Проект в доу игрушки из русской избушки

Обновлено: 08.07.2024

Одной из основных задач воспитания ребенка — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию ; уважение к своей нации , понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа.

И воспитатель, первый после мамы педагог, который встречается малышам на их жизненном пути, в своей работе использует различные направления на активное приобретения детьми культурного богатства русского народа.

Наш проект реализовал поставленные цели и задачи. Много теплых слов об этом проекте было сказано родителями. Надо отметить, что дети много узнали интересного о народных промыслах , накопили опыт игр с игрушками, сделанными своими руками , использовали их в самостоятельной деятельности, стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями.

5. Экскурсия в музей «Русская

9. Продуктивная деятельность:

11. Продуктивная деятельность:

Анализ результатов проекта.

(2-ая младшая группа)

Руководитель проекта: Парамонова Н. А.

Тип проекта – познавательно-исследовательский.

По предметно-содержательной области – художественно-эстетическое развитие.

По продолжительности – долгосрочный (8 месяцев).

По количеству участников – групповой.

Участники проекта: Дети, воспитатель, родители.

Цель: Духовно-нравственное воспитание и приобщение детей к истокам народного искусства и быта через игрушки, потешки, песенки.

  • Познакомить детей с игрушками, играми-забавами, в которые играли дети раньше.
  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам и уважение к труду мастеров.
  • Закрепить знания о материалах, из которых изготавливались игрушки: ткань, солома, дерево, глина.
  • Обогатить словарь детей: народная игрушка, соломенная, кукла- пеленашка, кукла-мотанка, кукла-оберег, гончар, роспись, узор, богородская, дымковская, игрушки и т. д.
  • Привлечь родителей к участию в проекте через знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблеме сохранения культурного наследия. Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость эстетического воспитания дошкольников через восприятие народно-прикладного искусства. И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста, с детского сада.

эффективная работа МДОУ по формированию основ эстетического развития детей требует грамотного подхода в этом направлении. Надо тренировать в детях наблюдательность, внимательность, сочувствие, сопереживание.

Важно формировать у детей потребность в самостоятельном познании окружающего мира где встречаются уникальные экспонаты с глубоким прошлым.

Необходимо сочетать ознакомление детей с яркими объектами и творческой и игровой деятельностью.

Таким образом, с помощью регионального компонента можно грамотно использовать народных кукол в эстетическом развитии детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Паспорт проекта

Славилась Россия чудо-мастерами

Дерево и глину в сказку превращали

Красками и кистью красоту творили

Своему искусству молодых учили

Актуальность

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки . У детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют .

Цель проекта

Развитие нравственно – патриотических чувств ребенка в процессе приобщения к народно – прикладному искусству.

Задачи проекта

Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

Образовательные: формировать эстетическое отношение к предметам искусства, учить видеть их красоту, самобытность.

Развивающие: способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Обогащать словарный запас детей, знакомить с новыми словами и их значениями.

Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

Тип проекта – информационно-практико-ориентированный.

По продолжительности –краткосрочный.

Участники проекта : дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели, родители.

По составу – групповой.

Предполагаемый результат

- приобретение и обогащение знаний о русском народном прикладном творчестве и о народной игрушке;

- повышение интереса детей и родителей к русскому народному творчеству; создание творческого продукта (народной игрушки);

- пополнение и обновление предметно-развивающей среды по духовно-нравственному воспитанию;

- повышение компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию;

- родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность.

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

-Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта , прогнозирование результата.

-Создание необходимых условий для реализации проекта

2 этап - основной (практический)

-Внедрение в воспитательно – образовательный процесс приемов и методов на расширение знаний детей о народной игрушке

Познавательное развитие (ФЦКМ) :

Считалки, потешки, заклички, скороговорки, частушки.

Художественно – эстетическое развитие :

Роспись силуэтов дымковских игрушек , рисование матрешек

Чтение художественной литературы :

Стихи : И. Кадухина, Т. Маврина, В. Фофанов, Л. Дьякова.

Коммуникация, беседы с детьми на тему :

Составление описательного рассказа о народной игрушке .

Работа с родителями :

3 этап – заключительный

Предполагаемые итоги реализации проекта :

-Знание разнообразных видов народных игрушек , содержания игр с ними

-Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой

-Устойчивое желание играть с народной игрушкой

- Знание народно-прикладных промыслов (гжель, хохлома, дымка)

Результаты реализации проекта :

Проект реализовал поставленные цель и задачи. Дети приобрели и обогатили знания о русском народном прикладном творчестве и о народной игрушке, повысился интерес детей и родителей к русскому народному творчеству, пополнилась и обновилась предметно-развивающая среда по духовно-нравственному воспитанию, повысилась компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию.

Но это все сухие данные. А сейчас мне хочется рассказать, с чего же все началось.

Сходили в музей, прикоснулись к старинному быту

Узнали, как жили и чем пользовались в быту их прапрабабушки и прапрадедушки

Девочки примерили на себе долю русских женщин….

Рассматривали изделия прикладного искусства гжель, дымка, хохлома.

Беседовали из чего делали изделия и игрушки, почему такое название, как использовали в быту. Составляли описательные рассказы о народных игрушках, по теме проекта учили потешки, заклички, частушки.

На продуктивных видах деятельности делали Дымковскую барышню из бумаги

Расписывали тарелки хохломским узором

Ос ваивали тонкость гжели

Родители не отставали. Дома делали с детьми народные игрушки и приносили к нам в группу

Мы осветили свою работу в районной областной газете.

Конечно, при всем изобилии игрушек на прилавках магазинов, современный ребенок вряд ли на долго увлечется игрой с народной игрушкой, но это и не обязательно. Главное, что с помощью таких проектов можно грамотно участвовать в патриотическом и эстетическом развитии детей, тем более, что 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия. Всем творческих успехов.

Спасибо за внимание

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект занятия в подготовительной группе

Подготовила воспитатель

Старовойтова Е.А.

Народные куклы делились на три группы:
• Куклы-обереги;
• Обрядовые куклы;
• Игровые куклы.

Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

"Десятиручка"
Многорукую куклу "Десятиручку" дарили на свадьбу, затем помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.

Педагог: А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста в круг, повторяйте за мной слова и движения:

Физкультурная гимнастика
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками)
Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)
На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (показать любое движение) .

III. Итог
Педагог: Ребята где мы с вами побывали, про какие народные промыслы говорили? Что больше всего понравилось?
Педагог: Что мы сделали, ребята? Для чего? С какими куклами мы сегодня познакомились? Когда возникли первые игрушки?
Дети: В глубокой древности.
Педагог: Из чего их делали?
Дети: Делали их из соломы, ткани, нитей, крупы, лечебных трав.
Педагог: Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо?
Дети: Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг.
Педагог: Названия каких кукол вы запомнили?
Дети: Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать?
Дети: «Колокольчик
Педагог: Для чего она служила, какое было её назначение?
Дети: Она приносит в дом радость и веселье
Педагог: Какие красивые у вас получились куклы. Эти куколки будут вашими оберегами. Вы можете рассказывать им свои секреты и самые заветные желания. Подойдите все ко мне. Загадайте желания и тихонечко скажите своим игрушкам. А теперь, чтобы наши желания исполнились, нужно сказать волшебные слова:
Оберег нас охраняй.
Жить счастливо помогай! Дети повторяют хором.
Вот и подошло к концу наше занятие. Вы сегодня славно потрудились, узнали много нового.

1.Познакомить детей с историей народной игрушки, с народными промыслами, раскрыть детям суть народной игрушки, закрепить в их сознании связь между игрушкой и бытом своего народа.

2.Активизировать речь, обогащать словарь и коммуникативные навыки.

3.Развивать декоративное-прикладное творчество детей, чувство прекрасного, побуждать желание создавать красоту своими руками.

4.Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотические чувства.

5.Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной творческой деятельности с детьми.

Актуальность

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. К сожалению, не знание наших детей своей истории и традиций, жизни наших предков, не позволяет в полной мере учить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям.

Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

Как здорово, что наши предки предлагали своим детям игрушки, с помощью которых они готовились к взрослой жизни. Мальчики скакали на игрушечных лошадках и представляли себя взрослыми мужчинами, мужественными и ответственными. Девочки с юных лет примеряли на себя роль матери – куклу можно было покачать, спеть ей колыбельную песню, покормить, а можно и рассказать сказку. А обереговые куклы, которые передавались от матери к дочери! Этому нужно учиться и нам, перенимая опыт у наших предков, - готовить детей к будущей взрослой жизни через приобщение к народной игрушке.

Ожидаемые результаты:

- приобретение и обогащение знаний о русском народном прикладном творчестве и о народной игрушке;

- повышение интереса детей и родителей к русскому народному творчеству; создание творческого продукта (народной игрушки);

- пополнение и обновление предметно-развивающей среды по духовно-нравственному воспитанию;

- повышение компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию;

- родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность.

Мероприятия по реализации проекта

Этапы реализации проекта

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.

Педагоги, родители воспитанников

1.Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.

2.Беседы о народных игрушках, истории возникновения.

3. Помощь детям в поиске информации.

Педагоги, родители, воспитанники

3. Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала.

12. Экскурсия в Музей предметов русской старины

Педагоги, родители, воспитанники

Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставки совместных работ, фото выставки и фотоколлажей по теме проекта.

Проведение итогового мероприятия – оформление прогулочного участка группы по теме проекта, постройка снежных фигур.

Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагоги, родители, воспитанники

Результативность проекта

По результатам проекта у детей расширились представления о русских народных промыслах: Хохломе, Дымково, Гжели, народной игрушке, научились различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для игрушек различных промыслов.

Повысилась компетентность педагогов: расширились знания в краеведческом направлении, созданы дидактические пособия, картотеки игр по духовно-нравственному воспитанию.

Родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность, были оформлены выставки совместных работ, фотоколлажи по теме проекта; прогулочный участок оформлен в стиле народных промыслов. Силами родителей пополнен экспонатами Музей предметов русской старины детского сада.

Совместная детско-взрослая деятельность










Детские работы




Видеозапись фрагмента образовательной деятельности

Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.

Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).

Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!

Читайте также: