Проект в доу народная культура и традиции

Обновлено: 08.07.2024

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение мини-музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Тип проекта: творческий, информационный.

По составу участников: групповой.

По срокам реализации: долгосрочный.

Состав участников:

- воспитанники и их родители (законные представители)

Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа и народов Сибири; приобщение детей к музейной среде, понимание человеческого опыта в прошлом.

- создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность;

- воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину, бережное отношение к экспонатам мини-музея;

- повысить уровень знаний воспитателей;

- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа и народов Сибири.

Направление деятельности:

- пополнять фонды мини- музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;

- проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;

- осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;

- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.

Формы и методы работы:

праздники, развлечения, досуги.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

Изучается методическая литература, подбирается материал для будущего мини-музея, проводится его систематизация, определяется структура.

- Подбор информации, иллюстраций, детской литературы, предметов быта русской старины.

- Составление картотеки народных игр.

- Подбор праздничных народных костюмов.

- Составление картотеки пословиц, поговорок, потешек.

Чтение русских народных сказок и фольклорных произведений

Знакомство детей с устным народным творчеством.

2 этап – основной

Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.

Познакомить детей экспонатами группового мини-музея; рассказать об устройстве русской избы

Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством; показать, как разнообразны материалы для изделия народной игрушки; дать детям знания о том, что образы и узоры взяты человеком из природы, окружающего мира.

Познакомить детей с бытом и кухонной утварью людей на Руси.

Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта.

Познакомить детей с народными праздниками.Пополнить знания о зимующих и перелетных птицах.

Побудить чувство любви к родному краю.

Пробуждать творческое воображение; учить детей изображать элементы узора.

Познакомить детей с различными источниками освещения, начиная с далекого прошлого.

Знакомство детей с устным народным творчеством.

Познакомить детей с национальной русской одеждой.

Развивать умение различать и называть предметы быта, используемые в древности.

Познакомить детей с убранством жилища россиян, эстетикой быта; традиционными русскими празднествами; развивать словарь.

Приобщать детей к русским народным играм.

Знакомство с традициями и бытом разных народов Сибири

Познакомить детей с традициями и бытом разных народов Сибири.

3 этап — заключительный

- анализ результатов работы

- создание презентации из опыта работы над проектом

- передача опыта (районные методические объединения, смотры, конкурс в ДОУ).

Экспонаты музея:

- изделия из глины: крынки, кувшин;

- плетённые изделия: корзинки, короб, лукошко;

- деревянные изделия: ложки, лопатка, толкушка, сито, решето, мутовка, ступка;

- лучина, свечки, керосиновая лампа;

- прялки, веретена, шерстяные нитки, изделия из шерсти;

- кружевная скатерть, вышитые салфетки, полотенца;

- половики домотканые, вязаные коврики;

- сундук с сарафанами, рубахами и кокошниками;

В ходе данной работы воспитывается уважение и причастность к своему родному краю. С использованием мини- музея можно организовывать и проводить занятия, экскурсии, развлечения. Любое такое дело воспринимается детьми как увлекательное путешествие. Дети знакомятся с экспонатами через стихи, сказки, потешки, иллюстрации, рисуют по мотивам литературных произведений, придумывают и инсценируют сказки.

Большое внимание уделяется созданию условий для двигательной активности детей: разучиваются и проводятся русские народные игры. Благодаря комплексной работе создаются все условия для личностного развития каждого ребенка: стихи, сказки, участие в развлечениях, поделки собственными руками, совместная деятельность с родителями в рамках проекта — все это дает детям простор для активной творческой деятельности. В ходе такой работы ребенок реализовывает свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения. Расширяется простор и для творческой активности педагогов. Данная работа позволяет вовлечь родителей в совместный творческий процесс, сблизить их с детьми, раскрыть их творческий потенциал.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН проекта:

Тема занятия

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных

Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка

Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том , откуда берется шерсть (козья, овечья)

«Сею, сею, посеваю,

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке.

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенок блины.

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.

Знакомство с потешным фольклором - дразнилками, скороговорками.

Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.

Рассказать о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие.

1. не Матрешка не – не игрушка не на не все не времена. не Рассказать не детям не об не истории не возникновения не народной не игрушки, не показать не многообразие не техники не исполнения не рисунка. не Дать не возможность не детям не почувствовать не мастерами не – не расписать не силуэты не матрешек не по не образцам не и не замыслу.

2. не Хохломские не узоры. не Познакомить не детей не с не историей не народного не промысла, не его не легендами не и не преданиями. не Вызывать не яркие не эмоциональные не чувства не у не детей, не желание не самим не создавать не узор.

3. не Нитки. не Ткачество. не Продолжать не знакомить не детей не с не особенностями не труда не людей не в не деревне. не Расширять не знания не и не словарь не по не теме: не прялка, не веретено, не растягивать, не скручивать, не прясть.

4. не Городецкая не роспись. не Рассказать не о не городе не Городце не и не Городецкой не росписи. не Познакомить не с не пословицами не и не поговорками не о не мастерстве.

5. не Одежда не наших не предков. не Познакомить не детей не с не женскими не и не мужскими не русскими не народными не костюмами, не особенностями не их не изготовления не и не применения.

6. не Хлеб не – не всему не голова: не народные не предания не и не пословицы. не Воспитывать не у не детей не почтительное не отношение не к не хлебу не и не людям, не его не сотворившим. не Познакомить не с не народными не традициями, не связанными не с не хлебом, не и не посвященными не ему не пословицами.

7. не Дымковская не игрушка. не Познакомить не детей не с не народными не дымковскими не игрушками, не с не легендами не и не обрядами, не связанными не с не народным не промыслом, не воспитывать не эстетическое не отношение не к не предметам,

8. не Женские не головные не уборы. не Познакомить не детей не с не русскими не головными не уборами, не особенностями не их не изготовления не и не применения. не Развивать не художественный не вкус не и не творческое не воображение.

9. не Гжельские не узоры. не Познакомить не с не гжельскими не узорами, не учить не выделять не основные не средства не выразительности: не яркость, не нарядность, не цвет, не декоративность, не разнообразие не элементов не росписи.

10. не Сказания не и не поверья не русского не народа. не Познакомить не со не сказаниями не и не поверьями не русского не народа, не приобщать не к не духовному не наследию, не развивать не воображение не и не творчество не детей.

11. не Леший. не Дать не детям не представление не о не персонаже не русского не фольклора не – не лешем; не познакомит не со не сказкой не про не лешего, не учить не анализировать не ее не текст, не отвечать не на не вопросы.

12. не Масленица. не Продолжить не знакомство не с не народными не праздниками. не Разучить не с не детьми не песню-закличку.

13. не Сердце не матери не лучше не солнца не греет. не Этическая не беседа не о не маме не с не включением не народных не пословиц не и не поговорок.

14. не Русская не народная не кукла. не Познакомить не детей не с не многообразием не русской не народной не куклы, не ее не изготовлением не и не значением не в не жизни не людей.

15. не Жестовские не подносы. не Познакомить не с не деревней не Жестово не и не промыслом не – не изготовлением не и не характерной не росписью не подносов.

16. не Фольклор не – не народная не мудрость. не Познакомить не детей не с не русским не фольклором. не Познакомить не с не многообразием не его не форм.

17. не Русская не печь. не Познакомить не детей не с не главным не предметом не крестьянского не жилища не – не печью. не Рассказать не об не особом, не почтительном не отношении не народа не к не печи, не об не обрядах, не сопровождающих не жизнь не человека не от не рождения не до не последних не дней.

18. не Какой не бывает не фольклор? не Развивать не у не детей не образное не мышление не через не знакомство не с не народным не творчеством. не Продолжить не показывать не многообразие не форм не – не познакомить не с не докучными не сказками не и не словесными не народными не играми.

19. не Комплексное не занятие не «Русская не изба. не Посиделки”. не Познакомить не с не избой не – не жилищем не крестьянской не семьи, не с не предметами не старинного не русского не быта не (печь, не прялка, не посуда, не сундук не и не др.); не воспитывать не бережное не отношение не к не старинным не вещам, не народным не традициям, не обычаям не гостеприимства, не интерес не к не русскому не фольклору; не обогащать не словарь не народными не пословицами, не поговорками, не загадками; не учить не составлять не узор не на не разных не материалах не (бумага, не ткань), не красиво не располагать не его не элементы, не сочетать не цвета; не показать не бережное не отношение не наших не предков не к не природе.

20. не Богатыри не земли не русской. не Познакомить не детей не с не народными не представлениями не о не волшебной не силе не богатырей.

21. не Русский не самовар не и не чаепитие не на не Руси. не Познакомить не детей не с не устройством не самовара, не показать не роль не и не значение не чаепитие не для не русского не народа.

22. не Щи не да не каша не – не пища не наша. не Дать не представление не о не еде не наших не предков, не развивать не познавательный не интерес не детей, не учить не сравнивать, не делать не умозаключения не после не сравнения не с не кухней не современного не человека.

23. не Филимоновская не игрушка. не Познакомить не с не народным не промыслом, не с не характерными не особенностями не игрушек, не отличающих не их не от не всех не остальных не народных не игрушек.

Результатами проведенной работы являются:

Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.

Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

Знание истории русского народного костюма, творчества, быта.

Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Вид проекта: творческий, познавательный, игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 12.03.18 по 30.03.18)

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели. Родители воспитанников, законные представители ребенка.

Актуальность темы

Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.

Цель проекта: расширить представление детей о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством. Внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс.

Задачи проекта:

-познакомить с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек;

-воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение

и желание применять их в жизни, любовь к родному краю;

-знакомить с русскими народными играми, учить в них играть, используя заклички.

-продолжать знакомить с народным фольклором;

-привлечь родителей в совместную деятельность с детьми через проведение русских народных подвижных игр;

-способствовать проявлению фантазии и творчества участников проекта.

Предполагаемый результат: использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок; умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки; знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства; бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества; научились видеть на предметах народного искусства вариативность элементов, сочетание цветов и разнообразие композиции.

Продукт проектной деятельности:

ВложениеРазмер
proekt_narodnoe_tvorchestvo_6_gr.docx 911.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37 Калининского района Санкт-Петербурга

C:\Users\Администратор\Desktop\191268.jpg

Подготовила: воспитатель Кондрашова Е.А

Вид проекта : творческий, познавательный, игровой.

Продолжительность проекта : краткосрочный (с 12.03.18 по 30.03.18)

Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели. Родители воспитанников, законные представители ребенка.

Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.

Цель проекта : расширить представление детей о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством. Внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс.

-познакомить с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек;

-воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение

и желание применять их в жизни, любовь к родному краю;

-знакомить с русскими народными играми, учить в них играть, используя заклички.

-продолжать знакомить с народным фольклором;

-привлечь родителей в совместную деятельность с детьми через проведение русских народных подвижных игр;

-способствовать проявлению фантазии и творчества участников проекта.

Предполагаемый результат : использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок; у меют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки; знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства; бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества; научились видеть на предметах народного искусства вариативность элементов, сочетание цветов и разнообразие композиции.

Продукт проектной деятельности :

I этап : Информационно – технологический .

1. Изучение методической литературы.

2. Постановка цели, задач.

3 .Выбор форм работы с родителями.

4. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

5. Определение и формулировка ожидаемых результатов.

II этап – подготовительный.

1. Подбор пособий для работы с детьми.

2. Подбор художественной литературы, наглядного материала.

3. Изготовление дидактических игр.

Задания для родителей:

- Подготовка материалов для мини-музея

- Изготовление шаблонов и раскрасок по теме

III этап – практический .

3. Чтение художественной литературы, беседы по теме, заучивание стихотворений, потешек.

5. Экспериментирование с красками.

6. Художественно-творческая деятельность по теме ( рисование, лепка, аппликация)

IV этап - заключительный

(Определение результата практической деятельности с детьми)

Системная паутинка проекта












Тематический план работы с детьми

Чтение художественной литературы

Слушание произведения: русская народная песня в обработке

Р. Рустамова «Пойду ль я,

Работа с родителями

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобная совместная деятельность, игры и продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста, способствуя развитию фантазии, воображения, образного мышления. Использование образов народного искусства в организованной деятельности и в повседневной жизни, способствуют воспитанию детей духовно богатых, умеющих любить и ценить то, что признано народом.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

.Проект предполагает творческий поиск, расширяет кругозор детей, развивает речь детей, развивает исследовательские навыки детей. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни.

Цель образовательного процесса была достигнута при использовании всех групп методов и объединение различных видов деятельности, интегрируясь, т.е. способов достижения цели, наглядных, словесных, практических, игровых, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны.

Консультация для родителей

Сказка научит ребенка:

-пересказывать близко к тексту;

- обогатит словарь образными выражениями;

-научит интонационной выразительности (восклицательная, вопросительная интонация, сила голоса, темп речи);

- научит оценивать поступки героев их взаимоотношения;

- разовьет фантазию малыша, его творческое воображение.

Расскажите сказку "Теремок" (любая другая по Вашему желанию) Покажите детям героев сказки и скажите её название. Спросите героев, какой сказки они видят? Предложите рассказать сказку с использованием персонажей.

После показа сказки задайте вопросы: Как называлась сказка? Какими словами начинается сказка? Кто первый пришел к теремку? Кто еще жил в теремке? Чем заканчивается сказка? Каким голосом говорит мышка, лягушка и др. персонажи. Какими словами называют в сказке зайчика (зайчик - побегайчик) мышку и др.

В конце беседы спросите, кто нравится вашему малышу в сказке, а кто нет? Почему?

Для развития фантазии и воображения предложите придумать свою сказку или новый вариант окончания сказки, побуждайте малыша самостоятельно говорить, пересказывать.

Поиграйте вместе с детьми!

Ребенок выбирает героев сказки, но не называет его, а изображает мимикой, жестами, движением. Взрослый отгадывает и хвалит за старание и оригинальность.

Предложите ребенку стать сказочником и придумать свою историю с героями сказки.

Взрослый показывает героев сказки, а ребенок придумывает слова- еду, которую любит животное. Например: зайчик любит морковку, она сладкая, хрустящая, сочная и т. д.


Консультация для родителей


"Знакомьте малышей с народным фольклором"

Консультация для родителей по народно-прикладному искусству

Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству (Н. А. Ветлугина).

Эстетическое воспитание детей – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Решение вопросов эстетического воспитания лишь на занятиях по изобразительной деятельности только лишь в детском саду не приведёт к желаемым результатам. Поэтому родителям необходимо стараться учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством воображения.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

http://pandia.ru/text/79/535/images/image002_116.jpg

Начиная приобщать детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка.

Дымковская игрушка - это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.

Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками.

• Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.

http://pandia.ru/text/79/535/images/image005_51.jpg

• Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

• Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.

• Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

• Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

• Особое внимание стоит уделить обучению детей вертикальному движению кисти.

• Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Продолжительность проекта : среднесрочный c 10 по 21 февраля;

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Основание для разработки проекта:

Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играми,устным народным творчеством.

Актуальность проекта : обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Гипотеза проекта : если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с народными промыслами;

- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- Развивать навыки художественного творчества детей.

Предполагаемый результат :

-Расширение представлений детей об окружающем мире.

-Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.

-Знание правил народных игр, умение в них играть

- У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.

- Дошкольники знают названия различных промыслов.

- Дошкольники знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.

- Родители приняли активное участие в реализации проекта.

Основные этапы:

1 этап- подготовительный:

• Подбор наглядно-дидактического и наглядно-демонстрационного материалов; (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

2 этап-основной:

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

• Работа с родителями

Создание предметно-развивающей среды

Внести и пополнить игровые зоны предметами русского быта, предметами прикладного творчества; в изо уголок трафареты и иллюстрации народных промыслов;

в книжный уголок книги о народных промыслах и произведения народов России.

Образовательная деятельность

-роспись дымковских игрушек,

-Хохлома ( Украшение посуды).

Самостоятельное художественное творчество:

Украшение плоскостного изображения матрёшек,посуды, игрушек.

Физическое развитие:

Русские народные подвижные игры и игры- забавы:

-знакомство с русскими - народными произведениями.

Чтение художественной литературы

Сюжетно-ролевые игры:

Дидактические игры:

Набор игрушек кукольного, плоскостного ,пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок и потешек.(драматизация русских народных сказок).

Работа с родителями

3 этап- заключительный:

Выставка творческих детских работ.

Анализ проведённой работы:

Дети стали интересоваться русским народным фольклором, с удовольствием выучили потешки, заклички; обогатили свой словарь поговорками и пословицами, выучили названия некоторой старинной одежды, посуды; слушают и рассказывают сами волшебные народные сказки ;в свободное время и в окружающем их пространстве узнают и называют декоративную роспись.

5. Занятия с детьми 3-7 лет Народная культура и традиции. Косарева В. Н. Учитель 2014 ФГТ в ДОУ: от теории к практике. Организованная образовательная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

3-х недельный проект поможет дошкольникам систематизировать знания о наиболее известных промыслах народного декоративно - прикладного искусства России, любимых народных праздниках; разучить малые формы произведений народного искусства (стихи, частушки, заклички, пестушки, прибаутки, сказки); развить творческие способности детей в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде; вовлечь родителей в процесс осуществления задач проекта.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78, к.2

в подготовительной группе

Воспитатель: Баган Л.Н.

Тюмень, 2017 г.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель

Тип проекта: познавательный

Вид: групповой, исследовательско - творческий

Актуальность: дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И, именно, с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!

Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.

Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.

Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Дымке). Совершенствовать приёмы лепки игрушек из глины, по мотивам народных промыслов.

Закреплять навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.

Формировать общие представления о народностях, живущих на территориях Тюменского края. Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором, народными промыслами.

Ассоциативный ряд проекта (основные понятия, которыми ребенок должен овладеть в ходе проекта)

Русские народные сказки, русские народные игры, русский народный костюм, русский народный танец; декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, устное народное творчество, деревенский быт; Семёновские матрёшки, Гжельская посуда, Дымковские и Филимоновские игрушки, Жостовские подносы.

Словарный ряд проекта

(какими словами обогатится речь ребенка в ходе проекта)

Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка; песенки, прибаутки, сказки, былины; глина, дерево, керамика; Городец, Дымка, Хохлома, Гжель, Жостово.

Итоговая презентация проекта: продукт про-екта.

Выход продукта (коллаж, альбом, книга, памятка, выставка и т.д.)

Создание библиотеки произведений устного народного творчества: детские песенки, прибаутки, пестушки, сказки, былины.

Выставка детского творчества по теме проекта.

Работа с семьями воспитанников

Привлечь родителей к участию в конкурсе

Примерное содержание образовательных областей проекта

Физическое развитие

Физическая культура

П/игра на внимание.

Трениров-ка: игры-упражне-ния с физкуль-турным оборудова-нием (тон-нель, гантели, мешочки для мета-ния и др.)

Речевое развитие

«Чтение и пересказ русской

«Разучите с детьми сти-хи, посло-вицы, пого-ворки, загадки о сказочных героях, предметах народного промысла.

Чтение художественной лит-ры

Познавательное развитие

Составление и решение задач со счётным материалом

(матрёшки, лошадки петушки).

Ориентиров-ка на листе бумаги в клетку: графический диктант: матрёшки, лошадки, петушки.

Игры на ориентировку в про-странстве:

Предложить родителям картотеку народных

Формирование целостной

картины мира

Познакомить детей с ору-диями труда, используемыми в древней Руси (плуг, мотыга, соха, вилы)

Рассматрива-ние и беседы по иллюст-рациям с изображе-ниием былинных богатырей.

Познавательно-исследова-тельская и продуктивная конструктивная деятельность

Конструиро-вание из строительного материала домика для матрёшек.

Изготовление макета домика из бумаги и картона для игр с самодель-ными куклами.

Изготовле-ние пред-метов мебели из бумаги и картона для насто-льных игр с куклами.

Изготовле-ние игрушки из природ-ного мате-риала для игры в детском саду.

Социально-коммуниктивное развитие

Рассматривание иллюстраций с изображением народных костюмов жителей России.

(изготовле-ние шляпы своими руками)

Художественно- эстетическое развитие

Художественное творчество

Рисование/аппликация

Рисование на тему: «Роспись разделоч-ной доски элементами городец-

Вырезыва-ние и раскраши-вание силуэтов животных дымковс-ким узором.

Изготовле-ние книжек –малышек на тему:

Лепка/ художественный труд

Лепка из глины на тему: «Подстав

Изготовле-ние подар-ков для сотрудни-ков д/сада.

Роспись глиняных игрушек (петушок, кавалер, барыня) элементами дымковского узора.

Роспись подставки под пасхаль-ное яйцо элементами гжельского узора.

Раскраши-вание трафаре-тов посуды элемента-ми гжель-ского,

городецко-го, хохломского узоров.

Приобщение к искусству

Рассмат-ривание иллюст-раций к народным сказкам.

Приглаше-ние на выставку изделий народного декоративно -прикладного искусства детей старшей группы.

игра на музыкаль-ных инструмен-тах.

вопросы, которые можно задавать

детям в разное время.

Какая у нас тема?

Какие задания мы с вами решили выполнить?

Что еще можно сделать (предло-жить, спла-нировать)?

Что мы уже успели сделать (узнать), чему научились?

Чем бы ты хотел заняться сегодня?

Какие у вас есть предло-жения?

Что тебе нужно для того, чтобы выполнить этот план?

Какие материалы тебе понадобятся?

Результат:

У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.

Дошкольники знают названия различных промыслов.

Дошкольники знают особенности, характерные для каждого вида росписи (материал, основные цвета, элементы узоров), умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму, элементы узора для выполнения своей работы.

Родители были заинтересованы темой, получили новую полезную информацию, охотно принимали участие в проекте.

Список использованной литературы.

3. Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.

8. Н. В. Краснощёкова. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.

9.О.А. Скоролупова. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством.

10. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования




В музее. Деревенская изба.



Роспись пасхального яйца на подставке

гжельским узором.


Роспись петушка дымковским узором - пасхальный подарок.




Библиотека произведений устного народного творчества: детские песенки, прибаутки, пестушки, сказки, былины.


Читайте также: