Проект талантливые дети в доу

Обновлено: 08.07.2024

3 Цель: создание благоприятных условий для развития способностей, талантов детей дошкольного возраста через оптимальную образовательную структуру Центра Задачи: создать систему выявления и сопровождения одаренных детей в условиях ДОУ; разработать и внедрить в образовательную практику Центра современные технологии организации работы с одаренными детьми; повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов по индивидуализации образовательного процесса. Концептуальные основания деятельности: одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного потенциала ребенка.

4 Основное содержание деятельности по проекту: разработка мониторинга определения и развития индивидуальных психолого-педагогических особенностей дошкольника, выявления способностей и одаренности; создание системы психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка; освоение современных педагогических технологий работы с одаренными детьми; разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в Центре; повышение квалификации педагогических работников через систему методических мероприятий ДОУ, курсов повышения квалификации разного уровня; обобщение и распространение педагогического опыта; просветительская и партнерская работа с родителями, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

5 Планируемый результат изменений на уровне ребенка: выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности; психологический комфорт и защищенность; успешность на следующей ступени образования; на уровне педагогов: рост профессионального мастерства; овладение современными педагогическими технологиями; призовые места в профессиональных конкурсах; на уровне Центра: создана и реализуется модель развития способностей и талантов детей дошкольного возраста в условиях ЦРР; повышение качества образования в ДОУ, высокий рейтинг среди дошкольных образовательных учреждений г. Екатеринбурга; на уровне семьи: рост педагогической компетентности; удовлетворенность образовательной деятельностью Центра; на уровне района, города: ресурсный центр по организации работы с одаренными детьми.

8 Технология математического развития Латентное (скрытое обучение) Латентное (скрытое обучение) Обогащенная предметная среда.Обогащенная предметная среда. Самостоятельная деятельность.Самостоятельная деятельность. Продуктивная деятельность.Продуктивная деятельность. Цель: накопление и обогащение чувственно и информационного опыта, развитие интеллектуальных способностей Формы: Коллекционирование. Коллекционирование. Праздники. Праздники. Чтение познавательной литературы. Чтение познавательной литературы. Интеллектуальное познавательное общение. Интеллектуальное познавательное общение. Реальное (прямое обучение) Реальное (прямое обучение) Специально организованная познавательная деятельность. Специально организованная познавательная деятельность. Цель: развитие математических представлений. Форма: проблемно-поисковые ситуации. Опосредованное обучение Опосредованное обучение Включение широко организованной педагогики сотрудничества. Включение широко организованной педагогики сотрудничества. Совместное выполнение заданий. Совместное выполнение заданий. Взаимоконтроль. Взаимоконтроль. Взаимообучение. Взаимообучение. Цель: накопление и обогащение коммуникативного опыта Формы организации детей: в круге, в круге, в паре, в паре, в группе, в группе, в бригаде. в бригаде. МОДУЛИ

13 Талантливый педагог – талантливый ребенок Активные формы организации методической работы с кадрами

14 Структурно-функциональная модель локальной среды повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ Цель: совершенствование когнитивного компонента Цель : совершенствование деятельностного компонента Предметно-педагогические циклы Творческая мастерская Методические циклы Научно-исследовательский коллектив Лекции Консультации Работа с психолого-педагогической литературой, документацией Теоретические семинары Проведение мастер-классов Изучение проблемных педагогических ситуаций Просмотры занятий Дискуссии Практические семинары Ролевые игры Психолого-педагогические тренинги Индивидуальные и групповые консультации Рефлексивные практикумы Изучение, анализ и разработка исследовательских программ, проектов, документов Презентации программно-методических и дидактических материалов Творческие отчеты Проведение педагогических чтений Вариативный блок Инвариантный блок

15 Родители – участники образовательного процесса

16 Практический блок Направление: организация продуктивного общения Игротека Создание традиций Театральная пятница Встречи с интересными людьми Праздники Создание семейных проектов Ведение читательских дневников Организация совместных выставок Формы работы: создание условий для ситуативно-делового общения родителей с детьми на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, игры, книги, подготовки к празднику, разработки общего проекта и др.) Цель:

17 Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребенка ЭТАПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ Подготовительный Диагностический Информационный Развивающий Этап мониторинга подбор литературы по тематике; создание банка информации по работе с одаренными детьми; подготовка консультаций по проблемам одаренности для всех субъектов образовательного процесса. анкетирование родителей и воспитателей, с целью выявления одаренных детей; опрос специалистов ДОУ; анализ полученной информации; дополнительная психолого-педагогическая диагностика одаренных детей; разработка индивидуальных карт развития одаренного ребенка. разработка рекомендаций для родителей, воспитателей и специалистов ДОУ по сопровождению одаренных детей; проведение консультаций для воспитателей и специалистов ДОУ по проблеме одаренности; проведение групповых и индивидуальных консультаций для родителей. Развивающая работа с одаренными детьми направленная на: развитие творческого мышления; развитие творческого воображения; эмоциональное развитие мира детей пяти-семи лет, имеющих предпосылки одаренности. Анализ эффективности результатов работы Выявленные способности у детей по результатам анкетирования родителей и воспитателей

22 Наличие и реализация собственных программ повышения квалификации Современные формы организации образовательного процесса в ДОУ. Ребенок в современном образовательном пространстве. Педагогические технологии развития способностей и талантов детей. Обеспечение благоприятного фона жизнедеятельности детей в ДОУ. Проектирование образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ ООП ДО. Апробация модели оценки результативности образовательного процесса в ДОУ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16

(МБДОУ детский сад № 16)

620023 г. Екатеринбург, ул. Рощинская, 25 тел. (343) 2892520

ИНН 6674368867 КПП 667901001

Творческая группа МБДОУ детского сада № 16

Краткая аннотация работы

Срок проекта : 4 года

Тип проекта : долгосрочный

База внедрения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16

Участники проекта: воспитанники, родители (законные представители), воспитатели, специалисты.

Сроки реализации

I этап. Подготовительный . Январь 2014г. – август 2014г..

II этап. Организационно – практический . сентябрь 2014г. – май 2016г..

III этап. Заключительный . Июнь 2016г. – май 2017г.

Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей воспитанников МБДОУ.

Проведение диагностических (мониторинговых) обследований воспитанников (с письменного согласия родителей) на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей.

Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных воспитанников на основе индивидуализированного воспитания и развития их в образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

Изучить современные технологии, методы и приемы воспитания и развития дошкольников.

Расширить возможности для участия высокомотивированных и одарённых дошкольников в районных, городских, всероссийских и международных олимпиадах, творческих выставках и т.д.

Подготовить и повысить педагогическую компетентность педагогов в работе с одаренными воспитанниками.

Повысить родительскую компетентность в познании одаренности дошкольника.

Актуальность.

Как показывает статистика:

Примерно пятая часть дошкольников можетбыть отнесена к одарённым детям. Но они, какправило, лишены необходимой для развития ихталантов поддержки, в результате всего лишь 2-5%детского поколения действительно проявляют себякак одарённые.Интеллектуально одарено 2% детей, с повышенными умственными способностями -15 -16%,то есть в общем 18 детей из 100.

Из 5 одаренныхдетей выявляется только один. Однако и это неозначает, что одаренность такого ребенка будетразвиваться и совершенствоваться в дальнейшем.

В последнее время отмечается резкое возрастание инте реса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного воспитания: ориентация на гума низацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому сформулировать проблему одаренности воспитанников , открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Не так давно, самым важным в воспитании детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и ин туиции, помогали ребенку рас крыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста.

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике МБДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных воспитанников. В эту работу должны, привлечены быть не только родители (законные представители и лица, их заменяющие), но и педагоги и, конечно же, социальные институты.

Раннее выявление, развития и воспитание одаренных и талантливых воспитанников составляет одну их главных проблем качества совершенствования системы дошкольного образования.

Содержание деятельности по развитию детской одаренности в масштабе МБДОУ включает следующие блоки:

работа с педагогами;

работа с воспитанниками;

работа с родителями воспитанников;

работа с социумом.

Этапы внедрения проекта

Педагоги

Воспитанники

Родители

Социальная общественность

I этап Подготовительный

(январь 2014 – август 2014)

1. Углубленное изучение педагогами специфики и основных направлений программы “Одаренной ребенок” Л.А. Венгера., педагогических современных технологий, методик и приемов в работе с одаренными воспитанниками.

2. Разработка нормативно – правовых документов:

Положение об инновационной деятельности.

Положение о психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих ярко выраженные способности.

План проектной деятельности.

Положение о педагогическом совете стратегии развития одаренности воспитанников.

Положение о творческой группе педагогов, занимающихся внедрением проектной деятельности.

Разработка информационно-методических документов:

Банк данных детей ДОУ №16, имеющих ярко выраженные способности.

Модель одаренного ребенка ДОУ №16.

Структурная модель работы с детьми, обладающими ярко выражении способностями.

План работы с кадрами по теме “Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих ярко выраженные способности”.

Перспективный план работы с родителями в рамках психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих ярко выраженные способности.

Пакет диагностических методик по выявлению детской одаренности.

Система контроля по теме “Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих ярко выраженные способности”.

Рекомендации по составлению “Портфолио успеха” одаренных детей.

Методические рекомендации в помощь педагогам.

Разработка индивидуальных маршрутов по направлениям одаренности.

Выявления и поддержки одаренных детей.

Выявление одаренности: педагогическая и психологическая диагностика детей (при согласии родителей)

Подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах и т.д.

Выявление индивидуальных музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных и прочих способностей детей на основе соответствующих кружков дополнительного образования

Малая академия наук

Выставки творческих работ

4. Информационное просвещение для родительской общественности в области одаренности

5. Изучение социального заказа родителей одаренных воспитанников

Анализ социальных институтов воспитания и развития воспитанников.

Заключение договоров с социальными структурами.

1.Договор с детской библиотекой№29 им. А.П. Гайдара

3. Договор с Свердловским областным краеведческим музеем.

4. Договор с музеем изобразительных искусств.

6. Договор с музеем П. П. Бажова.

На данном этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от специалистов МБДОУ, родителей, изучают психолого-педагогическую литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка . В ДОУ организуется и проходит психолого-педагогический консилиум, на который приглашают всех педагогов работающих с детьми. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, определяют организацию сопровождения и условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи для каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы и рекомендации по сопровождению одаренного ребенка.

При диагностике одарённости мы исходим из представления большинства исследователей (Дж. Рензулли) о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативности, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.

Для определения уровня развития способностей у детей возможно использование следующих методик:

Название методики

Ответственный

Методики диагностики универсальных способностей для детей

Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант)

Методика В.С.Юркевич. Дерево желаний

Фигурные тесты П. Торренса

Оценка психомоторной одаренности.

Инструктор по физической культуре

Диагностика музыкальных способностей детей.Н.А Ветлугина, О.П. Радынова.

II Этап

Организационно практический

Сентябрь 2014 – май 2016 гг.

Педагоги

Воспитанники

Родители

Социальная общественность

Активно – игровые методы

Практикумы и тренинги

Лекции (проблемные, лекции-диалоги)

Интернет-поиск под определенное задание

Часы заинтересованного информационного обмена

При непосредственном участии творческой группы педагогов провести такие значимые мероприятия, как:

Заседание творческих и проблемных групп по разработке отдельных аспектов совершенствования педагогического процесса.

Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров в области одаренности воспитанников

Составление диаграмм, рекомендаций для педагогов

Открытые показы, семинары-практикумы

Пополнение видеотеки фильмами по использованию разных форм работы с одаренными детьми, проявления одаренности

Пополнение медиатеки программ работы с одаренными детьми

-Участие в свободных играх со сверстниками ;

-Участие в моделировании ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления;

- Участие в специфических детских видах деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

- Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

- Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

- Предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

- Самостоятельность и независимость дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

- Участие в творческих объединениях, кружках;

- Участие в проектной и экспериментально-исследовательской деятельности;

- Участие в выставках, конкурсах, мини-олимпиадах и т.д.;

- Работа по индивидуальному маршруту.

Участие в деятельности кружков по интересам

индивидуальная работа воспитателя, педагога- психолога с каждым родителем (беседы, консультации, практические советы и т.д.)

участие родителей в совместных праздниках, развлечениях

совместное творчество родителей с детьми;

методическая поддержка по сохранению детской одаренности (стимулирование развития детской способности)

передача опыта воспитания одаренных детей через газету и сайт ДОУ

Коллективно-творческие работы, способствующие созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, сплочению коллектива.

Создание условий для равноправного взаимодействия МБДОУ и семьи в развитии личности воспитанника (Дни открытых дверей, тематические лекции для родителей, привлечение родителей к участию в проектной деятельности, анкетирование)

1.Организация участия детей в конкурсах, выставках.

2. Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов на всероссийском уровне

При организации мероприятий необходимо не забывать об определяющем значении для развития одарённости ребенка дошкольного возраста соответствующей развивающей среды, и целенаправленной поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых.

Педагоги в группах являются активными участниками экспериментальной деятельности. Внедрение инновационных технологий на основе проблемного воспитания и развития создает благоприятные условия для развития познавательной деятельности дошкольников, расширяя их представления об окружающем. Кроме того, данный подход помогает педагогам активизировать образовательный процесс в МБДОУ, придавая ему исследовательский, творческий характер и таким образом способствовать проявлению активности и инициативности дошкольников в своей познавательной деятельности.

На данном этапе нашей задачей становится обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребёнком, помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.

Необходимо расширить понимание возможностей одаренного ребенка, выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.

Родителям очень важно знать, какие способности являются приоритетными для их ребенка, нужно поддерживать стремление к творчеству, создавать условия для углубленного и всестороннего изучения интересующего его вида деятельности.

И для развития творческой и познавательной активности необходимо привлечь родителей и детей к участию в творческих и познавательных конкурсах различного уровня.

педагоги

воспитанники

родители

социум

III Этап

Заключительный

Мониторинг детской одаренности. Итоговая педагогическая и психологическая диагностика.

Анализ результатов диагностики.

Представление опыта работы по проекту для педагогической и родительской общественности МБДОУ, района, города.

Обобщения и трансляции опыта работы на педагогическом совете

печатной продукции (конспекты НОД, сценарии, фотографии наглядно-иллюстративный материал);

Беседы, наблюдение, опросы

выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали, конкурсы и др

Анкетирование родителей по результатам проекта.

Участие родителей в презентации проекта

Поддержка и поощрение родителей на уровне дошкольного учреждения

Конкурс рисунков и поделок по проведенным экскурсиям.

Анализ взаимодействия с социумом и МБДОУ.

Оформление стенгазет и фото выставок.

Информирование СМИ о результатах работы с одаренными детьми.

В качестве критериев оценки ожидаемых результатов необходимо выделить следующие:

выявление детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста;

повышение качества подготовки детей к школьному обучению;

увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школе;

увеличение количества детей, участвующих в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня;

создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей и способностей детей с признаками интеллектуальной одаренности МБДОУ;

внедрение эффективных форм и методов работы с одаренными детьми дошкольного возраста;

расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста;

увеличение количества педагогов и специалистов МБДОУ, прошедших курсовую подготовку по организации работы с одаренными детьми;

реализация программ индивидуального развития детей с признаками интеллектуальной одаренности;

удовлетворенность родителей системой работы с одаренными детьми в МБДОУ.

Ожидаемые результаты проекта:

Разработка нормативно-правовой базы проекта (локальной нормативно-правовой документации).

Формирование устойчивой системы выявления, развития и поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности в МБДОУ.

Внедрение программ развития детей дошкольного возраста с признаками интеллектуальной одаренности.

Максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей дошкольного возраста в ходе различных окружных и городских конкурсов.

Совершенствование системы поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности МБДОУ.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми дошкольного возраста.

Укрепление материально – технической базы МБДОУ в рамках работы с одаренными детьми.

Создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми дошкольного возраста в средствах массовой информации.

Оценка результатов проекта

Методы диагностики в ходе проекта:

1. Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (дневниковые записи).

2. Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.

3. Специальные методы (деятельность психолога ДОУ: тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов).

4. Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности).

5. Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль).

6. Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.

7. Конкурсы, фестивали, выставки.

Оценка качества реализации проекта:

1. Сравнительный анализ первичной и итоговой диагностики уровня развития ребенка.

2. Отслеживание уровня создания информационно-развивающей среды и качества используемых ресурсов (что приобретено из запланированного и как используется).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью проекта является создание системы психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития талантливых детей для реализации и совершенствования их способностей.

МБДОУ ЦРР - детский сад №51 "Родничок" первой категории,

Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Паспорт проекта

Тема проекта

"Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет , воспитатели групп, педагог-психолог, музыкальный руководитель, родители.

Вид проекта

Направление проекта

Срок реализации проекта

Ноябрь 2015 г - апрель 2016 г

Разработчики

Негодаева Елена Николаевна

База реализации проекта

МБДОУ ЦРР - детский сад №51 "Родничок"

Формы организации развивающей деятельности

Индивидуальная, подгрупповая, кружковая деятельность, совместное творчество родителей и детей, изготовление мультфильма

Создание системы психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития талантливых детей для реализации и совершенствования их способностей

1. Осуществить анализ научных источников по проблеме

2. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить детей с предпосылками одаренности.

4. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

5. Скоординировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

6. Создать мультфильм по сказке.

Условия реализации

Оснащенность кабинета психологии необходимым диагностическим, методическим инструментарием;

Активность всех участников воспитательно-образовательного процесса;

Наличие предметно-развивающей среды, стимулирующей разнообразную деятельность ребенка;

Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий;

Работа кружков и секций, развивающих творческую направленность ребенка;

Участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества, олимпиадах;

Тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.

Используемые программы и технологии

Развитие творческой одаренности детей происходит через разработку и реализацию творческих проектов педагогов. При разработке творческих проектов педагоги планируют совместную деятельность детей, родителей, представителей социума.

С.В.Кузнецова, Е.А.Терских "Комплексы творческих заданий для развития одаренности ребенка"

Погосова Н.М. "Погружение в сказку"

Предполагаемый результат

1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности;

3. Развитие творческих , коммуникативных способностей;

4. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью;

5. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения одаренных детей. Оказания им поддержки и помощи в развивающем процессе.

Актуальность

Потребность современного общества в неорди­нарной творческой личности высока, все более ценится интеллект и креативность, которые по­зволяют решать сложные задачи, создавать но­вые технологии в разных сферах общественной де­ятельности.

Человек, обладающий развитыми способно­стями, готов к восприятию нового. Можно вспомнить такие яркие личности, как Петр I, Леонардо да Винчи, М.И. Кутузов, И. Ньютон, Г. Галилей, М.В. Ломоносов, М.Л. Ростропо­вич, Ю. Гагарин. Что объединяет талантливые личности? Исследователи, изучавшие биографии выдающихся людей, пришли к выводу о том, что в детстве, как правило, их объединяло облада­ние высоким интеллектом, хорошей памятью, любознательностью, а также такими чертами, как критичность, настойчивость, сильная воля и стремление к высоким достижениям, познанию, увлеченность своим делом, энергичность.

Педагоги отмечают: если в системе развивать способности ребенка, то происходят позитивные изменения в его разви­тии. В силу разных условий воспитания, особенностей лич­ностного развития каждый ребенок достигает своего результа­та, поднимаясь по своей лесенке развития все выше и выше. Осознание ребенком того, что он овладел определенным уме­нием, решил поставленную задачу, окрыляет малыша и по­могает ему достичь новых результатов.

Психологи отмечают, что в сенситивный период скорость восприятия материала в 10—15 раз выше, чем в обычные пе­риоды. Это связано с развитием функций головного мозга и эндокринной системы ребенка. Л.С. Выготский выделял в ка­честве основных сенситивных периодов — период новорож­денности, около 1 года, 3 года, 6—7 лет и подростковый пе­риод. Ученые определили, что в среднем за год у ребенка бывает примерно от 5 до 15 небольших сенситивных периодов раз­вития, средние появляются примерно раз в 4—5 месяцев, а большие наступают раз в несколько лет. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте, однако темп развития у каждого ребенка свой.

1) внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе;

2) готовность к труду перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться;

3) интеллектуальная деятельность: это особенности мыш­ления, быстрота мыслительных процессов, систематич­ность ума, повышенные возможности анализа и обоб­щения, высокая продуктивность умственной деятель­ности.

Один из разработчиков «Рабочей концепции одаренности" Н.С. Лейтес отмечает, что способности не могут «созреть сами по себе независимо от внешних воздействий. По мнению Дьяченко О.М., в качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть не­достаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога, по­этому должна быть определена система развития способно­стей детей.

Ученые отмеча­ют основные пять признаков в мотивации одаренного ребенка:

повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности;

ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увле­ченность предметом;

повышенная познавательная потребность;

предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации;

высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов деятельности. Это возможно лишь при условии создания целостной системы психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении по развитию детской одаренности.

Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.

Этапы реализации проекта

I Этап. (ноябрь -декабрь 2015 г)

Подготовительный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

разработка системы выявления одаренности воспитанников детского сада.

идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников;

определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса;

II Этап. (январь - март 2016 г)

Практический

Цель: осуществление развивающей деятельности по реализации проекта.

составление индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения для каждой категории одаренности;

разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

организация и проведение индивидуальных, групповых, кружковых занятий различными специалистами и воспитателями (по индивидуальному плану);

организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей, с включением в них всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (воспитатели, администрация, узкие специалисты, родители и др.).

III Этап. (апрель 2016)

Цель: Подведение итогов реализации проекта.

Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы

Презентация мультфильма для детей ДОУ.

Механизм реализации

Работа по реализации проекта начинается с анкетирования воспитателей, родителей для определения уровня способностей ребенка, выявления предпосылок одаренности. По результатам анкетирования с детьми, которые являются успешными в освоении программы, проявляют высокий уровень развития, проводятся ряд тестов для диагностики интеллектуально-творческого потенциала ребенка. Заполняется "Карта одаренного ребенка", где определяется сфера склонности (область одаренности) ребенка. Составляются индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. Координируется и интегрируется деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

Каждый педагог, участник проекта, разрабатывает план мероприятий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. В течение срока реализации проекта педагоги проводят кружковую, индивидуальную, подгрупповую работу. Мониторинг проводится с помощью педагогической диагностики - оценки индивидуального развития и педагогом-психологом исследуется психоэмоциональное развитие.

План действий по реализации проекта

Мероприятие

Сроки выполнения

Ответственные

Предполагаемый результат

I Этап. (ноябрь -декабрь 2015 г)

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

Разработка системы выявления одаренности детей старшего дошкольного возраста.

Создание комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников

диагностика развития интеллектуальных способностей детей (состоит из 6 субтестов);

диагностика развития творческого воображения детей (состоит из 3 тестов)

Проведение анкетирования для определения уровня способностей ребенка, выявления предпосылок одаренности.

Воспитатели групп, родители

Экспресс-анкета "Одаренный ребенок", Анкеты для родителей:

1. Определение уровня проявления способностей ребенка (Автор А.Н.Сизанов);

2. Методика "Карта одаренности" (Автор А.И.Савенков)

Психолого – педагогическая диагностика детей для выявления интеллектуально-творческого потенциала ребенка.

- заключение по исследованию творческой одаренности детей;

- заключение по исследованию развития интеллектуальных способностей детей;

- аналитическая справка по проведению диагностики;

- выявление одаренных детей.

Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную развивающую работу.

- Индивидуальные консультации для родителей;

- выступление на семинаре для педагогов: "Детская одарённость: пути развития способностей ребёнка" (доклад)

II Этап. (январь - март 2016 г)

Практический

Цель: осуществление развивающей деятельности по реализации проекта.

Составление индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения для каждой категории одаренности;

Карта одаренного ребенка.

Индивидуальная программа развития "Одаренный ребенок"

Разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

Организация и проведение индивидуальных, групповых, кружковых занятий различными специалистами и воспитателями (по индивидуальному плану)

Музыкальный руководитель, педагог – психолог, воспитатели групп

- Изготовление декораций и персонажей сказки для мультфильма "Лягушка и экскаватор".

Организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей, с включением в них всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (воспитатели, администрация, узкие специалисты, родители и др.).

Музыкальный руководитель, педагог – психолог, воспитатели групп, родители

- Участие в интернет- викторине, утренниках, развлечениях, инсценировке сказки, спортивных мероприятиях;

- Монтаж отснятого материала для мультфильма на компьютере.

III Этап. (апрель 2016)

Цель: Подведение итогов реализации проекта.

Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы

Принципы педагогической деятельности в работе с талантливыми и одаренными детьми.

Методы диагностики в ходе реализации программы.

Основные направления реализации программы.

Основные этапы реализации программы.

Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы.

Приложение 1. Диагностические материалы.

Приложение 2. Карта одаренного ребенка.

Приложение 3. План работы с талантливыми и одаренными детьми на 2020 – 2021 учебный год.

1.Пояснительная записка.

Актуальность темы.

Таланты редки и их надо беречь

и сохранять, в них настоящая сила нации.

Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени.
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от учреждения образования. Задача которого — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования.
Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.

Заниматься одаренными детьми совершенно необходимо, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом.

Дошкольное образовательное учреждение не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.

Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:

- Легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;

- Существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью;

- Стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;

- Высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.

w1618239441.jpg

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Работа с одаренными детьми, является неотъемлемой частью более широкой проблемы развития творческого, внутреннего потенциала личности.

Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей.

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов (логопеда, музыкального руководителя), родителей.

Программа рассчитана на 2020 - 2021 учебный год.

Цель программы: создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи: - выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОУ;

- проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными и детьми в ДОУ;

- интеграция основного и дополнительного образования;

- разработать план мероприятий для развития творческой и

психомоторной (спортивной) одаренности детей;

- повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по

вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.

2. Нормативно – правовая база программы:

3.Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и талантливыми детьми:

- принцип учета возрастных возможностей воспитанников;

- принцип развивающего обучения;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип возрастания роли дополнительного образования.

4.Методы диагностики в ходе реализации программы:

- изучение продуктов детского творчества;

- ведение индивидуальных карт развития.

5.Планируемые результаты:

- высокая динамика развития продуктивного творческого мышления талантливых и одаренных детей;

- повышение уровня индивидуальных достижений воспитанников в различных направлениях деятельности (творческой, спортивной);

- высокая динамика процентов участников и призеров конкурсов различного уровня;

- организация системы дополнительного образования;

- обогащение предметно – развивающей среды;

- повышение профессионального уровня педагогов по выявлению признаков одаренности у детей;

- повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.

6.Работа с одаренными и талантливыми детьми:

Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках образовательного процесса:

- работа по индивидуальным планам и маршрутам.

Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в свободное от занятий время:

- организация праздников и развлечений;

- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;

- организация конкурсов, соревнований;

- организация кружков, секций.

Работа с педагогами:

- выступления из опыта работы;

Работа с родителями:

- памятки – рекомендации, папки – передвижки, консультации, рекомендации;

- совместные детско – родительские проекты;

- совместные праздники, соревнования, конкурсы;

- помощь в создании предметно - развивающей среды.

Наблюдения, педагогическая диагностика, ведение индивидуальных карт развития, беседы с воспитанниками, родителями, изучение продуктов детского творчества.

Наблюдения, педагогическая диагностика, ведение индивидуальных карт развития, беседы с воспитанниками, родителями.

Наблюдения, педагогическая диагностика, ведение индивидуальных карт развития, беседы с воспитанниками, родителями.

7. Основные этапы реализации программы:

I этап – диагностико – организационный.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с талантливыми и одаренными детьми в МОУ.

Задачи: - изучение нормативной базы;

- анализ материально – технических, педагогических условий реализации программы;

- разработка программы работы с талантливыми и одаренными детьми.

II этап – реализационный.

Цель : апробация системы работы с талантливыми и одаренными детьми.

Задачи: - диагностика способностей воспитанников;

- разработка методических разработок по работе с талантливыми и одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий, праздников с детьми и родителями;

- формирование методической библиотеки детского сада по работе с талантливыми и одаренными детьми;

- повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в области работы с талантливыми и одаренными и детьми.

III этап – аналитический.

Цель: переход системы работы с талантливыми и одаренными и детьми в режим функционирования.

Задачи: - анализ итогов реализации программы;

- осуществление преемственности в воспитании и развитии талантливых и одаренных детей на всех этапах воспитания и обучения в ДОУ;

Читайте также: