В каком возрасте ребенок должен ходить в школу сам

Обновлено: 19.05.2024

После карантина в наших дворах что-то изменилось. Стало не так, как было в летние месяцы прошлых лет, но перемены неуловимо напоминают о советском детстве… Во дворах снова гуляют дети. Много детей разного возраста.

Это не только малышня с бабушками, мамами и нянями — их как раз можно увидеть всегда. И даже не томящиеся пубертатные подростки, коротающие вечера на детских и спортивных площадках. По району носятся дети 9-12 лет и — да неужели?! — даже играют во что-то типа пряток.

Минутка ностальгии

Я росла в Москве и пошла в школу в середине восьмидесятых. Лет с 7 меня, домашнюю девочку, отпускали играть во двор, и в первом классе я вместе с подружками самостоятельно ходила в школу и из школы. С нами носились и ребята помладше — шестилетние и даже пятилетние, с неизменными ключами на шее. Бабушки у подъезда знали всех поименно и нередко информировали родителей, кто побежал жечь костер на пустырь, а кто упал с качелей и порвал штаны.

В двухтысячных мы снабдили уже своих детей сотовыми телефонами и нервничали, если абонент был недоступен. Детей стали провожать в школу до 3 или 5 класса, отпускать одних в метро после 11-12 лет. Появились GPS-браслеты и приложения, которые помогают родителям контролировать чадо и верить, что благодаря этому оно в относительной безопасности.

Когда пора?

Очевидно, что это напрямую зависит от многих факторов. И все же — есть ли точка ориентира для тех, кто задался таким вопросом? Участники нашего опроса дали свои ответы. Основные выводы такие:

  • В Москве и Петербурге детей обычно отпускают одних в возрасте около 10 лет
  • В городах поменьше этот возраст сдвигается, и первоклашки уже ходят в школу и гуляют самостоятельно
  • При наличии старшего брата или сестры младшего ребенка отпускают раньше
  • Девочек родители сопровождают до более взрослого возраста
  • Многое зависит от характера ребенка и расстояния, сложности пути

Что думают родители?

Екатерина Клочкова, психолог

Возможности ребенка с каждым днем становятся больше — он умнеет, становится сильнее, самостоятельнее, развивается ответственность, критическое мышление и здоровое стремление к независимости. Логично, что в какой-то момент он станет довольно самостоятельным, чтобы можно было его отпустить сначала в школу в соседнем дворе, а потом, через несколько лет, и на подготовительные курсы в другом конце города.

И момент предоставления самостоятельности ребенку будет зависеть от количества ресурсов в семье (может ли мама выделить время, живет ли рядом бабушка или есть ли у родителей деньги на няню), способности мальчика или девочки отвечать за себя и уровня тревоги в семье (если он слишком высок, то семья может не заметить, что ребенок уже готов).

Теперь пора задуматься о правилах безопасности

1. Дорога к школе не должна быть слишком сложной для возраста ребенка и не содержать опасных участков.

2. Дорога к школе должна быть изучена и повторена достаточное количество раз со взрослыми.

3. Важно дать ребенку инструкции на случай всевозможных неожиданностей: что делать, где искать помощь, как сообщить родителям.

4. Когда ребенок пойдет первые разы, хорошо бы, чтобы взрослый проследил за ним и его поведением на ключевых участках пути. Некоторые родители просят незнакомых ребенку взрослых подойти к нему по дороге и предложить пойти с собой — отказ ребенка убедит их, что все в порядке и можно не тревожиться.

В каком возрасте школьник может ходить на учебу и возвращаться домой без сопровождения взрослых? Послушаем мнения наших постоянных экспертов.

А в конце статьи предлагаем вам проголосовать за тот вариант, который вы считаете наиболее подходящим для вашей семьи.

Комментирует Олег Иванов, психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов

Родителям важно обратить внимание на нескольких факторов.

• Во-первых, папам и мамам важно понимать, насколько ребенок самостоятелен, оставался ли он раньше один, насколько внимателен, знает ли правила поведения на улице и так далее.

Некоторые дети проявляют самостоятельность в 5–6 лет, и родители спокойно оставляют их дома одних, а некоторых и в 12–13 лет невозможно представить без родительской опеки.

Если одни родители смело отпускают в школу без сопровождения своего 10-летнего ребенка, это не значит, что и вы так должны делать.

• Во-вторых, многое зависит от месторасположения школы.

Если она находится во дворе дома, то ребенок 8–9 лет вполне способен самостоятельно до нее добраться.

Если же нужно перейти дорогу или ехать на общественном транспорте, то, конечно, лучше сопровождать ребенка хотя бы до школьного двора.

• В-третьих, имеют значение семейные обстоятельства. Если родители оба работают, если нет бабушек и дедушек или других родственников, то ребенку просто придется рано учиться самостоятельности.

Рано или поздно вы все равно должны будете отпускать ребенка одного. Первое время, конечно, вы будете переживать. Но со временем поймете, что тревоги напрасны, а ваш ребенок вполне может самостоятельно не только добираться в школу, но и ездить в бассейн, на кружки и секции. Просто объясните ему, что всегда нужно быть на связи, сообщать о своих передвижениях. И, конечно, никогда не разговаривать с незнакомцами.

Комментирует Наталия Минаева, кандидат психологических наук, доцент Института отраслевого менеджмента РАНХиГС

С какого возраста ребенок может самостоятельно ходить в школу, должны решать его родители или официальные опекуны — только они могут объективно оценить готовность ребенка к самостоятельному перемещению в городской среде.

Здесь не существует каких-то норм или стандартов, так как в одном и том же возрасте уровень развития навыков у разных детей может сильно отличаться.

На мой взгляд, перед тем, как принять такое решение, родители должны проанализировать, обладает ли их ребенок основными знаниями и навыками, которые позволят ему безопасно перемещаться по городу.

Как правило, к семилетнему возрасту такие навыки уже бывают сформированы.

В первую очередь ребенок должен:

• знать, как его зовут и как зовут его родителей или опекунов;

• суметь назвать точный адрес проживания и номер телефона хотя бы одного из родителей;

• знать основные правила дорожного движения, чтобы самостоятельно переходить через дорогу.

Ребенком должны быть усвоены и другие правила безопасности:

• уметь позвать на помощь взрослых, если она понадобится;

• знать телефон службы спасения;

• если у ребенка есть хронические заболевания, он должен знать, как они называются, и суметь назвать лекарства, которые он принимает.

Комментирует анонимная няня

Я работала в разных семьях, и вот какой вывод сделала.

Например, в одной семье я занималась трехлетним мальчиком, но его мама в нагрузку попросила меня присматривать и за его 14-летним братом. Дополнительная работа заключалась в том, чтобы встречать парня из школы, когда мы с малышом ходили на прогулку.

По словам Сорокина, законом не определено, со скольких лет ребенка можно отпускать в школу одного. Есть общие понятия - родители должны воспитывать и обеспечивать безопасность. Каждый человек должен сам определять этот возраст на свой страх и риск.

А могут ли за это лишить родительских прав?

Если во время пути в школу или из школы с ребенком что-то случится, родителей могут привлечь к ответственности за не обеспечение безопасности. Однако до лишения родительских прав, по мнению юриста, вряд ли дойдет.

Если дорога до школы представляет собой опасность, допустим, ребенок вынужден ходить в образовательное учреждение по обочине трассы, и родители об этом знают, но все равно отпускают несовершеннолетнего одного в путь, то органы опеки могут провести беседу. Ключевым моментом является то, что родители сознательно отправляют детей в зону повышенной опасности.

"Наш директор не разрешает ходить детям одним домой из школы"

Редко, но бывают случаи, когда руководство образовательных учреждений начинают диктовать свои правила. Один из таких случаев - директор запрещает детям ходить одним из школы домой, призывая родителей самим забирать учеников.

Ранее Тульская служба новостей писала, что, по мнению психолога Анны Григорович, отпускать детей до школы одних надо только тогда, когда обе стороны на это готовы.

Если ребенок идет в первый класс, родителям необходимо заранее организовать режим дня ребенка, близкий к режиму дня будущего первоклассника в школе. Достаточно ранний подъем (в большинстве школ учебные занятия начинаются в 8:30 - 9:00 часов). Способность к выполнению задания (усидчивость) в течение 30 минут. Режим питания. Достаточное количество сна в ночное время.

Количество часов, отведенных на освоение учебного плана общеобразовательного учреждения не должно превышать величину недельной образовательной нагрузки. Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

При составлении расписания уроков различные по сложности предметы в течение дня и недели обязательно должны чередоваться: основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) с более легкими (уроки музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры). Наиболее трудные предметы должны проводиться на 2-м уроке. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25-35см у обучающихся 1-4 классов.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для учащихся 1-2-х классов должен быть не более 1,5 кг . В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один – для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй – для приготовления домашних заданий или покупать первокласснику не портфель, а ранец.

Очень важно понимать, что ребенку необходимо полноценное горячее питание во время пребывания его в школе.

Для облегчения и сокращения периода адаптации к образовательному процессу первокласснику следует обеспечить медико-психологическую помощь, которая осуществляется педагогами-психологами, врачами-педиатрами, учителями-логопедами, другими специально подготовленными педагогическими работниками в детских садах и в школах.

Для поддержания активности ребенка в период учебных занятий необходимо обеспечить его полноценный отдых и сон.

После занятий в школе ребенку необходимо обязательно отдыхать, желательно – на свежем воздухе.

При утреннем подъеме в 7:00 часов целесообразно ложиться спать не позднее 22:00 часов. Перед сном следует исключить активные подвижные игры, компьютерные игры в гаджетах. Оптимальная продолжительность сна первоклассника должна составлять 11часов.

Читайте также: