Докажите что развитие действия неизбежно ведет к трагическому концу гроза кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цели : углубить представления учащихся о главной героине пьесы Островского; раскрыть силу и слабость характера Катерины; развивать умение анализировать образы-персонажи; совершенствовать навыки самостоятельной работы над текстом драматического произведения; определить, в чем смысл заглавия пьесы.

I. Беседа с учащимися п о вопроса м:

2. Расскажите о ее интересах и увлечениях в девичестве.

3. В чем различие между жизнью Катерины в родительском доме и в доме Кабанихи?

4. Могла ли Катерина найти свое счастье в семье? При каких условиях?

6. В чем трагизм ее положения?

7. Финал драмы. Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к нему.

8. Могла ли Катерина найти иной выход, кроме самоубийства?

9. Смерть героини – поражение или победа?

Трагедия Катерины обусловлена тем, что она не любит мужа. Она понимает, что Тихон недостоин не только ее любви, но и уважения. Во время проводов Тихон повторяет Катерине оскорбительные наставления матери.

Но в душе Катерины уже возникло чувство к Борису. Проснувшаяся любовь воспринимается ею как страшный грех, позор, потому что чувство к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Душевная драма разгорается.

Катерина не может жить обманывая. В этот период она одинока, даже любимый человек не способен ее поддержать… Земные муки кажутся ей страшнее ада, а смерть она воспринимает как избавление от них. Со стороны Катерины самоубийство – это сила, даже протест, очевидно, в том случае, когда иные формы борьбы невозможны.

Кто же виновники ее гибели? Их предостаточно. Это и властная Кабаниха, и безвольный Тихон, и нерешительный Борис. Катерина одержала нравственную победу над всеми этими людьми и обстоятельствами.

2. Прочитайте наиболее яркие, на ваш взгляд, положения статьи.

Беседа с учащимися п о вопросам :

2. Какой смысл вкладывает в него каждый из героев?

Гроза… Особенность этого образа в том, что, символически выражая главную мысль пьесы, он вместе с тем непосредственно участвует в действиях драмы как вполне реальное явление природы, определяет (во многом) поступки героини.

Гроза над Калиновым разразилась в I действии. Она вызвала смятение в душе Катерины.

Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.

Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это благая весть о новых силах, призванных освободить общество от деспотии.

3. Как же относятся герои пьесы к грозе?

Для Кулигина гроза – божья благодать. Для Дикого и Кабанихи – небесная кара, для Феклуши – Илья Пророк по небу катится, для Катерины – возмездие за грехи. Но ведь сама героиня, ее последний шаг, от которого зашатался калиновский мир, – это тоже гроза.

Домашнее задание.

2. Ответить на вопрос ы:

1) В чем суть основного конфликта драмы?

2) Каковы основные черты характера Ларисы Огудаловой? Катерина Кабанова и Лариса Огудалова.

Мистер покер спасибо за ответ, но нужно доказать по развитию действий пьесы.

сострадание и ужас возбуждаются тем, что страдание велико, тем, что гибнет великое..
тут и доказывать нечего : Островский - мастер по трагическим концам..
личная жизнь не сложилась, в любви не повезло..
и это всё нашло отражение в его творчестве

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Пьеса А. Н. Островского" Гроза" — это изображение противостояния возвышенной, чистой, живой личности" тёмному царству". Главная героиня произведения Катерина — это воплощение доброты, душевной чистоты, стремления к искренности, свободе, развитию. Катерина — жена сына госпожи Кабановой, главной представительницы "тёмного царства". Девушку буквально поглощает и убивает это тёмное общество. Свекровь требует от невестки абсолютного подчинения её воле, старинным традициям, принципам домостроя. Героиня не привыкла так жить. В родительском доме Катерина была по-настоящему счастлива, её любили, она была свободно, часто посещала церкви. Кажется, что изменилось после переезда в дом Кабановых, ведь девушка также продолжает заниматься тем, чем ей нравится, но теперь у неё нет самого главного — свободы. Героиня не хочет подчиняться устоям "тёмного царства", поэтому смело выступает против него. Наиболее ярко протест Катерины выражается в финальной сцене пьесы.

В пятом действии читатель видит диалог Тихона Кабанова и Кулигина. Сначала Тихон обвиняет свою жену в измене, но в то же время говорит о жалости и состраданию к ней. Он понимает, что жене сложно живётся в доме его матери, да и сам Тихон говорит о сложном характере Кабанихи. Герой вроде бы хочет пойти против матери, но не может, так как у него недостаточно сил, ведь он живёт в полной власти госпожи Кабановой.

Многие герои в этом эпизоде испытывают дурное предчувствие, приближение чего-то страшного.

Большое внимание уделяется душевному состоянию Катерины. Катерина уже не находится в реальном мире, она словно выпала из жизни. Девушка находится в постоянных размышлениях. С одной стороны, она обвиняет себя в измене мужу, а с другой стороны — мечтает о встрече с Борисом. Героиня сбегает из заточения и приходит на берег Волги. Здесь она встречается с Борисом, но даже он не может ей ничем помочь. Она остаётся наедине с собой на высоком берегу с мыслью о том, что больше жить она не может. Девушка бросается в воду.

В это время все остальные герои ищут Катерину. Кабаниха же считает, что Тихон не должен так волноваться за жену, ведь считает, что уход — это лишь проявление характера Катерины. Когда Кулигин достаёт из воды тело Катерины, Тихон перестаёт себя сдерживать и все высказывает матери. Кабанов обвиняет её в смерти своей жены. Сама же Кабаниха в этот момент не испытывает ни капли жалости к невестке, она лишь озабочен тем, что о ней подумают люди.

Таким образом, Финальная сцена демонстрирует бунт "тёмному царству" и домостроевским устоям. Катерина — первый человек, который не побоялся выступить против Кабанихи и её правил.

2 вариант

Таким образом в драматургическом произведении развивается и любовный конфликт, участниками которого становятся Катерина, ее муж Тихон и любимый ею Борис, племянник Дикого, и конфликт старого и нового, ведь молодое поколение не желает жить по законам дома Кабановых и так или иначе стремится к вольной жизни. А наиболее ярко и остро эти конфликты выражены в диалогах и монологах героев в последнем действии пьесы.

Финал пьесы оставляет зрителя и читателя размышлять о том, изменит ли гибель Катерины устои дома Кабановых, как сложится судьба детей Марфы Игнатьевна - Тихона и Варвары. Но как бы ни развивались события, мы понимаем, что время домостроевской морали окончательно миновало.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ финальной сцены пьесы Гроза

Популярные сегодня темы

Наступила первая послевоенная весна. Рассказчик истории направляется в станицу Буковскую, едет он на лошадях по бездорожью, на его пути оказывается река Еланка

Сергей Александрович – это известнейший русский поэт Серебряного века литературы. Его творчество приходится на начало 20 века, но пользуется любовью всех людей даже сегодня.

Левий Матвей стал одним из самых необычных героев второстепенного плана, через него автор показывает зачатки не самых лучших событий

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

II. Актуализация опорных знаний

• В чём истоки характера Катерины? Что вам известно о жизни героини до замужества?

• Почему Катерина не может найти счастья в семье и восстаёт против Кабанихи? Виноват ли в конфликте Тихон? А сама Катерина?

Непредвзятый читатель видит, что оба объяснения лишены полноты, лишены той сложности в понимании и характера героини, и мира, в котором она живёт, и конфликта — грозы, разразившейся над ней по воле А. Н. Островского.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

Что же в ней особенного, в этой купеческой жене, о которой столько спорила русская критика и до сегодняшнего дня продолжает спорить русский театр? Давайте попробуем разобраться в этом.

2. Аналитическая работа (в группах)

1) Задания для групп

2. Расскажите историю её жизни. Подтвердите цитатами из текста пьесы.

3. В чём трагизм положения Катерины?

4. Какие пути она выбирает в борьбе за своё счастье?

2-я группа

1. Рассмотрите иллюстрацию к драме, созданную И. С. Глазуновым, прокомментируйте её.

2. Почему Катерина остаётся одна со своим горем? Почему Борис не взял её с собой?

3. Почему она не вернулась к мужу?

4. Достойны ли Борис и Тихон её любви?

5. Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти?

3-я группа

1. Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своём грехе?

2. Какую роль играет сцена грозы в пьесе?

3. Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какую роль он играет в раскрытии идейного содержания произведения?

4-я группа

1. Докажите, что развитие действия неизбежно ведёт к трагическому концу.

2. Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

4. Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в её гибели?

2) Презентация результатов работы

• Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

• Какое значение эта сцена имеет в развитии событий? (В этой сцене до крайности доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Читателю понятны причины, побуждающие Катерину пойти на свидание с Борисом.)

Читайте также: