Какая служба наделена полномочиями по контролю уровня воды кратко

Обновлено: 30.06.2024

При эксплуатации поверхностных водных объектов водопользователи обязаны разрабатывать и вести ряд документов в зависимости от целей водопользования. В статье рассмотрим, какие показатели необходимо включать в программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод и программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти[1].

В зависимости от целей водопользования необходимо разработать и подать на согласование следующие программы (табл. 1).

Таблица 1. Необходимые программы в зависимости от целей водопользования

Программы

Цели использования водного объекта

сброс сточных и (или) дренажных вод

забор воды

иные

Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод

Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной

В бассейновое водное управление (отдел водных ресурсов) на согласование представляется не менее двух экземпляров программ.

На основании согласованных программ подаются сведения о состоянии водных объектов за прошедший квартал (до 10 числа первого месяца квартала).

Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод

Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее — Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013).

Обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом (п. 2 Порядка).

К программе проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод прилагаются:

• копия свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

• копия аттестата об аккредитации лаборатории (или свидетельство об оценке состояния измерений) с областью определения или договор с организацией, имеющей аккредитованную лабораторию с копией аттестата об аккредитации и областью определения;

• ситуационный план с указанием места водопользования и места отбора проб;

• пояснительная записка, отражающая в том числе:

– описание водоотводящих сооружений;

– обоснование перечня контролируемых показателей с учетом принимаемых от абонентов сточных вод.

В таблице 2 представлены рекомендации по заполнению данных об отборе проб в программе проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод •.

Таблица 2. Рекомендации по заполнению данных об отборе проб в программе проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод

Место отбора проб

Периодичность отбора проб

Перечень определяемых показателей

Организация, осуществляющая измерение качества сточных вод

Сточные воды перед сбросом в водный объект (с указанием наименования водоотводящей системы, откуда осуществляется отбор проб, расстояния до водного объекта, географических координат места отбора)

Для объектов I и II категорий — не менее одного раза в месяц.

Для объектов III категории — не менее одного раза в квартал (указать конкретный месяц)

Вещества и свойства сточных вод, установленные в НДС

Указывается наименование организации, в лаборатории которой проводится измерение

Не менее одного раза в квартал

Ежеквартально (указывается конкретный месяц)

Микроорганизмы, установленные в НДС

Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объем и перечень определяемых ингредиентов) согласовывается территориальным органом Росводресурсов в 30-дневный срок (п. 13 Порядка).

Срок действия программы не регламентирован, если собственник не указал в ней иное.

Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной

Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов (далее — Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 № 219 (в ред. от 18.04.2014).

Собственники водных объектов и водопользователи в порядке, установленном Минприроды России (п. 16 Положения):

• ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами;

• представляют в территориальные органы Росводресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью.

К программе ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной прилагаются:

• копия свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

• копия аттестата об аккредитации лаборатории (или свидетельство об оценке состояния измерений) с областью определения или договор с организацией, имеющей аккредитованную лабораторию с копией аттестата об аккредитации и областью определения;

• ситуационный план с указанием места водопользования, места отбора проб и земельного участка водоохранной зоны.

В таблицах 3–5 представлены рекомендации по заполнению данных об отборе проб в программе ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной в зависимости от целей водопользования.

[1] Пункт 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ).

А.А. Локтионова, ведущий инженер-эколог

Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов призван обеспечить соблюдение:

порядка использования и охраны водных объектов;

лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);

стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов;

режима использования территорий водоохранных зон;

иных требований водного законодательства Российской Федерации.

Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

ГАРАНТ:

См. Методическое пособие об особенностях осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов в целях: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; добычи полезных ископаемых, промышленности, энергетики, гидроэнергетики, транспорта, лесосплава, рыбного и охотничьего хозяйства, а также сброса сточных и дренажных вод, утвержденное МПР РФ

Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов определяется Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Положение об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 716

См. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"

См. Положение о государственной водной службе Министерства природных ресурсов Российской Федерации, утвержденное приказом МПР РФ от 10 июня 2002 г. N 351



Безусловно, все мы заинтересованы, чтобы питьевая вода, текущая из наших кранов, была безопасной для здоровья и отвечала требованиям санитарного законодательства.

Контроль качества воды в системе централизованного водоснабжения осуществляется круглосуточно по всему пути движения воды от верховий источников до кранов потребителей и включает в себя комплекс различных мероприятий, позволяющих оценить оптимальные органолептические, радиологические, химические и биологические свойства воды.

В среднем, по России, плановый лабораторный контроль осуществляется в источнике водоснабжения, по этапам очистки, перед подачей в городскую водопроводную сеть и в узловых точках водопроводной сети. Такой лабораторный контроль осуществляется непрерывно аккредитованными лабораториями. В среднем, в плановом порядке, проводится определение около 100 физико-химических, радиологических и биологических показателей. Характер и число показателей, по которым осуществляется повседневный контроль, могут значительно изменяться в зависимости от вида водоисточника и методов обработки воды. Количество точек, где происходит отбор проб воды для анализа, зависит от протяженности распределительной сети, а так же от количества людей, проживающих в населенном пункте.

Например, в крупных городах число точек отбора проб воды осуществляется автоматически, с помощью специальных приборов и может достигать 200 и более. Такой непрерывный контроль позволяет реагировать на изменение параметров качества воды и проводить необходимые мероприятия для сохранения ее качества в процессе транспортировки по распределительной сети. Результаты анализов передаются в систему социально-гигиенического мониторинга города.

Государственный надзор за работой системы централизованного водоснабжения осуществляется многими службами, в том числе и органами Роспотребнадзора, лаборатории которых выполняют регулярный контроль качества питьевой воды как на выходе станций водоподготовки в плановом порядке, так и у потребителей.

Для каждой централизованной системы питьевого водоснабжения эксплуатационной организацией разрабатывается специальная программа производственного контроля, которая включает в себя необходимое количество отбор проб воды, места отбора проб и проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям.

Перечень показателей, по которым, как правило, осуществляется контроль, включает в себя:

  • Органолептические показатели (цветность, мутность, запах)
  • Обобщенные показатели (водородный показатель, общая жесткость, окисляемость, суммарное количество нефтепродуктов )
  • Неорганические вещества (алюминий, барий, бор, железо, мышьяк, ртуть, свинец, фториды, хлориды и другие вещества в зависимости от источника водоснабжения)
  • Органические вещества (линдан, ДДТ)
  • Вещества, присутствующие в воде в результате хлорирования (остаточный и связанный хлор, хлороформ)
  • Микробиологические и паразитологические показатели (общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии, общее микробное число, колифаги, цисты лямблий)
  • Радиологические показатели.

Программа включает в себя также контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

Производственный контроль осуществляется всеми организациями, осуществляющими холодное или горячее водоснабжение.

При несоответствии качества воды, изменении ее состава в источнике питьевого водоснабжения, изменении технологии водоподготовки, а также при повышении инфекционных и неинфекционных заболеваний населения, связанной с потреблением воды, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества воды, и увеличить частоту отбора проб воды.

Понятие

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти регионов;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации, публично-правовые компании – в случаях, предусмотренных федеральными законами (например – Росатом, саморегулируемые организации (СРО)).

При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.

Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий

ВОПРОСЫ

КАКОЙ ОРГАН РЕШАЕТ

ДОКУМЕНТ-ОСНОВАНИЕ

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.

Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.

Кто проводит проверки

  1. Руководитель (зам. руководителя) такого органа.
  2. Инспектор – это должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных).

Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.

В Положении о виде контроля может быть запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении этих же объектов.

По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:

  • составлять акты контрольных (надзорных) мероприятий;
  • выдавать предписания.

Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.

Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).

Чем занимаются органы контроля (надзора)

Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:

  • профилактики их нарушений;
  • оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований;
  • выявления их нарушений;
  • принятия мер пресечения выявленных нарушений обязательных требований;
  • устранения их последствий;
  • восстановления правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.

В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.

Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Читайте также: