Что делать если ребенок получил травму в детском саду беларусь

Обновлено: 05.07.2024

Социализация ребенка — очень важный и не всегда простой процесс. В качестве первого серьезного шага мы обычно приводим ребенка в детский сад, в котором он проводит много времени – развивается, общается с другими детьми, играет. Но время, которое малыш проводит в детском саду, далеко не всегда исключительно положительное. В садике, а позже и в школе, родителей волнует одно и то же – а вдруг ребенок физически пострадает.

Причины могут быть разными, начиная с контакта с другими детьми и заканчивая невнимательностью воспитателей. В итоге малыш приходит домой с травмой. С другой стороны, ребенок тоже может стать инициатором подобных вещей, а потому нужно уметь решать такие проблемы.

Почему возникает проблема

То, как ведет себя ребенок, прежде всего начинается с воспитания, которое родители ему дают. Но человек — существо социальное, которое нуждается в общении с другими, а оно всегда оставляет свой отпечаток. Как только ребенок начинает посещать детский сад, он намного меньше времени проводит вместе с родителями и больше с другими детьми.

Общение с ними может оставить свой отпечаток, который также нужно учитывать в дальнейшем воспитании. Родителям можно с уверенностью сказать одно – проблемы практически у всех детей в детском саду рано или поздно случаются, а потому нужно быть к этому готовыми.

Травмы и дети

Дети любят бегать, прыгать, лезть куда не надо, изучая окружающий мир. Естественно, в таком возрасте процесс обучения нередко сопровождается ссадинами и синяками. Детский сад для этого не нужен, ведь ребенок без проблем и дома сможет найти проблемы – здесь все зависит не от места, а от того характера малыша.

Даже под присмотром родителей дети могут об что-то удариться, споткнуться и упасть на ровном месте, а потому от детского сада нелогично требовать того, чтобы подобное никогда не случалось. Ссадины и синяки — тоже часть воспитательного процесса. Ребенок полез куда-то, ударился, поэтому он в следующий раз лучше подумает о том, что делает. Но синяки — это одно дело, а вот травмы серьезного уровня — уже совсем другое.

Первое, о чем часто думают родители – виноват воспитатель, ведь именно он недосмотрел за ребенком. Логика в этом есть, ведь все же именно воспитатели отвечают за ребенка, пока тот находится в детском саду. Но это лишь один из взглядов на ситуацию. Другая больше построена на эмпатии – родители пытаются понять воспитателя, войти в его положение, ведь в государственных детских садах нередко один воспитатель отвечает за группу из 15-20 малышей. Третий сценарий больше касается людей, которые просто не знают, как поступать в подобной ситуации, а потому нередко занимают пассивную позицию.

Но родители должны думать о своем ребенке, ведь пострадавшим является он. Ссадины сами проходят, в них ничего серьезного нет. Существенные травмы же, с другой стороны, несут более серьезный вред. Они могут привести к серьезным проблемам со здоровьем в будущем, а сейчас может понадобится лечение, которое стоит дорого.

Еще не нужно забывать о том, что безнаказанность порождает беспредел. Если все же воспитатель виноват в том, что ребенок пострадал, но из-за вашей доброты он оказался безнаказанным, он не ощутит всю тяжесть проблемы, а потому в будущем, скорее всего, будет поступать абсолютно также. Это может привести к новым травмам, и хорошо, если они не окажутся более серьезными. В дальнейшем другие дети также могут пострадать.

Поведение при травме ребенка

Первая проблема, которая настигает множество родителей – эмоциональное поведение при травме их ребенка. Для начала стоит успокоиться – да, это ваш ребенок, но вы должны здраво оценить ситуацию, которая сложилась, и выбрать правильный план действий.

Вы можете обратиться в компетентные органы, написать жалобу на преподавателя и отдать его судьбу в их руки. План может и хороший, но лучше к нему прибегать исключительно при явной и серьезной халатности со стороны преподавателя.

Например, если ребенок решил залезть на стол, и при падении с него получил травму. Виноват ли воспитатель в том, что ваш ребенок решил залезть на стол? Скорее всего, он просто не успел снять ребенка или поймать его. Опять же, учитываем то, сколько таких детей в каждой группе, да и подобные моменты в поведении больше ложатся на воспитание родителей.

Написанная жалоба может стоить воспитателю не только рабочего места, но и карьеры, если компетентные органы вдруг не захотят глубоко копаться в проблеме.

Моей дочке три года. В садике ее толкнул мальчик — она неудачно упала и сильно ударилась обо что-то пальцем. Результат — синий палец и отслоившийся ноготь.

Воспитатель позвонила нам и попросила забрать ребенка. Сказала, что показала ее детсадовской медсестре, но толку от этого не было. Мы сами записались в поликлинику к хирургу и ждали приема две недели.

Правильный ли был сценарий? Не должен ли был сад вызвать врача? Если нет, имею ли я право не ждать врача две недели, а сразу записаться в платную клинику, причем за счет родителей ребенка, который причинил вред здоровью моего?

Как вообще все должно происходить в подобных случаях?

Если ребенок пострадал в детском саду, отвечает сад. И неважно, пострадал он из-за другого ребенка или случайно причинил вред себе сам.

Расскажу, что обязаны делать в таких случаях воспитатели и родители и в каком случае детский сад не должен компенсировать причиненный вред. Вся информация в этой статье касается государственных и частных детских садов, школ, больниц и лагерей.

Кто отвечает за безопасность ребенка

По умолчанию за здоровье и воспитание детей отвечают родители. Но когда они приводят ребенка в детский сад, то на время передают свои обязанности воспитателю. С того момента, как ребенок оказался в своей группе, за его жизнь, здоровье и развитие отвечает воспитатель.

Родители рассчитывают, что в детском саду ребенок будет в безопасности: не отравится, не упадет и не пострадает в драке. Обеспечить безопасные условия воспитания, присмотра и ухода — обязанность детского сада. Помимо закона это обычно закреплено в уставе сада и в договоре, который родители заключают с образовательным учреждением. Вы платите детскому саду родительскую плату именно за присмотр и уход. Проще говоря, воспитатели получают зарплату в том числе за то, чтобы с вашим ребенком ничего не случилось.

Даже если ребенок не спеша шел по коридору, споткнулся на ровном месте, неудачно упал и расшиб нос, то по закону виноват воспитатель. И тем более если один ребенок ударил другого — здесь воспитатель не уследил сразу за двумя детьми. Под виной воспитателя подразумевается недостаточный присмотр за детьми, отсутствие внимания, а в некоторых случаях и халатность.

Это не значит, что нужно требовать с детского сада компенсацию за каждую царапину. Родители знают, что иногда предотвратить синяки и ушибы невозможно, даже если воспитатель неотрывно наблюдал бы за одним ребенком. Но знать свои права в подобных случаях необходимо.

Все, что вы хотели знать о детях и деньгах — в нашей рассылке дважды в неделю вместе с остальными материалами о деньгах

Что должен сделать детский сад в случае травмы ребенка

В России действует порядок расследования несчастных случаев, который регулирует действия детского сада, если пострадал ребенок.

Несчастные случаи — это травмы, в том числе нанесенные другим человеком, отравления, ожоги и т. д.

В первую очередь воспитатель должен поставить в известность руководителя образовательной организации — заведующую детским садом или другое уполномоченное ею лицо.

Заведующая же должна действовать в таком порядке:

  1. Немедленно организовать первую помощь ребенку. При необходимости доставить его в больницу. Если в саду есть медсестра, заведующая должна показать ребенка ей. Воспитатели могут оказывать первую помощь, только если у них есть специальная подготовка.
  2. При необходимости вызвать скорую помощь. Если при осмотре ребенка врачами скорой помощи выяснится, что его нужно доставить в больницу, а родителей еще не будет рядом, сотрудник детского сада должен сопроводить ребенка в медучреждение.
  3. Принять неотложные меры, чтобы травму не получили другие дети. Например, если ребенок провалился в яму, то эту яму надо немедленно закрыть.
  4. Зафиксировать обстановку для расследования несчастного случая: составить схему, сфотографировать или записать на видео место происшествия.
  5. Устранить причины несчастного случая. Например, поручить дворнику закрыть или засыпать яму.
  6. Сообщить о произошедшем родителям и в управление образования.
  7. Организовать расследование несчастного случая. Расследование проводится обязательно, если из-за повреждения здоровья пострадавший пропустил хотя бы один день, серьезно заболел или умер.

В детских садах могут быть внутренние документы о том, как должны действовать воспитатели и руководители в случае травмы ребенка. Их нужно запросить у заведующей.

Что делать родителям, если ребенок пострадал в детском саду

Если ребенок получил травму в детском саду, отвечать должна администрация сада. На юридическом языке это называется презумпцией виновности детсада, а на бытовом означает, что детский сад считается виновным, пока не докажет обратное. Вина в данном случае — это отсутствие необходимого надзора за детьми.

Из этого правила есть только одно исключение: если сотрудники детсада докажут, что вред причинен не по их вине. Например, ребенок получил травму в другом месте, когда родители его уже забрали и с территории сада он ушел.

Ваша дочка получила ушиб, когда и она, и мальчик, который ее толкнул, находились под надзором работников детсада. Это значит, что возместить ущерб должен детский сад. Лично воспитатель вред не возмещает.

У вас есть право на две компенсации:

  1. Материального вреда, то есть расходов на лечение. Сюда относятся, например, консультации платного врача, анализы, обследования, лекарства, поездки на такси в больницу и обратно, предметы для реабилитации. Самое главное, чтобы эти расходы были оправданны и подтверждены чеками, а лекарства и медицинские изделия — выписаны врачом.
  2. Морального вреда — суммы, в которую вы оцениваете свои переживания из-за несчастного случая.

Вам можно было сразу отвезти ребенка к платному врачу. Затем написать претензию на имя заведующей и потребовать компенсировать расходы на лечение и моральный вред — на свое усмотрение. Заявление можно писать в свободной форме, а к нему приложить ксерокопии чеков и заключения врача.

Следующий шаг, если заведующая не ответит на претензию или откажет, — обращаться в суд с исковым заявлением о возмещении вреда. Для этого потребуется помощь юриста.

Разумеется, не нужно бежать в суд с каждой царапиной или требовать компенсировать расходы на зеленку. Я описываю последовательность действий по закону, а целесообразность и уместность каждого шага в том или ином случае нужно оценить родителям.

Не имеет смысла выяснять отношения с родителями ребенка, который толкнул или ударил вашу дочь. Если бы это произошло на детской площадке или в торговом центре — да. В детском саду за всех детей отвечает детский сад. Даже если это агрессивный ребенок, который бьет всех подряд, законных методов исключить его из группы нет.

Забота о здоровье детей – важный аспект работы педагогов и администрации учреждения образования. Но не всегда удается предотвратить несчастный случай. В этот момент важно правильно действовать. Ведь нарушение порядка влечет не только привлечение виновных лиц к ответственности, но и может повлечь негативные последствия для здоровья пострадавшего.

Что понимают под несчастным случаем

Под несчастным случаем с обучающимися и воспитанниками (далее – несчастный случай) понимают событие, в результате которого обучающийся или воспитанник (далее – ребенок, дети) получил увечье или иное повреждение здоровья .

Травмы, полученные при несчастном случае, могут быть следствием :
— нанесения телесных повреждений другим лицом или животными;
— ожога;
— утопления;
— поражения электрическим током;
— укусов насекомых;
— аварий;
— разрушений зданий, сооружений;
— других чрезвычайных ситуаций.

На заметку
Под обучающимися понимают тех, кто осваивает образовательную программу . Воспитанники осваивают образовательные программы дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного, в том числе для детей с интеллектуальной недостаточностью .

Учреждение образования независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности должно расследовать несчастный случай, если он одновременно :

1) повлек временную или стойкую утрату здоровья либо смерть ребенка;

2) произошел в одном из следующих мест:
— на территории учреждения образования;
— в ином месте, где ребенок находился под непосредственным руководством педагога по приказу (поручению) руководителя учреждения образования, например, при походе в кино, театр совместно с педагогом;
— при следовании к месту учебы, практики, отдыха и другому на транспорте, предоставленном учреждением образования;
— на транспорте общего пользования или ином транспорте, а также при следовании пешком по приказу (поручению) руководителя учреждения образования.

Существуют два порядка расследования несчастных случаев. Несчастный случай, который произошел одновременно с двумя и более детьми, или несчастный случай со смертельным исходом, расследуют в специальном порядке . В иных случаях применяется общий порядок .

Далее рассмотрим, как проводят общий порядок расследования.

Действия с момента происшествия несчастного случая до начала расследования

Шаг 1. Оказать помощь пострадавшему

Если несчастный случай произошел, то в первую очередь нужно принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на ребенка, получившего травму. Так, работники должны оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, вызвать на место происшествия медицинских работников, доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

На заметку
При этом указанные меры могут быть предприняты любым из работников учреждения образования .

Пример
На уроке химии во время лабораторной работы ребенок разлил реактив, жидкость попала ему на руки и одежду. Учителю химии необходимо проследить, чтобы ребенок вымыл руки, при возможности снял одежду, на которую попал реактив. Отвести ребенка в медпункт. В случае опасности реактива вызвать медицинских работников.

Шаг 2. Сообщить руководителю учреждения образования

Затем работники учреждения образования сообщают о происшествии руководителю учреждения образования .

Шаг 3. Сообщить законному представителю

Срок для информирования законодательно не установлен.

Обратите внимание!
Если несчастный случай произошел у руководителя учреждения образования с ребенком другого учреждения образования, то данный руководитель принимает меры по устранению причин произошедшего несчастного случая, а также в течение суток сообщает о происшествии руководителю учреждения образования ребенка, получившего травму.

Кто и где проводит расследование

Если несчастный случай произошел с ребенком, который обучается в данном учреждении образования, то расследование проводит уполномоченный представитель руководителя этого же учреждения образования .

Таким уполномоченным представителем может быть любой сотрудник учреждения образования. Чтобы расследование было объективным и всесторонним, для его проведения рекомендуем назначать представителем специалиста, квалификация которого позволяет провести такое расследование. Для его назначения руководитель издает приказ (распоряжение).

Если несчастный случай произошел с ребенком, который был направлен руководителем учреждения образования в другое учреждение образования, то его расследует руководитель учреждения образования, где произошел несчастный случай. В этой ситуации уполномоченный представитель учреждения образования, где обучается (воспитывается) ребенок, также участвует в расследовании .

Несчастный случай с ребенком, проходящим практику или выполняющим работу под руководством уполномоченного должностного лица нанимателя, расследует наниматель с участием уполномоченного представителя учреждения образования .

Несчастные случаи с детьми, проходящими практику или выполняющими работу под руководством представителей учреждения образования на участке, выделенном для этих целей нанимателем, расследуются учреждением образования с участием представителей юридического лица нанимателя .

В расследовании также принимают участие :
— уполномоченный представитель профсоюза;
— специалист по охране труда (лицо, на которое возложены обязанности специалиста по охране труда) учреждения образования.

Обратите внимание!
В расследовании не могут участвовать :
— руководитель учреждения образования;
— руководитель, на которого непосредственно возложены организация работы по охране труда и обеспечение безопасности ребенка, получившего травму.

Основная задача руководителя учреждения образования – создать условия для расследования лицам, которые его проводят, в том числе :
— предоставить помещение, транспорт, средства связи и другое;
— оплатить расходы, связанные с проведением расследования (экспертиза, расчеты, фотографирование, печать документов и другое);
— организовать оформление и учет несчастного случая, разработку и реализацию мероприятий по его профилактике.

Порядок расследования несчастного случая

Шаг 1. Провести само расследование

В рамках расследования нужно :
— обследовать место, где произошел несчастный случай;
— сфотографировать при необходимости место происшествия несчастного случая, составить схемы, эскизы, провести лабораторные исследования, испытания, экспертизы и другие необходимые работы;
— взять объяснения, опросить ребенка, получившего травму (при возможности), свидетелей, должностных и иных лиц;
— изучить необходимые документы;
— установить обстоятельства и причины несчастного случая, лиц, допустивших нарушения законодательства о труде и охране труда, мер безопасности, НПА, ТНПА, ЛНА (ЛНПА), разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая.

Обследовать место происшествия и сфотографировать его рекомендуем сразу после несчастного случая. Это необходимо для того, чтобы не были утеряны важные следы и доказательства.

Обратите внимание!
Инструкция N 58 не устанавливает, кто присутствует при опросе несовершеннолетних. Однако, например, чтобы избежать обжалования результатов расследования в этой части со стороны родителей, рекомендуем провести аналогию с административным или уголовным процессом. Опрашивать несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, а при необходимости до 16 лет, обязательно в присутствии педагогического работника. В случае необходимости при опросе могут присутствовать психолог, а также родители или иные законные представители несовершеннолетнего .

На заметку
Несмотря на то, что руководитель учреждения образования сам не проводит расследование, о ходе расследования и выполняемых действиях ему необходимо знать достоверно, поскольку он утверждает акт о несчастном случае. Поэтому руководителю рекомендуется изучить НПА и знать порядок проведения самого расследования.

Срок расследования – пять рабочих дней с момента, когда о несчастном случае стало известно. При этом в него не входит время, необходимое для проведения экспертизы и получения других документов .

Обратите внимание!
Если руководителю учреждения образования не было сообщено о несчастном случае в течение учебного дня (учебной смены) или если повреждение здоровья наступило не сразу, то несчастный случай расследуют в течение месяца со дня, когда руководителю стало о нем известно .

Шаг 2. Оформить акт о несчастном случае

После того, как расследование несчастного случая завершено, уполномоченный представитель руководителя учреждения образования совместно с лицами, участвовавшими в расследовании, оформляет акт о несчастном случае формы Н-2 в трех экземплярах .

К одному из экземпляров акта прилагают:
— объяснения ребенка, получившего травму;
— объяснения свидетелей, должностных и иных лиц;
— планы, схемы, фотоснимки и другие документы, характеризующие место, где произошел несчастный случай, с указанием допущенных нарушений требований законодательства о труде и охране труда, мер безопасности, НПА, ТНПА, ЛНА.

Шаг 3. Утвердить и зарегистрировать акт о несчастном случае

Все экземпляры акта с приложенными к одному из них документами направляют руководителю учреждения образования для рассмотрения и утверждения . Срок направления руководителю учреждения образования акта с приложенными документами расследования не установлен. По нашему мнению, этот срок включен в срок проведения расследования.

Руководитель учреждения образования в течение одного рабочего дня рассматривает документы расследования, утверждает акт и регистрирует его в журнале регистрации несчастных случаев с обучающимся или воспитанником, получившим травму .

С момента регистрации акта в указанном журнале несчастный случай считается учтенным в данном учреждении образования.

На заметку
Несчастный случай, произошедший с ребенком, который не вызвал повреждения здоровья, учитывается руководителем учреждения образования в журнале регистрации микротравм .

Если руководитель учреждения образования не согласен с содержанием акта, он принимает решение о проведении дополнительного расследования . Для этого, по нашему мнению, он может издать приказ или иной распорядительный документ.

Обратите внимание!
Если несчастный случай произошел с ребенком, который был направлен руководителем учреждения образования в другое учреждение образования, то акт утверждает и учитывает руководитель учреждения образования, направивший ребенка .

Руководитель учреждения образования направляет по одному экземпляру акта в трехдневный срок после их утверждения :

1) ребенку, получившему травму (законному представителю или лицу, представляющему его интересы);

2) вышестоящей организации (по подчиненности);

3) специалисту по охране труда (лицу, на которое возложены обязанности специалиста по охране труда) учреждения образования. Ему направляют экземпляр акта, к которому приложены документы расследования.

По требованию других заинтересованных должностных лиц им также может быть направлен акт. Поскольку составляется и утверждается три экземпляра акта о несчастном случае, то иным лицам, полагаем, может быть направлена копия акта.

На заметку
Акт с документами расследования хранят в течение 20 лет в учреждении образования, в котором взят на учет несчастный случай .

За причиненный ребенку вред к ответственности привлекут школу, а в некоторых случаях – провинившегося ученика или его родителей. На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

Кто ответит за травмы школьника?

В каком случае школа будет нести ответственность за вред, причиненный ученику?

Закон обязывает образовательное учреждение создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (ч. 1 ст. 51 Закона об образовании). Ответственность за причинение вреда ученику школа будет нести в случае, если в момент инцидента он находился под ее надзором. Например:

  • на уроке между учениками возник конфликт, они подрались, и в результате здоровью одного из них был причинен вред;
  • на перемене ребенок получил травмы в коридоре школы;
  • в группе продленного дня ребенок пострадал во время прогулки после падения с игрового комплекса, находящегося на территории школы;
  • во время уроков дети находились в школьном дворе, где между ними произошел конфликт, и один из них получил травмы;
  • дети находились не на территории школы, но под надзором учителя или тренера, когда во время поездки на соревнования ребенок разбил окно автобуса и тем самым причинил имущественный вред перевозчику;
  • после уроков в раздевалке школы ребенок упал и получил травму – школа будет нести ответственность, даже если не брала на себя обязательств по контролю за поведением учеников после окончания занятий;
  • школе придется отвечать за причинение вреда ученику в школьном автобусе, если она организует сопровождение детей до дома после уроков. Например, по дороге домой ученик заснул в автобусе. На конечной остановке учитель не убедился, что все ученики вышли, и покинул автобус. После этого водитель проследовал в автобусный парк. В нарушение должностной инструкции он не осмотрел салон автобуса, закрыл его и оставил на ночь в стояночном боксе. Когда ребенок проснулся, он попытался выйти из автобуса. После безуспешных попыток он позвал на помощь, но никто не откликнулся. Позже ему все-таки удалось открыть водительскую дверь. Из стояночного бокса он выбрался через окно и трубу, проходящую вдоль стены. В результате ребенок получил травмы и был доставлен в больницу.

Таким образом, школа несет ответственность, когда учителя халатно относятся к исполнению возложенных на них обязанностей, не проявляют должного внимания и не осуществляют контроль за поведением учеников.

Во всех указанных примерах родители могут требовать проведения внутреннего расследования и установления виновных лиц. Если пришлось платить за лечение и реабилитацию ребенка, родители могут обратиться в суд и вправе рассчитывать на компенсацию понесенного ими материального ущерба и причиненного ребенку морального вреда в случае отказа школы удовлетворить их требования добровольно.

В каком случае школа будет освобождена от ответственности?

  • Если ребенок не является учеником этой школы, т. е. между ею и его родителями не был заключен договор на оказание образовательных услуг. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье своих учеников (ст. 32 Закона об образовании).
  • Если ученик получил травму на территории школы, но фактически находился в этот момент под надзором родителя. Например, когда до начала уроков и до момента передачи ребенка тренеру из-за недосмотра родителя он упал с лестницы.
  • Когда ребенок находился под надзором школы, но вред ему был причинен не по ее вине. Так, к ответственности наряду со школой могут быть привлечены родители ребенка – причинителя вреда. Но для этого должен быть установлен факт ненадлежащего воспитания, иначе ответственность в полном объеме будет возложена на школу за неосуществление должного контроля за поведением и здоровьем обучающихся.

Школа имеет право предъявить к родителям ученика, причинившего вред другому ребенку, регрессный иск. То есть школа вправе потребовать компенсировать ущерб, который был взыскан с нее родителями пострадавшего ребенка. Это возможно, если будет доказано, что родители причинителя вреда безответственно относились к его воспитанию, не осуществляли должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к ним внимания), не выполняли родительские обязанности, которые на них возложены ст. 63 Семейного кодекса.

На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

Можно обратиться к школе с требованием о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда, взыскании убытков. Можно привлечь к ответственности причинителя вреда или родителей провинившегося ребенка.

Размер компенсации определяется по соглашению сторон, а в случае спора – в судебном порядке.

На основании анализа судебной практики можно сделать вывод, что средний размер компенсации морального вреда зависит от субъекта РФ и усмотрения судьи:

  • легкий вред здоровью – от 20 000 до 100 000 рублей;
  • средний вред здоровью – от 150 000 до 500 000 рублей;
  • тяжкий вред здоровью – до 1 000 000 рублей.

Степень вреда определяется на основании медицинской экспертизы.

Что поможет получить компенсацию за причиненный вред?

  • Документы, подтверждающие травму. Если школьный врач не может оказать должную помощь, вызывается скорая. В архиве подстанции скорой помощи впоследствии можно получить медицинские документы. При их наличии школа не сможет отрицать произошедшее.
  • Стоит запросить в школе копию акта о несчастном случае и иные документы, связанные с расследованием произошедшего (приказ о дисциплинарном взыскании, докладные записки, объяснительные ответственного учителя, классного руководителя, завуча, протоколы классного собрания, выписки из протоколов заседания комиссии по профилактике правонарушений и т.п.). Внутреннее расследование школы позволит установить виновных.

Необходимо сохранить чеки и медицинские документы, в которых отражен ход лечения. Они помогут подтвердить размер понесенных трат и обосновать требуемую сумму компенсации морального вреда (причинение морального вреда презюмируется, но доказательства влияют на размер компенсации).

Что делать, чтобы призвать к ответственности виновных?

После сбора перечисленных выше документов рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

1. Обратитесь к адвокату, чтобы получить правовую оценку ситуации.

2. До обращения в суд составьте претензию к образовательному учреждению или родителям ребенка – причинителя вреда о компенсации материального ущерба и морального вреда в добровольном порядке.

3. Обратитесь в суд в случае отказа школы выполнить ваши требования.

Исковое заявление подается мировому судье, если одновременно с требованием имущественного характера на сумму не более 50 000 рублей заявлено производное от него требование о компенсации морального вреда; в районный суд – в иных случаях, в том числе если в иске заявлены и другие требования, не подлежащие оценке (например, об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина).

По общему правилу, исковое заявление направляется в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика – школы или родителей ребенка, причинившего вред. Но возможна иная подсудность по выбору истца. Так, с требованием о компенсации морального вреда можно обратиться в суд по вашему месту жительства.

Читайте также: