Формы организации совместной деятельности их влияние на характер общения кратко

Обновлено: 06.07.2024

Совместная деятельность - совместные действия нескольких субъектов (агентов), направленные на получение общего результата.

Деятельность направлена на объекты. Объектами совместной сетевой деятельности могут страницы, фотографии, категории, программы - цифровые объекты, над которыми можно совершить действия - редактирования, оценивания, категоризации.

Принципиальное отличие совместной деятельности от индивидуальной заключается во включении предметно-направленного (или целевого) взаимодействия ее участников в структуру деятельности: когда взаимодействие преобразует (изменяет) индивидуальные виды деятельности (как отдельные компоненты или в целом выполняемую деятельность), то последняя становится определенной частью целостной совместной деятельности. Взаимодействие в совместной деятельности может быть трех основных видов: предметно—направленным (т.е. изменяющим характеристики выполняемой деятельности), субъектно—направленным (изменяющим характеристики субъекта совместной деятельности) и организационно—направленным (изменяющим характеристики организации совместной деятельности).

Структура совместной деятельности

Cовместная деятельность представляет собой единство двух сторон: совместные воздействия на общий предмет труда, а также воздействие участников друг на друга (А.Л. Журавлёв)

  • Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. : Институт психологии РАН, 2005. 640 с.

В совместной деятельности акцентируется два аспекта: собственно предметная деятельность и совокупность процессов, устанавливающих различные связи и зависимости между людьми в процессе деятельности и общения. Во всех случаях взаимодействие может рассматриваться как минимальная единица для анализа совместной деятельности.

Формы совместной деятельности

Л.И. Уманский выделяет следующие формы организации совместной деятельности, отражающие характер взаимодействия участников совместной деятельности:

  1. совместно-индивидуальная,
  2. совместно-последовательная - кооперация
  3. совместно-взаимодействующая - коллаборация

При совместно-индивидуальной деятельности каждый член группы делает свою часть работы независимо друг от друга. Если же совместная деятельность предполагает последовательное выполнение частных действий и процедур разными членами группы (как на поточном, конвейерном производстве), то мы имеем совместно-последовательную деятельность. Если же общая задача выполняется при непосредственном (и одновременном) взаимодействии каждого члена группы со всеми другими ее членами, то следует говорить о совместно-взаимодействующей деятельности.

  • Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: учебное пособие. М.: Просвещение, 1980. 160 с.

Коллаборация

Область использования понятия Цифровая, Педагогическая
Ages 10
FieldActivity Global Collaborator

Коллаборация - это очное или заочное одновременное участие в работе (очная группа у флипчарта, три человека в документах Google, работающих над одним документом, пятеро строителей дома в Second Life, которые находятся на строительной площадке. При коллаборации результат больше суммы отдельных действий, поскольку каждый участник вкладывает свое содержание и учится у других участников.

Компетенция коллаборативного решения проблемы = способность индивидуума эффективно участвовать в процессе, когда двое или более агентов пытаются решить проблему разделяя общее понимание этой проблемы и объединяя свои усилия, знания и навыки в поисках решения данной проблемы.

Кооперация

Кооперация -- участие в общей работе, которая может разделена на множество частей. Каждый участник выполняет свою операцию из заданной последовательности, принимая результаты от других участников, и отдавая их другим участникам (сборочный конвейер, процесс публикации статьи в газете со сбором последовательности редактирований и разрешений к выпуску, выполнение проекта с пятнадцатью заранее записанными в план-графике разными работами, над которыми последовательно работают четыре человека). Результат кооперации равен сумме выполнения отдельных задач.

  • Kepp S., Schorr H. 2009 Analyzing collaborative learning activities in wikis using social network analysis Conference on Human Factors in Computing Systems archive Proceedings of the 27th international conference extended abstracts on Human factors in computing systems, p. 4201-4206
  • Roschelle, J., Teasley, S. D. The construction of shared knowledge in collaborative problem solving. In O’Malley, C. (Ed.) Computer Supported Collaborative Learning. Berlin, Springer, 1995, 69-97

Продуктивное взаимодействие - СПД

Принятая в педагогике категория - продуктивное взаимодействие

Изучения коэволюционных процессов в ситуации СПД как учебно-воспитательной системы, открытой буду­щему, проектирующей и организующей его.

В качестве ведущего типа взаимодействия ". тот тип взаимодействия, который обеспечивает творческую продуктивную деятельность учащегося с самого начального этапа освоения учебного материала и на всем протяжении обучения. . "

Стремится отойти от репродуктивного взаимодействия - учебного взаимодействия по типу имитации.

  • ". Наиболее существенную роль в развитии познавательных действий, мотивов учения и личности учащегося в целом играет такой тип учебных взаимодействий, при котором активизируется собственная продуктивная творческая деятельность учащегося. В этом случае можно говорить о продуктивном учебном взаимодействии. . "
  • ". Ученик при этом вступает в новую для него область действительности не как ущемленная своим неумением и незнанием, ущербная личность; напротив — он испытывает ощущение творческой полноценности собственной личности, реализуя свои, пусть еще небольшие, возможности с помощью учителя в совместно достигнутом продукте. "

Сама продуктивная деятельность - создание сказок и историй

  • ". Предусматривались следующие процедуры организации сотрудничества: совместное сочинение текста сказки или истории учителем и учениками; разделенное действие: учитель начинает, ученики продолжают сочинение; сочинение текста группой учащихся; разделенное между членами группы сочинение; индивидуальное сочинение текста. . "
  • ". ситуация продуктивного взаимодействия учителя с учениками может быть высоко эффективной для порождения письменной речи как в начальной, так и в средней школе, поскольку решение продуктивной задачи — сочинение оригинального текста — создает более высокий уровень мотивации усвоения основных структурных компонентов деятельности письменной речи. "

Принципы совместной деятельности

  • Поливанова Н. И., Ривина И. В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование.1996. № 2.

Три, на наш взгляд наиболее эффективных, принципа организации совместной деятельности которые можно условно назвать:

У младших школьников слабо представлена способность встать на точку зрения другого человека. В общении с учителем эта способность формируется недостаточно, так как мнение учительское ребенок принимает безоговорочно. Общение же со сверстниками приводит к явному или скрытому конфликту позиций детей. Это позволяет им обнаружить сам факт существования другой точки зрения на одно и то же явление. Таким образом, одним из объяснительных механизмов эффекта групповой работы стала идея конструктивного конфликта. Разрешение такого конфликта в группе способствует не только обнаружению оптимальных стратегий решения задач, но и формированию уважительного отношения, к другим точкам зрения

Позиционный подход разрабатывается преимущественно Женевской школой, основанной Ж. Пиаже, который считал, что кооперация со сверстниками способствует разрушению детского эгоцентризма и влияет на развитие его когнитивной и коммуникативной сфер.

  • Перре-Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991. 248 с.

Содержательный принцип организации учебной совместности

Психологической основой этого подхода является включение в совместную учебную деятельность различных моделей действия учащихся, а также специальных моделей организации совместной деятельности. Эти модели позволяют детям понять связь между действиями с познаваемым объектом и его существенными свойствами. Для этого учитель задает начальные действия и операции, выполнение которых лежит в основе выделения принципа построения изучаемого объекта (исходного отношения).

Затем начальные действия распределяются между участниками групповой работы так, что каждый из них может осуществлять только свое действие. В ходе выполнения предложенных заданий учащиеся имеют возможность обмениваться действиями и, таким образом, осваивать различные начальные действия и способы преобразования объекта. Это означает, что в таком учебном процессе каждое действие ребенка оказывается двунаправленным — на предмет усвоения и на других участников.

  • Рубцов В. В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 3.

Эффективно организованная совместная учебная деятельность приводит к развитию учащегося, проявляющемуся:

  • в изменении отношения ребенка в возникающей общности со взрослым или другим ребенком, заключающемся в возникновении делового сотрудничества и предметно-содержательного общения;
  • в появлении общих целей деятельности, направленных на реализацию и преобразование самих способов и средств взаимодействия;
  • в развитии символической функции у ребенка, выраженном в формировании особых знаковых объектов;
  • в развитии процессов взаимопонимания и коммуникации, характеризующемся преодолением эгоцентризма собственного действия и формированием умений к содействию и сотрудничеству.

Умения совместной деятельности

А.Л. Журавлёв выделяет следующие виды взаимодействия между людьми в трудовом коллективе: предметно-направленное, субъектно-направленное и организационно-направленное.

  • Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. : Институт психологии РАН, 2005. 640 с.

Соответственно этим видам взаимодействия мы можем выделить предметно-направленные, субъектно-направленные и организационно-направленные умения совместной деятельности. Все эти умения встречаются и в рамках совместной сетевой деятельности.

  • Малахова Ю.И. Состав и структура умений совместной творческой деятельности у младших школьников: историко-теоретический аспект // ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. 2015. Т. 32. № 2. С. 63–73.


Организация совместной деятельности — это процесс, который заключается во взаимодействии в коллективе. Подробнее остановимся на этом вопросе. От того, насколько сформировано взаимодействие в детском возрасте, зависит успешность ребенка во взрослой жизни, его умение и желание работать в команде, следовательно, продвижение по карьерной лестнице. Учитывая актуальность и важность этого вопроса, остановимся подробнее на установлении взаимоотношений между детьми и их родителями, а также внутри детского коллектива (в группе дошкольного образовательного учреждения, в школе).

Структура

Совместная деятельность — это система, в которой можно выделить несколько элементов.

  1. Первый круг составляет утреннее приветствие, в ходе которого происходит обмен новостями, планируется работа на предстоящий день.
  2. Работа в группах предполагает совместную и индивидуальную деятельность между взрослыми и детьми.
  3. Театральные постановки, ролевые игры.
  4. Праздники, развлечения.

Совместная деятельность — это вовлечение в воспитательный процесс родителей, созданию книжек, поздравительных открыток, другие совместные занятия.

организация совместной деятельности

Характер взаимоотношений

От заинтересованности родителей в развитии и воспитании их детей зависит конечный результат — формирование развитой личности. Организация совместной деятельности – это сложный процесс, успешность которого зависит не только от взрослых, но и от желания детей вовлекаться в процесс.

К примеру, можно рассмотреть совместное участие в конкурсах, акциях, выставках. Формы совместной деятельности зависят от возраста детей, а также от наличия у родителей свободного времени. Отличным вариантом установления взаимоотношений является благоустройство придомовых площадок.

В дошкольных учреждениях с помощью совместного интегрирования планирования работы по разным направлениям создаются благоприятные социально-эмоциональные условия для комфортного нахождения ребенка в детском саду.

группы совместной деятельности

Достижение результата

Как получить желаемый результат совместной деятельности? Для этого важно изучение закономерностей развития каждого ребенка. Необходимо обеспечивать для него оптимальные условия: укреплять физическое и психическое здоровье.

Совместная деятельность людей: педагога, психолога, родителей позволяет создавать оптимальные условия для воспитательного и образовательного процесса. Вовлеченность мам и пап в жизнедеятельность группы, класса – способ установления взаимоотношений с их детьми. Этот этап особенно важен во время переходного возраста, речь о котором пойдет далее.

Процесс совместной деятельности предполагает организацию неформальных встреч, педагогическое просвещение родителей. К примеру, в рамках школы могут предоставляться и дополнительные услуги: кружки, клубы по интересам. Для достижения желаемого результата важно обеспечивать качество воспитательного и образовательного процесса.

результат совместной деятельности

Открытость

Рассматривая некоторые условия совместной деятельности, сначала остановимся на открытости. Предполагается сотрудничество между родителями, педагогическими сотрудниками, детьми при работе над каким-то общим проектом. К примеру, в рамках подготовки к новогоднему утреннику каждый из них получает определенное задание, от качества выполнения зависит конечный результат.

Благодаря открытости системы достигается связь с социумом, у ребенка не возникает проблем при общении со сверстниками, а также с людьми старшего возраста.

Вовлечение семьи в жизнь дошкольного либо школьного учреждения, преемственность, одинаковые требования со стороны ОУ и родителей – все это средства формирования гармонически развитой личности. Только при таком подходе достигается цель совместной деятельности.

Несколько советов мамам от психологов

взаимоотношения в семье

Вариант разделения задачи

Часто женщина просто боится подойти к выполнению какой-то работы, поскольку считает ее слишком объемной, то есть затратной по временным промежуткам.

Если работа действительно потребует длительного времени, лучше всего ее запланировать на день перед выходным, предварительно такую работу поделив между всеми домочадцами. В таком случае такая деятельность не покажется слишком нудной и сложной.

После завершения своей части работы каждым членом семейной команды можно побаловать их небольшим приятным перерывом, к примеру, совместным чаепитием. В таких ситуациях совместная деятельность — это отличная возможность дополнительного общения с родными и близкими людьми.

результат совместной деятельности

Интересные советы профессионалов

Также можно придумать для членов семьи некую систему поощрения и наказания. В таком случае появится дополнительный стимул к выполнению сложной и продолжительной работы, в ходе которой и будет происходить развитие совместной деятельности.

Психологи отмечают, что на скорость выполнения работы оказывает существенное влияние общественное мнение. Намного быстрее выполняется работа, когда планируется проверка, должны прийти гости и т. д.

Для быстрого и качественного выполнения работы можно заняться самовнушением, убеждая себя в том, что такой вид работ под силу и даже очень нравится.

Важно не позволять природной лени перебороть желание к творчеству и развитию, иначе не удастся сделать важную и нужную работу в необходимый срок. После полного выполнения всех задуманных дел важно организовать для команды полноценный отдых.

Например, если выполнялся совместный проект, можно устроить вечеринку, мотивировав коллектив на покорение новых трудовых вершин. Психологи твердо убеждены в том, что нет таких дел, которые невозможно было бы реализовать.

Важно правильно организовать процесс их выполнения, тогда все дела и проблемы плавно исчезнут.

условия совместной деятельности

Адаптация малыша

Группы совместной деятельности создаются в дошкольных учреждениях на всех ступенях, но важнее всего это при первых посещениях ребенком ДОУ. Если у малыша есть повышенная тревожность, необходимо создать комфортную атмосферу, постепенно вовлекая его в совместную игру с другими ребятами.

Именно в детском саду у ребенка появляются первые друзья, он будет учиться общаться с взрослыми. Именно поэтому родители, провожая своего любимого малыша в детский сад, должны помогать ему идти в группу с хорошим настроением, а вечером обязательно интересоваться у ребенка тем, как прошел день в детском саду, что нового ребенок смог узнать.

Как помочь в адаптации в коллективе?

Малыш, понимая, что нахождение в детском саду — не обязанность, с радостью утром отправляется к своим воспитателям, новым друзьям. Психологи советуют сделать первый день посещения детского сада настоящим праздником. Ребенок должен осмотреться, привыкнуть к ребятам, воспитателям, атмосфере в детском саду, а потому изначально достаточно отправлять его на 3-4 часа в ДОУ.

Некоторые родители до посещения ребенком детского сада стараются гулять рядом с ним. Ребенку в таких случаях гораздо легче привыкнуть к коллективу ровесников, он лучше остается в группе.

Можно давать ему с собой в детский сад любимую игрушку, чтобы малыш чувствовал себя более комфортно.

Общение с подростками

Именно этот возраст является самым сложным для общения. Дети отдаляются от пап и мам, для них интерес представляет только мнение ровесников. Как наладить отношения в семье? К примеру, можно попытаться вовлечь подростка в совместную деятельность, предложив ремонт в его комнате. Принимая активное участие в подобной деятельности, подросток сможет высказать свое мнение, к тому же он обязательно будет услышан родителями.

Важно помнить о том, что при выборе материалов для отделки комнаты предпочтение необходимо отдавать качественным и безопасным.

Желательно использовать только те предметы мебели, которые действительно нужны подростку. Среди них следует отметить кровать, письменный стол, шкаф для одежды. Для того чтобы отвлечь своего подростка от обычных скитаний по улице, можно поставить в его комнате тренажер. Для приобщения к полезному труду вполне можно приобрести и пылесос. Психологи убеждены в том, что те затраты, что будут сделаны родителями при проведении преобразований в комнате подростка, полностью окупятся через небольшой временной промежуток. Ребенок научится быть бережливым, дисциплинированным, а также он более трепетно будет относиться к тем людям, которые его окружают.

Обучение подрастающего поколения

Нет ничего в нашей жизни более ценного, чем улыбка ребенка. Для родителей так важно, чтобы их дети были здоровыми, могли нормально учиться, получили качественное образование. Для малыша мама является основным человеком, которому он доверяет свои проблемы, радости.

Как установить общение? Важно, чтобы родители всегда были рядом, полезно играть в настольные и подвижные игры, вовлекая ребенка в совместную деятельность.

Именно благодаря совместной деятельности малыша и родителей возникают более тесные связи в семье. Ребенок должен понимать, что он нужен и важен для своих родителей, что все его проблемы и успехи волнуют и папу, и маму.

Важно, чтобы родители стали для своего малыша и учителями, и собеседниками.

Психологи абсолютно уверены, что именно совместная деятельность родителей и детей помогает ребенку формироваться как личности.

Необходимо подготовить своего ребенка к поступлению в первый класс, заложить основу отношений с другими людьми в раннем детстве. Дети очень тонко ощущают любовь и заботу со стороны своих родителей.

цель совместной деятельности

Заключение

Работа в команде — это настоящее искусство. Именно поэтому навыки ведения совместной деятельности должны быть сформированы с раннего детства. Родители должны быть терпеливыми к своим детям, а в семье должна царить атмосфера сотрудничества и взаимопонимания.

Только в такой среде у ребенка есть возможность нормально развиваться, радовать своих родителей успехами и достижениями.

В жизни очень редко бывает так, что реальная жизнь полностью совпадает с теми ситуациями, которые малыши рассматривают в рамках игровой и проектной деятельности в ДОУ, школах. Ребенок должен быть адаптирован к ним, иначе ему очень тяжело потом будет в жизни.

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция

А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:

а) разделение единого процесса деятельности между участниками;

Позиция взаимодействия в русле трансактного анализа

Теория трансактного анализа может быть с успехом применена в практике прогнозирования конфликтов и их предупреждения в межличностном взаимодействии (МЛВ).

Основные положения теории трансактного анализа

Трансакция - это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.

Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем различные позиции по отношению друг к другу, что находит свое отражение во взаимодействии (трансакциях). Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Э. Берном: Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя). Поведенческие характеристики основных трансакций:

Родитель - требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует и т. п.

Взрослый - работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике и т. п.

Трансакт - это любое словесное или бессловесное общение как минимум двух людей. Он может сопровождаться словами, взглядами, пожатием рук и т.д. Если человек правильно понимает трансакты межличностного общения, он очень быстро осознает, почему коммуникации между двумя людьми бывают конструктивными и почему в иных случаях возникают помехи.

Выделяются три типа трансакций: дополнительные, пересекающиеся и скрытые.

1. Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга, понимают ситуацию одинаково и направляют свои действия именно в том направлении, которое ожидается и принимается партнером. Выделяют два подтипа дополнительных трансакций: равные и неравные.

А. В равных взаимоотношениях партнеры находятся на одинаковых позициях и отвечают именно с той позиции, с которой и ожидает партнер.

Вот пример из книги Э. Берна "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры". Хирург, определив на основе имеющихся у него данных необходимость в скальпеле, протягивает руку к медсестре. Правильно истолковав этот жест, определив расстояние и необходимые мышечные усилия, она вкладывает скальпель в руку хирурга движением, которого от нее ждут.

Именно этот подтип можно назвать общением с полным взаимопониманием.

Б. Неравное общение можно проиллюстрировать следующим образом.

Руководитель: "Вы опять напутали - вам ничего нельзя поручить!"

Подчиненный: "Ну что поделаешь, я вообще неспособный". Здесь действия не в передаче информации, а чаще всего именно в оценке партнеров по общению.

3. Третьим типом трансакции являются скрытое взаимодействие. Это взаимодействие включающее в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Рассмотрим следующий пример.

Представим себе, что два сотрудника сидят на скучнейшем собрании и между ними происходит следующий разговор: - Не забудь, к четырем к нам придут заказчики.

- Да, пожалуй, придется сейчас уйти. Это пример явного взаимодействия.

- Дикая скука. Может, хоть как-то удастся сбежать?

- Ну, молодец, хорошо придумал! Это пример скрытого взаимодействия.

Услышав определенные слова и интонации из уст партнера, мы можем примерно определить ситуацию. Если нам слышится раздражение или недовольство по нашему адресу, то ситуация угрожающая; если слышны обучающие, дидактические интонации, то это ситуация поучения или воспитания. В то же время в наших силах повлиять на ситуацию, задать тон и направление дальнейшему развитию событий.

Ориентация на понимание и ориентация на контроль

Общение как взаимодействие можно рассмотреть с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнёров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворённости.

Анализ взаимодействия при выделении этих ориентаций позволяет выявить некоторые закономерности общения.

Взаимодействие как организация совместной деятельности

Выделяют три формы, или модели:

Психологический рисунок взаимодействия в каждой из этих моделей своеобразен, и дело экспериментальных исследований установить его в каждом конкретном случае.

Однако задача исследования взаимодействия этим не исчерпывается. Подобно тому, как в случае анализа коммуникативной стороны общения была установлена зависимость между характером коммуникации и отношениями, существующими между партнерами, здесь также необходимо проследить, как та или иная система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями.

Такая постановка вопроса требует перехода к рассмотрению третьей стороны общения, условно названной нами перцептивной.

Предварительный просмотр:

Тема 2.3. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Вопросы в данной теме

  1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция.
  2. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа.
  3. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.
  4. Взаимодействие как организация совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция

А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:

а) разделение единого процесса деятельности между участниками;

Позиция взаимодействия в русле трансактного анализа

Теория трансактного анализа может быть с успехом применена в практике прогнозирования конфликтов и их предупреждения в межличностном взаимодействии (МЛВ).

Основные положения теории трансактного анализа

Трансакция - это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.

Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем различные позиции по отношению друг к другу, что находит свое отражение во взаимодействии (трансакциях). Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Э. Берном: Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя). Поведенческие характеристики основных трансакций:

Родитель - требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует и т. п.

Взрослый - работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике и т. п.

Трансакт - это любое словесное или бессловесное общение как минимум двух людей. Он может сопровождаться словами, взглядами, пожатием рук и т.д. Если человек правильно понимает трансакты межличностного общения, он очень быстро осознает, почему коммуникации между двумя людьми бывают конструктивными и почему в иных случаях возникают помехи.

Выделяются три типа трансакций: дополнительные, пересекающиеся и скрытые.

1. Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга, понимают ситуацию одинаково и направляют свои действия именно в том направлении, которое ожидается и принимается партнером. Выделяют два подтипа дополнительных трансакций: равные и неравные.

А. В равных взаимоотношениях партнеры находятся на одинаковых позициях и отвечают именно с той позиции, с которой и ожидает партнер.

Вот пример из книги Э. Берна "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры". Хирург, определив на основе имеющихся у него данных необходимость в скальпеле, протягивает руку к медсестре. Правильно истолковав этот жест, определив расстояние и необходимые мышечные усилия, она вкладывает скальпель в руку хирурга движением, которого от нее ждут.

Именно этот подтип можно назвать общением с полным взаимопониманием.

Б. Неравное общение можно проиллюстрировать следующим образом.

Руководитель: "Вы опять напутали - вам ничего нельзя поручить!"

Подчиненный: "Ну что поделаешь, я вообще неспособный". Здесь действия не в передаче информации, а чаще всего именно в оценке партнеров по общению.

3. Третьим типом трансакции являются скрытое взаимодействие. Это взаимодействие включающее в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Рассмотрим следующий пример.

Представим себе, что два сотрудника сидят на скучнейшем собрании и между ними происходит следующий разговор: - Не забудь, к четырем к нам придут заказчики.

- Да, пожалуй, придется сейчас уйти. Это пример явного взаимодействия.

- Дикая скука. Может, хоть как-то удастся сбежать?

- Ну, молодец, хорошо придумал! Это пример скрытого взаимодействия.

Услышав определенные слова и интонации из уст партнера, мы можем примерно определить ситуацию. Если нам слышится раздражение или недовольство по нашему адресу, то ситуация угрожающая; если слышны обучающие, дидактические интонации, то это ситуация поучения или воспитания. В то же время в наших силах повлиять на ситуацию, задать тон и направление дальнейшему развитию событий.

Ориентация на понимание и ориентация на контроль

Общение как взаимодействие можно рассмотреть с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнёров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворённости.

Анализ взаимодействия при выделении этих ориентаций позволяет выявить некоторые закономерности общения.

Взаимодействие как организация совместной деятельности

Выделяют три формы, или модели:

Психологический рисунок взаимодействия в каждой из этих моделей своеобразен, и дело экспериментальных исследований установить его в каждом конкретном случае.

Однако задача исследования взаимодействия этим не исчерпывается. Подобно тому, как в случае анализа коммуникативной стороны общения была установлена зависимость между характером коммуникации и отношениями, существующими между партнерами, здесь также необходимо проследить, как та или иная система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями.

Такая постановка вопроса требует перехода к рассмотрению третьей стороны общения, условно названной нами перцептивной.

Анализ взаимодействий между людьми предполагает выделение определенных форм организации совместной деятельности. Л.И. Уманский выделял три возможные формы организации совместной деятельности:

– совместно-индивидуальная деятельность – каждый из участников делает свою часть общей работы независимо друг от друга;

– совместно-последовательная деятельность – общая задача выполняется последовательно каждым участником (конвейер);

– совместно взаимодействующая деятельность – одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными (спортивная команда). Кроме форм организации совместной деятельности, необходимо также проследить, как та или иная система взаимодействия связана со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями. При этом нужно четко представлять, что система человеческого взаимодействия принципиально отличается от простого распределения обязанностей, функций, которое может существовать и в автоматических системах.

Важным является также вопрос, как осознается каждым из участников его личный вклад в общую деятельность. Именно это осознание помогает личности корректировать свою индивидуальную стратегию взаимодействия.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Структура общения Под структурой (от лат. Structura - расположение, порядок) объекта , понимают порядок устойчивых связей между элементами объекта исследования, которые обеспечивают целостность этого феномена, тождество самому себе в процессе внешних и внутренних изменений. По той же причине, по которой трудно дать исчерпывающее определение общению, так же трудно определить структуру общения. Вместе с тем формализация любого явления, в том числе и общения, выявления в нем устойчивых связей между структурными компонентами, дает возможность глубже его понять и проанализировать.

Относительно уровней анализа, то вспомним классификацию Б. Ломова, который предложил три уровня:

Макроуровень : общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);

Г. Андреева определяет структуру общения , как выделение в ней трех взаимосвязанных факторов: коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами); интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).

Б. Паригин рассматривает структуру общения как взаимосвязь двух аспектов - содержательной и формальной, т.е. коммуникацию и взаимодействие со своим содержанием и формой.

А. Бодалев в структуре общения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) и практичный (деятельный) компоненты.

Анализ взаимодействий между людьми предполагает выделение определенных форм организации совместной деятельности. Л.И. Уманский выделял три возможные формы организации совместной деятельности:

– совместно-индивидуальная деятельность – каждый из участников делает свою часть общей работы независимо друг от друга;

– совместно-последовательная деятельность – общая задача выполняется последовательно каждым участником (конвейер);

– совместно взаимодействующая деятельность – одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными (спортивная команда). Кроме форм организации совместной деятельности, необходимо также проследить, как та или иная система взаимодействия связана со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями. При этом нужно четко представлять, что система человеческого взаимодействия принципиально отличается от простого распределения обязанностей, функций, которое может существовать и в автоматических системах.

Важным является также вопрос, как осознается каждым из участников его личный вклад в общую деятельность. Именно это осознание помогает личности корректировать свою индивидуальную стратегию взаимодействия.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Структура общения Под структурой (от лат. Structura - расположение, порядок) объекта , понимают порядок устойчивых связей между элементами объекта исследования, которые обеспечивают целостность этого феномена, тождество самому себе в процессе внешних и внутренних изменений. По той же причине, по которой трудно дать исчерпывающее определение общению, так же трудно определить структуру общения. Вместе с тем формализация любого явления, в том числе и общения, выявления в нем устойчивых связей между структурными компонентами, дает возможность глубже его понять и проанализировать.

Относительно уровней анализа, то вспомним классификацию Б. Ломова, который предложил три уровня:

Макроуровень : общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);

Г. Андреева определяет структуру общения , как выделение в ней трех взаимосвязанных факторов: коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами); интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).

Б. Паригин рассматривает структуру общения как взаимосвязь двух аспектов - содержательной и формальной, т.е. коммуникацию и взаимодействие со своим содержанием и формой.

А. Бодалев в структуре общения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) и практичный (деятельный) компоненты.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: