Проект в детском саду снег

Обновлено: 05.07.2024

Я, обратила внимание на то, что мои воспитанники на прогулке зимой многие едят снег.

И вот я решила провести занятие по ознакомлению с окружающим миром с детьми младшего дошкольного возраста.

Исследование – является одним из ведущих видов деятельности ребенка дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность.

Руководитель проекта: воспитатель 2-ой младшей группы: Карушина И.В.

Возраст участников проекта: дети от 3 до 4 лет.

Состав проектной группы: воспитатель и воспитанники группы.

Тип проекта: краткосрочный, групповой.

Место проведения: групповое помещение.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание.

Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательно– исследовательская, игровая.

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами окружения, их назначением. Развитие представлений о явлениях неживой природы. Ознакомление младших дошкольников со свойствами снега. Обогатить и расширить представление детей о снеге.

Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях. Познакомить детей с физическими свойствами снега. Расширять представления детей об особенностях снега, устанавливать взаимосвязь (снег в тепле тает, превращаясь в воду). Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью и эмоциональной заинтересованности. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

Развивающие: Развивать познавательный интерес детей, творчество, умение мыслить логически. Закреплять умение подбирать прилагательные. Поддерживать стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение. Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе. Закреплять культурно-гигиенические навыки (снег нельзя кушать, он грязный).

Словарная работа: снег, белый, рыхлый, тает, пушистый, холодный, без запаха, непрозрачный.

Материалы и оборудование:

- 2 ведра со снегом;

Увидев, во время прогулки как ребенок очередной раз берет снег в рот, воспитатель предлагает детям провести эксперимент. И вместе с детьми набираем снег в ведёрко, чтобы в группе проверить какой же снег на самом деле: чистый или грязный.

- Ребята, СНЕГ – это замершая вода.

- А снег пушистый? Какой он, кто знает? (Ответы детей.)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится. (Дети кружатся.)

И на землю тихо

Падает, ложится. (Дети приседают.)

- А давайте, мы с вами слепим комочки!

- Вы хотите поиграть в снежки? (Ответы детей.)

- А разве можно играть в теплом помещении в снежки?

Дети: - Снег тает.

Воспитатель: - Давайте, ребята, покажем нашей няне, Анне Олеговне, что случится со снегом в теплом помещении. Возьмите снег в ладошку, а сейчас спрячьте снег в кулачке, и по смотрите что случится?

Дети: Водичка капает.

Воспитатель: - А откуда появилась вода?

Дети: Вода появилась из снега.

Воспитатель: - А почему снег тает на ладошке?

Дети: Ладошка тёплая, а снег холодный.

Воспитатель: - Конечно, ведь снег любит холод, а рука у нас тёплая, поэтому снег начинает таять в тёплой ладошке.

- Вика, скажи пожалуйста, снег какой?

- Вадим, ладошка какая?

- Дима, что произошло со снегом?

Воспитатель: - Ребята, замерзли ваши ручки?

- Давайте протрём руки салфеткой.

- Вот видите ребята, в теплом помещении снег тает, и если мы будем в группе играть в снежки, то везде будет мокро.

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, что будет со снегом, который мы принесли с улицы, если мы его поставим поближе к батарее? (Ответы детей).

Воспитатель: - Снег стал таять очень быстро, стали проявляться на дне песчинки и вода стала мутная и грязная.

Снег

Воспитатель: - А такую воду можно пить? (Ответы детей.)

- Конечно нельзя такую воду пить! И нельзя кушать, и облизывать снег на улице!

Воспитатель: - А как вы думаете, почему снег в группе у батареи быстро растаял, а на улице снег лежит и не тает.

Дети: - В группе тепло, а на улице холодно.

Воспитатель: - Согласна с Вами. Да на улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а у батареи тепло и он быстро растаял. Но вот когда солнышко начнет пригревать сильнее, весь снег и на улице начнет таять.

Воспитатель: - Ребята, а кто из Вас заметил – мы принесли полные 2 ведра снега. А сейчас, когда снег стал таять, что произошло? (Ответы детей).

Воспитатель: - Молодцы ребята!

- А Вы заметили, что, когда снег стал таять в ведре он уменьшился в объеме и превратился в воду.

- Скажите ребята, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега?

- (Нет, эту воду пить нельзя, она грязная.)

- А кто теперь будет на прогулке кушать снег?

- Я рада, что Вы сделали для себя выводы, ребята!

- А давайте вспомним, что такое снег и что мы делали со снегом, и что мы интересного узнали про снег.

- Снег – это замершая вода.

- Снег тает под воздействием тепла и превращается в воду.

- Снег сжимается, он – рыхлый.

- Снег – легче воды.

- Были полные ведра снега, а когда снег растаял, то объем воды получился в 4 раза меньше.

- Мы увидели, что ведре вода мутная, грязная и холодная.

- Снег – это снежный покров – это гигантское одеяло, прослойка между землей и атмосферой, которая играет важную роль в природе. Снег защищает зимой от холода растения и многих животных, чтобы те не замерзли. А весной, когда солнце станет пригревать землю, снег растает и земля, деревья, кустарники, вся растительность – получит воду.

- Снег кушать и облизывать НЕЛЬЗЯ! Но есть одно, НО: - Иногда люди находятся в экстремальной ситуации и у людей заканчивается питьевая вода, то можно воспользоваться снегом – но обязательно прокипятить снег, а потом уж пить эту воду.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подготовила воспитатель: Тюмина И.В.

Тип проекта: исследовательский, групповой, среднесрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.

Цель проекта: познакомить детей со свойствами снега, путём развития творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

· Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов со снегом;

· Развитие любознательности в процессе ознакомления с явлением природы – снегопадом;

· Дать детям представление о том, что снег грязный, его нельзя есть;

· Воспитание любви к природе.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Опыты по ознакомлению со свойствами снега;

2. Игры со снегом;

3. Прогулки и наблюдения;

4. Образовательная деятельность;

5. Беседы с детьми;

6. Игры и упражнения;

7. Обогащение развивающей среды: украшение группы и приёмной к новому году. Новогодняя выставка.

Актуальность проекта: зима – любимое время года большинства детей в нашей группе. А снег – наиболее яркий признак зимы.

Планируемые результаты:

· Расширение представлений у детей о снеге.

· Расширение словарного запаса.

· Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

· Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.

Объект исследования: снег

Предмет исследования: состав и свойства снега.

Работа с родителями:

Поделки своими руками.

Этапы проекта

1. Этап – подготовительный

· Изучение литературы, планировании, подбор материала к проекту;

· Подбор и изготовление дидактических игр;

· Создание необходимых условий для реализации проекта;

· Обогащение предметно-развивающей среды.

2. Этап – основной.

Основная деятельность с детьми:

· Наблюдение за снегом

· Изучение формы снежинок, хруст снега

· Опыты со снегом

· Трудовые поручения: очистка скамеек от снега, уборка веранды от снега.

· Заучивание стихов о зиме

· Просмотр презентаций по теме проекта

3. Развивающая среда:

· Украшение группы и приёмной к новому году

4. Работа с родителями:

3 этап – заключительный

· Выставка детских работ по теме проекта

· Картотека опытов со снегом и льдом

· Ребята развили познавательные способности в процессе совместной исследовательской деятельности , практических опытов со снегом

· Уточнили и расширили представления о снеге и изменение его свойств.

· Сформировали представления о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе

· Научились приобретать новую информацию через экспериментирование.

ФОТООТЧЁТ ПРОЕКТА

Основная деятельность с детьми


В группе


Вторник.
Эсперименты со снегом.
1. Свойства снега.
2. Почему снег тает.
3. Снег растениям друг или враг?
4. Где лучики.
5. Почему снег лёгкий?
(Приложение 2)

Мелкий снег
Артур Гарипов
Синий цвет сменив на серый -
Небо спрятало лучи.
Хоть и утро - потемнело,
Словно близится к ночи.

С неба падают снежинки -
Будто сквозь большое сито.
Мелкой белою крупинкой,
Тротуар кругом усыпан.

Море снега
Терентий Травник
Шёл мокрый снег
Так, будто кто-то
Кидал на землю мягкий хлопок.
Летели ватки и пушки,

И клеились, и прилипали.
Играла ребятня в снежки.
И бабу снежную катали
На радость всем наверняка.

Первый снег.
Владимир Луговской
Вот и выпал первый снег,
первый снег,
Он покрыл долины рек -
первый снег.
А река течёт черна,
первый снег,
Вся жива ещё до дна,
первый снег.
Вся любовь моя черна,
первый снег,
Вся жива ещё до дна,
первый снег.

- Славный морозец! - сказал снеговик. - Ну, ну, рассказывай! Только не греми цепью, а то меня просто коробит!
- Вон! Вон! - залаял цепной пес. - Я был щенком, крошечным хорошеньким щенком, и лежал на бархатных креслах там, в доме, лежал на коленях у знатных господ! Меня целовали в мордочку и вытирали лапки вышитыми платками! Звали меня Милкой, Крошкой. Потом я подрос, велик для них стал, меня подарили ключнице, я попал в подвальный этаж. Ты можешь заглянуть туда; с твоего места отлично видно. Так вот, в той каморке я и зажил как барин! Там хоть и пониже было, да зато спокойнее, чем наверху: меня не таскали и не тискали дети. Ел я тоже не хуже, если не лучше! У меня была своя подушка, и еще там была печка, самая чудеснейшая вещь на свете в такие холода! Я даже уползал под нее. О, я и теперь еще мечтаю об этой печке! Вон! Вон!
- Разве уж она так хороша, печка-то? - спросил снеговик. - Похожа она на меня?
- Ничуть! Вот сказал тоже! Печка черна как уголь: у нее длинная шея и медное пузо! Она так и пожирает дрова, огонь пышет у нее изо рта! Рядом с нею, под нею - настоящее блаженство! ее видно в окно, погляди!
Снеговик посмотрел и в самом деле увидал черную блестящую штуку с медным животом; в животе светился огонь. Снеговика вдруг охватило такое страшное желание, - в нем как-будто зашевелилось что-то. Что такое нашло на него, он и сам не знал и не понимал, хотя это понял бы всякий человек, если, разумеется, он не снеговик.
- Зачем же ты ушел от нее? - спросил снеговик пса, он чувствовал, что печка - существо женского пола. - как ты мог уйти оттуда?
- Пришлось поневоле! - сказал цепной пес. - Они вышвырнули меня и посадили на цепь. Я укусил за ногу младшего барчука - он хотел отнять у меня кость! "Кость за кость!" - думаю себе. А они осердились, и я оказался на цепи! Потерял голос. Слышишь, как я хриплю? Вон! Вон! Вот тебе и вся недолга!
Снеговик уже не слушал; он не сводил глаз с подвального этажа, с каморки ключницы, где стояла на четырех ножках железная печка величиной с самого снеговика.
- Во мне что-то странно шевелится! - сказал он. - Неужели я никогда не попаду туда? Это ведь такое невинное желание, отчего ж бы ему не сбыться! Это мое самое заветное, мое единственное желание! Где же справедливость, если оно не сбудется? Мне надо туда, туда к ней. Прижаться к ней во что бы то не стало, хоть бы разбить окно!
- Туда тебе не попасть! - сказал цепной пес. - А если бы ты и добрался до печки, то тебе конец! Вон! Вон!
- Мне уж и так конец подходит, того и гляди, свалюсь!
Целый день снеговик стоял и смотрел в окно; в сумерки каморка выглядела еще приветливее; печка светила так мягко, как не светить ни солнцу, ни луне! Куда им! Так светит только печка, если брюшко у нее набито. Когда дверцу открыли, из печки метнулось пламя и заиграло ярким отблеском на белом лице снеговика. В груди у него тоже горело пламя.
- Не выдержу! - сказал он. - Как мило она высовывает язык! Как это идет ей!
Ночь была длинная, длинная, только не для снеговика; он весь погрузился в чудесные мечты, - они так и трещали в нем от мороза.
К утру все окна подвального этажа покрылись прекрасным ледяным узором, цветами; лучших снеговик и желать не мог бы, но они скрыли печку! Мороз так и трещал, снег хрустел, снеговику радоваться да радоваться бы, так нет! Он тосковал о печке! Он был положительно болен.
- Ну, это опасная болезнь для снеговика! - сказал пес. - Я тоже страдал этим, но поправился. Вон! Вон! Будет перемена погоды!
И погода переменилась, началась оттепель.
Зазвенела капель, а снеговик таял на глазах, но он не говорил ничего, не жаловался, а это плохой признак. В одно прекрасное утро он рухнул. На месте его торчало только что-то вроде железной согнутой палки; на ней-то мальчишки и укрепили его.
- Ну, теперь я понимаю его тоску! - сказал цепной пес - У него внутри была кочерга! Вот что шевелилось в нем! Теперь все прошло! Вон! Вон!
Скоро прошла и зима.
- Вон! Вон! - лаял цепной пес, а девочки на улице пели:

Цветочек лесной, поскорей распускайся!
Ты, вербочка, мягким пушком одевайся!
Кукушки, скворцы, прилетайте,
Весну нам красну воспевайте!
И мы вам подтянем: ай, люли-люли,
Деньки наши красные снова пришли!

Опыты со снегом
Свойства снега.
Цель: Определить есть ли у снега запах.
Материал: Ёмкости для снега, снег.
Ход эксперимента:
Взрослый вносит в помещение ёмкости со снегом. Дети исследуют снег, пытаются определить его свойства:
- снег белый, серебристый,
- не имеет запаха,
- холодный,
- лёгкий,
- рассыпчатый, состоит из снежинок,
- тает в тёплом помещении.

Почему тает снег?
Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.
Материал: Емкости для снега, снег.
Ход эксперимента:
Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с
разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т.д.). Через некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что произошло с ними и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду).

Снег друг растениям или враг?
Цель: Подтвердить необходимость снега для растений зимой.
Материал: Две одинаковые ёмкости с крышкой, вода.
Ход эксперимента:
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, растениям нужен снег?
Ответы детей. (В большей степени отрицательные)
Воспитатель: Предлагаю вам опытным путё опровергнуть ваши предположения и доказать, что всем растениям нужен снег зимой. Для эксперимента нам понадобятся две ёмкости с водой и много, много снега. Где у нас много снега?
Ответы детей: На улице, на участке.
Воспитатель предлагает детям пройти на прогулку для проведения опыта.
На улице дети одну ёмкость ставим на снег, а вторую закапываем под снег.
По окончанию прогулки дети ставят рядом обе ёмкости с водой и внимательно их рассматривают. Вода, стоявшая на снегу, покрылась кромочкой льда, а вода в сугробе не изменилась.
Вместе с детьми делаем вывод, что корни растений под снегом будут сохраняться и не замёрзнут. Значит снег просто необходим растениям в холодное время года.

Почему снег лёгкий?
Цель. Совершенствование знаний детей о снеге.
Материал: Ведёрки, лопатки, лупы и чёрная ткань.
Ход эксперимента:
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за падающим снегом. Затем дети собирают снег в ведёрки. Заметить, что ведёрки очень лёгкие, не то что песок, который летом дети носили в тех же ведёрках.
Затем предложить рассмотреть снег под лупой.
На расстеленную чёрную ткань падают снежинки (если снега нет, то можно самим лопаточкой положить снег).
Под лупой видно, что снег состоит из отдельных снежинок. А между ними воздух. Поэтому снег и лёгкий!

Где лучики?
Цель: Уточнить форму снежинок во время сильного ветра и без него.
Материал: Лупы, вертушки, чёрная ткань.
Ход эксперимента:
Вопрос к детям: Всегда ли снежинки имеют одинаковую форму?
Ответы детей.
Вопрос к детям: А влияет ли ветер на форму снежинок.
Ответы детей: Нет не влияет.
Предлагаем детям рассмотреть снежинки в безветренную погоду с помощью лупы. Снежинки красивые, с лучиками.
А в ветреную погоду при рассматривании под лупой видно, что снежинки лучиков не имеют, похожи на маленькие комочки.
С помощью вертушек можно понять ветреная ли сегодня погода для более точного эксперимента.

Загадки о зиме и снеге.
Загадки про снег
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный .
(Снег)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег)
Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает.
(Снег)
Выгляну в оконце,
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
(Снег)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути.
(Снег)
Идет, а ног нет,
Лежит, а постели нет,
Легкий, а крыши ломит.
(Снег)
Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.
(Снег)
Вился, вился белый рой,
Сел на землю - стал горой.
(Снег)
Пушистый ковер
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
(Снег)
Словно перышки Жар-птицы,
Весь сверкает и искрится,
Запорошил лес, лужок
Зимний беленький .
(Снежок)
Мы зимой "войну" устроим,
Крепость снежную построим!
Чем же будем "воевать"?
Каждый "воин" должен знать!
Угадай скорей, дружок,
Шарик кругленький - .
(Снежок)
Ночь. Зима. На небе звезды.
Детки спят, совсем уж поздно,
Месяц на небе - рожок,
Выпал беленький .
(Снежок)
Едут сани по дороге,
Вьется ниточкой стежок
От полозьев след остался,
Запорошил след .
(Снежок)
Он пришел нежданно,
Удивил нас всех,
Для ребят желанный
Белый-белый .
(Снег)
Только выпали снежинки,
Побежал я по тропинке,
А за мной они бегут,
Весь маршрут мой выдают.
(Следы на снегу)

Загадки про снежинки
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
(Снежинки)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке?
(Снежинка)
Вся сверкает, серебрится
Эта чудо-крошка.
Но в дождинку превратится,
На твоей ладошке.
(Снежинка)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые.
(Снежинки)
Загадки про зиму
Вот уж месяц снег идёт,
Скоро встретим Новый год,
В снежной спячке вся природа.
Подскажите время года.
(Зима)
Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зима)
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зимой)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки - над миром пушинки.
(Зима)
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зима)
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима)
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла.
(Зима)
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.
(Мороз, зима)
Как называется пора,
Когда из снега лепят бабу,
Медведь сосёт в берлоге лапу,
В снежки играет детвора?
(Зима)
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(Зима)
Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня …
(Зима)
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я .
(Зима)
Неожиданно метели
С воем жутким налетели.
Осень в страхе убежала,
А она хозяйкой стала.
(Зима)
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, Белы дома.
Ночью к нам пришла .
(Зима)

Загадки про мороз
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(Мороз)
Может, я ещё во сне?
Очень странно это мне.
Раньше срока убежала
Осень, листья побросала,
Значит, скоро быть зиме.
(Мороз)
Он рисует на стекле
пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
а шалит, как маленький.
(Мороз)
Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз?
(Мороз)
Стали дни короче.
Ночью дождик лил.
И пришел стекольщик -
Лужи застеклил
(Мороз)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
(Мороз)
Кто поляны белит белым?
И на стенах пишет мелом?
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Мороз)
Летом нас пугают грозы,
А зимой страшны …
(Морозы)
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице …
(Мороз)
Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка …
(Мороз)

Срок реализации: три недели декабря.

• Познавательное развитие;

При реализации проекта были использованы следующие формы работы:

• Чтение познавательной и художественной литературы;

• Наблюдение во время прогулок;

• Формирование системы знаний о снеге и его свойствах. Дети знакомятся с образованием снежинок, узнают о пользе и вреде снега.

• Совершенствование умения устанавливать простейшие причинно- следственные связи, умение рассуждать, высказывать предположения, умение договариваться и прогнозировать результат.

• Развитие наблюдательности, умение видеть и ценить красоту природы.

• Проведение в домашних условиях простейших опытов со снегом и льдом;

• Наблюдение во время прогулок за зимними явлениями погоды, за снегом;

• Оказание помощи в постройке снежной горки на участке.

• Проведение родительского собрания по теме проект;

Цель проекта

Ознакомление со свойствами снега путем развития творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности

1. Создавать условия для расширения представлений детей о явлениях окружающей действительности (снег, лёд,

2. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с новыми способами обследования снега.

3. Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.

4. Содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей.

5. Развивать познавательные процессы (память, внимание)

6. Содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности;

7. Содействовать развитию творческих способностей и воображения;

8. Развивать трудовые и самостоятельные навыки, чувство коллективизма и ответственность за выполненную работу.

9. Воспитывать интерес и любовь к чтению;

10. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить.

-Расширение представления о снеге.

- Расширение словарного запаса.

- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.

Проводится более углубленная работа по знакомству детей со свойствами снега.

Гипотеза: Снег играет важную роль в жизни природы и человека. Дошкольники, совместно с педагогом и родителями проводят исследование снега, опыты и эксперименты, изучают познавательную литературу.

Актуальность: Зима - любимое время года большинства детей в нашей группе. А снег - наиболее яркий признак зимы. Проект посвящён изучению свойств снега.

Объект исследования: снег

Предмет исследования: состав и свойства снега

-Чтение художественной и познавательной литературы

-Опыты – эксперименты со снегом

-Рассказ из личного опыта

Этапы проекта

I этап – подготовительный.

• Создание необходимых условий для реализации проекта.

II этап – основной.

• Реализация проекта путем решения поставленных задач

III этап – заключительный.

• Оформление результата проекта.

Работа с родителями:

Реализация проекта

Познавательное - развитие

Чтение художественных произведений:

Заучивание стихотворений наизусть:

Рассматривание иллюстраций и фотографий.

• Рассматривание иллюстраций с изображением разной зимней погоды.

1. Снег-это зимний вид атмосферных осадков. Наличие снега играет важную роль в жизни растений и животных.

2. Снег есть нельзя, потому что он холодный, может заболеть горло, а ещё и недостаточно чистый, может повредить здоровью.

В результате проведения исследования дети сделали вывод, что снег и лед - грязные и не пригодны для еды, но талым снегом можно поливать растения, а также его пьют животные и птицы. Также снегом можно играть, строить снежные постройки.

Конспект занятия в средней группе

-Формировать представление детей о снеге, его свойствах;

-Развивать интерес, любознательность при проведении экспериментальной деятельности.

-Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы.

-Активизировать и обогащать словарь, вводить слова, обозначающие качества: холодный, рыхлый, белый, непрозрачный, грязный.

-Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Оборудование и материалы:

Игрушка Петрушка, пластмассовое ведерко для снега, совок, пластиковые ложечки, тарелки, 2 стакана, кусочек марли, бумага белого цвета, картинки, деревянные палочки.

Виды деятельности: экспериментирование, познавательно – исследовательская деятельность, игровая деятельность, двигательная деятельность.

Место проведения: групповое помещение.

Предварительная работа: наблюдение за снегом во время прогулки.

Описание хода занятия:

1. Организационный момент.

(Воспитатель входит в группу с игрушкой Петрушкой, у которого горло перевязано шарфом).

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к вам пришёл в гости?

Воспитатель: А как вы думаете, почему у него горло перевязано шарфом?

Дети: У него горлышко заболело.

Воспитатель: Петрушка вчера ходил гулять и ел снег. Как вы думаете, можно ли есть снег?

Дети: Нельзя. Можно простудиться и заболеть.

Воспитатель: Петрушка, ты садись на стульчик и послушай наст, и сам убедишься, что есть снег нельзя, а ещё мы тебе покажем, какой снег бывает.

2. Опыты со снегом

(На столах для каждого ребенка разложены тарелки, ложки, белая бумага, картон деревянные палочки. Воспитатель проходит и совком насыпает снег из ведёрка каждому ребенку в тарелку.)

Воспитатель: Потрогайте снег руками. Какой он, теплый или холодный?

Воспитатель: Понюхайте снег. Он пахнет?

Воспитатель: Какого цвета снег? Сравните с белой бумагой.

Дети: Белый. Такой же, как бумага.

Воспитатель: Теперь положите ложечкой снег на цветную картинку. Скажите, видно картинку, или – нет.

Дети: Под снегом не видно.

Воспитатель: Прозрачный снег или непрозрачный?

Воспитатель: Возьмите палочку и помешайте снег. Какой снег - рыхлый или твердый?

Воспитатель: А теперь, дети, немного отдохнем. Я хочу, чтобы вы вышли ко мне из - за столов и встали в круг.

Мы бабу снежную лепили, (Изображают в воздухе последовательно три круга.)

Чтоб краше не было ее. (Проводят пальцами по лицу.)

Лопатами весь снег собрали, (Имитируют движения лопатой.)

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали (Изображают руками в воздухе максимально большой круг.)

И плотно этот ком прижали. (Изображают перед собой руками круг, опускают его.)

Второй поменьше был размером. (Изображают круг меньше.)

На первый он уселся смело. (Приседают.)

А третьим – голова была (Показывают на голову.)

И участи своей ждала. (Подпирают голову ладонями.)

Лицо украсили морковкой, (На уровне носа пальцами изображают морковку.)

И угольками вместо глаз. (Показывают на глаза.) /

Прорисовали ротик ловко, (Трогают рот.)

Смотрели в профиль и анфас. Поворачивают голову в сторону, прямо.)

На голову ведро надели, (Делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)

Украсили его пером. (Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы.)

Трудились дружно всем двором! (Скрещивают пальцы рук в замок.)

Воспитатель: Давайте посмотрим на снег, который был в стакане. Что с ним случилось, пока мы играли?

Дети: Он растаял.

Воспитатель: Правильно, под действием тепла снег превратился в воду.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли есть снег, выпавший на землю? Достаточно ли он чистый для этого? Возьмём чистый стакан, накроем его марлей, процедим воду от растаявшего снега через марлю. Что вы видите? Дети: На марле осталась грязь, волоски. Снег был грязный.

Воспитатель: Можно ли есть снег?

Дети: Снег вообще нельзя есть.

Воспитатель: В наше время снег содержит множество вредных примесей, наносящих вред здоровью. Вдобавок ко всему, по снегу ходят люди, бегают собаки, ездят машины. В результате этого в снег попадают микробы, он становится ещё более грязным и опасным для здоровья. Поэтому после поедания снега может возникнуть дизентерия, отравление, заражение глистами. Я думаю, что никто из вас не хочет заболеть как Петрушка. Значит, есть снег ни в коем случае нельзя. Петрушка тоже все понял и больше никогда не будет есть снег. А сейчас он пойдет к врачу и будет лечить своё горло.

Воспитатель: Дети, чем мы сегодня на занятии занимались?

Что вы узнали о снеге?

Почему снег нельзя есть?

Что вам понравилось на занятии?

"Мороз - красный нос", "Бездомный заяц", "Мы веселые ребята", "Метание снежков"

Игры со снегом :

Рисование на снегу

Лепим фигуры, куличи из снега

Художественно эстетическая деятельность

Закреплять умение детей передавать в лепке предметы, состоящие из шаров разной величины. Учить передавать относительную величину частей. Развивать чувство формы, эстетическое восприятие. Закреплять усвоенные приемы лепки.

Опыт 1: Что такое снег?

Набрать с детьми ведерко снега или льда. На некоторое время оставить его в теплом помещении. Обратить внимание на то, что снега (льда) не стало, а в ведерке появилась вода.

Вывод: снег (лед) – это вода, в твердом состоянии.

Опыт 2: Что такое иней?

Взять металлический прут и подуть на него на морозе. Предложить ребенку провести по инею рукой. Иней осыплется. Спросить детей, что же это посыпалось: снег или иней?

Вывод: снег и иней – это одно и то же. Только разница в том, что снег, образуется из воды в облаках, а иней – это вода, которая замерзла на деревьях, на металле, на стекле.

Опыт 3. Можно ли пить талую воду?

Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег или лед грязнее водопроводной воды. Взять две белые тарелки, в одну положить снег или лед, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег (лед) растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по осадку на дне). Убедитесь в том, что грязная талая вода не пригодна людям для питья. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.

Опыт 4: Что же находится в снегу между снежинками?

Предложить детям набрать снег в ведерко, стараясь его не мять. Потом предложить уплотнить его. Что случилось со снегом? Он уменьшился в объеме.

Вывод: в снегу между снежинками есть воздух.

Опыт 5: Какую пользу приносит снег людям?

Обратить внимание детей, что после того, как прошел снег дышать легче. Потому что снег, как метла, собирает из воздуха всю пыль, микробы. И воздух становится чище, дышать проще, в организм попадает меньше пыли.

Вывод: снег чистит воздух.

Опыт 6. Рассматривание снега через лупу. Снег состоит из множества снежинок. Все они разные! Нет одинаковых снежинок!

Опыт 7. Куда делся снег с ладошки. - Наблюдение, где быстрее тает снег - на перчатке или на ладошке.

Опыт 8. Получение талой воды и ее фильтрование. Мы набрали снег в банку и занесли её в группу, а когда снег растаял, профильтровали его через марлю и увидели, сколько мусора было в снегу (мелкий волос, частицы пыли и другое). И сделали вывод, что хотя снег выглядит чистым и белым, но в нем содержится мусор и поэтому снег есть нельзя.

Вода в бутылке, зарытой в середине сугроба - осталась в ней жидкая, так что

спокойно вытекала из бутылки. Значит, под снегом действительно тепло, снег защищает и растения и животных, которые находятся под ним.

Загадки про снег

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный.

(Снег)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег)

(Снег)

Выгляну в оконце,

Лежит белое суконце.

А весной убежит.

(Снег)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

(Снег)

Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути.

(Снег)

Лежит, а постели нет,

Легкий, а крыши ломит.

(Снег)

(Снег)

Вился, вился белый рой,

Сел на землю - стал горой.

(Снег)

При солнце, при месяце

(Снег)

Словно перышки Жар-птицы,

Весь сверкает и искрится,

Запорошил лес, лужок

Мы зимой "войну" устроим,

Крепость снежную построим!

Чем же будем "воевать"?

Каждый "воин" должен знать!

Угадай скорей, дружок,

Ночь. Зима. На небе звезды.

Детки спят, совсем уж поздно,

Месяц на небе - рожок,

Едут сани по дороге,

Вьется ниточкой стежок

От полозьев след остался,

Он пришел нежданно,

Удивил нас всех,

Для ребят желанный

(Снег)

Только выпали снежинки,

Побежал я по тропинке,

А за мной они бегут,

Весь маршрут мой выдают.

(Следы на снегу)

Загадки про снежинки

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Только не душистые.

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке?

Вся сверкает, серебрится

Но в дождинку превратится,

На твоей ладошке.

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Загадки про зиму

Вот уж месяц снег идёт,

Скоро встретим Новый год,

В снежной спячке вся природа.

Подскажите время года.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Снег на полях, лёд на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнула перинки - над миром пушинки.

Снег на полях, лёд на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Осень, лучшую подружку,

Я отправила на юг.

Я морозна и бела

И надолго к вам пришла.

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады.

Как называется пора,

Когда из снега лепят бабу,

Медведь сосёт в берлоге лапу,

В снежки играет детвора?

Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода.

Какое это время года?

Дел у меня немало - я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня …

Я тепла не потерплю:

Все поляны побелю,

Замету снежком дома,

С воем жутким налетели.

Осень в страхе убежала,

А она хозяйкой стала.

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу, Белы дома.

Ночью к нам пришла.

Загадки про мороз

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Может, я ещё во сне?

Очень странно это мне.

Раньше срока убежала

Осень, листья побросала,

Значит, скоро быть зиме.

Он рисует на стекле

пальмы, звезды, ялики.

Говорят, ему сто лет,

а шалит, как маленький.

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

Стали дни короче.

Ночью дождик лил.

И пришел стекольщик -

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

Кто поляны белит белым?

И на стенах пишет мелом?

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Летом нас пугают грозы,

А зимой страшны … (Морозы)

Наблюдение за снегопадом.

В январе, в январе

Много снега во дворе.

Ой, ты, зимушка- краса!

Побелила все леса,

Горы снега намела,

Нас кататься позвала.

После сильных снегопадов измерить толщину снежного покрова мерной линейкой. Делать на ней яркие отметки, чтобы дети убеждались, что слой снега увеличивается, рассказать о пользе снега для растений.

Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он холодный поэтому нужно надеть рукавички. Рассказать, что в холодную погоду лепить из снега нельзя, т. к. он рассыпается:

Белый снег- снежок

Жжется, колется. (Г. Ладонщиков)

Солнце землю греет слабо,

По ногам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос. (Г. Ладонщиков).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования со снегом. Формирование экологической грамотности.

МКДОУ «Детский сад №1 общеразвивающего вида Подготовила воспитатель Вышкварка Т.Э. 2019год

МКДОУ «Детский сад №1 общеразвивающего вида

Подготовила

воспитатель Вышкварка Т.Э.

Познавательно-исследовательский, совместный, средней продолжительности три месяца (декабрь, январь, февраль)

Познавательно-исследовательский, совместный,

средней продолжительности

три месяца (декабрь, январь, февраль)

Интеграция образовательных областей

Интеграция детских видов деятельности

Познавательно-исследовательская

Двигательная

Продуктивная

Китайская мудрость гласит:

Китайская мудрость гласит:

Вопрос развития познавательной активности

у детей очень актуален на сегодняшний день. Дошкольники – это прирождённые исследователи. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. Именно в дошкольном возрасте необходимо сформировать у ребёнка основы экологической культуры, познавательную инициативу, умение сравнивать предметы

и явления, устанавливать связи между ними.

1.Развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования со снегом. 2.Формирование экологической грамотности. .

1.Развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования

2.Формирование экологической грамотности.

Обучающие: 1.Закреплять у детей умения определять свойства снега. 2.Формировать умение пользоваться схемами, приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов. 3.Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивающие: 1.Обогатить и активизировать речь детей. 2.Развивать психические процессы: мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, вырабатывать гипотезы и делать правильные выводы), восприятие. Воспитывающие: 1.Воспитывать интерес к совместной познавательно-экспериментальной деятельности участников проекта. 2.Воспитывать безопасное поведение детей на прогулке.

1.Закреплять у детей умения определять свойства снега.

2.Формировать умение пользоваться схемами, приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

3.Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

1.Обогатить и активизировать речь детей.

2.Развивать психические процессы: мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, вырабатывать гипотезы и делать правильные выводы), восприятие.

1.Воспитывать интерес к совместной познавательно-экспериментальной деятельности участников проекта.

2.Воспитывать безопасное поведение детей на прогулке.

Ожидаемые результаты 1.У детей сформированы умения определять свойства снега. 2.Дети умеют пользоваться схемами, приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов. 3.Дети могут устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями ( зависимость живой природы от снега, состояния снега от погоды, состояния снега от деятельности человека.) 4.Обогащена и активизирована речь детей. 5.Развиты психические процессы: мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, вырабатывать гипотезы и делать правильные выводы), восприятие, 6.Воспитан интерес к совместной познавательно-экспериментальной деятельности участников проекта. 7. Сформировано безопасное поведение детей на прогулке.

Ожидаемые результаты

1.У детей сформированы умения определять свойства снега.

2.Дети умеют пользоваться схемами, приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

3.Дети могут устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями ( зависимость живой природы от снега, состояния снега от погоды, состояния снега от деятельности человека.)

4.Обогащена и активизирована речь детей.

5.Развиты психические процессы: мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, вырабатывать гипотезы и делать правильные выводы), восприятие,

6.Воспитан интерес к совместной познавательно-экспериментальной деятельности участников проекта.

7. Сформировано безопасное поведение детей на прогулке.

Итоговый продукт

Выпуск фотоальбома на тему:

«Опытно - экспериментальная деятельность детей

Этапы проекта

Эксперимент . Опускаем комочек снега в воду, он не тонет. Вывод. Снег легче воды.

Эксперимент . Опускаем комочек снега в воду, он не тонет. Вывод. Снег легче воды.

Эксперимент. Украсим снежные постройки . Вывод. Снег поддаётся окрашиванию.

Эксперимент. Украсим снежные постройки . Вывод. Снег поддаётся окрашиванию.

Читайте также: