Проект русская изба в детском саду

Обновлено: 27.04.2024

В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организации деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. Именно музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Ещё известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века (Н.Фёдоров, П.А.Флоренский, Ф.Шмит, А.В.Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея.

Именно музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно - речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.

Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Мини-музей стал своеобразной лабораторией поиска наиболее эффективных путей приобщения детей к отечественной истории и культуре. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно важная, сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Наш мини-музей как живой организм помогает ребёнку впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Его деятельность строится по следующим направлениям:

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках, поэтому в нашем мини-музее ребенок - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Глоссарий

Музейная педагогика - область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями и др.

Модерниза́ция (от англ. modern — современный, передовой, обновлённый) — это: обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

Земледельческий календарь

Аналоговый анализ:

Перечень материалов, аналогичных представляемому продукту:

Сопоставление найденных аналогов с предлагаемым продуктом:

Музейная педагогика в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения должна способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды.

Таким образом, мини-музей дает возможность: осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей. Он органично включается в единое пространство ДОУ и, будучи специально спроектированной интерактивной средой, обеспечивает детям яркие образные представления и эмоциональные переживания. Даёт возможность попробовать собственные силы и самореализовываться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность.

Не случайно, музеи называют информационно-коммуникативной системой. Включение музея в образовательный процесс способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.

Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта

Для формирования у детей навыков исследовательской и познавательной деятельности необходимо обогащение развивающей среды группы, а также пополнение экспонатами мини-музея.

  • предметы деревенского обихода: деревянные лавки, посуда, утварь,
  • изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.
  • прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
  • лоскутные одеяла; подузорники, наволочки (вязанные и вышитые гладью),
  • русские народные инструменты: патефон, гармошка, бубен;
  • элементы русского народного костюма: сарафаны, головные уборы (кокошники, кички), мужские сорочки;
  • элементы женских народных украшений;
  • книги русских народных сказок;
  • настольно-печатные игры:
  • этнокарты;
  • картины с изображением русского народного быта.

Технология внедрения инновационного продукта

Для чего и зачем?

Данная технология – это работа на перспективу. В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. И чем раньше ребёнок окунется в атмосферу увлекательного мира музея, тем быстрее будут развиваться у него способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, начнется формирование уважения к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

  • воспитателям младших, средних, старших и подготовительных групп детских садов;
  • родителям воспитанников для использования с детьми дома.

Опыт распространен среди работников дошкольного образования города.

Описание эффектов достигаемых при использовании инновационного продукта

В результате использования данного инновационного продукта достигнуты следующие результаты:

  • обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни, архитектуре современной жизни родного города;
  • сформированы представления о малой родине как о природном комплексе с разнообразным животным и растительным миром;
  • вызван постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности;
  • сформированы первые представления о культуре своего народа, обычаях;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • сформированы представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;
  • развиты коммуникативные навыки, уважительного отношения к взрослым, сверстникам, малышам;
  • обогащены представления детей о культурном наследии своего народа.
  • сформированы предпосылки интеллигентного человека, с детства приобщенного к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею;
  • сформирована способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, к художественному восприятию действительности;
  • погружение в мир отечественной культуры с помощью музейных экспонатов позволит детям получить представление о традициях, сформировать целостную картину мира, узнать об элементах материальной и духовной культуры, пробудить интерес к поисковой и исследовательской деятельности;
  • заложены основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми;
  • дошкольники научатся высказывать предпочтения, проводить ассоциации, опираясь на собственный опыт восприятия, научатся отражать полученные эстетические представления в собственной деятельности: играх, рисунках, поделках, музыкальном и речевом творчестве.

В свою очередь мини-музей, являющийся неотъемлемой частью музейной педагогики, позволит реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы, которые станут действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса. Именно мини-музей поможет наладить сотрудничество педагогического коллектива с родителями и представителями социума за пределами детского сада. А также расширит кругозор, откроет возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, сыграет роль психологической разгрузки детей и откроет новые возможности для коррекционной работы с гиперактивными или, наоборот, с пассивными детьми.

Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанная проектная деятельность будет полезна воспитателям по представленному опыту работы. Знакомство и приобщение детей к культуре русского народа. С детьми были проведены познавательные беседы, чтение художественной литературы, рассматривание книг и презентаций по данной теме, экскурсии в "Русскуя избу" и др.

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация Центр развития ребенка д/ с № 17

в старшей группе

Подготовила:

воспитатель

Паспорт проекта:

Вид проекта: творческий, познавательный, групповой.

Продолжительность проекта: Март 2018 г.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц).

Участники проекта: дети (5-6 лет), воспитатели, родители.

Актуальность

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.

Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Цель проекта: развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств.

Задачи проекта: познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.

Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине. Привлечь родителей в воспитательно — образовательный процесс.

Предполагаемый результат

Формы и виды работы с детьми:

-Чтение художественной литературы.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап.

Содержание работы Сроки

Теоретическое знакомство с темой проекта (01. 03. – 07.03.).

Практический этап.

1. Разработка экскурсии и мероприятий.

Внедренческий этап.

1. Экскурсии в музей (12.03.).

4. Проведение образовательной деятельности (беседы) (13. 03 – 30.03).

Тематический план образовательной деятельности в мини-музее

Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц.

Взаимоотношения старших и младших. Семья как единый организм. Как преодолевать трудности семейной жизни. Воспитание детей; Как научиться любить и жалеть самых маленьких и самых старых.

Познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

Художественно-эстетическое, физическое, речевое. Закрепить знание о русской избе, быте русского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков.

Список литературы

2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.

3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64с.

5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании. // Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с.

6. Жирякова И. В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику. //Управление ДОУ. -2008.-4.-с. 77.

Беседа - Экскурсия

Цель: Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц.

-Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.

Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще!

Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.

Беседа - Экскурсия

Цель: Взаимоотношения старших и младших. Семья как единый организм. Как преодолевать трудности семейной жизни. Воспитание детей; Как научиться любить и жалеть самых маленьких и самых старых.

-Хотите в таком домике жить? - Да.

- Хорошо вам в вашем домике? - Да.

-А не скучно в нём жить одному?- Скучно.

-Ребята, а кто вас утром будит, чтобы в детский сад не опоздать?

Дети называют маму, папу, бабушку и т. д.

-А вы маму свою любите? - Да.

- А за что вы любите маму?

Дети (перечисляют). Покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает книги и т. д.

-Значит, мама у вас, какая?

Дети (перечисляют). Добрая, заботливая, любимая, красивая, ласковая.

-А вы хотите, чтобы мама поселилась в вашем домике?- Да.

-Ребята, а кто в вашей семье водит машину? - Папа.

-А вы папу своего любите? - Да.

-А за что вы папу любите? Что он делает хорошего?

Дети (перечисляют). Покупает конфеты, катает на машине, учит ездить на велосипеде, играет в футбол.

-Значит, папа у вас какой?

Дети (перечисляют) Хороший, умный, добрый, сильный, спортивный.

-Ребята, а у кого есть братик или сестричка? Вы их любите?

-Ребята, а кого в семье живёт бабушка?

-А бабушку вы любите? - Да.

Дети (перечисляют). Она добрая, гуляет с нами, забирает из садика, покупает мороженое.

-А дедушку вы тоже любите?

-Как хорошо вам теперь живётся в своём домике! Не скучно! Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга. Хорошо, что у вас есть семья!

Физкультминутка

-Какое время года сейчас на дворе? - Зима.

-А чем вы любите заниматься с мамой и папой на улице?

-А снеговика вы лепили? - Да.

-Давайте, мы с вами слепим снежную бабу!

Сегодня из мокрого снежного кома

Мы снежную бабу лепили у дома

Стоит эта баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдёт.

Знакома она уже всей детворе,

-Ребята, а вас любят в семье? - Да.

-Как вы догадались, что вас любят?

Дети. Нас целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют.

-Ребята, а за что вас любят в семье?
Дети. Кушаем хорошо, слушаемся, маму и папу любим, помогаем маме и папе, игрушки убираем.

-Молодцы! Значит, и вы тоже заботитесь о своей семье: слушаетесь, помогаете, убираете свои игрушки. Не хотите расстраивать взрослых: маму, папу, дедушку, бабушку, братиков и сестрёнок – всю свою семью. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья!
А если в семье заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья.

Беседа - Экскурсия

Щи насчитывают огромное количество вариантов приготовления от "богатых" с грибами, мясом, разнообразием овощей, зелени, специй и заправки, до "пустых", состоящих из капусты и лука ,щи никогда не приедались. Щи варили кислые, полные (богатые), сборные, зелёные, а так же серые (рассадные), рыбные, суточные и царские.

Самые вкусные щи - из квашеной капусты. Так же это национальное русское блюдо готовят из свежей капусты, щавеля, крапивы на основе бульонов из жирного мяса (свинины, копченостей) или сала. По древней традиции щи подают с картофельными запеканками, гречневой кашей, расстегаями, кулебякой, пирогами. Признаком щей является кислота, создаваемая чаще всего рассолом квашеной капусты, либо самой капустой, щавелем, разваром антоновских яблок, солеными грибами, а так же сметаной в щах из свежей капусты.
Щи часто готовили в Пост. Это назывались пустые щи. Но пустые щи не значит бедные. В пустые щи добавляли коренья, капусту, зелень, помидоры.

А вот хлеб надо выпечь. Да, хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах. А из чего пекут хлеб? Пекут из муки, добавляя в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт - мука. Хлеб бывает черный и белый. (Показывает.) Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб?

Правильно, его выпекают из разной муки. Белый хлеб — из пшеничной, черный — из ржаной. Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи.
Педагог показывает детям колосья ржи и пшеницы (можно поместить на фланелеграфе рисунки колосков, а рядом — изображения пакетов с мукой.
- Взгляните,— говорит педагог,— это пшеничные зерна, а вот пшеничная мука. Есть между ними разница? Значит, чтобы получить муку, зерна надо размолоть. А еще раньше — добыть их из колючих колосков — обмолотить колоски.

Повторите, что сделать.

Если простудился, можно подышать над паром сваренной картошки, и легче станет. А еще сырой картофель прикладывают к ожогам. Вот какой это удивительный овощ! Кто знает загадки о картофеле?

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь правда, вкусная картошка.

Много труда надо приложить, чтобы вырастить картофель. Кто видел, и знает, что нужно сделать, чтобы вырастить картофель? Сначала надо вскопать землю, затем посадить картошку, потом окучить грядки, надо поливать, а осенью выкопать.

А вот любимый картофель стал для нас и других народов вторым хлебом. Как вы думаете, почему? Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд: его варят, жарят, пекут. Какие блюда можно приготовить из картофеля? Картофель нужен людям не только для еды. Он – хорошее лекарство. Может быть, вы знаете, как лечится картошкой?

Если простудился, можно подышать над паром сваренной картошки, и легче станет. А еще сырой картофель прикладывают к ожогам. Вот какой это удивительный овощ! Кто знает загадки о картофеле?

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь правда, вкусная картошка.


Много труда надо приложить, чтобы вырастить картофель. Кто видел, и знает, что нужно сделать, чтобы вырастить картофель? Сначала надо вскопать землю, затем посадить картошку, потом окучить грядки, надо поливать, а осенью выкопать.

Беседа - Экскурсия

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

- Ребята, вы любите сказки? (Любим.) Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей.)

- Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда!) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделает жизнь счастливой.

- А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей).

- Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передавать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.. назовите сказки которые вы знаете. ( Дети перечисляют знакомые сказки.) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживляла весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречали животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают… (дети называют сказки.)

- В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают разные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?

- Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или живить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или в камень. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса (ответы детей)

- Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы детей)

- Ребята, читая сказки, мы должны научиться всему самому хорошему, но только надо видеть главное – смысл сказки и чему она нас учит.

- Как важно научится жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди научились с детства жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы и т. д.

Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни – добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку… И даже к Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе.

- А теперь давайте поиграем. Будем превращаться в разных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их внутренний характер.

(Воспитатель предлагает изобразить Илью Муромца, царевну Несмеяну, мачеху, Кота ученого, Василису премудрую и т. д.)

- Ребята, вам нравятся сказки про Бабу – Ягу? А почему? А какая Баба – Яга в сказках?

А теперь проведем конкурс на самую страшную и самую добрую бабу – Ягу. (Дети изображают.) (Самая страшная Баба – Яга выходит в центр с метлой.) Дети ее дразнят:

Баба – Яга, костяная нога,

Побежала в баньку,

(Баба – Яга скачет на одной ноге и осаляет метлой каждого – тот замирает.)

- Самая добрая Баба – Яга всем помогает, кормит, расспрашивает, дает совета, защищает, дает различные волшебные предметы, награждает добрых и наказывает злых.


Беседа - Экскурсия

Цель: Художественно-эстетическое, физическое, речевое. Закрепить знание о русской избе, быте русского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами. Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

На предшествующих занятиях были проведены беседы, экскурсии, посиделки, в которые вошли: чтение русских народных сказок, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек, слушание русской народной музыки.

Занятие получались насыщенным по содержанию, методический материал подобран в соответствии с возрастом. На всех занятиях поставленные цели и задачи были выполнены.

Для привлечения внимания были использованы разнообразные приемы работы с детьми : это и введение образа Хозяюшки, и возможность подействовать с предметами русского быта (с чугунком, ухватом, прялкой, ситом, самоваром, ступкой), и сюрпризный момент с сундуком, и возможность примерить народный костюм, и плетение на коклюшках кружево.

700_FO52000309_c892a7e6a38ad8c9bab6256ca1659b87_(1)-1.jpg

1. Актуальность проекта.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности и патриотизм . Свое начало воспитание берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого дети должны воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего села, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились и праздновали праздники, каковы быт, обычаи, обряды. Большую ценность для нас представляют мировоззрение, культура.

История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого , не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений,необходимый нам как главный компас в современной жизни. Важно знать и рассказывать о быте наших дедов и прадедов, вед мы сегодняшние- стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти. Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества. То, что будут знать , и на что в будущем будут опираться наши дети- зависит только от нас.

Ведь музей как таковой является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме того, - это отбор, а зачастую и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, природопользовании, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и духовной культуре и, конечно же, в сфере нравственности .

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Я не могу не заметить, как в наше время остро стоит вопрос утраты традиционного российского патриотизма, снижения воспитательного воздействия культуры и образования, широкого распространения таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие. Я не хочу безразлично наблюдать за тем, как души наших детей тонут в интернете и не видят ничего интересного вокруг себя. Вот почему мне интересно, хотя бы в рамках детского сада , популяризировать традиционную русскую культуру и все, что с ней связано.

Основная задача мини-музея: внести лепту в нравственное воспитание воспитанников и развить в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Важно организовать работу в музее так, чтобы это были не только разовые акции и праздники, а пробудить любознательность и заинтересованность детей в традиционной русской культуре.

В ходе работы по предполагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемной, поисково-исследовательской, коммуникативной, творческой.

2.Новизна проекта.

Новизна проекта в том, что он направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, проект опирается на следующие ценности:

ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;

ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества;

ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу, заботиться о младших, уважать старших;

ценность слова, как возможность общаться;

ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;

ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;

ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;

ценность познания мира;

ценность свободы выбора, как возможность совершать поступки в рамках норм, правил, законов общества.

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:

Художественно- эстетическое развитие

Коммуникативно – личностное развитие

3. Цель и задачи

ознакомления детей с традициями русского народа;

формирования представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта;

закрепления знаний детей о русском устном и музыкальном фольклоре;

воспитания духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям

Главная цель проекта — собрать предметы, которые "рассказывают" детям о жизни и быте наших предков, обратить внимание на редкие и уникальные предметы русской старины,собранные в музее. И тогда дети с удовольствием узнают о происхождении этих предметов, их назначение, стараются запомнить названия. Важно заинтересовать воспитателей в проведении занятий с детьми, рассказывать об экспонатах, представленных в музее, ощутить предназначение предметов.

Задачи:

1)Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Изготовить макет русской избы. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб.)Привить интерес к предметам старины. Расширить словарный запас детей.

2) Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.

3) Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

4) Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры — драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок.)

5) Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

6)Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

7)Формировать художественно — эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.

8) Создать сценарии для театрализованных представлений на народную тематику;

9) Организовывать постоянные (с изменением и дополнением) и временные выставки тематических материалов, творчества и достижений воспитанников

10) Привлекать воспитанников для демонстрации поделок, сделанных самостоятельно и с родителями.

11) Очень важно организовать знакомство детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке(деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Дети знакомятся с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, хохломской росписью, Гжель и т.д. В период реализации проекта запланировано изготовление игрушки своими руками: лепка из глины и расписывание их по известным нам народным промыслам.

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Организаторы проекта: Наш мини- музей создан коллективом сотрудников детского сада:


Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Актуальность данного проекта заключается в сохранении материальной культуры и традиций русского народа, обращена в прошлое, в древность, в традиции и обычаи.

Направление "Русская изба"

Цель : Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве.

- Формировать представления об устройстве русской избы;

- Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

- Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

-Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Проблема: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

- Подбор и изучение литературы по данной теме;

- Изготовление дидактических пособий;

ООД: "Русская печь"

-о русской печи;

-о традициях русского чаепития;

-о деревянных ложках.

- Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов, рассматривание иллюстраций, фотографий.

- Заучивание пословиц, поговорок.

Дидактические, познавательные, пальчиковые игры:

- Д/И "Что - сейчас, а что - раньше"

- Д/И "Лоскутное одеяло"

Сюжетно – ролевая игра:

"В русской избе"

Взаимодействие с родителями:

- Экскурсия в районный музей

- Оформление мини-музея "Русская изба"

- Открытое интегрированное занятие "Русская печь"

- Презентация результатов проектной деятельности

- дети получили обширные знания об истории крестьянского жилища - избы,

о ее устройстве;

- познакомились со старинными предметами домашнего обихода;

- обогатился словарный запас названиями предметов русского быта;

- воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

В течение многих столетий пища наших предков почти не менялась. Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям.

Актуальность заключается в сохранении материальной культуры и традиций питания русского народа, обращена в прошлое, в древность, в традиции и обычаи, в старинные кушанья, которые не устарели и сегодня.

Цель: Изучить чем питались наши предки.

Задачи:

1. Изучить традиции и разнообразие русского национального стола.

2. Сравнить основные продукты питания прошлого и особенности современной пищи.

3. Сделать вывод о полезности употребляемой пищи в разное историческое время.

Чтение художественной литературы

Культура поведения за столом.

Презентация рекламы полезного продукта.

Художественно - эстетическая деятельность

кафе, русская изба, пищеблок детского сада, магазин

Работа с родителями

Изготовление и пошив костюмов

Сбор информации по теме

Создание русской избы

Создание тематических уголков

Направление "Народные гулянья"

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
  2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
  3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки.
  4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
  5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  6. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, мотивирует на творчество.

- устойчивый интерес к культуре русского народа;

- знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –

- создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Основная идея – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, дошкольного детства. В его основе лежит ознакомление детей народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен).

- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

- Определение цели и задач проекта;

- Подбор литературы, пособий, атрибутов;

- Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

- Самостоятельная деятельность детей.

- Обобщение результатов работы;

Основной принцип – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

План работы с детьми

Беседы об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях, связанных с ними, разучивание песен, загадок, русских народных игр.

Устное народное творчество – потешки, считалки, небылицы.

Синичкин день. Разучивание песен про Зиму, загадок, зимних игр.

Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки. Знакомство детей с рождественскими песнями, колядками.

Беседа о праздновании Троицы, об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр. хороводов

Направление "В мастерской у народных умельцев"

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.

Цель нашего проекта развитие у детей познавательного интереса к народному декоративно-прикладному творчеству.

Задачи:

1.Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;

2.Познакомить детей с рописью и другими видами декоративно-прикладного творчества

3.Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;

Участники проекта: педагоги, дошкольники средних, старших и подготовительных групп, родители.

Продолжительность: долгосрочный (с сентября 2018г. по май 2019г.)

Перспективное планирование проекта

Консультация для родителей на тему: "Народное искусство и детское творчество"

Знакомство с Филимоновской игрушкой

Ожидаемый результат:

Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду (у дымковских кукол);

Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.

Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;

Дети имеют представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: матрёшка, дымковская игрушка.

Умеют создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров, узоры в стиле дымковской росписи;

Умеют выделять элементы дымковской росписи, видеть и называть цвета, используемые в росписи.

• Мини-музеи в каждой группе о народных промыслах, о декоративно – прикладном искусстве.

Читайте также: