Преступление и наказание в каком классе проходят в школе

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методические рекомендации к изучению романа Ф.М.Достоевского

Учитель русского языка и литературы

Смирнова Евгения Алексеевна

По изучению романа Достоевского написано много методических работ, статей, рекомендаций. Но до сих пор проблему, как научить школьников правильно читать произведения Достоевского, считать решённой нельзя.

Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он вам? Сравните с произведениями писателей, уже изученных вами?

На чьей стороне симпатии Достоевского в романе?

В чём причина преступления Раскольникова?

На какие вопросы вам интересно было бы получить ответ?

Про кого из героев романа можете сказать, что он вам понравился?

Для меня Достоевский нов тем, что в творчестве его много тяжёлого, жизнь всех героев проходит в какой-то темноте…

По сравнению с другими писателями Достоевский открыл мне самую мрачную сторону жизни. Я читала у других писателей о бедности, о забитых, униженных людях. Но чтобы так – никогода! Впервые я увидела такой ужасающий мир нищеты, такие безмерные страдания людей.

Роман потрясает! Какая страшная, дикая, нищая жизнь. И ужаснее всего – безвыходная! Люди мечутся в этой безотрадной жизни, задыхаются! Я впервые прочитал роман в таком духе.

Учащиеся выделили и такую особенность таланта Достоевского, как страстность его художественного слова, особую силу воздействия на мысли и чувства читателя:

У этого романа есть одна особенность. Автор заставляет независимо от вашего желания участвовать в жизни героев. Ему удаётся как –то особенно сильно привлечь внимание к героям и заставить думать.Он умеет так описать картину, что невозможно остаться равнодушной.

Учащиеся отметили силу и глубину проникновения Достоевского во внутренний мир человека:

В отличие от других писателей Достоевский уделяет большое внимание описанию внутреннего мира героев, их чувств, переживаний. Делает это с необыкновенной глубиной.

Обратили внимание и на своеобразие героя Достоевского:

В героях Достоевского перепуталось всё: плохое и хорошее, так что неизвестно, что преобладает. Достоевский впервые так показал душу человека. Невольно задумываешься о сложности и противоречивости человеческой натуры. Таких романов я ещё не читал. Достоевского очень трудно понять. Если при изучении других писателей всё было ясно: где хорошо, где плохо, где добро, где зло, то сейчас всё перепуталось. Разделить героев на положительных и отрицательных невозможно.

Учитывая не только своеобразие идейно-художественной структуры романа, но и особенности её восприятия учащимися, можно выстроить следующую систему уроков.

Так первый урок, сосредоточивая мысль учащихся на идеологической сущности романа, подводит к пониманию конфликта между личностью и обществом, даёт ключ к правильному пониманию своеобразия художественного мастерства писателя.

Он должен ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова, заложить основу для своеобразия героя Достоевского. В классе анализируются следующие эпизоды.

Внутренние монологи, поступки Раскольникова, когда он сталкивается с миром униженных и оскорблённых, вглядывается в окружающую жизнь (часть 1, глава 2 – монолог Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; часть 1, глава 4 – после чтения письма матери, встреча с девочкой на бульваре). Читая эти страницы, учащиеся уясняют, что в душе героя борются две крайности: с одной стороны, чуткость, отзывчивость, боль за человека, очень острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире; с другой – холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость. Постичь глубокий смысл внутренних монологов самостоятельно, без помощи учителя десятиклассники не смогут. Но зато интеллектуальная напряжённость героя потребует и от них максимального напряжения мыслительной деятельности и вызове естественное желание добраться до истины.

Как правило, ученики не улавливают авторского голоса. Проникнуть в круг средств, с помощью которых выражается активная авторская позиция, поможет задание проследить за авторскими ремарками, рисующими состояние Раскольникова и наблюдения Сонечки Мармеладовой за его поведением, когда он говорит о мотивах, толкнувших его на убийство.

Более подробно я остановилась на первых четырёх уроках потому, что эти уроки вводят учащихся в мир Достоевского, в философскую сердцевину романа, дают ключ к правильному его прочтению. От проникновения учеников в образную логику произведения на этих уроках будет зависеть успех работы над романом в целом. Теперь проследим кратко логику освещения материала на последующих уроках.

Избежав изолированности в анализе образов, мы сосредоточим мысль учащихся на художественных сцеплениях, которые уточняют, углубляют основную проблему, идею Раскольникова. Споры о путях её решения, круг проблем, обсуждаемых героями романа, вовлекают учеников в размышления над острыми, нравственными, социальными, философскими проблемами.

На пятом уроке в центре внимания окажется осмысление следующих вопросов:

Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории. Согласны ли вы с ним?

В чём смысл сопоставления образа Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

К седьмому уроку учащиеся перечитывают эпизоды: первый день Раскольникова после убийства старухи и Лизаветы; странности в поведении героя, когда он после болезни вышел на улицу; разговор Раскольникова с матерью и Дуней.

Последние уроки сосредоточат внимание учеников на сложности и противоречивости Достоевского в решении проблем, поставленных в романе. Обсуждаются вопросы: Какие противоречия в решении философской проблемы человек и общество в романе Достоевского вы обнаружили? Сравните мысли Достоевского с идеями Чернышевского в решении острого в конце 60-х годов XIX века вопроса что делать?

Анализ рассуждений Раскольникова о своей невиновности, эпизода третьей встречи Раскольникова с Порфирием, сцены суда помогают понять сложное, противоречивое отношение Достоевского к бунту героя, уяснить авторскую мысль о том, что вина героя не может измеряться законами мира, в котором он живёт, и не судить его людям, которые стоят на страже этих законов, что в своём бунте герой преступен перед другими законами – законами человечности.

: В 10 классе на уроках литературы школьники изучают русскую литературу 19 и 20 века, но уже под новым углом зрения. Рассматриваются общие черты литературы этого времени. Подробно рассматриваются некоторые темы присутствующие в лирике поэтов и писателей того времени. Целостность русской литературы, человек и история в русской литературе, тема народа и интеллигенции, герой времени, любовь, тема Родины, тема судьбы и другие.
Рассматриваются и анализируются произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, С. Есенина, М. Шолохова, В. Шаламова, Б. Пастернака, Н. В. Гоголя, И. С, Тургенева, А. П, Чехова, А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, М. Ю. Лермонтова, А. А, Фета, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина, А. И. Куприна, А. П. Чехова, А. И. Солженицына, Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, М. Булгакова, В. Маяковского, В. С. Высоцкого, М. Горького и ряда других, для обязательного прочтения.

Анализу романа" Преступление и наказание" - Ф. М. Достоевского в программе обучения определено 10 учебных часов.

Прошу не путать с вопросами о конкретных произведениях Достоевского Ф. М. "Преступление и наказание", "Идиот".

В данном случае - общий вопрос, когда проходят произведения Федора Михайловича вообще в школе, а не в частности.

В каком классе проходят Достоевского "Бесы"?

В каком классе проходят Достоевского "Белые ночи"?

В каком классе изучают Достоевского "Белые ночи"?

В каком классе проходят Достоевского?

В каком классе изучают Достоевского?

Без изучения произведений Ф. М. Достоевского трудно представить себе современные школьные программы. Но так было не всегда. На протяжении ХХ века изучение творчества этого писателя то вводилось в программы, то исключалось, то снова вводилось.

Официальное марксистско-ленинско­ е литературоведение советской эпохи довольно прохладно относилось к Достоевскому и его произведениям, так как они не вписывались в его жёсткие рамки. Но как бы там ни было, а статья о творчестве писателя впервые появилась в учебнике литературы для школьников в 1935 году (это, кстати, был 1-й школьный советский учебник литературы). Что было в этой статье, мне неведомо: не пришлось даже листать – не то что читать этот учебник. Предполагаю – общий обзор творчества, краткий, конечно. А до года 1935 не редки были случаи абсолютного отрицания значимости творческого наследия писателя.

Фёдора Михайловича исключили из списка изучаемых в школе писателей во 2-м школьном учебнике литературы Страны Советов, издававшемся незадолго до начала Второй мировой и Великой Отечественной войн, в 1938–1940 годах. Мало того, почти на пару десятилетий Достоевский не только исчез из школьных программ, но и в вузах перестали изучать его творчество.

Реабилитация писателя и его творчества произошла без малого через 20 лет, в начале 2-й половин 50-х годов и не без влияния его огромной популярности среди западно-европейских и американских (США) читателей. Вот тогда-то творчество Фёдора Михайловича и было возвращено в программы и учебники для вузов и школ.

xjKos1j5CARFLsNwVyO2DMgZaeM0ORw.jpg


LpxxNSdzX4uDPGRK7nY5S05Uz2jkbxa.jpg


Сейчас у нас много альтернативных учебников и, соответственно, программ по литературе.

В других список изучаемых произведений Достоевского расширен:


Таким образом, в лучшем случае наши школьники текстуально изучают такие произведения Достоевского:

При этом из обзорной статьи учебника литературы за 10-й класс школьники знают, что у писателя есть романы:

В худшем случае предполагается текстуальное изучение только двух произведений:

06Xj6GYdL5GuHY1pu3PntgZnWelqh1u.jpg

Достоевский-Преступление-и-наказание

Достоевский-Преступление-и-наказание

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Текст: Ольга Разумихина

Как всё начиналось

Одним нестерпимо жарким летним днём (литературоведы установили, что это было 7 июля 1865 года) молодой человек по имени Родион Раскольников боязливо выходит из дому, чтобы не столкнуться с хозяйкой, которая сдаёт ему комнату и которой он давно задолжал, и направляется к процентщице Алёне Ивановне — женщине лет шестидесяти, которая устроила у себя нечто вроде ломбарда. Вот только денег за ценные вещи она даёт несусветно мало, а если уж отдал ей перстень или подвеску — можешь с ними попрощаться.

Раскольников это понимает, но он уже второй день ничего не ел, поэтому, ещё не выкупив кольцо, которое ему подарила сестра Дуня, закладывает часы покойного отца и просит за них четыре рубля, но получает только полтора.

Для сравнения, жалованье наёмных служащих, например приказчиков на железнодорожных станциях, составляло порядка 25 рублей в месяц; аренда комнаты обходилась не менее чем в 20 копеек в сутки, десяток яиц — в 10 копеек. Выходит, отцовские часы обеспечили Раскольникову дай бог если неделю сносного существования. И, конечно, Родион мог даже не мечтать о том, чтобы отдать долги квартирной хозяйке.

Вопреки всем законам такого жанра, как детектив, с момента убийства сюжет Ф. М. Достоевского только начинается. Писатель не ставит первостепенной задачей заинтриговать читателя: он сразу показывает, кто и почему совершил злодеяние. С этого момента начинается тяжелейший путь Раскольникова к раскаянию, очищению и спасению своей души (не будем забывать, что Достоевский — писатель, для которого особенно важны христианские идеи).

История создания

Герои-теоретики

Теория настолько захватывает несчастного Раскольникова, что он даже оформляет её в статью и посылает в журнал. Именно эту публикацию впоследствии отыскивает следователь Порфирий Петрович — и убеждается, что двойное убийство — дело рук Родиона. Однако слуга закона не спешит арестовывать бывшего студента: он убеждён, что молодой человек раскается и сам придёт в участок с повинной. Благодаря Соне Мармеладовой, которая живёт вовсе не по теории, а по закону Любви, который заповедовал Иисус Христос, так и происходит. Не случайно Соня читает Раскольникову евангельскую притчу о Лазаре, который был воскрешён Спасителем. Девушка убеждена, что каждый человек может духовно переродиться, какое бы страшное преступление он ни совершил.

А вот Разумихин, добродушный, трудолюбивый и жизнерадостный, хотя и слишком импульсивный приятель Раскольникова по университету, для которого важны не теории, а душевное общение с близкими, обретает счастье с Дуней. Он не отказывается от неё даже после того, как узнаёт о преступлении Раскольникова, — напротив, он планирует поселиться с новообретённой супругой в Сибири, чтобы иметь возможность помогать осуждённому Родиону. Туда же перебирается и Соня Мармеладова, и не случайно роман заканчивается эпизодом, в котором Раскольников стоит перед девушкой на коленях: он преклоняется любви к человечеству, её большому и чистому сердцу.

Символы и детали в произведении

Использованные источники

Литература в школе. Кто-то вспоминает ее с теплотой на сердце и улыбкой на лице, а кто-то с содроганием. Для кого-то уроки литературы в школе - это первая любовь к книгам, с годами только возрастающая. А для кого-то - настоящее мучение.

Почему так происходит, что вместо того, чтобы наслаждаться уроками литературы, обсуждать и открывать для себя что-то новое, мы погружаемся в скучный мир, который отталкивает. Нам навязывают определенные смыслы и запрещают воспринимать героев по-своему. Но это еще не все. Школьная программа предполагает такое колоссальное количество книг, которые школьник не только не успевает понять, но даже прочитать.

Предлагаю вам поразмышлять на эту тему и в комментариях предложить свой топ-5, топ-10 или даже топ-20 книг, которым не место в школьной программе. А пока давайте ознакомимся с моим списком.

5. Александр Грибоедов "Горе от ума"

Александр Грибоедов - талантливейший поэт. Однако, современным детям крайне сложно воспринимать его тексты. Вспоминаю, как в школе мы проходили "Горе от ума". Читали - единицы, а поняли - еще меньше. Мне кажется, что произведение Грибоедова не подходит для школьной программы. Его должны читать взрослые люди, которые имеют большой жизненный опыт и умеют делать собственные выводы.

4. Иван Гончаров "Обломов"

Безусловно, школьная программа должна охватить всех главных писателей и поэтов, их творчество и веяние эпохи. Но какой будет смысл, если дети никогда даже не заглянут в книгу Гончарова или прочитают ее в сокращении. Это в лучшем случае.

"Обломов" Ивана Гончарова - сложная книга, которую осилит не каждый взрослый. Она отражает свою эпоху, является "знамением времени", но читать ее детям совершенно скучно.

3. Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

Я преклоняюсь перед талантом Федора Михайловича Достоевского, он мой самый любимый русский писатель. Он был талантливейшим человеком, настоящим философом. Кажется, никто не мог смотреть и видеть то, что видел Достоевский.

Однако, я все чаще встречаю мнения, утверждающие, что Достоевскому нет места в школьной программе. Согласна ли я с этим мнением? И да, и нет.

Школьники обязательно должны познакомиться с творчеством Ф.М. Проходить в школе "Бесов", "Идиота" или "Братьев Карамазовых" - не лучшее решение. Возможно, стоит оставить "Преступление и наказание" или предложить детям читать это произведение по желанию.

Почему? Во-первых, потому что Достоевского понимают не все. Достаточно самонадеянно думать, будто школьник сможет понять Федора Михайловича и влюбиться в его творчество бесповоротно. Достоевский - это писатель, интересный зрелой личности.

2. Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита

В свое время я прочитала достаточно произведений М. Булгакова. Среди них были "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце", "Роковые яйца", "Зойкина квартира" и другие. Безусловно, творчество М. Булгакова заслуживает внимания и изучения, но для школьника его философские искания покажутся более чем сложными.

Я считаю, что читать или не читать роман "Мастер и Маргарита", как и другие произведения писателя, должен решить взрослый человек.

1. Лев Толстой "Война и мир"

Я уверена, что роману "Война и мир" не места в школьной программе. Если другие произведения у меня еще вызывают сомнения, то насчет этой книги я уверена полностью. Почему "Войну и мир" не стоит проходить в школе?

Во-первых, размер книги говорит о многом. Это значит, что прочитают ее лишь единицы. К тому же, школьная программа предусматривает определенные сроки. Это значит, что содержание проглотят, но ничего не поймут.

Во-вторых, совершенно невозможно такое монументальное произведение изучить за несколько уроков.

Я убеждена, что литература - важнейший предмет. Все книги, которые я упомянула в списке, заслуживают детальнейшего изучения, толкования и понимания. Прочитать их в школе для галочки - не имеет никакого смысла. А тот, кто хочет прочитать ту или иную книгу, прочитает ее и так. Возможно, стоит сделать школьную программу более гибкой и позволить школьнику самому выбирать книги из рекомендованного списка.

Читайте также: