Проект русская изба в детском саду
Обновлено: 27.04.2024
В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организации деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. Именно музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.
Ещё известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века (Н.Фёдоров, П.А.Флоренский, Ф.Шмит, А.В.Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея.
Именно музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно - речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.
Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Мини-музей стал своеобразной лабораторией поиска наиболее эффективных путей приобщения детей к отечественной истории и культуре. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно важная, сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Наш мини-музей как живой организм помогает ребёнку впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Его деятельность строится по следующим направлениям:
Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках, поэтому в нашем мини-музее ребенок - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Глоссарий
Музейная педагогика - область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями и др.
Модерниза́ция (от англ. modern — современный, передовой, обновлённый) — это: обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.
Земледельческий календарь
Аналоговый анализ:
Перечень материалов, аналогичных представляемому продукту:
Сопоставление найденных аналогов с предлагаемым продуктом:
Музейная педагогика в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения должна способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды.
Таким образом, мини-музей дает возможность: осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей. Он органично включается в единое пространство ДОУ и, будучи специально спроектированной интерактивной средой, обеспечивает детям яркие образные представления и эмоциональные переживания. Даёт возможность попробовать собственные силы и самореализовываться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность.
Не случайно, музеи называют информационно-коммуникативной системой. Включение музея в образовательный процесс способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.
Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта
Для формирования у детей навыков исследовательской и познавательной деятельности необходимо обогащение развивающей среды группы, а также пополнение экспонатами мини-музея.
- предметы деревенского обихода: деревянные лавки, посуда, утварь,
- изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.
- прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
- лоскутные одеяла; подузорники, наволочки (вязанные и вышитые гладью),
- русские народные инструменты: патефон, гармошка, бубен;
- элементы русского народного костюма: сарафаны, головные уборы (кокошники, кички), мужские сорочки;
- элементы женских народных украшений;
- книги русских народных сказок;
- настольно-печатные игры:
- этнокарты;
- картины с изображением русского народного быта.
Технология внедрения инновационного продукта
Для чего и зачем?
Данная технология – это работа на перспективу. В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. И чем раньше ребёнок окунется в атмосферу увлекательного мира музея, тем быстрее будут развиваться у него способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, начнется формирование уважения к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
- воспитателям младших, средних, старших и подготовительных групп детских садов;
- родителям воспитанников для использования с детьми дома.
Опыт распространен среди работников дошкольного образования города.
Описание эффектов достигаемых при использовании инновационного продукта
В результате использования данного инновационного продукта достигнуты следующие результаты:
- обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни, архитектуре современной жизни родного города;
- сформированы представления о малой родине как о природном комплексе с разнообразным животным и растительным миром;
- вызван постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности;
- сформированы первые представления о культуре своего народа, обычаях;
- обогащение словарного запаса детей;
- сформированы представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;
- развиты коммуникативные навыки, уважительного отношения к взрослым, сверстникам, малышам;
- обогащены представления детей о культурном наследии своего народа.
- сформированы предпосылки интеллигентного человека, с детства приобщенного к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею;
- сформирована способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, к художественному восприятию действительности;
- погружение в мир отечественной культуры с помощью музейных экспонатов позволит детям получить представление о традициях, сформировать целостную картину мира, узнать об элементах материальной и духовной культуры, пробудить интерес к поисковой и исследовательской деятельности;
- заложены основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- дошкольники научатся высказывать предпочтения, проводить ассоциации, опираясь на собственный опыт восприятия, научатся отражать полученные эстетические представления в собственной деятельности: играх, рисунках, поделках, музыкальном и речевом творчестве.
В свою очередь мини-музей, являющийся неотъемлемой частью музейной педагогики, позволит реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы, которые станут действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса. Именно мини-музей поможет наладить сотрудничество педагогического коллектива с родителями и представителями социума за пределами детского сада. А также расширит кругозор, откроет возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, сыграет роль психологической разгрузки детей и откроет новые возможности для коррекционной работы с гиперактивными или, наоборот, с пассивными детьми.
Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления
Разработанная проектная деятельность будет полезна воспитателям по представленному опыту работы. Знакомство и приобщение детей к культуре русского народа. С детьми были проведены познавательные беседы, чтение художественной литературы, рассматривание книг и презентаций по данной теме, экскурсии в "Русскуя избу" и др.
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация Центр развития ребенка д/ с № 17
в старшей группе
Подготовила:
воспитатель
Паспорт проекта:
Вид проекта: творческий, познавательный, групповой.
Продолжительность проекта: Март 2018 г.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц).
Участники проекта: дети (5-6 лет), воспитатели, родители.
Актуальность
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.
Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Цель проекта: развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств.
Задачи проекта: познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине. Привлечь родителей в воспитательно — образовательный процесс.
Предполагаемый результат
Формы и виды работы с детьми:
-Чтение художественной литературы.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап.
Содержание работы Сроки
Теоретическое знакомство с темой проекта (01. 03. – 07.03.).
Практический этап.
1. Разработка экскурсии и мероприятий.
Внедренческий этап.
1. Экскурсии в музей (12.03.).
4. Проведение образовательной деятельности (беседы) (13. 03 – 30.03).
Тематический план образовательной деятельности в мини-музее
Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц.
Взаимоотношения старших и младших. Семья как единый организм. Как преодолевать трудности семейной жизни. Воспитание детей; Как научиться любить и жалеть самых маленьких и самых старых.
Познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.
Художественно-эстетическое, физическое, речевое. Закрепить знание о русской избе, быте русского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков.
Список литературы
2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.
3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании. // Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с.
6. Жирякова И. В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику. //Управление ДОУ. -2008.-4.-с. 77.
Беседа - Экскурсия
Цель: Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц.
-Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.
Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще!
Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.
Беседа - Экскурсия
Цель: Взаимоотношения старших и младших. Семья как единый организм. Как преодолевать трудности семейной жизни. Воспитание детей; Как научиться любить и жалеть самых маленьких и самых старых.
-Хотите в таком домике жить? - Да.
- Хорошо вам в вашем домике? - Да.
-А не скучно в нём жить одному?- Скучно.
-Ребята, а кто вас утром будит, чтобы в детский сад не опоздать?
Дети называют маму, папу, бабушку и т. д.
-А вы маму свою любите? - Да.
- А за что вы любите маму?
Дети (перечисляют). Покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает книги и т. д.
-Значит, мама у вас, какая?
Дети (перечисляют). Добрая, заботливая, любимая, красивая, ласковая.
-А вы хотите, чтобы мама поселилась в вашем домике?- Да.
-Ребята, а кто в вашей семье водит машину? - Папа.
-А вы папу своего любите? - Да.
-А за что вы папу любите? Что он делает хорошего?
Дети (перечисляют). Покупает конфеты, катает на машине, учит ездить на велосипеде, играет в футбол.
-Значит, папа у вас какой?
Дети (перечисляют) Хороший, умный, добрый, сильный, спортивный.
-Ребята, а у кого есть братик или сестричка? Вы их любите?
-Ребята, а кого в семье живёт бабушка?
-А бабушку вы любите? - Да.
Дети (перечисляют). Она добрая, гуляет с нами, забирает из садика, покупает мороженое.
-А дедушку вы тоже любите?
-Как хорошо вам теперь живётся в своём домике! Не скучно! Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга. Хорошо, что у вас есть семья!
Физкультминутка
-Какое время года сейчас на дворе? - Зима.
-А чем вы любите заниматься с мамой и папой на улице?
-А снеговика вы лепили? - Да.
-Давайте, мы с вами слепим снежную бабу!
Сегодня из мокрого снежного кома
Мы снежную бабу лепили у дома
Стоит эта баба у самых ворот,
Никто не проедет, никто не пройдёт.
Знакома она уже всей детворе,
-Ребята, а вас любят в семье? - Да.
-Как вы догадались, что вас любят?
Дети. Нас целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют.
-Ребята, а за что вас любят в семье?
Дети. Кушаем хорошо, слушаемся, маму и папу любим, помогаем маме и папе, игрушки убираем.
-Молодцы! Значит, и вы тоже заботитесь о своей семье: слушаетесь, помогаете, убираете свои игрушки. Не хотите расстраивать взрослых: маму, папу, дедушку, бабушку, братиков и сестрёнок – всю свою семью. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья!
А если в семье заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья.
Беседа - Экскурсия
Щи насчитывают огромное количество вариантов приготовления от "богатых" с грибами, мясом, разнообразием овощей, зелени, специй и заправки, до "пустых", состоящих из капусты и лука ,щи никогда не приедались. Щи варили кислые, полные (богатые), сборные, зелёные, а так же серые (рассадные), рыбные, суточные и царские.
Самые вкусные щи - из квашеной капусты. Так же это национальное русское блюдо готовят из свежей капусты, щавеля, крапивы на основе бульонов из жирного мяса (свинины, копченостей) или сала. По древней традиции щи подают с картофельными запеканками, гречневой кашей, расстегаями, кулебякой, пирогами. Признаком щей является кислота, создаваемая чаще всего рассолом квашеной капусты, либо самой капустой, щавелем, разваром антоновских яблок, солеными грибами, а так же сметаной в щах из свежей капусты.
Щи часто готовили в Пост. Это назывались пустые щи. Но пустые щи не значит бедные. В пустые щи добавляли коренья, капусту, зелень, помидоры.
А вот хлеб надо выпечь. Да, хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах. А из чего пекут хлеб? Пекут из муки, добавляя в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт - мука. Хлеб бывает черный и белый. (Показывает.) Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб?
Правильно, его выпекают из разной муки. Белый хлеб — из пшеничной, черный — из ржаной. Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи.
Педагог показывает детям колосья ржи и пшеницы (можно поместить на фланелеграфе рисунки колосков, а рядом — изображения пакетов с мукой.
- Взгляните,— говорит педагог,— это пшеничные зерна, а вот пшеничная мука. Есть между ними разница? Значит, чтобы получить муку, зерна надо размолоть. А еще раньше — добыть их из колючих колосков — обмолотить колоски.
Повторите, что сделать.
Если простудился, можно подышать над паром сваренной картошки, и легче станет. А еще сырой картофель прикладывают к ожогам. Вот какой это удивительный овощ! Кто знает загадки о картофеле?
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь правда, вкусная картошка.
Много труда надо приложить, чтобы вырастить картофель. Кто видел, и знает, что нужно сделать, чтобы вырастить картофель? Сначала надо вскопать землю, затем посадить картошку, потом окучить грядки, надо поливать, а осенью выкопать.
А вот любимый картофель стал для нас и других народов вторым хлебом. Как вы думаете, почему? Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд: его варят, жарят, пекут. Какие блюда можно приготовить из картофеля? Картофель нужен людям не только для еды. Он – хорошее лекарство. Может быть, вы знаете, как лечится картошкой?
Если простудился, можно подышать над паром сваренной картошки, и легче станет. А еще сырой картофель прикладывают к ожогам. Вот какой это удивительный овощ! Кто знает загадки о картофеле?
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь правда, вкусная картошка.
Много труда надо приложить, чтобы вырастить картофель. Кто видел, и знает, что нужно сделать, чтобы вырастить картофель? Сначала надо вскопать землю, затем посадить картошку, потом окучить грядки, надо поливать, а осенью выкопать.
Беседа - Экскурсия
Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.
- Ребята, вы любите сказки? (Любим.) Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей.)
- Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда!) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделает жизнь счастливой.
- А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей).
- Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передавать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.
Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.. назовите сказки которые вы знаете. ( Дети перечисляют знакомые сказки.) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживляла весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречали животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают… (дети называют сказки.)
- В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают разные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?
- Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или живить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или в камень. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса (ответы детей)
- Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы детей)
- Ребята, читая сказки, мы должны научиться всему самому хорошему, но только надо видеть главное – смысл сказки и чему она нас учит.
- Как важно научится жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди научились с детства жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы и т. д.
Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни – добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку… И даже к Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе.
- А теперь давайте поиграем. Будем превращаться в разных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их внутренний характер.
(Воспитатель предлагает изобразить Илью Муромца, царевну Несмеяну, мачеху, Кота ученого, Василису премудрую и т. д.)
- Ребята, вам нравятся сказки про Бабу – Ягу? А почему? А какая Баба – Яга в сказках?
А теперь проведем конкурс на самую страшную и самую добрую бабу – Ягу. (Дети изображают.) (Самая страшная Баба – Яга выходит в центр с метлой.) Дети ее дразнят:
Баба – Яга, костяная нога,
Побежала в баньку,
(Баба – Яга скачет на одной ноге и осаляет метлой каждого – тот замирает.)
- Самая добрая Баба – Яга всем помогает, кормит, расспрашивает, дает совета, защищает, дает различные волшебные предметы, награждает добрых и наказывает злых.
Беседа - Экскурсия
Цель: Художественно-эстетическое, физическое, речевое. Закрепить знание о русской избе, быте русского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами. Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
На предшествующих занятиях были проведены беседы, экскурсии, посиделки, в которые вошли: чтение русских народных сказок, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек, слушание русской народной музыки.
Занятие получались насыщенным по содержанию, методический материал подобран в соответствии с возрастом. На всех занятиях поставленные цели и задачи были выполнены.
Для привлечения внимания были использованы разнообразные приемы работы с детьми : это и введение образа Хозяюшки, и возможность подействовать с предметами русского быта (с чугунком, ухватом, прялкой, ситом, самоваром, ступкой), и сюрпризный момент с сундуком, и возможность примерить народный костюм, и плетение на коклюшках кружево.
1. Актуальность проекта.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности и патриотизм . Свое начало воспитание берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого дети должны воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего села, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились и праздновали праздники, каковы быт, обычаи, обряды. Большую ценность для нас представляют мировоззрение, культура.
История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого , не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений,необходимый нам как главный компас в современной жизни. Важно знать и рассказывать о быте наших дедов и прадедов, вед мы сегодняшние- стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти. Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества. То, что будут знать , и на что в будущем будут опираться наши дети- зависит только от нас.
Ведь музей как таковой является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме того, - это отбор, а зачастую и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, природопользовании, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и духовной культуре и, конечно же, в сфере нравственности .
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Я не могу не заметить, как в наше время остро стоит вопрос утраты традиционного российского патриотизма, снижения воспитательного воздействия культуры и образования, широкого распространения таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие. Я не хочу безразлично наблюдать за тем, как души наших детей тонут в интернете и не видят ничего интересного вокруг себя. Вот почему мне интересно, хотя бы в рамках детского сада , популяризировать традиционную русскую культуру и все, что с ней связано.
Основная задача мини-музея: внести лепту в нравственное воспитание воспитанников и развить в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Важно организовать работу в музее так, чтобы это были не только разовые акции и праздники, а пробудить любознательность и заинтересованность детей в традиционной русской культуре.
В ходе работы по предполагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемной, поисково-исследовательской, коммуникативной, творческой.
2.Новизна проекта.
Новизна проекта в том, что он направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, проект опирается на следующие ценности:
ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;
ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества;
ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу, заботиться о младших, уважать старших;
ценность слова, как возможность общаться;
ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;
ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;
ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;
ценность познания мира;
ценность свободы выбора, как возможность совершать поступки в рамках норм, правил, законов общества.
В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:
Художественно- эстетическое развитие
Коммуникативно – личностное развитие
3. Цель и задачи
ознакомления детей с традициями русского народа;
формирования представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта;
закрепления знаний детей о русском устном и музыкальном фольклоре;
воспитания духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям
Главная цель проекта — собрать предметы, которые "рассказывают" детям о жизни и быте наших предков, обратить внимание на редкие и уникальные предметы русской старины,собранные в музее. И тогда дети с удовольствием узнают о происхождении этих предметов, их назначение, стараются запомнить названия. Важно заинтересовать воспитателей в проведении занятий с детьми, рассказывать об экспонатах, представленных в музее, ощутить предназначение предметов.
Задачи:
1)Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Изготовить макет русской избы. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб.)Привить интерес к предметам старины. Расширить словарный запас детей.
2) Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.
3) Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
4) Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры — драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок.)
5) Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
6)Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
7)Формировать художественно — эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.
8) Создать сценарии для театрализованных представлений на народную тематику;
9) Организовывать постоянные (с изменением и дополнением) и временные выставки тематических материалов, творчества и достижений воспитанников
10) Привлекать воспитанников для демонстрации поделок, сделанных самостоятельно и с родителями.
11) Очень важно организовать знакомство детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке(деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Дети знакомятся с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, хохломской росписью, Гжель и т.д. В период реализации проекта запланировано изготовление игрушки своими руками: лепка из глины и расписывание их по известным нам народным промыслам.
Вид проекта: исследовательский, творческий.
Организаторы проекта: Наш мини- музей создан коллективом сотрудников детского сада:
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Актуальность данного проекта заключается в сохранении материальной культуры и традиций русского народа, обращена в прошлое, в древность, в традиции и обычаи.
Направление "Русская изба"
Цель : Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве.
- Формировать представления об устройстве русской избы;
- Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
- Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
-Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Проблема: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
- Подбор и изучение литературы по данной теме;
- Изготовление дидактических пособий;
ООД: "Русская печь"
-о русской печи;
-о традициях русского чаепития;
-о деревянных ложках.
- Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов, рассматривание иллюстраций, фотографий.
- Заучивание пословиц, поговорок.
Дидактические, познавательные, пальчиковые игры:
- Д/И "Что - сейчас, а что - раньше"
- Д/И "Лоскутное одеяло"
Сюжетно – ролевая игра:
"В русской избе"
Взаимодействие с родителями:
- Экскурсия в районный музей
- Оформление мини-музея "Русская изба"
- Открытое интегрированное занятие "Русская печь"
- Презентация результатов проектной деятельности
- дети получили обширные знания об истории крестьянского жилища - избы,
о ее устройстве;
- познакомились со старинными предметами домашнего обихода;
- обогатился словарный запас названиями предметов русского быта;
- воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
В течение многих столетий пища наших предков почти не менялась. Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям.
Актуальность заключается в сохранении материальной культуры и традиций питания русского народа, обращена в прошлое, в древность, в традиции и обычаи, в старинные кушанья, которые не устарели и сегодня.
Цель: Изучить чем питались наши предки.
Задачи:
1. Изучить традиции и разнообразие русского национального стола.
2. Сравнить основные продукты питания прошлого и особенности современной пищи.
3. Сделать вывод о полезности употребляемой пищи в разное историческое время.
Чтение художественной литературы
Культура поведения за столом.
Презентация рекламы полезного продукта.
Художественно - эстетическая деятельность
кафе, русская изба, пищеблок детского сада, магазин
Работа с родителями
Изготовление и пошив костюмов
Сбор информации по теме
Создание русской избы
Создание тематических уголков
Направление "Народные гулянья"
Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками
- Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
- Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
- Развивать эмоциональное восприятие народной музыки.
- Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
- Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, мотивирует на творчество.
- устойчивый интерес к культуре русского народа;
- знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –
- создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Основная идея – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, дошкольного детства. В его основе лежит ознакомление детей народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен).
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- Определение цели и задач проекта;
- Подбор литературы, пособий, атрибутов;
- Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Обобщение результатов работы;
Основной принцип – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
План работы с детьми
Беседы об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях, связанных с ними, разучивание песен, загадок, русских народных игр.
Устное народное творчество – потешки, считалки, небылицы.
Синичкин день. Разучивание песен про Зиму, загадок, зимних игр.
Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки. Знакомство детей с рождественскими песнями, колядками.
Беседа о праздновании Троицы, об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр. хороводов
Направление "В мастерской у народных умельцев"
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.
Цель нашего проекта развитие у детей познавательного интереса к народному декоративно-прикладному творчеству.
Задачи:
1.Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;
2.Познакомить детей с рописью и другими видами декоративно-прикладного творчества
3.Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
Участники проекта: педагоги, дошкольники средних, старших и подготовительных групп, родители.
Продолжительность: долгосрочный (с сентября 2018г. по май 2019г.)
Перспективное планирование проекта
Консультация для родителей на тему: "Народное искусство и детское творчество"
Знакомство с Филимоновской игрушкой
Ожидаемый результат:
Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду (у дымковских кукол);
Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.
Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;
Дети имеют представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: матрёшка, дымковская игрушка.
Умеют создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров, узоры в стиле дымковской росписи;
Умеют выделять элементы дымковской росписи, видеть и называть цвета, используемые в росписи.
• Мини-музеи в каждой группе о народных промыслах, о декоративно – прикладном искусстве.
Читайте также: