Компоненты речевой деятельности в начальной школе

Обновлено: 09.05.2024

Лецких Людмила Арнольдовна , 30.09.2020

Содержимое разработки

27.Продуктивные особенности речевой деятельности обучения ИЯ в начальной школе.

1.Почерк, начертание знаков письма, каллиграфия. Этот навык состоит из способности продуцирования букв в соответствии с эталоном написания и их распознавания.

2. Орфография – правильное перекодирование звуков речи в адекватные знаки письма.

3.Лексические, грамматические и пунктуационные – навык автоматического руководства правилами написания слов и предложений.

4. Композиция – составление связных между собой предложений, текстов. Письменная речь отличается плотностью информации, изолированностью, более четкой структурной организацией, нормативностью языка, длительностью формирования навыков.

Основным механизмом письменной речи является составление внутреннего плана будущего текста с учетом коммуникативной задачи и особенностей адресата. Необходимо еще заметить то, что несколько лет назад введено понятие непродуктивной письменной речи. Здесь имеется в виду, что воспроизведенный по памяти текст из учебного сборника не может считаться хорошим ответом на задание, в котором нужно выразить свое мнение по какой-то предложенной проблеме. Именно от возможности самостоятельно рассуждать и говорить на ИЯ зависит оценка использования продуктивных форм речевой деятельности. Если ранее владение ИЯ оценивалось по количеству сделанных или не сделанных грамматических, лексических и других ошибок, то в настоящее время оценивается прежде всего, содержательная сторона речи. Другое дело, что содержание не существует без формы – без грамматических форм и конструкций, без звуков и интонационного оформления высказывания. Поэтому организация письменного или устного высказывания – это второй аспект, который оценивается в процессе обучения ИЯ в начальной школе. Т.о., устная речь и диалог оцениваются по уровню взаимодействия с собеседником и его языкового оформления.

Исходя именно из этого и с учетом продуктивных форм речевой деятельности, методисты формируют большинство современных УМК ИЯ для начальной школы. Для того чтобы учащийся справился с заданиями, надо последовательно работать над предметным содержанием речи и давать возможность учащимся освоить все те темы, которые содержательно понадобятся ему для продуктивного общения на иностранном языке.

Речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника, и овладение речью идет на уроках родного языка по линии ее звуко-ритмической, интонационной стороны; по линии овладения грамматическим строем и лексикой, увеличения словаря и осознания собственных речевых процессов.

Одной из функций речи, которые выступают на первый план, становится коммуникативная. Речь младшего школьника разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние, у ребенка может преобладать сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь.

Особенностью развития речи в младшем школьном возрасте является формирование письменной речи, хотя она во многом беднее устной, однообразнее, но при этом более развернутая.

В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникабельной и монологической речью. На протяжении младшего школьного возраста происходит развитие всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической. Первоклассники практически владеют всеми фонемами, тем не менее фонетической стороне надо уделить большое внимание, так как обучение чтению и письму требует хорошо развитого фонематического слуха, т.е. умение воспринимать, правильно различать все фонемы, научиться анализировать их, выделять каждый звук из слова, выделенные звуки сочетать в слова. На протяжении младшего школьного возраста идет развитие и грамматической стороны языка. Ребенок приходит в школу, практически владея грамматическим строем родного языка, т.е. он склоняет, спрягает, связывает слова в предложения. Развитию грамматического строя языка способствует новая форма речевой деятельности - письменная речь. Необходимость быть понятым в письменном изложении заставляет учащегося грамматически правильно строить свою речь.

Речевая деятельность требует не только механического воспроизведения известных случаев применения слов, но и творческого оперирования словами, понимания и оперирования их в новых ситуациях, в новых значениях. Поэтому успешность овладения учащимися лексикой определяется и количеством запоминающихся слов, и возможностью широко и адекватно пользоваться ими: самостоятельно понять новые случаи применения уже известных слов по аналогии с ранее бывшими в опыте ребенка, догадаться о значении нового слова, умение выбрать наиболее верное в данной ситуации.

Развитие речи в младших классах осуществляется в первую очередь на уроках родного языка. Овладение речью идет одновременно в нескольких направлениях: по линии развития звуко-ритмической, интонационной стороны речи, по линии овладения грамматическим строем, по линии развития лексики, по линии все большего и большего осознания учащимися собственной речевой деятельности.

При такой организации обучения в центре оказывается самая важная функция языка - коммуникативная. Раскрыть коммуникативную функцию языка для ребенка значит научить его планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции участника общения, контролировать свою речевую деятельность.

Вообще язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно; стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно, как правило, усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

Это усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный, правильный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов, тысячи новых знаний уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которые дети в устной дошкольной речевой практике совсем не употребляли.

В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение и письмо -речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знания его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Все это не приходит к ребенку само собой, всему надо учить; этим и занимается методика речевого развития.




Третья сфера работы школы по развитию речи - доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся. Это совершенствование речи учащихся повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.

Речь - очень широкая сфера деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью.

Вообще все эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений для связной речи; при подготовке к рассказу сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учащихся и учителя. Временные неудачи срывы не должны пугать. Систематическая работа по развитию речи обязательно даст плоды. Речевые умения и навыки развиваются по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему - речь совершенствуется и обогащается.

Речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника, и овладение речью идет на уроках родного языка по линии ее звуко-ритмической, интонационной стороны; по линии овладения грамматическим строем и лексикой, увеличения словаря и осознания собственных речевых процессов.

Одной из функций речи, которые выступают на первый план, становится коммуникативная. Речь младшего школьника разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние, у ребенка может преобладать сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь.

Особенностью развития речи в младшем школьном возрасте является формирование письменной речи, хотя она во многом беднее устной, однообразнее, но при этом более развернутая.

В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникабельной и монологической речью. На протяжении младшего школьного возраста происходит развитие всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической. Первоклассники практически владеют всеми фонемами, тем не менее фонетической стороне надо уделить большое внимание, так как обучение чтению и письму требует хорошо развитого фонематического слуха, т.е. умение воспринимать, правильно различать все фонемы, научиться анализировать их, выделять каждый звук из слова, выделенные звуки сочетать в слова. На протяжении младшего школьного возраста идет развитие и грамматической стороны языка. Ребенок приходит в школу, практически владея грамматическим строем родного языка, т.е. он склоняет, спрягает, связывает слова в предложения. Развитию грамматического строя языка способствует новая форма речевой деятельности - письменная речь. Необходимость быть понятым в письменном изложении заставляет учащегося грамматически правильно строить свою речь.

Речевая деятельность требует не только механического воспроизведения известных случаев применения слов, но и творческого оперирования словами, понимания и оперирования их в новых ситуациях, в новых значениях. Поэтому успешность овладения учащимися лексикой определяется и количеством запоминающихся слов, и возможностью широко и адекватно пользоваться ими: самостоятельно понять новые случаи применения уже известных слов по аналогии с ранее бывшими в опыте ребенка, догадаться о значении нового слова, умение выбрать наиболее верное в данной ситуации.

Развитие речи в младших классах осуществляется в первую очередь на уроках родного языка. Овладение речью идет одновременно в нескольких направлениях: по линии развития звуко-ритмической, интонационной стороны речи, по линии овладения грамматическим строем, по линии развития лексики, по линии все большего и большего осознания учащимися собственной речевой деятельности.

При такой организации обучения в центре оказывается самая важная функция языка - коммуникативная. Раскрыть коммуникативную функцию языка для ребенка значит научить его планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции участника общения, контролировать свою речевую деятельность.

Вообще язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно; стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно, как правило, усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

Это усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный, правильный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов, тысячи новых знаний уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которые дети в устной дошкольной речевой практике совсем не употребляли.

В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение и письмо -речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знания его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Все это не приходит к ребенку само собой, всему надо учить; этим и занимается методика речевого развития.

Третья сфера работы школы по развитию речи - доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся. Это совершенствование речи учащихся повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.

Речь - очень широкая сфера деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью.

Вообще все эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений для связной речи; при подготовке к рассказу сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учащихся и учителя. Временные неудачи срывы не должны пугать. Систематическая работа по развитию речи обязательно даст плоды. Речевые умения и навыки развиваются по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему - речь совершенствуется и обогащается.

"Младший школьный возраст - период воспитания, накопления знаний, период освоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются" - так характеризует этот возраст Н. С. Лейтес. Психические процессы младших школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. Восприятие является свежим, широким и острым, но мало дифференцированным. Дети этого возраста не умеют проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, не умеют выделять главное, существенного в воспринятом, для их восприятия характерна яркая эмоциональность. Однако постепенно восприятие становится более управляемым, оно освобождается от влияния непосредственной деятельности, с которой раньше было неразрывно связано, увеличивается место организованного наблюдения. Младшие школьники выполняют требования учителябеспрекословно, не вступают с ним в споры. Они доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, в интонациях. Послушание младших школьников проявляется как в поведении, так и в самом процессе учения. Такие психические особенности, как доверчивость, исполнительность являются предпосылками для успешного обучения и воспитания. В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствует повышенная восприимчивость и впечатлительность младшего школьника. Очень важной особенностью является подражательность взрослым, своим сверстникам, героям книг и кинофильмов. Это качество очень помогает детям в учении и способствует быстрому овладению умениями и навыками учебной работы, умениями планировать, организовывать и осуществлять различные виды работы. Всему этому их надо настойчиво и терпеливо учить. Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и очень благоприятным периодом в речевом развитии ребенка. В раннем детстве у ребенка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи: гуления, лепета, а в возрасте около года появляются первые слова. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковымиединицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он "использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. Речевая деятельность - процесс словесного общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта, установление коммуникации, планирования своих действий. Высказывания младших школьников свободны, непосредственны. Часто это простая речь: речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная реактивная (диалогическая) речь. Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать на уроке. Нужно ставить перед учащимся задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникабельной и монологической речью. На протяжении младшего школьного возраста происходит развитие всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической. Первоклассники практически владеют всеми фонемами, тем не менее фонетической стороне надо уделить большое внимание, так как обучение чтению и письму требует хорошо развитого фонематического слуха, т. е. умение воспринимать, правильно различать все фонемы, научиться анализировать их, выделять каждый звук из слова, выделенные звуки сочетать в слова. На протяжении младшего школьного возраста идет развитие и грамматической стороны языка. Ребенок приходит в школу, практически владея грамматическим строем родного языка, т. е. он склоняет, спрягает, связывает слова в предложения. Развитию грамматического строя языка способствует новая форма речевой деятельности - письменная речь. Необходимость быть понятым в письменном изложении заставляет учащегося грамматически правильно строить свою речь. Речевая деятельность требует не только механического воспроизведения известных случаев применения слов, но и творческого оперирования словами, понимания и оперирования их в новых ситуациях, в новых значениях. Поэтому успешность овладения учащимися лексикой определяется и количеством запоминающихся слов, и возможностью широко и адекватно пользоваться ими: самостоятельно понять новые случаи применения уже известных слов по аналогии с ранее бывшими в опыте ребенка, догадаться о значении нового слова, умение выбрать наиболее верное в данной ситуации. Развитие речи в младших классах осуществляется в первую очередь на уроках родного языка. Овладение речью идет одновременно в нескольких направлениях: по линии развития звуко-ритмической, интонационной стороны речи, по линии овладения грамматическим строем, по линии развития лексики, по линии все большего и большего осознания учащимися собственной речевой деятельности. При такой организации обучения в центре оказывается самая важная функция языка - коммуникативная. Раскрыть коммуникативную функцию языка для ребенка значит научить его планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции участника общения, контролировать свою речевую деятельность. Вообще язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно; стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно, как правило, усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы. Это усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный, правильный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов, тысячи новых знаний уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которые дети в устной дошкольной речевой практике совсем не употребляли. В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение и письмо -речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знания его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Все это не приходит к ребенку само собой, всему надо учить; этим и занимается методика речевого развития. Третья сфера работы школы по развитию речи - доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся. Это совершенствование речи учащихся повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей. Речь - очень широкая сфера деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Вообще все эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений для связной речи; при подготовке к рассказу сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учащихся и учителя. Временные неудачи срывы не должны пугать. Систематическая работа по развитию речи обязательно даст плоды. Речевые умения и навыки развиваются по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему - речь совершенствуется и обогащается.

Малоподвижные игры для младших школьников (дошкольников) на перемене

Малоподвижные игры для младших школьников (дошкольников) на перемене Игры в младшем школьном (дошкольном) возрасте имеют огромное значение. В работе с детьми игры можно использовать при проведении различных.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Технология, повышающая интерес к чтению у младших школьников Технология, повышающая интерес к чтению. Выполнила: учитель начальных классов Яненко Оксана Дмитриевна Цель: повышение уровня читательской.


В данной статье автор рассматривает некоторые особенности организации работы по развитию речи в процессе обучения в начальной школе.

In this article the author examines some of the features of the organization of work on language development in primary school.

Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родной речи. Поэтому одна из главнейших задач начальной школы — формирование правильной речи младших школьников.

Безусловно, развитие речи ребенка — сложный и многообразный процесс. Он протекает с периодами бурного всплеска и временного затишья и включает в себя многие психические процессы и сам, в свою очередь, влияет на развитие мышления, познавательных процессов (памяти, внимания, ощущения, восприятия), на познавательную деятельность в целом.

Именно поэтому, важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в начальной школе является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Обучение языку в начальной школе — это управляемый процесс, и у учителя есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие младших школьников за счет специальной организации речевой деятельности. Поскольку речь — это деятельность, то и учить речи нужно как деятельности. Одно из существенных отличий учебной речевой деятельности от речевой деятельности в естественных условиях состоит в том, что цели, мотивы, содержание учебной речи не вытекают непосредственно из желаний, мотивов и деятельности индивида в широком смысле слова, а задаются искусственно. Поэтому правильно задать тему, заинтересовать ею, вызвать желание принять участие в ее обсуждении, активизировать работу младших школьников — одна из главных проблем совершенствования системы развития речи /2/.

Конечно, в повседневной жизни дети и самостоятельно пользуются речью, но если их оставить без руководства взрослого, могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т. д. Вместе с тем и плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или при пассивном выслушивании указаний учителя, тоже не окажет заметного влияния на речь детей.

В условиях общественного воспитания ведущим средством формирования и развития речи ребенка является обучение.

Сформулируем общие задачи учителя в развитии речи младших школьников:

а) обеспечить хорошую речевую (языковую) среду (восприятие речи взрослых, чтение книг и т. д.);

б) создавать на уроках ситуации общения, речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи детей, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи;

в) обеспечить правильное усвоение учениками достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций;

г) вести постоянную специальную работу по развитию речи на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне связной речи;

д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей, правильной речи;

е) развивать не только речь–говорение, но и аудирование.

Важно учитывать различия устной и письменной речи. Письменная — принципиально новый вид речи, которым ребенок овладевает в процессе обучения. Овладение письменной речью с ее свойствами (развернутость и связность, структурная сложность) формирует умение преднамеренного изложения своей мысли, т. е. способствует произвольному и осознанному осуществлению устной речи. Письменная речь принципиально усложняет структуру общения, так как открывает возможность обращаться к отсутствующему собеседнику. Развитие речи требует долгой, кропотливой систематической работы младших школьников и учителя.

От успешности реализации задач развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания. К речи учащихся предъявляется ряд требований.

Первое требование — требование содержательности речи. Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания — вся окружающая ребенка жизнь. Учитель помогает младшим школьникам подготовить накопленный материал, отобрать его в соответствии с ясно выраженной темой (чем уже тема, тем полнее может быть раскрыто ее содержание). Приучить детей говорить содержательно — очень важная задача учителя начальных классов /3/.

Второе требование — требование логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего–либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по нескольку раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

Под точностью речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства — такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова, синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи — это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.

Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии — произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать!) выразительно, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и пр. У младших школьников нередко встречаются дефекты речи, обычно плохое выговаривание отдельных звуков речи — р, л, с, ш, й и некоторых других. Поэтому методика развития речи тесно связана с логопедией — практикой исправления недочетов произношения.

И выразительность, и ясность речи предполагают также ее чистоту, т. е. отсутствие лишних слов (так называемых слов–паразитов: ну, значит, понимаешь, так сказать и пр.), грубых просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов и т. п.

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, т. е. соответствие литературной норме. Различают правильность грамматическую (построение предложений, образование морфологических форм), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной — орфоэпическую, произносительную. Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований /4/.

Развивать речь школьников — это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их. Стихийность в развитии речи недопустима. Назовем те умения, которые относятся к речи учащихся.

Это, во-первых, умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу ее раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за ее рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.

Во-вторых, это умение собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализует замысел, и отбрасывать второстепенное. Сбор и отбор материала иногда продолжается длительное время, требует систематических наблюдений и даже записей.

Отбор материала имеет место не только в подготовке к сочинению, но и в работе над изложением. Хотя в последнем случае дается готовый текст–образец, но и здесь важен отбор материала: нужно выделить главное, отобрать детали, которые будут использованы в изложении, правильно и в нужной последовательности передать содержание текста.

В-третьих, это умение спланировать работу — сначала в общих чертах (про себя или вслух), затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, свое изложение или сочинение по плану.

В-четвертых, подготовить языковые средства — лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов и пр.

В-пятых, составить весь текст — правильно распределить время для сочинения, сосредоточиться и не пропустить чего–то существенного, постепенно и последовательно развертывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой, следить за орфографией и пунктуацией, записывать текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии.

В-шестых, это умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее и пр. Это требование относится лишь к письменным работам, в устных рассказах исправления делают слушатели — учитель и учащиеся.

Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование всего комплекса этих умений. Но учить всем умениям сразу в одинаковой степени невозможно. Поэтому на каждом уроке, где учащиеся составляют тот или иной вид текста, будь то изложение или рассказ, пересказ или сочинение, письмо или отзыв о прочитанной книге, должна быть четко определена задача обучения.

Развивать речь — значит формировать определенные речевые умения:

- умение ориентироваться в ситуации общения, т. е. определять, кому, зачем, о чем буду говорить или писать;

- умение планировать высказывание, т. е. осознавать, как буду говорить или писать (кратко или подробно, эмоционально или по–деловому), в какой последовательности буду излагать мысли;

- умение реализовывать свой замысел, т. е. говорить или писать строго на тему, обеспечивая развитие мысли, используя различные средства выразительности;

- умение осуществлять контроль за речью, вносить необходимые коррективы в созданное высказывание.

Чтобы работа по развитию речи была эффективной, она должна пройти несколько этапов:

- накопление речевого опыта через осознанный анализ готовых текстов,

- создание устных и письменных высказываний по образцу для осмысления и закрепления теоретических сведений,

- самостоятельное выполнение творческих работ /5/.

Таким образом, развитие речи младших школьников — это вся работа, проводимая учителем специально для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

1. Винокурова Н. К. Развиваем речевые способности детей. — М.: Росмэн–Пресс, 2002. — 290 с.

2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы.- Астана, Аккорда, от 7 декабря 2010г., № 1118.

3. Львов М. Р. Методика развития речи. — М.: Просвещение, 2000. — 318 с.

4. Рамзаев Т. Г. Методика развития речи. — М.: Просвещение, 1993 –288 с.

5. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы.- Астана, Аккорда, от 7 декабря 2010г.№ 18.

6. Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления и речи детей// Вопросы психологии. — 1990. — № 6. — С. 13–20.

Основные термины (генерируются автоматически): умение, развитие речи, начальная школа, письменная речь, отбор материала, речь, школьник, Казахстан, правильная речь, речевая деятельность.

Похожие статьи

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 2010. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития.

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя.

Развитие речи как средство обучения младших школьников.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе. – развитие связной речи (сочинения, изложения, работа по картинам)

сочинение, умение, картина, начальная школа, русский язык, развитие речи, класс, учащийся, примерная тематика сочинений-описаний, устное описание.

Развитие речи младших школьников | Статья в журнале.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе. – развитие связной речи (сочинения, изложения, работа по картинам), – богатство и культура

1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность; 2) учить детей овладевать родным.

Формирование речевых умений младших школьников при.

Развитие устной русской речи учащихся начальных классов казахской школы. Обучение устной речи на уроках иностранного языка.

Развитие речи как средство обучения младших школьников. сочинение, развитие речи, класс, работа, рассказ, русский язык, ребенок.

Развитие устной русской речи учащихся начальных классов.

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы. Развитие устной русской речи учащихся начальных классов казахской школы.

Формирование речевых навыков и их роль в обучении чтению.

письменная речь, дошкольный возраст, ребенок, родной язык, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, звуко-буквенный анализ, занятие, начальная школа, речевая деятельность, дошкольное детство.

Изложение как условие развития связной письменной речи.

Важной составляющей развития письменной речи является изложение. Перед учителем стоит задача научить первоклассников пользоваться готовым планом при изложении.

Основные аспекты развития речи учащихся младших классов.

В данном материале приводятся основные аспекты развития речи учащихся начальной школы. Человек всю жизнь совершенствует свою речь. Он, пользуясь богатыми возможностями нашего языка, старается, чтобы его речь была ровной и выразительной.

Содержание, организационные формы, методы. | Молодой ученый

Повышению познавательной и речевой активности при усвоении речевого материала практическими методами способствует использование игровых и

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе.

Развитие речи как средство обучения младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и грамотно писать необходимо каждому. Несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, эти задачи решаются не полностью. Поэтому, одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся, я считаю развитие речи.

Как во всех областях интеллекта, так и в речи, начальные классы закладывают фундамент. От того, хорошо ли заложен этот фундамент, зависят все дальнейшие успехи и неуспехи ребенка. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить говорить, сочинять, писать. Кроме того, речевое развитие ребенка - один из показателей общего развития его личности.

Что нужно делать, чтобы создать необходимые условия для эффективного развития речевой деятельности младших школьников?

Выделяют 4 уровня работы по формированию речевой деятельности: произносительный, лексический, грамматический и работа над связной речью. Я также придерживаюсь этих уровней в работе, и каждому из них в моей практике соответствуют задания и упражнения.

  1. Произносительный уровень. Все из нас сталкиваются с тем, что многие дети приходят в школу с такими недостатками речи, как дефекты произношения, трудности артикуляции. Известно, дыхание влияет на звукопроизношение и артикуляцию. Поэтому, в начале урока я использую дыхательную гимнастику. Она направлена на укрепление и развитие мышц губ, языка, челюсти, то есть на развитие речевого аппарата. Развитию правильного звукопроизношения (внятности речи) способствуют чистоговорки, скороговорки. Работая со скороговорками, я предлагаю детям такие задания, которые направлены на достижение выразительности речи:

-прочитай их беззвучно, шепотом, тихо, громко;

-прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно, с интонацией вопроса;

-проговаривание, сопровождаемое определёнными заданными действиями (например, хлопками, взмахами руки);

-найди повторяющиеся звуки:

У Вари на бульваре

Варежки пропали.

2. Лексический уровень (словарная работа). Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся.

Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль. На всех занятиях веду работу над уточнением словаря. Учащиеся часто не понимают лексическое значение самых простых слов. Поэтому, стараюсь сделать процесс запоминания словарных слов интересным и неповторимым. Активизирую работу учащихся, предлагая им следующие этапы работы:

а) предъявление слова Ребята могут самостоятельно определить новое слово с помощью загадки, кроссворда, картинки.

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья – хрипловатая,

Известная персона.

Кто это? (ворона)

б) лексическое значение слова Выясняется смысл слова, существенные признаки с помощью наводящих вопросов.

Корова – это крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко.

Бедный запас слов – это тоже проблема для младших школьников. На этом уровне проводится работа, направленная на обогащение словарного запаса. Обогащение словарного запаса осуществляется через следующие

Упражнения и задания:

1) подбор антонимов (город – деревня, здоровый - …)

2) подбор синонимов (ребёнок – малыш – дитя, алфавит - …)

3) подбор прилагательных (ёлка ( какая?) зелёная, колючая, нарядная)

Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому наша задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию, стараться правильно употреблять его в новой ситуации.

  1. Грамматический уровень На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Это достигается упражнениями, тренировкой. Формированию грамматических навыков правильной речи у детей мне помогают следующие задания и упражнения.

Выступление на тему:

«Формирование и развитие навыков речевой деятельности УУД учащихся в начальных классах"

Научить правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и грамотно писать необходимо каждому. Несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, эти задачи решаются не полностью. Поэтому, одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся, я считаю развитие речи.

Как во всех областях интеллекта, так и в речи, начальные классы закладывают фундамент. От того, хорошо ли заложен этот фундамент, зависят все дальнейшие успехи и неуспехи ребенка. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить говорить, сочинять, писать. Кроме того, речевое развитие ребенка - один из показателей общего развития его личности.

Что нужно делать, чтобы создать необходимые условия для эффективного развития речевой деятельности младших школьников?

Выделяют 4 уровня работы по формированию речевой деятельности: произносительный, лексический, грамматический и работа над связной речью. Я также придерживаюсь этих уровней в работе, и каждому из них в моей практике соответствуют задания и упражнения.

Произносительный уровень. Все из нас сталкиваются с тем, что многие дети приходят в школу с такими недостатками речи, как дефекты произношения, трудности артикуляции. Известно, дыхание влияет на звукопроизношение и артикуляцию. Поэтому, в начале урока я использую дыхательную гимнастику. Она направлена на укрепление и развитие мышц губ, языка, челюсти, то есть на развитие речевого аппарата. Развитию правильного звукопроизношения (внятности речи) способствуют чистоговорки, скороговорки. Работая со скороговорками, я предлагаю детям такие задания, которые направлены на достижение выразительности речи:

-прочитай их беззвучно, шепотом, тихо, громко;

-прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно, с интонацией вопроса;

-проговаривание, сопровождаемое определёнными заданными действиями (например, хлопками, взмахами руки);

-найди повторяющиеся звуки:

У Вари на бульваре

Варежки пропали.

2. Лексический уровень (словарная работа). Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся.

Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль. На всех занятиях веду работу над уточнением словаря. Учащиеся часто не понимают лексическое значение самых простых слов. Поэтому, стараюсь сделать процесс запоминания словарных слов интересным и неповторимым. Активизирую работу учащихся, предлагая им следующие этапы работы:

а) предъявление слова Ребята могут самостоятельно определить новое слово с помощью загадки, кроссворда, картинки.

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья – хрипловатая,

Известная персона.

Кто это? (ворона)

б) лексическое значение слова Выясняется смысл слова, существенные признаки с помощью наводящих вопросов.

Корова – это крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко.

Бедный запас слов – это тоже проблема для младших школьников. На этом уровне проводится работа, направленная на обогащение словарного запаса. Обогащение словарного запаса осуществляется через следующие

Упражнения и задания:

1) подбор антонимов (город – деревня, здоровый - …)

2) подбор синонимов (ребёнок – малыш – дитя, алфавит - …)

3) подбор прилагательных (ёлка ( какая?) зелёная, колючая, нарядная)

Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому наша задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию, стараться правильно употреблять его в новой ситуации.

Грамматический уровень На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Это достигается упражнениями, тренировкой. Формированию грамматических навыков правильной речи у детей мне помогают следующие задания и упражнения.

* Зимой в саду расцвели яблони.

* В полу лежит красивый ковер

2) Смоделируйте предложение по схеме:

* Что? что делает? в какие?во что?

(Воробьи собираются в крупные стайки)

3) Изменение порядка слов.

* На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.

Медведь мечтает о малине.

Медведь мечтает о малине зимой.

Медведь мечтает о малине холодной зимой.

Готовя детей к умению полно и грамматически правильно выражать свою мысль, я тем самым подвожу их к работе над связной речью.

4. Работа над связной речью

Для этого необходимо учить:

- рассуждать (продумывать, аргументировать, выражать отношение);

- выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать;

- строить логически обоснованное высказывание.

При этом важнейшим условием работы должно быть создание специальных коммуникативных ситуаций, так называемая речевая ситуация, которая ставит школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

Жанры, в форму которых можно привлекать высказывания детей: загадка, лирическая миниатюра, непринужденный разговор, рассказ, воспоминание, сказка, объявление и др.

- придумать разговор сказочных персонажей по телефону;

Формирование умений воспринимать высказывания

На всех четырех уровнях развития речевой деятельности я представила упражнения, которые учат детей создавать высказывания. Но речевая деятельность – двусторонний процесс, таким образом, нужно учить детей не только строить свои высказывания, но и их воспринимать: умению слушать и понимать обращенную речь.

Это необходимо для того, чтобы:

- развить речевой слух, который нужен для успешного овладения всеми другими видами речевой деятельности ;

- полноценно воспринимать информацию, которая содержится в чьей-то устной речи, включая настроение, отношение говорящего к сообщаемому.

Этого мы добиваемся с помощью следующих несложных упражнений:

1. Развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи:

1) повторение вопроса

2) хоровое повторение вывода

2. Для развития слуховой памяти..

1) Выделение голосом главного

2) Проговаривание хором

3) Построение ответа на основе слов вопроса

Конечно, важную роль в формировании речевой деятельности детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей:

- исправление недочетов произношения, постановки ударения;

- анализ допущенных речевых ошибок и их исправление;

- помощь в выборе слов, наиболее точно выражающих мысли; в синтаксически правильном оформлении мыслей;

Основные методы и приемы работы.

Следует помнить, что развитие мелкой моторики детей тесно связано с речевой деятельностью. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому очень широко на уроках я использую пальчиковую гимнастику.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

А этот пальчик все съел,

Оттого и растолстел.

Следующий прием, который используют многие учителя - дидактическая игра. Так же как и любая деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована. Чтобы заставить ребенка говорить, учитель намеренно ставит обучающегося в такие условия, в которых он не может не проявить активности (игра, проблемные ситуации, решение познавательных задач и др.), либо учитывает личностные мотивы, т.е. интересы и увлечения учащихся. Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё. Игр со словами мы знаем великое множество:

Задание №2.
"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
- Подбери рифму к словам, отгадай кроссворд или составь сам.

Словесное рисование. Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Для этого подбираем специальные задания, направленные на пробуждение воображения и фантазии школьников:

Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д.

Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к нему;

Какие звуки повторяются в этой строке и что они “рисуют”?

Результатом работы по словесному рисованию станет то, что значительно увеличится группа детей, обладающих образной речью, активизируется словарный запас.

Анализ результатов работы по формированию и развитию речевой деятельности по данной системе не только отражает результаты деятельности, но и представляет основу для дальнейшего совершенствования видов и приёмов работы. Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.

Список литературы.

Каландарова Н.Н. /Уроки речевого творчества/ Москва, Вако, 2009г

Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка - М., Просвещение, 1991 г.

Мельникова И.И. Развитие речи детей 7-10 лет.- Ярославль, 2002.

Читайте также: