Проект в доу по теме колядки

Обновлено: 04.07.2024

целью пробуждения у воспитанников патриотиче ских чувств к своей родн ой земле.

Педагоги всегда относились к носителям русской народной культуры. Поэтому м ы обрати лись к

истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора

отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства

Что такое рождественские колядки? Как в старину колядовали наши предки?

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель: знакомство детей с традиционными ценностями отечественной культуры на примере

проведения рождественских колядок, гаданий на святки.

Приобщить воспитанников к традиционным, нравственным ценностям русского народа;

• сформировать представления о традиции проведения рождественских колядок;

• организовать работу творческой группы педагогов по планированию и осуществлению

• развивать связную речь, умение эмоционально, образно её окрашивать (ра з учивание

• развивать образное мышление и фантазию, воображение и творческие способности;

• формировать коммуникативную компетентность дошкольников;

• развивать эмоциональную сферу через использование игровых технологий.

• приобщать детей к духовно – нравственным ценностям нашего народа через знакомство с

народными обрядами, обычаями и песнопениями и устным народным творче ством.

• У детей повысится интерес к возрождению русских народных традиций, а так же они будут

обладать знаниями о возникновении праздника Рождества и религиозных обычаев.

• Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтерес ов анности родителей в

• Развитие художественного творчества, эс тети ческого восприятия.

Составление плана работы, подбор материала. Реализация. В течение недели проводилась

Цель проекта : знакомство детей с традиционными ценностями отечественной культуры на примере проведения рождественских колядок.

• Приобщить воспитанников к традиционным, нравственным ценностям русского народа;

• сформировать представления о традиции проведения рождественских колядок;

• организовать работу творческой группы педагогов по планированию и осуществлению совместной проектной деятельности;

• привлечь родителей к сотрудничеству.

• развивать связную речь, умение эмоционально, образно её окрашивать (разучивание колядок и стихов);

• развивать образное мышление и фантазию, воображение и творческие способности;

• формировать коммуникативную компетентность дошкольников;

• развивать эмоциональную сферу через использование игровых технологий.

• воспитывать любовь к Родине, семье;

• приобщать детей к духовно – нравственным ценностям нашего народа через знакомство с народными обрядами, обычаями и песнопениями, и устным народным творчеством.

Проблема: Что такое рождественские колядки? Как в старину колядовали наши предки?

Актуальность проекта : в наши дни мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Способность к сопереживанию почти потеряна современным человеком. Люди постепенно разучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации, и начинать это надо с раннего детства. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил бы себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации. Наш долг – хранить раритеты своей культуры, русский язык, и повышать уровень своей культуры.

Этапы проектной деятельности

Январь первая неделя

1) Подготовительный этап

1. Замысел проекта.

3. Подготовка шаблонов для изготовления рождественских поделок

4. Изготовление рождественские газеты – поздравления.

5. Оформление зала.

6. Подготовка элементов для ряжения.

7. Подбор русских народных игр для зала

8. Осуществление фотосъемки фрагментов проектной деятельности.

2) Основной этап

1. Мотивирование детей на проектную деятельность.

2. Постановка проблемных вопросов.

3. Проектная деятельность.

1) Знакомство на группах с русской народной традицией празднования рождественских колядок.

2) Изготовление поделок, рисунков по замыслу. Изготовление масок для колядования. Изготовление подарков для родителей и друзей. Изготовление праздничных рождественских открыток. Выставка изделий.

3) Прослушивание и разучивание рождественских колядок :

4) Прослушивание святочных рассказов, стихов детских писателей.

5) Ознакомление с характерными для святочного времени народными играми, потехами:

6) Беседы по картинам русских художников.

7) Ознакомление с музыкальными произведениями:

• В. Моцарт «Колокольчики звенят,

8) Работа с родителями: ознакомление с народным праздничным этикетом (оформление интерьера, столовый этикет, преподнесение детям рождественских подарков).

3) Заключительный этап

Воспитатель, музыкальный руководитель вместе с детьми старшей (подготовительной к школе) групп, одевшись в традиционные для ряженых костюмы, идут колядовать по детскому саду (заходят к заведующему, старшему воспитателю, в группы среднего, старшего возраста).

Ряженые с ударными народными инструментами в руках заходят в кабинеты, группы, напевая колядки.

Пришла коляда,

И гостей принимай!

Как зашли мы, зашли

Да в хорошую хату.

Щедрый день, добрый день!

Дети поют колядку :

Сеем, веем, посева,

С праздником вас поздравляем!

Уж как наша коляда

Ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идет

Да всем поклон шлет!

Хозяев знает, добром величает.

Слава вам! Слава!

Коляда.

Коляда! Коляда!

В дни Рождества.

Блин да лепёшка

На красном окошке.

Подай кусочек сдобный!

Не режь, не ломай,

Двоим, троим, мы давно все тут стоим

Под окошечком, да все с лукошечком.

А такому не бывать,

Чтоб со мной не поиграть!

А загадки вы умеете отгадывать?

(Хозяйка загадывает ребятам загадки).

Коляда.

Не пора ли вам, хозяюшка, гостей то одарить!

Не скупитесь, поделитесь,

Щедро всем распорядитесь!

(Хозяйка одаривает колеровщиков приготовленным заранее угощением).

Коляда.

(Дети поют колядку)

Сет, сет на новое лето,

Куда конь хвостом – туда жито кустом.

Куда коза рогом – туда сено стогом.

Чтобы колoс — с бревно,

А зерно — с ведро!

Кому песни поем,

Тому будет добро,

(Колядующие, пританцовывая, уходят с пением).

Спасибо этому дому,

Пойдём к другому.

У ворот другого дома.

Пришла коляда,

И гостей принимай!

Как зашли мы, зашли

Да в хорошую хату.

Щедрый день, добрый день!

/Дети поют колядку :/

Сеем, веем, по севам,

С праздником вас поздравляем!

(Ряженные заходят в группу).

Как на улице мороз

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать.

Коляда, коляда, падайте пирога!

Не подашь пирога — возьмем корову за рога!

Подашь пирога — будет рожь густа,

Будет рожь чиста, обмолотится,

Будет с колоса по хлебу,

С зерна по пирогу.

Это кто еще к нам идет?

Ряженые (поочередно).

Пришла коляда отворяй ворота!

Снежок сеем – посеваем

Колядовать мы начинаем.

Подай, тетушка, подай, матушка,

На тарелочке, на блюдечке.

Ах вы шустрые ребятки,

Как шустры колядовать,

А не хотите поплясать?

Ряженые. Будем весело плясать, колядки будем прославлять.

(Звучит музыка. Дети пляшут для хозяйки).

Плясали вы на удивленье, заслужили угощенье.

(Хозяйка подаёт детям угощение).

Спасибо, хозяюшка, за угощение.

(Дети поют колядку).

Сета, сета на новое лето,

Куда конь хвостом – туда жито кустом.

Куда коза рогом – туда сено стогом.

Чтоб здоровы были,

Ну, хватит, ребятушки. Полное лукошко на колядовали! Пора нам к себе в группу возвращаться.

Дети возвращаются в группу, и все вместе пьют чай с угощениями.

Аннотация к проекту

Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа: пополнение знаний детей о Рождестве и Рождественских колядках, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребностей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия.

Русские народные праздники включает в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всeх ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.

Предполагаемые результаты проекта :

• осознание детьми себя, как части народа, имеющего общие нравственные идеалы, установки и ориентиры;

• формирование познавательной активности, коммуникативной компетентности и развитие творческих способностей воспитанников;

• разработка конспектов интегрированных мероприятий непосредственно образовательной деятельности, сценария колядования, игр и иных видов образовательной деятельности при реализации проекта;

• совершенствование взаимодействия с родителями на принципах социального партнерства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

• По доминирующему методу: игровой, информационно-творческий.

• По характеру содержания: ребёнок, общество и культура.

• По характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

• По характеру контактов: в контакте с одной возрастной группой.

• По количеству участников: групповой.

• По продолжительности: краткосрочный.

Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.

• Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

• Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

• Побуждать детей к совместной познавательной и творческой деятельности;

• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

• Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.

Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.

1. Целепологание – вызвать интерес к познавательной деятельности.

2. Разработка проекта:

Задачи: Составить план по ознакомлению с обычаями празднования Святок

Образовательная область: музыка.

Виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения.

3. Выполнение проекта

Цель: активное участие в проекте.

Сроки реализации: январь 2017.

Работа с воспитателями:

Беседа об обычаях и традициях праздника.

Слушание и разучивание колядок.

Подбор народных загадок, пословиц, поговорок, колядок, детских гаданий.

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому

ЦЕЛЬ: Формирование стремления активно участвовать в развлечении, общаться, быть доброжелательным и отзывчивым.

  • Знакомить с традиционными русскими народными праздниками, их происхождением и назначением; обычаями и традициями, связанными с их организацией и проведением;
  • Развивать понимание названий праздников;
  • Прививать любовь к русским народным праздникам.
  • Расширять представления детей дошкольного возраста о русских народных традициях, знакомить с обрядами, колядками;
  • Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
  • Прививать любовь к народным календарно-обрядовым праздникам;
  • Приобщать к миру народной культуры, фольклору;
  • Воспитывать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны.

Предварительная работа: беседы о праздновании Рождества, Нового года, заучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году.

Персонажи: Хозяйка – ведущая, воспитатель, Коза, Волк, Лиса, Медведь, Заяц - взрослые.

1 Ведущая: Наступило Рождество – Долго ждали мы его.

Святки празднует народ: веселится и поёт.

Веселится стар и мал,

Кто на посиделки к нам попал!


Составители: Щипачева Татьяна Александровна,

воспитатель высшей кв.категории,

Набокова Людмила Николаевна,

музыкальный руководитель 1 кв.категории.

• По доминирующему методу: игровой, информационно-творческий.

• По характеру содержания: ребёнок, общество и культура.

• По характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

• По характеру контактов: в контакте с одной возрастной группой.

• По количеству участников: групповой.

• По продолжительности: краткосрочный.

Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.

• Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

• Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

• Побуждать детей к совместной познавательной и творческой деятельности;

• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

• Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.

Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.

1. Целепологание – вызвать интерес к познавательной деятельности.

2. Разработка проекта:

Задачи: Составить план по ознакомлению с обычаями празднования Святок

Образовательная область: музыка.

Виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения.

3. Выполнение проекта

Цель: активное участие в проекте.

Сроки реализации: январь 2017.

Работа с воспитателями:

Беседа об обычаях и традициях праздника.

Слушание и разучивание колядок.

Подбор народных загадок, пословиц, поговорок, колядок, детских гаданий.

Приложение № 1.

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому

ЦЕЛЬ: Формирование стремления активно участвовать в развлечении, общаться, быть доброжелательным и отзывчивым.

Знакомить с традиционными русскими народными праздниками, их происхождением и назначением; обычаями и традициями, связанными с их организацией и проведением;

Развивать понимание названий праздников;

Прививать любовь к русским народным праздникам.

Расширять представления детей дошкольного возраста о русских народных традициях, знакомить с обрядами, колядками;

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Прививать любовь к народным календарно-обрядовым праздникам;

Приобщать к миру народной культуры, фольклору;

Воспитывать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны.

Предварительная работа: беседы о праздновании Рождества, Нового года, заучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году.

Персонажи: Хозяйка – ведущая, воспитатель, Коза, Волк, Лиса, Медведь, Заяц - взрослые.

1 Ведущая: Наступило Рождество – Долго ждали мы его.

Святки празднует народ: веселится и поёт.

Веселится стар и мал,

Кто на посиделки к нам попал!

В этот зимний вечерок вьётся над трубой дымок,

Месяц светится над ней, а в избе полно гостей.

Здесь и красные девицы, раскрасавицы - сестрицы,

Добры молодцы кругом, и хозяйка за столом.

Мы сюда позвали вас поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Будем вечер коротать, дружно песню запевать.

4.Сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем!

На телят, на жеребят и на маленьких ребят,

Чтоб здоровы были, много лет жили!

Ведущая: Коляда, коляда, Открываем все дома,

Все окошки, сундучки, Даем конфеты, пирожки.

5.Пришла коляда, Накануне Рождества!

Коляда, коляда, Отворяй ворота!

6.Мороз не велик, а стоять не велит,

Печка-то топится, пирожка-то хочется!

7.Коляд, коляд, колядушек — хорош с медком оладушек!

А без меду — не таков, дайте, тетя, пирогов!

8.Щедрик-Петрик, дай вареник!

Ложечку кашки, наверх колбаски.

9.Этого мало, дай кусок сала.

Выноси скорей, не морозь детей!

Ведущая: Кому песни поем, тому будет добро,

Чтобы колос — с бревно, а зерно — с ведро!

Песня сбудется, не минуется

Приходила коляда накануне Рождества! Коляда, коляда, отворяй ворота!

Динь-динь-динь, звенят звоночки, к вам пришли сыны и дочки,

Вы колядников встречайте, нас улыбкой привечайте!

Ведущий: Коляда, коляда Накануне Рождества

Блин да лепёшка, хозяин Алешка

Дайте пятак, не уйдем из дома так!!

10.Маленький мальчик сел на стаканчик,

А стаканчик хруп, дай хозяйка руб.

11. Как известно всем, подружки

Мастерицы петь частушки.

И вы, парни, не зевайте!

Петь частушки помогайте!

12. Мы частушки на колядки развеселые споем,

Вы нас слаще угощайте, а то обидимся – уйдем!

1. Эй, Ванюша, на гармошке заиграй, скорее!

Под нее нам петь частушки будет веселее!

2.У меня на сарафане петухи да петухи,

Я сама не косолапа, косолапы женихи!

3.На базаре я была, видела Мирона,

У Мирона на носу каркала ворона1

4.Выйду, выйду я плясать в новеньких ботинках,

Все ребята говорят, что я как картинка!

5.В синем небе ходят тучки, будет дождик или град.

Оля просится на ручки по дороге в детский сад!

6.За столом сидела Алла, за тарелкой думала,

Буратино к ней подсел, весь компот и кашу съел.

7.Попыталась Полина кашу съесть до половины.

Каша вредная попалась. Над Полиною смеялась.

8.Лепят все снеговика, мама ищет Игорька.

Где сынок мой? Где же он? Закатали в снежный ком.

9.Пошла курица в аптеку и сказала «Кукареку!

10 Вот помчался во весь дух расфуфыренный петух:

Душегрейка на меху – знай кричит: “Кукареку!”

11. Из берлоги снеговой вышел мишка, сам не свой.

Не поймет никак со сна - то ль зима, то ли весна?

12. Я надену платье ново, буду в нем красавица,

Пусть лентяи не подходят пока не исправятся!

Ведущая: Идет в гости коза, к нам коза-дереза.

Идет коза рогатая, идет коза бодатая.

Коза (взрослый, поет). Где коза ходит, там пшеница родит,

Где коза хвостом, там жито кустом, Где коза ногою, там жито копною,

Где коза рогом, там жито стогом.

2 Ведущий: Где ты, козочка, ходила, где ты, белая, бродила?

Коза. Ходила я по темным лесам, По сырым борам, устала. (Коза падает)

Ведущий: Что же козочке надо? Что же она любит?

А нашей козе немного и надо:

Ведерочко гречки на перепечки

Да горшок овса на конец хвоста.

Решето овса, поверх него — колбаса.

Да три куска сала, чтобы коза встала!

Хозяева одаривают Козу мешочком со сладостями. Та вскакивает на ноги и начинает танцевать. Дети окружают Козу и начинают водить хоровод.

С двух сторон появляются ВОЛК и ЛИСА (взрослые)

Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису. —Лизавета, здравствуй! —Как дела, Зубастый? —Ничего идут дела, голова еще цела. - Где ты был? - На рынке. - Что купил? - Свининки. - Сколько взяли? - Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке. - Кто отгрыз? - Собаки. - Жив ли, милый куманек? - ЕЛЕ НОГИ уволок

Ладно, милый, не устанешь, если с нами поиграешь!

1.Ведущий: Раз - два, раз - два, начинается игра!

Уж я улком шла, переулком шла,

Уж я ниточку нашла, клубок тянется, не кончается,

Я за ниточку бралась, только нить оборвалась!

Дети заводят улитку, затем иголочка находит дырочку, вылезает и разматывает ниточки - клубок.

Появляется Медвежонок, навстречу ему Зайчонок:

Заяц: Здравствуй, Медвежонок! Хочешь,

Я морковку тебе подарю очень вкусную свою. Показывает.

Медвежонок: Ну, а я тебе – душистый мед, весь бочонок этот вот Показывает.

Заяц: Но морковочка вкусней, да и слаще, и сытней.

Медвежонок: Меду лучше нет на свете, тебе скажут даже дети.

Заяц: Нет, морковочка лучше.

Медвежонок: Нет, мед.

Заяц: Нет, морковка. Спорят.

Медвежонок: Мед душистее, сочней.

Ох, какой сладкий, ням-ням. Ест

Заяц: Все ж морковочка вкусней,

Да и слаще, и сытней.

Ох, какая вкусная, сладкая Ест морковку.

Заяц. Миш, дай попробовать медку.

Медвежонок. А мне морковочку твою.

Заяц: (заглядывает в бочонок) А, а где же, Мишка мед?

Медвежонок (тоже заглядывает в свой бочонок и говорит недоуменно).

А его весь съел мой рот. А морковка где твоя?

Заяц: Зубки сгрызли.

Оба: Вот так да! Что же делать нам друзья?

Заяц: Ой, ребята, помогите, Что нам делать, подскажите!

Ведущий: Коляд, коляд, коляда, весела да богата.

Сейся, родися, жито и пшеничка,

Ячмень, овес, гречка, горох, чечевичка.

Будьте здоровы, счастливы будьте.

Живите без бед много-много лет!

Ведущий: Ну вот и закончились наши посиделки. Мы говорим вам: до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников.

Дети покидают зал.

Приложение № 2.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: развлечение.

ЦЕЛЬ: Приобщить детей к истокам русской традиционной культуры, познакомить с обрядами, которые существовали на Руси.

Познакомить детей с понятием Рождественские Святки, с традициями, обычаями и обрядами, связанными с их организацией и проведением: гадания, народные гуляния, колядование, украшение елки.

Расширять кругозор посредством приобщения к искусству и национальной культуре.

Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на произведения музыкального фольклора.

Учить играть на детских музыкальных инструментах в ансамбле.

Обогащать память детей, интеллектуальные возможности, их творческую активность, фантазию, воображение, инициативность, произвольность.

Формировать художественный вкус.

Способствовать развитию ребенка, прививая ему любовь, уважение к своей нации, душевную чуткость и восприимчивость к окружающим.

Развивать потребность совершать добрые дела и поступки, формировать нравственное чувство.

Прививать любовь к народным праздникам и традициям.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, художественная литература, здоровье, физическая культура, социализация.

Предварительная работа: беседа с детьми о традиционном праздновании Рождества и Святок; разучивание обрядового репертуара с детьми (колядки, попевки, игры, загадки, поговорки про стол, скатерть, полотенце, хлеб, самовар, чай).

Действующие лица: ведущие – воспитатели, Баба Яга, домовенок Кузя.

1Ведущая: Здравствуйте ребятушки, здравствуйте гости дорогие!

Все на Святки! Все на Святки! Приходите-ка, ребятки!

Это что такое святки? Вы не слышали, ребятки?!

Что ж, придется рассказать и, конечно, показать.

2 Ведущая: Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный.

Наши прабабушки и прадедушки,

Веселились две неделюшки,

От Рождества и до крещения

1 Ведущая: Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки,

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили!

2 Ведущая: Ребята, наступили Святые дни – Святки!

Святки празднует народ: веселится и поет.

Заставлен он тарелками, Глубокими и мелкими,

Там ложки, вилки и ножи…На чем стоят они, скажи. (Стол)

За ним – сидим, За ним – едим,

Он всей семье Необходим…(Стол)

У него спина большая, И на ней он разрешает

И писать, и рисовать, И лепить, и вырезать…(Стол)

На себе он блюда держит, Ножками упёрся в пол.

Скатертью накрыли белой Крепкий и надёжный. (Стол)

2 Ведущая: Стол всегда покрывали скатертью. Скатерти были разные по окраске, рисунку и технике изготовления. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна и

имели кружевную прошву, кисти или бахрому. А кто знает загадки про скатерть?

Скатерть со стола — и дружба сплыла

Били меня, колотили меня, А за стол с царем посадили. Ответ: Скатерть

Кто стоит в столовой нашей, Подпирая миску с кашей?

Вышит кружевом подол. Кто залез сейчас на стол? Ответ: Скатерть

1 Ведущая: На столе всегда был хлеб, завернутый в полотенце, и солонка с солью. Гостей выходили встречать хлебом с солью на вышитом полотенце. Во главу стола садился хозяин, окинув семью взглядом, отец брал в руки нож, прижимал к груди хлебную булку, отрезал ломоть за ломтем и раздавал сидящей за столом семье. Русский народ слогал о хлебе пословицы, поговорки, загадки. Нам расскажут дети.

Мягкое, пушистое Беленькое, чистое.

В душ его возьму с собой Буду чистый и сухой. (полотенце)

И махровое, и гладкое бывает. Кто помылся, тот о нем не забывает:

Взрослого, младенца Вытрет. (полотенце)

Мягкое мохровое, Совершенное новое,

После ванны, После бани, На плечах У Вани -Тани. (Полотенце.)

Есть у каждого в квартире, И побольше, И пошире.

После ванны, после душа, Вас обнимет и просушит. (Полотенце.)

Если в ванной ты собрался Брызгаться, плескаться,

Мыться в душе, руки мыть, Шумно умываться,

В мыльной пене полежать И в воде погреться

Не забудь с собою взять Большое (Полотенце)

Хлеб батюшка, водица матушка.

Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — и стол доска.

Без хлеба смерть, без соли смех.

Хлеб всему голова.

2. Ведущая: Но существовал один секрет – приходили ряженые только в те дома, на окне которых выставлялась свеча.(выставить свечу), накрывали стол вышитой скатертью, ставили самовар, угощения разные. Колядовщиков приглашали за стол, угоститься сладостями, испить чаю.

За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем.

Выпей чайку – забудешь тоску.

Самовар кипит, уходить не велит

Приходите к чаю – пирогами угощаю.

1Ведущая: На Святки принято было гадать. Гадали все – и взрослые и дети. Очень любили люди эту забаву, девушки гадали что их ожидает в новом году, а парни мерялись силою. Чтобы прогнать нечистую силу, которая мешает празднику, в старину много шумели, смеялись, громко пели. И мы прогоним всю нечисть шумовым оркестром.

Стук в дверь , заходит Баба Яга.

Б.Я. Ишь как веселятся! Чаю напились! Пирогов наелись! А у Бабы Яги и крошки во рту не было с прошлого Рождества.

2 Ведущая. Здравствуй Б.Я. оставайся на нашем празднике, поиграй с нами.

Баба Яга: И мне погадайте! Я тоже счастья хочу!(Б.Я. кидает , а ловит Домовенок Кузя).

2 Ведущая: Вот и твой жених! Кто же это, проходи, гость дорогой, представься, пожалуйста!

Домовенок Кузя: С виду, может, неприметный, не велик росточком,

Сундучок в руках секретный, обувь – лапоточки,

Кличут домовенком Кузей, сплю за печкой, где тепло.

Да играю с кошкой Муськой, ночью, когда уже темно.

Здравствуйте, здравствуйте, публика почтенная!

Что за шум? Что за смех? Никакого покоя нет!

2 Ведущая: Посиделки здесь у нас, мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться, в пляске весело кружиться!

Встанем вместе мы в кружок

Будем мы катать комок.

У кого комок замрет,

Тот для нас плясать пойдет.

Раз- два, раз- два, начинается игра!

1 Ведущая: Домовенок Кузя, а что это у вас за сундучок секретный, золоченый? А ты гадать умеешь, научи и нас.

Проект

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.

Тип проекта: групповой, краткосрочный, познавательный.

По содержанию : ребёнок и семья, ребёнок и традиции русского народа.

По характеру участия ребенка : ребенок – участник общения

По характеру контактов: в контакте со сверстниками и с другими людьми

По количеству участников : коллективный

По продолжительности : краткосрочный

Планируемый результат: приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику, повышение познавательного интереса у детей к родной истории. Пополнить словарный запас. Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

Проект состоит из 3 этапов.

Этап 1. Постановка проблемы, цели, задач.

Постановка проблемы:

Проект поможет глубже и ярче приобщить детей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. Улучшаться взаимоотношения между взрослыми и детьми, детьми между собой в процессе выполнения коллективных работ.

- приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси;

- сформировать исследовательские способности в процессе изучения;
- укрепить здоровье, расширить двигательный опыт детей.

Дошкольникам нужно сообщать эти знания, тем самым развивать интерес к традиционной культуре России.

В соответствии с поставленной целью основные задачи проекта:

• Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

• Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

• Побуждать детей к совместной познавательной и творческой деятельности;

• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Ожидаемый результат :

• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

• Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.

Второй этап . Подготовительный этап.

Детям был показан календарь народных праздников, где видно, что на Руси начинаются святки. Возникает вопрос – что дети об этом знают? Где можно об этом узнать?

1. Составление тематического плана по реализации проекта.

2. Подбор материала по теме (иллюстраций, стихов, песен, рассказов о Рождестве).

4. Обогащение предметно-пространственной среды в группе.

5. Подбор дидактических игр по теме.

Основная часть. Реализация проекта.

Виды детской деятельности

Физическое развитие (здоровье)

Художественно-эстетическое развитие

Музыка А. Шидловской. Слова народные.

1. Как на улице мороз

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать!

2. Или тёпленький пирог,

Или маслице, творог,

Или денежки копьем,

Или рубль серебром.

Познавательно-речевое развитие

Коммуникация +чтение художественной литературы: Воробушек летит,
хвостиком вертит..; Коляда пришла , пирога принесла… (заучивание колядок).

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, воспитывать бережное отношение к русской культуре, развивать интерес к народному фольклору.

- провести беседу о рождественских праздниках, святочных гаданиях;

- пение песен и пляски.

Социально-личностное развитие

Взаимодействие с семьёй.

Консультации для родителей:

Обратиться к родителям. Попросить их рассказать детям, что взрослые знают об этом празднике.

Третий этап. Заключительный.

3. Создание практического материала для родителей: памятки, консультации.

Результат

Благодаря этому проекту дети получили новые знания, расширить кругозор и представления об окружающем мире. В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас, с помощью музыкально – эстетической деятельности у детей появилось чувство ритма, артистизм, они увидели и почувствовали красоту народной музыки.

При реализации деятельности по подготовке и проведению музыкальных праздников, развлечений, посиделок отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности.

Читайте также: