Проект в доу физика вокруг нас 6 7 лет

Обновлено: 08.07.2024

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Характер проекта: познавательный, исследовательский.

По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.

Актуальность: Что такое физика? Физика - (от греческого природа) наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира. Элементарные физические явления дети способны усвоить с дошкольного возраста. С самого рождения они активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерность происходящих процессов. Не для кого ни секрет, что ребенок дошкольник по природе своей – исследователь. Удивительный мир, который окружает детей, встречает их морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Дети познают мир опытным путем. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением поможет ребенку расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира. Развитие наблюдательности, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию нравственного развития дошкольников.

Способность создавать продукт, доводить дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и является начальным кирпичиком в учебной самостоятельности. И в этом помогает физика, объясняя явления, которые нас окружают.

Цель проекта: создание условий для развития познавательно- исследовательской деятельности детей, как основы интеллектуально – личностного развития.

Задачи:

Познакомить детей с наукой – физикой, физическими явлениями на основе опытно-экспериментальной деятельности.

Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно- исследовательской деятельности.

Развитие у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей ).

Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

Создание условий для знакомства детей с многообразием мира.

Создание условий для расширения возможностей, получения первичного опыта взаимодействия с разными материалами, природными явлениями.

Организация образовательной среды с целью реализации и поддержки детского любопытства.

Воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.

Этапы реализации проекта:

  1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
  2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
  3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
  1. Проведение мероприятий в группе.
  2. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
  1. Проведение итоговой НОД совместно с родителями и детьми.

2 Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Форма проведения и организации.

Занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

Форма организации – фронтальная, подгрупповая и индивидуальная.

Формы работы с родителями.

Включение родителей в процесс проведения проекта реализовывается:

- проведение познавательно-исследовательской деятельности дома,

-итоговая совместно-образовательная деятельность родителей, воспитателей и детей.

Рефлексия деятельности

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.

В реализации проектной деятельности дети научились видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.

Проблему дети решали путем простого наблюдения, опыта и анализа действительности

Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.

Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: воспитателя, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволило добиться высоких результатов: развитие у детей познавательно- исследовательской деятельности, инициативы, развитие способности к прогнозированию будущих измерений, формирование навыков коммуникативного общения.

В результате работы дети научились пользоваться образовательным пространством группы, применять полученную информацию, экспериментировать, анализировать, делать выводы. У детей сформировалось осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, умение планировать, работать в коллективе, доводить дело до логического заключения- все это способствует осмысленному восприятию сведений о мире и является начальным кирпичиком в учебной самостоятельности, что помогает переходить от дошкольного к школьному образованию.

Аналитическая справка

Цель педагогической диагностики - выявление особенностей развития познавательно- исследовательской деятельности детей и качественный анализ уровня развития каждого ребенка для определения его индивидуальных возможностей и на этой основе создание оптимальных условий для развития, обучения.

Диагностика проводилась в начале проекта и в конце проекта, со всеми детьми в индивидуальной форме. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же словесном и наглядном материале.

К проведению диагностики было привлечено 14 детей (из 15 по списку).

Детям были заданы вопросы:

Что такое физика и что она изучает?

Что такое воздух и его значение? Каким способом проверить?

Сравни свойства стекла и пластмассы, их назначения.

Сравни свойства дерева и металла, их назначение.

Расскажи о свойствах воды, значении и способах их проверки.

Расскажи о свойствах магнита.

Расскажи об истории электричества и как получить статическое электричество.

Приведи примеры рычагов и механизмов.

В ходе диагностики дети проявляли большой интерес к проводимой работе, с удовольствием отвечали на вопросы, которые им предлагались, хотя не всегда отвечали правильно и обоснованно.

Цель проекта : создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 5-6 лет, как основы интеллектуально-личностного творческого развития.

Задачи проекта :

1. Учить детей мыслить самостоятельно, рассуждать, сравнивать и делать выводы.

2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

3. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.);

4. Развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество)

5. Развивать у ребенка познавательный интерес и исследовательскую деятельность

6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Мир вокруг нас разнообразен и удивителен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Актуальным методом познавательного развития дошкольников является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В процессе экспериментирования ребенок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. Задача взрослого заключается в том, чтобы создать условия для реализации поисковой активности дошкольника, которая выражается в потребности исследования окружающего мира.

Современные дети живут в эпоху информатики, компьютеризации и роботостроении и поэтому в условиях быстро меняющейся жизни человеку требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это даёт основание полагать, что дошкольники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний. Данные, полученные учёными, говорят о наличии развитых представлений о физических явлениях у детей.

-приобретение новых знаний детьми об окружающем мире;

-формирование у детей знания о физических явлениях;

-проведение экспериментов, соблюдение правил безопасности во время проведения экспериментальной деятельности;

-интерес и активное участие в проектной деятельности;

-активное участие родителей в реализации проекта;

-развитие речи, словарного запаса.

- появление интереса к экспериментальной деятельности;

- возникновение желания к самостоятельной исследовательской деятельности в познании мира звуков;

- проявление творческого самовыражения;

- умение логически мыслить и делать выводы;

Ожидаемый результат: обогащение представлений детей о звуках окружающего мира, о их возникновении.

Этапы проекта

-сбор и анализ информации о потребностях и способностях детей;

-подбор методов и приемов исследования личностных изменений детей;

-информирование родителей о реализации данного проекта;

-подборка методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;

-оформление информационно-читательского уголка в группе;

Взаимодействие с родителями:

-организация совместной выставки детских музыкальных инструментов в группе;

Взаимодействие с родителями:

Актуальность проекта :

Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормально детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Проблема: ФГОС предусматривает всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения магнита и его применения стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита. Для этого заинтересовать родителей совместной экспериментальной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.

Гипотеза: Предположим, что магнит – объект, который создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека.

Цель проекта : развитие познавательной активности ребенка в процессе

экспериментальной деятельности, формирование представлений о магните, его свойствах; использование магнита в медицине, технике, быту и в группе.

• Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

• Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

• Воспитания навыков взаимопомощи и сотрудничества.

• Развивать познавательную активность детей, исследовательскую деятельность, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук.

• Активизировать личностную позицию ребенка.

• Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.

• Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающих его предметах.

• Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными предметами.

• дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;

• научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности;

• смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.

Этапы проекта

-подготовка методической литературы;

-сбор информации по теме;

-провести опрос среди детей : что они знают о магните.

Взаимодействие с родителями: оформление информационно-просветительского материала для родителей в виде папки-передвижки.

Опыт «Может ли магнитная сила проходить через предметы;

-изготовление магнитного театра (сказка по выбору детей).

Подведение итогов проекта, презентация.

Приобретены магнитные конструкторы.

Мы решили провести свое исследование и узнать тайну появления чудо - радуги.

Объект исследования: природное явление радуга.

Гипотеза: мы предположили, что радугу можно создать в домашних условиях, используя солнечный свет и даже заменив солнечный свет искусственным источником освещения.

Цель исследования: определить, что такое радуга, как она образуется, и можно ли получить радугу в домашних условиях.

Узнать, что такое радуга.

Выяснить условия появления радуги в природе.

Попробовать получить радугу в домашних условиях разными способами.

Привлечь интерес детей в группе к данному исследованию.

Этапы проекта

-подготовка методической литературы;

-подборка рассказов, сказок, стихов, картин, иллюстраций по теме;

-подготовка дидактического материала к проведению опытов;

- Опыт «Экспериментирование с цветом;

-закрепление цветов радуги

Взаимодействие с родителями: Рекомендации для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

- активное участие в наблюдении и проведении опыта с красками: желтый+красный=оранжевый - дети узнают о способах смешивания цветов;

-создание презентации о ходе проекта;

Анализ знаний, полученных за время проведения проекта.

Итог проекта : Знания, которые дети получили в ходе реализации проекта, помогут им узнать, разгадать и объяснить тайну других природных явлений, сравнивать и анализировать их.

Современные дети живут в эпоху информатики , компьютеризации и роботостроении и поэтому в условиях быстро меняющейся жизни человеку требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими , мыслить самостоятельно и творчески.

Ее цель - показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявление очень разнообразно.

Экспериментальная физика исследует явления природы в заранее подготовленных условиях. В её задачи входит обнаружение ранее неизвестных явлений, подтверждение или опровержение физических теорий. Самые интересные эксперименты это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Для этого в группе создала уголок экспериментирования для деятельности детей: проведения опытов, экспериментов , исследования.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:

безопасность для жизни и здоровья детей;

Решала задачи

1. учить детей мыслить самостоятельно, рассуждать, сравнивать и делать выводы.

2.Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

3.знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);

4.развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество)

5.Развивать у ребенка познавательный интерес и исследовательскую деятельность

6.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Решение задач осуществляется в двух вариантах:

а) дети проводят эксперимент, не зная его ре­зультата и, таким образом, приобретают новые знания;

б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

В заключение проведения опыта или эксперимента я стремилась к тому, чтобы дети сами делали выводы и подводили итоги собственной деятельности.

Срок реализации проекта январь-май

1. Изучение темы.

  • Действие магнита на железные и нежелезные предметы.
  • Знакомство с полюсами магнита

3. Подведение итогов

  • Магнетизм- свойство магнита притягивать к себе предметы
  • Действие полюсов магнита
  • Применение магнитов в повседневной жизни.

Недостатки этого метода в том , что он не годится для фиксации результатов младших дошкольников. А при большом количестве детей в группе собранная информация создает трудности при её хранении, если использовать папку исследователя на каждого ребенка.

Можно сделать папку на группу детей, или на одну тему опыта, исследования.

На листе бумаги в центре рисуется круг туловище –это главная идея (опыт), а ножки -это факты ее подтверждающие. Воспитатель использует готовые карточки, на которой ребенок ищет готовый ответ в ходе коллективного обсуждения эксперимента.

Например:

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются

Чудесные спички

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.


Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?

Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук

ракета из воздушного шарика

если из надутого шарика бьет струя воздуха, значит, он может летать, как ракета?

В тазик, налейте воду и опустите туда шар. Воздух из шара будет выходить, и шар начнет вращаться по воде под действием реактивной силы.

ЧТО ТАКОЕ ЗВУК?

Звук - это, конечно, то, что мы слышим. А что же мы слышим? Что такое попадает к нам в уши?


Как уменьшить силу звука


Как усилить звук


2. ПЕРЕВЕРНУТЫЙ СТАКАН С ВОДОЙ

Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона.

Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан.

Теперь уберите руку.

Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Главное достоинство экспериментов, опытов которые я провожу с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному Он может увидеть новое в известном поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Список литературы

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

5.Почему Земля - магнит? Константиновский издательство: Малыш, 1979 г.

Интернет-ресурсы:

2.К! Физика для малышей :: Класс!ная физика

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

кружка дополнительного образования

подготовительная группа

Подготовительная группа

Раздел: Светообразование

Цель: Формировать понимание того, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

Материал: схема многократного отражения.

Конспект № 2 Тема: Радуга на стене

Цель : Познакомить детей с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей

Материал: Граненое стеклышко (деталь от хрустальной люстры).

Ход: Дети рассматривают отражение солнечного света от хрустального многогранника на стене. Обращают внимание на то, что образовались цветовые пятна. Объясняют, как образуются цвета, как образуется белый и черный. Рассказывают о том, что цвет предметов зависит от того, какие световые волны отражает предмет, а какие — поглощает.

Конспект № 3 Тема: Разноцветные огоньки

Цель: Формировать понимание того, из каких цветов состоит солнечный луч.

Материал: Противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования.

Конспект № 4 Тема: Волшебный круг (1)

Цель: Показать детям, что для восприятия цветов человеку требуются различные отрезки времени.

Материал: Черный фломастер, картонка 8 х 13 см, булавка, карандаш с резинкой на конце, линейка.

Ход: Дети по алгоритму делают цветовой круг (семь цветов спектра), проводят в середине круг диаметром 5 см и нем рисуют картинку, закрасив темные места черным фломастером. Протыкают середину круга булавкой, втыкают конец булавки в центр резинки на карандаше. Взрослый предлагает детям вращать рисунок, не сводя глаз с круга. Дети описывают наблюдения. Во время вращения появляются различные цветные комбинации. Когда меняется скорость вращения, меняются цвета. Обсуждают причину: цветные части круга отражают свет, а черные — нет. Свет – этовид энергии, он содержит в себе много цветов, а у каждого цвета свой запас энергии. Чем он больше, тем быстрее движется световая волна. Для того, чтобы глаз принял эти волны и передал мозгу, требуется некоторой время. Только самые быстрые цвета, появляющиеся на незакрашенных фломастером участках во

время вращения картонки, успевают передать мозгу сигнал о своем появлении до того, как появляется черный участок.

Конспект № 5 Тема: Волшебный круг (2)

Цель: Продемонстрировать образование белого цвета при вращении волчка с семью цветами спектра.

Материал: цветовой волчок (на круге семь цветов спектра).

Ход : Дети рассматривают цветовой волчок. Выясняют, что

произойдет, если его вращать (образуется новый цвет). После вращения волчка обсуждают механизм образования белого цвета.

Конспект № 6 Тема: Излучение

Цель: Объяснить детям с помощью опыта, в какой степени цвет влияет на количество излучения, поглощаемого предметами.

Материал: Два пакетика из черной бумаги и алюминиевой фольги, два уличных термометра, лампочка 100 Вт, линейка.

Ход : Взрослый предлагает детям положить один термометр в пакетик из черной бумаги, а другой — в пакетик из фольги. Записать температуру, которую показывают оба термометра. Положить пакетики рядом и поставить на расстоянии 30 см от них лампу. Включить лампу минут на десять, регулярно сравнивая показания термометров. Взрослый выясняет, что видят дети (термометр в пакетике из черной бумаги показывает более высокую температуру). Делают вывод: предметы черного цвета поглощают все световые лучи. Черные предметы не отражают свет, воспринимаемый глазом человека. Поглощение световой энергии приводит к повышению температуры предмета. Алюминиевая фольга поглощает мало световых лучей, и поэтому температура во втором пакетике ниже.

Раздел: Вес, притяжение

Конспект № 7 Тема: Как увидеть притяжение?

Цель: Формировать представление о взаимосвязи земного притяжения и веса предмета.

Материал: Предметы из разных материалов, подвешенные на нитках; весы.

Ход : Дети рассматривают предметы, выясняют, притягиваются ли они к Земле (да), почему не падают (их держит нить). Взрослый предлагает узнать, не бросая предмет, какой из них притягивается сильнее (по силе натяжения). Дети, поочередно, взвешивают предметы на весах, замечают показания.

Конспект № 8 Тема: Выбери

Цель: Учить понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета.

Материал: Предметы: одного размера из разных материалов; разных размеров, но близкие по весу; емкости с водой и песком, тонкая резинка, пружинные весы.

Ход : Дети рассматривают предметы. Взрослый предлагает им узнать, притягиваются ли они к Земле. С помощью взрослого дети выполняют действия: привязывают нити к предметам, взвешивают их; отпускают над водой, над песком, подвешивают на резинку (тяжелые предметы сильнее растягивают резинку). Рассматривают пружинные весы. Взвешивают предметы различные по весу, отмечая показания весов.

Конспект № 9 Тема: Почему легче? (1)

Цель: Выявить с детьми случаи невесомости (частичной потери веса) на Земле

Материал: Предметы на нитке, емкость с водой, пружинные весы.

Ход: Дети рассматривают предмет, взвешивают его, отмечая показания на весах. Медленно погружают его в воду, не снимая с весов. Выясняют, что происходит (весы показывают меньший вес – предмет стал легче) Делают вывод: вода поддерживает предмет, выталкивает его наверх.

Конспект № 10 Тема: Почему легче? (2)

Цель: Выявить с детьми случаи невесомости (частичной потери веса) на Земле

Материал: Емкость с водой, пружинные весы, хомутик из узкой полоски жести.

Конспект № 11 Тема: Как дождинки

Цель: Помочь детям представить, как выглядит вода в условиях невесомости.

Материал: Пластины стеклянная и парафиновая, одеколон, вода, растительное масло, рюмка.

Раздел: Звук

Конспект № 12 Тема: Как быстрее?

Цель: Выявить с детьми особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела)

Материал: Бечевка, клейкая лента, ватный тампон.

Ход: Дети с помощью взрослого отмеряют длинную бечевки (менее 60 см), один конец прикрепляют к столу, а за другой — натягивают бечевку и отпуска­ют. Дети наблюдают, как она дрожит, колеблется, издавая негромкий звук, который по воздуху доходит до слуха. Наматывают на палец бечевку, закрывают одно ухо тампоном, в другое — вставляют палец с намотанной бечевкой. Вновь оттягивают бечевку и отпускают. Выясняют, что звук от колебания бечевки становится громче, попадает сразу в ухо.

Конспект № 13 Тема: Передай секрет

Цель: Выявить с детьми особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела)

Материал: Водопроводная длинная труба не менее 10 м, два обрезка металлической трубы.

Конспект № 14 Тема: Звуки в воде

Цель: Выявить с детьми особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела)

Материал: Большая емкость с водой, камешки.

Ход : Взрослый предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми составляет алго­ритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости. Затем приложить ухо к емкости и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опы­та и сравнивают результаты. Делают вывод: во втором варианте звук был громче; значит, через воду звук про­ходит лучше, чем через воздух.

Конспект № 15 Тема: Спичечный телефон

Цель: Познакомить дошкольников с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

Материал: Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички.

дрожит, звук не передается).

Конспект № 16 Тема: Почему комар пищит, а шмель жужжит?

Цель : Выяснить с детьми причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)

Материал: Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев.

Ход : Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев.

Взрослый предлагает детям провести пластмассовой по зубьям разных расчесок, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчески. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями — звук тонкий, высокий.

Конспект № 17 Тема: Поющая струна

Цель: Выяснить с детьми причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)

Материал: Проволока без покрытия, деревянная рамка.

Ход : Дети с помощью взрослого закрепляют проволоку на деревянной рамке, слегка натянув ее. Дергая проволоку, слышат звук, наблюдают за частотой колеба­ний. Выясняют, что звук слышится низкий, грубый, проволока дрожит медленно, колебания хорошо разли­чимы. Натягивают проволоку сильнее, повторяют опыт. Выясняют, каким получился звук (звук стал тоньше, проволока часто дрожит). Меняя натяжение проволо­ки, еще несколько раз проверяют зависимость звуча­ния от частоты колебаний. Дети делают вывод: чем сильнее натянута проволока, тем выше звук.

Конспект № 18 Тема: Почему мышонок не услышал щуку?

Цель: Выяснить с детьми причины разного восприятия звуков человеком и животным

Конспект № 19 Тема: Как видят летучие мыши?

Цель: Выявить с детьми возможность измерения расстояния с помощью звука

Материал: Иллюстрации летучих мышей, подводной лодки, корабля; мяч, емкость с водой.

Раздел: Температура

Конспект № 20 Тема: Горячо – холодно

Цель: Формировать представление у дошкольников об изменении объема веществ (предметов) в зависимости от их температуры.

Материал: Самодельные термометры — водный и воздушный, емкость с горячей водой, емкость со снегом или охлажденной водой.

Ход: Дети рассматривают устройство воздушного термо­метра, который представлен в виде пузырька емкос­тью до 200 мл. Затем с помощью взрослого в крышке пузырька проделывают отверстие для стержня (тон­кая трубочка длиной 15 — 20 см); опустив один конец стержня в подкрашенную воду, другой — зажимают пальцем, чтобы капля подкрашенной воды осталась в стержне; осторожно, чтобы не уронить каплю, вставля­ют стержень в крышку.

Устройство водного термометра аналогично воздуш­ному, только пузырек заполняется подкрашенной во­дой до самого верха и трубочка длиннее и большего диаметра.

Взрослый предлагает детям с помощью термомет­ров узнать температуру воды в емкости, предваритель­но рассказав о своих действиях и возможном резуль­тате при использовании разных термометров. Дети проверяют предположения действиями: выбирают тер­мометр, опускают его в горячую воду, наблюдают за изменением в обоих термометрах. Из воздушного термо­метра капелька даже выскочила, а в водном термомет­ре вода только немного поднялась. Дети делают вы­вод: нагретый воздух расширяется больше, чем на­гретая вода. Взрослый предлагает детям поразмышлять, можно ли измерять воздушным термометром воздух в Африке (можно, только трубочка должна быть очень длинной, потому что в Африке жарко и воздух будет сильно расширяться).

Конспект № 21 Тема: Волшебные превращения 1

Цель: Объяснить изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от изменения температуры (твердые – жидкие).

Материал: Свечи (можно цветные), баночка для тушения све­чи, металлическая подставка, растительное масло, тесьма или толстая нить, кисточка, фигурные формы (лучше металлические), емкость со снегом, бумага, карандаши, таблички с правилами безопасности.

Обсуждают последовательность выполнения работы, правила безопасности: смазать форму, поместить ее на подставку, опустить конец нити или тесьмы в форму; зажечь свечу, поднеся ее к уже зажженной. Во время работы со свечой не наклоняться над ней, не подно­сить очень близко к форме; медленно поворачивать све­чу, чтобы ее края плавились равномерно. Залив форму наполовину, поставить свечу и потушить ее, закрыв сверху баночкой. Дать парафину застыть, поместив формы на снег или в любое холодное место. Вынуть осторожно поделки из формы. Дети описывают, какие изменения произошли с парафином. Делают вывод: твер­дые вещества под воздействием тепла стали жидкими, из жидких под воздействием холода вновь преврати­лись в твердые.

Конспект № 22 Тема: Волшебные превращения 2

Цель: Выявить изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от изменения температуры (твердые – жидкие – газообразные).

Материал: Весы, свеча, мелкие предметы для уравновешива­ния свечи.

Конспект № 23 Тема : Как не обжечься? 1

Цель: Формировать представление о том, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов)

Материал: Одинаковые по размеру емкости из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, металла.

Ход: Дети рассматривают емкости, наполненные водой; определяют температуру воды в них (вода горячая, так как из емкостей идет пар, он хорошо виден). Взрос­лый предлагает детям ответить, какими должны быть емкости, если из них идет пар (они должны быть на ощупь горячими, нагреться от воды). Дети проверяют предположения, осторожно дотрагиваясь до каждой емкости. Отмечают, что самая горячая — алюминиевая емкость, затем идут керамическая, пластмассовая, деревянная.

Конспект № 24 Тема : Как не обжечься? 2

Цель: Формировать представление о том, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов)

Материал: Алюминиевая ложка, емкость с горячей водой.

Ход: Дети в емкость с горячей водой на ½ её высоты помещают металлическую ложку (лучше алюминиевую); через 2-3 минуты им предлагают вынуть ложку из воды. Выясняют, что верхняя часть ложки горячая. Объясняют, что та часть ложки, которая находилась в воде, нагрелась, и тепло пошло по всей ложке.

Конспект № 25 Тема : Как не обжечься? 3

Цель: Закреплять представление о том, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов).

Материал: Ложки пластмассовые, деревянные, алюминиевые, нержавеющий металл, скрепки, кусочки парафина или пластилина.

Ход: Дети помещают в горячую воду ложки из разных материалов так, чтобы в воде была половина ложки. У верхней части ложки закрепляют с помощью парафина на скрепки. Дети отмечают, что ложки нагреваются, парафин течет, скрепки падают. Выясняют, что с верх­ней части алюминиевой ложки скрепка падает быст­рее (алюминиевая ложка быстрее нагревается, переда­ет тепло скрепке и парафину).

Раздел: Магнетизм

Конспект № 26 Тема : Земля - магнит

Цель: Выявить с детьми действия магнитных сил Земли.

Материал: Шар из пластилина с закрепленной на нем намаг­ниченной английской булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло.

Ход: Взрослый спрашивает у детей, что будет с булав­кой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное.

Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают игол­ку растительным маслом, осторожно опускают на по­верхность воды. Издалека, медленно на уровне поверх­ности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту.

Дети смазывают намагниченную иголку жиром, ак­куратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан (иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.

Конспект № 27 Тема : Полярное сияние

Цель: Формировать понятие, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.

Материал: Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочки для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.

Ход: Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15 см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита). Взрослый поясняет, что так же действуют магнитные силы Земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются частицами воздуха и светятся. Дети вместе со взрослым

наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару (кусочки бумаги — частицы солнечного ветра, шар — Земля).

Конспект № 28 Тема : Необычные рисунки

Цель: Объяснить детям действие магнитных сил, использовать знания для создания рисунков.

Материал: Магниты разной формы, металлические опилки, ситечко, свеча, две пластины из стекла.

Ход: Дети рассматривают картину, выполненную с использованием магитов и металлических опилок на парафиновой пластине. Взрослый предлагает детям выяснить, как она создана. Проверяют действие на опилки магнитов разной формы, высыпая их на бумагу, под которой помещен магнит. Рассматривают алгоритм изготовления необычной картины, выполняют последовательно все действия: покрывают парафином стеклянную пластину, устанавливают ее на магниты, через сито высыпают опилки; подняв, нагревают пластину над свечой, накрывают второй пластиной, делают рамку.

Раздел: Электричество

Конспект № 29 Тема : Как увидеть молнию?

Цель: Формировать понятие, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.

Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Ход : Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась), появился треск — проявление электричества.

Конспект № 30 Тема : Почему лампочка светит?

Цель: Формировать понятие принципа работы электроприбора.

Конспект № 31 Тема: Волшебные шары

Цель : Выявить с детьми взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

Материал: Воздушные шары па длинных нитках, кусочки ткани.

Конспект № 32 Тема: Вертушка

Цель : Научить детей самостоятельно выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

Материал: Три пластмассовые расчески, мех.

Читайте также: