Терещенко а с педагогические условия формирования предметных результатов обучения в начальной школе

Обновлено: 09.05.2024

В статье рассмотрены различные подходы к определению предметной компетенции. Согласно ФГОС ООО предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося. Формирование предметной компетенции только тогда является успешным, когда она постоянно реализуется в учебной и практической деятельности. Описаны методы обучения, способствующие формированию предметных компетенций такие как метод дискуссии: круглый стол, обсуждение; метод исследования: мозговой штурм; идеальное задание (учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию); частично-поисковый метод: поиск общего; найди объяснения; творческий метод: удивляй! (учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным); отсроченная отгадка! (учитель даёт удивительный факт-загадку, отгадка к которой будет открыта при работе с новым материалом); лови ошибку! (учитель намеренно допускает ошибку); посмотри чужими глазами, театрализация и т.д. Приведены результаты констатирующего эксперимента, который показывает положительный результат целенаправленного исследования.


1. Лебедев В.В. Структурирование компетенций – перспективное направление в решении проблем образования // Школьные технологии. – 2007. – № 2. – С. 97–103.

В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития, создать условия для освоения такого важного умения, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося. Формирование предметной компетенции только тогда является успешным, когда она постоянно реализуется в учебной и практической деятельности. Лишь в том случае компетенция учащихся достигает высокого уровня сформированности, когда педагог уделяет всем необходимым действиям максимум внимания и сознания.

Методологической основой исследования выступили труды отечественных исследователей предметных компетенций – А.В. Хуторской [4], И.А. Зимняя., С.Е. Шишов [5], а также труды зарубежного исследователя – Дж. Равен [3].

Результаты исследования были внедрены в учебный процесс школ города Лесосибирска.

Использование компетентностного подхода в школьном образовании должно решить проблему, типичную для школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. При этом, одну из проблем компетентностного подхода в современной школе многие исследователи связывают с разработкой системы оценивания сформированности компетенций [1].

Математика – дисциплина с устойчивыми традициями преподавания. На уроках математики мы решаем математические проблемы, навыки, решения которых впоследствии будут способствовать решению возникающих жизненных проблем. Для того чтобы добиться успеха в жизни, в профессии от учащегося требуется почти то же, что и для успеха в математике: способность логически мыслить, изобретательность, способность выделить в условиях задачи существенную информацию.

Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося. Формирование предметной компетенции только тогда является успешным, когда она постоянно реализуется в учебной и практической деятельности. Лишь в том случае компетенция учащихся достигает высокого уровня сформированности, когда педагог уделяет всем необходимым действиям максимум внимания и сознания.

Обучение учащихся в начальной школе на уроках математики направлено на развитие предметных компетенций: умение структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты.

К приёмам формирования предметных компетенций на уроке математики можем отнести:

– использование межпредметных связей, которые на уроке математики формируют представления о взаимосвязях различной направленности, роли математических знаний в зависимости от других предметов;

– составление системы упражнений, направленной на формирование предметных компетенций у младших школьников на уроках математики.

Исследование проводилось среди учащихся 5 классов на базе школ г. Лесосибирска.

Наиболее удачны в практике следующие методы обучения:

1. Метод дискуссии:

– круглый стол, обсуждение.

2. Метод исследования:

– идеальное задание (учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию).

3. Частично-поисковый метод:

4. Творческий метод:

– удивляй! (учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным);

– отсроченная отгадка! (учитель даёт удивительный факт-загадку, отгадка к которой будет открыта при работе с новым материалом);

– лови ошибку! (учитель намеренно допускает ошибку);

– посмотри чужими глазами,

5. Образовательный квест [2].

Для проверки уровня сформированностипредметных компетенций у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики мы провели констатирующий эксперимент на базе 5 класса.

Для исследования знания учащимся были предложены различные упражнения:

- упражнения на умение структурировать данные (ситуацию);

- упражнения на умение вычленять математические отношения;

- упражнения на умение создавать математическую модель ситуации;

- упражнения на умение анализировать и преобразовывать математическую модель ситуации;

- упражнения на умение интерпретировать полученные результаты.

В связи с большим объемом работы этапы экспериментального исследования были разбиты на 4 урока.

Цель констатирующего эксперимента – проверить уровень сформированности предметных компетенций у младших школьников на уроках математики.

На данном этапе учащимся были предложены упражнения, направленные на выяснение уровнясформированности предметных компетенций у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики.

Упражнения на умение структурировать данные (ситуацию)

Задача 1. С одного поля собрали 1 т 800 кг картофеля, а с другого – в 3 раза меньше. Весь картофель разложили в мешки, по 40 кг в каждый. Сколько мешков с картофелем получили?

Составление схемы решения.

zajc1.wmf

Задача 2. Один мастер изготовил 6 ниток бус, по 38 бусинок в каждой, а другой – 7 ниток бус, по 36 бусинок в каждой. Какой мастер использовал больше бусинок и на сколько?

Составление схемы решения:

zajc2.wmf

Упражнения на умение вычленять математические отношения

Математический диктант № 1

1. Найди сумму чисел 7 699 и 5000.

2. Запиши наименьшее пятизначное число.

3. Найди третью часть от числа 720.

4. Запиши число, которое на 1 единицу больше, чем 73 899, 100 009.

5. На сколько 630 больше 400?

6. На сколько надо разделить 6000, чтобы получить 3000?

7. В городском парке 120 берёз, а клёнов на 89 больше. Сколько клёнов растёт в городском парке?

8. Найди произведение 7 и 400.

9. 70 умножить на 6, разделить на 2 и увеличить на 160.

10. На одной полке 54 книги, а на другой в 6 раз меньше. Сколько книг на другой полке?

Математический диктант № 2.

1. Оле исполнилось 12 лет. Она моложе Лены на 4 года. Найдите возраст Лены?

2. Вычислите 3400 – 324.

3. В одной пачке 24 тетради, а в другой в 3 раза больше. Сколько всего тетрадей в двух пачках?

4. Вычислите: 36 + 72 : 12 : 3.

5. Разность двух чисел равна 39, вычитаемое 13. Найдите уменьшаемое.

6. Во сколько раз 7 м меньше, 35 м?

7. Найдите произведение чисел 960 и 60.

8. Стороны прямоугольника равны 4 м и 6 м. Найдите его площадь.

9. Во сколько раз 2 700 больше, чем 9?

10. На сколько надо уменьшить 420, чтобы получить 60?

Упражнения на умение создавать математическую модель ситуации

Задача 1. От одного места одновременно в противоположных направлениях побежали 2 собаки. Через 7 секунд расстояние между ними было 147 м. Скорость одной собаки 12 м/с. Какова скорость второй собаки?

Составление математической модели:

zajc3.tif

1) 147 : 7 = 21 (м/с) – общая скорость 2-х собак

2) 21 – 12 = 9 (м/с) – скорость 2-й собаки

Задача 2. По сколько листов бумаги на ученика купил каждый из трех учителей, если у одного 23 учеников, у другого 27 учеников, у третьего 30 учеников? Всего тремя учителями было куплено 480 листов бумаги, на каждого ученика равное количество листов.

Составление математической модели:

zajc4.wmf

1) 23 + 27 = 50 (уч.) – у 2-х учителей

2) 50 + 30 = 80 (уч.) – всего

3) 480 : 80 = 6 (л) – у каждого ученика

Упражнения на умение анализировать и преобразовывать математическую модель ситуации

Задача 1. От одного места одновременно в противоположных направлениях побежали 2 собаки. Через 7 секунд расстояние между ними было 147 м. Скорость одной собаки 12 м/с. Какое было бы расстояние между собаками, если бы они бежали в одном направлении?

Составление математической модели:

zajc5.tif

zajc6.tif

1) 147 : 7 = 21 (м/с) – общая скорость 2-х собак

2) 21 – 12 = 9 (м/с) – скорость 2-й собаки

3) 12 * 7 = 84 (м) – пробежала 1 собака

4) 9 * 7 = 63 (м) – пробежала 2 собака

5) 84 – 63 = 21 (м) – расстояние между собаками

Задача 2. Сколько листов бумаги купил каждый из трех учителей, если у одного 23 учеников, у другого 27 учеников, у третьего 30 учеников? Всего тремя учителями было куплено 480 листов бумаги, на каждого ученика равное количество листов.

zajc7.wmf

1) 23 + 27 = 50 (уч.) – у 2-х учителей

2) 50 + 30 = 80 (уч.) – всего

3) 480 : 80 = 6 (л) – у каждого ученика

4) 23 * 6 = 138 (л) – купил 1 учитель

5) 27 * 6 = 162 (л) – купил 2 учитель

6) 30 * 6 = 180 (3) – купил 1 учитель

После проведения предложенных заданий у нас получились следующие результаты (табл. 1).

Результаты диагностики сформированности предметных компетенций у младших школьников

Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты и восприимчивы и любознательны. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для творчества. Изучение основных аспектов и условий формирования метапредметных, предметных и личных компетенций у младших школьников при реализации ФГОС НОО является одной из преоритетных задач, стоящих перед учителем начальных классов.

МБОУ Давыдчинская ООШ

опыта работы по теме:

метапредметных и предметных компетенций

младших школьников в соответствии

Подготовила

Синих Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Проблема заключается в том, что успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребёнка предметных и метапредметных компетенций, которые необходимы ему для дальнейшей учебной деятельности. Следовательно, задача учителя заключается в формировании предметных и метапредметных умений у обучающихся. Для выполнения данной задачи педагог должен использовать более эффективные способы и методы работы, которые помогут не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, но и включить самого обучающегося в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

-развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

-развитие личности учащихся.

-формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:

Предметные результаты, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира

Личностные результаты:

- формирование мотивации учения;

- осознание возможностей самореализации;

- стремление к совершенствованию;

- формирование коммуникативной компетенции;

- формирование общекультурной и этнической идентичности;

- толерантное отношение к проявлениям иной культуры;

- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

Метапредметные результаты – это универсальные способы действий, которые позволят применить приобретённые умения в жизненной ситуации. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:

· способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

· умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

· умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

· логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

· умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Для формирования метапредметных компетенций у учащихся учитель должен не только продумывать содержательную часть урока, но и технологии, используемые на данном уроке. Учитель должен использовать на уроке современные образовательные технологии.

На своих уроках я часто использую следующие технологии:

-технология системно-деятельностного подхода;

- технология проблемного обучения;

-технология исследовательской деятельности;

После определения темы урока учащимся предлагается самостоятельно, используя информацию учебника, определить цели урока. Далее проводится практическая работа по определению типов углов с помощью модели прямого угла.

Следующая практическая работа способствует формированию элементов методов научного познания - аналогия. Хотя, как я говорила, работа по формированию элементов методов научного познания происходят в основном в 4 классе. Технология системно-деятельностного подхода позволила всем учащимся 2 класса выполнить задание повышенной сложности: определить типы углов в прямоугольном треугольнике.

Учащимся был предложен следующий план действия:

1. Возьмите квадрат.

2. Сложите его по диагонали.

3. При помощи модели прямого угла определите, какой угол у линии сгиба?

4. Сложите получившийся треугольник пополам. Что можно сказать о противоположных углах треугольника?

5. Определите тип данного угла, не используя модель прямого угла.

На уроках окружающего мира я использую задания, основная цель которых — формирование предметных и универсальных (метапредметных) способов действий:

- Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
- Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план. план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.
- Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов

- Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое и др.
Одним из средств формирования метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС являются информационно - коммуникативные технологии и применение проектного метода. Главная идея проектной деятельности - это направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат.

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств.

Для продуктивного использования проектно-учебной деятельности, для становления субъектности младших школьников в процессе обучения, необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия.

Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:

- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

- интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотносить данные, составляющие условие задачи; возможность выделять общий способ действий);

Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности возникают определенные проблемы

Самая большая проблема для учителя - не превратиться в диктатора, диктующего своё мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

Как же мы решаем эти проблемы?

· Чётко определяю объём и временные рамки проекта, не "давлю" на обучающихся, проекты провожу не часто. Использую групповые формы работы (на мой взгляд, это самая оптимальная форма работы для обучающихся начальных классов).

· Анализирую причины неудач вместе с детьми.

· Оказываю помощь в работе с компьютером, помогаю с оформлением работы.

· Предоставляю группам обучающихся возможность работать самостоятельно, при необходимости выступаю в роли старшего друга, соратника, консультанта.

· Привлекаю для работы над проектом родителей.

Родители должны всячески стимулировать детей к проектной деятельности.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, фоторепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Приведу примеры взаимосвязанных учебных заданий, в процессе выполнения которых, ученики работают с информацией, усваивают содержание темы и у них формируются личностные, метапредметные и предметные умения.

Это учебное задание, которое стимулирует интерес учащихся к изучению новой темы, посредством специально сформулированной учителем ситуации.

При составлении ситуативного задания следует учитывать возрастные особенности школьника.

-Встретились на лесной полянке два гнома. Они очень гордились тем, учатся в лесной школе и уже умеют писать слова. И решили они написать на березовом листике письмо Белоснежке. Но ее имя оказалось таким длинным, что не поместилось на одной строчке. И гномы разделили слова на части и перенесли их.

Вот что у них получилось. Гномы сравнили свои листики и заспорили - кто же из них прав?

Ребята, как вы думаете, кто из гномов прав? (Дети высказывают различные мнения, но к общему ответу прийти не могут).

- А вы хотите узнать, кто из гномов прав и помочь разрешить спор? Что для этого нужно? (Нужно узнать правило переноса слов)

Результатом этого этапа является самоопределение школьников, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения, что и формирует регулятивные умения.

Ситуативные задания учитель ставит так, чтобы у ребят не хватило знаний для решения данной проблемы. Им приходиться эти знания самостоятельно добывать из различных источников. Это могут быть словари, интернет, справочники, но чаще всего это учебник, там ребята учатся находить учебную информацию и работать с ней.

Объясни, докажи, что в стихотворении встречаются омонимы.

« Я вспоминал о том счастливом дне,

На данном этапе работа проходит в парах, а это развитие коммуникативных действий младших школьников.

Найди спрятанную шутку.

Спиши текст и подчеркни омонимы.

Этап интеллектуально - преобразовательной деятельности предполагает использование школьниками приобретенных знаний и умений темы для выполнения вариантов ситуативного задания. Учащиеся выбирают вариант задания, способ деятельности и выполняют задания на основе полученных знаний. Результатом этапа является выполнение ситуативного задания.

Вспомни правило, чем отличается разделительный Ь от Ь - показателя мягкости. Запиши данные слова в 2 столбика:

день, коньки, семья, угольки, колья, скамья, роль. Софья, Машенька, пень, ручьи. Импровизационный вариант

Отгадай загадки и запиши отгадки в 2 столбика: Ь - показатель мягкости, Ь - разделительный.

Соловьи, лень, коньки, друзья, , печка.

-Какое слово было лишним, почему?

Запиши 5 слов с Ь - показателем мягкости

и 5 слов с разделительным Ь.

На данном этапе формируются метапредметные умения, то есть школьники учатся: -выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания;

- выполнять учебное задание в соответствии с планом;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности;

- корректировать результаты деятельности — вносить необходимые дополнения, исправления;

- оценивать результаты выполненного задания.

На данном этапе полученный результат соотносится с поставленной деятельностью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы.

1. Задание на самоанализ. Закончи предложение.

Для меня важно узнать, что такое омонимы, потому что

Чтобы правильно находить омонимы нужно

2. Задание на самооценку.

Я доволен(недоволен) своей ролью в обсуждении, потому что .

В своем выступлении я поделюсь опытом своей работы по оценке сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся.

Целью мониторинга можно считать: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов НОО.

Какие бывают таблицы образовательных результатов?

Бывают таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов: Литературное чтение (1-4 кл.), Русский язык (1-4 кл.), Математика (1-4 кл.), Окружающий мир (1-4 кл,), Технология (1-4 кл.), Изобразительное искусство (1-4 кл.) т.е. по всем предметам инвариантной части учебного плана

Мы составляем таблицы трех основных учебных предметов( русский язык, математика, окружающий мир).т.к. только осваиваем систему оценки.

Также таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: Регулятивные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), Познавательные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), Коммуникативные универсальные учебные действия (1-2 кл., 3-4 кл.).

Таблицы образовательных результатов у нас размещаются в портфолио учащегося.

Они необходим для фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале.

Когда заполняются таблицы образовательных результатов?

Мы заполняем эти таблицы ОР после выполнения учеником предметных контрольных работ( один раз в четверть – обязательно)

– метапредметных и личностных диагностических работ (один раз в год – обязательно)

Как заполняются таблицы образовательных результатов?

Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования - школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. Появление стандарта второго поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием. Можно с уверенностью сказать, что мы, учителя начальных классов, планируем в дальнейшем совершенствовать свою деятельность с учетом особенностей стандарта второго поколения.


Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [1]. В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе.

Основными документами, составляющими нормативный пакет ФГОС, являются:

1. Требования к структуре основных общеобразовательных программ,

2. Требования к результатам их освоения (результатам общего образования),

3. Требования к условиям реализации образовательных программ.

В сочетании с документами инструктивно-методического и рекомендательного характера они образуют систему всестороннего и разноуровневого сопровождения стандартов.

В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя:

1. Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;

2. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

3. Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. [1, с. 24]

Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Предметные результаты обучения

Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять наибольшее (хорошо, если не единственное) внимание.

К сожалению, большинство родителей также по-прежнему оценивают работу школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей.

Метапредметные результаты обучения

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучении. [3, с. 7]

В соответствии с этим документом, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. Смысловое чтение;

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. [3, с. 9–10]

2. В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Универсальные учебные действия (УДД) ФГОС группируются в четыре блока:

- познавательной направленности и

Таким образом, универсальные учебные действия также являются с метапредметными результатами обучения.

Внимательный читатель ФГОС, конечно же обратил внимание на то, что умения и навыки, обозначенные в новых документах, как метапредметные результаты, всегда занимали важное место в работе хороших педагогов, но впервые в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности.

Личностные результаты обучения

Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания.

Новый федеральный образовательный стандарт общего образования впервые основывается на отечественных психолого-педагогических идеях, а именно на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения прописаны требования к личностным результатам, которые включают готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, умение ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения [2].

Обозначенные в Стандарте личностные результаты в отечественной психологии определяются как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. К окончанию школьного обучения такими новообразованиями становятся личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение, обретение ичностной идентичности, готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования.

Таким образом, в условиях реализации ФГОС нового поколения меняется роль педагога, который должен от роли ментора перейти к роли тьютора. При такой роли педагогу необходимо одновременно инициировать учебный и воспитательный процесс, адекватно реагировать на потребности учащихся, использовать информационно-коммуникативные технологии, организовывать проектную деятельность учащихся, выстраивать партнерские отношения. Педагогу необходимо овладеть технологией, при которой на практике он может своевременно диагностировать потребности ребенка, точно объяснять цели и задачи, результат деятельности всем субъектам образовательного или воспитательного процесса, вовлекать в деятельность всех детей, учить детей выражать собственное мнение, отношение, не требуя единогласной поддержки; развивать самооценку ребенка.

1. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, общее образование, умение, познавательная деятельность, воспитательный процесс, личностный результат обучения, основное общее образование, современное образование, социальный опыт, Фундаментальное ядро содержания.

Похожие статьи

Метапредметный подход в современном образовании.

образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность, социальный опыт, современное образование, воспитательный процесс, основное общее образование, личностный результат обучения.

Основные результаты освоения обучающимися основной.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность, социальный опыт, современное образование, воспитательный процесс, основное общее образование.

Универсальные учебные действия как главный результат.

образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность, социальный опыт, современное образование, воспитательный процесс, основное общее образование, личностный результат обучения.

образовательный процесс, умение, общее образование.

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения. образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность, социальный опыт, современное образование, воспитательный процесс, основное общее образование.

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе.

 признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся

Новые образовательные стандарты. Формирование и развитие.

Все чаще основными составляющими содержания образования называют умение коммуникации, навыки труда в коллективе.

Ведь основной целью являлся не личностный результат, а предметный, где детально описывалось содержание образования, но не были.

Формирование метапредметных образовательных результатов.

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа.

Модель формирования предметных компетенций учащихся.

Ключевые слова: предметные компетенции, модель, учащиеся, основное общее образование, цель, задачи, подходы, принципы, педагогические условия, методы, формы, этапы, показатели, уровни.

Ключевые особенности федерального государственного.

Основные термины (генерируются автоматически): основное общее образование, основная образовательная программа, внеурочная деятельность, образовательная организация, действие, планируемый результат освоения, образовательный процесс.

В статье рассмотрены различные подходы к определению предметной компетенции. Согласно ФГОС ООО предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося. Формирование предметной компетенции только тогда является успешным, когда она постоянно реализуется в учебной и практической деятельности. Описаны методы обучения, способствующие формированию предметных компетенций такие как метод дискуссии: круглый стол, обсуждение; метод исследования: мозговой штурм; идеальное задание (учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию); частично-поисковый метод: поиск общего; найди объяснения; творческий метод: удивляй! (учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным); отсроченная отгадка! (учитель даёт удивительный факт-загадку, отгадка к которой будет открыта при работе с новым материалом); лови ошибку! (учитель намеренно допускает ошибку); посмотри чужими глазами, театрализация и т.д. Приведены результаты констатирующего эксперимента, который показывает положительный результат целенаправленного исследования.


1. Лебедев В.В. Структурирование компетенций – перспективное направление в решении проблем образования // Школьные технологии. – 2007. – № 2. – С. 97–103.

В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития, создать условия для освоения такого важного умения, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося. Формирование предметной компетенции только тогда является успешным, когда она постоянно реализуется в учебной и практической деятельности. Лишь в том случае компетенция учащихся достигает высокого уровня сформированности, когда педагог уделяет всем необходимым действиям максимум внимания и сознания.

Методологической основой исследования выступили труды отечественных исследователей предметных компетенций – А.В. Хуторской [4], И.А. Зимняя., С.Е. Шишов [5], а также труды зарубежного исследователя – Дж. Равен [3].

Результаты исследования были внедрены в учебный процесс школ города Лесосибирска.

Использование компетентностного подхода в школьном образовании должно решить проблему, типичную для школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. При этом, одну из проблем компетентностного подхода в современной школе многие исследователи связывают с разработкой системы оценивания сформированности компетенций [1].

Математика – дисциплина с устойчивыми традициями преподавания. На уроках математики мы решаем математические проблемы, навыки, решения которых впоследствии будут способствовать решению возникающих жизненных проблем. Для того чтобы добиться успеха в жизни, в профессии от учащегося требуется почти то же, что и для успеха в математике: способность логически мыслить, изобретательность, способность выделить в условиях задачи существенную информацию.

Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося. Формирование предметной компетенции только тогда является успешным, когда она постоянно реализуется в учебной и практической деятельности. Лишь в том случае компетенция учащихся достигает высокого уровня сформированности, когда педагог уделяет всем необходимым действиям максимум внимания и сознания.

Обучение учащихся в начальной школе на уроках математики направлено на развитие предметных компетенций: умение структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты.

К приёмам формирования предметных компетенций на уроке математики можем отнести:

– использование межпредметных связей, которые на уроке математики формируют представления о взаимосвязях различной направленности, роли математических знаний в зависимости от других предметов;

– составление системы упражнений, направленной на формирование предметных компетенций у младших школьников на уроках математики.

Исследование проводилось среди учащихся 5 классов на базе школ г. Лесосибирска.

Наиболее удачны в практике следующие методы обучения:

1. Метод дискуссии:

– круглый стол, обсуждение.

2. Метод исследования:

– идеальное задание (учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию).

3. Частично-поисковый метод:

4. Творческий метод:

– удивляй! (учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным);

– отсроченная отгадка! (учитель даёт удивительный факт-загадку, отгадка к которой будет открыта при работе с новым материалом);

– лови ошибку! (учитель намеренно допускает ошибку);

– посмотри чужими глазами,

5. Образовательный квест [2].

Для проверки уровня сформированностипредметных компетенций у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики мы провели констатирующий эксперимент на базе 5 класса.

Для исследования знания учащимся были предложены различные упражнения:

- упражнения на умение структурировать данные (ситуацию);

- упражнения на умение вычленять математические отношения;

- упражнения на умение создавать математическую модель ситуации;

- упражнения на умение анализировать и преобразовывать математическую модель ситуации;

- упражнения на умение интерпретировать полученные результаты.

В связи с большим объемом работы этапы экспериментального исследования были разбиты на 4 урока.

Цель констатирующего эксперимента – проверить уровень сформированности предметных компетенций у младших школьников на уроках математики.

На данном этапе учащимся были предложены упражнения, направленные на выяснение уровнясформированности предметных компетенций у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики.

Упражнения на умение структурировать данные (ситуацию)

Задача 1. С одного поля собрали 1 т 800 кг картофеля, а с другого – в 3 раза меньше. Весь картофель разложили в мешки, по 40 кг в каждый. Сколько мешков с картофелем получили?

Составление схемы решения.

zajc1.wmf

Задача 2. Один мастер изготовил 6 ниток бус, по 38 бусинок в каждой, а другой – 7 ниток бус, по 36 бусинок в каждой. Какой мастер использовал больше бусинок и на сколько?

Составление схемы решения:

zajc2.wmf

Упражнения на умение вычленять математические отношения

Математический диктант № 1

1. Найди сумму чисел 7 699 и 5000.

2. Запиши наименьшее пятизначное число.

3. Найди третью часть от числа 720.

4. Запиши число, которое на 1 единицу больше, чем 73 899, 100 009.

5. На сколько 630 больше 400?

6. На сколько надо разделить 6000, чтобы получить 3000?

7. В городском парке 120 берёз, а клёнов на 89 больше. Сколько клёнов растёт в городском парке?

8. Найди произведение 7 и 400.

9. 70 умножить на 6, разделить на 2 и увеличить на 160.

10. На одной полке 54 книги, а на другой в 6 раз меньше. Сколько книг на другой полке?

Математический диктант № 2.

1. Оле исполнилось 12 лет. Она моложе Лены на 4 года. Найдите возраст Лены?

2. Вычислите 3400 – 324.

3. В одной пачке 24 тетради, а в другой в 3 раза больше. Сколько всего тетрадей в двух пачках?

4. Вычислите: 36 + 72 : 12 : 3.

5. Разность двух чисел равна 39, вычитаемое 13. Найдите уменьшаемое.

6. Во сколько раз 7 м меньше, 35 м?

7. Найдите произведение чисел 960 и 60.

8. Стороны прямоугольника равны 4 м и 6 м. Найдите его площадь.

9. Во сколько раз 2 700 больше, чем 9?

10. На сколько надо уменьшить 420, чтобы получить 60?

Упражнения на умение создавать математическую модель ситуации

Задача 1. От одного места одновременно в противоположных направлениях побежали 2 собаки. Через 7 секунд расстояние между ними было 147 м. Скорость одной собаки 12 м/с. Какова скорость второй собаки?

Составление математической модели:

zajc3.tif

1) 147 : 7 = 21 (м/с) – общая скорость 2-х собак

2) 21 – 12 = 9 (м/с) – скорость 2-й собаки

Задача 2. По сколько листов бумаги на ученика купил каждый из трех учителей, если у одного 23 учеников, у другого 27 учеников, у третьего 30 учеников? Всего тремя учителями было куплено 480 листов бумаги, на каждого ученика равное количество листов.

Составление математической модели:

zajc4.wmf

1) 23 + 27 = 50 (уч.) – у 2-х учителей

2) 50 + 30 = 80 (уч.) – всего

3) 480 : 80 = 6 (л) – у каждого ученика

Упражнения на умение анализировать и преобразовывать математическую модель ситуации

Задача 1. От одного места одновременно в противоположных направлениях побежали 2 собаки. Через 7 секунд расстояние между ними было 147 м. Скорость одной собаки 12 м/с. Какое было бы расстояние между собаками, если бы они бежали в одном направлении?

Составление математической модели:

zajc5.tif

zajc6.tif

1) 147 : 7 = 21 (м/с) – общая скорость 2-х собак

2) 21 – 12 = 9 (м/с) – скорость 2-й собаки

3) 12 * 7 = 84 (м) – пробежала 1 собака

4) 9 * 7 = 63 (м) – пробежала 2 собака

5) 84 – 63 = 21 (м) – расстояние между собаками

Задача 2. Сколько листов бумаги купил каждый из трех учителей, если у одного 23 учеников, у другого 27 учеников, у третьего 30 учеников? Всего тремя учителями было куплено 480 листов бумаги, на каждого ученика равное количество листов.

zajc7.wmf

1) 23 + 27 = 50 (уч.) – у 2-х учителей

2) 50 + 30 = 80 (уч.) – всего

3) 480 : 80 = 6 (л) – у каждого ученика

4) 23 * 6 = 138 (л) – купил 1 учитель

5) 27 * 6 = 162 (л) – купил 2 учитель

6) 30 * 6 = 180 (3) – купил 1 учитель

После проведения предложенных заданий у нас получились следующие результаты (табл. 1).

Результаты диагностики сформированности предметных компетенций у младших школьников

Читайте также: