К умениям морфемного анализа в начальной школе можно отнести

Обновлено: 17.05.2024

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность. Важным средством речевого развития младших школьников, их лингвистических способностей является изучение морфемной структуры слов.

При работе над составом слова в начальных классах очень важным этапом являются подготовительные упражнения, направленные на сознательное восприятие теоретического материала по словообразованию. Подготовительные упражнения должны носить целенаправленный и систематический характер. Вместе с тем они могут не занимать много времени на уроке, ни в коем случае не могут проводиться в ущерб усвоению детьми знаний по изучаемой в данное время программной теме. По возможности их нужно связывать с упражнениями по основному материалу урока.

При подготовке к очередному уроку русского языка необходимо внимательно просматривать материал по текущей теме со стороны возможности связать его с упражнениями, формирующими понятия, связанные с составом слова.

При изучении словообразования основная трудность для учащихся заключается в том, чтобы правильно определить производящее слово. Учитывая, с одной стороны данную трудность и, с другой – важность понимания учащимися способа образования слова для раскрытия его лексического значения, целесообразно в процессе изучения частей речи проводить такие упражнения, которые готовят учащихся к осознанию связи производящего и производного слов. Содержание упражнений и характер заданий направляют детей на установление, во-первых, от какого слова образовалось данное и, во-вторых, при помощи каких морфем. Естественно, что младшим школьникам еще незнакомым с закономерностями словообразования, трудно определить производящее слово. Поэтому производящее слово называет учитель или оно дано в упражнении. Учитель может указать и значение производного слова, а ученик должен выбрать необходимую морфему, которая позволит образовать слово с данным значением. Учитель фиксирует внимание учащихся на том, от какой части речи образовалось слово, при помощи, какой морфемы, какое лексическое значение имеет образованное слово, какой частью речи оно является.

Об уровне осознания роли той или иной морфемы учитель может судить по следующим показателям:

  • умение выделять морфему из слова;
  • умение самостоятельно подобрать слово определенного морфемного состава;
  • умение объяснить роль морфемы в слове;
  • умение правильно употреблять в предложении слова с приставками и суффиксами.

Считаю рациональным индивидуализацию процесса изучения морфемного состава слов в начальных классах. Для того чтобы углубить и расширить знания учащихся в области морфемного состава слов целесообразно использовать следующие приемы:

а) каждому из учащихся раздать памятки, содержащие алгоритм работы по морфемному анализу слова;

б) давать ученикам отдельные слова для образования от них новых слов при помощи того суффикса, который имелся в только что разобранном слове; со словами, образованными детьми, составить предложения;

в) детям можно предлагать карточки с индивидуальными заданиями.

Морфологический анализ слова заключается в выявлении живых языковых связей, поэтому слово можно членить только до тех пор, пока оставшаяся часть имеет какое-то значение.

Для иллюстрации работы в слове отдельных морфем целесообразно предложить следующее:

  • упражнения на моделирование в словообразовании:

работа с приставкой:

схема1

работа с суффиксом:

схема2

При сформировавшемся навыке словообразовательного анализа я предлагаю учащимся составление слов по моделям, наряду с этим упражнением, дети выполняют обратное: на наборных полотнах составляют модели предлагаемых им слов.

В результате проведенного мною эксперимента, условием которого явилось развитие навыков письменной и устной речи посредством работы над составом слова, была составлена система упражнений на моделирование морфемного состава, способствующая эффективному обучению младших школьников.

  • использовать модели слов с одноприставочными и односуффиксными словами;

схема3

  • пользоваться схемами, которые обобщают однородные по написанию слова, так как убедилась в недостаточно развитом уровне понимания детьми правописания слов, подобных данным, а, следовательно, и неправильном морфемном анализе этих слов:

схема4

Такие схемы активизируют внимание учащихся и помогают усвоению правописания прилагательных с непроизносимой согласной.

Эффективным для речевого развития младших школьников является использование моделей составления словообразовательных цепочек:

схема5

С помощью таких упражнений школьники:

- усваивают различие между словоизменением и словообразованием;

- развивают языковую интуицию.

Благодаря использованию условных значков, обозначающих корень, приставку, суффикс и окончание, создались предпосылки для организации упражнений на моделирование состава слова. Как правило, на уроках разбор слова завершается составлением его модели. Рекомендую моделирование сопровождать конструированием, т.е. подбором слов по составленной модели.

Когда ученики познакомятся с окончанием, важно научить их не путать разные слова и изменения слова (словоформы). Их различие хорошо видно на моделях:

схема6

Модели расшифровываются так: если в слове изменилось только окончание, то слово осталось тем же, но измененным для связи с другими словами (например, книга-книгу), а если произошли изменения в той части, которая находится перед окончанием (в основе), появилось другое слово (книга- книжонка, книголюб и т.п.). Окончание при этом может быть одинаковым (например, книга-книжонка), а может быть и разным (книга-книголюб и т. п.): = или = . Главное здесь – появились ли изменения в основе.

Целесообразно для формирования у школьников правильного понимания строения слова упражнять детей в анализе и словообразовании определенных грамматических категорий, например, давать задания по анализу и образованию слов, относящихся к определенной грамматической категории:

а)существительные мужского, женского и среднего рода с различными суффиксами (-ник-, -ниц-, -чик-, и др.)

б) глаголы с приставками ( -при-, -за-, -у- и т.д.)

в) прилагательные с различными суффиксами ( -н-, -ов-, -ок- и др.).

Одним из эффективных способов преодоления ограниченности словаря, развития языковой интуиции являются упражнения в словообразовании имен существительных и прилагательных. Ученикам можно давать отдельные слова для образования от них новых слов при помощи того суффикса, который был в только что разобранном слове. Со словами, образованными детьми, можно составить предложения. Например:

Слово, которое разбирают дети по составу

Словообразовательный суффикс в нем

Слова, от которых требуется образовать существительное или прилагательное с данным суффиксом


В статье раскрывается вопрос изучения морфемного состава слова и последовательности организации работы над формированием навыков правильного и, самое главное, осознанного анализа морфемного состава слова.

Ключевые слова:морфемный анализ, орфографический навык, корень, приставка, суффикс, окончание, однокоренные слова.

The question of study of morpheme structure of the word and sequence of organization of work on forming of skills of correct and, the most important thing, conscious analysis of morpheme structure of the word is revealed in the given article.

Key words: morpheme analysis, orthographical, skill, root, prefix, suffix, ending, paranonymous words.

Каждый гражданин нашей страны Республики Узбекистан должен знать свою идеологию, цели своего государства, поэтому необходимо, развитие и изучение русского языка, так как наша страна многонациональна. Поэтому государство проводит реформы в сфере образовательной системы, что даст возможность поднять её на уровень требований нового времени, приблизить прекрасное будущее гармонично развитого поколения.

Особенно мы обращаем внимание на необходимость рационально проводить работу по развитию образования слов, их морфемному составу и важно обозначить, какое важное место занимают каждая из изученных морфем. Велико также значение занятий словообразованием с точки зрения задач общепедагогического характера, развития мыслительных способностей учащихся, их познавательной деятельности, самостоятельности, навыков решения поисковых задач.

Значение изучения морфемного состава и особенности организации работы в классах с многонациональным составом учащихся состоит, во-первых, в том, что школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов. Отсюда вытекает задача учителя — создать оптимальные условия для осознания детьми взаимосвязи, существующей в языке между лексическим значением слова и его морфемным составом, целенаправленно руководить на этой основе уточнением словаря учащихся.

Во-вторых, даже элементарные знания об образовании слов очень важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами.

В-третьих, ознакомление с основами словообразования способствует обогащению знаний школьников об окружающей их действительности. Слова опосредованно (через понятия) соотносятся с предметами, процессами, явлениями. Установление семантико-структурной связи между словами опирается на связь между соотносимыми понятиями.

В-четвертых, осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. Задача учителя — максимально способствовать не только пониманию учащимися лексического значения слова, но и развитию у них осознанного употребления в контексте слов с определенными приставками и суффиксами.

В-пятых, изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков. Обусловлено это тем, что ведущим принципом русского правописания является морфологический. Формирование навыков правописания корня, приставок, суффиксов и окончаний на теоретической основе (а только такое письмо может быть сознательным) требует целенаправленного применения (фонетических, словообразовательных и грамматических знаний). Поэтому одной из важных задач изучения морфемного состава слова является создание основы знаний и умений, необходимых для формирования навыков правописания морфем слова, и, прежде всего, корня.

Без умения выделять в слове его составные части (морфемы): основу, окончание, корень, приставки и суффиксы — невозможно изучение частей речи, усвоение многих орфографических правил, понимание знаний большинства слов, сознательное изучение грамматики. Работа по изучению состава слова ведется в начальных классах и по мере перехода учащихся из класса в класс усложняется. Так, помимо умения выделять в слове значимые части, учащиеся должны научиться подбирать однокоренные слова.

При изучении морфемного состава слова многие учителя и учащиеся сталкиваются с проблемой соотношения умения различать разбор по составу слова и разбор словообразовательный, поскольку тот и другой виды разбора выполняют различную роль в усвоении школьниками грамматического строя русского языка. [1.с.154]

Вопрос о роли изучения морфемного состава и последовательности организации работы над формированием навыков правильного и, самое главное, осознанного анализа морфемного состава слова, разработанные как методистами-исследователями прошлого (К. Д. Ушинский, Д. И. Тихомиров, А. Н. Гвоздев, Н. М. Соколов, В. П. Шереметевский), так и учеными-методистами современности (Лебедев В. И., Львов М. Р., Тихонов А. Н.).

В своих трудах профессор В. И. Лебедев рекомендует сочетать упражнения в разборе слова по составу со словообразовательной работой. Эти упражнения представляются в следующем виде:

- выделение морфемы, при помощи которой образовано разбираемое слово от другого;

- мотивированное выделение в слове основы и сравнение её с основой исходного слова;

- самостоятельное составление списка слов, принадлежащих к различным частям речи, но образованных при помощи одноименных суффиксов;

- образование ряда слов, в составе каждого из которых были бы и приставки и суффиксы;

- образование новых слов при помощи:

а) разных приставок;

б) разных суффиксов;

в) соединительных гласных;

г) без соединительных гласных (бессуффиксальный способ). [2, с.264]

Однако в школьной практике существует ещё практика анализа морфемного разбора, начиная с корня.

Таким образом, прием сравнения сочетается с приемами группировки и обобщения. Следовательно, структурный анализ слов сопровождается различными мыслительными операциями, выделением существенных и несущественных признаков, сравнением их, нахождением сходства и различия между ними, суждением, умозаключением, доказательством, которые оформляются в связное высказывание.

Морфемный анализ обязательно сочетается с работой по лексике и развитию связной речи, поскольку упражнения, заключающиеся главным образом в работе над мотивированными ответами на вопросы, касающиеся морфемного и словообразовательного анализа в составлении словосочетаний и предложений с изучаемыми словами, в выяснении значений выделенных морфем и их правописания, в работе над изложением и сочинением с включением в них анализируемых слов.

Практическое знакомство с производящей основой развивает интерес к тому, как образовалось и произошло слово. Чем больше сведений получают учащиеся о составе слова и словообразовании, тем яснее становится для них богатство и величие русского языка, тем сильнее пробуждается их желание изучать родной язык.

Данные методические разработки и составленная система упражнений может быть использована учителями в работе с младшими школьниками.

1. Lvov M. R. Methods of elementary teaching Russian language — Leningrad 1996 y. P-154.

2. Lebedev V. I. Learning word formation. — in: Barinova E. A. Methods of Russian language. M., 1974. P- 264.

Основные термины (генерируются автоматически): слово, морфемный состав слова, русский язык, морфемный состав, суффикс, состав слова, учащийся, часть речи, морфемный анализ, морфемный разбор.

Содержимое публикации

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Выполнил студент группы:19-ПНК 2-9

Трохан Анжелика Сергеевна

Руководитель: Цимбалистова Д.Р.

Глава 1 Система изучения морфемики начальной школе…………………..…3

Глава 2 Формирование представлений о морфеме, как значимой части слова………………………………………………………………………………12

5 Заключение …………………………………………………………….………15 Список использованной литературы ………… …………………………….. 16

Начальная школа отвечает за освоение основных понятий морфемики (корень, приставка, суффикс и окончание; основа слова) и формирование умения разбирать слова по составу. В средней школе эти знания повторяются, закрепляются, расширяются, а умение развивается и совершенствуется на более сложном материале.

Оперируя морфемами, школьники часто и не подозревают о смысловом их наполнении и не учитывают это свойство значимых частей при написании слова, разборе по составу, выяснении грамматических признаков. Формальный подход к определению структуры слов порождает привычку заниматься морфемным разбором, не вникая в значение слова, не осознавая семантики морфем и без опоры на словообразовательный анализ.

1) развивать и совершенствовать в процессе обучения языковую интуицию ребёнка, его языковое чутьё, которым он овладел в ранние детские годы;

2) целенаправленно и поэтапно формировать у школьников представление о слове как системе языковых значений, носителями которых являются разные типы морфем, и на этой основе формировать навыки осознанного членения слова на значимые части;

3) отработать умение опираться на морфемную структуру слова при решении разных языковых задач; например, при определении правильного написания слова, при выяснении его лексического значения, сферы употребления, грамматических признаков.

Особое внимание необходимо обратить на третью задачу обучения морфемики и словообразованию в школьном курсе родного языка. Структурный анализ слова является базой, основой формирования разнообразных умений и навыков в области орфографии, грамматики, лексики, стилистики.

ГЛАВА 1 Система изучения морфемики начальной школе.

Словообразование - источник необыкновенной выразительности и словарного богатства русского языка. Русский язык имеет свои специфические особенности в распределении программного материала во времени. В настоящее время, согласно утвержденным программам для четырехлетней начальной школы, морфемный состав слова изучает во II и III классах.

Прежде чем раскрыть конкретное содержание системы, необходимо уточнить, что такое система изучения языкового материала. Под системой изучения языкового материала понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенной, научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на этой основе практических умений (общеречевых, грамматических, словообразовательных, орфографических).

Применительно к рассматриваемым языковым явлениям система определяет:

а) место изучения морфемного состава слова в общей системе изучения программного материала по русскому языку;

в) взаимодействие между изучением морфемного состава слова и образования слов, а также морфемного состава слова и его лексического значения;

г) связь работы над формированием навыков правописания морфем с усвоением основ знаний из области словообразования и грамматики.

При построении системы в качестве ведущих выступают следующие положения: все морфемы в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы раскрывается только в составе слова. Исходя из этого, изучение школьниками корня, приставки, суффикса и окончания проводится не изолированно друг от друга, а во взаимодействии: вначале учащиеся знакомятся с сущностью .всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема с семантико-словообразовательной и орфографической сторон.

Выделяются четыре этапа этой системы:

2. Знакомство с особенностями однокоренных слов и корня слова; наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах (II класс).

3. Изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов, окончания; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корня и приставки (II - III класс).

4. Углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением имени существительного, имени прилагательного и глагола; формирование навыков правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глагола (IV класс).

На всех этапах предусматривается систематическая работа над лексическим значением слов, точностью их употребления в речи и написанием. Указанная система изучения морфемного состава слова учитывает не только лингвистические особенности изучаемого материала, возрастные возможности младших школьников, но и такие дидактические принципы, как сознательность, преемственность и перспективность обучения. От ознакомления с особенностями однокоренных слов, корня и других значимых частей слова учащиеся переходят к изучению каждой морфемы в отдельности, и, наконец, в процессе изучения частей речи несколько углубляются знания о составе слова, поскольку они (знания) вступают в новые, сложные связи и отношения.

Рассмотрим содержание и методику работы на каждом из этапов системы.

Пропедевтика изучения словообразования (II класс). Задача пропедевтической работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами.

В русском языке многие слова представляют собой мотивированные названия предметов. Поэтому от выяснения с учащимися, почему предмет так назван, можно постепенно перейти к выяснению соотносимости в языке одного слова с другим. Например, почему приспособление, в которое насыпают корм, назвали кормушкой (корм — кормушка)? Почему одну шишку еловой, а другую — сосновой? И т. д.

При выяснении мотива названия предмета или признака предмета учащиеся подводятся (как это нетрудно заметить) к установлению общности слов по смыслу и по составу. Все это подготавливает школьников к пониманию сущности образования однокоренных слов: одно слово образуется от другого на основе семантической связи между ними, которая, в свою очередь, базируется на связи между понятиями, наименованиями которых являются данные слова. Постепенно представления учащихся о словообразовании углубляются. Это происходит главным образом за счет того, что школьники познают части слова, с помощью которых образуются новые слова. Важное значение имеет также и усвоение совокупности признаков однокоренных слов.

Второй этап системы – ознакомление с однокоренными словами. Основные учебные задачи данного этапа:

- познакомить с особенностями корня;

- провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах;

- обогатить речь учащихся однокоренными словами.

Практически это означает развитие у школьников умения соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее. Например, учащиеся сравнивают слова: малина, малинник, малиновое (варенье) — и устанавливают, что их можно объединить в одну группу родственных слов, так как все три слова сходны по смыслу и имеют одинаковую, общую часть.

Для того, чтобы развить у младших школьников умение распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам, проводится сопоставление однокоренных слов и синонимов.

Например: нужно доказать, какое из трех слов однокоренным не является (смелый, смелость, храбрость), а также противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы (например: гора - горный — горняк, но гора — горсть).

Противопоставление однокоренных слов и синонимов предупреждает ошибочную ориентировку учащихся только на семантическую близость слов. Противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы, позволяет предупредить ошибку, связанную с ориентировкой только на структурную общность.

Как известно, в нашем языке в качестве однокоренных слов выступают слова разных частей речи. Каждой части речи свойственны специфические черты словообразования. На начальном этапе изучения однокоренных слов внимание школьников направляется лишь на сам факт наличия в языке однокоренных слов, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета.

К концу 2 класса дети должны уметь подбирать ряды однокоренных слов, в простейших случаях выделять корень слова.

Третий этап – изучение специфики и роли в языке корня, приставки, суффикса и окончания. (II- III класс ).

На третьем этапе системы изучения морфемного состава слова решаются следующие учебные задачи:

развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом;

формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных корня, а также навыка слитного и графически верного написания приставок;

развитие умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами.

Третий этап является центральным в системе изучения основ словообразования. На него приходится наибольшее количество уроков. Решение каждой из указанных задач находится в определенной взаимозависимости.

Так, осознание учащимися связи между лексическим значением слова и его морфемным составом происходит на основе усвоения роли каждой морфемы в слове. Навык правописания проверяемых безударных гласных корня формируется только при условии владения школьниками некоторыми словообразовательными умениями, в частности умением анализировать морфемный состав слова, подбирать однокоренные слова.

На данном этапе дети должны уметь:

отличать родственные слова от слов-синонимов;

подбирать однокоренные слова с заданным корнем;

знать правописание гласных в приставках;

знать правописание суффиксов -еньк-,-оньк-,-очк-,ечк-,-оват-, -еват

отличать приставку от предлога;

проводить разбор слов по составу (выделять корень, приставку, суффикс, окончание, основу),

подбирать слова определённой модели.

Четвёртый этап – работа над составом слова в процессе изучения частей речи ( IV класс ).

Цель четвертого этапа — углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формообразующей роли окончаний; а также подготовке учащихся к пониманию особенностей образования имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Углубление и расширение знаний по морфемике происходит при изучении частей речи.

Морфологический анализ состава слова тесно связан с упражнениями в словообразовании, что позволяет рассматривать не только структуру существующих в языке слов, но и различные способы образования новых слов и моделей, по которым они создаются.

В русском языке каждой части речи свойственны определенные словообразовательные особенности, т. е. существует взаимосвязь между морфемным составом слова и его принадлежностью к той или иной части речи. При этом морфемная структура слова, специфика его образования выступают в единстве с лексическим значением слова и комплексом грамматических признаков.

В процессе изучения частей речи учитель подводит учащихся к пониманию основ словообразования: в языке существует вполне определенная связь .

Содержание упражнений и характер заданий направляют детей па установление, во-первых, от какого слова образовалось данное и, во-вторых, при помощи каких морфем. Естественно, что младшим школьникам, еще не знакомым с закономерностями словообразования, трудно определить производящее слово. Поэтому производящее слово называет учитель или оно дано в упражнении. Учитель может указать и значение производного слова, а ученик должен выбрать необходимую морфему, которая позволит образовать слово с заданным значением.

При введении словарных слов необходимо не только знакомить с новым словом, но и вводить всю группу родственных слов с мотивированным образованием. При этом желательно объяснять значение каждого последующего слова через родственное.

ГЛАВА 2. Формирование представлений о морфеме, как значимой части слова.

Семантическая направленность обучения морфемике и словообразованию в начальных классах предполагает усиленное внимание к смысловой характеристике морфем, а следовательно, и к семантическому анализу слова в целом.

Учителю необходимо предусмотреть в процессе обучения работу над значениями трёх типов морфем, имея в виду, что корень является выразителем вещественного значения, окончание передаёт грамматическую информацию о словоформе, приставка и суффикс добавляют словообразовательное значение.

В связи с этим в работе над семантикой морфем разных типов выделяются три основных направления:

1) структурно – семантический анализ однокоренных слов;

2) знакомство с механизмами образования форм слова и особенностями грамматического значения окончания;

3) осознание словообразовательного значения приставок и суффиксов и механизмов образования слов в русском языке.

Коротко охарактеризуем каждое из названных направлений в работе. Структурно – семантический анализ однокоренных слов.

Корень – особая морфема для учеников начальных классов: именно с неё начинается осознание морфемной структуры слова. Можно выделить несколько наиболее эффективных приёмов, которые обостряют внимание к значению корня, однокоренных слов и помогают ученикам осознать их структурную и смысловую общность.

1. Опознание однокоренных слов в предложении и тексте на основе семантико – структурного анализа. Детям предлагается проанализировать предложение или текст, в котором представлено скопление однокоренных слов. Ученики должны не только обнаружить эти слова, но и обязательно объяснить, почему они являются однокоренными.

2. Дифференциация понятий – однокоренное слово и синоним. Практика показывает, что далеко не сразу ученики начальных классов понимают сущностную разницу однокоренных слов, с одной стороны, и синонимов, слов одного лексико-семантического поля, - с другой. Происходит это потому, что в определениях синонимов и однокоренных слов общим признаком является смысловая близость слов.

3. Накопление гнёзд родственных слов. Этот приём в обучении является одним из наиболее эффективных. Не случайно на это направление в работе указывают современные программы для начальных классов. Накопление гнёзд родственных слов – это особая организация работы с корнем в начальной школе, и прежде всего – составление словарика корней русского языка.

Составление на уроках русского языка словарика корней позволяет зафиксировать в сознании ребёнка определённую морфему и показать её присутствие в однокоренных словах.

4. Сопоставительный анализ слов с корнями-омонимами. Эффективным приёмом, формирующим представление о корне как значимой части слова, является сопоставление слов с корнями –омонимами, то есть с морфемами, которые одинаково пишутся, произносятся, но имеют разное значение.

5. Использование приёма словообразовательного толкования слова Особое внимание в работе с однокоренными словами нужно уделить словообразовательному толкованию слова. Этот термин обозначает способ определения лексического значения слова через подбор ближнеродственного однокоренного.

Знакомство с механизмом образования форм слова и особенностями грамматического значения окончания.

Окончание – это вторая морфема, с которой знакомятся ученики начальных классов. Замена окончаний меняет грамматический статус слова.

Осознание словообразовательного значения приставок и суффиксов, а также механизмов образования слов в русском языке.

Ученики начальных классов должны постепенно подойти к осознанию единства трёх сторон, органично сочетающихся в каждой приставке и суффиксе: форма + значение + функция ( осознание словообразующей роли приставки и суффикса). На этой основе трёхмерного восприятия морфемы и формируется правильный способ анализа морфемного состава слова.

Чем больше сведений получают учащиеся о составе слова и словообразовании, тем яснее становится для них богатство и величие русского языка, тем сильнее пробуждается их желание изучать родной язык.

Содержимое публикации

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Выполнил студент группы:19-ПНК 2-9

Трохан Анжелика Сергеевна

Руководитель: Цимбалистова Д.Р.

Глава 1 Система изучения морфемики начальной школе…………………..…3

Глава 2 Формирование представлений о морфеме, как значимой части слова………………………………………………………………………………12

5 Заключение …………………………………………………………….………15 Список использованной литературы ………… …………………………….. 16

Начальная школа отвечает за освоение основных понятий морфемики (корень, приставка, суффикс и окончание; основа слова) и формирование умения разбирать слова по составу. В средней школе эти знания повторяются, закрепляются, расширяются, а умение развивается и совершенствуется на более сложном материале.

Оперируя морфемами, школьники часто и не подозревают о смысловом их наполнении и не учитывают это свойство значимых частей при написании слова, разборе по составу, выяснении грамматических признаков. Формальный подход к определению структуры слов порождает привычку заниматься морфемным разбором, не вникая в значение слова, не осознавая семантики морфем и без опоры на словообразовательный анализ.

1) развивать и совершенствовать в процессе обучения языковую интуицию ребёнка, его языковое чутьё, которым он овладел в ранние детские годы;

2) целенаправленно и поэтапно формировать у школьников представление о слове как системе языковых значений, носителями которых являются разные типы морфем, и на этой основе формировать навыки осознанного членения слова на значимые части;

3) отработать умение опираться на морфемную структуру слова при решении разных языковых задач; например, при определении правильного написания слова, при выяснении его лексического значения, сферы употребления, грамматических признаков.

Особое внимание необходимо обратить на третью задачу обучения морфемики и словообразованию в школьном курсе родного языка. Структурный анализ слова является базой, основой формирования разнообразных умений и навыков в области орфографии, грамматики, лексики, стилистики.

ГЛАВА 1 Система изучения морфемики начальной школе.

Словообразование - источник необыкновенной выразительности и словарного богатства русского языка. Русский язык имеет свои специфические особенности в распределении программного материала во времени. В настоящее время, согласно утвержденным программам для четырехлетней начальной школы, морфемный состав слова изучает во II и III классах.

Прежде чем раскрыть конкретное содержание системы, необходимо уточнить, что такое система изучения языкового материала. Под системой изучения языкового материала понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенной, научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на этой основе практических умений (общеречевых, грамматических, словообразовательных, орфографических).

Применительно к рассматриваемым языковым явлениям система определяет:

а) место изучения морфемного состава слова в общей системе изучения программного материала по русскому языку;

в) взаимодействие между изучением морфемного состава слова и образования слов, а также морфемного состава слова и его лексического значения;

г) связь работы над формированием навыков правописания морфем с усвоением основ знаний из области словообразования и грамматики.

При построении системы в качестве ведущих выступают следующие положения: все морфемы в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы раскрывается только в составе слова. Исходя из этого, изучение школьниками корня, приставки, суффикса и окончания проводится не изолированно друг от друга, а во взаимодействии: вначале учащиеся знакомятся с сущностью .всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема с семантико-словообразовательной и орфографической сторон.

Выделяются четыре этапа этой системы:

2. Знакомство с особенностями однокоренных слов и корня слова; наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах (II класс).

3. Изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов, окончания; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корня и приставки (II - III класс).

4. Углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением имени существительного, имени прилагательного и глагола; формирование навыков правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глагола (IV класс).

На всех этапах предусматривается систематическая работа над лексическим значением слов, точностью их употребления в речи и написанием. Указанная система изучения морфемного состава слова учитывает не только лингвистические особенности изучаемого материала, возрастные возможности младших школьников, но и такие дидактические принципы, как сознательность, преемственность и перспективность обучения. От ознакомления с особенностями однокоренных слов, корня и других значимых частей слова учащиеся переходят к изучению каждой морфемы в отдельности, и, наконец, в процессе изучения частей речи несколько углубляются знания о составе слова, поскольку они (знания) вступают в новые, сложные связи и отношения.

Рассмотрим содержание и методику работы на каждом из этапов системы.

Пропедевтика изучения словообразования (II класс). Задача пропедевтической работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами.

В русском языке многие слова представляют собой мотивированные названия предметов. Поэтому от выяснения с учащимися, почему предмет так назван, можно постепенно перейти к выяснению соотносимости в языке одного слова с другим. Например, почему приспособление, в которое насыпают корм, назвали кормушкой (корм — кормушка)? Почему одну шишку еловой, а другую — сосновой? И т. д.

При выяснении мотива названия предмета или признака предмета учащиеся подводятся (как это нетрудно заметить) к установлению общности слов по смыслу и по составу. Все это подготавливает школьников к пониманию сущности образования однокоренных слов: одно слово образуется от другого на основе семантической связи между ними, которая, в свою очередь, базируется на связи между понятиями, наименованиями которых являются данные слова. Постепенно представления учащихся о словообразовании углубляются. Это происходит главным образом за счет того, что школьники познают части слова, с помощью которых образуются новые слова. Важное значение имеет также и усвоение совокупности признаков однокоренных слов.

Второй этап системы – ознакомление с однокоренными словами. Основные учебные задачи данного этапа:

- познакомить с особенностями корня;

- провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах;

- обогатить речь учащихся однокоренными словами.

Практически это означает развитие у школьников умения соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее. Например, учащиеся сравнивают слова: малина, малинник, малиновое (варенье) — и устанавливают, что их можно объединить в одну группу родственных слов, так как все три слова сходны по смыслу и имеют одинаковую, общую часть.

Для того, чтобы развить у младших школьников умение распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам, проводится сопоставление однокоренных слов и синонимов.

Например: нужно доказать, какое из трех слов однокоренным не является (смелый, смелость, храбрость), а также противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы (например: гора - горный — горняк, но гора — горсть).

Противопоставление однокоренных слов и синонимов предупреждает ошибочную ориентировку учащихся только на семантическую близость слов. Противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы, позволяет предупредить ошибку, связанную с ориентировкой только на структурную общность.

Как известно, в нашем языке в качестве однокоренных слов выступают слова разных частей речи. Каждой части речи свойственны специфические черты словообразования. На начальном этапе изучения однокоренных слов внимание школьников направляется лишь на сам факт наличия в языке однокоренных слов, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета.

К концу 2 класса дети должны уметь подбирать ряды однокоренных слов, в простейших случаях выделять корень слова.

Третий этап – изучение специфики и роли в языке корня, приставки, суффикса и окончания. (II- III класс ).

На третьем этапе системы изучения морфемного состава слова решаются следующие учебные задачи:

развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом;

формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных корня, а также навыка слитного и графически верного написания приставок;

развитие умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами.

Третий этап является центральным в системе изучения основ словообразования. На него приходится наибольшее количество уроков. Решение каждой из указанных задач находится в определенной взаимозависимости.

Так, осознание учащимися связи между лексическим значением слова и его морфемным составом происходит на основе усвоения роли каждой морфемы в слове. Навык правописания проверяемых безударных гласных корня формируется только при условии владения школьниками некоторыми словообразовательными умениями, в частности умением анализировать морфемный состав слова, подбирать однокоренные слова.

На данном этапе дети должны уметь:

отличать родственные слова от слов-синонимов;

подбирать однокоренные слова с заданным корнем;

знать правописание гласных в приставках;

знать правописание суффиксов -еньк-,-оньк-,-очк-,ечк-,-оват-, -еват

отличать приставку от предлога;

проводить разбор слов по составу (выделять корень, приставку, суффикс, окончание, основу),

подбирать слова определённой модели.

Четвёртый этап – работа над составом слова в процессе изучения частей речи ( IV класс ).

Цель четвертого этапа — углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формообразующей роли окончаний; а также подготовке учащихся к пониманию особенностей образования имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Углубление и расширение знаний по морфемике происходит при изучении частей речи.

Морфологический анализ состава слова тесно связан с упражнениями в словообразовании, что позволяет рассматривать не только структуру существующих в языке слов, но и различные способы образования новых слов и моделей, по которым они создаются.

В русском языке каждой части речи свойственны определенные словообразовательные особенности, т. е. существует взаимосвязь между морфемным составом слова и его принадлежностью к той или иной части речи. При этом морфемная структура слова, специфика его образования выступают в единстве с лексическим значением слова и комплексом грамматических признаков.

В процессе изучения частей речи учитель подводит учащихся к пониманию основ словообразования: в языке существует вполне определенная связь .

Содержание упражнений и характер заданий направляют детей па установление, во-первых, от какого слова образовалось данное и, во-вторых, при помощи каких морфем. Естественно, что младшим школьникам, еще не знакомым с закономерностями словообразования, трудно определить производящее слово. Поэтому производящее слово называет учитель или оно дано в упражнении. Учитель может указать и значение производного слова, а ученик должен выбрать необходимую морфему, которая позволит образовать слово с заданным значением.

При введении словарных слов необходимо не только знакомить с новым словом, но и вводить всю группу родственных слов с мотивированным образованием. При этом желательно объяснять значение каждого последующего слова через родственное.

ГЛАВА 2. Формирование представлений о морфеме, как значимой части слова.

Семантическая направленность обучения морфемике и словообразованию в начальных классах предполагает усиленное внимание к смысловой характеристике морфем, а следовательно, и к семантическому анализу слова в целом.

Учителю необходимо предусмотреть в процессе обучения работу над значениями трёх типов морфем, имея в виду, что корень является выразителем вещественного значения, окончание передаёт грамматическую информацию о словоформе, приставка и суффикс добавляют словообразовательное значение.

В связи с этим в работе над семантикой морфем разных типов выделяются три основных направления:

1) структурно – семантический анализ однокоренных слов;

2) знакомство с механизмами образования форм слова и особенностями грамматического значения окончания;

3) осознание словообразовательного значения приставок и суффиксов и механизмов образования слов в русском языке.

Коротко охарактеризуем каждое из названных направлений в работе. Структурно – семантический анализ однокоренных слов.

Корень – особая морфема для учеников начальных классов: именно с неё начинается осознание морфемной структуры слова. Можно выделить несколько наиболее эффективных приёмов, которые обостряют внимание к значению корня, однокоренных слов и помогают ученикам осознать их структурную и смысловую общность.

1. Опознание однокоренных слов в предложении и тексте на основе семантико – структурного анализа. Детям предлагается проанализировать предложение или текст, в котором представлено скопление однокоренных слов. Ученики должны не только обнаружить эти слова, но и обязательно объяснить, почему они являются однокоренными.

2. Дифференциация понятий – однокоренное слово и синоним. Практика показывает, что далеко не сразу ученики начальных классов понимают сущностную разницу однокоренных слов, с одной стороны, и синонимов, слов одного лексико-семантического поля, - с другой. Происходит это потому, что в определениях синонимов и однокоренных слов общим признаком является смысловая близость слов.

3. Накопление гнёзд родственных слов. Этот приём в обучении является одним из наиболее эффективных. Не случайно на это направление в работе указывают современные программы для начальных классов. Накопление гнёзд родственных слов – это особая организация работы с корнем в начальной школе, и прежде всего – составление словарика корней русского языка.

Составление на уроках русского языка словарика корней позволяет зафиксировать в сознании ребёнка определённую морфему и показать её присутствие в однокоренных словах.

4. Сопоставительный анализ слов с корнями-омонимами. Эффективным приёмом, формирующим представление о корне как значимой части слова, является сопоставление слов с корнями –омонимами, то есть с морфемами, которые одинаково пишутся, произносятся, но имеют разное значение.

5. Использование приёма словообразовательного толкования слова Особое внимание в работе с однокоренными словами нужно уделить словообразовательному толкованию слова. Этот термин обозначает способ определения лексического значения слова через подбор ближнеродственного однокоренного.

Знакомство с механизмом образования форм слова и особенностями грамматического значения окончания.

Окончание – это вторая морфема, с которой знакомятся ученики начальных классов. Замена окончаний меняет грамматический статус слова.

Осознание словообразовательного значения приставок и суффиксов, а также механизмов образования слов в русском языке.

Ученики начальных классов должны постепенно подойти к осознанию единства трёх сторон, органично сочетающихся в каждой приставке и суффиксе: форма + значение + функция ( осознание словообразующей роли приставки и суффикса). На этой основе трёхмерного восприятия морфемы и формируется правильный способ анализа морфемного состава слова.

Чем больше сведений получают учащиеся о составе слова и словообразовании, тем яснее становится для них богатство и величие русского языка, тем сильнее пробуждается их желание изучать родной язык.

Читайте также: