Проект рождественские святки в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

3. Из берлоги снеговой
Вышел мишка, сам не свой.
Не поймёт никак со сна –
То ль зима, то ли весна?

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)

В гору их везут, а с горы сами бегут. (Санки)

Едва повеяло зимой –
Они всегда со мной.
Согреют две сестрички,
Зовут их . (Рукавички)

Вокруг шеи свернулся калачик,
От мороза детишек спрячет. (Шарф)

Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр.
На прогулку мы наденем
Этот головной убор. (Шапка)

Зимой забава есть одна.
В ней меткость, ловкость всем нужна.
А как "снаряды" называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)
Хозяйка. И я с вами поиграть хочу. Вы желание загадайте, снежочек доставайте, да в печь бросайте. Кто попадет, у того желание сбудется.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. родители.

Возраст: 6-7 лет.

Срок реализации: краткосрочный - 2 недели (9-17 января)

Актуальность проекта:

В настоящее время назрела острая необходимость возрождения и развития уникальных духовных национальных традиций и начал русской жизни в духовно-нравственном, культурном, патриотическом воспитании подрастающего поколения. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, именуемых святками, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Так было всегда, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы.

Цель проекта :

Расширение знаний о традициях проведения Рождественских, святочных гуляний.

Задачи:

- поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

- развивать познавательную, эмоциональную и творческую активность, используя русский народный фольклор:

- прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

- развивать коммуникативные умения и навыки детей, умение сотрудничать, участвовать в массовых мероприятиях;

- развивать физические качества детей: выносливость, ловкость, силу

Предполагаемый результат:

Для детей:

- дети имеют представление об истории праздника Рождество Христово, традициях и обычаях Колядок;

- самостоятельно без помощи воспитателя проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках;

- умеют петь колядки самостоятельно, играть в игры, соблюдая правила;

- понимают свою принадлежность к родному народу, к его истории и культуре.

Для педагога:

-организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ;

- повышение теоретического уровня и профессионализма;

Для родителей:

- приобщение к использованию традиций русской народной культуры в семейном воспитании;

- укрепление заинтересованности в сотрудничестве с воспитателем

Реализации проекта:

1 этап Подготовительный :

- определение темы и обоснование его актуальности;

- формулирование цели и определение задач;

- составление плана основного этапа проекта;

- составление конспектов познавательных занятий, бесед, развлечений;

- обогащение предметно-пространственной среды в группе;

- подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта;

- подбор литературы: колядки, загадки, скороговорки, небылицы, рассказы;

- подбор музыкальных произведений, игр, их предварительное слушание и разучивание;

- подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: костюмы, платки и шапочки для ряженых;

- подбор консультативного материала для родителей;

- подготовка маршрута похода и места стоянки для проведения праздника.

2 этап - основной (познавательно – исследовательский)

Реализация проекта через образовательные области

Познавательное развитие:

- просмотр видео фильма "Рождество Христово"

- знакомство с народными приметами.

Социально – коммуникативное развитие:

Речевое развитие:

- заучивание стихов – колядок;

Художественно – эстетическое развитие:

Физическое развитие:

Взаимодействие с родителями:

- Участие в походе и проведении развлечения;

- фотоотчет и выставка творческих работ детей.

3 этап – заключительный

- презентация проекта с фото;

- публикация проекта на сайте МААМ

Дети в доступном объёме узнали о праздновании православного праздника Рождество, его

• Они понимают значение слов: святки, колядки, сочельник.

• Дети и их родители с уважением относятся к традициям и обычаям русского народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается - также в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Духовно - нравственное воспитание детей в детском саду - основа возрождения к истокам российской культуры. Поэтому именно этот возраст нельзя пропустить для становления духовно - нравственной культуры личности. Чем больше мы будем знать о русских культурных традициях своей страны, тем больше будем воспитывать в детях ценности культуры в традициях.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида

для детей подготовительной к школе группы

Подготовила: Сгонник Е.И.

г. Ессентуки

Вид проекта: познавательно – творческий, групповой

Тип проекта : краткосрочный

Продолжительность проекта: 11.01.2011-19.01.2021г

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается - также в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Духовно - нравственное воспитание детей в детском саду - основа возрождения к истокам российской культуры. Поэтому именно этот возраст нельзя пропустить для становления духовно - нравственной культуры личности. Чем больше мы будем знать о русских культурных традициях своей страны, тем больше будем воспитывать в детях ценности культуры в традициях.

Рождество – не только великий христианский праздник, но и один из самых добрых, теплых и душевных семейных праздников в нашей стране. Но дети мало знают о традициях русского празднования Рождества Христова и Святок, прерывается связь времен и поколений и в наших силах сформировать у них эти знания и представления. Также как и встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси православных праздников, радоваться им, знать их истоки, понимать смысл празднования.

Цель проекта: Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания, через приобщения дошкольников к основам православной культуры, к народным традициям празднования Рождества Христова и Святок в России.

Задачи проекта:

• Приобщить ребенка к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановлениям традиций русского народа

• Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.

• Познакомить детей с историей возникновения праздников Рождества Христова и Рождественских Святок,

• с традициями празднования их на Руси.

• Вызвать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (стихи, колядки,щедровки, потешки).

• Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, их традициях, обычаях.

• Развитие творческого мышления, коммуникативных навыков у дошкольников.

• Обогащать и расширять словарь воспитанников. Побуждать детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний

• Максимально использовать разнообразные виды детской деятельности в рамках реализации проекта.

• Развивать эмоционально положительное отношение к празднику и желание участвовать в его подготовке.

Ожидаемые результаты по проекту:

• Проявление интереса к православной вере и православным праздникам; любви к русскому народу, его Святыням, фольклору, традициям; воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали, умение различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивым и внимательным к сверстникам и старшим.

• Формирование у детей элементарного представления о духовном мире; о празднике Рождества Христова, знакомство с образами Христа и Богородицы.

• Сформированы устойчивые знания и интерес к истории праздника Рождества Христова, к разнообразным народным традициям.

• У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в применении полученных знаний и навыков в играх и художественной деятельности.

• Педагоги расширяют образовательное пространство, придают ему новые формы, способствуют эффективному развитию творческого и познавательного мышление дошкольника.

• Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, в процессе поиска информации и проведения праздника.

• Главный результат, на который хотелось бы надеяться — это усвоение ребёнком высших ценностей: милосердия, правдолюбия, неприятия зла и усвоение добра. Это достигается в результате систематической работы по духовно-нравственному воспитанию.

Понедельник

Центры Содержание работы Создание предметной среды

Центры Содержание работы Создание предметной среды

Пластилин, доски для лепки.

Центры Содержание работы Создание предметной среды

Цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

Центры Содержание работы Создание предметной среды

Бумага, гуашь, кисть.

Центры Содержание работы Создание предметной среды

Круг доброты. Беседа о Святках, народных традициях их проведения. Подборки сюжетных картинок на тему

Пластилин, доски для лепки, стеки.

Беседа с детьми о главных традициях Рождества: милосердии, добрых делах, прощении.

Рождество – праздник в честь рождения Иисуса Христа. Празднуют его в ночь с 6на 7 января. Ночь накануне Рождества считается волшебной, Если загадать желание и попросить Бога, оно осуществиться.

Только желание должно быть обязательно добрым и мудрым. Именно доброте и мудрости учил людей Иисус Христос. Знаете как он родился? Библия повествует так. Увидел Бог Творец, что люди, его любимые создания, стали очень несчастными на земле. А случилась такая беда потому, что люди стали злыми, лживыми, жадными. И решил творец послать к человечеству сына своего Иисуса Христа, повелев ему стать всем людям Спасителем и научить людей жить в добре и любви к друг другу.

Когда родился Иисус, в небе зажглась яркая звезда. То время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе звезда. В далеких странах на Востоке, жили мудрецы—волхвы. Они наблюдали за небом и сразу увидели новую звезду. Волхвы поняли, что в Израиле родился великий Царь, и пошли поклониться Ему. Звезда сияла над ними и указывала путь.

Звезда остановилась над местом, где был младенец. Волхвы вошли в хлев и увидели Марию и ее Сына. Они принесли Иисусу дары – золото и дорогие ароматные вещества. Потом они отправились в обратный путь. В ту же ночь Иосифу во сне явился ангел и сказал, что бы он взял Марию и младенца и бежал в Египет, потому что царь Ирод хочет погубить Иисуса.

Так Иосиф с Марией и сделали. Они собрались, взяли маленького Иисуса и направились в Египет и только после смерти Ирода вернулись в город Назарет. С тех пор 6 января, как только появляется в небе первая звезда, начинается Рождественский Сочельник. А 7 января празднуется Рождество. В этот праздник принято заботиться о бедных, обездоленных, ведь будущий царь мира Христос родился не в богатом дворце, а в простой пещере, показав этим, что главная ценность человека не в богатстве, а в его душе.

7 января - самый светлый день на земле, самый любимый христианский праздник – Рождество Христово! У многих из вас уже зажгла огни нарядная Рождественская елочка.

Как же возник этот замечательный и красивый обычай - наряжать елочку ко дню Рождества Христова.

А согласно одной народной легенде, вблизи пещеры-хлева, к которой спешили пастухи, росли три деревца: елочка, пальма и олива. Теперь посмотрите, что рассказывают старые люди, почему мы наряжаем елочку к Рождеству Христову.

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Ель не пустили к Младенцу гордые Олива и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Пальма предлагала свои великолепные плоды, а Олива – свое душистое масло, лишь Елочка ничего не могла предложить младенцу. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества. И Елочка чувствовала себя вполне счастливою.

С тех пор люди каждый год на Рождество украшают елки для маленьких детей в память первой Елки – той, которая была украшена настоящими звездами с неба. Елку на Руси традиционно украшали фигурками ангелов, это вестник, защитник и друг; яблоками, они символизируют царство благодати, впоследствии их заменили стеклянными шарами. Еще на елке должны быть свечи - символ очищения, а также звезды - символ Вифлеемской звезды, которая указывает место рождения Христа и путь к нему.

Ставя дома елку на Рождество, люди верят, что своими колючими иголками она прогонит злую, нечистую силу.

А так как ель вечнозеленое дерево, то она принесет домочадцам долгую жизнь и крепкое здоровье.

Перевёл с англ. и пересказал В. ГРИГОРЯН

Расскажу вам историю, услышанную от моей бабушки. Ей эту историю рассказала бабушка, а бабушке – прабабушка.

Дело было будто бы в самое первое Рождество, когда Христос еще лежал в яслях, а в хлеву было очень холодно.

Спасал лишь крохотный костер, разведенный в очаге на глиняном полу. Богородица глядела на огонек и думала со страхом, что еще немного, и он погаснет. А сил подойти и подуть на угли у Девы Марии не было. Она попросила вола:

– Пожалуйста, подуй на костер, добрый вол.

Но громадное животное жевало что-то, думало о своем и не услышало просьбы. Богородица обратилась к овце:

– Пожалуйста, подуй на костер, добрая овца.

Но и овца жевала что-то и тоже думала о чем-то своем. В этот момент она могла услышать разве что удар грома, но никак не слабый голос Матери Божьей.

Между тем угольки цвели все скромнее, еще несколько мгновений, и они погаснут. И вдруг послышалось шуршание маленьких крыльев. То была птица зарянка (малиновка, впрочем, в то время ее звали совсем иначе.

Ее крылья затрепетали над угасающим костром. Подобно небольшим кузнечным мехам, они обдавали его воздухом. Угли стали ярко-красными, а зарянка продолжала махать крыльями и при этом ухитрялась петь, насвистывая что-то жизнерадостное. Иногда она отвлекалась от угольков, собирая клювом сухие хворостинки, и подбрасывала их в костер. Пламя понемножку разгоралось и стало нестерпимо жечь птичке грудь, которая становилась все более красной. Но зарянка терпеливо переносила боль. Она продолжала раздувать огонь до тех пор, пока он весело не затрещал в очаге и не согрел хлев.

Младенец Иисус в это время спал и во сне улыбался. Пресвятая же Матерь посмотрела нежно на красную грудку птицы, обожженную пламенем, и сказала: “Отныне пусть эта грудь будет священным напоминанием о твоем поступке”.

Так и получилось. С той Святой ночи красная грудка зарянки напоминает нам, какое благородное сердце в ней таится.

Вслед за рождественской ночью наступало долгожданное для детей и молодёжи время – время святок, проходивших с 7 до 19 января, до Крещенья. Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами — святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, Новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний. В эти дни ходили по дворам колядовщики, славили Христа, пели обрядовые песни, желали счастья и благополучия хозяевам, собирали дары. Но существовал один секрет — приходили они только в те дома, на окне которых выставлялась свеча…

Коляда, коляда, Пришла коляда накануне Рождества

Отворяйте ворота, Дай Бог тому, кто в этом дому,

Доставайте сундучки, Всем людям добрым желаем:

Подавайте пятачки. Злата, серебра,

Хоть рубь, хоть пятак, Пышных пирогов,

Не уйдем из дома так! Мягоньких блинов,

А можно и монетку, Доброго здоровья,

Не жалейте ничего Маслица коровья!

Накануне Рождество!

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем.

Счастья будет вам горой,

Урожая воз большой.

Уродись у вас овес,

Чтобы на два метра рос.

Уродись у вас пшеничка,

И горох, и чечевичка.

Чтоб гостей невпроворот

Было в доме целый год!

На столе всегда пирог.

Легких-легких вам дорог!

Список литературы:

• Л. А. Александрова. Народный календарь. Издательство “Белый город”, Москва 2003.

И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина. “Мы гордимся стариной, стала нам она родной…”, Апатиты, 1999..

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб. : Акцидент, 1996. – 224с..

• Н. П. Степанов Народные праздники на Святой Руси. – М. : Российский Раритет 1991. – 80с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

• По доминирующему методу: игровой, информационно-творческий.

• По характеру содержания: ребёнок, общество и культура.

• По характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

• По характеру контактов: в контакте с одной возрастной группой.

• По количеству участников: групповой.

• По продолжительности: краткосрочный.

Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.

• Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

• Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

• Побуждать детей к совместной познавательной и творческой деятельности;

• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

• Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.

Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.

1. Целепологание – вызвать интерес к познавательной деятельности.

2. Разработка проекта:

Задачи: Составить план по ознакомлению с обычаями празднования Святок

Образовательная область: музыка.

Виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения.

3. Выполнение проекта

Цель: активное участие в проекте.

Сроки реализации: январь 2017.

Работа с воспитателями:

Беседа об обычаях и традициях праздника.

Слушание и разучивание колядок.

Подбор народных загадок, пословиц, поговорок, колядок, детских гаданий.

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому

ЦЕЛЬ: Формирование стремления активно участвовать в развлечении, общаться, быть доброжелательным и отзывчивым.

  • Знакомить с традиционными русскими народными праздниками, их происхождением и назначением; обычаями и традициями, связанными с их организацией и проведением;
  • Развивать понимание названий праздников;
  • Прививать любовь к русским народным праздникам.
  • Расширять представления детей дошкольного возраста о русских народных традициях, знакомить с обрядами, колядками;
  • Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
  • Прививать любовь к народным календарно-обрядовым праздникам;
  • Приобщать к миру народной культуры, фольклору;
  • Воспитывать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны.

Предварительная работа: беседы о праздновании Рождества, Нового года, заучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году.

Персонажи: Хозяйка – ведущая, воспитатель, Коза, Волк, Лиса, Медведь, Заяц - взрослые.

1 Ведущая: Наступило Рождество – Долго ждали мы его.

Святки празднует народ: веселится и поёт.

Веселится стар и мал,

Кто на посиделки к нам попал!


Составители: Щипачева Татьяна Александровна,

воспитатель высшей кв.категории,

Набокова Людмила Николаевна,

музыкальный руководитель 1 кв.категории.

• По доминирующему методу: игровой, информационно-творческий.

• По характеру содержания: ребёнок, общество и культура.

• По характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

• По характеру контактов: в контакте с одной возрастной группой.

• По количеству участников: групповой.

• По продолжительности: краткосрочный.

Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.

• Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

• Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

• Побуждать детей к совместной познавательной и творческой деятельности;

• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

• Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.

Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.

1. Целепологание – вызвать интерес к познавательной деятельности.

2. Разработка проекта:

Задачи: Составить план по ознакомлению с обычаями празднования Святок

Образовательная область: музыка.

Виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения.

3. Выполнение проекта

Цель: активное участие в проекте.

Сроки реализации: январь 2017.

Работа с воспитателями:

Беседа об обычаях и традициях праздника.

Слушание и разучивание колядок.

Подбор народных загадок, пословиц, поговорок, колядок, детских гаданий.

Приложение № 1.

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому

ЦЕЛЬ: Формирование стремления активно участвовать в развлечении, общаться, быть доброжелательным и отзывчивым.

Знакомить с традиционными русскими народными праздниками, их происхождением и назначением; обычаями и традициями, связанными с их организацией и проведением;

Развивать понимание названий праздников;

Прививать любовь к русским народным праздникам.

Расширять представления детей дошкольного возраста о русских народных традициях, знакомить с обрядами, колядками;

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Прививать любовь к народным календарно-обрядовым праздникам;

Приобщать к миру народной культуры, фольклору;

Воспитывать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны.

Предварительная работа: беседы о праздновании Рождества, Нового года, заучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году.

Персонажи: Хозяйка – ведущая, воспитатель, Коза, Волк, Лиса, Медведь, Заяц - взрослые.

1 Ведущая: Наступило Рождество – Долго ждали мы его.

Святки празднует народ: веселится и поёт.

Веселится стар и мал,

Кто на посиделки к нам попал!

В этот зимний вечерок вьётся над трубой дымок,

Месяц светится над ней, а в избе полно гостей.

Здесь и красные девицы, раскрасавицы - сестрицы,

Добры молодцы кругом, и хозяйка за столом.

Мы сюда позвали вас поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Будем вечер коротать, дружно песню запевать.

4.Сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем!

На телят, на жеребят и на маленьких ребят,

Чтоб здоровы были, много лет жили!

Ведущая: Коляда, коляда, Открываем все дома,

Все окошки, сундучки, Даем конфеты, пирожки.

5.Пришла коляда, Накануне Рождества!

Коляда, коляда, Отворяй ворота!

6.Мороз не велик, а стоять не велит,

Печка-то топится, пирожка-то хочется!

7.Коляд, коляд, колядушек — хорош с медком оладушек!

А без меду — не таков, дайте, тетя, пирогов!

8.Щедрик-Петрик, дай вареник!

Ложечку кашки, наверх колбаски.

9.Этого мало, дай кусок сала.

Выноси скорей, не морозь детей!

Ведущая: Кому песни поем, тому будет добро,

Чтобы колос — с бревно, а зерно — с ведро!

Песня сбудется, не минуется

Приходила коляда накануне Рождества! Коляда, коляда, отворяй ворота!

Динь-динь-динь, звенят звоночки, к вам пришли сыны и дочки,

Вы колядников встречайте, нас улыбкой привечайте!

Ведущий: Коляда, коляда Накануне Рождества

Блин да лепёшка, хозяин Алешка

Дайте пятак, не уйдем из дома так!!

10.Маленький мальчик сел на стаканчик,

А стаканчик хруп, дай хозяйка руб.

11. Как известно всем, подружки

Мастерицы петь частушки.

И вы, парни, не зевайте!

Петь частушки помогайте!

12. Мы частушки на колядки развеселые споем,

Вы нас слаще угощайте, а то обидимся – уйдем!

1. Эй, Ванюша, на гармошке заиграй, скорее!

Под нее нам петь частушки будет веселее!

2.У меня на сарафане петухи да петухи,

Я сама не косолапа, косолапы женихи!

3.На базаре я была, видела Мирона,

У Мирона на носу каркала ворона1

4.Выйду, выйду я плясать в новеньких ботинках,

Все ребята говорят, что я как картинка!

5.В синем небе ходят тучки, будет дождик или град.

Оля просится на ручки по дороге в детский сад!

6.За столом сидела Алла, за тарелкой думала,

Буратино к ней подсел, весь компот и кашу съел.

7.Попыталась Полина кашу съесть до половины.

Каша вредная попалась. Над Полиною смеялась.

8.Лепят все снеговика, мама ищет Игорька.

Где сынок мой? Где же он? Закатали в снежный ком.

9.Пошла курица в аптеку и сказала «Кукареку!

10 Вот помчался во весь дух расфуфыренный петух:

Душегрейка на меху – знай кричит: “Кукареку!”

11. Из берлоги снеговой вышел мишка, сам не свой.

Не поймет никак со сна - то ль зима, то ли весна?

12. Я надену платье ново, буду в нем красавица,

Пусть лентяи не подходят пока не исправятся!

Ведущая: Идет в гости коза, к нам коза-дереза.

Идет коза рогатая, идет коза бодатая.

Коза (взрослый, поет). Где коза ходит, там пшеница родит,

Где коза хвостом, там жито кустом, Где коза ногою, там жито копною,

Где коза рогом, там жито стогом.

2 Ведущий: Где ты, козочка, ходила, где ты, белая, бродила?

Коза. Ходила я по темным лесам, По сырым борам, устала. (Коза падает)

Ведущий: Что же козочке надо? Что же она любит?

А нашей козе немного и надо:

Ведерочко гречки на перепечки

Да горшок овса на конец хвоста.

Решето овса, поверх него — колбаса.

Да три куска сала, чтобы коза встала!

Хозяева одаривают Козу мешочком со сладостями. Та вскакивает на ноги и начинает танцевать. Дети окружают Козу и начинают водить хоровод.

С двух сторон появляются ВОЛК и ЛИСА (взрослые)

Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису. —Лизавета, здравствуй! —Как дела, Зубастый? —Ничего идут дела, голова еще цела. - Где ты был? - На рынке. - Что купил? - Свининки. - Сколько взяли? - Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке. - Кто отгрыз? - Собаки. - Жив ли, милый куманек? - ЕЛЕ НОГИ уволок

Ладно, милый, не устанешь, если с нами поиграешь!

1.Ведущий: Раз - два, раз - два, начинается игра!

Уж я улком шла, переулком шла,

Уж я ниточку нашла, клубок тянется, не кончается,

Я за ниточку бралась, только нить оборвалась!

Дети заводят улитку, затем иголочка находит дырочку, вылезает и разматывает ниточки - клубок.

Появляется Медвежонок, навстречу ему Зайчонок:

Заяц: Здравствуй, Медвежонок! Хочешь,

Я морковку тебе подарю очень вкусную свою. Показывает.

Медвежонок: Ну, а я тебе – душистый мед, весь бочонок этот вот Показывает.

Заяц: Но морковочка вкусней, да и слаще, и сытней.

Медвежонок: Меду лучше нет на свете, тебе скажут даже дети.

Заяц: Нет, морковочка лучше.

Медвежонок: Нет, мед.

Заяц: Нет, морковка. Спорят.

Медвежонок: Мед душистее, сочней.

Ох, какой сладкий, ням-ням. Ест

Заяц: Все ж морковочка вкусней,

Да и слаще, и сытней.

Ох, какая вкусная, сладкая Ест морковку.

Заяц. Миш, дай попробовать медку.

Медвежонок. А мне морковочку твою.

Заяц: (заглядывает в бочонок) А, а где же, Мишка мед?

Медвежонок (тоже заглядывает в свой бочонок и говорит недоуменно).

А его весь съел мой рот. А морковка где твоя?

Заяц: Зубки сгрызли.

Оба: Вот так да! Что же делать нам друзья?

Заяц: Ой, ребята, помогите, Что нам делать, подскажите!

Ведущий: Коляд, коляд, коляда, весела да богата.

Сейся, родися, жито и пшеничка,

Ячмень, овес, гречка, горох, чечевичка.

Будьте здоровы, счастливы будьте.

Живите без бед много-много лет!

Ведущий: Ну вот и закончились наши посиделки. Мы говорим вам: до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников.

Дети покидают зал.

Приложение № 2.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: развлечение.

ЦЕЛЬ: Приобщить детей к истокам русской традиционной культуры, познакомить с обрядами, которые существовали на Руси.

Познакомить детей с понятием Рождественские Святки, с традициями, обычаями и обрядами, связанными с их организацией и проведением: гадания, народные гуляния, колядование, украшение елки.

Расширять кругозор посредством приобщения к искусству и национальной культуре.

Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на произведения музыкального фольклора.

Учить играть на детских музыкальных инструментах в ансамбле.

Обогащать память детей, интеллектуальные возможности, их творческую активность, фантазию, воображение, инициативность, произвольность.

Формировать художественный вкус.

Способствовать развитию ребенка, прививая ему любовь, уважение к своей нации, душевную чуткость и восприимчивость к окружающим.

Развивать потребность совершать добрые дела и поступки, формировать нравственное чувство.

Прививать любовь к народным праздникам и традициям.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, художественная литература, здоровье, физическая культура, социализация.

Предварительная работа: беседа с детьми о традиционном праздновании Рождества и Святок; разучивание обрядового репертуара с детьми (колядки, попевки, игры, загадки, поговорки про стол, скатерть, полотенце, хлеб, самовар, чай).

Действующие лица: ведущие – воспитатели, Баба Яга, домовенок Кузя.

1Ведущая: Здравствуйте ребятушки, здравствуйте гости дорогие!

Все на Святки! Все на Святки! Приходите-ка, ребятки!

Это что такое святки? Вы не слышали, ребятки?!

Что ж, придется рассказать и, конечно, показать.

2 Ведущая: Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный.

Наши прабабушки и прадедушки,

Веселились две неделюшки,

От Рождества и до крещения

1 Ведущая: Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки,

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили!

2 Ведущая: Ребята, наступили Святые дни – Святки!

Святки празднует народ: веселится и поет.

Заставлен он тарелками, Глубокими и мелкими,

Там ложки, вилки и ножи…На чем стоят они, скажи. (Стол)

За ним – сидим, За ним – едим,

Он всей семье Необходим…(Стол)

У него спина большая, И на ней он разрешает

И писать, и рисовать, И лепить, и вырезать…(Стол)

На себе он блюда держит, Ножками упёрся в пол.

Скатертью накрыли белой Крепкий и надёжный. (Стол)

2 Ведущая: Стол всегда покрывали скатертью. Скатерти были разные по окраске, рисунку и технике изготовления. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна и

имели кружевную прошву, кисти или бахрому. А кто знает загадки про скатерть?

Скатерть со стола — и дружба сплыла

Били меня, колотили меня, А за стол с царем посадили. Ответ: Скатерть

Кто стоит в столовой нашей, Подпирая миску с кашей?

Вышит кружевом подол. Кто залез сейчас на стол? Ответ: Скатерть

1 Ведущая: На столе всегда был хлеб, завернутый в полотенце, и солонка с солью. Гостей выходили встречать хлебом с солью на вышитом полотенце. Во главу стола садился хозяин, окинув семью взглядом, отец брал в руки нож, прижимал к груди хлебную булку, отрезал ломоть за ломтем и раздавал сидящей за столом семье. Русский народ слогал о хлебе пословицы, поговорки, загадки. Нам расскажут дети.

Мягкое, пушистое Беленькое, чистое.

В душ его возьму с собой Буду чистый и сухой. (полотенце)

И махровое, и гладкое бывает. Кто помылся, тот о нем не забывает:

Взрослого, младенца Вытрет. (полотенце)

Мягкое мохровое, Совершенное новое,

После ванны, После бани, На плечах У Вани -Тани. (Полотенце.)

Есть у каждого в квартире, И побольше, И пошире.

После ванны, после душа, Вас обнимет и просушит. (Полотенце.)

Если в ванной ты собрался Брызгаться, плескаться,

Мыться в душе, руки мыть, Шумно умываться,

В мыльной пене полежать И в воде погреться

Не забудь с собою взять Большое (Полотенце)

Хлеб батюшка, водица матушка.

Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — и стол доска.

Без хлеба смерть, без соли смех.

Хлеб всему голова.

2. Ведущая: Но существовал один секрет – приходили ряженые только в те дома, на окне которых выставлялась свеча.(выставить свечу), накрывали стол вышитой скатертью, ставили самовар, угощения разные. Колядовщиков приглашали за стол, угоститься сладостями, испить чаю.

За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем.

Выпей чайку – забудешь тоску.

Самовар кипит, уходить не велит

Приходите к чаю – пирогами угощаю.

1Ведущая: На Святки принято было гадать. Гадали все – и взрослые и дети. Очень любили люди эту забаву, девушки гадали что их ожидает в новом году, а парни мерялись силою. Чтобы прогнать нечистую силу, которая мешает празднику, в старину много шумели, смеялись, громко пели. И мы прогоним всю нечисть шумовым оркестром.

Стук в дверь , заходит Баба Яга.

Б.Я. Ишь как веселятся! Чаю напились! Пирогов наелись! А у Бабы Яги и крошки во рту не было с прошлого Рождества.

2 Ведущая. Здравствуй Б.Я. оставайся на нашем празднике, поиграй с нами.

Баба Яга: И мне погадайте! Я тоже счастья хочу!(Б.Я. кидает , а ловит Домовенок Кузя).

2 Ведущая: Вот и твой жених! Кто же это, проходи, гость дорогой, представься, пожалуйста!

Домовенок Кузя: С виду, может, неприметный, не велик росточком,

Сундучок в руках секретный, обувь – лапоточки,

Кличут домовенком Кузей, сплю за печкой, где тепло.

Да играю с кошкой Муськой, ночью, когда уже темно.

Здравствуйте, здравствуйте, публика почтенная!

Что за шум? Что за смех? Никакого покоя нет!

2 Ведущая: Посиделки здесь у нас, мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться, в пляске весело кружиться!

Встанем вместе мы в кружок

Будем мы катать комок.

У кого комок замрет,

Тот для нас плясать пойдет.

Раз- два, раз- два, начинается игра!

1 Ведущая: Домовенок Кузя, а что это у вас за сундучок секретный, золоченый? А ты гадать умеешь, научи и нас.

Читайте также: