуясь существенными признаками данных понятий. В тоже время эти упражнения достаточно формальны, т.к. не учитывают собственно семантико-словообразовательные связи между словами.

2 . Наблюдения за словообразовательным значением морфем:

- упражнения на разграничение омонимичных морфем,

- определение словообразовательного значения морфемы путём сопоставления однокоренных слов и слов одной словообразовательной модели и др.

3. Элементарный словообразовательный анализ:

- выделение из контекста ближайших родственных слов (словообразовательной пары),

- определение первичного (производящего) слова по отношению к данному вторичному (производному) и выделение морфемы, с помощью которой образовано вторичное слово,

- определение значения производного слова через производящее по отношению к нему (словообразовательное толкование производного слова).

Данный вид анализа ещё не находит широкого применения в практике обучения русскому языку, хотя уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что без словообразовательного анализа невозможно научить младших школьников понимать словообразовательную структуру производного слова, осознанно производить морфемный анализ слов. Кроме того, при проведении словообразовательного анализа дети учатся рассуждать, доказывать своё суждение, применять полученные знания к единичному языковому факту, формулировать умозаключение.

4. Упражнения на словообразовательный синтез:

- образование слов с помощью предложенной морфемы,

- образование слова с указанным значением, определённой части речи и т.д.

5. Упражнения со словообразовательной моделью:

- подбор слов одной словообразовательной модели,

- выделение из контекста слов, соответствующих указанной модели и др.

6. Построение словообразовательных цепочек:

- восстановление словообразовательной цепочки из ряда однокоренных слов и др.

7. Упражнения со словообразовательным гнездом:

- построение словообразовательных гнёзд,

- выявление семантико-словообразовательных связей между словами гнезда и др.

8. Лексико-словообразовательные упражнения.

9. Упражнения на анализ и исправление словообразовательных ошибок.

10. Упражнения, направленные на формирование умения правильно и точно употреблять производные слова с учётом их значения и стилистической окраски.

Таким образом, следует отметить, что словообразовательная работа на уроках русского языка в начальных классах может быть достаточно разнообразна. Для этого необходимо лишь использовать в определённой системе различные словообразовательные упражнения, подбирать для наблюдения и анализа интересный языковой материал, привлекающий внимание детей. Словообразовательные упражнения должны приучать ребёнка вдумываться в смысл производного слова, научить выявлять семантико-словообразовательные связи между однокоренными словами.

Работа со словообразовательными моделями необходима в начальной школе. Выполняя упражнения со словообразовательными моделями на уроках русского языка, школьники учатся соотносить общее и частное в языке (словообразовательную модель и строение, значение, грамматические признаки конкретного слова), предвидеть возможные орфографические затруднения, вызванные структурными особенностями слов одной словообразовательной модели. При этом активизируется зрительная память ученика, лучше запоминается графический облик многих морфем, что помогает в овладении орфографическими нормами. Кроме того, у учащихся развивается абстрактное мышление, поскольку анализ производится на уровне словообразовательных обобщений. Данное обстоятельство способствует речевому развитию ребёнка, осознанию структурности, системности лексики родного языка, совершенствованию природного языкового чутья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вахнина Т.П., Иванова О.В., Кузнецова Е.Ю. Современный русский язык: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. - 155 с.

Вороничев О.Е. Где кончается основа знаменательного? [о связи словообразования с грамматикой] // Начальная школа. – 2008. - № 5. – С. 40.

Дёмичева В.В. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию // Начальная школа. – 1994. Мережко Е.Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка // Начальная школа. – 1996. - № 6. – С. 8.

Львова С.И. Словообразовательная модель как объект анализа на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 1993. № 3. – С. 10 – 11.

Львов М.Р. В поисках новых решений. К спорам об изучении приставки и суффикса // Начальная школа. – 2001. - № 1. – С. 13 – 15.

Махмудов Ш.А., Цыганенко Г.П. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Этимология // Русский язык в школе. – 2001. - № 2. – С. 13 -15.

Мережко Е.Г. Развитие словообразовательного компонента детской речи // Предложение и слово. – 1997. – С. 117 – 121.

Перцева Н.К. Вопросы словообразования в начальной школе // Начальная школа. – 1993. - № 10. – С. 18 – 21.

Похожие документы:

. знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком . обозначения звуков буквами; 2) морфемного состава и словообразования; 3) грамматического значения; 4) лексического значения, .

. финансирования общеобразовательного учреждения. Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих . франкоговорящих стран. Интернациональные слова. Начальные представления о способах словообразования: суффиксация (_ier/iиre, .

Программы фгос для начальной школы умк школа России рабочая программа

Основная образовательная программа начального общего образования сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа особый этап в жизни ребёнка, связанный

. познакомятся с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией . (Л-3). Технология В результате изучения курса технологии выпускники начальной школы получат начальные представления о материальной .

Начального общего образования (2)

. суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы словообразования (простые случаи). Изменяемые и . результаты изучения музыки в начальной школе. Результатами изучения музыки в начальной школе являются: овладение начальными представлениями .

Читайте также: