Куайн о том что есть краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Elementary logic, Boston — ?. . 1941 ; From a logical point of view. 9 logico-philosophical essays, Camb., 1953 ; Word and object, Camb.—N. Y. —L., 1960 ; The roots of reference, La Salle, 1973 ; The ways of paradox and other essays, N. Y., 1976.

Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965 , гл. 15; О renstein . Willard van Orman Quine, Boston, 1977.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

(Quine), Уиллард ван Орман (р. 25 июня 1908) – амер. логик, математик и философ. Проф. Гарвардского ун-та (с 1948). Осн. работы К. в области логики посвящены построению аксиоматич. системы, к-рая включала бы в себя логику классов и была бы непротиворечивой. Первая такая система изложена К. в его статье "Новые основания математич. логики" ("New foundations for mathematical logic", 1936, опубл. в журн. "Amer. Math. Monthly", 1937, v. 44, No 2). Позднее в соч. "Математич. логика" ("Mathematical logic", [1940 ], new ed., 1962) он расширяет эту систему, освобождаясь от ряда ограничений, к-рым должны удовлетворять объекты для того, чтобы быть членами классов. Чтобы избежать логич. парадоксов, К. использует т.н. метод с т р а т и ф и к а ц и и, по своей идее близкий к т е о р и и т и п о в, но более простой. Доказательство непротиворечивости для систем К. не найдено, но показано, что система Mathematical logic непротиворечива, если непротиворечива более узкая система New foundations. Система Mathematical logic обладает тем достоинством, что она по меньшей мере так же ограждена от опасности скрытых противоречий, как и другие, более узкие системы, включающие в себя логику классов. К. принадлежит оригинальная формулировка натурального исчисления. В исследованиях по логической семантике К. утверждает, что понятия с м ы с л а и с и н о н и м и и лишены содержания; перевод с одного языка на другой, согласно К., вообще говоря, невозможен, так как язык включает в себя не только синтаксис и с е м а н т и к у, но и п р а г м а т и к у. Стало быть, в одном языке могут быть такие понятия (относящиеся к практич. жизни людей), к-рым нет соответствия в др. языке. В области модальной логики К. возражал против введения кванторов в системы модальной логики. В философии математики К. придерживается взглядов номинализмa. Он ставит вопрос о возможности выразить все естеств. науки на языке, в к-ром идет речь только о конкретных предметах, а не о классах, свойствах, отношениях и т.п. Тем не менее при исследовании оснований математики К. приходится начинать с допущения существования классов или атрибутов (свойств). К. допускает возможность использования абстрактных понятий лишь в тех случаях, когда они служат вспомогат. средством, т.е. когда окончат. результат не содержит этих абстракций.

Соч.: A system of logistic, Camb. (Mass.), 1934; Designation and existence, "J. Philos.", 1939, v. 36, No 26; Elementary logic, Bost., 1941; Notes on existence and necessity, "J. Philos.", 1943, v. 40; On universale, "J. Symbolic Logic", 1947, v. 12, No 3; Two dogmas on empiricism, "Philos. Rev." 1951, v. 60; From a logical point of view, Camb. (Mass.), 1953; Methods of logic, N. Y., [1957 ]; Word and object, [Camb. (Mass.), 1960 ].

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

КУАЙН (Quine) Уиллард ван Орман (25 июня 1908, Экрон, шт. Огайо) — американский философ и логик. Профессор Гарвардского университета (с 1948), где в 1931 он закончил докторантуру под руководством А Н. Уайтхеда. На формирование концепции Куайна большое влияние оказали М. Шлик, Р. Карнап и в целом идеи логического позитивизма, с которыми он познакомился во время поездки по Европе (1933) и, в частности, при встречах с членами Венского кружка. С 1934 Куайн в течение многих лет работал над одной из центральных проблем Венского кружка — вопросом о роли логики в обосновании математики. Куайн приложил немало усилий для того, чтобы помочь обосноваться в США многим членам Венского кружка и другим выдающимся европейским философам, которые вынуждены были покинуть континент незадолго до начала 2-й мировой войны. Куайн участвовал в войне в качестве добровольца, служил в морской пехоте.

Основные работы Куайна в области логики посвящены построению аксиоматической системы, которая включала бы в себя логику классов и была бы непротиворечивой. Куайну также принадлежит оригинальная формулировка натурального исчисления. В своих работах по формальной логике Куайн подчеркивал преимущества экстенсионального подхода перед интенсиональным (включая модальную логику), в философии языка критиковал лингвистический нативизм Хомского, которому противопоставляет учение о языке как комплексе приобретенных диспозиций к вербальному поведению.

В философии математики Куайн придерживался позиций крайнего номинализма. Он ставил вопрос о возможности выразить все естественные науки на языке, в котором идет речь только о конкретных предметах, а не о классах, свойствах, отношениях и т. п. Куайн допускал возможность использования абстрактных понятий лишь в тех случаях, когда они слу

При разработке своего философского учения Куайн испытал влияние логического позитивизма, прагматизма и бихевиоризма. Появление в 1951 его статьи “Две догмы эмпиризма” (Tw Dogmas of Empiricism, 1951), содержавшей критику ряда основополагающих неопозивистских идей, усилило в США интерес к новым тенденциям в аналитической философии, привнесло в нее элементы прагматизма. Куайн выступил, во-первых, против разграничения т. н. аналитических предложений, т. е. предложений логики и математики, зависящих только от значения составляющих их терминов, и синтетических (эмпирических) предложений, основывающихся на фактах. Во-вторых, против редукционистского тезиса о том, что каждое осмысленное предложение эквивалентно некоторой конструкции из терминов, указывающих на непосредственный чувственный опыт субъекта. Источник этих “догм” Куайн видел в ошибочной установке рассматривать изолированные предложения, отвлекаясь от их роли в контексте языковой системы или теории. Данной установке он противопоставил холистскую установку прагматизма. По Куайну, проверке в науке подлежит система взаимосвязанных предложений теории, а не отдельные предложения, гипотезы. Этим объясняется устойчивость теории как таковой при столкновении с опытом и ее способность к самокоррекции на основе соглашений ученых (конвенционализм). Философия, согласно Куайну, принципиально не отличается от естественных наук, выделяясь лишь несколько большей степенью общности своих положений и принципов. Собственную позицию Куайн квалифицирует как натурализм, или “научный реализм”. Он доказывает, что “концептуальная схема” языка определяет структуру онтологии. При экспликации онтологической проблематики на языке экстенсиональной логики он формулирует свой знаменитый тезис: “Быть — значит быть значением связанной переменной”. Предпочтение одних онтологических картин другим объясняется сугубо прагматическими мотивами. С этим связан и тезис “онтологической относительности”, в соответствии с которым наше знание об объектах, описываемых на языке одной теории, можно рассматривать лишь на языке др. теории, который, в свою очередь, должен рассматриваться в отношении к языку следующей теории, и так далее до бесконечности. Т. о., онтологическая проблематика связывается с вопросом о переводимости языков (естественных или искусственных). Но “радикальный перевод”, по Куайну, является принципиально неопределенным, ибо предложения любого языка способны обозначать самые разные объекты и способ их референции (указания на объекты) остается “непрозрачным” (неясным). В своей философии Куайн широко использует данные лингвистики, антропологии, бихевиористской психологии (критикуя при этом психологический ментализм). Язык рассматривается им как важнейшая форма человеческого поведения, а наука — как один из путей приспособления организма к окружающей среде. Куайн вводит понятие “стимульного значения” — совокупности внешних стимулов, которые вызывают согласие или несогласие с произносимой фразой, и в этой связи исследует проблему синонимии как тождества таких значений для говорящих на одном языке.

Соч.: A System of Logistic. Cambr. (Mass.), 1934; Mathematical Logic. N. Y, 1940; Elementary Logic. Boston, 1941; From a Logical Point of View. A logico-philosophical Essays. Cambr. (Mass.), 1953; Method of Logic. N.Y, 1955; Word and Object. Cambr. (Mass.)-N.Y. -L., I960; Ontological Relativity and Other Essays. N. Y.-L., 1969; The Roots of References. Li Salle, 1973; Tlie Ways of Paradox and Other Essays. N. Y, 19&6; Theories and Things. Cambr. (Mass.), 1981; The Time of My Life. Cambr. (Mnss.). 1985; Pursuit ofTruth. Cambr. (Mass.), 1990; From Stimulus to Science. Cambr. (Mass.)— L.. 1995, в рус. пер.; Слово и объект. СПб., 2000.

Лит.: Хи.1.1 Т. И. Современные теории познания? М., 1965; Вещи и их место в теориях. — В кн.: Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М., 1998; Kiing G. Ontologie und logistische Analyse der Sprache, Wien, 1963; \\brds and Objections: Essays on the Wark of W. V. Quine. Dordrecht - Boston, 1975; Can Theories Be Refuted? Dordrecht — Boston, I976; Orestein A. Willard van Orman Quine. Boston, 1977; Essays on the Philosophy ofW. v. O. Quine. Hassocks (Sussex). 1979; The Philosophy ofW. v. O. Quine, ed. by L. E. Hahn, P.A. Sehillp. La Salle, 1986.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Тема 11. Человек во Вселенной. Философская, религиозная и научная картина мира 11.1. Концепция бытия – фундамент ф илософской картины мира

Тема 11. Человек во Вселенной. Философская, религиозная и научная картина мира 11.1. Концепция бытия – фундамент ф илософской картины мира Основная задача каждой философии заключается в решении проблемы наличного бытия мира. Решением этой проблемы занимались все философы,

Натурализм Куайна

Натурализм Куайна Куайн — натуралист. То есть он считает, что нет ничего более весомого — если речь идет об определении общего характера действительности, — чем факт, который склонил и привел нас всех к согласию относительно этого общего характера. Этот факт — методы и

Философская концепция Куайна № 1: метафизика

Влияние Куайна

Влияние Куайна В самом начале статьи я уже сказал, что многие считают Куайна крупнейшим философом послевоенного периода. Определенно, его натурализм является апофеозом натуралистического духа, столь характерного для аналитической философии последних пятидесяти лет.

§ 6. Фундаментальная онтология и философская антропология

1. Критика спекулятивного идеализма и идеалистической диалектики. Диалектико-материалистическое решение основного философского вопроса. Историко-философская концепция Маркса и Энгельса

1. Критика спекулятивного идеализма и идеалистической диалектики. Диалектико-материалистическое решение основного философского вопроса. Историко-философская концепция Маркса и Энгельса Итак, к началу 1844 г. Маркс и Энгельс, работая независимо друг от друга, изучая во

1. Диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии. Историко-философская концепция Маркса и Энгельса

1. Диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии. Историко-философская концепция Маркса и Энгельса Как уже было показано, к началу 1844 г. Маркс и Энгельс, работая независимо друг от друга, изучая во многом различную социально-экономическую обстановку

Историко-философская концепция Маркса и Энгельса

Историко-философская концепция Маркса и Энгельса Маркс и Энгельс диалектически истолковывают отправную посылку материализма, доказывая, что именно изменение человеком природы, превращение материального в идеальное в процессе познания и идеального в материальное

Тезис Дюгема-Куайна: недоопределенность

Онтология

Онтология Фома стремился к синтезу веры и разума в форме гармонизации христианского Откровения и греческой философии (аристо-телизма). Но на этот синтез оказал влияние и неоплатонизм в форме, которую ему придал Августин. Причем наследие Аристотеля дошло до Фомы через

Онтология

Онтология (от греческого . род. падеж . —сущее и . —слово, понятие, учение)– учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология, отождествляется с метафизикой, но чаще

Глава 2. Связь между языком и онтологией в философии У. В. О. Куайна

Глава 2. Связь между языком и онтологией в философии У. В. О. Куайна Уиллард Ван Орман Куайн (1908–2000) является первым и крупнейшим представителем аналитической философии, родившимся в США. Но не только этим он выделяется среди участников этого философского направления.

Во-вторых, избрав в качестве канонической нотации язык первопорядковой логики предикатов, Куайн тем самым допустил только квантификацию по индивидным объектам и множествам, однако научные и повседневные рассуждения содержат квантификацию и по другим сущностям: свойствам, отношениям, числам, фактам, действиям, мнениям, возможностям и т. п. Но почему только первый вид квантификации связан с онтологическими обязательствами? Решение Куайна вызвано рядом соображений. С одной стороны, следует отметить, что, по его мнению, только индивидные переменные имеет смысл — и в логическом, и в онтологическом плане — связывать кванторами, поскольку предикатные переменные, как и предикаты вообще, ничего не обозначают. Вместе с тем Куайн допускает, что в качестве значений индивидных переменных в принципе могут выступать индивидуальные объекты любых видов, будь то физические вещи, абстрактные объекты и т. п., и наша онтология зависит от того, по какого рода индивидуальным объектам мы готовы квантифицировать. В том, что в онтологии Куайна допускаются только индивидуальные сущности, безусловно, нашла выражение общая номиналистическая тенденция его философского мировоззрения.

Онтология, таким образом, является для Куайна чем-то искусственным, она зависит от переструктурирования теории и от языка, с помощью которого это переструктурирование осуществляется. Куайн настаивает на том, что, приняв определенный способ формализации, мы вместе с тем вынуждены принять и связанную с ним онтологию. Поскольку в нашем распоряжении имеется множество искусственных языков и от их выбора зависит получаемый результат, мы опять приходим к идее онтологической относительности.

Базовыми утверждениями концепции онтологической относительности являются следующие: (1) объекты, рассматриваемые в качестве существующих, являются постулированными сущностями, которые вводятся в так называемых экзистенциальных утверждениях формализованного языка конкретной теории; поэтому (2) референция является осмысленной лишь относительно некоей системы координат; (3) абсолютного конечного факта (положения дел), который мог бы быть выражен неким базовым философским языком, не существует; (4) разговор о том, чем на самом деле являются объекты, постулируемые в той или иной теории, бессмыслен и должен рассматриваться как вопрос о переводе языка этой теории в язык некой другой теории.

Из этого следует (2), поскольку именно формализованный язык или теория является той системой координат, в рамках которой постулируются сущности и, соответственно, задается референция. Таким образом, о существовании или несуществовании тех или иных предметов можно говорить лишь относительно конкретного языка. О реальности, независимой от языковой детерминации, говорить бессмысленно. Она является недосягаемой (тезис о непостижимости референции). Отсюда (3): нет ни такой реальности, ни базового языка, который мог бы ее описать, поскольку всякий язык имеет дело лишь с постулированными сущностями. Одной из иллюстраций, приводимых У.В.О. Куайном для данной идеи, являются дискуссии об определении числа. Он считает, что понять, чем является число само по себе, невозможно. Он рассматривает три определения числа, предложенные Г. Фреге, Э. Цермело и Дж. фон Нейманом, как представляющие три различные теоретико- множественные модели, выражающие законы простых чисел. У.В.О. Куайн считает, что бессмысленно задаваться вопросом, какое из определений на самом деле является правильным, поскольку, если все три отвечают нашим ожиданиями от такого определения, то объективного критерия предпочтения одного из них нет. Отсюда и (4): сказать, что предмет, постулированный как А, является на самом деле В, согласно У.В.О. Куайну, означает не описать некую истинную природу предмета, а лишь предложить перевод из языка, где постулировался предмет А, в язык, где постулируется предмет В.

Концепция онтологической относительности в целом, как и отдельные ее элементы, оказала сильнейшее влияние на философскую мысль второй половины 20 века. Принято считать, что идеи У.В.О. Куайна были радикализованы в работах его последователей. Так, в сфере философии языка его идеи получили развитие, например, в работах Д. Дэвидсона, который, ввиду проблем, связанных с непостижимостью референции, предложил вовсе отказаться от этого понятия. В философии науки учение Т. Куна о несоизмеримости научных теорий (Несоизмеримости теорий тезис) и предлагаемый им образ науки как процесса разрешения головоломок, по его собственному признанию, опирается на работы У.В.О. Куайна. Наконец, Прагматизм Р. Рорти со свойственным ему взглядом на научные теории как на метафоры также исходит из куайновской идеи о непостижимости референции. Однако следует отметить, что если для У.В.О. Куайна вопрос об отказе от понятия объективной реальности являлся проблемным и по-настоящему философским, то для его последователей представляется изначально решенным.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 166-167.

КУАЙН

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

КУАЙН (Quine) Уиллард ван Орман (25 июня 1908, Экрон, шт. Огайо) – американский философ и логик. Профессор Гарвардского университета (с 1948), где в 1931 он закончил докторантуру под руководством А.Н.Уайтхеда. На формирование концепции Куайна большое влияние оказали M.Шлик, Р.Карнап и в целом идеи логического позитивизма, с которыми он познакомился во время поездки по Европе (1933) и, в частности, при встречах с членами Венского кружка. С 1934 Куайн в течение многих лет работал над одной из центральных проблем Венского кружка – вопросом о роли логики в обосновании математики. Куайн приложил немало усилий для того, чтобы помочь обосноваться в США многим членам Венского кружка и другим выдающимся европейским философам, которые вынуждены были покинуть континент незадолго до начала 2-й мировой войны. Куайн участвовал в войне в качестве добровольца, служил в морской пехоте. Основные работы Куайна в области логики посвящены построению аксиоматической системы, которая включала бы в себя логику классов и была бы непротиворечивой. Куайну также принадлежит оригинальная формулировка натурального исчисления. В своих работах по формальной логике Куайн подчеркивал преимущества экстенсионального подхода перед интенсиональным (включая модальную логику), в философии языка критиковал лингвистический нативизм Хомского, которому противопоставляет учение о языке как комплексе приобретенных диспозиций к вербальному поведению. В философии математики Куайн придерживался позиций крайнего номинализма. Он ставил вопрос о возможности выразить все естественные науки на языке, в котором идет речь только о конкретных предметах, а не о классах, свойствах, отношениях и т.п. Куайн допускал возможность использования абстрактных понятий лишь в тех случаях, когда они служат вспомогательным средством, т.е. когда окончательный результат не содержит сами эти абстракции.

1. A System of Logistic. Cambr. (Mass.), 1934;

2. Mathematical Logic. N.Y., 1940;

3. Elementary Logic. Boston, 1941;

4. From a Logical Point of View. A logico-philosophical Essays. Cambr. (Mass.), 1953;

5. Method of Logic. N.Y., 1955;

6. Word and Object. Cambr. (Mass.) – N.Y.–L., 1960: Ontological Relativity and Other Essays. N.Y.–L., 1969;

7. The Roots of References. La Salle, 1973; The Ways of Paradox and Other Essays. N.Y., 1966;

8. Theories and Things. Cambr. (Mass.), 1981;

9. The Time of My Life. Cambr. (Mass.), 1985;

10. Pursuit of Truth. Cambr. (Mass.), 1990;

11. From Stimulus to Science. Cambr. (Mass.)– L., 1995,

12. в рус. пер.: Слово и объект. СПб., 2000.

1. Хим Т.И. Современные теории познания? М., 1965;

2. Вещи и их место в теориях. – В кн.: Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М., 1998;

3. Küng G. Ontologie und logistische Analyse der Sprache. Wien, 1963;

Читайте также: