Чем питание отличается от пищеварения кратко

Обновлено: 06.07.2024

Вопрос 1. Что такое питание?
Питание — это процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности. При правильном питании человек меньше подвергается различным заболеваниям и легче с ними справляется. Рациональное питание имеет также профилактическое значение для предупреждения преждевременного старения.

Вопрос 2. В чем заключаются пластическая и энергетическая функции пищи?
Вещества, поступающие в организм с пищей, являются источниками энергии (энергетическая функция), а также материалом для построения клеток различных тканей (пластическая функция). Их можно разделить на неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины).

Вопрос 3. Что такое пищеварение? Какую роль оно играет в питании?
Пищеварение – это процесс, который включает в себя механическую переработку пищи, ее расщепление с помощью пищеварительных ферментов, всасывание питательных веществ и выведение из организма непереваренных остатков. Все эти процессы идут в пищеварительном тракте.

Вопрос 4. Почему клетки не могут усваивать пищевые белки, углеводы и жиры?
Пищевые белки, жиры и углеводы не могут усваиваться клетками, так как являются чужеродными для организма.

Вопрос 5. На какие составные части распадаются белки, жиры и сложные углеводы?
Белки распадаются на аминокислоты, жиры — на жирные кислоты и глицерин, углеводы — на простые сахара.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ урок 32 био 8 Кол.docx

Тема: Питание и пищеварение

Цель: раскрыть значение пищеварения, энергетическую и пластическую функцию пищи, формировать представление об органах пищеварения человека, о необходимости разнообразного здорового питания.

Организационный момент

Актуализация знаний ( фронтальный опрос )

- Из курса 7 класса вам известно о процессах и значении питания животных.

Для чего мы питаемся?

Как организм использует питательные вещества?

Как происходит пищеварение?

Каково строение органов пищеварения?

Что такое продукты питания и питательные вещества?

- Сегодня мы начнем знакомстве с пищеварительной системой человека.

Изучение нового материала

/В процессе рассмотрения материала учитель определяет пункты, необходимые для записи обучающимися в тетрадь/

Слайды 3-6 – Пища необходима для поддержания жизни. Каждая клетка организма постоянно обновляется за счет питательных веществ, приносимых кровью. Из них она черпает энергию для своей жизнедеятельности. Для нашего организма важно разнообразие поступающих питательных веществ: белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей, витаминов.

Слайд 7 – Пища — источник энергии и строительного материала.

Питание - процесс поступления в организм питательных веществ.

Пищеварение - процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическому и физическому изменению и всасывается в кровь или лимфу.

Пищеварительная система - совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез.

Слайд 8 – Пищеварение - это сложный физиологический процесс, заключающийся в механической и химической обработке пищи, всасывании питательных веществ, выделении не переварившихся остатков пищи. В соответствии с этим пищеварительная система выполняет четыре основные функции: секреторную, моторную, всасывательную и выделительную.

Секреторная функция заключается в выработке пищеварительных соков железистыми клетками, входящими в состав пищеварительных желез.

Моторная функция обеспечивается сокращениями мышц, входящих в состав стенок пищеварительного тракта и заключается в механическом измельчении пищи, ее перемешивании и продвижении по пищеварительному тракту.

Всасывательная функция - это поступление продуктов ферментативного расщепления (питательных веществ) в кровь и лимфу через стенку отделов пищеварительной системы.

Выделительная функция - это выведение из пищеварительного тракта не переварившихся и не усвоенных веществ, а также некоторых продуктов обмена.

Слайд 9 – Процессы питания поддерживают пластический и энергетический обмен с окружающей средой.

Благодаря пластическому обмену происходит усвоение части питательных веществ. Из них строятся новые белки, жиры и углеводы, необходимые организму для восстановления утраченных клеток и их частей, для его роста и развития.

Другая часть питательных веществ используется для энергетического обмена . Вместе с пищей в организм поступают органические вещества, в молекулах которых содержится запас потенциальной химической энергии, накопленной растениями в результате фотосинтеза.

В клетках организма животных и человека органические вещества подвергаются биологическому окислению : углеводы и жиры — до углекислого газа и воды, белки — до углекислого газа, воды, солей аммония, фосфора и других простых соединений. В результате этого процесса, происходящего в каждой клетке тела, освобождается энергия, которая необходима для создания новых веществ, теплообразования, сокращения мышц, проведения нервных импульсов, для работы внутренних органов.

Необходимые для жизни питательные вещества человек получает из пищи растительного и животного происхождения, происходит их преобразование в новые специфичные соединения.

Слайды 10-11 – Рассмотрим особенности строения органов пищеварительной системы человека. Органы пищеварения подразделяются на пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, желудочные, поджелудочные, печени) (схема).

Слайд 13 – В ротовой полости пища механически измельчается с помощью зубов, ощущается ее вкус и температура, формируется пищевой комок с помощью языка.

В ней располагаются зубы (в лунках челюстей), язык и слюнные железы.

Слайд 14 – Слюнные железы через протоки выделяют свой секрет – слюну, и уже в ротовой полости происходит первичное расщепление пищи. Фермент слюны птиалин расщепляет крахмал до сахара.

Слайды 15-16 – Человек к 20 годам имеет в норме все 32 постоянных зуба (включая зубы мудрости). 25% людей вообще не имеют зубов мудрости. Резцы – режут пищу, клыки – разрывают пищу, малые и большие коренные перемалывают пищу.

Слайд 17 – Строение зуба: эмаль, дентин, пульпа, цемент, десна, артерия, вена, нерв.

Слайд 18 – Язык принимает участие в пищеварительном процессе и распознавании вкуса через рецепторы.

Слайд 19 – Глотка имеет воронковидную форму и соединяет ротовую полость и пищевод. Она состоит из трех отделов: носовой части (носоглотки), ротоглотки и гортанной части глотки. Глотка участвует в проглатывании пищи, это происходит рефлекторно.

Слайд 20 – Пищевод – верхняя часть пищеварительного канала, представляет собой трубку длиной 25 см. Верхняя часть трубки состоит из поперечно-полосатой, а нижняя – из гладкой мышечной ткани. Трубка выстлана плоским эпителием. Пищевод транспортирует пищу в полость желудка с помощью перистальтических сокращений.

Слайды 21-23 – Желудок - расширенный отдел пищеварительного канала, стенки которого состоят из гладкой мышечной ткани, выстланы железистым эпителием. Емкость около 2 л (до 3 л). Выполняет функции: накопления, механической и химической обработки, эвакуации пищи в кишечник. Железы желудка выделяют желудочный сок.

Перемешивание пищи, пропитывание ее желудочным соком и продвижение в тонкую кишку осуществляется посредством сокращения мышц – стенок желудка. Стенка состоит из нескольких мышечных слоёв.

Железы желудка вырабатывают желудочный сок. Состав желудочного сока:

Ферменты, расщепляющие белки

Слизь, предохраняющая стенку от механических и химических повреждений

Соляная кислота (HCl), обеззараживающая пищу

В 1 мм 2 слизистой оболочки содержится приблизительно 100 желез.

Слайд 24 – Печень – самая крупная железа пищеварительной системы, имеет массу 1,5 кг, вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник во время пищеварения.

Поджелудочная железа (масса 60-100 г, длина 15-20 см) так же выделяет ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы и вырабатывает гормон инсулин.

Слайд 25 – Тонкий кишечник – самая длинная часть пищеварительной системы. Здесь происходит окончательное переваривание и всасывание питательных веществ.

Слайд 26 – Толстый кишечник имеет длину 1,5 м, вырабатывает слизь, содержит бактерии, расщепляющие клетчатку. В начале толстая кишка образует мешкообразное выпячивание – слепую кишку, от которой книзу отходит червеообразный отросток – аппендикс (небольшой орган 8–15 см длины, является недоразвитым концом слепой кишки)

Закрепление изученного материала

Слайд 27 – Ответьте на вопросы:

Что такое пищеварение? Чем отличается процесс питания от пищеварения?

Какие органы участвуют в пищеварении?

Что такое пищеварительные ферменты?

Почему отсутствие пищи в течение нескольких недель приводит к смерти?

В чём же заключается значение пищи? Почему человек не может без неё существовать?

Из чего должна состоять пища и почему?

Слайд 28 – За свою жизнь человек в среднем съедает 10 тыс. яиц, 5 тыс. буханок хлеба, 100 мешков картофеля, 3 быков, 2 баранов, случайно 70 насекомых. Женщины - около 4 кг губной помады. Как вы думаете, хорошо ли это?

Подведение итога урока

Слайд 31 – Вывод:

Пища – источник энергии и строительного материала в организме.

Пищеварение происходит в специализированных органах, где происходит не только механическая, но и химическая обработка пищи.

Важно придерживаться принципов правильного питания, чтобы пища приносила больше пользы здоровью.


Для нормальной деятельности человеку необходимы питательные вещества. Они поступают в организм с пищей и являются источником энергии и строительным (пластическим) материалом. У взрослого человека питание поддерживает жизненные процессы и восполняет энергетические затраты на выполнение различных видов работ.

Одним из важнейших принципов рационального питания является правильно организованный режим приемов пищи, это - прием пищи в одни и те же часы, кратность приемов пищи, соблюдение определенных интервалов между ними, количественное и качественное распределение пищи в течение дня.

Рациональный режим питания способствует поддержанию аппетита и обеспечивает выделение пищеварительных соков, необходимых для нормального пищеварения и усвоения пищи. Неправильно организованное питание ослабляет организм, снижает его устойчивость к вредным влияниям окружающей среды и заболеваниям.

Рациональный режим питания строится с учетом суточного ритма работы органов пищеварения, ибо пищеварение подчиняется тем же законам ритмичности, что и весь организм.

Ночью и рано утром организм человека, в том числе и его пищеварительная система, находятся в состоянии естественного отдыха, т.е. относительного покоя. Активность органов пищеварения ночью мала, к утру, она повышается, достигает максимума днем, постепенно снижаясь к вечеру.

Суточное количество секретируемой желчи колеблется у взрослого человека от 800 до 1000 мл. При голодании желчеобразование может резко уменьшаться.

Основное значение желчи в процессе пищеварения заключается в том, что желчь активизирует и усиливает действие фермента поджелудочной железы липазы, растворяет большое количество жирных кислот, способствует всасыванию жиров и оказывает положительное влияние на перистальтику и моторную функцию кишечника (в первой половине дня перистальтика и моторная функции усилены, этим обеспечивается утреннее очищение кишечника).

В первой половине дня печень расходует запасной углевод гликоген, превращая его в простые сахара, отдает воду, образует больше мочевины и накапливает жиры.

Во второй половине дня печень начинает перерабатывать и усваивать сахара, накапливать гликоген и воду. При этом клетки печени увеличиваются в объеме почти в 3 раза. Максимум гликогена в печени содержится в 3 часа утра, минимум - в 15 часов. С 3 до 15 часов гликоген отдается, а с 15 до 3 часов запасается. Соответственно этому в крови максимум сахара бывает в 9 часов утра, а минимум в -18 часов.

Таким образом, суточная норма жиров и белков должна быть получена преимущественно в утренние и дневные часы, когда печень выделяет наибольшее количество желчи, необходимое для их переваривания.

Во второй половине дня и вечером разумнее есть пищу, богатую углеводами (картофель, крупы, овощи), поскольку в это время печень перерабатывает и усваивает сахара.

Наибольшее выделение желудочного сока, расщепляющего пищу, также приходится на первую половину дня. Максимум его выделения отмечается в середине дня, а минимум в ночные часы. Поэтому 2/3 общего количества суточного рациона пищи нужно принимать за завтраком и обедом и менее 1/3 - за ужином.

Существуют индивидуальные ритмы питания

Совпадение потребности в завтраке и времени реального завтрака улучшает работу пищеварительной системы. У представителей утреннего типа это бывает часто, а у вечернего - иногда.

Соблюдение интервала между приемами пищи определяется временем пищеварительного цикла желудка (от поступления пищи в желудок и до ее продвижения в кишечный тракт).

Промежутки между приемами пищи должны составлять не менее 3 и не более 4-4,5 часов, поскольку примерно через 3-4 часа заканчивается переваривание пищи в желудке, и она его покидает.

Совершенно недопустимы длительные перерывы в приеме пищи. Суточный рацион питания требует нескольких приемов пищи.

Рекомендуется 4-5 разовое питание (ни в коем случае не реже 3-х раз в день), обусловленное наличием оптимального времени для приема пищи, т.е. времени, когда съеденные продукты усваиваются более полно и лучше обеспечивают потребность организма в пластических, энергетических и регуляторных ингредиентах. Распределение общего объема пищи в течение дня при 4-5 разовом питании представлено в таблице.

Таблица. Примерное распределение энергетической ценности пищи в суточном рационе (в %)

Пищеварением называют физиологический процесс химической и физической обработки поступающей извне пищи. У человека он происходит в пищеварительном тракте. И ключевая роль при этом принадлежит специально синтезирующимся пищеварительным ферментам (их также называют энзимами). Это особые химически активные вещества белкового происхождения, которые предназначены для расщепления определенных соединений. При нарушении процесса пищеварения обмен веществ страдает в первую очередь. Возникающий дефицит базовых питательных соединений (нутриентов) способен стать причиной развития многих патологических состояний. Нормальный процесс пищеварения в организме – залог благополучного функционирования всех внутренних органов и хорошего обмена веществ.


Зачем нужны пищеварительные процессы

Во время пищеварения (его также называют перевариванием) соединения со сложной структурой расщепляются на более простые. Вся потребляемая нами пища содержит белки, углеводы и жиры (липиды). В основном это крупные, сложно построенные молекулы, которые образуют ветвящиеся цепочки, многоярусные циклические структуры и даже стабильные комплексы из различных компонентов. Именно эти соединения являются строительным и энергетическим материалом для клеток всех живых существ на Земле. Важно понимать, что у каждого биологического вида своя уникальная структура сложных молекул. При этом чужеродные соединения потребляемой нами еды не могут быть усвоены нашей пищеварительной системой в своем первоначальном виде. Зачем же нужно пищеварение? Именно благодаря ему такие соединения расщепляются на более мелкие базовые молекулы.

Переработка поступающих веществ в доступные базовые соединения – суть пищеварения. Но ему присущи и второстепенные, не менее важные задачи.

Что еще обеспечивают пищеварительные процессы

Процесс пищеварения является в некотором роде и защитой для организма. Ведь при расщеплении чужеродные вещества теряют свои специфические свойства. Они становятся универсальными, нейтральными. Поэтому их поступление в кровоток после всасывания не провоцирует аллергических реакций. Кроме того, во время процесса пищеварения могут распадаться не только компоненты из продуктов питания. Попавшие в пищеварительный тракт микроорганизмы подвергаются тому же воздействию. И если они не способны противостоять достаточно агрессивным ферментам, то погибают и расщепляются на простые молекулы. Это защищает человека от проникновения многих болезнетворных микроорганизмов.

Основные этапы пищеварения включают:

  • механическую и частичную ферментную обработку еды в ротовой полости;
  • проглатывание и транспортировку пищевого комка по пищеводу;
  • желудочное переваривание;
  • тонко- и толстокишечный этапы процесса пищеварения;
  • накопление и последующую эвакуацию каловых масс.

Основная суть процесса пищеварения в организме человека в его последовательности: пищевой комок переходит в нижележащие отделы желудочно-кишечного тракта и по мере своего передвижения все больше переваривается. В норме обмена с вышестоящим участком происходить не должно. При нарушениях могут наблюдаться изжога, отрыжка и другие специфические симптомы.

Этап 1: пищеварительные процессы во рту

Процесс пищеварения начинается уже в ротовой полости, где пища измельчается, смачивается и перемешивается. Это облегчает проглатывание и подготавливает еду к дальнейшей обработке в желудке. Чем тщательнее была прожевана пища, тем качественнее и быстрее будут происходить процессы пищеварения в желудке. Слюна также обладает некоторой ферментативной активностью. При достаточно продолжительном пребывании еды во рту содержащиеся в ней сложные углеводы начинают расщепляться на простые. Но все же это является скорее вспомогательным процессом, ведь еда обычно быстро проглатывается. На состояние белков и жиров слюна не влияет. По сути, пищеварения (собственно переваривания) во рту не происходит, это лишь начальный его этап.

Этап 2: пищеварительные процессы в желудке

Процессы пищеварения в организме человека происходят преимущественно в средних отделах пищеварительного тракта: желудке и тонком кишечнике. Именно здесь осуществляется наиболее интенсивная химическая обработка, что позволяет в несколько этапов расщеплять крупные сложные молекулы.

В желудке процессы пищеварения обусловлены действием химически активного желудочного сока. В нем содержится ряд ферментов, важнейшими из которых являются пепсины, расщепляющие белки. Они отвечают за переваривание основных белковых веществ соединительной ткани и казеина молочных продуктов. Но образующиеся при этом соединения еще не могут всасываться, они окончательно перерабатываются на этапе пищеварения в кишечнике.

Но для переваривания важны не только ферменты. Большую роль на этом этапе пищеварения играет и высокая кислотность желудочного сока. Она обеспечивается соляной кислотой, которая участвует в переработке молока, активирует ферменты, стимулирует секрецию и моторику желудка и верхних отделов тонкой кишки. В кислой среде также гибнут бактерии.

Этап 3: пищеварительные процессы в кишечнике

Процессы пищеварения в кишечнике обеспечиваются соком поджелудочной железы, желчью и ферментами множественных мелких желез кишечной стенки. Здесь происходит окончательное переваривание всех базовых нутриентов и всасывание образовавшихся конечных продуктов. К кишечным ферментам относят амилазу, липазу, мальтазу, несколько видов протеаз.

Неиспользованные соединения и значительная масса воды переходят в толстый кишечник. В непосредственном процессе пищеварения пищи он практически не участвует. Отделы толстой кишки отвечают за всасывание воды, ряда витаминов и минералов, обеспечивают формирование и эвакуацию каловых масс. Белки, жиры и углеводы в норме сюда не доходят, так как перевариваются в вышележащих отделах. Правда, содержащиеся в толстом кишечнике бактерии способны расщеплять белковые и углеводные молекулы. Но образующиеся при этом соединения не приносят организму человека пользу, фактически оказывая токсическое действие. Поэтому-то нарушение этапов пищеварения достаточно быстро приводит к ухудшению самочувствия пациента и негативно влияет на обмен веществ.

Что делать при нарушении пищеварительных процессов

Проблемы с пищеварением – достаточно частый повод для обращения к врачу. При этом чаще всего диагностируется относительная ферментная недостаточность, которая нарушает не только процесс пищеварения и обмен веществ, но и самочувствие в целом. В состав Микразим входят ферменты амилаза, липаза и протеаза, каждый из которых отвечает за расщепление определенной группы питательных веществ (углеводов, жиров и белков). Отсутствие даже одного из них в процессе переваривания пищи негативно сказывается на здоровье человека.

Микразим. Упаковки 10000 и 25000 ед.

Где купить

Читайте также: