Проект сказочная экономика в доу

Обновлено: 06.07.2024

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное -говорить ребенку о сложном мире экономики на понятном, ему языке.

Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике, значительное место отводится сказке.

У сказок множество функций:

• сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

• расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

• способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

• пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;

• помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;

• помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей(материальные, духовные, социальные, дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями долг, обязанности.)

В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют

знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний,

выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между

качеством материала и продуктом труда. Дети знакомятся с понятиями

награда, расплата, убытки.

· Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства.

Эти сказки формируют представление детей о достоинстве денег,

воспитывают бережливость, трудолюбие, расчетливость, практичность,

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология идр.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры,экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности первоначальных экономических представлений, знания, полученные в детском саду, пригодятся в дальнейшем при обучении в школе, помогут правильно ориентироваться в окружающей жизни и в будущем строить ее более организованно, разумно и интересно.

1.Антонова Ю.Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил.

2.Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137 с.

3.Смоленцева А. А. Знакомим дошкольникас азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с.

5.Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23.

6.Шорыгина Т. А.Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.

Срок: неделя (20.09.2021 – 24.09.2021).

Руководитель: Кустовская Е. В.

Цель: развивать речевую активность детей посредствам ознакомления с художественной литературой по финансовой грамотности.

Задачи по образовательным областям.

1. Учить различать экономические категории : купля-продажа, обмен, торговля, прибыль.

2. Формировать первоначальные представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи.

1. Формировать понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность.

2. Приобщать к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

3. Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

1. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения с экономической направленностью.

3. Помочь детям выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировке.

1. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы персонажей сказок, литературных произведений.

2. Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (коллективная композиция).

3. Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что узнали во время ознакомления с художественной литературой.

4. Продолжать учить детей проявлять творчество во время продуктивной деятельности.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой.

Реализация проекта в 3 этапа.

Этап 1 – Подготовительный (20.09.2021)

Этап 2 – Основной (20.09.2021 – 24.09.2021)

Этап 3 – Заключительный (24.09.2021)

- педагогическое наблюдение детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о финансовой грамотности.

- подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.

- заинтересовать детей темой проекта, сподвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.

- создать необходимую базу для продуктивной, творческой и театрализованной деятельности детей.

- изучение методической, педагогической, научной, литературы, интернет сайтов.

2. Основной этап:

- работа по плану проекта.

3. Заключительный этап:

- закрепление и обобщение знаний полученных детьми в ходе реализации проекта;

- поделиться полученным опытом с коллегами и на сайте детского сада;

- обобщение результатов работы.

У детей сформировались первичные представления о таких экономических категориях как : купля-продажа, обмен, торговля, прибыль.

- сформировались представления о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи.

- сформировались представления о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода, - развито понимание того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность.

Продукт проекта.

План проекта

Учить различать экономические категории : купля-продажа, обмен, торговля, прибыль.

Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы персонажей сказок, литературных произведений.

Упражнения на имитацию

Учить различать экономические категории : купля-продажа, обмен, торговля, прибыль.

Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (коллективная композиция).

Формировать первоначальные представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи.

Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что узнали во время ознакомления с художественной литературой.

Формировать понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность.

Продолжать учить детей проявлять творчество во время продуктивной деятельности.

Автор: Жаренова Светлана Валерьевна

Организация: МАДОУ детский сад № 62

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балаково

Существует несколько функций сказки:

  • помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
  • способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей

Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Лукьяновой и других авторов доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

  1. Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.
  2. Разработать методику использования сказок с целью экономического образования старших дошкольников

Также стоит обратить внимание на педагогические условия построения системы экономического воспитания старших дошкольников.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освое­ние экономических понятий:

В каждой сказке выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества. Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях, в совместной деятель­ности взрослых и детей, в свободной деятельности детей.

Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Этой присказкой обычно заканчивались наши сказки. Интересовались ли вы, а в чем, собственно, состоит урок?

Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных проблем. Поэтому-то экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.

1 Экономическое воспитание дошкольников посредством сказочных произведений. Опыт работы воспитателя: И. Н. Калининой.

2 На социально - педагогическом уровне : социальный заказ общества. На научно - теоретическом уровне : отношение ребенка к материальным и духовным ценностям. На научно - методическом уровне : недостаточная научно - методическая разработанность процесса экономического воспитания.

4 Сказочные персонажи. Виды деятельности. Чтение сказок с дальнейшим обсуждением. Создание проблемных экономических ситуаций и обыгрывание их. Развивающая среда.

6 игровая деятельность, как средство экономического воспитания театрализованная продуктивная проектная

10 Экономические термины. Фланелеграф со сказочными персонажами. Книжная полка. Разные виды театра. Атрибутика. Дидактические игры.

13 продолжать работу по экономическому воспитанию дошкольников ; выработать основные направления взаимодействия с родителями по данной теме ; привлекать детей к самостоятельному сочинению сказок с экономическим содержанием.

Сказки предназначены для детей старшего дошкольного возраста. В них экономическое содержание раскрывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативные - познавательные навыки. Сделать процесс экономического воспитания интересным и доступным поможет сказка. Использование поведенческого репертуара сказочных героев позволяет детям познать экономическую картину мира в ситуации адекватного возрасту общения, а педагогу - творчески строить процесс экономического воспитания, опираясь на имеющийся опыт детей.

Содержимое публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Картотека сказок

Ситуация 1.Цель. Сформировать у детей представление о рациональности выбора материала.

Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили как-то поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф предлагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный материал. Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф советует строить дом из кирпича.

Вопросы к детям:

-О чем спорили поросята?

-Какие материалы (ресурсы) предлагает использовать для строительства дома каждый из поросят: солому, прутья, камень, кирпич, дерево?

-Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?

-Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили на севере, на юге?

Ситуация 2.Цель. Расширить представления детей о рациональном использовании денег.

Вопросы к детям:

-Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?

-Израсходованные деньги – это доход? Расход? Прибыль?

-Что такое расход?

-Почему поросята остались довольны, ведь они потратили все деньги?

-Какое слово запишем в экономический словарик?

Ситуация 3. Цель. Сформировать понимание необходимости расчета доходов, умение выполнять простейшие расчетные операции установления соответствия доходов и расходов.

Живут поросята в новом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, газ. Перед поросятами встала серьезная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для оплаты, и приступили к расчетам. Поросята успешно справились с задачей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумывали разные истории про доходы, расходы и экономию денег.

Читайте также: